Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ'

НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ИНОЕ ЛИЦО / ТРЕБОВАНИЕ / ПОЯСНЕНИЕ / СООБЩЕНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НЕПРЕДСТАВЛЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / ПРОСЛЕЖИВАЕМЫЕ ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Галина Петровна, Змановская Ольга Викторовна, Касаткина Галина Максимовна

В статье исследованы вопросы, связанные с внесением изменений, в Налоговый кодекс Российской Федерации. Поправки направлены на совершенствование налогового администрирования, включая контроль. Особое внимание уделяется камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций и расчетов. Рассмотрено расширение прав налоговых органов по контролю и обязанностей налогоплательщиков по заполнению налоговых деклараций и ведению налогового учета, исправлению выявленных несоответствий и ошибок, по которым декларации и расчеты могут быть признанными непредставленными. Анализируется возможность проведения камеральных налоговых проверок на основании информации, имеющейся у налоговых органов и сокращении количества требований на предоставление дополнительной информации налогоплательщиками. Целью исследования является определения возможностей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в процессе проведения налогового контроля, без излишнего вмешательства налоговых органов в деятельность налогоплательщиков, включая направления бесконечных требований о предоставлении пояснений и документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INNOVATIONS AND THEIR IMPACT ON TAXPAYERS

The article examined the issues related to the introduction of amendments to the Tax Code of the Russian Federation. The amendments improve tax administration, including control. The research examined in-house tax audits of tax returns and calculations. We studied the expansion of the rights of tax authorities to control and the obligations of taxpayers to fill out tax returns and maintain tax records as well as to correct identified inconsistencies and errors for which declarations and calculations may be recognized as unreported. We also analyzed the possibility to conduct in-house tax audits based on the information available to tax authorities and reduce the number of requirements for additional information from taxpayers. The purpose of the study was to determine the possibilities of interaction between tax payers and tax authorities in the process of conducting tax control, without excessive interference of tax authorities in the activities of tax payers, including sending endless requests for explanations and documents.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

УДК 336.025

Г.П. Комарова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

О.В. Змановская

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Г.М. Касаткина

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

АННОТАЦИЯ. В статье исследованы вопросы, связанные с внесением изменений, в Налоговый кодекс Российской Федерации. Поправки направлены на совершенствование налогового администрирования, включая контроль. Особое внимание уделяется камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций и расчетов. Рассмотрено расширение прав налоговых органов по контролю и обязанностей налогоплательщиков по заполнению налоговых деклараций и ведению налогового учета, исправлению выявленных несоответствий и ошибок, по которым декларации и расчеты могут быть признанными непредставленными. Анализируется возможность проведения камеральных налоговых проверок на основании информации, имеющейся у налоговых органов и сокращении количества требований на предоставление дополнительной информации налогоплательщиками. Целью исследования является определения возможностей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в процессе проведения налогового контроля, без излишнего вмешательства налоговых органов в деятельность налогоплательщиков, включая направления бесконечных требований о предоставлении пояснений и документов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налоговый контроль, налоговая проверка, иное лицо, требование, пояснение, сообщение, налогоплательщик, непредставленная налоговая декларация, налоговый орган, прослеживаемые товары.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 31 мая 2021 г.; дата принятия к печати 21 июня 2021 г.; дата онлайн-размещения 13 июля 2021 г.

G.P. Komarova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

O.V. Zmanovskaya

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

G.M. Kasatkina

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

TAX INNOVATIONS AND THEIR IMPACT ON TAXPAYERS

ABSTRACT. The article examined the issues related to the introduction of amendments to the Tax Code of the Russian Federation. The amendments improve tax administration, including control. The research examined in-house tax audits of tax returns and calculations. We studied the expansion of the rights of tax authorities to control and the obligations of taxpayers to fill out tax returns and maintain tax re© Комарова Г.П., Змановская О.В., Касаткина Г.М, 2021

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

cords as well as to correct identified inconsistencies and errors for which declarations and calculations may be recognized as unreported. We also analyzed the possibility to conduct in-house tax audits based on the information available to tax authorities and reduce the number of requirements for additional information from taxpayers. The purpose of the study was to determine the possibilities of interaction between tax payers and tax authorities in the process of conducting tax control, without excessive interference of tax authorities in the activities of tax payers, including sending endless requests for explanations and documents.

KEYWORDS. Tax control, tax audit, third person, request, explanation, message, taxpayer, not submitted tax return, tax authority, traceable goods.

ARTICLE INFO. Received May 31, 2021; accepted June 21, 2021; available online July 13, 2021.

Реформирование налоговой системы в Российской Федерации предъявило особые требования к совершенствованию деятельности налоговых органов, внедрению приоритетных стандартов предоставления государственных услуг, административных регламентов, созданию эффективно работающего механизма разрешения налоговых споров между плательщиками налогов, сборов, страховых взносов и государством за счет совершенствования административных процедур и сокращения издержек налогообложения [1, с. 50]. Для выполнения данных требований в Налоговый кодекс РФ ежегодно вносятся изменения и дополнения и 2020 г. не был исключением. История становления и развития финансового и налогового механизма подробно рассмотрены В.А. Бубновым, В.И. Самарухой [2, с. 1; 3, с. 108].

A.П. Киреенко отметила, «что издержки налогообложения возникают в результате взаимодействия налоговой системы и предпринимательской среды, а в таких условиях функционирование налоговой системы обеспечивается за счет двух видов издержек: издержек налогового администрирования и издержек налогового согласования. При этом издержки налогового администрирования — это расходы государства на взимание налогов, а издержки налогового согласования — это дополнительные затраты, которые несут налогоплательщики в связи с уплатой налогов и исполнений требований налогового законодательства» [4, с. 23]. В принимаемых законодательных актах по налогам и сборам основное внимание уделяется сокращению издержек государства и в результате, как правило, увеличению издержек налогоплательщиков по выполнению обязанностей по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и страховых взносов в бюджетную систему России и отдельных регионов. При этом возрастает соблазн уйти в теневую экономику, борьбу с которой вынуждено усилить государство [5. с. 592]

B.И. Самаруха еще в 2010 г. писал, что «реализация основной цели социально-экономической политики государства и региона, состоящей в обеспечении повышения уровня жизни и благосостояния населения, предполагает финансовую самостоятельность и заинтересованность региональных органов власти в развитии муниципальной экономики и увеличении налогового потенциала муниципальных образований [6, с. 65].

В Российскую Федерацию входит 85 субъектов, имеющих определенные государственные полномочия в области реализации политики по обеспечению экономического роста и социального развития, повышения благосостояния населения и уровня его жизни. За 2020 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили 36 196 млрд р., из которых 28 212,9 млрд р. или 77,9 % мобилизованы налоговыми органами России. Поступлений налогов в отдельных субъектах РФ напрямую влияет на доходы бюджетной системы страны. На рисунке приведена динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области.

Налоговые доходы Q Дефицит (профицит) —#— Доля налоговых доходов

бюджета бюджета в общих доходах бюджета

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Иркутской области

Составлен по данным: Бюджет и отчетность / Министерство финансов Иркутской области. Иркутск, 2021. URL: https://irkobl.ru/sites/gfu/activity/budget/index.php?SECTION_ID=2253.

Пандемия нанесла экономике Иркутской области значительный ущерб, в связи с чем налоговые доходы консолидированного бюджета снизились на 3,26 % в 2020 г. по сравнению с 2019 г.

Цели социально-экономической политики с учетом достигнутого сформированы и в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. Для их реализации приняты федеральные законы, в том числе и федеральный закон от 29.09.2019 г. № 325-ФЭ, от 23.11.2020 г. № 374-ФЭ и др., в соответствии с которыми скорректированы положения части первой НК РФ, части второй по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, страховым взносам, налогу на имущество организаций, транспортному, земельному налогам и др. В закон № 374-ФЭ, до его вступления в силу, внесены изменения и дополнения законом от 29.12.2020 г. № 470-ФЗ. Основные положения принятых законов направлены на совершенствование налогового администрирования, включая совершенствование налогового контроля, что приводит как правило к установлению дополнительных обязанностей для налогоплательщиков юридических и физических лиц.

В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов России. Основное внимание уделяется комплексному анализу налоговых деклараций и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска, разрабатывается система управления рисками «СУР», направленная на профилактику нарушений и повышение эффективности в деятельности налоговых органов, посредством проведения риск-ориентированных мероприятий внутреннего аудита с оценкой надежности систем внутреннего контроля. [7, с. 24]

Федеральной налоговой службой России применяется Концепция планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая критерии отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок1. Данная Концепция позволяет налогоплательщикам самостоятельно определять налоговые риски.

Из данных табл.1 следует, что количество камеральных и выездных налоговых проверок уменьшается. В 2018 г. выполнено камеральных налоговых проверок меньше, чем в 2019 г. на 1 352 974 единицы, а по сравнению с 2018 г. на 6 399 304 единицы. В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Количество налоговых деклараций и расчетов, предоставляемых в налоговые органы, сокращается в связи с отменой деклараций, например, по транспортному и земельному налогу, деклараций за отчетные периоды по налогу на имущество организаций, что привело к уменьшению количества камеральных налоговых проверок.

Таблица 1

Динамика налоговых проверок и их результатов, выполненных налоговыми органами РФ за 2018-2020гг.*

№ Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Количество камеральных налоговых проверок, ед. 67 889 990 62 843 660 61 490 686

2 Из них, результативных, ед. 3 529 832 2 447 878 2 383 741

3 Доля результативных камеральных налоговых проверок, % 5,20 3,90 3,88

4 Сумма доначислений, тыс. р. 55 132 481 37 804 520 52 481 228

5 В том числе налогов, тыс. р. 36 156 485 21 539 537 35 245 463

6 Сумма доначислений на 1 камеральную налоговую проверку, тыс. р. 0,812 0,601 0,853

7 Количество выездных налоговых проверок, ед. 13 753 9 069 5 915

8 Количество результативных выездных налоговых проверок, ед. 13 452 8 701 5652

9 Доля результативных проверок, % 97,74 96,17 95,54

10 Сумма доначислений, тыс. р. 313 353 616 298 106 346 194 082 676

11 В том числе в виде налогов 221 642 180 209 973 566 134 128 209

12. Сумма доначислений на 1выездную налоговую проверку, тыс. р. 22 784 32 871 32 812

* Составлена по данным отчетности формы № 2-НК ФНС России за 2018—2020гг. Данные по формам статистической налоговой отчетности // ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn38/related_ activities/statistics_and_analytics/forms.

1 Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок : Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 г.) // СПС «Консультант Плюс».

Доля результативных камеральных налоговых проверок также снизилась с 5,20 % от общего количества камеральных налоговых проверок в 2018 г. до 3,88 % в 2020 г.

Аналогичные результаты налоговых проверок по Сибирскому федеральному округу и по Иркутской области. Из табл. 2 следует, что результативность по Российской Федерации выше, чем по Сибирскому федеральному округу как по камеральным, так и по выездным налоговым проверкам. Так на одну выездную проверку в Российской Федерации сумма доначислений в среднем составляла в 2020 г. 32 811,9 тыс. р., а в Сибирском федеральном округе 23 556 тыс. р. Следует отметить, что количество выездных налоговых проверок в Сибирском федеральном округе уменьшилось, но при этом увеличилась сумма доначислений на одну выездную налоговую проверку.

В Иркутской области результативность налоговых проверок выше, чем по Сибирскому федеральному округу, но ниже, чем по Российской Федерации, табл. 2.

Таблица 2

Динамика налоговых проверок и их результатов, выполненных налоговыми органами по Сибирскому федеральному округу за 2018—2020гг.*

№ Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Количество камеральных налоговых проверок, ед. 7740 974 7 012 282 6 969 670

2 Из них, результативных, ед. 446 098 290 397 268 733

3 Доля результативных камеральных налоговых проверок, % 5,76 4,14 3,86

4 Сумма доначислений, тыс. р. 5 116 861 2 384 285 2 225 892

5 В том числе налогов, тыс. р. 3 623 067 1 341 181 1 252 695

6 Сумма доначислений на 1 камеральную налоговую проверку, тыс. р. 0,661 0,340 0,850

7 Количество выездных налоговых проверок, ед. 1 430 888 565

8 Количество результативных выездных налоговых проверок, ед. 1 399 860 546

9 Доля результативных проверок, % 97,83 96,85 96,64

10 Сумма доначислений, тыс.. р. 18 785 821 7 298 667 13 309 231

11 В том числе в виде налогов 13 272 909 5 275 749 9 154 660

12 Сумма доначислений на 1выездную налоговую проверку, тыс. р. 11 525 8 219 23 556

* Составлена по данным отчетности формы № 2-НК ФНС России за 2018-2020гг. Данные по формам статистической налоговой отчетности // ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn38/related_ activities/statistics_and_analytics/forms.

В Иркутской области результативность камеральных налоговых проверок выше, чем по Сибирскому федеральному округу, но ниже, чем по Российской Федерации, табл.3.

По выездным налоговым проверкам результативность в Иркутской области ниже, чем по Сибирскому федеральному округу (табл. 4).

Из табл. 4 следует, что уменьшение доначислений по выездным налоговым проверкам имеет место по основным налогам: налогу на прибыль организаций; налогу на добавленную стоимость.

К уменьшению количества налоговых проверок и сумм доначислений, включая налоги не означает ухудшение работы налоговых органов. Это в основном результаты предупреждения налоговыми органами наличия налоговых рисков у налогоплательщиков в ходе текущей контрольной работы.

Таблица 3

Динамика налоговых проверок в Иркутской области за 2018—2020гг.*

№ Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Количество камеральных налоговых проверок, ед. 1 080 062 980 159 980006

2 Из них, результативных, ед. 74 113 50 636 49 723

3 Доля результативных камеральных налоговых проверок, % 6,86 5,17 5,07

4 Сумма доначислений, тыс. р. 1 688 610 532 256 383 629

5 В том числе налогов, тыс. р. 1 421 513 368 251 228 926

6 Сумма доначислений на 1 камеральную налоговую проверку, тыс. р. 1,563 0,543 0,392

7 Количество выездных налоговых проверок, ед. 176 71 47

8 Количество результативных выездных налоговых проверок, ед. 176 71 46

9 Доля результативных проверок, % 100,0 100,0 97,87

10 Сумма доначислений, тыс. р. 2 713 863 903 131 998 406

11 В том числе в виде налогов 1 988 311 743 533 672 362

12 Сумма доначислений на 1выездную налоговую проверку, тыс. р. 15 420 12 720 21 243

* Составлена по данным отчетности формы N° 2-НК ФНС России за 2018-2020гг. Данные по формам статистической налоговой отчетности // ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn38/related_ activities/statistics_and_analytics/forms.

Таблица 4

Сумма доначислений по результатам проведенных ВНП в Иркутской области в разрезе отдельных налогов за 2018-2020 гг., тыс. р.*

Вид налога 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное изменение (+; —)

2019/2018 2020/2019

Налог на прибыль организации 1 044 077 243 086 380 062 -800 991 +136 976

НДФЛ 72 004 19 850 42 636 -52 154 +22 786

НДС 1 407 260 392 152 534 978 -1 015 108 +142 826

Налог на имущество организаций 164 320 11 918 77 166 -152 402 +65 248

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортный налог 77 94 65 +17 -29

Земельный налог 0 0 0 - --

УСН 17 360 17 847 9 398 +487 -8 449

* Составлена по данным отчетности формы N 2-НК ФНС России за 2018—2020гг. Данные по формам статистической налоговой отчетности // ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn38/related_ activities/statistics_and_analytics/forms.

Изменения в налоговом законодательстве приводит, как отмечено ранее, к расширению прав налоговых органов и увеличению обязанностей налогоплательщиков, связанных с предоставлением информации налоговым органам для текущего контроля за соблюдением законодательства [8, с. 458].

Так отмена с 2021 г. системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности привела к необходимости налогоплательщиков, применявших данный специальный налоговый режим, перейти на иные режимы налогообложения. Такой переход для многих увеличил налоговую нагрузку, и налогоплательщик обязан изменить систему учета и освоить

исчисление и составление налоговых деклараций по налогам, от уплаты которых он был освобожден при ЕНВД. Такой переход создает риски совершения ошибок.

Изменения второй части НК РФ по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам связаны с сокращением налоговой отчетности. Отменены декларации по налогу на имущество организаций за отчетные периоды, но с отчетности за 2020 г. в декларацию нужно включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое отражено в бухгалтерском учете организаций как основное средство. Связано это с тем, что с 2019 г. объектами налогообложения налогом на имущество организаций являются объекты недвижимого имущества и с целью контроля за полнотой отражения в декларациях объектов налогообложения ее дополнили информацией в отношении движимого имущества. Дополнение привело к изменению налоговой декларации и необходимости подавать расшифровку по требованию налогового органа по движимому имуществу. Определение объектов недвижимого имущества дано в ст. 130 и 131 ГК РФ2, но данное определение не дает исчерпывающего понятия объектов недвижимого имущества, что также может привести к рискам, связанным с не включением объектов имущества в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций.

Начиная с отчетности за 2020 г. отменены декларации юридических лиц по транспортному и земельному налогу, но обязанность самостоятельно начислять авансовые платежи за отчетные периоды и налоги за налоговый период осталась. Сроки уплаты данных налогов установлены НК РФ, то есть право субъектов РФ и муниципальных образований по установлению порядка и сроков уплаты налогов упразднено.

Обязанность проведения камеральной проверки полученного сообщения перешла от налогового органа к налогоплательщику-юридическому лицу. В п. 6 ст. 363 НК РФ «Налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах». Представленные пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом и результаты передаются налогоплательщику, если налогоплательщик прав, то ему направляется уточненное сообщение. Кроме того, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, то есть заявить право на льготу. До 2020 г. заявлять права на льготы у организаций не предусматривалось, данное заявление направляли в налоговый орган только физические лица.

Так с 1 июля 2021 г. вступает в силу пп. 4.1 и 4.2 ст. 80 НК РФ, в котором установлен перечень обстоятельств, при которых декларация или расчет по налогам, сборам и страховым взносам считаются непредставленными. К таким обстоятельствам относится подпись налоговых деклараций, расчетов неуполномоченным лицом или лицом, которое не вправе действовать без доверенности от имени отчи-

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : Федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ : (ред. от 09.03.2021 г.) // СПС «Консультант Плюс».

тывающегося лица (дисквалификация, отчетность подписана физлицом, которое уже умерло, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений о лице, которое вправе действовать от имени организации без доверенности, в ЕГРЮЛ есть запись

0 прекращении деятельности организации). Если при камеральной проверке будет установлено хоть одно из названых обстоятельств декларация или расчет считаются непредставленными и в течение 5 дней налогоплательщику направляется уведомление.

Камеральная проверка прекращается в день направления уведомления, при этом срок прекращения камеральной проверки не учитывается. Такое изменение вполне обосновано, но налогоплательщику не предоставляется время на внесение исправлений, а причины наличия ненадлежащей подписи должностного лица на декларации или расчете не всегда зависят от недобросовестности налогоплательщика. Несмотря на то, что исправление будет внесено в день получения уведомления от налогового органа, декларация, расчет в любом случае будут представлены с нарушением установленных сроков и налогоплательщика привлекут к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, а должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ.

Непредставленной с 1 июля 2021 г. будет и декларация по НДС в случаях, установленных пп. 5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ, а именно при обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, о чем налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, будет направлено уведомление. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям. Перечень контрольных соотношений утверждается ФНС России. Налогоплательщику предоставляется пять дней для внесения исправлений или дачи пояснений, если несоответствие обусловлено объективными причинами (разное отражение операций в налоговом и бухгалтерском учете или по разным налогам).

Следует отметить и то, что с 2020 г. были расширены права налоговых органов по истребованию документов у контрагентов, ст. 93.1 НК РФ дополнена п. 2.1, дающим право должностному лицу налогового органа, принявшего предусмотренное ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки, размер которой превышает

1 млн р., в отношении организации или индивидуального предпринимателя, при условии, что такое решение не исполнено (Федеральный закон от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ). Перечень документов (информации), которые можно истребовать у иных лиц утвержден приказом ФНС России от 10.02.2020 г. № ЕД-7-8/85. Данный перечень включает договоры купли-продажи, поставки, дарения, подряда, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, договоры аренды, перевозки, хранения, займа (кредита), поручения, свидетельства о регистрации на исключительное право и др. большинство из перечисленных документов у иных лиц отсутствуют, но они обязаны уведомить об этом налоговый орган. Возникает вопрос, зачем истребовать документы, если такая информация у налоговых органов есть и как контрагент может знать об объектах собственности других лиц, даже если этот контрагент является покупателем, подрядчиком или поставщиком, заказчиком.

При постоянном направлении требований контрагенту на предоставление документов (более 50 требований за календарный год) по налогоплательщику, налоговый орган не рассматривает таких последствий как прекращение взаимоотношений с организацией, индивидуальным предпринимателем. Это может привести к нанесению вреда репутации налогоплательщика и нежеланию с ним

работать, что приведет к ухудшению его финансового состояния и, соответственно, возможности уплачивать налоги и сборы. Особенно такая практика распространена в небольших городах, где основными налогоплательщиками являются 3—4 организации малого и среднего бизнеса. Соответственно, работа налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и страховых взносов в данных городов направлена на деятельность этих 3—4 организаций.

С 1 июля 2021 г. вступает в силу новшество по НДС, связанное с введением на территории РФ системы прослеживаемости товаров. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные, должны выставляться только в электронном виде. Кроме того, электронные счета-фактуры выставляются всем покупателям, не зависимо от того, является покупатель плательщиком НДС или нет, при этом установлены некоторые исключения п. 1.1 ст. 168 НК РФ:

— реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;

— реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, самозанятым физическим лицам;

— реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на экспорт (реэкспорт);

— реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС.

Дополнительно устанавливается обязанность в счетах-фактурах, выписываемых при получении авансовых платежей под последующую поставку товаров, указывать реквизиты, позволяющие идентифицировать документ о выполнении условий по авансовому платежу. В счетах-фактурах на отгрузку товаров, подлежащих прослеживаемости, должен быть указан порядковый номер записи отгруженных товаров, вместо номера таможенной декларации будет указываться регистрационный номер декларации на товары, страной происхождения которых не являются государства — члены ЕАЭС. Новые реквизиты счетов-фактур включают регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, единицу измерения товара, используемую для контроля за прослеживаемостью и количество прослеживаемого товара. Соответствующие изменения внесены и в реквизиты корректировочного счета-фактуры.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, был установлен Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 г. № 807. Этим же Постановлением устанавливалось проведение эксперимента на территории РФ по прослеживаемо-сти товаров с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. Под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с применением информационной системы. Участие в эксперименте было добровольное, но с 1 июля 2021 г. система просле-живаемости товаров вводится законодательно и становится обязательной.

Введение системы контроля за прослеживаемыми товарами привело к установлению дополнительных обязанностей для плательщиков НДС, осуществляющих операции с данными товарами, включая обеспечение сбора информации и введения электронного документооборота и подаче документов в налоговый орган с декларацией по НДС. То есть налогоплательщик обязан обеспечить возможность проведения контроля за движением товаров, подлежащих прослеживаемости, налоговым органам, возникают новые риски совершения ошибок по оформлению движения товаров, подлежащих прослеживаемости.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ, налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Вместе с тем, контрольная деятельность налоговых органов должна быть обеспечена информационно и эту информацию в основном предоставляют плательщики налогов, сборов и страховых взносов. Совершенствование системы государственного налогового контроля приводит к необходимости увеличения объема получаемой информации и соответственно, увеличению обязанностей налогоплательщиков юридических и физических лиц по предоставлению данной информации, в том числе и по требованиям налоговых органов. В Налоговом кодексе РФ не установлено ограничение по количеству требований на предоставление документов, и по количеству документов, предоставляемых по данным требованиям, что создает возможность должностным лицам налоговых органов пользоваться данным правом без всяких ограничений и ставит в неравные условия налогоплательщиков, создавая реальную угрозу их деловой репутации. Налоговые органы должны не только контролировать налогоплательщиков, но и создавать им условия для дальнейшего развития, то есть в своей контрольной работе должны анализировать последствия своих требований.

Список использованной литературы

1. Шестакова Н.Н. Проблемы эффективности выездных налоговых проверок / Н.Н. Ше-стакова, М.Е. Елисеев // Евразийский Союз Ученых. — 2018 — № 4 (49). — С. 49-52.

2. Бубнов В.А. Финансы как экономическая категория в современной экономике / В.А. Бубнов // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 1 — URL: http:// brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18726.

3. Самаруха В.И. Развитие финансового и налогового механизмов в Советской России и СССР / В.И. Самаруха, А.В. Самаруха, И.В. Самаруха. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(1).100-112 // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 1. — С. 100-112.

4. Киреенко А.П. Издержки налогообложения в Российской Федерации / А.П. Киреен-ко, С.С. Быков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 190 с.

5. Быков С.С. Уголовно-правовая реакция на проявления теневой экономики: границы, характер и направления совершенствования // С.С. Быков, А.П. Киреенко, Е.Н. Невзорова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9, № 3. — С. 591-607.

6. Самаруха В.И. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности региона / В.И. Самаруха, В.Ю. Буров. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010 — 243 с.

7. Орлова Е.Н. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и формы проявления / Е.Н. Орлова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2 (94). — С. 22-31.

8. Тютин Д.В. Налоговое право : курс лекций / Д.В. Тютин. — Москва : Изд-во РГУП, 2020. — 1088 с.

Информация об авторах

Комарова Галина Петровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Змановская Ольга Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Касаткина Галина Максимовна — старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Authors

Galina P. Komarova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: komarova51@ mail.ru.

Olga V. Zmanovskaya — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Galina M. Kasatkina — Senior Lecturer, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Для цитирования

Комарова Г.П. Налоговые новации и их влияние на обязанности налогоплательщиков / Г.П. Комарова, О.В. Змановская, Г.М. Касаткина. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(2).7 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 2.

For Citation

Komarova G.P., Zmanovskaya O.V., Kasatkina G.M. Tax Innovations and Their Impact on Taxpayers. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).7. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.