соотнося их с полученными результатами. Отсюда и улучшение основных показателей ликвидности за последний год [1].
Итак, для определения картины риск-менеджмента, применяемого Банком ВТБ в целях увеличения дохода, снижения убытков, стимулирования роста эффективности работы, а также успешного конкурирования на рынке банковских услуг мы выделили и проанализировали политику управления рисками, уделив особое внимание показателю норматива достаточности капитала, являющимся ключевым в политике управления капиталом. Также были проанализированы основные значения по таким рискам, как кредитный, рыночный, операционной риски, а также риск ликвидности и новый показатель финансового рычага в соответствии с требованиями Банка России, основывающихся на положения Базель III.
Таким образом можно с уверенностью резюмировать правильную направленность политики управления рисками, проводимой Банком. Ключевые требования ЦБ РФ, рассмотренные в данной статье, выполняются с запасом, показатель финансового рычага введён успешно, а учёт основным банковских рисков проводится с учётом возросшей общей нестабильности рыночной конъюнктуры в стране. Этим и объясняется высокая конкурентоспособность Банка на рынке банковских услуг.
Литература
1. Годовые отчёты ПАО «Банк ВТБ» за 2010-2015 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vtb.ru/ (дата обращения: 06.06.2016).
2. Инструкция об обязательных нормативах банков. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cbr.ru/ (дата обращения: 15.05.2016).
3. Финансовые отчётности по РСБУ ПАО «Банк ВТБ» за 2010-2015 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vtb.ru/ (дата обращения: 06.06.2016).
The tax policy of the state in the gas sector Zhuravlev M. (Russian Federation) Налоговая политика государства в газовом секторе Журавлев М. А. (Российская Федерация)
Журавлев Максим Александрович / Zhuravlev Maxim — студент-бакалавр, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: газовый сектор Российской Федерации является фундаментом всей энергетической инфраструктуры национальной экономики. В статье рассматривается налоговая политика государства и система регулирования газового рынка. Выявлено, что в отношении газовой отрасли был взят ярко выраженный фискальный курс. Проанализированы изменения налогового законодательства 2014-2016 гг. и меры в области налоговой политики, призванные обеспечить снижение чрезмерной налоговой нагрузки на газовую промышленность, скорректировать фискальную направленность сложившейся налоговой системы на стимулирование производственной деятельности. Новый формульный подход расчёта налоговых ставок НДПИ на газ и газовый конденсат учитывает различные основополагающие факторы, необходимые для создания в отрасли стабильного налогового режима.
Abstract: the gas sector of the Russian Federation is the base of the whole energy infrastructure of the national economy. In the article the tax policy of the state and the system of regulation of the gas market are considered. It was revealed that a pronounced
fiscal course has been taken in respect of the gas industry. The changes of2014-2016 years in tax legislation and measures in the field of the tax policy are designed to ensure the reduction of the excessive tax burden on the gas industry, to adjust the fiscal orientation of the current tax system to stimulate productive activity. The new formular approach for calculating of the tax rate of the MET on gas and gas condensate takes into account the various underlying factors needed to create a stable tax regime in the industry.
Ключевые слова: налоговая политика, газовая отрасль, налоговая нагрузка, налог на добычу полезных ископаемых.
Keywords: tax policy, the gas industry, the tax burden, the mineral extraction tax.
Налоговая политика государства в газовой отрасли должна стимулировать её развитие и привлекать инвестиции в долгосрочные проекты. Тем не менее, в основных направлениях налоговой политики на 2014 год была заявлена дополнительная фискальная нагрузка на компании газовой отрасли, чему должны способствовать ежегодное увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) на газ и её дифференциация. Например, в ежегодном отчёте ПАО «Газпром» за 2014 год сказано об увеличении налоговой нагрузки по НДПИ на компанию (рассчитана как отношение суммы НДПИ, начисленного к уплате по декларации, к показателю выручки) в 4,8 раза по сравнению с 2010 годом за счёт увеличения ставки НДПИ с 147 р./тыс. куб. м до 700 р./тыс. куб. м.
Кроме того, на 2014 и плановый период 2015-2016 было запланировано введение понижающих коэффициентов при расчёте НДПИ на газ. Данные коэффициенты предлагалось применять в отношении тех налогоплательщиков, которые не являются в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения (далее — ЕСГ) или не являются организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ. При этом совокупная доля такого участия должна составлять более 50%.
Основные направления налоговой политики на 2014 год предложили введение формульного подхода при исчислении НДПИ в отношении газа и газового конденсата. Совершенствование налогообложения НДПИ, взимаемого при добыче газа и газового конденсата, направлено на создание гибкой системы ставок, привязанной к стоимости добытого углеводородного сырья. В результате, уровень налоговой нагрузки будет реагировать на изменения как внешней, так и внутренней ценовой конъюнктуры. При этом формульный подход должен создаваться на основе ряда принципов:
• доходы федерального бюджета от НДПИ на газ должны сохраняться на прежнем на уровне при действующих ставках НДПИ в отношении газа и газового конденсата;
• учёт средних оптовых цен реализации газа на внутреннем рынке и средней экспортной цены за налоговый период;
• учёт среднего за налоговый период уровня цен нефти марки «Urals»;
• учёт при определении налоговой ставки доли добытого газа горючего природного и газового конденсата в общем объёме углеводородного сырья, добываемого из газовых месторождений.
Кроме того, целесообразно ввести в формулу расчёта ставки НДПИ в отношении газа и газового конденсата коэффициенты, характеризующие условия добычи углеводородов и стадию разработки недр соответствующих месторождений, а также выравнивание ставок для организаций, входящих в группу ПАО «Газпром», и прочих производителей газа по мере достижения равных доходов от поставок газа на внутренний и внешний рынки.
По итогам разработанных основных направлений налоговой политики на 2014 год в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) были внесены
некоторые изменения. Исчисление величины НДПИ при добыче природного газа и газового конденсата с 1 июля 2014 года осуществляется на основе специальной формулы. Новая методика расчёта учитывает, в частности, состав газа, макроэкономические показатели и состояние цен на приоритетных рынках сбыта голубого топлива, условия разработки залежей, расходы на транспортировку газа горючего природного [3, с. 39].
В формулу расчёта НДПИ был включён коэффициент, который характеризует степень сложности добычи углеводородов. Благодаря этому показателю учитываются условия добычи газа и газоконденсата. Указанный коэффициент принимается равным минимальному значению ряда показателей: степени выработанности запасов газа, коэффициентов, характеризующих географическое расположение участков недр, глубину залегания углеводородов, принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения, особенности разработки отдельных залежей участка недр, которые включают преференции для недропользователей туронских продуктивных отложений [5, с. 173].
Предложения по совершенствованию системы налогообложения НДПИ с учётом современной экономической ситуации были отражены в основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством РФ 1 июля 2014 года. В документе подчёркивается, что НДПИ должен выполнять регуляторную функцию, направленную на стимулирование разработки новых залежей газа. В данный документ также внесены предложения по введению ряда налоговых преференций, направленных на развитие производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. А именно нулевая ставка НДПИ, которая должна быть установлена в отношении газового конденсата и газа горючего природного, добываемого из недр, расположенных на полуострове Гыданский в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа. При этом газ и газовый конденсат должны использоваться только для производства сжиженного природного газа до накопленного объема добычи 250 млрд куб. м на участке недр для газа горючего природного и 20 млн т для газового конденсата при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет с первого числа месяца, в котором начата добыча газа или газового конденсата.
На плановый период указанный документ выносит вопрос о целесообразности введения налога на дополнительный доход для новых месторождений углеводородов. В этом случае особое внимание необходимо уделять проработке механизмов администрирования данного налога, поскольку это одно из главных условий рассмотрения возможности введения нового налога. Кроме того, прорабатывается проект установления налоговых льгот для приоритетных проектов в области добычи и транспортировки газа, в которых задействованы иностранные инвесторы.
В 2015 году в НК РФ был введён ряд изменений, связанных с налогообложением газовой отрасли. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 181, п. 1 ст. 205.1 НК РФ с 2015 года природный газ стал подакцизным товаром. При этом природный газ облагается акцизом только в том случае, если это зафиксировано в международных договорах РФ. В п. 5 ст. 193 НК РФ установлена ставка акциза 30% для таких соглашений.
С 1 января 2015 года введены изменения в методику расчёта ставки НДПИ в отношении газового конденсата. Изменения касаются пп. 10 п. 2 ст. 342 НК РФ, который зафиксировал, что теперь ставка НДПИ умножается не только на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и коэффициент Кс, но и на корректирующий коэффициент Ккм. В п. 15 ст. 342.4 НК РФ указано, что в 2015 году данный показатель принимается равным 4,4.
Также скорректирован порядок расчёта показателей, применяемых при определении базового значения единицы условного топлива. В соответствии с п. 16 ст. 342.4 НК РФ показатель Пн, используемый при расчёте цены газового конденсата (Цк), налогоплательщик теперь рассчитывает самостоятельно как условную ставку
55
экспортной таможенной пошлины на газовый конденсат. До 1 января 2015 года показатель Пн принимался равным ставке экспортной пошлины на нефть, которая была установлена в истекшем налоговом периоде.
Изменения были внесены и в порядок определения коэффициента Кс, характеризующего степень сложности добычи газа и газового конденсата из залежи. В пп. 4 п. 9 ст. 342.4 НК РФ приведён специальный порядок расчёта коэффициента Кр, который характеризует географическое расположение месторождения. Для налогоплательщиков, которые в течение всего налогового периода являются собственниками объектов ЕСГ и (или) в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ и суммарная доля такого участия составляет более 50%, коэффициент Кр равен нулю. Данный порядок можно использовать лишь в отношении месторождений, расположенных полностью или частично в пределах Иркутской области и (или) Республики Саха (Якутия). Дата начала промышленной добычи газа на таких месторождениях должна приходиться на период, начиная с 1 января 2018 г. Следует отметить, что в соответствии с п. 14 ст. 342.4 НК РФ, с 1 января 2015 года в отношении перечисленных участков недр, для которых значение коэффициента КР равно нулю, показатель ТГ, который характеризует затраты на транспортировку газа горючего природного, также равен нулю.
Согласно положениям основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов скорректировано предложение по установлению нулевой ставки НДПИ для реализации комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал в отношении газа горючего природного и газового конденсата, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе.
На данный момент с 1 января 2016 года введены Федеральным законом от 28.11.2015 № 325-Ф3 несколько изменений в налоговое законодательство. Согласно п. 1 ст. 342.4 НК РФ при определении НДПИ в отношении газа используется новый коэффициент КГП, который характеризует экспортную доходность. Он применяется, чтобы рассчитать базовое значение единицы условного топлива (Еут). Согласно п. 18 ст. 342.4 НК РФ в 2016 году данный коэффициент по общему правилу равен 0,7317, но для некоторых налогоплательщиков он равен 1 (для ПАО «Газпром»). В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ значение корректирующего коэффициента, используемого при расчёте ставки НДПИ на газовый конденсат повышено. Значение коэффициента Ккм составляет 5,5. В прошлом году, как было сказано ранее, он был равен 4,4. Такое повышение было запланировано п. 15 ст. 342.4 НК РФ. Таким образом, базовое значение ставки НДПИ, взимаемого при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья, умножается на коэффициент Ккм и на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.
Таким образом, в налоговое законодательство в отношении добычи газа за последние два года были внесены серьёзные изменения, связанные с переходом от плоской, унифицированной ставки НДПИ к сложной формуле, учитывающей конкретные условия добычи углеводородного сырья, что должно положительно отразиться на разработке новых месторождений и инвестиционном климате в отрасли.
Литература
1. Каширина М. В. Особенности налогообложения при добыче углеводородов.
Актуальные проблемы развития налоговой системы России в первом десятилетии
56
XXI века: монография / под ред. Л. И. Гончаренко. М.: Финансовый университет, 2011. 316 с.
2. Каширина М. В. Определение налоговой нагрузки на нефтедобывающие организации: теоретический аспект // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. (ЭПОС), 2011. № 3. С. 25-31.
3. Мазурина Е. В. Новая система налогообложения в газодобыче: введение льгот или рост налоговой нагрузки? // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2014. № 5. С. 37-41.
4. Мирзоев М. Р., Скрипниченко В. А. Основные проблемы налогообложения добычи нефти и газоконденсата в России и их влияние на освоение Арктики // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров), 2015. № 2. С. 37-43.
5. Палювина А. С., Каширина М. В. Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России // Налоги и налогообложение, 2016. № 2. С. 170-178.
6. Kashirina M. V., Zhuravlev M. A. Current tax issues of the gas industry // World science, 2015. № 1 (5). Р. 27-30.