DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11291
О.А. Левшукова - к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет,
O.A. Levshukova - candidate of economics, Kuban State Agrarian University, [email protected];
E.A. Волошина - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрного университета,
E.A. Voloshina - student of the faculty of economics Kuban State Agrarian University, [email protected];
Н.А. Борисова - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрного университета,
N.A. Borisova - student of the faculty of economics Kuban State Agrarian University, [email protected].
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ CURRENT STATE AND PROSPECTS OF VAT ADMINISTRATION IN RUSSIA
Аннотация. Косвенные налоги являются одними из самых важных и, вместе с тем, сложных налогов. Отметим, что в современной России налог на добавленную стоимость относится к одним из ключевых источников дохода государства. Несмотря на то, что налоговое регулирование и администрирование НДС продолжается с момента его принятия, необходимость совершенствования существующих методов отражается в интересах государства и налогоплательщиков. В данной статье содержаться взгляды отечественных ученых относительно раскрытия сущности налогового администрирования. Кроме того, произведен анализ состояния администрирования налога, были выделены проблемы исчисления налога, использования схемных операций, трудоемкости, долгосрочного возмещения налога. В качестве фактора повышения эффективности администрирования налога рассмотрена программа цифровизации экономики Российской Федерации в области налогообложения НДС.
Abstract. Indirect taxes are among the most important and, at the same time, complex taxes. Note that in modern Russia, the value-added tax is one of the key sources of state income. Despite the fact that the tax regulation and administration of VAT continues from the moment of its adoption, the need to improve existing methods is reflected in the interests of the state and taxpayers. This article contains the views of Russian scientists on the disclosure of the essence of tax administration. In addition, the analysis of the state of tax administration was carried out, the problems of tax calculation, the use of scheme operations, labor intensity, and long-term tax refund were identified. The program of digitalization of the economy of the Russian Federation in the field of VAT taxation is considered as a factor of increasing the efficiency of tax administration.
Ключевые слова: налоговое администрирование, НДС, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, цифровизация.
Keywords: tax administration, VAT, in-house tax audit, on-site tax audit, digitalization.
В настоящее время налоги являются неотъемлемым элементом механизма государственного регулирования рыночной экономики. Экономический смысл налогообложения состоит в том, что государство, с помощью прямых и косвенных налогов, участвует в процессе перераспределения новой стоимости. Российская система налогообложения призвана обеспечить сбалансированность бюджета государства, достижение его социальных и экономических задач, развитие предпринимательства и хозяйственной деятельности в целом.
Эффективность работы налоговой системы зависит от скоординированного функционирования налогового администрирования. Институт налогового администрирования относится к дискуссионным вопросам, частичное решение которых заключается в правильности определения термина. Изучение экономической и правоведческой литературы показало, что ученые по-разному трактуют сущность налогового администрирования. Согласно Майбурову И.А, налоговое администрирование представляет собой процесс управления налоговым производством, реализуемым налоговыми и иными органами, имеющими определенные властные полномочия по отношению к налогоплательщикам и плательщикам сборов. Аронов А.В. и Каршин В.А. рассматривают налоговое администрирование как установленную законом, практикой и обычаями систему управления налоговым процессом со стороны государства и его органов. При этом под налоговым процессом подразумевается последовательность действий налоговых органов, агентов, плательщиков или их представителей при реализации прав и исполнении обязанностей, закрепленных в законодательстве. Шадурская М.М. и Смородина Е.А. под налоговым администрированием понимают совокупность мер и мероприятий, проводимых органами государственной власти в пределах своей компетенции, направленных на получение достоверной информации об объемах налоговых поступлений.
Исследуемый термин в российской практике впервые появился в приказе МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290. Сегодня вопросы совершенствования администрирования содержаться в бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию о бюджетной политике на плановый год.
Однако, на данный момент не существует законодательно закрепленной дефиниции налогового администрирования.
Наиболее согласованное определение приведено в Энциклопедии теоретических основ налогообложения: деятельность, производимая уполномоченными государственными (специализированными) органами исполнительной власти по реализации налоговой политики и норм налогового законодательства, включающая организационное, методическое и процедурное обеспечение функционирования налоговых органов.
В наше время возникает большое количество вопросов и споров эффективности администрирования относительно правильности исчисления налога на добавленную стоимость (НДС). К особенностям налога можно отнести его экономическую нейтральность, что имеет особое значение для международной торговли, а также возможность возмещения покупателем части НДС, уплаченного при покупке.
НДС на территории Российской Федерации был введен в действие с 1 января 1992 г., затем, с 2001 г., налог стал полностью поступать в федеральный бюджет страны. Посредством НДС перераспределяется порядка 6 % ВВП, а его доля в доходах консолидированного бюджета в 2020 г. составила 20,1 %.
Изначально идея НДС заключается в низкой вероятности уклонения от исполнения налоговых обязательств. Нейтральность налогообложения НДС достигается при соблюдении условий правильности применения и учета особенностей налога, а именно его распространенности на все этапы хозяйственной деятельности. По многочисленным оценкам экономистов, сегодня доля теневой экономики варьируется в пределах от 15 % до 50 % ВВП, что искажает механизм налогообложения НДС. В данном контексте институт налогового администрирования необходим для минимизации рисков уклонения от исполнения обязательств по выплате НДС.
Настоящая система учета и контроля НДС не обеспечивает полноту поступления налога в бюджет, допускает возможность использования налогоплательщиками схем ухода от обложения и безосновательного возмещения сумм налога из бюджета. Следовательно, возникает необходимость совершенствования налогового администрирования НДС.
В мировой практике наиболее распространенным параметром качества администрирования НДС является интегральный показатель доходности, характеризующий бюджетную эффективность взимания налога. При помощи данных ФНС России произведем расчет показателя эффективности НДС, результаты о отобразим в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика коэффициента эффективности НДС в России, 2018-2020 гг.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г.
Абс., (±) Отн., %
Поступления НДС, млрд руб. 3 575 4 257,8 4 268,6 693,6 119,4
Налоговая база, млрд руб. 41 872,8 47 330,2 47 680,0 5 807,2 113,9
Базовая ставка НДС, % 18 20 20 2 -
Коэффициент эффективности 0,474 0,450 0,448 -0,026 94,5
В 2020 г. поступления НДС в бюджет составили 4 268,6 млрд руб., что больше 2018 г. на 693,6 млрд руб. или на 19,4 %. В тот же период налоговая база увеличилась на 5 807,2 млрд руб. или на 13,8 %. Значение коэффициента эффективности снизилось на 0,026 или 5,5 %. Отметим, что интегральный показатель эффективности налога в России близок к средним значениям стран ОЭСР.
К другим общепринятым показателям качества налогового администрирования относится коэффициент собираемости налога, смысл расчёта которого состоит в сравнении суммы реально собранных налогов и суммы налогооблагаемой базы. Рассмотрим динамику объема поступлений и начислений НДС в бюджет РФ за 2018-2020гг. в таблице 2.
Таблица 2 - Объем поступлений и начислений НДС в бюджет РФ, 2018-2020гг.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г.
Абс., (±) Отн., %
Начислено к уплате, млрд руб. 3 698,2 4 309,7 4 402,2 704,0 119,0
Поступило в бюджет, млрд руб. 3 575 4 257,8 4 268,6 693,6 119,4
Коэффициент собираемости, % 96,7 98,8 97,0 0,3 -
Объем начислений НДС увеличился на 704 млрд руб. или на 19 %. Наибольшее значение коэффициента собираемости наблюдается в 2019 г. - 98,8 %, в целом, за исследуемый период коэффициент собираемости увеличился, что свидетельствует о повышении налогового администрирования НДС. Тем не менее, практически ежегодно в гл. 21 НК РФ вносятся поправки и уточнения, целью которых является совершенствование налогового администрирования [1].
Одной из форм администрирования налога является проведение камеральных и выездных налоговых проверок, осуществляемых органами ФНС России. В ходе камеральной проверки происходит оценка
налоговой отчетности, налоговых деклараций. Сведения о результатах проведения камеральных налоговых проверок по НДС за 2018-2020 гг. отобразим в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты камеральных налоговых проверок по НДС, 2018-2020 гг.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г.
Абс., (±) Отн., %
Количество камеральных налоговых проверок, тыс. ед. 68 005 62 923 61 501 -6 504 90,4
Количество проверок, выявивших нарушения, тыс. ед. 3 530 2 448 2 384 -1 146 67,5
Доля результативных проверок, % 5,1 3,9 3,9 -1,2 -
Объем доначисленного налога, млн руб. 36 156 21 540 35 245 -911 97,5
Количество камеральных проверок, проведенных по НДС, на протяжении всего исследуемого периода уменьшалось и в 2020 г. составило 61 501 тыс. ед. Значение доли результативных проверок в 2020 г. достигло значения в 3,9 %, что меньше 2018 г. на 1,2 %. Одной из причин рассматриваемого изменения может быть сокращение документооборота по облагаемым операциям, фактам подтверждения сумм налоговых вычетов и т.д. Снижение доли результативности проверок может быть обусловлено уменьшением числа ошибок, допущенных налогоплательщиками в составлении налоговой отчетности.
В таблице 2 представим сведения о результатах проведения выездных налоговых проверок по НДС за 2018-2020 гг. Отметим, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. Предметом данной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таблица 4 - Результаты выездных налоговых проверок по НДС, 2018-2020 гг.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г.
Абс., (±) Отн., %
Количество выездных налоговых проверок, ед. 14 211 9 402 6 097 -8 114 42,9
Количество проверок, выявивших нарушения, ед. 13 847 8 984 5 870 -7 977 42,4
Доля результативных проверок, % 97,7 96,0 95,5 -2,2 -
Объем доначисленного налога, млн руб. 222 645 210 743 134 941 -87 704 60,6
За период с 2018 г. по 2020 г. количество проведенных выездных проверок по НДС снизилось на 8 114 ед. или 57,1 %. Данное изменение произошло за счет автоматизации процессов налогового администрирования, применения системы АСК НДС-2, которая позволила сократить количество заявлений на возмещение НДС организациями с высоким риском.
В общем, при администрировании поступления НДС в бюджет РФ выездные налоговые проверки показывают большую эффективность по сравнению с камеральными, что подтверждают данные рисунка 1, демонстрирующие объем доначислений на одну результативную проверку.
Рисунок 1 - Объем доначисленной суммы налога на о результативную налоговую проверку, млн руб.
При проведении камеральных проверок по НДС часто встречается проблема сложности установления факта наличия схемных операций, применяемых налогоплательщиком для завышения вычетов, представленных в налоговой декларации. Среди подобных схем наиболее часто встречаются следующие:
- фиктивное повышение цены товара;
- фиктивное увеличение расходов по основному виду деятельности;
- фальсификация документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 %, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Кроме использования схемных операций, проблемой исчисления и администрирования налога является трудоемкость. Необходимость высокой квалификации сотрудников частного и государственного секторов экономики обусловлена сложностью механизма исчисления и уплаты налога. Подчеркнем, что процесс исчисления НДС различен для каждой отрасли ведения экономической деятельности, целей коммерческих сделок, а также содержания финансово-хозяйственных операций. При администрировании НДС часто возникает проблема долгосрочного возмещения налога, сущность которой заключается в том, что налогоплательщики ожидают суммы возмещения в течение года и таким образом теряют средства для ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Одним из направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р, является разрешение проблем, обозначенных выше. Отметим, что процесс цифровизации налогового администрирования ориентирован на разработку и проведение мероприятий по пресечению уклонения от исполнения налоговых обязательств. Содержание цифровизации налогового администрирования НДС проиллюстрирована на рисунке 2.
Таким образом, реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» позволит повысить уровень собираемости НДС за счет обеспечения большей прозрачности налогообложения, а именно при помощи совершенствования администрирования над процессами реализации продукции в режиме реального времени (маркировка продукции). Сокращение расходов налогового администрирования предполагает снижение влияния человеческого фактора на процесс начисления и уплаты налога, сокращение ошибок при проведении расчетов. Расширение возможности обработки данных и аналитики заключается в возможности ведения учета и составления прогнозов доходов и расходов по НДС. Преимущества в отношении налогоплательщиков предусматривают уменьшение длительности процессов принятия решений относительно возмещения, зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога. Уменьшение расходов на налоговый учет, в свою очередь, допускает снижение расходов на оплату труда.
Рисунок 2 - Содержание цифровизации налогового администрирования НДС
Расширение ведения внутреннего финансового учета будет обеспечиваться за счет использования цифровой информации при расчетах. Однако, внедрение цифрового налогового администрирования НДС требует значительных капитальных вложений и подготовительных мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей программы.
Согласно плану деятельности ФНС России, в 2021 г. особое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на модернизацию цифровых технологий. Реализация рассматриваемого плана предусматривает формирование и испытание автоматизированной информационной системы ФНС четвертого поколения (АИС «Налог-4») с учетом динамического внешнего окружения. Также часть мероприятий, связанных с ИТ-технологиями, касаются совершенствования действующей системы АИС «Налог-3». Например, с 1 июля 2021 г. планируется ввод системы прослеживаемости товаров, роль которой заключается в минимизации ухода производимой продукции в теневой сектор экономики.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что несмотря на новизну электронного механизма налогообложения НДС на территории Российской Федерации, наблюдается рост поступлений налога в бюджет, в частности за 2018-2020 гг. он составил порядка 693,6 млрд руб. В тот же период объем начислений НДС увеличился на 704 млрд руб. или на 19 %. Вследствие рассматриваемых изменений коэффициент собираемости НДС увеличился на 0,3 %. Анализ эффективности проведения камеральных и выездных нало-
говых проверок показал большую эффективность выездных проверок: объем доначислений НДС на одну результативную проверку в 2020 г. составил 22 988,3 тыс. руб. В качестве способов совершенствования налогового администрирования НДС приведена концепция его цифровизации. Именно масштабная технологическая модернизация налогообложения позволит не только выявить потенциальных и реальных нарушителей, но и отразить добросовестных налогоплательщиков. В заключение работы отметим, что внесение поправок в систему налогового администрирования НДС относится к значимым способам пополнения бюджета страны.
Источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Официальный сайт Налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog(дата обращения: 12.06.2021 г.).
References:
1. Tax Code of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru.
2. Official website of the Tax Service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: www.nalog (accessed 12.06.2021).
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11292
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of finance, Kuban State Agrarian University;
АА Такова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Takova - student, Kuban State Agrarian University;
ЕА Вовк - студент, Кубанский государственный аграрныйуниверситет, [email protected],
E.A. Vovk - student, Kuban State Agrarian University.
СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ THE ESSENCE AND CURRENT SIGNIFICANCE OF ENTERPRISE TAX OPTIMIZATION
Аннотация. В данной научной статье рассматриваются сущность и современное значение оптимизации налогообложения, условия и направления снижения размера налогов, сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков, отсрочку налоговых платежей, перенос их уплаты на поздний срок. Проведен анализ современного состояния сферы налогообложения коммерческих организаций в Российской Федерации в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Сделаны выводы о принятых мерах и существующих изменениях в сфере налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Abstract. This scientific article examines the essence and modern significance of tax optimization, conditions and directions of tax reduction, minimizing penalties from tax authorities, reducing tax risks, deferring tax payments, postponing their payment to a later date. The analysis of the current state of the taxation of commercial organizations in the Russian Federation in the context of the coronavirus pandemic is carried out. Conclusions are drawn about the measures taken and existing changes in the field of taxation of small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: налоги, оптимизация налогообложения, налоговые функции, принципы налогообложения, методы оптимизации налога на прибыль, налог на добавленную стоимость.
Keywords: taxes, optimization of taxation, tax functions, principles of taxation, methods of optimization of income tax, value added tax.
Для функционирования государственных институтов, развития экономики и социальной инфраструктуры государство использует налогообложение, то есть изъятие властным субъектом (государственными или муниципальными органами) денежных средств у подчиненного объекта на основе добровольно-принудительного принципа. Оптимизацией называют процесс максимизации выгодных характеристик, соотношения элементов и минимизации расходов при достижении результата.
В отношении налогообложения оптимизацию связывают со снижением уровня налогового бремени на плательщика с помощью определенных методов [1].
Особую важность оптимизация налогов приобретает в условиях цифровизации экономики, когда действия и отношения переносятся в гибридную и виртуальную среду, стираются границы и усложняется состав участников, появляются новые критерии налогообложения, модели множественности покупателей, краудфандинг, краудлендинг, вариативность электронной торговли, облачные вычисления и электронные платежные системы. В плане налоговой оптимизации исследователи акцентируют разработку и вне дре-ние комплекса методов и подходов к эффективному планированию (минимизации) налогов, перечисляе-