НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Наиля Даригатовна Зарипова,
докторант кафедры Налогов и налогообложения МЭСИ Тел. (917) 272-75-09 Эл. адрес: N.Zaripova61@yandex.ru
В статье раскрывается механизм исчисления налоговой нагрузки, ее значение и влияние на деятельность организаций. Дается разграничение понятий налоговая нагрузка, налоговое бремя, тяжесть налогообложения. Рассматриваются другие показатели, характеризующие налогообложение организации.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговое бремя, налоговый гнет, показатели налоговой нагрузки, налогоемкость, эластичность прибыли по налогам.
Nailya D. Zaripova,
doctoral candidate of Taxes and Taxation Department (Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics), Tel.: (917) 272-75-09 E-mail: N.Zaripova61@yandex.ru
TAX LOADING AND ITS IMPACT ON ECONOMIC ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS
In article the mechanism of calculation of tax loading, its value and influence on activity of the organizations reveals. Differentiation of concepts tax loading, tax burden, weight of the taxation is given. Other indicators characterizing the taxation of the organization are considered.
Keywords: tax loading, tax burden, indicators of tax loading, tax ratio, elasticity of profit on taxes.
1. Введение
Перспективы развития экономики государства во многом определяются уровнем налоговой нагрузки и тем ее предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства. Рост государственных расходов (на управление, оборону, решение социальных программ и т.д.) требует неизбежного увеличения государственных доходов и соответствующего увеличения налоговой нагрузки. Однако очевидно, что эта тенденция не может быть бесконечной, и существует граница, за которой дальнейший рост налоговой нагрузки невозможен ввиду объективных и субъективных причин. В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки на организации играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.
На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов [8].
Каждая организация имеет право использовать законодательно разрешенные методы, способы и приемы для максимально возможного сокращения своих налоговых обязательств перед государством. Оптимизация налоговой нагрузки -одна из важнейших составляющих налогового планирования в организациях. Такое планирование проводится с целью минимизации налоговых платежей и повышения объема оборотных средств организации. Результатом реализации этих целей является увеличение реальных возможностей организации для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности. За счет снижения налоговой нагрузки путем поиска наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств у организации появляются дополнительные возможности для максимального увеличения доходности ее финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому показатель налоговой нагрузки является достаточно важным элементом налогового регулирования деятельности организаций.
Размер налоговой нагрузки оказывает непосредственное влияние на выбор организацией:
- своего местоположения (перемещение деятельности и вложение капиталов в регионы с наименьшей налоговой нагрузкой);
- организационно-правовой формы (для акционерных обществ, для деятельности без образования юридического лица и для других форм деятельности имеются различия в налогообложении);
- вида деятельности (торговая, сельскохозяйственная, услуги и т.д.);
- системы налогообложения (традиционная (общий режим) или специальные налоговые режимы);
- производственной и финансовой стратегии (разработка альтернативных вариантов ведения финансово-хозяйственной деятельности с налоговой точки зрения, а также учет вероятности изменений в налоговом законодательстве).
Все это, в конечном счете, влияет на эффективность деятельности организации. Анализ налоговой нагрузки, приходящийся на конкретные организации, необходим руководителям и собственникам организаций для принятия управленческих решений. Он проводится с целью определения причин роста (снижения) налоговой нагрузки; выявление факторов, влияющих на рост задолженности по платежам в бюджеты разного уровня; определения причин возникновения и выработки мер по снижению налоговой нагрузки и дополнительных платежей - штрафов, пени и т.д.; поиска путей оптимизации налоговых платежей. При равном рейтинге предприятия в одном и том же регионе могут нести разную налоговую нагрузку, например, умело используя всевозможные схемы или налоговые льготы.
Налоговая нагрузка организаций
и
2. Расчет показателя налоговой нагрузки
Показатель налоговой нагрузки организаций в среднем по стране и по отраслям и видам деятельности необходим и государству, который стремится построить такую налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой -увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому показатель налоговой нагрузки можно рассматривать как индикатор качества налогового администрирования [4].
В экономической литературе для определения уровня налоговых изъятий используются различные понятия -«налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «налоговое давление», «тяжесть налогообложения», «налоговый гнет» и т.д. Следует различать эти понятия.
Под налоговой нагрузкой организаций обычно понимают количественную величину налогообложения (сумма налогов или их доля в доходах организации) [6, 9]. Налоговая нагрузка характеризуется двумя показателями (рисунок 1):
- абсолютный показатель - сумма налогов и других обязательных платежей с учетом штрафов и пени за нарушение налогового законодательства, начисленных или уплаченных за налоговый период. При этом не учитывается задолженность по налоговым платежам за предыдущие периоды;
- относительный показатель - доля абсолютного показателя в доходах организации за налоговый период.
К сожалению, в литературе не дается различий в понятиях «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» и многие авторы отождествляют эти понятия
[2, 10, 11]. Считаем это неверным. В результате налогообложения население несет не только платежи и расходы, но материальные потери могут проистекать из-за невозможности вследствие налога более быстрого хозяйственного развития. В понятие налогового бремени, помимо явных налоговых издержек организации входят и так называемые упущенные возможности (альтернативные издержки) [2]. На современном этапе развития необходимо учитывать также издержки, сопутствующие уплате налогов, которые несет организация. Помимо прямых расходов, связанных с уплатой налогов, организации вынуждены оплачивать услуги банка по переводу платежей по налогам, заработную плату бухгалтера, услуги аудиторов, налоговых консультантов во избежание ошибок при уплате налогов и др. Ведение налогового учета в организациях, автономность бухгалтерского и налогового учета, громоздкий документооборот, связанный с требованиями налоговых органов, ведут к увеличению трудоемкости бухгалтерских работ и росту дополнительных затрат. Такие расходы, безусловно, увеличивают общее налоговое бремя организаций и в масштабах национальной экономики, по данным английских исследователей,
могут составлять от 2,5 до 4,4 % от собираемых сумм налогов [10].
Следовательно, налоговое бремя (Нбр) - это налоговая нагрузка в абсолютном выражении (Нсум) с учетом сопутствующих расходов, связанных с введением налогового учета (Нз), плюс упущенные возможности - недополученная чистая прибыль и дополнительные доходы, недополученные вследствие уменьшения собственных средств, направленных на уплату налогов, а не на развитие бизнеса (ДПч) (рисунок 2). Величину недополученной прибыли (ДПч) можно определить по формуле:
ДПч = Нс + Нфр + Нчп, (1)
где Нс - налоговые платежи, включаемые в себестоимость продукции;
Нфр - налоговые платежи, относимые на финансовые результаты;
Нчп - налоговые платежи, уплачиваемые за счет чистой прибыли.
Под тяжестью налогообложения понимается «действие налогового бремени или последствия обложения (потери, ущерб) в экономической и социальной сферах» [3]. Помимо налогового бремени на тяжесть обложения оказывают влияние и другие факторы, к числу которых он относил уровень доходов населения и народного дохода вообще; жизненный уровень главных масс населения; возрастной состав населения и темп его роста; характер происхождения доходов населения, в частности их обеспеченность; особенности хозяйственных единиц, определяющие разную роль их доходов; экономический строй страны и уровень ее развития; характер государственных расходов, структуру налоговой системы.
Кроме перечисленных факторов на тяжесть налогообложения, по нашему мнению, влияет так же возможность переложения налогового бремени на
Налоговая нагрузка в абсолютном выражении (Нсум)
Величина недополученной чистой прибыли вследствие уплаты налогов (ДПч)
Рис. 2. Показатель налогового бремени организаций
Тяжесть налогообложения
Положительные
последствия налогообложения организаций
Рис. 3. Показатель тяжести налогообложения организаций
+
+
Рис. 1. Показатели налоговой нагрузки организаций
потребителя. Для организаций, имеющих такую возможность, тяжесть налогообложения, несомненно, меньше. Поэтому тяжесть налогообложения -это налоговое бремя организаций, увеличенное или уменьшенное под действием различных экономических, социальных, политических и других факторов (рисунок 3).
Таким образом, установлено, что понятия «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «тяжесть налогообложения» не идентичны, поддаются математическому определению и различаются факторами, влияющими на их оценку.
Показатель налоговой нагрузки имеет важное экономическое значение. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Первым критерием из предложенных ФНС является показатель налоговой нагрузки. Если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности), то организация рискует быть проверенной на предмет соблюдения налогового законодательства. В том же документе ФНС опубликовала показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности (таблица 1). При этом налоговую нагрузку по видам экономической деятельности
ФНС рассчитывала как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота (выручки) организации.
Как показал анализ среднестатистических показателей налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности, приведенных Федеральной налоговой службой России в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, средняя налоговая нагрузка по стране составляет 11,6%. Самый высокий уровень налоговых изъятий в выручке на предприятиях, добывающих полезные ископаемые -45,1%, а предприятия, добывающие топливно-энергетические полезные ископаемые отдают бюджету 49,4% своей выручки. Эти организации уплачивают дополнительный платеж -налог на добычу полезных ископаемых, который зависит от объема добытых ресурсов. Также высокой является налоговая нагрузка в сфере образования (42,6%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (37,4%). Показатель налоговой нагрузки существенно ниже на предприятиях по производству сельскохозяйственной продукции - около 5,5 %. Реформы, проводимые государством в области налогообложения, позволили существенно снизить налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов - с 23,2% в среднем по стране в 1996 году до 11,6% в 2006 г. [1].
Одним из способов государственного регулирования налогового бремени налогоплательщиков - юриди-
Таблица 1
Показатели налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов по основным видам экономической деятельности по данным ФНС
Вид экономической деятельности Налоговая нагрузка, %
ВСЕГО 11,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,5
Рыболовство, рыбоводство 13,7
Добыча полезных ископаемых - всего 45,1
Обрабатывающие производства - всего 7,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего 7,0
Строительство 11,9
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 3,8
Гостиницы и рестораны 10,7
Транспорт и связь - всего 11,7
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,2
Образование 42,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 37,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных 16,8
услуг
ческих лиц в литературе предлагается использовать так называемое правило «красной черты» [7]. Согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативной основе, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения [7].
Следует иметь в виду, что понятие «налоговая нагрузка организаций» -это комплексная характеристика, которая включает [5]:
- количество налогов и других платежей, уплачиваемых организацией;
- структуру налогов;
- механизм взимания налогов;
- показатель налоговой нагрузки на организацию.
При оценке количества налоговых платежей, уплачиваемых организациями, следует отметить, что их количество зависит от вида экономической деятельности и режима налогообложения. Как правило, организации, применяющие общий режим налогообложения, уплачивают НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог. Выступать в роли налогового агента организации могут по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ. Если у организации земля находится в собственности и владении, они уплачивают земельный налог. Если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых, то помимо перечисленных налогов он является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Если организация осуществляет забор или использование воды из водных объектов, то она дополнительно уплачивает водный налог. Помимо налогов организации являются плательщиками платежей во внебюджетные фонды: страховые взносы и обязательные взносы от несчастных случаев. Как видим, организации являются плательщиками от 4 до 10 налогов и других обязательных платежей. Если хозяйствующий субъект применяет специальные налоговые режимы, он не является плательщиком НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций, кроме случаев, когда
организации должны выступить в роли налоговых агентов. Вместо перечисленных налогов они уплачивают единый налог, что существенно снижает их налоговую нагрузку.
Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но также и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя. Это - налоги, уплачиваемые с оборота (НДС и акцизы) и имущественные налоги. Эти налоги занимают наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей организации
Налоговая нагрузка на предприятие в немалой степени определяется самим механизмом взимания налогов. В условиях платежного кризиса и значительного объема дебиторской задолженности в организациях определение суммы реализованной продукции по факту ее отгрузки покупателю, несомненно, ужесточает налоговый режим. Принятие к налоговым вычетам при исчислении налога на прибыль только необходимых, обоснованных и документально подтвержденных расходов часто приводят к спорам и разногласиям между налоговыми службами и налогоплательщиками, отнимает время и средства на доказывание своей правоты, что также утяжеляет налоговое бремя организаций.
Несмотря на тотальное сокращение, практически по каждому налогу законодательством предоставляются определенные налоговые льготы. Разумно примененные налоговые льготы способны уменьшить налоговую нагрузку организаций и стимулировать инвестиционную активность.
Хозяйствующие субъекты могут регулировать свою налоговую нагрузку, путем проведения своей налоговой политики. Основные факторы, оказывающие влияние на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта [2]:
- элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения и бухгалтерского учета;
- льготы и освобождения, в том числе от обязанностей налогоплательщика;
- основные направления развития бюджетной, налоговой политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
- применение специальных налоговых режимов;
- получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита;
- размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории РФ.
Таким образом, налоговая нагрузка - это важнейший показатель, характеризующий уровень налоговых изъятий у организаций. Налоговая нагрузка организаций определяется не только суммами налоговых поступлений, но и расходами на организацию сборов налогов: на налоговый учет, составление налоговой отчетности и др. Затраты хозяйствующих субъектов на организацию налогообложения имеют четкую тенденцию роста. Увеличиваются объемы отчетности, постоянно меняются формы бланков, деклараций. Как обычное явление воспринимается подготовка и сдача промежуточной отчетности до окончания налогового периода. Существенно возрастает загруженность бухгалтерии организации. Затраты на содержание бухгалтерии в среднем достигают 2-6 % выручки организации [13]. В целом услуги налогообложения для организаций и государства довольно дороги. Поэтому необходимо решать проблему упрощения организации налогообложения и налогового учета.
3. Анализ налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов
Несмотря на то, что разговоров о чрезмерной налоговой нагрузке на организации и сокрытии доходов ведется довольно много, последовательное изучение уровня, динамики, структуры налоговой нагрузки в организациях почти не проводится, хотя данные для такого учета и анализа есть. Считается, что если налоги начисляются и перечисляются во время, то этого вполне достаточно. Может быть, такое решение и правомерно, поскольку оценивать уровень налоговой нагрузки организации никто не заставляет. Но, в любом случае, руководству организации нужно знать, на какой уровень налоговой нагрузки выходит его организация по итогам отчетного периода, т.е. как она делится с бюджетом, и в какой мере налоговую нагрузку можно минимизировать. Вот почему учету и анализу налоговой нагрузки в организациях следует уделять серьезное внимание [13].
Анализ и оценка налогообложения и налоговой нагрузки на уровне орга-
низаций является важным элементом в системе налогового регулирования. Его содержание заключается в изучении влияния налогов на финансовое положение организаций, исследовании процессов налогообложения предприятий во взаимосвязи и взаимозависимости с различными показателями финансово-хозяйственной деятельности. Исследование налогообложения организаций основывается на системном подходе, позволяющем обосновывать выбор схем налогового учета (налоговых режимов), способов минимизации налогов с позиций их экономической целесообразности, реализовывать на практике стратегию оптимального (в том числе по налогам) управления предприятием [12].
Любые решения в области текущей, финансовой и инвестиционной деятельности организации, изменения ассортимента выпускаемой продукции (видов оказываемых услуг, выполняемых работ), замены рынков сбыта, открытие филиалов и проведение других принципиальных мер требуют предвидения возможных налоговых последствий, так как такие решения влияют на размеры налоговых баз по налогам и суммы налоговых обязательств. Недооценивание налоговых последствий может привести к неблагоприятным последствиям. Однако для хозяйствующих субъектов важно не только знать размер предстоящих налоговых платежей при возможных изменениях показателей их хозяйственной деятельности, но и сделать все от него зависящее, чтобы достичь таких экономических показателей деятельности, которые обеспечивают его оптимальное налогообложение.
Анализ налогообложения хозяйствующих субъектов позволяет проводить контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет, определить тяжесть налогообложения, уровень налоговой нагрузки и целесообразность налогового планирования. Налоговый анализ также позволяет определить влияние хозяйственных операций на величину налогов (налоговой нагрузки).
Налоговый анализ является частью финансового анализа деятельности организации и основывается на анализе доходов, расходов и прибыли. Поскольку анализ как философская категория основан на расчленении изучаемого объекта на составные части и изучение каждой части в отде-
льности во взаимосвязи, то налоговый анализ также основан на расчленении налоговых обязательств на составные части и изучении их во взаимосвязи и взаимозависимости.
Основными факторами, которые влияют на величину налоговых платежей, уплачиваемых организациями, являются [13]:
1) изменение объема производства;
2) изменение величины налоговых баз;
3) изменения в налоговом законодательстве.
Первые два фактора полностью связаны с производственной деятельностью организации, это как правило внутренние факторы, а третий является внешним фактором.
Динамику налоговых платежей за анализируемый период (темпы роста Тн) необходимо сопоставить с темпами роста объема продаж (выручки Тв).
Если Тв > Тн, то наблюдается тенденция снижения налоговой нагрузки в организации.
Если Тв < Тн - наблюдается тенденция повышения налоговой нагрузки.
Если Тв = Тн - налоговая нагрузка не изменилась.
Под структурой налоговых платежей организации понимается состав налогов, уплачиваемых организацией, и их доля в общих налоговых платежах. Состав налоговых платежей в каждой организации определяется следующими факторами (рисунок 4) [12]:
- отраслевая принадлежность организации, виды деятельности;
- организационно-правовая форма (коммерческая, некоммерческая, бюджетная, иностранная организация);
- масштабы деятельности (крупное, среднее, малое предприятие);
- виды выпускаемой продукции (подакцизная или неподакцизная);
- применяемая система налогооб-
ложения (общий режим или специальные налоговые режимы).
Анализ структуры налоговых платежей позволяет ответить на следующие вопросы:
- какие налоги занимают наибольший удельный вес в общей сумме налогов;
- как изменилась структура уплачиваемых налогов за анализируемый период;
- за счет чего произошли данные изменения (факторный анализ).
Для анализа налоговой нагрузки можно использовать и другие показатели. Наиболее значимыми показателями уровня налогообложения организаций являются:
- налогоемкость продаж (Не);
- коэффициент эластичности прибыли по налогам (Кэ);
Налогоемкость продаж (Не) определяется отношением совокупных налоговых издержек (Нсум) к объему продаж (выручке) в текущем периоде (ВР).
Не =
(2)
Данный коэффициент характеризует долю налогов в рубле реализованной продукции. В динамике значение данного показателя должно снижаться. Объем продаж (ВР) в текущем периоде определяется по данным бухгалтерского учета, можно по отчету о прибылях и убытках.
Налогоемкость продаж может быть использован для определения относительной экономии (перерасхода) налоговых затрат (Нотн) по формуле:
Нотн = (Не1 - Не0) х ВР (3) где Не1, Не0 - налогоемкость продаж отчетного (1) и прошлого (0) периода.
Методы налоговой оптимизации приводят к снижению тех или иных
Виды Организационно- Масштабы
деятельности правовая форма деятельности
> к
Факторы, влияющие на состав налоговых платежей организации
г
Виды выпускаемой продукции Система налогообложения Фонд оплаты труда
налогов, а значит и к увеличению прибыли организации. Количественную зависимость прибыли от изменения каждого из налогов можно определить с помощью коэффициента эластичности (чувствительности) прибыли по налогам (налоговый леверидж). Данный коэффициент показывает, на сколько процентов будет изменяться прибыль при изменении налогов на 1%. Коэффициент эластичности прибыли по налогам (Кэ) определяется по следующей формуле:
Процент изменения прибыли Кэ = -рт---(4)
Процент изменения налогов
Для каждой организации представляется целесообразным рассчитать величину нормальных налоговых платежей по фактическим и прогнозным данным. Сопоставление нормальных и фактических размеров налоговых платежей даст возможность оценить, насколько обоснованно налогообложение в хозяйствующем субъекте. Предлагается следующая схема расчета величины нормальных налоговых платежей.
1) Сначала определяются фактические (прогнозные) годовые значения себестоимости производства без учета всех действующих в настоящее время налогов.
2) Далее определяется нормальная прибыль организации (также по фактическим и прогнозным данным) в виде произведения приемлемой (расчетной) для организации нормы прибыли на себестоимость (строка 1).
ПРн = СС • ^
(5)
Рис. 4. Факторы, влияющие на состав налоговых платежей организации
где ПРн - нормальная прибыль организации;
СС - фактическая (прогнозная) себестоимость без учета действующих налогов; R - расчетная норма прибыли, %.
Тогда нормальные налоговые платежи Ннорм = ВР - СС - ПРн, (6) где ВР - выручка.
Сопоставление нормальных (Норм) и фактических (Нсум) размеров налоговых платежей в целом дает возможность оценить уровень налогообложения и эффективность налогового планирования в организации.
Таким образом, оценка налоговой нагрузки и регулярный анализ уровня налогообложения организаций позволит оценить, насколько обоснованно
организация проводит свою налоговую политику. Предлагаемые методические подходы помогут оценить эффективность налогообложения, определить влияние факторов на сумму налоговых платежей организации.
4. Заключение
Анализ налогообложения хозяйствующих субъектов позволяет проводить контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет, определить тяжесть налогообложения, уровень налоговой нагрузки и целесообразность налогового планирования. Размер налоговой нагрузки оказывает влияние на выбор организацией организационно-правовой формы; вида деятельности; системы налогообложения. Налоговая нагрузка характеризуется абсолютными и относительными показателями. Наиболее значимыми показателями уровня налогообложения организаций являются налого-емкость продаж, налоговая нагрузка, коэффициент эластичности прибыли по налогам. Сопоставлением фактического и нормального уровня налогообложения организаций позволяет хозяйствующим субъектам оценить тяжесть налогообложения и необходимость налогового планирования. Тем самым хозяйствующие субъекты самостоятельно регулируют уровень налогообложения своего бизнеса, что влияет на эффективность предпринимательской деятельности.
Литература
1. Асланов В. О. действующем налоговом бремени и эффективности действующей системы налогообложения в РФ // Налоговый вестник, 1996. -№ 12. С. 3-5.
2. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях // Налоговый вестник, - № 12. - 2002. - С. 132.
3. Зарипова Н.Д. Основы налогового регулирования развития организаций. - М.: ИНИОН РАН, 2006. - 184 с.
4. Камалиев Т.Ш. Налоговая нагрузка и методы ее расчета // Налоговый вестник. - 2009. - № 8. - С. 125-127.
5. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. - 1998. -№ 5. С.29.
6. Митропольский П.Б. Коэффициент налоговой нагрузки и его использование для анализа отраслей, а также автоматизированного предпроверочно-го анализа организаций // Налоговый вестник. - 2001. - № 9. - С. 73.
7. Мостовой П. Произойдет ли «ботсванизация» России? // Эксперт, 1997. - № 1. С. 44.
8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие /Под ред. А.В. Брызгали-на - М.: «Аналитика-Пресс», 1998.
9. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФКБ-ПРЕСС, 2000.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003. С. 72.
12. Попова Л.В. Теоретические основы налогового анализа // Управленческий учет. - 2010. - № 6. - С.76-83.
13. Теслюк Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый менеджмент. - 2004. - № 3. С. 55-62.
References
1. Aslanov V. O. operating tax burden and efficiency of operating system of the taxation in the Russian Federation// Nal-ogovyj vestnyk, 1996. - No. 12. Page 3-5.
2. Vylkova E.S. Calculation oftax burden in modern Russian conditions // Nal-ogovyj vestnyk, - № 12. - 2002. - P. 132.
3. Zaripova N.D. Bases of tax regulation of progress of the organizations. -M.: INION RAN, 2006. - 184 p.
4. Kamaliyev T.Sh. Tax loading and methods of its calculation// Nalogovyj vestnyk. - 2009 . - No. 8. - Page 125-127.
5. Litvin M. I. Tax loading and economic interests of the enterprises// Fin-ansy. - 1998 . - No. 5. Page 29.
6. Mitropolsky P.B. Coefficient of tax loading and its use for the analysis of branches, and also the automated pretest analysis of the organizations// Nalogovyj vestnyk - 2001 . - No. 9. - Page 73.
7. Mostovoy P. Proizoydet "botsvani-zation" of Russia? // Expert, 1997. - No. 1. Page 44.
8 . Taxes and tax right. The manual / pod red. A.V Bryzgalina - M.: "Analiti-ka-Press", 1998.
9 . Tax policy of Russia: problems and prospects / pod red. I.V. Gorskogo. - M.: Finansy and statistika, 2003.
10. The tax right: the Manual / pod red. S.G.Pepeljaeva. M.: FKB-PRESS, 2000. P. 59.
11. Panskov V.G. Taxes and the taxation in the Russian Federation: the Textbook for high schools. - M.: Mezhdunar-odnyj centr finansovo-ekonomicheskogo razvitiya, 2003. P. 72.
12. Popova L.V Theoretical bases of the tax analysis// Upravlencheskij uchet. - 2010. - No. 6. - Page 76-83.
13. Teslyuk B. A. Otsenka of tax burden of the enterprise// Finansovyj menedzh-ment. - 2004 . - No. 3. Page 55-62.