Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тайбулатова Амина Умаровна, Абдугамидова Аминат Хасбулатовна, Курбанова Умукусум Али-Искандеровна

В статье исследуется совершенствование налогового контроля в Российской Федерации. Раскрывается понятие «налоговый контроль». Рассматриваются подходы к совершенствованию механизма налогового контроля в контексте обеспечения экономической безопасности. Центральной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов и сборов в бюджет. Повышение качества выполнения данной задачи возможно с помощью развития методического обеспечения налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тайбулатова Амина Умаровна, Абдугамидова Аминат Хасбулатовна, Курбанова Умукусум Али-Искандеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the improvement of tax control in the Russian Federation. The concept of «tax control» is revealed and possible ways of its improvement in Russia are suggested. Approaches to improving the mechanism of tax control in the context of ensuring economic security are considered. The central task of the tax authorities is to ensure the receipt of taxes and fees to the budget. Improving the quality of this task is possible with the help of the development of methodological support for tax control.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_3_207 УДК 336.71

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тайбулатова Амина Умаровна,

студент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

Россия, е-mail: betmen54321@inbox.ru

Абдугамидова Аминат Хасбулатовна,

студент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

Россия, е-mail: amkhs0109@gmail.com

Курбанова Умукусум Али-Искандеровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной

экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

Россия, e-mail: sabiha73@mail.ru

В статье исследуется совершенствование налогового контроля в Российской Федерации. Раскрывается понятие «налоговый контроль». Рассматриваются подходы к совершенствованию механизма налогового контроля в контексте обеспечения экономической безопасности. Центральной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов и сборов в бюджет. Повышение качества выполнения данной задачи возможно с помощью развития методического обеспечения налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль; налоги; налоговый потенциал; налогоплательщики; налоговое законодательство; налоговая проверка.

UDC 336.71

IMPROVING TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Taibulatova Amina Umarovna,

student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: betmen54321@ inbox.ru

Abdugamidova Aminat Khasbulatovna,

student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: amkhs0109@ gmail.com

Kurbanova Umukusum Ali-Iskanderovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of World and Regional Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: sabiha73@mail.ru

The article examines the improvement of tax control in the Russian Federation. The concept of «tax control» is revealed and possible ways of its improvement in Russia are suggested. Approaches to improving the mechanism of tax control in the context of ensuring economic security are considered. The central task of the tax authorities is to ensure the receipt of taxes and fees to the budget. Improving the quality of this task is possible with the help of the development of methodological support for tax control.

Keywords: tax control; taxes; tax according potential; taxpayers; tax law; tax audit.

Налоговый контроль - это независимый правовой институт, который также можно отнести к подотрасли финансового права. В состав налогового контроля могут входить как нормы, регулирующие отношения налогоплательщиков с ведением бухгалтерского учета, так и меры, связанные с проведением налогового контроля. Но в последнее время в этот институт включены нормы, позволяющие осуществлять налоговый контроль над крупными расходами налогоплательщиков -физических лиц [3, с. 195].

Налоговый контроль - это определенный организационно-правовой механизм, суть которого заключается в том, что специальные государственные органы обеспечивают процесс выполнения обязательств, установленных нормами налогового права, а также исследование и выявление фактов для принудительного взыскания задолженности по налогам либо применение мер ответственности за совершенное налоговое правонарушение [7, с. 22].

В современных условиях создание прочной финансовой основы для существования государства и общества в целом, успешная реализация реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможно без эффективной системы налогового контроля, призванной обеспечить финансовые интересы государства при соблюдении прав организаций и физических лиц.

Эффективная система организации нало-

гового контроля - важный элемент управления государственными финансами. В первую очередь это связано с процессом формирования доходной части бюджетов всех уровней. Меры налогового контроля охватывают всю систему налогообложения, обеспечивая своевременность и полноту поступления обязательных налоговых платежей и сборов в бюджет.

В настоящее время налоговые проверки являются основной формой налогового контроля. Более того, они наиболее эффективны по сравнению с другими видами и формами налогового контроля.

Налоговый контроль - эффективный инструмент обеспечения налоговой безопасности, под которым понимается комплекс мер, применяемых уполномоченными органами для создания механизма налоговой ответственности, предотвращения и выявления налоговых нарушений, с целью снижения вероятности рисков налоговой безопасности в регионах. Для обеспечения налоговой безопасности региона необходимо разработать методическое обеспечение налогового контроля [1]. Под методологическим налоговым обеспечением понимается совокупность методов налогового контроля, результаты которых являются основой для принятия управленческих решений в целях обеспечения налоговой безопасности региона. Механизм налогового контроля в системе обеспечения налоговой безопасности должен включать следующие направления (рис. 1):

Рисунок 1 - Концептуальная модель совершенствования налогового контроля [11, с. 63] ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Инструментарий налогового контроля обеспечивает эффективность реализуемой региональной налоговой политики. Стратегическим результатом его развития является увеличение налоговых доходов, поступающих в бюджет, а также предотвращение возникновения налоговых рисков и угроз. От эф -фективности налогового контроля зависит уровень налоговой безопасности регионов.

Основным направлением деятельности налоговых органов в настоящее время можно обозначить камеральный контроль, который предполагает проведение более подробных налоговых проверок.

Переход к цифровой экономике потребовал повсеместного внедрения информационных технологий, особенно в области налогообложения. Кроме того, складывающаяся экономическая ситуация в стране требует постоянного мониторинга налоговых процессов и внесения соответствующих поправок. Наблюдается усиление налогового контроля и увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Распространение цифровых технологий трансформирует многие виды экономической деятельности, включая налогообложение [11, с. 63].

На современном этапе экономического развития налоговый контроль в России продолжает переход к «цифровой прозрачности информации». За последние несколько лет ФНС России приняла ряд мер по совершенствованию, автоматизации и цифровизации налогового администрирования [2; 8].

В период с 2017 по 2020 г. активно развива -лись новые инструменты налогового контроля: АСК НДС-3, АСК НДС-2, ЕГАИС, налоговый мониторинг, онлайн-кассы, межведомственный и межгосударственный обмен информацией, электронная налоговая отчетность. Кроме того, большой популярностью стали пользоваться такие электронные сервисы, как «Личный кабинет налогоплательщика», электронная государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, «Проверь себя и контрагента», налоговые калькуляторы, а также услуга «Госуслуги» [4, с. 110].

Так, например, за последние три года крупнейшие налогоплательщики и госкомпании оценили такой способ взаимодействия с налоговыми органами, как налоговый мо-

ниторинг. Количество участников налогового мониторинга выросло с семи компаний в 2018 г. до 44 в 2021 г., из них 16 компаний с го -сударственным участием (ПС «Ростех», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ПАО «ИнтерРАО», ПАО «Банк ВТБ» и др.). С 2020 г. о намерении перейти на налоговый мониторинг заявили еще 48 крупнейших компаний.

Кроме того, эффективным инструментом налогового контроля является возможность взаимодействия ФНС России с другими государственными структурами: ЗАГС, МВД, таможенной службой, внебюджетными фондами, а также коммерческими банками. В соответствии с НК РФ банки обязаны выдавать в налоговые органы справки о наличии счетов, вкладов, а также об остатках средств на счетах, вкладах, выписки об операциях по счетам налогоплательщиков в течение трех дней с момента получения мотивированного запроса налогового органа.

Среди основных проблем налогового контроля в Российской Федерации можно выделить следующие [5, с. 57]:

1. Проблемы, существующие на уровне за -конодательства.

2. Проблемы, связанные с постоянной оптимизацией численности персонала, большой загруженностью сотрудников.

3. Проблемы организации взаимодействия с другими организациями при проведении налогового контроля.

4. Проблемы доступа к единым базам данных.

5. Проблемы, связанные с бумажным документооборотом.

Исходя из анализа существующей практики и выделенных проблем, в целях совершенствования одним из направлений совершенствования налогового администрирования является сокращение количества споров с налогоплательщиками путем урегулирования всех вопросов в досудебном порядке. С 1 января 2014 г. стал обязательным досудебный порядок обжалования применительно ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц. С этого периода наблюдается уменьшение количества дел, рассматриваемых в суде [8, с. 130].

Мониторингу, сбору косвенной информации и ее оценке отводится важное место в

ходе проверки. В особенности, на основе информации, полученной из внешних источников, определяются направления действий налоговых органов.

Привлечение налогоплательщика к ответственности возможно не всегда. При системе ответственности, действующей в настоящее время, многим участникам налоговых отношений, с экономической точки зрения, выгоднее применить схему уклонения от налогообложения, даже при наличии риска привлечения к ответственности. В таком случае налоговым органам необходимо анализировать схемы налоговой оптимизации с целью формирования и применения мер по предупреждению и устранению выявленных налоговых правонарушений.

Задачи, ставящиеся перед формированием системы налогового контроля в целях обеспечения налоговой безопасности региона, следующие: обеспечение установленных сумм налоговых поступлений в бюджет, уменьшение задолженности по налогам, повышение результативности налогового контроля, повышение налоговой культуры налогоплательщиков, реализация принципа добросовестных налогоплательщиков, сокращение количества жалоб и обращений налогоплательщиков [10, с. 598].

По мнению авторов, совершенствование механизма налогового контроля должно осуществляться с целью формирования достоверной и актуальной информационной базы налогового контроля. Именно получение точных данных является залогом повышения эффективности выездных и камеральных налоговых проверок. Мы видим следующие основные направления выполнения данной задачи.

Во-первых, приобретает актуальность и востребованность формирование института «контрольная закупка» именно как института налогового права с последующим закреплением его в НК РФ. Учитывая, что оперативный контроль за применением контрольно-кассовой техники и привлечение к административной ответственности возлагаются на налоговые органы, этот инструмент повысит эффективность именно налогового контроля. Контрольная закупка позволит более эффективно выявлять самозанятых граждан, которые уклоняются от уплаты налогов, особенно осуществляющих незаре-

гистрированную предпринимательскую деятельность через интернет-аккаунты.

Во-вторых, формирование единой базы по выявленным видам и способам уклонения от уплаты налогов. На наш взгляд, эта база должна быть информационно-прозрачна и направлена не на формирование методов выявления недобросовестных налогоплательщиков, а, напротив, на информирование налогоплательщиков об информированности налоговых органов. Налогоплательщики (особенно представители бизнес-сообщества) должны иметь четкое представление о нормах налогового законодательства, о тех схемах уклонения от уплаты налогов, которые уже выявлены, и заранее представлять те санкции и другие негативные репутационные последствия, которые могут наступить в результате применения этих схем. В ряде случаев это позволит предпринимателям не ждать налоговой проверки, а самостоятельно скорректировать свою отчетность, представить уточненные налоговые декларации, доплатить суммы налогов и пени в соответствующий бюджет. На наш взгляд, такой подход улучшит предпринимательский климат, сократит количество налоговых проверок, актуализирует налоговые начисления.

В-третьих, требуют дальнейшего совершенствования информационные системы налоговых органов. В настоящее время ключевую роль в повышении эффективности камеральных и выездных налоговых проверок возлагают на автоматизированную информационную систему АИС «Налог-3». Завершение работ, связанных с конвертацией данных из других информационных баз и устранением технических неполадок, позволит оперативно осуществлять налоговыми органами контрольные мероприятия и эффективно использовать имеющуюся информацию посредством данного программного обеспечения. Проводя основной мыслью прозрачность налогового контроля, авторы предлагают рассмотреть возможность предварительного информирования налогоплательщиков об имеющихся у них рисках, связанных с НДС, а также о той категории-группе (низкого риска, среднего или высокого), к которой они отнесены по результатам исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

В России традиционно имеют место внедрение и изобретение новых методов уклонения от уплаты налогов. Следовательно, существует необходимость ужесточить налоговое законодательство, но его гибкость также необходима, чтобы не нанести дальнейшего вреда группе налогоплательщиков, добросовестно платящих налоги [6, с. 7].

На наш взгляд, для достижения хороших результатов в совершенствовании налогового контроля необходимо внести дополнения в налоговое законодательство в части проведения налоговых проверок, которые помогут повысить эффективность налоговых органов Российской Федерации. Эти проверки могут выполняться, например, отделами предварительного анализа. Также можно помочь операционным отделам по заданию ИФНС, т.е. налоговым инспекциям. Эти проверки должны выполняться своевременно, постоянно и в соответствии с принятыми правилами.

Кроме того, для достижения необходимых результатов необходимо обеспечить полный контроль за соблюдением налогового законодательства; создать комфортные условия для налогоплательщиков для выполнения налоговых обязательств; упростить процедуру налоговой проверки, чтобы облегчить открытый диалог между сотрудником налогового органа и налогоплательщиком; оптимизировать деятельность налоговых органов России, включая соответствующие расходы.

Важным условием эффективности налогового контроля является оптимизация работы, связанной с регистрацией налогоплательщиков. Налоговые органы должны иметь четкую, полную и понятную информацию о каждом налогоплательщике [6, с. 8].

Имея всю необходимую информацию о налогоплательщиках, можно в будущем предоставить им комфортные условия для выполнения налоговых обязательств. Ежегодно в этом направлении ведется работа и есть результаты, а именно: создание новых операционных с возможностью приема большого количества людей, внедрение программного

обеспечения для составления отчетов и получения новой информации, разработка услуги «Личный кабинет налогоплательщика».

Кажется, что у всех этих мероприятий есть главная проблема - отсутствие какой-либо системности и взаимосвязанности. Для ее решения необходимо объединить все программы в единую систему. В будущем это мо -жет помочь налогоплательщикам управлять платежами из дома, не приходя в налоговую инспекцию. Будет оптимизировано рабочее время как самого налогоплательщика, так и налоговых органов в целом.

Однако приоритетом по-прежнему остается совершенствование налогового контроля за счет разрешения возникающих налоговых споров в досудебном и судебном порядке [9, с. 174].

Таким образом, налоговый контроль предполагает выполнение не только всех налоговых функций, но и защиту имущественных прав граждан. В его отсутствие нормальное функционирование налоговой системы и существование государства в целом невозможно.

Улучшение налогового контроля в любом случае должно основываться на полной и достоверной информации об уплате налогов, полученной благодаря способности налоговых органов собирать, обрабатывать и анализировать ее. При этом необходимо обеспечить соблюдение законных прав налогоплательщика, уважать его как партнера государства и достойного клиента налоговых органов России.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что авторы статьи считают стратегически важным повышение эффективности налогового контроля не за счет применения налоговых санкций, а за счет предварительного предотвращения налоговых нарушений, информирования налогоплательщиков о потенциальных рисках и создания комфортного делового климата. Последнее особенно актуально в современной эпидемиологической ситуации.

Список литературы_

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 09.03. 2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31, ст. 3824.

2. Бурдакова А. Ю. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции молодых налоговедов / отв. ред. М. Р. Пинская, А. В. Тихонова. 2019. С. 29-32.

3. Зуева М. С., Милентьева В. В. Налоговый контроль // Совершенствование налогового администрирования : материалы третьей научно-практической конференции. Краснодар, 2019. С. 195-196.

4. Каджаметова Т. Н. Направления совершенствования налогового контроля в Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2020. № 2 (68). С. 109-114.

5. Мурзина Е. А. Модель налогового потенциала для оценки управления экономической безопасностью региона // Инновационные технологии управления и права. 2019. № 2 (25). С. 54-61.

6. Мамбетова А. А., Пимякова Х. П. Совершенствование налогового контроля в России // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России : Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 6-9.

7. Покидова А. В. Формы и методы налогового контроля и пути их совершенствования //Вектор экономики. 2019. № 7 (37). С. 22.

8. Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору // Вестник тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 1 (10). С. 127-134.

9. Санакоева Д. К., Дарчиев А. Г К вопросу о совершенствовании налогового контроля // Современные тенденции развития информационных технологий в научных исследованиях и прикладных областях : сборник докладов I Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 173-175.

10. Тернавщенко К. О., Магала Ю. В. Пути совершенствования системы налогового контроля в Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 21. С. 594-600.

11. Шемякина М. С., Щербакова Н. В. Стратегии совершенствования механизма налогового контроля // Инновационные технологии управления и права. 2020. № 2 (28). С. 62-64.

References_

1. Tax Code of the Russian Federation (Part One) of July 31, 1998 № 146-FZ (ed. from 09.03. 2022). Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. No. 31, art. 3824.

2. Improvement of tax control in the conditions of digitalization of economy / A.Yu. Burdakova. In the collection: Actual problems of tax policy. Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference of Young Tax Scientists. Editors M.R. Pinskaya, A.V. Tikhonova. 2019. С. 29-32.

3. Zueva M.S., Milentieva V.V. Tax control. In the collection: Improving tax administration. Materials of the third scientific-practical conference. Krasnodar, 2019. С. 195-196.

4. Kadzhametova T.N. Directions to improve tax control in the Russian Federation in the digital economy. Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2020. № 2 (68). С. 109-114.

5. Murzina E.A. Model of tax potential for assessing the economic security management of the region. Innovative technologies of management and law. 2019. № 2 (25). С. 54-61.

6. Mambetova A.A., Pimyakova Kh.P. Improvement of tax control in Russia. In the book: Theoretical and practical aspects of transformation of the tax system of Russia. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Moscow, 2019. С. 6-9.

7. Pokidova A.V. Forms and methods of tax control and ways to improve them. Vector of Economics. 2019. № 7 (37). С. 22.

8.Peredernin A.V. Legal problems of execution by tax authorities of the state functions of control and supervision. Bulletin of the Tyumen Institute of Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 1 (10). С. 127-134.

9. Sanakoeva D.K., Darchiev A.G. On the improvement of tax control. In the collection: Modern trends in information technology in scientific research and applied fields. Collection of reports of the I International Scientific-Practical Conference. Chelyabinsk, 2020. С. 173-175.

10. Ternavshchenko K.O., Magala Y.V. Ways to improve the tax control system in the Russian Federation. Innovations. Science. Education. 2020. № 21. С. 594-600.

11. Shemyakina M.S., Shcherbakova N.V. Strategies to improve the mechanism of tax control. Innovative technologies of management and law. 2020. № 2 (28). С. 62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.