СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент А.В. Тагирова, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11180
Аннотация. В статье раскрыты сущность и принципы определения доходов физических лиц и основные принципы их налогообложения, и налогового администрирования. В статье охарактеризованы принципы налогообложения, через призму социальной справедливости налогообложения граждан. Авторами раскрыты методы исчисления налогов, охарактеризованы их достоинства и недостатки, рассмотрены экономические аспекты осуществления мероприятий налогового контроля доходов граждан.
Ключевые слова: доход, налог на доходы физических лиц, налоговый контроль доходов, принципы налогового контроля, формы и методы налогового контроля.
Уровень доходов физических лиц характеризует благосостояние граждан страны, определяют их покупательную способность и платежеспособный спрос, предъявляемый на товары, работы и услуги производимыми в экономике. Граждане могут иметь различные источники получения доходов, в отношении которых возникают налоговые обязательства. Доходы, в широком смысле этого слова обозначает денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. Принципы определения доходов сформулированы в ст. 41 НК РФ. Под доходом, в Налоговом кодексе понимают экономическую выгоду, полученную налогоплательщиком в денежной или натуральной форме.
Не признается доходом экономическая выгода от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных такими гражданами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.
Важную роль в формировании государственных доходов играют налоги. Налоги
как обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств на общественные (государственные) нужды, существуют практически со времен возникновения самого общества и государства [5]. В современном обществе их роль возрастает. Причина этого очевидна. Основная функция налогов - это фискальная функция. Ее сущность в том, что с помощью налогов в бюджете государства образуются денежные средства, необходимые для осуществления функций государства.
По сути, налоги обеспечивают финансовую основу деятельности государства, в связи с этим они являются необходимым условием для его существования. Но фискальная функция налогообложения хоть и является основной, но не единственной. Наряду с фискальными целями налоги преследуют экономические и социальные цели.
Важное значение имеют налоги в перераспределении общественных фондов в пользу социально защищенных категорий граждан, за счет переложения налогового бремени на экономически активных категорий налогоплательщиков. За счет средств бюджета обеспечиваются соблюдение и защита прав и свобод граждан и осуществление социальной функции государства.
С помощью налоговых механизмов финансовые средства направляются на выполнение первостепенных задач государства. Невозможно было бы финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, если в бюджет не поступали бы налоговые платежи. Также не смогли бы функционировать учреждения здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.п. и, как следствие, неосуществимость выплат заработной платы работникам бюджетной сферы.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это основной вид прямых налогов, с полученного от физического лица дохода. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством [5].
Из определения налога видно, что он возникает в связи с доходами физических лиц. Плательщиками этого налога выступают физические лица. НДФЛ уменьшает доход, полученный физическим лицом, перераспределяя часть дохода в пользу государства. Эту функцию частично испол-
няет организация, выступающая источником доходов физических лиц. Например, организация удерживает НДФЛ из заработной платы работника, однако, при покупке у физического лица принадлежащих ему вещей, расчет и удержание НДФЛ организация-покупатель не осуществляет [4].
Существуют отличия в налоговых системах разных стран по структуре и видам налогов, налоговым ставкам, фискальными полномочиями органов власти, способам взимания и по ряду других немаловажных признаков. Однако, наряду с различиями существует главное сходство всех этих систем: они построены с соблюдением определённых правил и положений, т.е. принципов налогообложения.
В литературе по экономике рассматриваются различные принципы построения системы налогообложения.
Первая формулировка принципов налогообложения была написана Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он предложил подвергать анализу три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату [2]. А. Смит опирался на четыре принципа налогообложения (рис. 1).
Принцип справедливости Принципы налогообложения по Адаму Смиту Принцип удобства налогообложения
Принцип определенности налогообложения Принцип экономичности взимания
Рис. 1. Принципы налогообложения по Адаму Смиту
Принцип справедливости означает, что налог собирается со всех налогоплательщиков постоянно, другими словами «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку» [8].
Принцип определенности, говорит о том, что налоговая система в течение длительного времени должна сохранять четкость, строгую фиксацию и ясность.
Принцип удобства понимается в прямом смысле этого слова.
Принцип экономичности взимания, в других источниках [7] принцип неотяго-
щенности описывает умеренность в уровне налоговых сумм, т.е. издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.
Делая вывод по принципам, сформулированными А. Смитом, можно заключить, что принцип справедливости напрямую связан с пропорциональным обложением доходов налогоплательщика.
Ключевой методологический посыл здесь следующий: равные доходы характеризуют равную платежеспособность. При изменении доходов в положительную или
отрицательную сторону платежеспособность также уменьшается или возрастает в абсолютном исчислении, однако способность уплачивать налог остается относительно равной у всех граждан - как богатых, так и бедных [6].
В основе современных принципов налогообложения доходов физических лиц лежат такие принципы как:
- доходы физических лиц разграничиваются на облагаемые, частично облагаемые и необлагаемые, так называемый принцип равенства.
- налогоплательщиками НДФЛ признаются все физические лица, независимо от принадлежности их к гражданству РФ;
- формирование общего контингента налогоплательщиков по их принадлежности либо непринадлежности к налоговому резидентству РФ, т.е. по этому принципу налогоплательщики делятся на две группы: лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и лица, не признаваемые налоговыми резидентами РФ.
- применение плоских налоговых ставок. Большая часть доходов у физических лиц, имеющих статус налогового резиден-
та РФ, облагается НДФЛ в размере 13%, исключением же является ограниченный перечень доходов, к которым применяются прочие ставки налогообложения. Например, по ставке 35% облагаются доходы в виде любых выигрышей и призов (в сумме превышения сверх 4 тыс. рублей).
- социальная направленность. Очень важный принцип устройства НДФЛ. Осуществляется данный принцип с помощью установленного достаточно широкого перечня доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (ст. 217 НК РФ), также при помощи применения налоговых вычетов из налоговой базы.
Существуют также принципы налогообложения доходов физических лиц, которые можно рассматривать на законодательном уровне. Они описываются в ст. 3 НК РФ и обозначаются, как основные начала законодательства о налогах и сборах.
Одними из основных элементов налогообложения являются порядок или метод исчисления налога. Опираясь на литературные данные по налогообложению можно выделить несколько главных методов исчисления налогов (табл. 1).
Таблица 1. Методы исчисления налогов
Методы исчисления налогов Определение метода Налогоплательщики
Взимания у источника Предполагает, что лицо, выплачивающее другому лицу доход, вычитает из этого дохода подоходный налог и несет ответственность за перечисление его налоговым органам. «Налоговый агент» - лицо, обязанное в соответствии с законодательством, исчислять и удерживать у налогоплательщика налоги и перечислять их в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (статья 24 НК РФ).
Самоначисления («по декларации») Предполагает, что налогоплательщики независимо рассчитывают свои доходы, осуществляют все установленные вычеты и рассчитывают сумму налога, подлежащую к уплате в соответствии с представляемой ими декларации. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, физические лица, не являющиеся ИП в отношении определенных видов доходов (статьи 214.1 и 228 НК РФ).
Кадастровый метод Метод основывается на применении кадастров (Кадастры - периодически составляемые описи), в которых фиксируются все объекты налогообложения. Метод применяется при исчислении поимущественных налогов, объектом обложения выступает имущество, которое находится в собственности налогоплательщика. Физические лица
Каждый метод исчисления налогов характеризуется своими достоинствами и недостатками, рассмотрим основные преимущества и недостатки метода взимания у источника.
К преимуществам метода взимания у источника можно отнести следующее:
1) эффективность механизма удержания налога, объясняемая тем, что взимание у налогоплательщика начисленной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, которые выплачиваются налоговым агентом налогоплательщику в бесспорном порядке;
2) администрирование проводится с минимальными издержками;
3) отсутствуют проблемы налогоплательщика, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Также этот метод имеет ряд внушительных недостатков, таких как:
1) дополнительные издержки работодателя на ведение учета предоставление работникам вычетов, выплачиваемой заработной платы, исчисление налога и его перечисление в бюджет;
2) затруднение в учете всех доходов работника при исчислении налога;
3) уклонение работодателей от налогообложения выплачиваемых доходов;
4) необходимость перечисления налога по месту регистрации налогоплательщика, отличному от места регистрации налогового агента;
5) невозможность непрерывного контроля над исполнением обязанностей по истинному перечислению налога налоговыми агентами.
Анализируя преимущества и недостатки метода взимания у источника можно утверждать, что он обеспечивает наиболее эффективный порядок удержания налога и сводит к минимуму затраты налогоплательщика на исполнение налоговых обязательств. Затраты налоговых органов также минимальны. Стоит отметить немаловажное обстоятельство, что в настоящее время, как государство, так и налогоплательщики не оплачивают услуги налоговых агентов. Можно утверждать, что налоговые агенты на безвозмездной основе вы-
полняют функции по исчислению и уплате налога.
В связи с этим будет правомерно поднятие вопроса о разборе ряда вариантов компенсации издержек налоговым агентам, которые они претерпевают в процессе исчисления налога на доходы, либо перекладывание некоторых функций, который выполняют налоговые агенты на налоговые органы при осуществлении налогового контроля.
Налоговый контроль - комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы [1].
Налоговые проверки - основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные - у налогоплательщика.
При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации.
При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.
Вторая форма налогового контроля -это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.
Третья форма налогового контроля -проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые документы для налогового контроля, которые должны быть предоставлены налоговикам в течение 10 дней.
В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.99 № ГБ-3-04/39.
Налоговый мониторинг - новая форма налогового контроля, введенная с 1 января 2015 года. Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Организация при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится
НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому класси-
В целях расширения и усиления налогового контроля по НДФЛ введены следующие изменения:
1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомить инспекцию о получении от нее требований, выслав квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).
2. В течение 3 лет инспекция может приостановить расчеты в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п 3 ст. 76 НК).
3. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также слу-
«прозрачной», но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.
Налоговый контроль базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам. Налоговый контроль базируется на методах, представленных в таблице 2.
фикация их разнообразна. Пример классификации можно увидеть в таблице 3.
чаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).
Таким образом, главным в налогообложении доходов физических лиц является принцип социальная направленность, реализуемый с помощью установленного широкого перечня доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, также при помощи применения налоговых вычетов из налоговой базы. Рассматривая действующую методику исчисления налога на доходы физических лиц у источника выплаты дохода можно сделать вывод, об эффективности механизма удержания налога, что объясняется тем, что взимание у налогоплательщика начисленной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, которые выплачиваются налоговым агентом налогоплательщику в бесспорном порядке что
Таблица 2. Методы налогового контроля
Документальный налоговый контроль Фактический налоговый контроль
включает следующие приемы: - формальная и арифметическая проверка; - юридическая оценка; - экономический анализ включает следующие приемы: - учет налогоплательщиков; - показания свидетелей; - привлечение экспертов
Таблица 3. Виды налогового контроля
Налоговый контроль по времени проведения Налоговый контроль по способу проверки Налоговый контроль по месту проведения Налоговый контроль по периодичности
- текущий - предварительный - последующий - сплошной - выборочный - выездной - камеральный - первичный - повторный
повышает его администрирование, прово- минимизирует проблемы налогоплатель-димое с минимальными издержками. Кро- щика, связанные с исполнением налоговых ме того, данный метод налогообложения обязательств.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 20.09.19).
2. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. - М.: Инфра-М, 2013. -476 с.
3. Батарин, А. А. Правовое регулирование исчисления налога: монография / А.А. Батарин; под ред. И.И. Кучеров. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. - 214 а
4. Диркова Е.Ю. Инкубатор для бухгалтера: от нуля до баланса. Самоучитель. - М.: Эксмо, 2009. - 336 а
5. Тютина Д.В. Курс лекций по налоговому праву. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-71073.html (дата обращения 20.09.19).
6. Майбуров, И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» // И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 591 а
7. Paйзбepг Б.А. Принципы налогообложения и виды налогов // Элитариум 2.0. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/principy_nalogooblozhenija_vidy_nalogov/ (дата обращения 20.09.19).
8. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит / учебник: Краткий курс. 2010. - 302 с.
THE ESSENCE AND PRINCIPLES OF TAXATION OF INCOME OF INDIVIDUALS IN THE SYSTEM OF TAX ADMINISTRATION
D.D. Saydulaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.V. Tagirova, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. The article reveals the essence and principles of determining the income of individuals and the basic principles of their taxation and tax administration. The article describes the principles of taxation through the prism of social justice taxation of citizens. The authors reveal the methods of calculating taxes, characterize their advantages and disadvantages, consider the economic aspects of the implementation of measures of tax control of citizens ' income.
Keywords: income, personal income tax, income tax control, principles of tax control, forms and methods of tax control.