Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ'

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / TAX CONTROL / TAX AUTHORITY / TAX AUDIT / EFFICIENCY EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Виктор Владимирович, Бурдакова Анна Юрьевна

В статье проведен анализ эффективности и результативности налоговых проверок. Реформа налогового законодательства, переход к использованию автоматизированных программ и электронного досье налогоплательщика позволит государству проводить гораздо больше налоговых проверок и получить больший объем налогов, сборов и других обязательных платежей при их администрировании, а также увеличить результативность и эффективность проведения налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax audits, its efficiency and effectiveness

The article analyzes the effectiveness and efficiency of tax audits. The reform of tax legislation, the transition to the use of automated programs and an electronic taxpayer dossier will allow the state to conduct much more tax audits and receive more taxes, fees and other mandatory payments during their administration, as well as increase the effectiveness and efficiency of tax control.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ»

2.2. Налоговые проверки: их эффективность и результативность

©В. В. Мороз1'9, ©А. Ю. Бурдакова2' Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация 2Институт заочного и открытого образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва, Российская Федерация ае-таН: mvv88@list.ru |5е-таМ: aburdakova@yandex.ru

Аннотация. В статье проведен анализ эффективности и результативности налоговых проверок. Реформа налогового законодательства, переход к использованию автоматизированных программ и электронного досье налогоплательщика позволит государству проводить гораздо больше налоговых проверок и получить больший объем налогов, сборов и других обязательных платежей при их администрировании, а также увеличить результативность и эффективность проведения налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый орган, налоговая проверка, эффективность, результативность.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мороз В. В., Бурдакова А. Ю. Налоговые проверки: их эффективность и результативность // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №1. С. 44-48.

Tax audits, its efficiency and effectiveness

©V. V. Moroz1,a, ©A. Yu. Burdakova2,b financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation institute of the correspondence and open education, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation ae-mail: mvv88@list.ru be-mail: aburdakova@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the effectiveness and efficiency of tax audits. The reform of tax legislation, the transition to the use of automated programs and an electronic taxpayer dossier will allow the state to conduct much more tax audits and receive more taxes, fees and other mandatory payments during their administration, as well as increase the effectiveness and efficiency of tax control. Keywords: tax control, tax authority, tax audit, efficiency effectiveness.

FOR CITATION: Moroz V. V., Burdakova A. Yu. Tax audits, its efficiency and effectiveness // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №1. P. 44-48.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время налоговые инспекции продолжают свою работу по пути цифровизации экономической и бухгалтерской информации, повышения ее достоверности, доступности и прозрачности. В последние годы налоговые инспекции получают от налогоплательщиков и от других государственных органов, а также банков практически всю необходимую информацию для осуществления налогового контроля. С одной стороны, это увеличивает границы риска компаний, их собственников и руководителей, с другой же, есть полная определенность и понимание в работе с налоговыми инспекциями. Во-вторых, у налогоплательщиков появляется возможность урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, т. е. до подачи искового заявления в суд. [6]

Основной целью налогового контроля, проводимого налоговыми инспекциями - противодействие уходу от неуплаты налогов и сборов, обеспечение устойчивого поступления доходов в бюджеты всех уровней.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Использование цифровой информации о налогоплательщиках и возможностей продвинутой проводимой аналитики в налоговых инспекциях позволяют осуществлять, точный выбор объектов для проведения налогового контроля и тем самым снижать административную и налоговую нагрузку на бизнес.

Первыми и основными для согласования и включения в план проведения выездных налоговых проверок (далее ВНП) являются налогоплательщики, которые используют различные, в том числе и агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов.

Для полноты исследования рассмотрим статистику налоговых органов России по выездным налоговым проверкам.

АНАЛИЗ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

По итогам предыдущего 2018 года проведено 14,2 тысяч выездных налоговых проверок, то есть на 30% меньше, чем за 2017 год (20,2 тысяч ВНП), при этом сумма поступлений за 2018 год по результатам контрольно-аналитической работы налоговых инспекций составила - 297 миллиардов рублей.

Мороз В. В., Бурдакова А. Ю.

Результативность одной выездной налоговой проверки возросла в 1,4 раза и составила 22 миллиона рублей. По результатам проведенных выездных налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило налоговых платежей свыше 175,6 миллиардов рублей.

Принуждение и побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате текущих налоговых платежей (налогов, сборов и социальных взносов) в полном объеме является основным акцентом в работе налоговых инспекций.

По результатам контрольно-аналитической работы налоговых инспекций посредством принуждения и побуждения налогоплательщиков к добровольной уплате налоговых платежей, без проведения налоговых проверок, по итогам предыдущего 2018 года дополнительно поступило в бюджеты всех уровней практически 80 миллиардов рублей, что составляет 27% в общем объеме поступлений в эти бюджеты и на 42,4% больше чем по аналогичному периоду за 2017 год.

ИССЛЕДУЕМ СТАТИСТИКУ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ПРОВЕДЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ

Введение Федеральной налоговой службой Российской Федерации целенаправленного порядка и процедуры к проведению проверок, а кроме того использование новых автоматизированных цифровых систем, дали возможность существенно увеличить дисциплинированность налогоплательщиков, а также сделать главный акцент далеко не на принуждение и взыскание, а на желание к добровольному уточнению и выполнению налогоплательщиками собственных налоговых обязанностей.

За предыдущий - 2018 год всего доначислено по результатам камеральных налоговых проверок (далее КНП) более -55,7 миллиардов рублей, что на 9% этот показатель ниже, чем в 2017 году.

По результатам камеральных налоговых проверок за предыдущий 2018 год поступило - 40,8 миллиардов рублей, что на 19% больше, чем за аналогичный 2017 год.

На основании проведенных налоговыми инспекциями процедур побуждения к добровольному уточнению и выполнению налогоплательщиками собственных налоговых обязанностей, сумма увеличенных налоговых обязанностей, согласно исправленным (уточненным) налоговым декларациям, показанным налогоплательщиками, в связи с независимой оценкой рисков в соответствии с аспектами, исследованными ФНС России, за предыдущий 2018 год составила более 50,6 миллиарда рублей, и по сравнению за аналогичный период 2017 года увеличилась более чем в 2 раза, или на 26,8 миллиарда рублей.

Основными формами налогового контроля как ранее отмечалось, являются налоговые проверки. Чтобы оценить контрольную работу налоговых органов, необходимо проанализировать их эффективность и результативность. Можно отметить, что на протяжении многих лет наблюдается отрицательная динамика выездных налоговых проверок

(далее - ВНП) с одновременным увеличением количества камеральных (далее - КНП) (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика количества КНП и ВНП с 2011-2018 гг. Можно отметить, что с каждым годом количество КНП увеличивается на 15-20%, при этом количество ВНП ежегодно сокращается на эти же 15-20%. [7]

Это обусловлено применением современных технологий. Внедрение программных комплексов, с помощью которых можно проводить дистанционный предпроверочный анализ и выявлять границы риска, позволяет проводить выездной налоговый контроль только в крайних случаях. Одновременно с этим налогоплательщики получают возможность обслуживаться в любое время суток и из любого места их нахождения, что сокращает время на обслуживание. Для государства это перспектива оперативного контроля любого сектора экономики, развитие конкурентной среды, а также снижение затрат на обеспечение налогового контроля.

Анализ результативности налоговых проверок за период с 2011 по 2018 гг. показывает рост общего количества КНП почти в 2 раза с одновременным увеличением количества проверок, в которых были выявлены нарушения - 5-6% в год (рис. 2). [7]

Можно отметить, что с каждым годом количество КНП увеличивается на 15-20%, при этом количество ВНП ежегодно сокращается на эти же 15-20%. [7]

Это обусловлено применением современных технологий. Внедрение программных комплексов, с помощью которых можно проводить дистанционный предпроверочный анализ и выявлять границы риска, позволяет проводить выездной налоговый контроль только в крайних случаях. Одновременно с этим налогоплательщики получают возможность обслуживаться в любое время суток и из любого места их нахождения, что сокращает время на обслуживание. Для государства это перспектива оперативного контроля любого сектора экономики, развитие конкурентной среды, а также снижение затрат на обеспечение налогового контроля.

Анализ результативности налоговых проверок за период с 2011 по 2018 гг. показывает рост общего количества КНП почти в 2 раза с одновременным увеличением количества проверок, в которых были выявлены нарушения - 5-6% в год (рис. 2). [7]

Рисунок 2. Уровень результативности КНП, %.

В отличие от динамики КНП, общее количество выездных налоговых проверок, наоборот, уменьшилось с 2011 г. по 2018 г. на 80%, и уменьшились выявления нарушений на те же 7880%. Однако результативность ВНП остается на достаточно высоком уровне - в девяти из десяти налоговых проверок налоговые органы выявляют нарушения (рис. 3). [4, 7] 80 000,0 -

60 000,0

20 000,0

IIIIИ Г

1ГГ

2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. ] Количество выездных проверок - всего, ед. из них количество проверок, выявивших нарушения, ед.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Доначислено на одну ВНП, выявившую нарушения 8 090,0 8 734,5 13 513,6 15 447,3 21 733,2

Доначислено на одну КНП, выявившую нарушения 1,5 2,3 2,5 1,1 0,8

Данное повышение результативности - следствие применения риск-ориентированного подхода, детального анализа зон риска, получения информации из внешних источников, в том числе от правоохранительных органов, а также использования информации, получаемой из иностранных юрисдикций в рамках международных соглашений.

В сфере контрольной работы налоговых инспекций задействованы сотрудники отделов камеральных и выездных налоговых проверок. По данным ФНС России наблюдается ежегодное снижение нагрузки на одного сотрудника, занятого исполнением контрольно-надзорных функций. Это объясняется, в первую очередь, применением современных технологий и внедрением программных комплексов. [5]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Федеральная налоговая служба постоянно анализирует эффективность работы налоговых органов. Опираясь на систему некоторых показателей, можно проанализировать ее в динамике. [1]

Показатель эффективности работы налогового органа может быть определен по следующей формуле:

Эфф н. о. = Фп/БС н. о. (1)

где:

Эфф н.о. - обобщающий показатель эффективности налогового органа;

Фп - фактическое поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ;

БС н.о. - бюджетные средства, фактически расходуемые на содержание налоговых органов.

150,00 _ ___

| 93,64 I 100'73 I | 96,55 | 94,49 | | 95,58 |

100,00 30,00 0,00

-■-У"-* I I-1 I ' I -• , ' -• I t--I и ■ ' ■ I

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 3. Уровень результативности ВНП, %.

Однако стоит отметить, что результативность выездных налоговых проверок выше. Согласно проведенной оценке контрольной работы налоговых органов можно сделать следующий вывод: на одну выездную налоговую проверку, при проведении которой были выявлены нарушения, приходится в среднем 10 млн. рублей доначислений в год, в то время как на одну камеральную налоговую проверку приходится около 1,5 тыс. рублей доначислений в год (табл. 1).

Таблица 1

Суммы доначислений на одну налоговую проверку, тыс. руб. [7]

Рисунок 4. Эффективность работы налоговых органов, руб.

Эффективность работы налоговых органов, представленная на рисунке 4, показывает, что на 1 рубль затрат на содержание Федеральной налоговой службы России, они-налоговые органы, обеспечивают поступление около 100 рублей налогов и сборов.

Годовая экономическая эффективность работы налоговых органов может быть определена по следующей формуле:

Гээно = Эфф н. о.£-Эфф н. о.£-1 (2)

где:

Эфф н.о. ( - эффективность работы налоговых органов в отчетный период;

Эфф н.о. (-1 - эффективность работы налоговых органов в предыдущий отчетный период.

20,00 |-1

15,00 10,00 5,00 0,00 -5,00 -10,00

I

И

M

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201S -4,17 -2,07 -4,78

Рисунок 5. Годовая экономическая эффективность работы налоговых органов, руб.

Годовая экономическая эффективность работы налоговых органов, представленная на рисунке 5, характеризует отношение налоговых органов к расходованию бюджетных средств, выделенных на их содержание. Положительное значение годовой экономической эффективности говорит о правильном использовании трудовых и финансовых ресурсов в отчетном периоде.

Уровень собираемости налогов может быть определен по следующей формуле:

Ус = Фп/(Н + Нпр) * 100% (3)

где:

Ус - уровень собираемости налогов (в процентах);

Мороз В. В., Бурдакова А. Ю.

Фп - фактическое поступление налогов и сборов за отчетный период;

Н - сумма начисленных налоговых платежей за отчетный период;

Нпр - сумма доначислений по результатам налоговых проверок.

140%

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 6. Уровень собираемости налогов, %.

Уровень собираемости налогов, представленный на рисунке 6, показывает, что высокая собираемость налогов, с одной стороны, определяет рост бюджетных поступлений и безопасность бюджетов всех уровней, а с другой, может стать причиной повышения налоговой нагрузки и налогового бремени налогоплательщиков. В противном случае государство, наоборот, снижало бы нагрузку.

При анализе отношений доначисленных сумм по результатам налоговых проверок (КНП и ВНП) к общей сумме налоговых поступлений можно проследить их относительную стабильность (рис. 7). Это объясняется одинаковыми темпами роста обоих показателей, в среднем 10-12% ежегодно.

25 000,00 20 000,00 15 000,00 10 000,00 5 000,00 0,00

4,0% 3,0% 2,0% 1,0% 0,0%

процедуру достаточно понятной и удобной как для населения, так и организаций.

Активное использование налоговыми инспекциями цифро-визации, системных информационных ресурсов и программных комплексов позволило сократить количество ВНП, при этом увеличить их результативность. Внедрение программных комплексов, позволило оперативно и дистанционно проводить предпроверочный анализ и выявлять границы риска, способствовало проведению выездных налоговых проверок только в крайних случаях. Одной из таких программ-комплексов стала автоматизированная система контроля «НДС-2», которая позволила ФНС России оперативно выявлять и пресекать деятельность недобросовестных налогоплательщиков, снизить трудовые и материальные затраты на встречные проверки, получать точные данные о величине товарооборота в разрезе отраслей и регионов. С момента начала работы системы контроля поступления НДС ежегодного увеличиваются на 10-12% (рис. 8), резко сократилось количество фирм-однодневок.

4 000,0

1 500,0 1 000,0 500,0 0,0

2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012

2014

2016

2018

2020

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, млрд, руб.

I Всего доначислено по результатам проверок, млрд. руб.

Рисунок 7. Отношение доначисленных сумм по результатам налоговых проверок (КНП и ВНП) к общей сумме налоговых поступлений

Проводимые мероприятия по побуждению налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств должны увеличить поступление налогов в бюджет, сгладить противоречия между налоговыми органами и хозяйствующими субъектами, а также уменьшить количество нарушений с помощью оперативного взаимодействия государства и налогоплательщиков. В результате охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками ежегодно снижается: в 2016 году данный показатель составлял 0,3%, в 2017 году - 0,24%, в 2018 году - 0,18%, т.е. из тысячи налогоплательщиков проверяется только два. [5]

Достаточно большое количество технологических изменений, которые происходят в работе ФНС России, должны позволить, раз и навсегда, изменить отношение налогоплательщиков и государства к тому, как уплачивать налоги, сделать эту

Рисунок 8. Собираемость НДС по годам, млрд. руб.

Кроме того, юридические подразделения налоговых органов занимаются организацией правового сопровождения налоговых проверок, подготовкой дополнительных рекомендаций, связанных с формами и методами проведения налогового контроля, законностью доначисления налогов, а также обосновывают позицию налоговой инспекции с учетом сложившейся судебной практики.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Важно подчеркнуть, что если доначисления были произведены проверяющими расчетным путем, то, рассматривая материалы налоговой проверки, суды выносят свои решения не в пользу налоговых и правоохранительных органов. В связи с этим уполномоченным органам необходимо совместно подготовить и разработать методику расчетов налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками расчетным путем, с обязательной ее регистрацией в Министерстве юстиции России.

Кроме подготовки данных методик необходимо заняться разработкой программы автоматического предпроверочного анализа с выгрузкой протокола допущенных налогоплательщиком ошибок в отчетности. А в дальнейшем при проведении налоговых проверок необходимо будет анализировать соответствующие показатели и обращать внимание на налоговые разрывы, сформированные по данным из электронного досье налогоплательщика. Тем самым государство не давало бы лишнего повода налогоплательщикам для получения необоснованных вычетов, возмещений и льгот.

Рост активности в области налогового мониторинга обусловлен теми преимуществами, которые налогоплательщикам дает

данный режим. Во-первых, сокращается неопределенность в работе с налоговыми органами: на сопровождение требуется на 30% меньше персонала налоговой инспекции, чем при проведении налоговых проверок, значительно сокращается количество истребуемых документов, отчетный период проверяется втрое быстрее. Появляется возможность урегулирования налоговых споров в досудебном порядке. На основании вышеизложенного, предлагается ввести новые формы налогового мониторинга: обязательный и добровольный. Обязательный налоговый мониторинг следует проводить у монополий и предприятий оборонно-промышленного комплекса, а для проведения добровольного налогового мониторинга стоит снизить пороговые значения условий для иных налогоплательщиков.

Реформа налогового законодательства, переход к использованию указанных методик, автоматизированных программ и электронного досье налогоплательщика позволит государству

Литература

1. Мороз В.В., Мороз С.В. Показатели эффективности работы налоговых органов // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №2.

2. Тихонова А.В., Дзюба Д.В. К вопросу об оценке эффективности налогового контроля // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. № 5 (443). С. 612-622.

3. Черникова С. В. Анализ выездных налоговых проверок: пути совершенствования и повышения результативности // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 177-179.

4. Чотчаева М.З. Анализ результативности налоговых проверок // Экономические науки. 2018. № 169. С. 11-14.

5. Доклады об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)

6. Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2018 года на праздничной коллегии // Официальный сайт ФНС РФ. - 2018.

7. Открытые данные ФНС / [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://www.nalog.ru/opendata

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: mvv88@list.ru

Бурдакова Анна Юрьевна, магистрант, Институт заочного и открытого образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: aburdako-va@yandex.ru

проводить гораздо больше налоговых проверок и получить больший объем налогов, сборов и социальных взносов и других обязательных платежей при их администрировании, а также увеличить результативность и эффективность проведения налогового контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными выводами исследования являются предложения по совершенствованию расчетов по результативности и эффективности налогового контроля, которые могут быть учтены и использованы при расчете средств материального стимулирования для налоговой инспекции. Такой возможный подход будет стимулировать сотрудников Федеральной налоговой службы России и инспекций на надлежащее исполнение своих должностных обязанностей в полном объеме и в установленный срок.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,69%.

References

1. Moroz V.V., Moroz S.V. Performance indicators of tax authorities // Problems of Economics and Legal Practice. 2018. No2.

2. Tikhonova A.V., Dzyuba D.V. On the issue of assessing the effectiveness of tax control // International Accounting. 2018.Vol. 21. No. 5 (443). S. 612-622.

3. Chernikova S. V. Analysis of field tax audits: ways to improve and increase effectiveness // Young scientist. - 2018. - No. 16. - S. 177-179.

4. Chotchaeva M.Z. Analysis of the effectiveness of tax audits // Economic Sciences. 2018. No. 169. S. 11-14.

5. Reports on the implementation by the Federal Tax Service of state control (supervision) in the relevant fields of activity and on the effectiveness of such control (supervision)

6. Mikhail Mishustin summed up the work of the tax authorities for 10 months of 2018 at the festive board // Official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. - 2018.

7. Open data of the Federal Tax Service / [Electronic resource]. -URL access mode: https://www.nalog.ru/opendata.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Victor V. Moroz, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Professor of the Department of Tax Policy and Customs and Tariff Regulation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: mvv88@list.ru

Anna Yu. Burdakova, Master's Degree student, Institute of the correspondence and open education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: aburdako-va@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.