Вестник Челябинского государственного университета.
2021. № 10 (456). Экономические науки. Вып. 74. С. 145-155.
УДК 336.225 DOI 10.47475/1994-2796-2021-11015
ББК 65.261.41-212.1
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ж. М. Корзоватых, Н. Г. Морозова
Государственный университет управления, Москва, Россия
Исследуются действующая в России система налогового администрирования и ее инновационные инструменты, активно разрабатываемые и внедряемые в условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации контрольно-надзорной деятельности государства. Внедрение цифровых технологий в налогообложение способствует росту эффективности и прозрачности налоговой системы, возникновению новых механизмов налогового администрирования, созданию интеллектуальных моделей оценки налоговых рисков, направлений и способов реализации налоговой политики. Научная ценность статьи заключается в определении направлений дальнейшего развития инновационных инструментов налогового администрирования, разрабатываемых на базе передовых 1Т-технологий, направленных на повышение эффективности деятельности налоговых органов и качества обслуживания экономических субъектов в контексте цифрового взаимодействия государства в лице налоговых органов и налогоплательщиков.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, налогообложение, цифровые технологии.
Введение
В сферах государственного управления, промышленности, банковской деятельности и пр. ежедневно генерируется и аккумулируется огромное количество информации и данных. Появившиеся новые возможности технологических и цифровых инноваций непосредственно влияют на многие сферы деятельности экономики. При этом ключевым преимуществом цифровизации экономики являются возможности автоматического управления экономической системой, способствующие значительному росту эффективности управления хозяйственной деятельностью на макро-, мезо-и микроуровнях.
В сложившихся условиях возникает необходимость обеспечения соответствующей благоприятной среды, разработки и применения новых подходов к государственному управлению и регулированию, в том числе в области налогов и налогообложения, где в целях оптимизации налоговых доходов повышается эффективность налогового администрирования и контроля, а также борьбы с уклонением от уплаты налогов. Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) в соответствии с выделенными целями внедряет в свою работу новейшие инструменты налогового администрирования, параллельно оптимизирующие работу налоговых органов.
Тенденции последних лет демонстрируют снижение зависимости доходов бюджета РФ от нефте-
газовых поступлений и доминирование налоговых доходов, что вынуждает ФНС РФ на фоне общей экономической нестабильности, справедливо избегая увеличения налоговых ставок, строить работу с акцентом на ужесточение налогового администрирования, направленное в частности на выявление недобросовестных налогоплательщиков, нелегальных схем уклонения от налогов и вывода бизнеса из «серых» неконтролируемых зон с увеличением доли прозрачного бизнеса.
Термин «налоговое администрирование» широко применяется на практике наряду с такими понятиями, как «администрирование налоговой системы», «администрирование в налоговой сфере», однако возникают затруднения в трактовании экономического содержания этого понятия. Единое мнение среди экономистов в понимании значения термина «налоговое администрирование» отсутствует. Как отмечает А. В. Угрюмова, «термин "налоговое администрирование" применяется бессистемно, отсутствует единое понимание его содержания» [24]. В нормативно-правовых актах РФ, включая подзаконные акты, трактовка понятия «налоговое администрирование» отсутствует.
В 1997 г. в работе М. Т. Оспанова это понятие впервые упоминается «как система управления налогами» [15]. Схожая позиция представлена в трудах И. А. Перонко, где налоговое администрирование рассматривается как научный и практический процесс, представляющий систе-
му управления государством налоговыми отношениями [17].
В экономической литературе встречаются мнения современных экономистов и экспертов со своей спецификой, конкретикой и детализацией содержательной части термина «налоговое администрирование» (см. таблицу).
Таким образом, обобщив представленные мнения специалистов и экспертов, можно заключить, что под налоговым администрированием в широком смысле следует понимать комплексное государственное управление налоговой системой с соблюдением паритета ин-
Научные категории понятия «налоговое адм
тересов налогоплательщиков и налоговых органов в целях повышения эффективности функционирования налогового механизма; в узком смысле — деятельность фискальных органов по реализации налоговой политики, осуществлению налогового контроля и обеспечению соблюдения налогового законодательства всеми субъектами экономики.
Методы и материалы
Методологической основой исследования явились труды российских ученых, посвященные проблемам налогового администрирования в контексте цифрового взаимодействия государства
нистрирование» в хронологическом порядке
Российские экономисты Трактовка понятия «налоговое администрирование»
Л. И. Гончаренко (2010) [4] «.. .элемент налоговой системы, базирующейся на налоговом законодательстве, организационной деятельности по реализации налоговой политики и функционировании налоговых органов, и налоговом контроле»
М. С. Мишенина, Л. В. Максимова (2012) [12] «.совокупность процедур, обеспечивающих государственное управление в сфере налогообложения с целью обеспечения исполнение налогового законодательства»
Э. Г Шурдумова, Д. М. Канкулов (2012) [25] «.. .организационная система, помогающая реализовать налоговую политику государства»
М. В. Владыка (2015) [3] «.урегулированная нормой права деятельность государственного уполномоченного органа налоговой сферы, направленная на реализацию эффективной налоговой политики»
О. С. Ось (2016) [21] «.механизм управления в налоговой сфере, заключающийся в повседневной деятельности налоговых органов или как комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках»
Д. А. Мешкова (2016) [11] «.процедурные и процессуальные аспекты взаимодействия фискальных органов с обязанными лицами»
А. Е. Иванов (2017) [6] «.комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках»
Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев (2019) [14] «.прогнозирование на основе расчетов поступлений доходов; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты денежных средств в бюджет; анализ экономической ситуации в ее динамике.»
Источник: составлено авторами на основе данных проведенного исследования.
в лице налоговых органов и налогоплательщиков, обеспечивающего эффективность деятельности налоговых органов и качество обслуживания экономических субъектов.
В исследовании были использованы: статистический анализ, метод научных абстракций, контент-анализ мнений российских экспертов и экономистов, научных публикаций по вопросам налогового администрирования и контроля в современных условиях. В качестве основного методологического принципа исследования применено дифференцированное рассмотрение резуль-
татов анализа практики использования программ автоматизированных учетных систем в деятельности налоговых органов.
В качестве информационной базы использованы статистические данные, опубликованные ФНС РФ отчеты, официально публикуемые Правительством РФ и Министерством финансов РФ данные, официально публикуемые данные и публичная информация ФНС и других государственных органов, мнения экспертов и специалистов в публикациях периодических и информационных изданий.
В статье изучены изменения и тенденции в области налогового администрирования относительно развития инструментов налогового администрирования и изменения их эффективности. Анализ мнений экспертов и специалистов в области налогового администрирования позволил рассматривать понятие «налоговое администрирование» в широком смысле, как комплексное государственное управление налоговой системой с соблюдением паритета интересов налогоплательщиков и налоговых органов, и, в узком смысле, как деятельность фискальных органов по реализации налоговой политики. Исследованы статистические данные эффективности деятельности налоговых органов, применяющих различные формы, методы, инструменты и приемы проведения налогового контроля. Правильное сочетание данных факторов позволяет с минимальными затратами достигнуть максимального результата при проведении контроля.
Для обоснования авторских положений использовались данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ и других институциональных регуляторов.
Результаты исследования
Анализ действующей практики по налоговому администрированию за последние годы позволяет сделать вывод о трех основных направлениях развития: 1) пополнение бюджета; 2) обеспечение эффективного и качественного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов; 3) сочетание интересов налогоплательщиков и налоговых органов.
Последние наблюдаемые изменения в налоговой политике России также отражают общие тенденции цифровизации и все большего внедрения технологий и автоматизации налогообложения в соответствии с современными возможностями, требованиями и принятой программой цифровизации, тем самым реализуя все три направления развития налогового администрирования. Внедрение цифровых технологий в налогообложение способствует росту эффективности и прозрачности налоговой системы, возникновению новых механизмов налогового администрирования, передачи данных, трансформации состава и структуры налогов, направлений и способов реализации налоговой политики [16]. Расширяющиеся возможности налоговых органов по доступу к данным различных источников позволяют существенно повысить собираемость на-
логов и эффективность налогового контроля, что способствует в итоге реализации экономической политики государства на макро-, мезо- и микроуровнях [8].
Наблюдаемая трансформация ФНС РФ в цифровую сервисную компанию, способную обеспечить администрирование с высоким уровнем надежности и эффективности и высочайших стандартов оказываемых услуг, способствовала возникновению новых инструментов и новых задач налоговой политики, оказывающих влияние на развитие и качество налогового администрирования как в национальных, так и в международных масштабах [7].
Центральное место в налоговом администрировании занимает налоговый контроль, позволяющий осуществлять своевременное исполнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств, что является важнейшим условием рационального функционирования налоговой системы [14]. Актуальность повышения качества налогового контроля в настоящее время возрастает в связи с необходимостью увеличения доходной части бюджета государства. Ключевым условием проведения успешного налогового контроля является эффективность налоговых проверок.
Эффективность контрольной деятельности налоговых органов предполагает достижение наилучших результатов с использованием наименьшего объема ресурсов. На показатель эффективности влияют выбор форм, методов, инструментов и приемов проведения налогового контроля. Правильное сочетание данных факторов позволяет с минимальными затратами достигнуть максимального результата при проведении контроля.
Очевидно, прослеживаемая тенденция сокращения числа выездных налоговых проверок с параллельным ростом их эффективности демонстрируется ФНС последние годы (в 2018 г. — снижение на 30 %, в 2019 г. — на 34,1 %, в 2000 г. — снижение на треть), составив в абсолютном выражении 6000 проверок в год. Возрастает результативность выездной проверки: по данным 2019 г. — 33,5 млн руб. доначислений на одну проверку. В 2018 г. налогоплательщиками добровольно уплачено в бюджет дополнительно 80 млрд руб. В 2020 г. контрольные мероприятия позволили аккумулировать в бюджет дополнительно порядка 300 млрд руб. (см. рисунок).
Оценка эффективности деятельности ИФНС как органов, осуществляющих налоговый контроль, должна исходить из достигнутых результатов их работы с учетом стоящих перед ними функций.
выездных проверок (тысяч)
>сть налоговых проверок (доначислено на 1 выездную проверку, млн.руб.
Развитие инструментов риск-анализа при проведении выездных налоговых проверок Источник: составлено авторами на основе данных ФНС1.
В рамках совершенствования налогового администрирования была разработана система планирования выездных налоговых проверок, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства, и, что так же важно, которая побуждала бы налогоплательщиков к добровольному отказу от уклонения от уплаты налогов.
Основной документ, используемый налоговыми органами в аналитической работе, — Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, содержащая перечень 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор налогоплательщиков [18]. Указанный перечень является отрытым, то есть налоговые органы руководствуются и другими критериями для отбора объектов выездных налоговых проверок, однако в концепции представлены основные зоны рисков.
Проведение самостоятельной систематической оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок является необходимой и позволяет экономическим субъектам самостоятельно оценить налоговые риски и предупредить их возникновение, предприняв адекватные меры по сохранению экономической безопасности.
Применение концепции должно обеспечить эффективность использования и распределения ресурсов государства в лице налоговых органов
1 Публичная декларация целей и задач ФНС РФ 2020. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new. nalog.ru/docs/about_fts/pd2020_0520.pdf (дата обращения: 27.04.2021).
с целью достижения максимальной результативности выездных проверок при минимальных затратах на их проведение [22].
Активно развиваемые ФНС электронные системы контроля, налоговые сервисы и приложения оптимизируют взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов и являются базисом для перспективного внедрения адаптивной цифровой платформы. Применяемая концепция внедрения современных технологий в налоговое администрирование сокращает непроизводственные издержки бизнеса, повышает комфортность условий уплаты налогов и эффективность противодействия уклонению от уплаты налогов [23].
В перспективе создаваемый таким образом 1Т-сервис предполагает предоставление онлайн-доступа налоговым органам к внутренним цифровым системам налогоплательщиков и возможности контроля своевременности и правильности исчисления и уплаты налогов.
В 2020 г. ФНС завершен перевод всех налогоплательщиков на администрирование в общефедеральную базу автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3»), позволяющую автоматизировать большинство процессов, накапливать массивы данных по всем налогоплательщикам, движениям товарно-денежных потоков, ценам, взаимосвязям физических и юридических лиц и пр. Возрастающие возможности программного комплекса дополняются новыми функциями и модернизирующимися подсистемами, автоматически соотносящими данные налогоплательщиков в целях администрирования всех категорий налогоплательщиков: физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), и юридических, в том числе крупнейших [1].
Применение АИС «Налог-3» положительно сказалось на оперативности инспекторов и росте производительности их труда, скорости и эффективности принимаемых решений, обеспечении актуальной полной и достоверной информацией о действующем налоговом законодательстве, достоверности предоставляемых данных, оперативности и качестве систем учета и отслеживания соблюдения налогового законодательства и учета налогоплательщиков, сокращении бумажного документооборота, четкости отражения сумм налоговых поступлениях и других обязательных платежей, анализе и прогнозе динамики налоговых поступлений. В АИС «Налог-3», предоставля-
30
25
20
L5
L0
2U14
2U17
2U18
2U19
2020
ющей широкие возможности, осуществляется, по некоторым оценкам, порядка 95 % работы ИФНС.
Система «Налог-3» включает в себя множество подсистем. Наибольший интерес представляет подсистема «Контроль НДС», выявляющая и пресекающая схемы уклонения от уплаты НДС посредством отбора налоговых деклараций с расхождениями и налоговыми разрывами (автоматизированная система контроля (АСК) «НДС-2») и контролирующая движение денежных средств по счетам (АСК «НДС-3») [26].
Подсистема предпроверочного анализа, широко используемая налоговыми органами, позволяет осуществлять отбор налогоплательщиков для углубленного анализа и возможного включения в план для проведения выездных проверок на основании порядка ста выработанных критериев риска.
Подсистема анализа банковских документов (АБД) содержит сведения о счетах налогоплательщиков и позволяет пресекать применение многих схем уклонения от налогов, отслеживая движение товарно-денежных потоков.
Система «Налог-3» постоянно дорабатывается и модернизируется. Так, внедрение синхронизации с базами данных ЗАГСов позволит выявлять взаимозависимые организации и ИП. Уже в текущем 2021 г. ФНС планирует совершенствование платформы по взаимодействию с банками и разработку новой версии АИС «Налог-4», создание системы передачи административных данных в заинтересованные органы и ведомства государства [18].
Представленные возможности продвинутой аналитики, развитие инструментов риск-анализа, а также дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга ФНС, точечно выявляющих объект дополнительного налогового контроля, позволили сократить административную нагрузку и эффективно использовать риск-ориентированный подход в выборе объектов выездных налоговых проверок, в частности налогоплательщиков, уклоняющихся от налогообложения с применением агрессивных схем.
По оценкам ФНС, именно фактор налогового администрирования способствовал перманентному росту налоговых доходов консолидированного бюджета, обеспечиваемому вовлечением как новых субъектов экономики, так и хозяйственных операций в легальный оборот [13].
По итогам 2018 г. отмечен максимальный прирост (4 трлн руб., или 23 %) налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. Возросла
доля поступлений по результатам согласительных процедур по итогам 2019 г. на 36-40 %. Проводится работа по обеспечению поступлений в счет погашения задолженности и привлечению к административной ответственности, позволившая аккумулировать за 2019 г. порядка 100 млн руб. За 2020 г. эффективность аналитических инструментов и систем контроля налогового администрирования не позволила в экономически сложный период пандемии коронавируса снизиться налоговым поступлениям в бюджет, что в итоге выразилось в аккумулировании 17,2 трлн руб. в консолидированном бюджете РФ, то есть демонстрировался прирост на 2,6 % относительно 2019 г., без учета НДПИ. За 2020 г. поступления по НДС составили 4,27 трлн руб. (прирост в 0,9 % относительно 2019 г.), по налогу на прибыль организаций — 4,02 трлн руб. (прирост в 0,9 %), по налогу на доходы физических лиц — 4,25 трлн руб. (прирост в 7,5 %). При этом следует отметить, что темп прироста налога превысил темп прироста заработной платы [5]. За первый квартал 2021 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ составили 58,4 млрд руб., что превысило аналогичный показатель 2020 г. на 7,7 %.
Развитие 1Т-технологий налогового администрирования способствовало существенному сокращению выездных налоговых проверок. Применение инновационных инструментов контроля сменило направление контрольной работы с проверок налогоплательщиков на формирование прозрачной налоговой среды в различных отраслях экономики [20].
Налоговый мониторинг, как одна из инновационных форм налогового контроля в формате онлайн-взаимодействия крупнейших налогоплательщиков с налоговыми органами посредством удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика, позволяет своевременно выявлять налоговые риски и быстро урегулировать спорные налоговые позиции. Налоговый мониторинг применяют с 1 января 2021 г. 209 компаний крупнейших налогоплательщиков, рост числа которых прогнозируется к 2022 г. до порядка 3,9 тыс., к 2024 г. — до 7,8 тыс.
Применение современной контрольно-кассовой техники (ККТ) с возможностями онлайн-переда-чи налоговым органам сведений о расчетах в розничной торговле позволяет существенно повысить эффективность налогового контроля в сфере наличного денежного оборота субъектов малого
и среднего бизнеса, а также способствует повышению собираемости налоговых платежей в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. На февраль 2021 г. в налоговых органах России зарегистрировано около 3,4 млн онлайн-касс, передающих информацию о расчетах в электронном виде. С ужесточением законодательства за 2021 г. прогнозируется существенный рост числа зарегистрированных ККТ.
В рамках развития автоматизации налогового администрирования можно отметить также следующие направления:
- размещение информации о налогоплательщиках в свободном доступе (позволяет компаниям получать полную качественную информацию о контрагентах в режиме онлайн, а в случае возникновения спорных ситуаций использовать в качестве доказательной базы обоснования должной осмотрительности);
- реализация специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на базе цифровой платформы в мобильном приложении «Мой налог» (направлена на легализацию доходов лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но на постоянной основе получающих доходы) [10]. География применения эксперимента по данному налогу постоянно расширяется: в 2019 г. режим применялся на территории четырех субъектов РФ, с января 2020 г. — еще в 19 субъектах РФ, с июля 2020 г. — на территории всех субъектов РФ. На начало 2021 г. по всей России зарегистрировано более 1,8 млн плательщиков налога на профессиональный доход, суммарный доход которых составил порядка 200 млрд. руб. При этом, согласно прогнозам, их число к 2024 г. предположительно достигнет как минимум 2,5 млн человек;
- функционирование Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), электронно присваивающего статус субъекта МСП. На начало второго квартала 2021 г. в едином реестре числилось свыше 5,7 млн субъектов МСП, в том числе 5 547 563 микропредприятия, 215 372 малых предприятия и 17 680 средних предприятий;
- реализация на сайте ФНС личных кабинетов налогоплательщиков. «Личный кабинет физического лица» позволяет осуществлять мониторинг задолженности по налогам и сборам, сдавать налоговые декларации, отслеживать результаты проверки. «Личный кабинет юридического лица» позволяет получать актуальную информацию о начисленных и уплаченных налогах, задолжен-
ностях и переплатах по ним, получать выписки по расчетам с бюджетом, направлять запросы и отслеживать решения по ним. Планируется объединение личных кабинетов с данными онлайн-касс в целях реализации функционала отражения сведений о покупках и подачи заявлений о налоговых вычетах в один клик;
- сервис «Прозрачный бизнес», позволяющий получить комплексную информацию о налогоплательщике, оценить его деятельность, налоговую нагрузку, выявить недостоверные сведения, оценить риски, оптимизировать налоги. Если в 2019 г. данным сервисом воспользовались только порядка 4 млн налогоплательщиков, то в 2020 г. — уже свыше 37 млн. Однако сервис недостаточно оперативно отражает информацию, сведения размещаются с задержкой;
- дополнительные сервисы в виде выбора налоговых режимов и применения налогового калькулятора, рассчитывающие налоговую нагрузку, формирующие платежные документы, позволяющие проверить корректность заполнения первичных документов и произвести расчет налоговых платежей [9].
Принцип, применяемый в налоговом режиме для самозанятых, когда учет и расчет налогов ведут налоговые органы посредством полностью дистанционного взаимодействия через приложение, в перспективе планируется поэтапно внедрять в другие системы налогообложения. Так, отменяемая для организаций с 2021 г. отчетность по земельному и транспортному налогам позволит сократить административную нагрузку на бизнес и, исключив необходимость ежегодной камеральной проверки 1 млн налоговых деклараций, сэкономить ресурсы налоговых органов. Для сверки налоговых платежей ИФНС предусмотрено направление сообщений налогоплательщикам с указанием исчисленной суммы налогов.
Заключение
Наблюдаемые изменения в налоговом администрировании и цифровизации его инструментов вскрыли ряд проблем:
- технические сбои электронных сервисов, вследствие которых возникает ответственность и последующие санкции в связи с нарушениями сроков предоставления отчетности в электронном виде, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности;
- правовой статус технических посредников передачи электронных данных и отчетности (1Т-служб и их сотрудников);
- открытость, доступность и степень защищенности конфиденциальных цифровых данных;
- повышение налоговой нагрузки в связи с изменением налоговых баз и пересмотром ставок по некоторым налогам;
- несвоевременное отражение информации и сведений в сервисах.
Получаемые налоговыми органами данные из различных источников посредством применения информационно-коммуникационных технологий используются для налогового регулирования прямо или косвенно, то есть для обеспечения собираемости налоговых платежей, налогового контроля, корректировки и реализации экономической политики государства и регионов. Федеральная налоговая служба РФ продолжает работу над сокращением документооборота, упрощением налоговой отчетности, налогового администрирования и взаимодействий с налогоплательщиками (упрощение процедур регистрации налогоплательщиков; заявительный порядок получения льгот; представление документов в один налоговый орган; отмена деклараций и введение сообщений о начисленной сумме; расширенный формат подачи документов в электронном виде и получение данных о налогоплательщике в рамках взаимодействия между системами и пр.).
Анализ применяемых инновационных инструментов налогового администрирования в практической деятельности налоговых органов демонстрирует активное развитие и непрерывное совершенствование электронных сервисов, существенно повышающих эффективность налогового администрирования и способствующих росту уровня налоговой грамотности и культуры, а также самосознания налогоплательщика.
В качестве конечной цели преобразований налогового администрирования ФНС РФ, несомненно, можно выделить неотвратимость санкций за нарушение налогового законодательства и формирование понятной налоговой среды с уклоном на стимулирование добросовестности и «прозрачности» налогоплательщиков, ориентиром на повышение комфортности условий налогового администрирования и снижения издержек для добросовестного бизнеса.
С целью реализации курса на повышение эффективности налогового администрирования
с соблюдением фискальных и экономических интересов необходим баланс распорядительных фискальных мер и поощрительных стимулирующих мероприятий с одновременным ужесточением контроля, в частности, субъектов, применяющих агрессивные схемы уклонения от налогообложения.
Таким образом, дальнейшее развитие инструментов налогового администрирования для поддержания стабильного роста эффективности деятельности налоговых органов необходимо осуществлять в следующих направлениях:
1) разработка единого организационно-правового механизма налогового администрирования, включающего инновационные инструменты, активно разрабатываемые и внедряемые в условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации контрольно-надзорной деятельности государства;
2) вовлечение налогоплательщиков в процессы добровольного исполнения налоговых обязательств и отказа от использования агрессивных схем уклонения от налогообложения;
3) сохранение курса на сокращение отчетности и упрощение процедур налогового администрирования как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов посредством совершенствования применяемых автоматизированных систем;
4) повышение квалификации налоговых инспекторов с целью развития необходимых компетенций для эффективного применения возможностей информационно-коммуникационных технологий, направленных на оценку налоговых рисков, выявление новых схем уклонения от исполнения налоговых обязательств [6].
В свою очередь налогоплательщики должны предпринять должную осмотрительность с учетом тенденций развития новейших инструментов налогового администрирования и в дальнейшей работе:
1) своевременно предупреждать и исключать налоговые риски, связанные с изменениями в налоговом администрировании;
2) отслеживать новые тенденции и направления налоговой реконструкции;
3) подготовиться к введению АИС «Налог-4» (более тщательно подходить к выбору контрагентов, отказаться от «серых» зарплат, схем НДС и пр.);
4) не допускать выездных налоговых проверок и уметь правильно действовать при налоговых проверках;
5) понимать и применять принципы проверки контрагентов;
6) уметь аргументированно защищаться от об- ческой активности. Цифровая реальность обязы-винений в неуплате налогов, своевременно кор- вает налогоплательщиков добросовестно и с высо-ректировать учетную политику в целях налого- кой степенью ответственности выполнять обязан-вого учета; ности по исчислению и уплате налогов, повышая
7) грамотно и своевременно учитывать дохо- налоговую дисциплину. Понимание революцион-ды и особенно расходы, в частности связанные ных процессов, происходящих в налогообложе-с пандемией коронавируса; нии, особенно актуально для минимизации нало-
8) вести безрисковое планирование налога на говых рисков налогоплательщиков. Федеральная прибыль и пр. налоговая служба России создает условия, в ко-
Инновационные инструменты налогового ад- торых налогоплательщику выгодно добросовест-
министрирования и средства контроля над на- но вести деятельность, зарабатывая репутацию,
логоплательщиками позволяют повышать обеспечивающую возможности налаживания де-
собираемость налогов и обеспечивать исполнения ловых связей с добросовестными контрагентами,
налоговых обязательств даже при спаде экономи- и честно взаимодействовать с государством.
Список литературы
1. Автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3»). URL: https://www. nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения: 12.03.2021).
2. Александров И. М. Налоги и налогообложение М. : Дашков и Ко, 2017. 317 с.
3. Владыка М. В., Тарасова В. Ф., Сапрыкина Т. В. Налоги и налогообложение : учебник / под общ. ред. В. Ф. Тарасова. М. : КноРус, 2015. 488 с
4. Гончаренко Л. И. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2010. № 2. С. 22-29.
5. Даниил Егоров подвел итоги работы за 2020 год и озвучил план работы ФНС на 2021 год. URL: https://www.glavbukh.ru/news/34615-daniil-egorov-podvel-itogi-raboty-za-2020-god-i-ozvuchil-plan-raboty-fns-na-2021-god (дата обращения: 12.03.2021).
6. Иванов А. Е., Иванов С. А. Налогообложение некоммерческих организаций. М. : КноРус, 2017. 288 с.
7. Карп М. В., Рогуленко Т. М. Цифровая экономика — драйвер формирования налоговой стратегии РФ и способов ее реализации: монография / под общ. ред. М. В. Карп, Т. М. Рогуленко. М. : РусАйнс, 2020. 142 с.
8. Кирова Е. А., Морозова Н. Г., Безверхий А. С. Трансформация налоговой системы России в условиях становления цифровой экономики // Вестник университета. 2019. № 7. С. 118-125.
9. Корзоватых Ж. М., Агеева О. А., Тенденции развития системы учета в условиях применения инновационных цифровых технологий // Сборник научных трудов по материалам III Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства». М., 2020. С. 279-286.
10. Мамонова И. В., Алеников А. С., Цифровизация процессов в сфере налогообложения как инструмент повышения качества функционирования налоговой системы России // Вестник академии знаний. 22019. № 5 (34). С. 312-315.
11. Мешкова Д. А. Налогообложение организаций в Российской Федерации : учеб. для бакалавров М. : Дашков и Ко, 2016. 160 с.
12. Мишенина М. С., Максимова Л. В. Налоговая безопасность и налоговое администрирование в системе мер обеспечения экономической безопасности // Академический вестник. 2012. № 2 (20). С. 239241.
13. Морозова Н. Г. Актуальные проблемы налогообложения в условиях цифровой экономики // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, контроля и налогообложения в условиях цифровизации экономики. М. : Издат. дом ГУУ, 2019. С. 349-354.
14. Налоги и налогообложение : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 450 с.
15. Оспанов М. Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб. : Изд-во СПбГУ-ЭФ, 1997.
16. Орлова Е. А, Морозова Н. Г. Трансформация бухгалтерского и налогового учета и отчетности в условиях цифровизации экономики // Сборник научных трудов по материалам III Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства». М., 2020. С. 164-170.
17. Перонко И. А. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2001.
18. Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2021).
19. Приказ ФНС России от 05.03.2021 г. № ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2021).
20. Публичная декларация целей и задач ФНС РФ 2020. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www. new.nalog.ru/docs/about_fts/pd2020_0520.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
21. Ось О. С. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. Изд. 8-е. М. : Ось-89, 2016. 128 с.
22. Цветков В. А., Шутьков А. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Совершенствование системы налогового администрирования в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21, № 6 (102). С. 34-49.
23. Рогуленко Т. М. Цифровая экономика — драйвер развития бухгалтерского учета, аудита, контроля : монография / под общ. ред. Т. М. Рогуленко. М. : РусАйнс, 2020. 230 с.
24. Угрюмова А. В. К вопросу о содержании понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налога» // Вестник финансовой академии. 2008. № 4 (48). С. 150-154.
25. Шурдумова Э. Г., Канкулова Д. М. Налоговое администрирование как основа реализации налоговой политики государства // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 22. С. 130-135.
26. Korzovatykh Z. M., Morozova N. G. Tax risks when applying VAT to the space industry. URL: https:// doi.org/10.1063/5.0036938 (дата обращения: 11.03.2021).
Сведения об авторах
Корзоватых Жанна Михайловна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Государственного университета управления, Москва, Россия. korzovatykh@ yandex.ru
Морозова Надежда Григорьевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Государственного университета управления, Москва, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2021. № 10 (456). Economic Sciences. Iss. 74. Pp. 145-155.
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INSTRUMENTS OF TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Z. M. Korzovatykh
State University of management, Moscow, Russia. [email protected]
N. G. Morozova
State University of management, Moscow, Russia. [email protected]
In modern conditions of the rapid development of technological and digital innovations, it becomes necessary to provide an appropriate favorable environment for the development and application of new approaches to public administration and regulation, including in the field of taxes and taxation, where in order to optimize tax revenues, the efficiency and quality of tax administration increases. The scientific value of the article lies in determining the directions for the further development of innovative tax administration tools, developed on the basis of advanced IT technologies, aimed at the efficiency of tax authorities and the quality of service to economic entities in the context of digital interaction between the state, represented by tax authorities, and taxpayers.
Keyword: tax administration, tax control, taxation, digital technologies.
References
1. Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema FNS Rossii (AIS «Nalog-3»). (2019) [Automated information system of the Federal Tax Service of Russia (AIS «Tax-3»)]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/ about_fts/gos_inf/4045827/, accessed 12.03.2021 [in Russ.].
2. Aleksandrov I. M. (2017) Nalogi i nalogooblozheniye [Taxes and taxation]. Moscow, Dashkov i Ko, 317 p. [in Russ.].
3. Vladyka M. V. (2015) Nalogi i nalogooblozheniye [Taxes and taxation]: Uchebnik. Moscow, KnoRus, 488 p [in Russ.].
4. Goncharenko L. I. (2010) Nalogi i nalogooblozheniye, no. 2, pp. 22-29 [in Rus].
5. Daniil Yegorov Podvel itogi raboty za 2020 god i ozvuchil plan raboty FNS na 2021 god [Summed up the results of work for 2020 and announced the work plan of the Federal Tax Service for 2021]. Available at: https:// www.glavbukh.ru/news/34615-daniil-egorov-podvel-itogi-raboty-za-2020-god-i-ozvuchil-plan-raboty-fns-na-2021-god, accessed 12.03.2021 [in Russ.].
6. Ivanov A. Ye. (2017) Nalogooblozheniye nekommercheskikh organizatsiy [Taxation of non-commercial organizations]. Moscow, KnoRus, 288 p. [in Russ.].
7. Karp M. V., Rogulenko T. M. (2020) Tsifrovaya ekonomika — drayver formirovaniya nalogovoy strategii RF i sposobov yeye realizatsii [The digital economy is a driver of the formation of the tax strategy of the Russian Federation and methods of its implementation]. Moscow, RUSAYNS, 142 p. [in Russ.].
8. Kirova Ye. A., Morozova N. G., Bezverkhiy A. S. (2019) Vestnik universiteta, no. 7, pp. 118-125 [in Russ.].
9. Korzovatykh Zh. M., Ageyeva O. A. (2020) Sbornik nauchnykh trudov po materialam III Mezhdun-arodnogo nauchnogo foruma «Shag v budushcheye: iskusstvennyy intellekt i tsifrovaya ekonomika: Smart Nations: ekonomika tsifrovogo ravenstva» Gosudarstvennyy universitet upravleniya. Moscow, pp. 279-286 [in Russ.].
10. Mamonova I. V., Alenikov A. S. (2019) Vestnik akademii znaniy, no. 5 (34), pp. 312-315 [in Russ.].
11. Meshkova D. A. (2016) Nalogooblozheniye organizatsiy v Rossiyskoy Federatsii [Taxation of organizations in the Russian Federation]. Moscow, Dashkov i Ko, 160 p. [in Russ.].
12. Mishenina M. S., Maksimova L. V. (2012) Akademicheskiy vestnik, no. 2 (20), pp. 239-241 [in Russ.].
13. Morozova N. G. (2019) Aktual'nyye problemy bukhgalterskogo ucheta, analiza, kontrolya i nalogoob-lozheniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki. Moscow, Izdatel>skiy dom GUU, pp. 349-354 [in Russ.].
14. (2019) Nalogi i nalogooblozheniye [Taxes and taxation]. Moscow, Yurayt, 450 p. [in Russ.].
15. Ospanov M. T. (1997) Nalogovaya reforma i garmonizatsiya nalogovykh otnosheniy [Tax reform and harmonization of tax relations]. Sankt-Petersburg [in Russ.].
16. Orlova Ye. A, Morozova N. G. (2020) Sbornik nauchnykh trudov po materialam III Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma «Shag v budushcheye: iskusstvennyy intellekt i tsifrovaya ekonomika: Smart Nations: ekonomika tsifrovogo ravenstva» Gosudarstvennyy universitet upravleniya. Moscow, pp. 164-170 [in Russ.].
17. Peronko I. A. (2001). Problemy sovershenstvovaniya nalogooblozheniya v Rossiyskoy Federatsii i puti ikh resheniya [Problems of improving taxation in the Russian Federation and ways to solve them. Abstract of thesis]. Moscow [in Russ.].
18. (2021) Prikaz FNS Rossii ot 30.05.2007 no. MM-3-06/333@ "Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy planirovaniya vyyezdnykh nalogovykh proverok" [Order of the Federal Tax Service of Russia dated 05/30/2007 N MM-3-06/333@ "On Approval of the Concept of the Planning System for Field Tax Audits"]. Available at: http://www.consultant.ru, accessed: 26.02.2021 [in Russ.].
19. (2021) Prikaz FNS Rossii ot 05.03.2021 no. YED-7-1/173@ "Ob utverzhdenii Strategicheskoy karty FNS Rossii na 2021-2023 gody" [Order of the Federal Tax Service of Russia dated 05.03.2021 No. EED-7-1/173@ "On approval of the Strategic Map of the Federal Tax Service of Russia for 2021-2023"]. Available at: http:// www.consultant.ru, accessed: 26.03.2021 [in Russ.].
20. (2019) Publichnaya deklaratsiya tseley i zadach FNS RF 2020 [Public declaration of goals and objectives of the Federal Tax Service of the Russian Federation 2020]. Available at: https://www.nalog.ru/html/sites/www. new.nalog.ru/docs/about_fts/pd2020_0520.pdf, accessed 27.02.2021 [in Russ.].
21. Os' O. S. (2016) Kommentarii k nalogovomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Comments to the tax code of the Russian Federation]. Moscow, Os'-89, 128 p. [in Russ.].
22. Tsvetkov V. A., Shut'kov A. A., Dudin M. N., Lyasnikov N. V. (2017) Finansy: teoriya ipraktika, vol. 21, no. 6 (102), pp. 34-49 [in Russ.].
23. Rogulenko T. M. (2020) Tsifrovaya ekonomika — drayver razvitiya bukhgalterskogo ucheta, audita, kontrolya [The digital economy is a driver for the development of accounting, auditing, control]. Moscow, RUSAYNS, 230 p. [in Russ.].
24. Ugryumova A. V. (2008) Vestnikfinansovoy akademii, no. 4, pp. 150-154 [in Russ.].
25. Shurdumova E. G., Kankulova D. M. (2013) Sovremennyye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad, no. 22, pp. 130-135 [in Russ.].
26. Korzovatykh Z. M., Morozova N. G. (2021). AIP Conference Proceedings. Available at: https://doi. org/10.1063/5.0036938, accessed 11.03.2021.