Научная статья на тему 'НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарафанов Константин Викторович

Данная статья рассматривает новейшие тенденции налогового администрирования, связанные с использованием современных цифровых технологий в Российской Федерации. В статье изучены актуальные на сегодняшний день подходы к налоговому администрированию. Отмечается высокая эффективность цифровизации процессов в налоговом контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LATEST TRENDS IN TAX ADMINISTRATION: PROCESS DIGITIZATION AND EFFICIENCY GAINS

This article examines the latest trends in tax administration related to the use of modern digital technologies in the Russian Federation. The article examines current approaches to tax administration. High efficiency of digitization of processes in the tax control is noted.

Текст научной работы на тему «НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Проблемы экономики и юридической практики

2'2019

3.3. НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Сарафанов Константин Викторович, аспирант департамента «налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования»

Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ

sarafanovk@yandex.ru

Аннотация: данная статья рассматривает новейшие тенденции налогового администрирования, связанные с использованием современных цифровых технологий в Российской Федерации. В статье изучены актуальные на сегодняшний день подходы к налоговому администрированию. Отмечается высокая эффективность цифровизации процессов в налоговом контроле.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговое администрирование, современные цифровые технологии, риск-ориентированный подход.

THE LATEST TRENDS IN TAX ADMINISTRATION: PROCESS DIGITIZATION AND EFFICIENCY GAINS

Sarafanov Konstantin V., graduate student of the department of «tax policy and customs-tariff regulation» Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

sarafanovk@yandex.ru

Annotation: this article examines the latest trends in tax administration related to the use of modern digital technologies in the Russian Federation. The article examines current approaches to tax administration. High efficiency of digitization of processes in the tax control is noted.

Keywords: tax control, tax administration, modern digital technologies, risk-oriented approach.

В настоящее время налоговый контроль в Российской Федерации претерпевает ряд изменений, связанных в первую очередь с использованием современных цифровых технологий.

Реализация отдельных направлений по отраслям экономики, в том числе и государственного управления, включающего в себя контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе выполнения Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».[5]

Принятая Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» ориентирована на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации и исходит из того, что цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.[9]

Согласно интервью главы ФНС России Мишустина Михаила Владимировича от 19.09.2018 года на Всероссийском форуме «Диалог с налогоплательщиком»: - «Комплаенс и сервисность - основа, на которой строится конструктивный диалог между налоговой службой и налогоплательщиком». [11]

Реализация поставленных задач перед ФНС России лежат также через создание комфортной среды для самих налогоплательщиков. На данный момент с применением современных цифровых технологий среднее время в очереди не превышает 15 минут, в Москве ожидание составляет 11 минут. За январь-август 2018 года было зафиксировано более 91 милли-

она посещений официального сайта ФНС России, на котором представлено 54 интерактивных сервиса. Самыми популярными сервисами являются «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» - более 766 миллиона посещений, «Узнай ИНН» -245,5 миллиона, «Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет» - 8,7 миллиона запросов.[11]

Таким образом Мишустин М.В. подчеркнул, что для решения вопросов по дисциплине налогового законодательства необходимо не только директивные и принудительные меры, но и создание комфортной среды для налогоплательщиков.

Не смотря на сложившуюся положительную практику применения цифровых технологий при осуществлении налогового контроля в части администрирования НДС, одним из основных проблемных вопросов является выбор контрагента и проверка его на добросовестность.

В современном мире существует множество информационных баз, в том числе и на официальном сайте ФНС России, которые позволяют быстро узнать какую-либо информацию о контрагенте. На сайте nalog.ru опубликована информация об организациях, которая не запрещена статьей 102 НК РФ [1], сведения об уплаченных налогах, о нарушениях, среднесписочная численность и т.п. Создано множество специальных сервисов: «проверь себя и контрагента», «проверка счета-фактуры», база заявлений о ввозе товаров. Готовится сервис «прозрачный бизнес».

Более того, в планах создание внешнего, общедоступного списка критериев оценки каждого из налогоплательщиков, которая будет размещена в личных кабинетах. Однако эта информация будет касаться только конкретного налогоплательщика, службой будет дано пояснение, что считается «плохим», а что «хорошим». Но данные критерии не будут приме-

Сарафанов К. В.

НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

няться как знак качества. Ответственность на себя обязаны брать налогоплательщики.

Позиция контрольных органов в данном случае понятна, критерии, которыми руководствуется служба, соотносит каждую новую созданную организацию в списки с «высоким» налоговым риском. Нет истории, нет типовых операций, не понятна деятельность и т.д.

В действительности, чтобы избежать проблем, компании обязаны учитывать мнение налоговой инспекции. В идеале понимание должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды должно совпадать. Поэтому информацию контролеров о контрагентах компании должны рассматривать как концептуальные требования. Необходимо понимать, что в каждом конкретном случае определяется порядок применения концепции на практике.

В Российской Федерации, как и в любой стране, сохраняется проблема уклонения от уплаты налогов. По статистике от 16 до 40 % экономического оборота находятся в тени. [10]

Во избежание прогрессирования экономической деятельности, находящейся вне государственного контроля и учёта, применяется такой современный метод, как риск-ориентированный подход.

Основы данного подхода при осуществлении налогового контроля были заложены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [2,3] в 2007 году, когда были сформулированы положения, на основании которых происходит отбор для проведения проверок. Но в 2015 году, благодаря внедрению нового программного обеспечения АСК_НДС2, риск-ориентированный подход стал более глобально использоваться при проведении мероприятий налогового контроля в отношении НДС. Новый цифровой продукт позволил видеть цепочки движения товаров в режиме онлайн, превращая инспекторов в аналитиков, выявляющих фиктивные сделки посредством всестороннего анализа всей цепочки контрагентов. В управлении камерального контроля ФНС России были определены показатели, на основании которых налогоплательщики были поделены на три группы: с низким риском, средним и высоким. [4].

Всего было включено 84 показателя, которые постоянно актуализируются в связи с интеграцией данных с Федеральной таможенной службой РФ, и объединением информационных ресурсов. [4].

Система управления рисками ФНС России закрыта, таким образом компании не знают, что именно требуют налоговые инспектора, однако с другой стороны, данная закрытость информации абсолютно логична, систему сложнее обмануть, создавая фиктивную видимость соответствия.

Как следствие применения современных цифровых технологий в 2018 году количество выездных проверок за первый квартал сократилось на 26% и составило всего 4,1 тысячу [12].

Согласно анализу сайта ФНС России в 2017 году было проведено 55,9 миллионов камеральных проверок, однако в 2018 году число проверок выросло на 22% и составило 67,9 миллионов проверок. Однако сумма доначислений по результатам проверок сократилась на 11%. В 2017 году сумма доначисленных налогов составляла 61,6 миллиарда рублей, в 2018 году -55,7 миллиардов рублей. Данные о снижении суммы доначисленных налогов на сегодняшний день говорят об успехах ФНС России в части работы по искоренению схемных операций и выводу из тени субъектов предпринимательства посредством риск-ориентированного подхода. Многие налогоплательщики

добровольно уточняют свои налоговые обязательства, в то время как часть уже отказалась от использования агрессивных схем ведения бизнеса.

Данные факты свидетельствуют о постоянном, непрерывном контроле ФНС России налогоплательщиков посредством современных цифровых технологий и выявлению нарушений на ранних этапах, не дожидаясь назначения выездной налоговой проверки. Данный контроль стал возможен благодаря применению новейших цифровых программных продуктов, позволяющих проводить проверку в режиме онлайн, собирая достаточное количество информации для формирования мотивированного мнения, т.е. позицию налогового органа о выявленном факте нарушения.

Среди главных задач в усилении налогового контроля стоит отметить исключение конкурентных преимуществ на рынке. Легальный бизнес широко приветствует данную позицию, несмотря на сильное ужесточение мер налогового контроля. Министром экономического развития Орешкиным М.С. в интервью газете «Коммерсанть» было отмечено, что на сегодняшний день имеются технологические ресурсы, использование которых позволяет увеличить объем роста белой экономики: «Если на одном и том же рынке есть белая компания и та, которая работает в тени, то происходит искажение конкурентных условий. Конкуренцию выигрывает не та, которая более эффективна, имеет лучше управленческие процессы или наименьшие издержки, а та, которая больше недоплатит налогов и снизит социальные гарантии своим работникам. В итоге и капитал, и труд связываются в бизнес-процессах с более низкой экономической отдачей, что в конечном счете отрицательно влияет на темпы экономического роста.» [6]

Одним из ключевых моментов развития налогового контроля является улучшение отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами. Достичь высокого уровня взаимоотношений возможно при условии выгодных взаимных требований. В связи с существующим понятием «должной осмотрительности при выборе контрагента» возникает вопрос, что есть должная осмотрительность и как ее проявить, а тем более доказать, что она была проявлена в полной мере и сделка была осуществлена. Согласно части 1 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации существует особая форма налогового контроля, подразумевающая под собой онлайн взаимодействие налогового органа и налогоплательщика на основе предоставления удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности, а также к внутренним информационным системам. В своей сути налоговый мониторинг заменяет привычные формы налогового контроля, заключающиеся в камеральных и выездных проверках, на оперативное согласование позиции налогового органа по совершаемым операциям налогоплательщиком. Такая модель риск-ориентированного подхода доступна ограниченному кругу налогоплательщиков по причине наличия ряда критериев, таких как: общая сумма уплаченных налогов (НДС, НДПИ, акцизов и налога на прибыль ) должна составлять 300 миллионов рублей и более, объем доходов и стоимость активов по данным годовой бухгалтерской отчетности должны составлять 3 миллиарда рублей и более [1]. В ходе проведения налогового мониторинга в случае прогнозирования налоговых рисков при совершении конкретной сделки, налоговый орган предоставляет мотивированное мнение, позволяющее урегулировать возникающие спорные ситуации в оперативном режиме. Такой подход говорит о возможности ведения диалога между

Проблемы экономики и юридической практики

2'2019

налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках осуществления налогового контроля и предотвращению возникающих рисков в самом начальном этапе без проведения дополнительных мероприятий, что значительно экономит время и затраты на проведения длительных налоговых проверок, а также экономит издержки организации, связанные со штрафными санкциями и пенями, которые будут доначислены в ходе привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одним из факторов развития применения цифровых технологий и риск-ориентированного подхода в налоговом контроле может являться создание новой формы онлайн взаимодействия «Удаленный налоговый контроль». Данная форма взаимодействия подразумевает под собой онлайн доступ к базам налогоплательщика и его отчетности, что позволяет оперативно собирать информацию по интересующим операциям и уменьшает нагрузку на предприятия за счет отсутствия необходимости запрашивания документов и пояснений по взаимоотношениям с контрагентами, а также позволяет вносить изменения в налоговую отчетность в случае технической ошибки или неточности, не повлекшей за собой недоимку в бюджет.

В отличие от Налогового мониторинга налоговый орган при проведении Удаленного налогового контроля не будет участвовать в планировании операций и выявлять риски будущих сделок, однако если налоговый риск был выявлен, информация будет доведена до налогоплательщика в оперативном порядке, что поможет минимизировать последствия данного риска на раннем этапе, сохраняя репутацию добросовестного и порядочного налогоплательщика. Данная форма может применяться к налогоплательщикам, которые будут соответствовать следующим условиям: сумма уплаченных налогов за предыдущий год составляет 10 миллионов рублей и более, объем выручки составляет 400 миллионов рублей, объем основных средств или стоимость активов составляет 10 миллионов рублей и более, в случае отсутствия основных средств или активов, организация может заручиться банковской гарантией, что также позволит ей встать на Удаленный налоговый контроль. Таким образом, можно выделить ряд положительных моментов как для налогоплательщика, так и для налогового органа.

Во-первых, при постановке на Удаленный налоговый контроль налогоплательщик получает официальный документ от налогового органа, который может использоваться как гарант безопасности ведения сделок с ним, потому что все операции находятся в открытом доступе для налогового органа. Кроме того, налогоплательщик обладает основными средствами для осуществления предпринимательской деятельности, а также операции по сделке с данным контрагентом не несут налоговые риски для заказчика. Таким образом, налогоплательщик получает репутацию добросовестного контрагента.

Во-вторых, минимизируются издержки, связанные с постоянным исполнением требований по предоставлению документов и пояснений.

В-третьих, если налогоплательщик допустил ошибки, связанные с техническими расхождениями при заполнении налоговой отчетности, налоговый орган самостоятельно сможет исправить ошибки, которые не влекут за собой недоимку бюджета.

Одним из основных положительных моментов для налоговой службы при осуществлении налогового контроля через Удаленный доступ является возможность получить информа-

цию моментально, что значительно упрощает процедуру проверки и сокращает временные издержки при истребовании документов. Второй важной особенностью является воспитание добропорядочного налогоплательщика, в сознании которого нет желания уклоняться от своих прямых обязанностей, идя на поводу у недобропорядочных конкурентов. Предоставление доступа к персональным базам и отчетности самим налогоплательщиком возможно только в том случае, если налогоплательщик действительно не использует схемы от уклонения от налогообложения, в противном случае его действия были бы слишком противоречивы. Таким образом, данная группа налогоплательщиков перестанет привлекать к себе внимание, и, в конечном итоге, останутся только те, кто действительно заслуживает тщательной проверки налоговыми органами.

На сегодняшний день в большинстве случаев риск-ориентированный подход применяется к отдельным налогоплательщикам, однако существуют направления, связанные с определенными сегментами рынка и нацеленные на обобщение налогоплательщиков исходя из рода их фактической деятельности и проверки целого сектора. В 2018 году особое внимание налоговых органов привлечено к сфере услуг клининга. По данным газеты «Клерк» [8] большинство клининговых компаний используют схемы незаконной оптимизации, поэтому заказчику данных услуг необходимо быть вдвойне бдительными. Клининговые компаний, понимая что находятся в «черных» списках ФНС России, объединяются в профессиональные объединения, подписывают Хартии. Данные действия позволяют заказчику быть более уверенным в том, что перед ним организация, которая добросовестно соблюдает налоговое законодательство, и заключить договор на оказание услуг.

Помимо сокращения времени на анализ и выявление налоговых правонарушений в рамках контроля за НДС, современные цифровые технологии используются также в сфере контроля за наличными средствами. Новый порядок использования контрольно-кассовой техники помогает не только отследить суммы поступлений денежных средств, но и дает гражданам дополнительную защиту своих прав, как потребителей. Каждый покупатель может проверить полученный чек на официальном сайте ФНС России, тем самым удостовериться в том, что его покупка была осуществлена без нарушения налогового законодательства. Данный подход формирует новое понятие -«общественный» налоговый контроль.

Подводя итоги, можно смело говорить о качественных изменениях, сложившихся в результате использования современных цифровых технологий в налоговом контроле. К числу успешных нововведений и инноваций можно отнести развитие риск-ориентированного подхода, применение программного комплекса АСК_НДС2, интеграционные процессы между ФНС России, Центральным банком РФ, Федеральной таможенной службой РФ и иными ведомствами в части обмена информацией. Также одним из ключевых факторов развития налогового контроля является взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, в том числе посредством применения цифровых технологий.

Отсутствие открытых критериев «недобросовестных» организаций или контрагентов с «высоким» уровнем налогового риска не является характерным недостатком нынешней системы, так как компании сами в состоянии понимать критерии добросовестности контрагента и реальности сделки, опираясь

Сарафанов К. В.

НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

на все возможные существующие интернет-ресурсы, разъяснительные письма от ФНС России.

Однако, несмотря на положительный результат, совершенствование налогового контроля находится все еще на стадии развития. Для повышения эффективности налогового администрирования необходимо постоянно совершенствовать механизмы применения цифровых технологий в налоговом контроле. Это позволит достичь повышения прозрачности всего коммерческого сектора экономики для выстраивания равных конкурентных преимуществ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,29%.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ;

2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;

3. Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;

4. Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@;

5. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;

6. Газета «Коммерсантъ» №1 от 09. 01. 2017.

7. Айтхожина Г.С. Реформирование налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. №4.С.5-10

8. Кастуева А. - К кому и по каким налогам инспекторы пообещали прийти с выездной проверкой // Клерк // 05.06.2018 - URL : https://www.klerk.rU/buh/articles/474862/#opinion-anchor

9. Коморова А.И. - Цифровая экономика в России: программно-правовые источники / Созидание общества социальной справедливости. Социально-экономический аспект. Том 9(51). М., 2018. С.5

10. Малышева Е., Бикбов Е., Коптюбенко Д. Теневой сектор экономики Росиии вырос на 3 млн человек // РБК. - URL :

https://www.rbc.ru/economics/26/02/2015/54ef19049a7947453eeb 6428.

11. Мишустин М.В. интервью для газеты Лента 08.09.2018 - URL : https://lenta.ru/news/2018/09/19/mishustin/

12. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс] // URL: http://www.nalog.ru;

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Новейшие тенденции налогового администрирования: цифровизация процессов и рост эффективности» аспиранта Сарафанова Константина Викторовича Аспирант, Сарафанов Константин, представил статью на тему: «Налоговый контроль в условиях современных цифровых технологий». Данная статья посвящена анализу современного состояния налогового контроля на основе применения цифровых технологий, а также разработке новых методологических подходов с целью повышения эффективности осуществления налогового контроля в Российской Федерации, исходя из новой концепции построения взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными органами.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как Российская экономика, согласно Распоряжении Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р, об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», переходит на использование цифровых технологий для достижения поставленных целей в повышении конкурентоспособности страны, улучшения качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.

Автором проведена серьезная работа по изучению эффективности современной системы налогового контроля, изучены и проанализированы действующие методы, методики, способы, применяемые налоговыми органами, базирующиеся на цифровизации информации, что позволило в итоге предложить новые методические и практические подходы для дальнейшего развития технологий налогового контроля.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что научная статья К. В. Сарафанова «Новейшие тенденции налогового администрирования: цифровизация процессов и рост эффективности» соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель, д-р экон. наук, профессор

Л.С. Кирина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.