DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00062
М.В. Полинская - к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, [email protected],
M.V. Polinskaya - Ph.D., Associate Professor, Department of Taxes and Taxation of the Kuban State University Agrarian University named after I.T. Trubilina;
А.М. Бондарь - студент магистратуры Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, [email protected],
A.M. Bondar - post-graduate student of the Kuban State University Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar branch of the Russian University of Economics G.V. Plekhanova;
Ж.А. Воробьева - студентка магистратуры Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, [email protected],
J.A. Vorobeva - post-graduate student of the Kuban State University Agrarian University named after I.T. Trubilina.
РОЛЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ THE ROLE OF TAX CONTROL IN THE FIELD OF TAX ON INCOME OF INDIVIDUALS
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы и выявленные налоговые правонарушения при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налога на доходы физических лиц, а также предложены путы их совершенствования. Дано определение налогу на доходы физических лиц, а также раскрыто понятие «Налоговый агент». Проанализированы налоговая база и структура начислений по налогу на доходы физических лиц, на основании статистических данных сформированные Инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по г. Краснодару за исследуемый период. Сформулированы вывода на основе полученных результатов. Приведены сроки представления и виды налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, для того чтобы провести анализ основных налоговых правонарушений, совершающими налоговыми агентами. Оценена результативность и эффективность мероприятий налогового контроля, проводимые налоговым органом в отношении налога на доходы физических лиц.
Annotation. The article discusses the main problems and identified tax violations during the implementation of tax control measures in relation to personal income tax, and suggests ways to improve them. The definition of personal income tax is given, and the concept of "Tax agent" is also disclosed. The tax base and the structure of accruals for personal income tax are analyzed, based on statistical data generated by the Inspectorate of the Federal Tax Service No. 4 for the city of Krasnodar for the study period. The conclusions are formulated based on the results. The dates and types of tax reporting on personal income tax are presented in order to analyze the main tax violations committed by tax agents. The effectiveness and efficiency of tax control measures carried out by the tax authority in relation to personal income tax is assessed.
Ключевые слова: налоговый контроль, налог на доходы физических лиц, эффективность налоговых проверок, налоговый агент, налоговое законодательство, налоговые поступления.
Keywords: tax control, personal income tax, effectiveness of tax audits, tax agent, tax legislation, tax revenues.
Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, возникающих при уплате налогов и сборов, до зачисления налоговых поступлений на счета бюджетов различных уровней. Он также охватывает всю деятельность банков по выполнению своих обязательств по оплате налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов [5].
Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является прямым федеральным налогом и напрямую регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Он рассчитывается как процент от общего дохода физических лиц, за исключением расходов, задокументированных в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Налоговый агент рассчитывает сумму налога с начала налогового года отдельно, с учетом результатов за каждый месяц и каждого вида доходов, если для каждого из них существуют разные налоговые ставки. При этом учитывается сумма НДФЛ, удержанного в предыдущие месяцы [2].
В таблице 1 приведена налоговая база и структури исчисленного налога на доходы физических лиц в Краснодарском крае на 2016-2018 годы, согласно данным налоговым отчетностям, которые предоставляются в территориальные налоговые органы.
Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать вывод, что количество людей, получивших доход, по сравнению с базовым и отчетным годом уменьшилось на 2,45%, данное изменение было вызвано сокращением количества организаций в РФ и Краснодарском крае, а также согласно данным налогового расчета по форме 6-НДФЛ, общая сумма доходов физических лиц увеличилась на 24%, связан с повышением зарплат, пенсий и пособий, а также замедлением темпов инфляции.
Таблица 1 - Налоговая база и структура начислений по НДФЛ, представленные налоговыми агентами
Показатель
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2018 г. в % к 2016 г.
1. Количество физических лиц, получивших доходы (чел.)
■ налог удержанный
■ налог не удержанный
2 332 620
2 292 272 29 796
2 275 426 24 617
97,55 х
2. Общая сумма доходов физических лиц (млн. руб.)
налог удержанный ■ налог не удержанный
584 378
606 725 2 067
664 721 2 267
113,75
х
3. Налоговая база, подлежащая налогообложению (млн. руб.)
■ по ставке 13%
■ по ставке 30%
■ по ставке 9%
■ по ставке 35%
■ по ставке 15% по иным ставкам
564 971 273,9 3,3 332,8 206,6 418,7
591 983 309,0 5,6 273,3 288,3 595,8
650 932 282,7 1,8 135,6 560,4 949,6
115,22 103,21 54,55 40,75 в 2,7 раз в 2,3 раза
4. Сумма исчисленного и удержанного налога согласно данным налогового расчета по форме 6-НДФЛ (млн. руб.)_
■ по ставке 13%
■ по ставке 30%
■ по ставке 9%
■ по ставке 35%
■ по ставке 15% по иным ставкам
615 508 275,8 5,3 399,7 206,3 740,0
590 938 278 622 18,6 266,8 329,7 1 081
761 519 1 377 4,1 117,8 394,4 1 009
123,72 в 5 раз 77,36 29,47 191,18 136,35
Законодательно установленных форм отчетности по налогу на доходы физлиц существует несколько, каждая из которых имеет свои сроки и порядок сдачи в налоговый орган (таблица 2).
Таблица 2 - Сроки представления и виды налоговой отчетности по НДФЛ
Наименование отчета Налоговый период Сроки сдачи Содержание отчетности
1 2 3 4
2-НДФЛ с признаком 1 Отчетный год До 1 апреля, следующего за отчетным Свод сведений о выплаченных доходах за минусом предоставленных вычетов сотрудникам
2-НДФЛ с признаком 1 До 1 марта, следующего за отчетным
3-НДФЛ Отчетный год До 30 апреля, следующего за отчетным Отчет о полученных доходов физических лиц, ИП, адвокатов, нотариусов
4-НДФЛ Отчетный год Не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом ( с 2020 г. не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) Налоговая декларация с предполагаемым доходом, который определяет сам налогоплательщик
6-НДФЛ Ежеквартально последнее число месяца, наступающего за отчетным периодом, а для отчета за год — 1 апреля (с 2020 г. за год до 1 марта) Ежеквартальная отчетность с общими суммами начисленных и уплаченных доходов на работников от работодателя
Зачастую организации и индивидуальные предприниматели, не зная всех тонкостей налогового законодательства, а также изменения Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают сроки сдачи налоговых отчетностей. Основной декларацией по налогу на доходы физических лиц является расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).
Причинами нарушения налогового законодательства могут быть:
- тяжелое материальное положение организации;
- допущенные ошибки при заполнении первичной декларации (расчета), которые служат причиной для отказа налоговым органом в принятии отчетности;
- сбой программы электронного документооборота;
- низкая квалификация сотрудников в организации.
В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют налоговый отчет с нарушением сроков сдачи в налоговый орган по месту регистрации, то может быть наложена налоговая и административная ответственность.
В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка (далее - КНП) проводится в течение трехмесячного периода, что может привести или не привести к выявлению у налогоплательщиков налоговых правонарушений. Порядок и условия проведения выездной налоговой проверки (далее - ВНП) регулируются статьей 89 Кодекса. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса, налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако срок может быть продлен на четыре или шесть месяцев, а также может быть приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев в соответствии с пунктом 9 статьи 89 Кодекса.
В таблице 3 рассмотрим результаты контрольной работы налоговых органов по НДФЛ на основе данных статистической отчетности УФНС России по Краснодарскому краю за 2016-2018 гг.
Таблица 3 - Результаты и эффективность контрольной работы налоговых органов по НДФЛ
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2016 г.
1 2 3 4 5
1. Количество проведенных камеральных проверок, ед. - 469 583 648 483 х
- из них, выявивших нарушения, ед. - 28 174 26 672 х
2. Количество проведенных выездных проверок, ед. 1 015 767 652 64,24
- из них, выявивших нарушения, ед. 713 498 369 51,75
3. Дополнительно начислено платежей по результатам проверок, тыс. ■ зуб
а) по камеральным налоговым проверкам:
- НДФЛ - 1 400 403 х
- пени - 109 33 х
- штрафные санкции - 255 712 217 450 х
Итого - 257 221 217 886 х
б) по выездным налоговым проверкам:
- НДФЛ 723 081 199 024 55 198 7,63
- пени 215 404 74 627 54 867 25,47
- штрафные санкции 191 643 78 041 31 633 16,51
Итого 1130128 351 695 141 698 12,5
Эффективность КНП на 1 проверку, тыс. руб. - 547,8 336,0 х
Эффективность ВНП на 1 проверку, тыс. руб. - 458 533,2 217 328,2 х
Проведенный, в таблице 3, анализ показал, что за исследуемый период на 36% сократилось число ВНП по НДФЛ. В первую очередь, это связано с тем, что в рамках проведения мероприятий налогового контроля по НДФЛ налоговым органом было принято решение сделать акцент на проведение КНП, так как она проводится регулярно и не требует оснований для ее проведения. Также КНП является наименее трудозатратным методом налогового контроля, требует меньшего количества ресурсов, так как данный вид проверки проводится дистанционно и наиболее автоматизировано.
Эффективность ВНП на 1 проверку выше чем КНП, так как организации, включенные в выездную проверку, попадающие под определенные критерии, проходят углубленный анализ. Приоритет при проведении выездных налоговых проверок принадлежит тем налогоплательщикам с критериями риска, которые определены в Концепции планирования ВНП, а также тем, в отношении которых налоговый орган осведомлен об их участии в схемах уклонения от уплаты налогов, а также систематического нарушения налогового законодательства. Для того чтобы избежать безрезультативной выездной налоговой проверки, так как на наш взгляд она является наиболее затратной, целесообразно проводить работу с налогоплательщиками в рамках КНП, так как в отношении налогоплательщиков в их присутствии проводятся комиссии по легализации заработной платы с разъяснениями и рекомендациями по улучшению финансово-хозяйственной деятельности и выхода из кризисной ситуации, сложившейся у них при осуществлении трудовой деятельности. Указанная мера, позволяет налоговым органам обеспечить дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации за счет добровольного исправления налогоплательщиками, допущенных налоговых правонарушений и избежать выездной налоговой проверки.
Необходимо наиболее широко раскрыть проведенные мероприятия налогового контроля в числе налоговых правонарушениях (статья 123 Кодекса «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»), так как мера ответственности налоговых агентов за невыполнение своих обязанностей, может препятствовать своевременному пополнению региональных и местных бюджетов и, соответственно, может ставить под угрозу их социально значимые программы [1].
В нарушении пункта 4 статьи 226 Кодекса, непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета, согласна подпункта 2 пункта 1 статьи 126 Кодекса влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления [1].
В таблице 4 рассмотрим динамику налоговых правонарушений, выявленных при проведении мероприятий налогового контроля в отношении исчисления и удержания НДФЛ, а также представления расчетов по форме 6-НДФЛ.
Таблица 4 - Динамика налоговых правонарушений по ст. 123 и ст. 126 Налогового кодекса РФ, ед.
Показатель ст. 123 НК РФ ст. 126 НК РФ Уплатили штраф по КНП, тыс. руб.
1 2 3 4 5
2017 г. Правонарушения совершенные юр. лицами, тыс. руб. 2 418 3 709 146 489
Правонарушения совершенные физ. лицами (ИП), тыс. руб. 943 1 834 63 084
2018 г. Правонарушения совершенные юр. лицами, тыс. руб. 2 167 4 328 206 171
Правонарушения совершенные физ. лицами (ИП), тыс. руб. 886 2 105 85 727
2018 г. в % к 2017 г. 89,6 116,7 140,7
93,9 114,8 135,9
По данным таблицы 4 можно сделать вывод о том, что правонарушения по статье 123 и 126 Кодекса совершают больше организации, чем физические лица, это может быть связанно с количеством представленных деклараций в налоговый орган. Так, например, юридические лица являются налоговыми агентами и им необходимо сдавать такой перечень отчетности как справка по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ, где указываются обобщенные сведения по всем физлицам, получившим доходы от налогового агента. (см. Таблица 2).
В ходе камеральных налоговых проверок расчетов по форме 6-НДФЛ выявлены следующие характерные нарушения налогового законодательства:
1. неправомерное завышение суммы налоговых вычетов;
2. неполное отражение полученных от деятельности налоговых агентов доходов;
3. занижение налоговой базы с доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности менее трех лет;
4. нарушение сроков сдачи, предусмотренные статьей 226 Кодекса;
5. расхождения данных налоговых баз между расчетами по форме 6-НДФЛ и страховых взносов
и др.
В таблице 5 проведем анализ камеральных проверок по НДФЛ, а также сделаем вывод по результатам
анализа.
Таблица 5 - Анализ результативности камеральных налоговых проверок по НДФЛ
Показатель 2017 г. 2018 г. Динамика 2018 г. в % к 2016 г.
Всего КНП, ед. 469 583 648 483 178 900 138,1
В том числе с Нарушениями, ед. 28 174 26 672 - 1502 94,7
Уровень Результативности, % 6,0 4,1 -1,9 Х
По данным таблицы 5 можно сделать вывод о том, что при общей тенденции увеличения количества камеральных проверок по НДФЛ на 38,1 %, также присутствует снижение количества проверок, в результате которых выявлены нарушения. Это может свидетельствовать о снижении количества проверок со стороны налоговых органов и о росте налоговой дисциплины налогоплательщиков.
В целях повышения эффективности налогового контроля в рамках действующего законодательства необходимо:
- принятие мер по взысканию задолженности, возникающей в результате налоговых проверок, и временных мер в случае невыполнения налоговым агентом своих обязательств;
- установить сумму финансовых санкций, чтобы покрыть до 100% суммы сокрытой и необлагаемой налогом базы.
Помимо предлагаемых мер, к должностным лицам, налоговым агентам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим аналогичные функции, должна быть применена личная ответственность в виде штрафа
в размере не менее 10 000 руб. с последующем отстранением руководителя, то есть, например, лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Таким образом, государство получает доход от дисциплинированных работодателей, которые не представляют угрозы для региональных и местных властей, чьи расходы покрываются за счет поступления сумм НДФЛ.
В следствии не предоставления расчетов по форме 6-НДФЛ налоговыми агентами возникает ситуация, при которой налоговые органы не могут установить наличие недоимки по НДФЛ без проведения выездной проверки.
С учетом вышеизложенного необходимо принять дополнительные меры налогового контроля, которые включают в себя вызов руководителя организации, углубленные налоговые проверки, усиление штрафных санкций и установление личной ответственности руководителей организаций. Реализация предложенных мер позволит значительно увеличить бюджет за счет подоходного налога.
Источники:
1. Бондарь, А.М. О значении изменений налогового законодательства, регламентирующего порядок представления налоговой отчетности / А.М. Бондарь // Вестник современных исследований. 2019. № 1.15 (28). С. 9-12;
2. Бондарь, А.М. Оценка налогового потенциала Краснодарского края / А.М. Бондарь // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 11 (27). С. 73-77.
3. Левшукова, О.А. Совершенствование подходов к налоговому контролю при налогообложении доходов физических лиц / О.А. Левшукова // В сборнике: итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 493-494;
4. Полинская, М.В. Проблемы применения ндфл в российской федерации и пути их решения / М.С. Рамаза-нова, М.В. Полинская // В сборнике: Прорывные научные исследования как двигатель науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 191-195;
5. Полинская, М.В. Несовершенство регламентации законодательства о налогах и сборах на практике, как центральная проблема осуществления налогового контроля / В.А. Сацукевич, М.В. Полинская // В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 91-93.
Sources:
1. Bondar, A.M. On the significance of changes in tax legislation governing the procedure for submitting tax reports / A.M. Cooper // Bulletin of modern research. 2019.No 1.15 (28). S. 9-12;
2. Bondar, A.M. Assessment of the tax potential of the Krasnodar Territory / A.M. Cooper // Alley of Science. 2018.Vol. 5. No. 11 (27). S. 73-77;
3. Levshukova, O.A. Improving the approaches to tax control in the taxation of personal income / O.A. Levshukova // In the collection: the results of research work for 2017, a collection of articles based on the materials of the 73rd scientific and practical conference of teachers. 2018.S. 493-494;
4. Polinskaya, M.V. Problems of using personal income tax in the Russian Federation and ways to solve them / M.S. Ramazanova, M.V. Polinskaya // In the collection: Breakthrough scientific research as an engine of science. Collection of articles of the International scientific and practical conference. Executive Editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015.S. 191-195;
5. Polinskaya, M.V. Imperfection of regulation of legislation on taxes and fees in practice, as the central problem of tax control / V.A. Satsukevich, M.V. Polinskaya // In the collection: Strategies for the sustainable development of the national and world economics collection of articles of the International scientific and practical conference. Executive Editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2016.S. 91-93.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00063
З.У. Темирова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУВО «Северо-Кавказская государственная академия», [email protected],
Z.U. Temirova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI of HE "North Caucasus State Academy";
Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
B.M. Musaeva - Assistant, Department of Business Economics, FSBEI of HE Chechen State University.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ SOME APPROACHES TO IMPROVING THE ORGANIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN AGRICULTURE
Аннотация. На современном этапе развития общественно-экономических отношений в РФ в качестве ключевого условия устойчивого функционирования аграрной сферы выступает необходимость максимального задействования всех факторов, в т.ч. и инвестирование. Такое положение требует разработки аграрно-адаптированной инвестиционной политики, как одного из эффективных инструментов государственного регулирования экономики.