Научная статья на тему 'Анализ эффективности контрольной работы налоговых органов Республики Марий Эл'

Анализ эффективности контрольной работы налоговых органов Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAXES / TAX CONTROL / TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванюхина А.М.

В статье проведен анализ контрольной работы налоговых органов Республики Марий Эл, произведена оценка ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of efficiency of examination tax authorities of the Republic of Mari El

In article the analysis of examination of tax authorities of the Republic of Mari El is carried out, the assessment of its efficiency is made.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности контрольной работы налоговых органов Республики Марий Эл»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

УДК 330

А.М. Ванюхина* *

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

В статье проведен анализ контрольной работы налоговых органов Республики Марий Эл, произведена оценка ее эффективности.

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, налоговое администрирование.

Анализ деятельности любого налогового органа непосредственно связан с анализом различных количественных и качественных показателей. Источником информации для их получения и расчетов является статистическая налоговая отчетность.

Формы №2-НМ и № 2-НК представляют собой формы отчетов, подготавливаемые контрольным отделом в Министерство финансов Республики Марий Эл. Наряду с другими отчетными документами Управления федеральной налоговой службы России по Республике Марий Эл формируемые отчеты публикуются на сайте Федеральной налоговой службы России. Данные заполненной формы №2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» являются одними из важнейших, так как отражают результаты всей контрольной деятельности налоговых органов Республики.

По данным формы 2-НК составим аналитическую таблицу 2 и дадим характеристику эффективности организации контрольной работы в Республике Марий Эл за 2011, 2012 и 2013 годы.

Таблица 1

Основные показатели контрольной работы

Наименование показателя Значение показателя Отклонение 2012 г. к 2011 г (+,-) Отклонение 2013 г. к 2012 г (+,-)

2011 г. 2012 г. 2013 г. млн. руб. % млн. руб. %

1. Дополнительно начислены налоги и налоговые платежи по результатам контрольных проверок организаций и физи-ческих лиц, млн. руб. 1004490 880961 806884 -123529 88 -74077 92

2. Проведено камеральных проверок, ед. 160103 150336 140313 -9767 94 -10023 94

3. Количество камеральных проверок, выявивших нарушения, ед. 6287 5841 5306 -446 93 -535 91

4. Проведено выездных проверок, ед. 482 424 297 -58 85 -122 70

4а. Количество выездных проверок, выявивших нарушения^. 482 410 287 -72 85 -126 70

5. Дополнительно начислено по результатам выездных проверок 871670 700518 699874 -171152 81 -644 99

6. Удельный вес дополнительно начисленных сумм в результате выездных налоговых проверок в общей сумме доначислений, % 86,8 79,5 87 -7,3 7,5

8. Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных налоговых проверок, тыс. руб. 20096 75645 23627 55549 376 -52018 31

© Ванюхина А.М., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.3

* Ванюхина А.М. - студент, Поволжский государственный технологический университет.

Научный руководитель: Шемякина Марина Сергеевна - старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности, Поволжский государственный технологический университет.

62

New university

Economics & Law 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

По итогам контрольной работы территориальными органами ФНС России по Республике Марий Эл за 2012 год дополнительно начислено платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, с учетом налоговых санкций и пени, 880961 млн.руб., что на 12 % или 123529 млн.руб. меньше аналогичного показателя 2011 года (1004490 млн.руб.).

Удельный вес доначисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок составил 79,5%, за 2011 год - 86,8%.

Количество выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных за 2012 год, составило 424 единицы (за 2011 год - 482 единицы).

Удельный вес проверок, по которым выявлены нарушения, в общем количестве проверок за 2012 год составил 99,5%.

В целом, по результатам выездных налоговых проверок доначислено 700518 млн.руб., что на 171152 млн.руб. (19%) меньше, чем в 2011 году (871670 млн.руб.). Снижение эффективности выездных налоговых проверок в 2012 году по сравнению с предыдущим периодом обусловлено сокращением общего числа выездных проверок и выполнением основной работы на этапе камерального анализа.

Количество проведенных за 2012 год камеральных налоговых проверок уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 6% и составило 150 336 единиц. Количество проведенных камеральных налоговых проверок заметно снизилось, это может быть связано с тем, что поданных налоговых деклараций в налоговые органы стало меньше.

По результатам проведенных камеральных налоговых проверок в отчетном периоде доначислено платежей, с учетом налоговых санкций и пени, 75,645 млн.руб., что в 3,8 раза больше, чем за 2011 год (20,1 млн.руб.).

Удельный вес камеральных проверок, по результатам которых выявлены нарушения, в общем количестве камеральных проверок за 2012 год составил 3,9% (на уровне 2011 года). Показатель нарушений невысокий, что свидетельствует о добросовестности налогоплательщиков, а также о том, что налогоплательщики стали пользоваться специальными программами для заполнения деклараций, чтобы в налоговых декларациях содержалось как можно меньше ошибок.

По итогам контрольной работы в 2013 году дополнительно начислено платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, с учётом налоговых санкций и пени, 806,9 млн.руб., что на 8,4% или 74,1 млн.руб. меньше аналогичного показателя 2012 года (881,0 млн.руб.).

Соотношение видов платежей в структуре доначислений по результатам контрольной работы следующее: налоги (взносы, сборы) - 64,5% (за2012 год - 63,9%),пени по актам проверок - 14,5% (за 2012 год - 11,3%), пени, начисленные на текущую задолженность по карточкам расчетов с бюджетом, - 10,3% (за 2012 год - 11,9%), штрафные санкции - 10,6% (за 2012 год -12,9%).

Количество выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведённых в 2013 году, составило 297 единиц (в 2012 году - 424 единицы). Достаточно низкий процент выездных проверок в 2013 году связан с нехваткой кадровых ресурсов и большим количеством налогоплательщиков, что в 2013 году привело к сокращению количества проверок по сравнению с 2012 годом на 30%.

Удельный вес проверок, по которым выявлены нарушения, в общем количестве проверок за 2013 год составил 99,0%.

В целом, по результатам выездных налоговых проверок доначислено 699874 млн. руб., что на 0,1% или на 0,6 млн.руб. меньше, чем в 2012 году(700518 млн. руб.). Т.е., не смотря на снижение количества выездных налоговых проверок, абсолютная сумма доначислений сохранена на уровне показателя предыдущего года. Как видим, исследование контрольной работы налоговых органов показало, что выездные проверки являются основным результативным источником дополнительно начисленных сумм налогов, пени и налоговых санкций. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на результат выездной налоговой проверки, является уровень квалификации сотрудников налоговых органов.

63

Новый университет

Экономика и право 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

Количество проведённых в 2013 году камеральных налоговых проверок уменьшилось по сравнению с показателем 2012 года на 6 % и составило 140313 единиц.

Удельный вес камеральных проверок, по результатам которых выявлены нарушения, в общем количестве камеральных проверок 2013 года составил 3,8%. Причиной уменьшения результативности камеральных проверок может служить перегруженность сотрудников налоговой инспекции.

Анализ эффективности организации контрольной работы проведем с помощью коэффициентов сокрытия, начисления пеней, выявленных ошибок при заполнении налоговых деклараций и применения санкций за нарушение налогового законодательства.

Результаты расчетов данных коэффициентов приведены в таблице 2.

Эффективность организации контрольной работы

Таблица 2

Показатель Формула для расчета Значение

2011 2012 2013

1 .Коэффициент сокрытия (Ксн) Нв/НН 0,09 0,1 0,05

2.Коэффициент начисления пеней (Кнп) Пк/НН 0,02 0,01 0,01

3.Коэффициент выявленных ошибок при заполнении налоговых деклараций (Конд) Нк/НН 0,003 0,009 0,003

4.Коэффициент применения санкций (Ксанкций) (Шв+Шк)/(Нв+Нк) 0,41 0,46 0,42

Значение коэффициента сокрытия (занижения) налогов можно охарактеризовать как усилия налоговых органов по выявлению заниженных (неучтенных) объектов налогообложения. Он рассчитывается по формуле:

Ксн=Нв/НН, где

Нв - дополнительно начисленные налоги по результатам выездных налоговых проверок; НН - начисленные налоги согласно поданным декларациям налогоплательщиков. Исчисленный таким образом коэффициент сокрытия налогов равен:

Ксн за 2011 год = 871670/6457228= 0,09 Ксн за 2012 год = 700518/7925195 = 0,1 Ксн за 2013 год = 699874/7310154 = 0,05

По данным расчетам видно, что коэффициент сокрытия или занижения налогов в 2012году имел самое высокое значение в сравнение с остальными, что положительно характеризует деятельность инспекции. В 2013 году данный показатель сократился, показывая тем самым снижение усилий налоговых органов по выявлению заниженных объектов налогообложения.

Коэффициент начисления пеней характеризует, насколько своевременно налогоплательщики перечисляют обязательные платежи в бюджет. Он рассчитывается по формуле: Кнп=Пк/НН, где

Пк - начисленная пеня (по лицевому счету) за несвоевременное перечисление платежей в бюджет;

НН - начисленные налоги согласно поданным декларациям налогоплательщиков. Исчисленный таким образом коэффициент равен:

Кнп за 2011 год = 143524/ 6457228= 0,02 Кнп за 2012 год = 99760/7925195= 0,01 Кнп за 2013 год = 117215/7310154= 0,01

Таким образом, в 2011 году налогоплательщики более несвоевременно перечисляли платежи в бюджет, а в 2012 и 2013 годах налогоплательщики вовремя перечисляли налоги и сборы в бюджет по сравнению с предыдущим годом (2011г.) анализируемого периода, т.к. процент начисления пени по отношению к начисленным налогам низкий.

Коэффициент выявленных ошибок при заполнении налоговых деклараций характеризует усилия налогового органа по выявлению допущенных налогоплательщиками ошибок при заполнении налоговых деклараций. Данный показатель рассчитывается по формуле:

64

New university

Economics & Law 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

Конд=Нк/НН, где

Нк - начисленные налоги по результатам камеральных проверок;

НН - начисленные налоги согласно поданным декларациям налогоплательщиков.

Конд за 2011 год= 20096/6457228= 0,003

Конд за 2012 год = 75645/7925195= 0,009

Конд за 2013 год = 23627/7310154= 0,003

Таким образом, в 2012 году усилия налогового органа по выявлению допущенных налогоплательщиками ошибок при заполнении налоговых деклараций возросли с предыдущими годами и имели самый высокий показатель на протяжении всего периода. В 2013 году данный показатель имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о сокращении допущенных налогоплательщиками ошибок при заполнении налоговых деклараций.

Коэффициент применения санкций за нарушение налогового законодательства характеризует степень (уровень) привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. Он рассчитывается по формуле:

Ксанкций= (Шв+Шк)/(Нв+Нк), где

Шв и Шк - примененные в виде штрафов налоговые санкции (согласно главе 16 Налогового кодекса РФ);

Нв - дополнительно начисленные налоги по результатам выездных налоговых проверок;

Нк - начисленные налоги по результатам камеральных проверок

Ксанкций за 2011 год = ((93811+ 6830)/(871670+20096)) = 0,41

Ксанкций за 2012 год = ((94407+17820)/(700518+75645)) = 0,46

Ксанкций за 2013 год = ((76612+7898)/(699874+23627)) = 0,42

Таким образом, в 2012 году отмечается самый высокий уровень привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, в предыдущих годах данный показатель был ниже. Это можно объяснить сложностью в сборе доказательной базы для привлечения налогоплательщиков к ответственности за нарушение налогового законодательства, а также судебной практикой, в последние годы часто склоняющиеся в пользу налогоплательщиков, а не налоговых органов.

Таким образом, проведя анализ эффективности организации контрольной работы, мы пришли к выводу, что деятельность налогового органа, исходя из совокупности всех рассмотренных показателей, в период 2011-2013 годов наиболее высоких результатов достигла в 2012 году.

Библиографический список

[1] Блюменталь О.И., Шемякина М.С.Совершенствование системы налоговых вычетов и регулирование налоговой ставки как способы повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 9 (31). С. 10-16.

[2] Шемякина М.С., Блюменталь О.И.Оценка поступления НДФЛ от различных категорий налогоплательщиков и налоговых агентов в бюджетную систему (на материалах Республики Марий Эл)// В сборнике: Современная инновационная экономика: анализ проблем и стратегия развития сборник материалов II Международной научно-практической конференции. г. Йошкар-Ола, 2013. С. 100-105.

[3] Шемякина М.С., Салтыкова А.С.Направления налоговой политики по совершенствованию методики исчисления транспортного налога// Инновационное развитие экономики. 2014. № 4 (21). С. 25-29.

[4] Салтыкова А.С., Шемякина М.С. Администрирование транспортного налога в Республике Марий Эл // Вестник международных научных конференций. 2014. № 1. С. 56-65.

65

Новый университет

Экономика и право 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 330

A.M. Vanyukhina

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF EXAMINATION TAX AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF MARI EL

In article the analysis of examination of tax authorities of the Republic of Mari El is carried out, the

assessment of its efficiency is made.

Keywords: taxes, tax control, tax administration.

References

[1] Blumenthal O. I., Shemyakin M.S.Sovershenstvovaniye of system of tax deductions and regulation of a tax rate as ways of increase of efficiency of tax administration of receipts of the personal income tax//New university. Series: Economy and right. 2013. No. 9 (31). Page 10-16.

[2] Shemyakina M. S., Blumenthal O.I.Otsenka of receipt of the personal income tax from various categories of taxpayers and tax agents in the budgetary system (on materials of the Republic of Mari El)//In the collection: Modern innovative economy: analysis of problems and strategy of development collection of materials II of the International scientific and practical conference. Joshkar-Ola, 2013. Page 100-105.

[3] Shemyakina M. S., Saltykov A.S.Napravleniya of a tax policy on improvement of a technique of calculation of a transport tax//Innovative development of economy. 2014. No. 4 (21). Page 25-29.

[4] Saltykova A.S., Shemyakina M. S. Administration of a transport tax in the Republic of Mari El//the Messenger of the international scientific conferences. 2014. No. 1. Page 56-65.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.