Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1203
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налогоплательщики / налоги / налоговые органы / налоговый контроль / проверки / законодательство / анализ / изменение налоговой системы / taxpayers / taxes / tax authorities / tax control / audits / legislation / analysis / changes in the tax system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.А. Левшукова, А.Д. Алексеенко, В.А. Капсузян, Т.В. Шульженко

В данной статье рассматривается сущность налогового контроля, ключевые направления налогового администрирования с целью эффективности собираемости налогов, предложения по снижению нагрузки налоговых обязательств на малый и средний бизнес, а также анализируются его формы и методы налогового контроля. Проведен анализ наиболее значимых направлений совершенствования и развития организации налогового контроля в Российской федерации в настоящее время. Целью данного анализа является исследования путей совершенствования налоговой политики в Российской Федерации с 2019 года по 2021 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О.А. Левшукова, А.Д. Алексеенко, В.А. Капсузян, Т.В. Шульженко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF TAX CONTROL AND WAYS TO IMPROVE THEM

This article examines the essence of tax control, the key areas of tax administration for the purpose of effective tax collection, proposals to reduce the burden of tax obligations on small and medium-sized businesses, as well as analyzes its forms and methods of tax control. The analysis of the most significant areas of improvement and development of the organization of tax control in the Russian Federation at the present time is carried out. The purpose of this analysis is to study ways to improve tax policy in the Russian Federation from 2019 to 2021.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

8. Греф объяснил, что такое экосистема от "Сбербанк". - URL: https://vc.ru/services/122050-gref-obyasnil-chto-takoe-ekosistema-ot-sberbank. References:

1. On the reorganization of credit institutions in the form of mergers and acquisitions: Regulation of the Central Bank of the Russian Federation dated August 29, 2012 No. 386-P: as of July 15, 2019 [Electronic resource]. - Database "Consultant plus". - Access mode: computer network of SMTU.

2. Aleksashenko S. V. Banking Crisis: Does the Fog Dispel? / Aleksashenko S.V., Akindinova N.V., Berezinskaya O., Klepach A., Kraskov V., Lepetikov D., Mironov V.V., Miroshnichenko D.V. // Economic Issues. 1999. No. 5. P. 4-42.

3. L.V. Kokh, Yu.V. Kokh. Banks and fintech companies: competitors or partners // Bulletin of the Transbaikal State University. 2019. V.25. No. 6. P. 111-121.

4. Rybin E.V. Mergers and Acquisitions of Banks in Russia as a Factor of Expansion of Foreign Banking Capital // Money and Credit. 2007. No. 3. P. 37-42.

5. Fadeikina N.V., Maksimova V.L., Petrushchenkov Yu.M., Tsygankov K.Yu. Mergers and Acquisitions of Companies as a Tool for Strategic Business Value Management / edited by Dr. Econ. Sciences, Professor N.V. Fadeikina. Novosibirsk, 2011. 284 p.

6. Informatsionnyy portal Bank.ru:: Ofitsial'nyy portal. - URL: http://www.bank.ru/banks/memory/bank/?id=250846.

7. Riding the consolidation wave. - URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-83/Accenture-Banking-M-and-A-Riding-Consolidation-Wave-Digital.pdf%20-%20zoom=50.

8. Gref ob"yasnil, chto takoye ekosistema ot "Sberbank". - URL: https://vc.ru/services/122050-gref-obyasnil-chto-takoe-ekosistema-ot-sberbank.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11389

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, loa18@ rambler.ru,

O.A. Levshakova - candidate of Economics, associate professor of the department of taxes and taxation, Kuban State Agrarian University;

А.Д. Алексеенко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, alexeenkolin@yandex.ru,

A.D. Alekseenko - Student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

B.А. Капсузян - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, vramkapsuzyan@gmail.com,

V.A. Kapsuzyan - Student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

Т.В. Шульженко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, T-shulzhenko@inbox.ru,

T.A. Shulzhenko - Student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ FORMS AND METHODS OF TAX CONTROL AND WAYS TO IMPROVE THEM

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность налогового контроля, ключевые направления налогового администрирования с целью эффективности собираемости налогов, предложения по снижению нагрузки налоговых обязательств на малый и средний бизнес, а также анализируются его формы и методы налогового контроля. Проведен анализ наиболее значимых направлений совершенствования и развития организации налогового контроля в Российской федерации в настоящее время.

Целью данного анализа является исследования путей совершенствования налоговой политики в Российской Федерации с 2019 года по 2021 год.

Abstract. This article examines the essence of tax control, the key areas of tax administration for the purpose of effective tax collection, proposals to reduce the burden of tax obligations on small and medium-sized businesses, as well as analyzes its forms and methods of tax control. The analysis of the most significant areas of improvement and development of the organization of tax control in the Russian Federation at the present time is carried out.

The purpose of this analysis is to study ways to improve tax policy in the Russian Federation from 2019 to 2021.

Ключевые слова: налогоплательщики, налоги, налоговые органы, налоговый контроль, проверки, законодательство, анализ, изменение налоговой системы.

Keywords: taxpayers, taxes, tax authorities, tax control, audits, legislation, analysis, changes in the tax system.

Налоговый контроль - специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.

Сущность налогового контроля хорошо раскрывается в его характеристике, состоящей из нескольких составляющих: проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов сборов.

Формы налогового контроля рассмотрим на рисунке 1.

Рисунок 1 -Формы налогового контроля

Налоговый контроль позволяет вести аналитику и следить за доходом, который поступает в федеральный бюджет за счет налоговых сборов, а также помогает предотвратить уклонение от уплаты налогов. В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы:

- налоговые органы;

- таможенные органы;

- органы внутренних дел;

- следственные органы.

ФНС России ежегодно совершает проверки на предприятиях и в организациях, чтобы достоверно оценить функционирование системы налогообложения. Рассмотрим сведения о показателях деятельности ФНС России на 2019-2021гг.(табл 1).

Таблица 1 - Показателях деятельности ФНС Российской Федерации

Наименование показателя (индикатора) Единица измерения 2019 г. 2020 г. 2021 г. (план)

Собираемость налогов и сборов процент 98,65 98,78 98

Степень разработки единого реестра малого и среднего предпринимательства процент 100 100 100

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставлением государственных услуг процент 90 90 90

Соотношение задолженностей по налогам, сборам пеням и т.д. к объему их поступлений процент 13 8 8

Результат контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства процент 53 55 60

Количество человеко-часов, затрачиваемое при реализации при реализации дополнительных профессиональных программ федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении ФНС России человеко-час 2820240 2820240 2820240

В таблице 1 отражается деятельность ФНС России за 2019-2021гг., из этих данных, можно сделать вывод, что по сравнению с 2019 годом собираемость налогов и сборов возросла на 0,13 %,а в 2021 году понизится на 0,65 %,соотношение задолженностей по налогам к их объему в 2020-2021 гг. 2019 году уменьшиться на 5 %.Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставленных государством услуг, степень разработки единого реестра и количество человеко-часов, затрачиваемых на реализацию реальных профессиональных программ не изменился.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации (таблица 2). Таблица 2 - Показатели налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ

Виды налогов 2019 г. 2020 г.

млрд. руб. в % к объему пост. в фед. бюджет млрд. руб. в % к объему пост. в фед. бюджет в % к соотв. периоду 2019

Всего поступило в федеральный бюджет 12611,6 100,0 10978,5 100,0 87,1

из них:

Налог на прибыль 1 185,0 9,4 1 091,4 9,9 92,1

НДС 4 257,8 33,8 4 268,6 38,9 100,3

Акцизы 522,2 4,1 1 035,3 9,4 198,3

НДПИ 6 024,9 47,8 3 872,8 35,3 64,3

Остальные налоги и сборы 621,8 4,9 710,4 6,5 114,2

Из данных таблицы видно, что в 2020 году в федеральный бюджет налогов поступило на 12,9 % меньше, чем в 2019 году, на это повлияло снижение такого бюджетообразующего налога, как НДПИ - на 35,7 %. Так же поступление налога на прибыль снизилось на 7,9 %. Значение показателей поступлений НДС незначительно выросло на 0,3 %. Заметен рост поступлений акцизов на 98,3 %. Структура поступлений в консолидированный бюджет в разрезе налогов представлена на рисунке 2

2020 год

■ Налог на прибыль организаций ■ НДФЛ НДС Акцизы

■ Имущественные налоги ■ Природоресурсные налоги

Рисунок 2 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

Чтобы правильно оценить эффективность налогового контроля в Российской Федерации, мы проанализировали проведение налоговых проверок 2019-2020 гг.

Рисунок 3 - Налоговые проверки 2019-2021 гг.

Из данных диаграммы, мы видим, что количество налоговых проверок снизилось, но на уровень результативности это не повлияло, он составил около 4 %.

Среди налоговых проверок можно выделить:

- камеральные;

- выездные;

- встречные;

- повторные.

Основными среди них являются камеральные и выездные. Камеральная налоговая проверка (КНП) -это проверка налоговым органом соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Она проводится по месту нахождения инспекции на основе налоговых деклараций; документов, представленных налогоплательщиком добровольно; документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у инспекции и документов, представленных по требованию инспекции.

Выездная налоговая проверка - вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Для того чтобы оценить наиболее актуальные показатели налогового контроля в разрезе налоговых проверок, сравним данные за 2019-2020 гг.

Таблица 3 - Результативность и эффективность проведения камеральных и выездных проверок в 2019-2020 гг.

Показатель 2019 г. 2020 г. Темп роста

Количество камеральных проверок 62 843 660 61 490 686 97,8

Из них выявлено нарушений 2 447 878 2 383 741 97,3

Результативность, % 3,9 3,9 -

Дополнительно начислено по итогам проверок, тыс. руб. 37 804 520 52 481 228 138,8

Эффективность КНП, тыс. руб. 15,4 22,0 142,8

Количество выездных проверок 9 358 6 144 65,7

Из них выявлено нарушений 8 984 5870 65,3

Результативность, % 96 95,5 -

Дополнительно начислено по итогам проверок, тыс. руб. 299 170 814 195 129 011 65,2

Эффективность ВНП, тыс. руб. 33 300 33 241 99,8

Данный анализ, представленный в таблице 3, показывает, что в 2020 году количество проведенных камеральных и выездных проверок снизилось, думаем в 2021 этот показатель не получит положительных растущих значений, т. к из-за продолжающейся пандемии соу1^19 многие организации и предприятия прекратили свою деятельность.

Эффективность налоговых проверок остается на должном уровне, так на одну камеральную налоговую проверку в среднем доначислено 22 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом значение выросло на 43 %. На одну выездную налоговую проверку доначислено 33 241 тыс. руб., что подтверждает эффективность ее проведения.

Все вышесказанное позволяет отметить тот факт, что одним из наиболее эффективных способов совершенствования налогового контроля будет проведение работы, основным направлением которой будет нейтрализация тенденции снижения эффективности и результативности налогового контроля, а также концентрация усилий, которые направлены на определение путей его совершенствования. Также следует обратить внимание, что за 2019-2020 гг. можно было наблюдать снижение количества налоговых проверок. Можно выделить несколько причин такой ситуации.

1. Максимальное сокращение расходов на собственную деятельность налоговыми органами;

2. Активное внедрение и использование программного обеспечения АИС «Налог-3». Благодаря этой технологии дистанционно можно проверить огромное количество оцениваемых в ходе проверки позиций, не выезжая непосредственно к налогоплательщику, что, несомненно, позволяет сократить количество выездных налоговых проверок. В связи с этим, в рамках совершенствования налогового контроля по этому направлению следует активно внедрять практику использования данного программного обеспечения.

Сейчас в России можно увидеть огромное количество как физических, так и юридических лиц, которые уклоняются от налоговых обязательств всевозможными способами и схемами. Это требует повышения эффективности контрольной работы налоговых органов. Для сохранения тенденции увеличения прибавления к одной выездной проверке, то есть эффективности выездных налоговых проверок необходимо совершенствование механизма планирования выездных проверок.

Основываясь на выявленных проблемах нами выработаны следующие предложения и рекомендации по повышению эффективности налогового контроля на современном этапе. Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы РФ является совершенствование действующих процедур отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Критериями налоговых проверок являются:

1. Налоговая нагрузка;

2. Убытки;

3. Низкий уровень заработной платы;

4. Отсутствие реакции на запросы;

5. Мигрирующая компания;

6. Аффилированные посредники;

7. Взаимодействие с ненадежными контрагентами;

8. Пограничные показатели у спецрежимников;

9. Превышена безопасная доля вычета НДС;

10. Низкий уровень рентабельности;

11. Рост расходов превышает рост доходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Расходы предпринимателя приближаются к его доходам. Рассмотренные критерии содержат такие показатели, как: - систематическое представление уточненных налоговых деклараций, это может свидетельствовать о низком качестве бухгалтерского и налогового учета в организации; - приобретение частными лицами недвижимости коммерческого назначения, что может указывать на риск осуществления незаконной предпринимательской деятельности, что ведет к неуплате налогов и сборов в бюджет; - сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключённые на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника. В распоряжении налоговых органов имеется большой объем информации, поступающей из разных источников, на основании которой осуществляется аналитическая контрольная работа. Но все же указанный информационный ресурс необходимо увеличить за счет обеспечения доступа налоговых органов к банковским счетам, без которого нельзя говорить о полноте сбора налогов.

Из нашей статьи, можно сделать вывод, что налоговый контроль осуществляется не в полной мере и необходимо разработать новые системы и механизмы для улучшения его качества.

В своей работе налоговые органы всех развитых стран полагаются не только на свои возможности, но и на активное содействие со стороны населения. Обратимся к опыту США. Если у кого-либо имеются подозрения либо стало известно о неких нарушениях налогового законодательства, то об этом сообщают налоговым органам, либо заполняют соответствующую форму Form 394 9-А - для отправления по факсу либо почте по определенному адресу. При этом указываются название компании, которая заподозрена в нарушении налогового законодательства, ИНН налогоплательщика, описание факта нарушения, период времени, к которому относится нарушение, примерная сумма укрываемого дохода, сумма вычетов из дохода, сумма скидок или льгот, возвратов налоговых сумм, и т.д., уменьшающих налоговые обязательства данного налогоплательщика; имя, адрес, телефон заявителя. Некоторые добровольные информаторы могут при этом рассчитывать на премию, составляющую до 10 % от суммы доначисленного налога. При этом заявитель может предпочесть остаться анонимным, что не влияет на процесс проверки его заявления. Если заявитель сообщает данные о себе, то на них распространяются положения о конфиденциальности налоговой информации.

Чтобы улучшить показатели налогового контроля необходимо применить такие меры, которые будут способствовать не только решению проблемы гармонизации отношений контролирующих органов в сфере налогообложения, но и установление между ними партнерских принципов деятельности. К ним относятся:

1. Создание федеральной базы данных о налогоплательщиках, которые осуществляют сделки с зарубежными партнерами. С этой целью в структуру ФНС РФ необходимо ввести подразделение налоговых расследований. Такого рода опыт деятельности оправдал себя во многих зарубежных странах.

2. Также существует необходимость создания на территории России высокого уровня взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, который позволит оказывать большой спектр услуг, способствующих добровольному исполнению налогоплательщиками своих обязательств. Налоговое просвещение и содействие и консультирование налогоплательщиков в решении возникших вопросов должно носить доступный и постоянный характер.

3. Одним из главных направлений в усилении налогового контроля и обеспечения его эффективности является создание налогового суда. Уже давно назрела необходимость в создании специализированных судов, по опыту зарубежных стран. Рассмотрение налоговых споров должно проводиться специалистами с соответствующей подготовкой и знаниями в области налогообложения с учётом особенностей налогового законодательства России и зарубежных стран.

4. Создание единого долгового центра, вопрос об организации которого сейчас уже прорабатывается правительством.

Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Казимирова С.М. Механизм исчисления и уплаты НДПИ в России / Казимирова С.М., Устинова М.М. // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». - 2019. - № 26. - С. 34-39.

3. Мирохина Р.А. Сущность и роль налога в бюджетной системе Российской Федерации. Нововведения в сфере налогообложения / Набадчикова В.А. // Финансы и учетная политика. - 2019. - № 6. - С. 19-24.

4. Устинов Н.М. Налоговый контроль: проблемные вопросы и цифровизация налогового администрирования / Юмаев М.М. // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 3. - С. 44-54.

5. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ach.gov.ru/.

6. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn23/.

7. Финансово-информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://maanimo.com/oils. References:

1. Tax Code of the Russian Federation (Tax Code of the Russian Federation) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru.

2. Kazimirova S. M., Ustinova M. M. The mechanism of calculation and payment of mineral extraction tax in Russia / / Mo-lodezhny sbornik nauchnykh articov "Nauchnye aspravleniya". - 2019. - No. 26. - pp. 34-39.

3. Mitrokhina R. A. The essence and role of tax in the budget system of the Russian Federation. Innovations in the field of taxation / Nabatchikova V. A. / / Finance and Accounting Policy. - 2019. - No. 6. - p. 19-24.

4. Ustinov N. M. Tax control: problematic issues and digitalization of tax administration / Yumaev M. M. / / Taxes and taxation. - 2020. - No. 3. - p. 44-54.

5. The Accounting Chamber of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://ach.gov.ru/.

6. Federal Tax Service [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.nalog.ru/rn23/.

7. Financial and information portal [Electronic resource]. - Access mode: https://maanimo.com/oils.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11390

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский Государственный Аграрный университет, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of И^^е, Kuban State Agrarian University;

А.С. Белоусова - студентка экономического факультета, 3 курс, Кубанский Государственный Аграрный университет, belousova.anastasia2000@yandex.ru,

A.S. Belousova - student of the Faculty of Economics, 3rd year, Kuban State Agrarian University;

Д.А. Зацепилина - студентка экономического факультета, 3 курс, Кубанский Государственный Аграрный университет, dasha.zacepilina99@mail.ru,

D.A. Zacepilina - student of the Faculty of Economics, 3rd year, Kuban State Agrarian University.

АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ANALYSIS OF SMALL BUSINESS TAXATION IN RUSSIA AND ABROAD

Аннотация. В ходе исследования была рассмотрена роль малого предпринимательства. В статье проанализировано воздействие на малый бизнес при помощи налогообложения, как наиболее результативного механизма регулирования, а также выявлена значимость налогового стимулирования данного сектора экономики, так как его развитие имеет большое значение для национальной экономики, путем наращивания темпов экономического роста и структуры валового национального продукта, что также влияет на повышение инвестиционной привлекательности страны, в свою очередь, это способствует улучшению состояния экономики и ее стабильности за счет притока капитала, следовательно и укреплению позиций страны на международной арене. Также анализируются особенности налогообложения России и зарубежных стран, определяется возможность использования зарубежного опыта налогового стимулирования малого бизнеса в российской экономике.

Abstract. in the course of the study, the role of small business was examined. The article analyzes the impact on small business with the help of taxation, as the most effective regulatory mechanism, and also reveals the importance of tax incentives for this sector of the economy, since its development is of great importance for the national economy, by increasing the rate of economic growth and the structure of the gross national product, which also affects the increase in the investment attractiveness of the country, in turn, this contributes to the improvement of the state of the economy and its stability due to the inflow of capital, and hence the strengthening of the country's position in the international arena. It also analyzes the peculiarities of taxation in Russia and foreign countries, determines the possibility of using foreign experience in tax incentives for small businesses in the Russian economy.

Ключевые слова: малый и средний бизнес (предпринимательство), налоговые льготы, налог на прибыль, упрощенная система налогообложения, налоговая политика, ставка налога.

Keywords: small and medium business (entrepreneurship), tax incentives, income tax, simplified taxation system, tax policy, tax rate.

В рамках современной экономической ситуации все большую актуальность приобретают малые предприятия и способы развития данного сектора для формирования в ней конкурентных отношения, увеличения денежных поступлений и повышения восприимчивости экономики к новшествам, включая создания дополнительных условий для занятости, что в целом может содействовать росту благосостояния населения и участию страны в международных отношениях, то есть по своему экономическому содержания, малый бизнес является одним из условий стабильного функционирования и развития экономики страны. В рыночных реалиях для результативного создания капитала, обеспечения эффективной конкурентоспособности и развитие национальной экономики необходимо расширение малого предпринимательства.

Активный процесс содействия малому бизнесу влияет на повышение гибкости и устойчивости национальных экономик. Кроме того, способность страны приспосабливаться к изменениям на внешних рынках определяется, в первую очередь, высоким уровнем развития малого бизнеса в ней. В целом малые предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.