Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В НОВОЙ МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В НОВОЙ МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TAXATION / TAX MONITORING / TAX ADMINISTRATION / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюткина Екатерина Сергеевна, Ильинова София Максмовна, Гапоненко Юрий Алексеевич

Проблема эффективности налогового контроля и совершенствование контрольнонаблюдательной работы налоговых органов России особо актуальна в связи с нестабильным состоянием в политико-экономической сфере нашей страны. Несомненно, на данный момент улучшение качества налогового администрирования является приоритетной задачей для государства и это возможно осуществить как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет использования инновационных форм взаимодействия. С 2015 года введена новая форма налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков - налоговый мониторинг. В статье рассмотрены особенности данной формы налогового контроля, ее преимущества и пути совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TAX MONITORING IN THE NEW MODEL OF TAX ADMINISTRATION

The problem of the effectiveness of tax control and the improvement of the control and observational work of the tax authorities of Russia is particularly relevant in connection with the unstable state in the political and economic sphere of our country. Undoubtedly, at the moment, improving the quality of tax administration is a priority for the state and this can be done both by increasing the stability and certainty of legal regulation, and by using innovative forms of interaction. Since 2015, a new form of tax control for the largest taxpayers has been introduced - tax monitoring. The article discusses the peculiarity of this form of tax control, its advantages and ways of improvement.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В НОВОЙ МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

данное время, по мнению банка, является для определения кредитоспособности более весомым.

Литература

1. Банковское дело: зарубежный опыт и казахстанская практика: Учебное пособие /

У.Айтбаева, К.Ахметова, Н.Колебаева, др. -Алматы, 2011.

2. Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2018.

3. Давлетова М.Т. Кредитная деятельность банков в Казахстане: Учебное пособие. - Алматы, 2016.

Syutkina E. S.

master of Kuban State Agrarian University named I. T. Trubilina Krasnodar Ilinova S.M. master of Kuban State Agrarian University named I. T. Trubilina Krasnodar Gaponenko Y.A.

Candidate of Science, assistant professor of Kuban State Agrarian University named I. T. Trubilina Krasnodar

THE CONCEPT OF TAX MONITORING IN THE NEW MODEL OF TAX ADMINISTRATION

Сюткина Екатерина Сергеевна

магистр Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

г. Краснодар Ильинова София Максмовна магистр Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

г. Краснодар Гапоненко Юрий Алексеевич кандидат эк. наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

г. Краснодар

КОНЦЕПЦИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В НОВОЙ МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Abstract. The problem of the effectiveness of tax control and the improvement of the control and observational work of the tax authorities of Russia is particularly relevant in connection with the unstable state in the political and economic sphere of our country. Undoubtedly, at the moment, improving the quality of tax administration is a priority for the state and this can be done both by increasing the stability and certainty of legal regulation, and by using innovative forms of interaction. Since 2015, a new form of tax control for the largest taxpayers has been introduced - tax monitoring. The article discusses the peculiarity of this form of tax control, its advantages and ways of improvement.

Аннотация. Проблема эффективности налогового контроля и совершенствование контрольно-наблюдательной работы налоговых органов России особо актуальна в связи с нестабильным состоянием в политико-экономической сфере нашей страны. Несомненно, на данный момент улучшение качества налогового администрирования является приоритетной задачей для государства и это возможно осуществить как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет использования инновационных форм взаимодействия. С 2015 года введена новая форма налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков - налоговый мониторинг. В статье рассмотрены особенности данной формы налогового контроля, ее преимущества и пути совершенствования.

Key words: taxation, tax monitoring, tax administration.

Ключевые слова: налогообложение, налоговый мониторинг, налоговое администрирование.

В настоящее время большое внимание связано с потребностью в пополнении бюджета сосредоточено на повышении результативности государства, ввиду финансового обеспечения задач контрольной работы налоговых органов. Это и функций государственных структурных органов

и выполнением общегосударственных задач. Поэтому с каждым годом повышаются требования к качеству проведения налогового контроля для достижения необходимых результатов и совершенствования налогового

администрирования.

Налоговый мониторинг - инновационная форма налогового контроля, введена с 1 января 2015 года Федеральным законом № 348-Ф3 от 4 ноября 2014 года. Она осуществляется на добровольной основе в соответствии с регламентом, предполагающим информационное взаимодействие налогоплательщиков с

налоговыми органами по предоставлению доступа к информации и документам организации для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Особенность налогового мониторинга заключается в том, что инициатором налогового контроля в новой форме выступает сам

налогоплательщик, предоставляя доступ к данным о своей финансово-хозяйственной деятельности, взамен чего налоговые органы не проводят выездные и камеральные проверки. В числе других преимуществ - возможность спрашивать мотивированное мнение ФНС по сделкам и быстро согласовывать подходы к налогообложению. Если инспекторы заметят налоговые риски, а компания их устранит, ее не штрафуют (кроме случаев уголовных нарушений).

Сейчас присоединиться к налоговому мониторингу могут крупные компании с оборотом от 3 млрд руб., активами на 3 млрд руб. и не менее 300 млн руб. уплаченных налогов за предыдущий год. Таких компаний в России — 1905, максимально готовы к переходу на новую систему, по данным ФНС, 36% из них (687). На данный момент налоговый мониторинг уже проводят в отношении 80 компаний, из них 16 компаний с госучастием.

I Объем доходов > 3 млрд руб

Критерии организации для проведения налогового мониторинга

Рисунок - Критерии организации, которая может воспользоваться налоговым мониторингом.

Форма налогового мониторинга выгодна как налогоплательщику, так и налоговым органам, так как при онлайн-взаимодействии позволяет обеспечивать правильное и своевременное исчисление и уплату налогов и сборов в бюджет Российской Федерации, а также повышает точность прогнозирования налоговых поступлений.

С целью дальнейшего развития системы налогового мониторинга необходимо расширять список компаний, которые будут иметь возможность перехода на онлайн-взаимодействие с налоговыми органами.

Для решения этой задачи необходимо внести изменения в пункт 3 статьи 105.26 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, упростив критерии оценки бизнеса для проведения налогового мониторинга.

Например понизить пороговые значения таким образом, чтобы присоединиться могли компании с оборотом не менее 2 млрд руб., доходом — от 2 млрд руб., а суммой уплаченных налогов за

предыдущий год — 200 млн руб. Кроме того, необходимо расширить перечень налогов для расчета за счет НДФЛ и страховых взносов.

После ослабления критериев круг потенциальных участников налогового

мониторинга может расшириться до 3879 компаний.

Также необходимо рассмотреть возможность:

- отмены критериев для консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Сейчас действует 16 КГН, 413 участников;

- отмены повторных проверок на соответствие критериям при продлении налогового мониторинга;

- отмены камеральных налоговых проверок для участников налогового мониторинга, которые возмещают НДС и акцизы из бюджета. Сохранение проверок в случае возмещения налогов останавливало часть компаний от вступления в новый режим. В частности, поэтому от налогового

мониторинга пока отказалась Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК);

- разработки нового порядка возмещения НДС и акцизов для участников налогового мониторинга аналогично заявительному порядку без поручительства и банковских гарантий;

- унификации требований к информационным системам компаний — сейчас ФНС приходится вручную проверять каждое техзадание на разработку систем;

- перевода всех документов в машиночитаемый формат для автоматического анализа и исключения проверки вручную;

- ускорения составление налоговыми органами мотивированных мнений и отмены возможности продления срока. Сейчас по запросу налогоплательщика оно составляется в течение месяца с возможностью продления еще на месяц.

Таким образом, главное условие мониторинга - определенный уровень сотрудничества налогоплательщика с налоговым органом, смещение акцента с фискальной функции налогового контроля на профилактическую и обеспечение оптимального сочетания контрольной и превентивной направленности налогового администрирования. Соблюдение основ данной, принципиально новой для российской налоговой системы, формы налогового контроля может существенно облегчить жизнь крупным и средним налогоплательщикам, которые готовы оперативно

раскрывать данные налогового учета и сотрудничать с государством на взаимовыгодной основе.

Список литературы/ References

1. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nalogkodeks.ru/, свободный (17.02.2015).

2. Федеральный закон от 4 ноября 2014 года № 318-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» //Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный (17.05.2020).

3. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 386- ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»/ (дата обращения: 18.05.2020).

4. Катульская Я.Н. Налоговый мониторинг: прогресс в организации налогового контроля или новые проблемы в организации налогового контроля // Современные тенденции развития науки и технологий, 2017. № 6-9. С. 41-43.

5. Васюченкова Л.В. О налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля // В сборнике: Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2018. С. 293-297.

УДК:353

Н.

к. с.-г. н., доцент, доцент кафедри аграрного менеджменту Втницький нацюнальний аграрний утверситет, м. Втниця, Украша

Отщенко М. к. е. н., доцент кафедри управлiння Сумський державний ymiверситет, м.Суми, Украша

СИСТЕМА НАДАННЯ АДМ1Н1СТРАТИВНИХ ПОСЛУГ У РАМКАХ РЕФОРМУВАННЯ ОРГАН1В М1СЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ

Fishchuk N.

Ph. D., associate Professor, Associate professor of the Department of Agrarian Management, Vinnitsa National Agrarian University, Ukraine

Onishchenko M, associate professor of the Department of Management, Sumy State University, Ukraine

Анотащя. У статп визначено сутнють i 6a30BÍ завдання реформи адмшютративних послуг в контекст реформування мюцевого самоврядування та територiaльноl оргашзацп влади в Украхш, актуальшсть надання адмшютративних послуг з використанням шформащйних технологш Визначено основш прешкоди на шляху впровадження шформацшних технологш в процеа надання адмшютравтиних послуг та необхвднють формування мехашзму оцшки громадянами ефективносп дiяльностi керiвникiв вах мюцевих оргашв самоврядування та наданих ними послуг. Проaнaлiзовaно дiяльнiсть Центрiв надання aдмiнiстрaтивних послуг у мютах Укра1ни та мiсце м Вшниця в загальнодержавному рейтингу. Акцентовано увагу на необхiдностi створення i подальшого розвитку м1жв1домчо1 шформацшно! взаемоди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.