Новый университет
Экономика и право 2015. № 5 (51)
ISSN 2221-7347
УДК 336.225.67
Н.В. Щербакова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В статье рассматриваются особенности администрирования налоговыми органами налога на доходы физических лиц. Отражаются подходы к оценке эффективности контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами по налогу на доходы физически лиц.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, эффективность, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налоговый орган.
Если рассматривать категорию эффективности по отношению к контролю как к функции управления, то можно выделить одну методическую особенность, которая отличает ее от категории эффективности, рассматриваемой по отношению к производству. Как известно увеличение эффективности производства влечет получение большего экономического эффекта на единицу потребляемых ресурсов, то есть для получения единицы экономического эффекта необходимо затратить меньшее количество потребляемых ресурсов. В то же время в сфере управления финансами повышение эффективности контрольных мероприятий не обязательно означает получение большего экономического эффекта при тех же затратах используемых ресурсов. Результаты контроля отдельного хозяйствующего субъекта быть завершены положительной оценкой его деятельности, установлением отсутствия налоговых правонарушений. В данном случае это является результатом, хотя и отрицательным, с точки зрения экономического эффекта от затраченных на проведение проверки ресурсов. Такой результат можно оценивать как идеальный при его массовом характере, в котором формируется налоговая культура под влиянием общественного мнения и благодаря деятельности контролирующих органов.
При рассмотрении вопроса об эффективности определенного вида деятельности, как правило имеется в виду соответствие достигнутых в процессе его осуществления результатов поставленным целям, степень сближения результата и цели с учетом затрат всех видов ресурсов. Эффективность контрольной деятельности определяется соотношением достигнутого контролирующим органом результата и поставленной перед ним цели, а также достижением этой цели с наименьшим расходованием ресурсов.
Конечный результат, т.е. совокупность объективных следствий контроля, выступает главным критерием определения его эффективности.
Для получения информации о такого рода результате необходима информация конкретного содержания о деятельности органа контроля, возможная реакция на его действие проверяемого лица, а также об изменениях, которые могут иметь место в управленческой деятельности под влиянием контроля. Нельзя судить о результатах контроля без выделения практических последствий, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица. Необходимость учета практических последствий контроля для управленческой деятельности возникает еще и в результате того, что под эффективностью контроля понимается достижение не любого положительного результата, а только того, который является следствием контроля.
© Щербакова Н.В., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.5
Щербакова Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет
46
New university
Economics & Law 2015. № 5 (51)
ISSN 2221-7347
При этом результаты контроля будут односторонними, если не учитывать произведенные при этом такие затраты, как длительность проведения налоговых проверок, число участвующих в проверках лиц, расходы при проведении налоговых проверок. Затраты на проведение контроля необходимо соотносить с результатами на проведение контроля. Эффективности контроля будет тем выше, чем меньше осуществлено затрат на получение положительного результата. При этом она не измеряется только количеством проведенных налоговых проверок, охваченных проверкой объектов, числом принятых по материалам проведенных проверок решений. Правильная оценка результатов деятельности контрольных органов связана с выявлением и учетом показателей, которые характеризуют затраты при осуществлении контроля. Они включают число проверяющих, число работников проверяемого органа, которые подготавливают необходимые материалы, затраченное ими время, полноту предоставляемых сведений, общее число участников проверки и т.д. Этим обеспечивается соразмерность произведенных затрат и реальных результатов контроля. Сопоставление затрат с достигнутыми результатами может показать, что контроль проводился наспех или, наоборот, было затрачено много времени, привлечено значительное число людей, однако результаты оказались отрицательными [2].
В оптимальном варианте контроль должен приводить к сокращению числа выявленных нарушений, т.е. в перспективе должен иметь профилактический характер. Оценка эффективности проведения контроля становится объективной необходимостью для органов контроля и для вышестоящих органов государственной власти, при условии учета общих критериев, количественных и качественных показателей, знания целей и задач контроля.
Камеральная налоговая проверка налоговых деклараций выступает важнейшим технологическим участком работы налоговых органов с позиции:
совокупности получаемой и учитываемой в базе данных налогового органа информации;
фискальной ценности получаемой информации (поскольку на ее основе осуществляется расчет величины налогов, подлежащих уплате в бюджеты всех уровней);
взаимодействия с прочими участками работы налогового органа (например, данная информация применяется при ведении лицевых счетов налогоплательщиков, при выборе объектов для целей проведения налоговых проверок, при взыскании недоимок по налогам, при составлении отчетности о деятельности налогового органа).
Можно выделить следующие основные особенности камеральной налоговой проверки:
1. Широкий круг операций осуществляемых налоговым органом при проведении камеральных налоговых проверок. Фактически каждый налогоплательщик, представляющий отчетность по НДФЛ, подпадает под проведение проверки один раз в квартал, ряд налогоплательщиков - один раз в месяц. Как правило проверке подлежит не одна налоговая декларация, а несколько налоговых деклараций (от 7 до 13), форм бухгалтерской отчетности (3-5 форм) и большое количество документов, прилагаемых к налоговым декларациям.
2. Разнообразные ошибки, допускаемые налогоплательщиками при заполнении налоговых деклараций при расчете сумм налогов, что приводит к доначислениям по результатам проверки, и соответственно привлечению налогоплательщика (а также в ряде случаев должностных лиц юридического лица) к налоговой и административной ответственности за нарушение законодательства по итогам проведения камеральных налоговых проверок.
3. Установленный срок на отражение в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой). При этом срок проведения камеральной проверки ограничивается 3 месяцами со дня представления налоговой декларации налогоплательщиком. Поэтому в достаточно короткий срок (3 месяца) налоговый орган должен обработать каждую налоговую декларацию как минимум два раза: первый раз для отражения налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности, а второй - для проведения камеральной налоговой проверки.
4. Отсутствие единого унифицированного подхода к разработке форм налоговых деклараций, что делает их крайне неудобными для ручной и машинной обработки. Например, стоит отметить отсутствие на бланках контрольных сумм, возможность представления деклараций на двухсторонних бланках и т.п.
47
Новый университет
Экономика и право 2015. № 5 (51)
ISSN 2221-7347
5. Отсутствие или неявность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, что делает практически бесполезным работу налогового органа на получение последней и ее обработку.
6. Необходимость представления определенного количества дополнительных расчетов к налоговым декларациям по произвольной форме.
7. Обязанность налогоплательщика подтверждать первичными документами право на налоговые льготы, заявленные в налоговой декларации.
Организация работы налогового органа по проведению камеральной налоговой проверки налоговых деклараций определяется тем, что объектом налоговой проверки выступает представленная налогоплательщиком налоговая отчетность, а также другие имеющиеся у налогового органа документы о деятельности данного налогоплательщика.
Основная часть НДФЛ рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом. Доходы от продажи имущества и прочих сделок с ним декларируются физическим лицом самостоятельно.
Налоговый учет по налогу с доходов физических лиц представляет собой предусмотренную законодательством по налогам и сборам процедуру учета и предоставления сведений о доходах и удержанных суммах налога налоговыми агентами налоговым органом и налогоплательщиками.
Формы учетных регистров для целей ведения налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются самостоятельно налоговым органом. Формы налоговых регистров должны включать сведения, которые обеспечили бы идентификацию налогоплательщика, отразили вид доходов налогоплательщика и предоставляемых налогоплательщику налоговых вычетов на основании кодов, утвержденных ФНС России, а также данные о сумме получаемых налогоплательщиком доходов и дате их получения, о статусе налогоплательщика, дате удержания и перечисления налогов, реквизиты соответствующих платежных документов на перечисление налогов.
Налоговую декларацию по итогам календарного года по форме 3-НДФЛ в налоговый орган, обязаны представлять следующие лица:
1) физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели;
2) частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, состоящие на налоговом учете в налоговом органе;
3) физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами России, - по суммам таких договоров;
4) физические лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами;
5) физические лица, стоящие на учете в налоговом органе, получающие доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами;
6) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и других основанных на риске игр;
7) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;
8) физические лица, получающие от физических лиц доходы в порядке дарения.
Все остальные лица в праве по собственному желанию подать налоговую декларацию в налоговый орган. Например, подача налоговой декларации необходима для предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов.
Основными этапами камеральной проверки по НДФЛ являются:
1. Проверка полноты предоставленных налогоплательщиком документов налоговой отчетности в отношении НДФЛ, предусмотренных налоговым законодательством.
2. Формальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности.
3. Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
4. Проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм НДФЛ, подлежащих уплате в бюджет.
48
New university
Economics & Law 2015. № 5 (51)
ISSN 2221-7347
5. Проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога на доходы физически лиц и налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством.
6. Проверка правильности исчисления налоговой базы по НДФЛ.
При выявлении по результатам камеральной налоговой проверкой фактов неправильного отражения показателей в налоговой декларации, приводящих к неполной или излишней уплате налогоплательщиком сумм НДФЛ, результаты проведения проверки фиксируются налоговым органом.
Выездная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц проводится по решению руководителя налогового органа и, как правило, на территории налогоплательщика. Такого рода проверка направлена на обнаружение таких нарушений налогового законодательства, которые не всегда могут быть обнаружены в ходе проведения камеральной налоговой проверки, поскольку для их выявления требуется более детальное и полное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда определенного вида специальных контрольных мероприятий, например осмотра, выемки документов и т.д. Выездная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц имеет особое значение в структуре планирования выездных налоговых проверок.
В соответствии с действующим законодательством налоговые агенты представляют сведения о дохода своих работников один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Поэтому по сравнению с другими налогами выявление недоимки по налогу на доходы физических лиц у налоговых агентов относится на более поздний срок и проводится в пределах не текущего налогового контроля, а последующего налогового контроля.
Особенность администрирования НДФЛ, в том числе невозможность определения в соответствии с карточкой расчетов с бюджетом величины задолженности отдельного налогового агента и, как результат, принудительного ее взыскания без предварительного проведения выездной налоговой проверки, позволяет хозяйствующим субъектам отвлекать удержанные из доходов работников суммы налога для пополнения оборотных средств [4]. В связи с этим оценка задолженности налогового агента по налогу на доходы физических лиц может быть проедена только в пределах выездной налоговой проверки.
Библиографический список
[1] Налоговый Кодекс РФ часть 1,2 (действующая редакция от 21.04.2014)
[2] Латышев В.И. Налоговые правонарушения. Финансы и статистика, М., 2006.-324с.
[3] Шлычков Д.С. Бюджетирование как способ безопасного управления компанией // Инновационное развитие экономики. - 2014. № 5 (22) . с. 44-50.
[4] Чайковская Н. В. Теоретические основы развития налогового контроля в системе налогового администрирования / Н. В. Чайковская // Известия Юго-Западного государственного университета. - № 1-2. с. 158 - 165
[5] Шлычков Д.С. Управление затратами на производственной стадии жизненного цикла продукта // Инновационное развитие экономики. - 2012. № 5 (11) . с. 66-69.
***
UDC 336.225.67
N. V. Shcherbakova
FEATURES OF THE ORGANIZATION TAX AUTHORITIES CONTROL MEASURES WITH RESPECT TO TAXES ON INCOME OF INDIVIDUALS
The article discusses the features of the tax authorities of the tax administration on the income of individuals. Reflects an approach to evaluating the effectiveness of control measures undertaken by the tax authorities for tax on personal income.
Keywords: tax on personal income, efficiency, tax control, cameral tax audit, the tax authority.
49