налоговая система государства
51
УДК 336.2
Формирование эффективной системы налогового стимулирования инновационной деятельности как залог ее развития
необходимость инновационного пути развития российской экономики предполагает различные пути и методы стимулирования инновационного процесса на отдельных предприятиях и в отраслях. среди стимулирующих методов особое место занимают инструменты налогового стимулирования, включающие как различные варианты снижения налогового бремени, так и предоставление преимуществ в виде отсрочки или рассрочки по уплате налогов либо инвестиционного налогового кредита. комплексное применение указанных преимуществ в условиях идентификации получающих их налогоплательщиков способствует выбору налогоплательщиками инновационных направлений деятельности.
Ключевые слова: амортизационная политика; инновационное развитие; налоговое стимулирование; вычеты по налогу; инвестиционный налоговый кредит.
The need for innovative development of the Russian economy suggests various ways and methods of stimulating innovation processes at individual enterprises and in industrial sectors. Incentive methods include, in particular, tax incentive tools to ensure both tax burden reduction and provision of benefits in the form of deferred or installment payment of taxes or investment tax credits. Comprehensive use of the above benefits along with identification of taxpayers receiving them encourages taxpayers to choose innovation-based lines of activities.
Keywords: depreciation policy; innovative development; tax incentives; tax deductions; investment tax credit.
Малис Нина Ильинична
канд. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Налоговое консультирование» Финансового университета E-mail: [email protected]
инструменты налоговой поддержки инновационной деятельности
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности налогоплательщиков заключается как в создании условий для увеличения спроса на инновационную продукцию, так и в применении стимулов, способствующих
Горохова Наталья Александровна
канд. экон. наук, зам. заведующей кафедрой «Налоговое консультирование» Финансового университета E-mail: [email protected]
модернизации производств, т. е. инвестиций в новые технологии. Очевидно, что налоговый механизм не должен создавать препятствий для деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов НИОКР, приводящих к увеличению производительности труда.
В результате анализа зарубежной практики авторами статьи был сделан вывод, что основные инструменты налоговой поддержки инновационной деятельности включают:
• вычет с повышающим коэффициентом расходов на НИОКР и аналогичных расходов из базы по налогу на прибыль или доход;
• предоставление налогового кредита на сумму затрат на НИОКР;
• ускоренную амортизацию (вплоть до единовременного списания средств на текущие расходы);
• перенос убытков в прошлое и на будущее для отдельных инновационных компаний;
• налоговые каникулы для налогоплательщиков, осуществляющих НИОКР;
• инвестиционные налоговые кредиты для инвестиций в высокотехнологичное оборудование.
Кроме того, в ряде государств (Ирландия, Индия, Китай, Израиль) применяются специальные налоговые режимы для инновационных организаций, что дает несомненный положительный эффект.
Почти все эти инструменты налоговой поддержки инновационной деятельности в той или иной мере применяются в Российской Федерации, но для обеспечения эффективности их использования нужен механизм идентификации как налогоплательщиков с учетом осуществляемой ими деятельности, так и отдельных видов расходов с целью установления приоритетности предоставления налоговых льгот. При отсутствии действенной системы вышеуказанной идентификации вероятность злоупотреблений льготами со стороны тех налогоплательщиков, для которых они изначально не предназначаются, очень велика.
Классификация стимулов развития инновационной деятельности
По субъективному признаку налоговые стимулы, способствующие развитию инновационной деятельности, можно классифицировать по видам налогов.
Поскольку налоги подразделяются в российском налоговом законодательстве на федеральные, региональные и местные, ясно, что по федеральным налогам льготы устанавливаются и отменяются поправками, вносимыми в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), по региональным — НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, по местным — НК
РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, т.е. льготы можно подразделить на федеральные, региональные и местные.
По объективному признаку налоговые льготы можно классифицировать:
• на льготы, предоставляемые физическим лицам, т.е. лицам, получающим доходы в связи с участием в инновационной деятельности;
• на льготы, предоставляемые организациям, осуществляющим научную или инновационную деятельность;
• на адресные льготы, т.е. льготы, предоставляемые в зависимости от направления осуществления деятельности или места нахождения (например, резидентам особых экономических зон);
• на льготы в отношении отдельных видов имущества, к которым можно отнести механизм начисления амортизации или льготы по налогу на имущество либо земельному налогу.
Стимулирование налогоплательщиков, занимающихся инновационной деятельностью
До введения в действие НК РФ налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации заключалось в основном в корректировке механизмов обложения налогоплательщиков отдельными налогами, причем набор налоговых льгот был весьма существенным, а идентификация налогоплательщиков полностью отсутствовала.
Концепцией налоговой реформы 1998 г. предусматривалось максимальное упразднение налоговых льгот, приводивших к неоправданно высоким выпадающим доходам бюджетов всех уровней без обеспечения достижения поставленных задач в налоговой сфере, в том числе задач инновационного развития экономики.
В настоящее время налоговое стимулирование инновационной деятельности, наряду с другими способами стимулирования, так же как и прежде осуществляется посредством корректировки механизмов налогообложения в соответствии с направлениями налоговой политики Российской Федерации на соответствующие периоды.
В результате поэтапного выполнения программных положений налоговой политики нормы практически каждого налога включают положения, направленные на стимулирование инновационных процессов.
В 2002 г. в связи с введением в действие главы 25 НК РФ налоговая ставка налога на прибыль была снижена до 24%, но при этом были отменены практически все налоговые льготы, в том числе инвестиционная, которая напрямую связана с инновационными возможностями налогоплательщиков.
В то же время говорить о том, что в ныне действующем законодательстве по налогу на прибыль отсутствуют стимулы для развития инновационного процесса, нельзя: просто поменялся механизм воздействия налогового законодательства на стимулирование инновационной деятельности налогоплательщиков. В настоящее время он материализуется как путем соответствующего уменьшения налоговых обязательств через введение налоговых вычетов и снижение ставки, так и путем переноса уплаты налогов на более поздние периоды. При этом выпадающие доходы бюджета от применения налоговых льгот по налогу на прибыль последовательно растут и достигли в 2012 г. 615 млрд руб., увеличившись за 2 года в 1,7 раза.
В настоящее время подход к стимулированию налогоплательщиков, задействованных в инновационном процессе, заключается в предоставлении возможности уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль посредством включения в состав затрат ряда специфических расходов и через механизм начисления амортизации, что соответствует подходам к решению задач инновационного развития, принятым в развитых странах.
В последние годы налоговая политика Российской Федерации последовательно развивалась в этом направлении, и, судя по Основным направлениям налоговой политики на плановый период до 2016 г., такая тенденция сохранится в будущем. В результате налоговое законодатель -ство в целом и по большинству налогов в частности содержит существенный набор инструментов, предназначенных на поддержку инноваций.
Первым шагом в этом направлении стало увеличение с 1 января 2008 г. числа расходов организаций, учитываемых в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, в состав затрат были включены средства целевого финансирования, получаемые научными организациями из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
В течение последующих 2 лет были приняты решения о сокращении до 1 года срока принятия к вычету расходов на НИОКР, отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата (ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу по налогу на прибыль), увеличен до 1,5% выручки (в три раза) норматив расходов на НИОКР, введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было ранее.
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности налогоплательщиков заключается как в создании условий для увеличения спроса на инновационную продукцию, так и в применении стимулов, способствующих модернизации производств
С 2011 г. налогоплательщики на основании разработанных и утвержденных планов проведения НИОКР могут самостоятельно принимать решение о создании резервов предстоящих расходов на НИОКР, отразив принятые решения в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые при реализации указанных программ, должны производиться за счет средств созданного резерва. В то же время размер резерва ограничен и не может превышать величину, равную доходам от реализации отчетного (налогового) периода, умноженную на коэффициент 0,03, за вычетом отчислений на формирование фондов поддержки научной и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5% доходов от реализации. Существенная выгода налогоплательщика заключается в том, что средства резерва учитываются во внереализационных расходах, тем самым уменьшая налоговую базу текущего налогового периода, что, несомненно, становится действенным стимулом осуществления соответствующей деятельности.
Очевидно, что важным побудительным стимулом осуществления инновационных мероприятий является амортизационная политика, позволяющая при определенных обстоятельствах значительно быстрее накапливать средства и уменьшать на некоторое время налоговые платежи за счет образования отложенных налоговых обязательств.
Существенной новацией российского налогового законодательства по налогу на прибыль, связанной с инновационным процессом, стало введение так называемой амортизационной премии, т.е. предоставления организациям возможности единовременного списывать 10% (а в ряде случаев и 30) стоимости вновь вводимых основных средств на расходы. Однако многие налогоплательщики стали использовать механизм амортизационной премии для получения необоснованной налоговой выгоды путем перепродажи основных средств друг другу. С целью борьбы с этим явлением был введен ряд ограничений, выражающихся в том, что при перепродаже основных средств, которые не были в собственности налогоплательщика 5 лет, амортизационную премию надо восстанавливать с доплатой налога на прибыль.
Развитие инновационной деятельности в ряде отраслей невозможно без развития рынка лизинговых услуг
С 2013 г. вновь уточнен порядок восстановления в доходах суммы амортизационной премии, учтенной в расходах организации при осуществлении инвестиций в основные фонды, а также расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, а также реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены ранее, чем по истечении 5 лет с момента их введения в эксплуатацию.
С учетом внесенных изменений начиная с 2013 г. суммы амортизационной премии подлежат восстановлению только в случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся
взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. При этом расходы в виде указанных капитальных вложений учитываются при определении остаточной стоимости основных средств, включаемых в состав расходов при их реализации. В связи с этим налоговые последствия при таком восстановлении будут возникать только в случае реализации основных средств с убытком.
Указанные нововведения в налоговое законодательство по налогу на прибыль должны оказать существенное влияние на практику применения амортизационной премии, поскольку снимают ряд барьеров для добросовестных налогоплательщиков. Безусловно, это приведет к снижению налоговой нагрузки при осуществлении инвестиций, в том числе в инновационные проекты. В то же время нельзя не принимать во внимание тот факт, что применение амортизационной премии — достаточно дорогое для бюджета мероприятие — потери оцениваются в 0,22% ВВП, поэтому и контроль за действиями налогоплательщика должен быть ужесточен.
Новым стал порядок начисления амортизации нелинейным методом путем введения метода убывающего остатка. При осуществлении такого метода начисления амортизации амортизационные группы могут существовать бесконечно долго, и соответственно вычет стоимости каждого актива из налоговой базы может происходить бесконечно.
Еще одним стимулом инновационной активности является применение повышающих коэффициентов к норме амортизации основных средств, что также способствует ускорению обновления основного капитала. Так, нормы налогового законодательства позволяют устанавливать специальный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности. В то же время нельзя не отметить тот факт, что рассматриваемый механизм должен носить точечный, исключительный характер в отношении действительно приоритетных исследований и разработок.
К стимулам ведения инновационной деятельности относится также инвестиционный налоговый кредит, регулируемый положениями ст. 67 НК РФ, механизм предоставления которого в последние годы был существенно изменен.
Следует отметить, что подход к понятию «инвестиционный налоговый кредит», применяемый в НК РФ, отличается от этого понятия,
применяемого большинством развитых стран, где этот кредит является платным и возвратным.
В настоящее время с целью повышения оперативности принятия решения по предоставлению налогового кредита, в том числе инновационным организациям, принято решение о передаче соответствующих полномочий органам власти субъектов Российской Федерации в части налога, зачисляемого в их бюджеты, с последующим администрированием процесса возврата кредита территориальными налоговыми органами.
Надо отметить, что предоставление инвестиционного налогового кредита жестко ограничено рядом оснований, так или иначе связанных с ведением инновационной деятельности, т.е.:
• проведением организацией НИОКР либо технического перевооружения, в том числе связанного с созданием дополнительных рабочих мест;
• осуществлением внедренческой или инновационной деятельности, в том числе созданием новых или совершенствованием старых технологий;
• выполнением особо важных заданий по социально-экономическому развитию региона;
• выполнением оборонного заказа:
• включением в реестр резидентов зоны территориального развития.
В ряде случаев стимулирующим фактором для осуществления инновационных проектов является возможность переноса убытков на будущее, предусмотренная в законодательстве по налогу на прибыль (выпадающие доходы бюджета оцениваются в 0,21% ВВП).
Развитие инновационной деятельности в ряде отраслей невозможно без развития рынка лизинговых услуг. Поскольку в лизинговых компаниях сконцентрирован большой объем основных средств, ясно, что основной расход лизинговых компаний — амортизация имущества.
Законодательство предоставляет право налогоплательщику, на балансе которого находится лизинговое имущество, применять для расчета амортизации коэффициент 3, т.е. осуществлять ускоренную амортизацию, дающую следующие налоговые преимущества:
• уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль;
• отнесение остаточной стоимости основных фондов на расходы более быстрыми темпами, ускоряя, таким образом, процесс их обновления;
• высокая ликвидационная стоимость предмета лизинга.
Важно, что в российском налоговом законодательстве предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от реализации акций, торгуемых на инновационной секции ММВБ, если срок владения этими акциями превышает 5 лет. Эта льгота введена специально для поощрения венчурных инвестиций. Предполагается возможность освобождения от налогообложения в отношении долгосрочных инвестиций в прочие ценные бумаги при сроке владения ими не менее 3 лет, хотя при этом ценность льготы для венчурных инвестиций нивелируется.
Налоговое стимулирование инноваций на региональном уровне может быть осуществлено путем предоставления как абсолютных, так и целевых преференций
В определенной степени в механизме привлечения инвестиций и создании налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности можно задействовать законодательство по налогу на добавленную стоимость. В частности, с 1 января 2008 г. в целях стимулирования инновационной деятельности освобождена от обложения НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право применять освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.
Большое значение для развития инновационного процесса имеет принятое решение об освобождении от уплаты НДС и таможенных пошлин ввоза технологического оборудования, аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации.
Еще один подход к решению проблемы стимулирования инновационных организаций — предоставление точечных льгот, т.е. льгот для отдельных
налогоплательщиков. Примеры этого — освобождение на 10 лет от обязанности плательщика налога на прибыль инновационного центра «Сколково», снижение тарифов страховых платежей во внебюджетные фонды с отнесением выпадающих доходов соответствующих фондов на федеральный бюджет организациям, осуществляющим деятельность в некоторых инновационных отраслях, в ряде случаев адресные освобождения от уплаты НДС и других налогов.
Налоговая система Российской Федерации построена таким образом, что налоговое стимулирование инновационных процессов на региональном уровне реализуется в основном совместно органами власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами в соответствии с полномочиями в области установления и корректировки налогового законодательства как по общим вопросам налогообложения, так и по отдельным налогам.
Налоговое стимулирование инноваций на региональном уровне может быть осуществлено путем предоставления как абсолютных, так и целевых преференций.
В целях создания стимулов для обновления основных фондов и снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков в НК РФ внесены изменения в перечень объектов обложения налогом на имущество организаций, предусматривающие исключение из объектов налогообложения движимого имущества (машин, оборудования), принятого на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.
Таким образом, начиная с 2013 г. при осуществлении модернизации производства уменьшаются затраты налогоплательщиков, связанные с инвестициями в новое оборудование. В перспективе, по мере вывода из эксплуатации оборудования, принятого на учет в качестве объектов основных средств до 1 января 2013 г., налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество.
Особое место среди объектов налогового стимулирования занимают технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ), для которых предусмотрено большое количество налоговых преференций, причем практически по всем налогам. Главное, конечно, это введение режима свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются внутри ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. Для
резидентов указанных анклавов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, что крайне важно для зарплатоемких инновационных производств. В то же время очевидно, что предоставленные стимулы далеко не всегда являются побудительным мотивом осуществления инновационной деятельности в ОЭЗ, и это подтверждается результатами проверки Счетной палатой, которая показала, что ОЭЗ недостаточно востребованы, а из зарегистрированных в них 300 резидентов деятельность ведут только 117.
С ОЭЗ связывается также и применение такого редкого для российской практики понятия, как налоговые каникулы на 5 лет по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Кроме того, при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций резиденты ОЭЗ не учитывают имущество, созданное или приобретенное для ведения деятельности в ОЭЗ.
Еще один подход к стимулированию инновационных процессов в Российской Федерации — введение в налоговое законодательство новой категории налогоплательщика в лице участника инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.
Перспективным подходом к налоговому стимулированию инновационной деятельности является возможность введения специального налогового режима для решения комплекса вопросов налогообложения инновационных организаций и урегулирования сложных проблем налогового учета, отчетности и налогового администрирования.
Главная сложность реализации рассматриваемой идеи состоит в идентификации налогоплательщиков, для которых специальный налоговый режим предназначается. Видимо, налоговые органы не смогут самостоятельно справиться с данной проблемой, т.е. для получения статуса, необходимого для перехода на специальный налоговый режим, придется обращаться в иные компетентные органы, способные определить, является ли организация научной и инновационной (Минобрнау-ки России, Федеральное агентство по науке и инновациям и т.д).
Представляется, что введение специального налогового режима для инновационных организаций может стать эффективной мерой по созданию целостной системы стимулирования инновационной деятельности. Такой подход не только
способен решить проблемы налогового стимулирования инновационных организаций, но и заинтересовать региональные и муниципальные органы власти в развитии на своих территориях таких организаций.
Отдельный подход к возможности региональных и местных органов власти применения стимулов для развития инновационного процесса — изменение сроков уплаты налогов и инвестиционный налоговый кредит, предоставление которых в настоящее время связано с реализацией принципа бюджетной самостоятельности региона и муниципального образования.
Выводы
В налоговой системе Российской Федерации присутствует существенный набор методов налогового стимулирования инновационной деятельности, но экономический эффект от их применения весьма незначителен.
Для повышения влияния налогового стимулирования на рост производительности труда и конечных результатов деятельности налогоплательщиков считаем целесообразным более широкое использование точечных методов стимулирования, дающих возможность идентификации налогоплательщиков с позиции правомерности применения налоговых льгот.
С целью исключения возможностей получения необоснованной налоговой выгоды от использования налоговых льгот необходимо разработать значительно более действенный механизм контроля за правомерностью применения амортизационной премии, особенно для налогоплательщиков, не являющихся официально взаимозависимыми лицами, но часто перепродающих
оборудование друг другу. Для идентификации инновационной деятельности в ряде случаев необходимо привлекать специалистов соответствующего профиля, выделив для этой цели средства из бюджета.
Введение специального налогового режима для организаций, занимающихся инновационными проектами, несмотря на то что он активно используется в ряде развивающихся стран, нецелесообразно в связи со сложностями администрирования такого режима.
Литература
1. Полежарова Л.В. О налоговых льготах и будущем налога на прибыль // Налоговый вестник. 2009. № 8.
2. Гордеева О.В. Особые экономические зоны: налоговый аспект // Финансы. 2009. № 7.
3. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. № 5.
4. Васильев С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право. 2008. № 9.
5. Гончаренко Л. И., Савина О. Н. Причины низкой эффективности налогового регулирования инновационного развития экономики России // Вопросы теории и практики налогообложения. Сборник статей, кн. 9. М.: Цифровичок, 2011.
6. Гончаренко Л. И., Вишневская Н. Г. К вопросу о совершенствовании налогового администрирования инновационных организаций // Инновационное развитие экономики. 2012. №10.
Из выступления В.В. Путина на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 20 марта 2014 г.
Наша цель - не просто взять и ограничить возможности для использования офшорных схем. Мы прекрасно понимаем, что запретами здесь мало чего можно добиться. Главное направление работы в другом: необходимо повышать привлекательность российской юрисдикции, улучшать деловой климат, укреплять правовые гарантии защиты собственности, совершенствовать деятельность судебной системы, включая третейское судопроизводство.
Если отечественные компании станут платить налоги в России, если они не будут уходить от ответственности за страну, вырастет, безусловно - и вы это тоже наверняка понимаете,- доверие к бизнесу вообще, к институту частной собственности, к ценностям экономической, предпринимательской свободы. Это ключевой момент для поступательного развития нашей страны.