DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_8_761 УДК 338.2
Золотарёва Галина Алексеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, е-mail: [email protected]
Монанникова Алина Павловна,
магистрант кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, е-mail: [email protected]
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков; применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок. Совершенствование каждого элемента позволит улучшить организацию налогового контроля в целом, тем самым обеспе -чив полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет.
Ключевые слова: выездные налоговые проверки; камеральные налоговые проверки; анализ; динамика; программный комплекс.
UDC 338.2
Zolotareva Galina Alekseevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]
Monannikova Alina Pavlovna,
master student of the Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, е-mail: [email protected]
The most important factor in increasing the effectiveness of control work is the improvement of existing procedures for control checks. The necessary features of any effective system of tax control are the existence of an effective system for the selection of taxpayers; application of effective forms, techniques and methods of tax audits. The improvement of each element will improve the organization of tax control as a whole, thereby ensuring full control over the correctness of the calculation, completeness and timeliness of the transfer of tax payments to the budget.
Keywords: field tax audits; cameral tax audits; analysis; dynamics; software package.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
WAYS TO IMPROVE EFFICIENCY CONTROL ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES
В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля является особенно актуальной.
Эффективность налогового контроля предполагает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом государства объема средств.
На эффективность налогового контроля оказывают влияние такие факторы, как правильный выбор форм, методов (приемов) и видов налогового контроля.
Управление Федеральной налоговой службы по Томской области (далее -Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее -ФНС России) в Томской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Также имеет сокращенное наименование: УФНС России по Томской области.
Миссия ФНС России заключается в высоком качестве услуг и в комфортных условиях для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса.
Осуществление камеральных и выездных проверок в отношении налогоплательщиков является главной задачей деятельности УФНС России по Томской области [5].
В табл. 1 представлены данные обо всех проведенных выездных налоговых проверках за 2018-2021 гг. УФНС России по Томской области.
Таблица 1 - Эффективность проведения контрольных мероприятий в рамках выездных налоговых проверок УФНС России по Томской области за 2018-2021 гг.
Количество выездных Количество выездных Дополнительно начислено
налоговых проверок, ед. налоговых проверок платежей, включая санкции
с нарушениями и пени , тыс. руб.
Год Общее коли- Изменение Количество Изменение Общая сумма Изменение по
чество прове- по сравнению ВНП с наруше- по сравнению с доначисле- сравнению с пре-
рок, ед. с предыдущим годом, % ниями предыдущим го-дом% ний, тыс. руб. дыдущим годом, %
2018 164 - 164 - 1 559 856 -
2019 97 -40,86 % 96 -41,47 712 187 -54,35 %
2020 31 -68,05 % 29 -69,8 433 550 -39,13 %
2021 53 70,96 % 52 79,31 % 1 250 692 188,47 %
Из анализа результатов данных в табл. 1 можно сделать вывод о том, что в 2021 году количество выездных налоговых проверок увеличилась, в то же время сумма доначислений на одну выездную налоговую провер-
ку также увеличилась. И, соответственно, можно говорить об увеличении их эффективности. Изменение средней эффективности приведено в табл. 2.
Таблица 2 - Изменение средней эффективности одной выездной проверки за 2018-2021 гг., тыс. руб.
Год Общая сумма доначислений Общее количество ВНП Эффективность 1 ВНП
2018 1 559 856 164 9 511,3
2019 712 187 97 7 341,1
2020 433 550 31 13 985,4
2021 1 250 692 53 23 597,9
Повышение результативности выездных налоговых проверок (ВНП) является следствием улучшения качества контрольно-аналитической работы УФНС России по Томской области, связанной с повышением роли аналитической составляющей при выборе
объектов для проведения проверок и совершенствованием риск-ориентированного подхода. Результаты камеральных проверок, проведенных за период 2018-2021 гг., отражены в табл. 3.
Таблица 3 - Эффективность проведения камеральных налоговых проверок (КНП) УФНС России по Томской области за период 2018-2021 гг., тыс. руб.
Количество КНП, ед. Количество КНП Дополнительно
с нарушениями, ед. начислено платежей
Год Общее коли- Изменение по КНП с на- Изменение по Общая сумма Изменение по
чество, ед. сравнению с пре- рушени- сравнению с пре- доначислении, сравнению с пре-
дыдущим годом, % ями дыдущим годом, % тыс. руб. дыдущим годом, %
2018 501 540 - 30 540 - 419 066 -
2019 479 268 -4,4% 21 299 -30,26 107 149 -74,44 %
2020 440 156 -8,17% 18 729 -12,07 108 688 +1,43%
2021 440 239 +0,01% 22 865 +11,08 86 783 -20,16%
Сравнительная эффективность 1 каме- лены в табл. 4. ральной проверки и ее динамика представ-
Таблица 4 - Изменения средней эффективности одной камеральной проверки за 2018-2021 гг., тыс. руб.
Год Общая сумма доначислений Количество камеральных проверок, по результатам которых выявлены нарушения, ед. Эффективность одной камеральной проверки
2018 419 066 30 540 13,8
2019 107 149 21 299 5,03
2020 108 688 18 729 5,08
2021 86 783 22 865 3,8
Как следует из табл. 3 и 4, с 2019 г. идет резкое снижение доначислений при увеличении количества камеральных проверок, по результатам которых выявлены нарушения, соответственно, снизилась и эффективность одной камеральной проверки.
По результатам анализа налоговых выездных и камеральных проверок за 2018-2021 гг. было выявлено, что основная часть доначислений приходится на выездные налоговые проверки:
- в 2019 году по результатам выездных налоговых проверок доначислено 712 187 тыс. руб., что составляет 86 % от общей суммы доначислений. По результатам камеральных проверок за 2019 год доначислено 107 149 тыс. руб., что составляет 14 % от общей суммы начислений;
В 2020 году произошло снижение доначисленных сумм по НДС в связи с ухудшением экономической ситуации в стране в результате появление в нашей жизни новой коронави -русной инфекции COVID-19.
- в 2020 году по результатам выездных налоговых проверок доначислено 433 550 тыс. руб., что составляет 80,0 % от общей суммы доначислений. По результатам камеральных проверок за 2020 год доначислено 108 688 тыс. руб., что составляет 20,0 % от общей суммы начислений;
- 2021 году по результатам выездных налоговых проверок доначислено 1 250 692 тыс. руб., что составляет 93,5 % от общей суммы доначислений. По результатам камеральных проверок за 2021 год доначислено 86 783 тыс. руб., что составляет 6,5 % от общей суммы начислений.
Основные доначисления за 2019-2021 произведены по НДС, налогу на прибыль организаций и НДФЛ. Данные о суммах начислений представлены в табл. 5.
В связи с этим ФНС России реализовала меры по поддержке бизнеса, позволяющие также отсрочить налоговые платежи по налогам.
Однако в 2021 году произошел резкий рост
Таблица 5 - Основные доначисления налогам за 2019-2021 гг., тыс. руб.
Год Общая сумма доначислений НДС Налог на прибыль НДФЛ Прочие
сумма % сумма % сумма % сумма %
2019 194 923 821 133 864 052 68,6 27 972 721 14,3 14 563 415 7,4 18 523 636 9,5
2020 169 347 567 116 886 226 69,0 28 348 810 16,7 13 856 965 8,1 10 255 566 6,0
2021 207 368 861 143 697 132 69,2 34 422 611 16,5 17 123 566 8,2 12 125 552 5,8
доначислений по НДС. Аналогичная ситуация происходит и с налогом на прибыль организаций. Это связано с тем, что налоговые органы усовершенствовали программный продукт - ПК «АСК НДС-2», который используется для контроля начислений по налогу на добавленную стоимость.
Динамика сумм взысканий имеет тенденцию к увеличению в силу улучшения каче-
ства налогового контроля и ужесточения налогового и уголовного законодательства.
Положительной тенденцией контрольной работы ФНС является сокращение сумм уменьшения доначисленных платежей по решениям вышестоящих налоговых и судебных органов. Данные по суммам платежей представлены в табл. 6.
Таблица 6 - Динамика сокращения сумм уменьшенных платежей по решениям вышестоящих налоговых и судебных органов за 2018-2021 гг., тыс. руб.
Год Суммы уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов Изменение по сравнению с предыдущим годом Изменение по сравнению с предыдущим годом, %
2018 564,5 - -
2019 484,2 80,3 14,2
2020 405,3 78,9 16,3
2021 385,8 19,5 4,8
На основании представленных в таблице данных можно говорить об ежегодном уменьшении платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов, что свидетельствует как о повышении качества проведения контрольных мероприятий по сбору достаточной доказательной базы по выявленным правонарушениям, так и о профессиональном подходе по представлению интересов налоговых органов в суде.
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах от общего числа проведенных проверок), отражена в табл. 7.
Таблица 7 - Доля проверок, признанных недействительными, за 2018-2021 гг., %
Год Проверки, призванные недействительными, % от общего количества проверок Изменение по сравнению с предыдущим годом, %
2018 0,81
2019 0,78 0,03
2020 0,64 0,14
2021 0,53 0,11
На основании представленных данных видно, что доля проверок, результаты которых признаны недействительными, ежегодно уменьшается. Основной причиной признания результатов налоговых проверок недействительными являются решения судов, в связи с различным толкованием норм законодательства судебными и налоговым органами.
Динамика сумм взысканий имеет тенден-
цию к увеличению в силу улучшения качества налогового контроля и ужесточения налогового и уголовного законодательства [4].
В настоящее время налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки без серьезных на то оснований. С момента появления налоговой системы Российской Федерации методы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок строились на принципе цикличности во времени.
Ими разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа и применения программного комплекса «ВНП-отбор».
Данный комплекс автоматически отбирает компании, которыми были допущены налоговые правонарушения. Также налоговыми органами использовался и метод случайного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, целью которого являлось воспитание законопослушности у налогоплательщиков.
В результате сочетания этих двух принципов каждая вторая проверка заканчивалась без значительных налоговых доначислений.
Информационную базу, которую использует налоговая инспекция для проведения предпроверочного анализа, составляет информация, полученная ими из внешних и внутренних источников. К таким источникам относятся другие налоговые и государственные органы Российской Федерации,
иностранные налоговые органы, банки, физические и юридические лица, правоохранительные и иные контролирующие органы.
Основные критерии отбора налогоплательщиков для проверки приведены в Концепции планирования ВНП на сайте налоговых органов [2; 3].
Проблема повышения эффективности проверок налоговых органов является основным аспектом налогового администрирования, потому что, с одной стороны, ФНС играет главную роль в формировании и наполнении бюджета государства, а с другой -для осуществления деятельности требуются существенные бюджетные расходы.
По нашему мнению, для повышения эффективности в Налоговый кодекс можно внести понятие и механизм работы программы ПК «АСК НДС». В первую очередь, это будет нести побудительную функцию, вынуждающую налогоплательщика не совершать умышленно налоговых правонарушений. Во-вторых, это будет официальным элементом доказательной базы налоговых органов. В-третьих, суд официально будет учитывать имеющиеся случаи налоговых разрывов.
Как уже было сказано выше, основная доля поступлений доходов в федеральный бюджет формируется за счет налога на добавленную стоимость, однако многие организации уменьшают свои доходы, заключая фиктивные договора с организациями и индивидуальными предпринимателями, которые находятся на специальных налоговых режимах, не предусматривающих уплату НДС. В результате происходит занижение налога на прибыль.
Данные операции не отражаются в книге покупок, соответственно, современные компьютерные программы риск-ориентированного подхода для проведения контроля бессильны. Поэтому необходимо разработать программное обеспечение для выявления фиктивных операций, снижающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Это можно сделать путем создания и введения расширенной декларации по налогу на прибыль организаций, в которой будут отдельно отражаться операции с контрагентами, находящимися на специальных налоговых режимах.
Проблема повышения эффективности
контрольной работы связана в первую очередь с отсутствием единых правил проведения налоговых проверок.
Для решения данной проблемы необходимо разработать единую комплексную процедуру организации контрольных проверок с применением эффективных форм, приемов и методов, основанных на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.
В связи с тем, что основное значение придается федеральным налогам, то результатом введения критерия фискальной эффективности по налогам или бюджетам будет увеличение поступлений местных и региональных налогов и сборов за счет установления минимальных ограничений.
В настоящее время вопросы, которые связаны с обновлением организации налогового контроля и определением путей его совершенствования, представляются весьма актуальными. Привлечение к ответственности лиц, которые нарушают налоговое законодательство, должно стать основной целью налогового контроля, поэтому ФНС постоянно разрабатывает новые средства для реализации этой цели.
Список литературы
1. Тарабарова А. А. Предпроверочный анализ и его роль в повышении качества выездных налоговых проверок // Социально-экономические науки и гуманитар -ные исследования. 2018. № 5. С. 110-114.
2. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_55729/0e99de4f8c78632cdecab194b60 961e9196e0f73/ (дата обращения: 14.11.2022).
3. О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_80846/ (дата обращения: 14.11.2022).
4. Статистика и аналитика. URL: https://www.nabg. gov.ru/rn70/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (дата обращения: 30.11.2022).
5. Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL: ww.nalog.ru (дата обращения: 25.11.2022).
References
1. Tarabarova A. A. Pre-verification analysis and its role in improving the quality of on-site tax audits. Socio-
economic sciences and humanities. 2018. No. 5. pp. 110114.
2. On approval of the Concept of the System for Planning On-site Tax Audits: Order of the Federal Tax Service of Russia dated 30.05.2007 No. MM-3-06/333@ (ed. dated 10.05.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_55729/0e99de4f8c78632cdecab194b60 961e9196e0f73 / (date of request: 14.11.2022).
3. On Amendments to the Order of the Federal Tax Service of Russia dated 30.05.2007 No. MM-3-06/333@
"On approval of the concept of the system for planning on-site tax inspections": Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation dated 14.10.2008 No. MM-3-2/467@. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_80846 / (date of request: 14.11.2022).
4. Statistics and analytics. URL: https://www.nalog.gov. ru/rn70/related_activities/statistics_and_analytics/forms / (accessed: 11/30/2022).
5. Federal Tax Service: [website]. URL: ww.nalog.ru (accessed: 11/25/2022).