УДК 336.22
Е. Ю. Соколова, Е. М. Ануфриева
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ МЕТОДОВ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность исследования совершенствования налогового администрирования обусловлена неэффективностью многих мер, применяемых в области налогового контроля, приводящих к неуплате налогоплательщиками законодательно установленных налогов и сборов. Целью данного исследования является дополнение практических направлений развития совершенствования налогового администрирования в связи с необходимостью увеличения налоговой нагрузки и пресечения мер, направленных на уклонение от уплаты налогов и сборов.
Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа данных ФНС РФ в области налогообложения: сумм налогов и сборов, перечисленных в бюджет РФ, количестве проводимых камеральных и выездных налоговых проверок и их эффективности, а также посредством анализа российской практики применения путей совершенствования налогового администрирования. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа, которые позволяют определить эффективность тех или иных мероприятий налогового контроля, что в свою очередь позволит спрогнозировать вариантные пути развития налогового администрирования.
Результаты. Исследованы данные в области собираемости налогов и сборов за 9 месяцев 2014 г. На основании этих данных приведены меры, которые в будущем позволят увеличить эффективность мероприятий налогового контроля, а следовательно, и увеличить денежный поток, формируемый за счет налоговых платежей.
Выводы. Научные результаты позволят довести до конкретных организационных и методических разработок и практических рекомендаций, имеющих важное значение для решения задачи создания в РФ результативной и эффективной системы налогового администрирования. Разработанные в результате исследования теоретические положения и практические рекомендации могут использоваться при разработке законодательных и нормативных актов, а также непосредственно в контрольной деятельности налоговых органов.
Ключевые слова: налог, налоговое администрирование, налоговый контроль, совершенствование.
E. Yu. Sokolova, E. M. Anufrieva
IMPROVEMENT OF TAX ADMINISTRATION AS AN IMPORTANT ASPECT OF IDENTIFICATION AND SUPPRESSION OF METHODS OF TAXES-AND-DUTIES EVASION
Abstract.
Background. Relevance of the research in improvement of tax administration is caused by the inefficiency of many measures applied in the field of tax control, leading to nonpayment of legislatively established taxes and fees by taxpayers. The re-
search objective is to supplement the practical directions of development of tax administration improvement due to the need for the tax burden increase and suppression of measures directed on taxes-and-duties evasion.
Materials and methods. Realization of the research objective was achieved by means of the analysis of data of the FTS of the Russian Federation in the field of taxation: the sums of taxes and fees transferred into the budget the Russian Federation, number of carried-out cameral and field tax audits and efficiency thereof and also by means of the analysis of the Russian practice of application of ways of tax administration improvement. The methodological potential included the methods of comparative and legal analysis which allow to define efficiency of various actions of tax control that in turn will allow to predict alternative ways of tax administration development.
Results. The authors investigated the data in the field of taxes and fees collection during 9 months of 2014. On the basis of these data the researchers described the measures which in the future will allow to increase efficiency of tax control and consequently, to increase the cash flow formed on the basis of tax payments.
Conclusions. The research results will allow to achieve the concrete organizational and methodical developments and practical recommendations which are important for the solution of the problem of creation of a productive and effective system of tax administration in the Russian Federation. The theoretical provisions and practical recommendations, developed as a result of the research, can be used in development of legislative and normative acts, and also directly in control activity of tax authorities.
Key words: tax, tax administration, tax control, improvement.
В современном развитом и цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].
В настоящее время наблюдается быстрый процесс реформирования системы налогообложения, сопровождающийся постоянным внесением огромного количества изменений и дополнений в налоговое законодательство, которые приводят к противоречиям частных общественных интересов: с одной стороны, общество в лице органов государственной власти, как правило, недовольное недостаточным поступлением налоговых платежей, что не позволяет в полной мере проводить функции по наполнению бюджета и регулированию экономических взаимоотношений; с другой стороны, граждане и организации, склонные к критике непосильного налогового бремени. В результате государство пытается увеличивать налоговое бремя для податного состава, что с неизбежностью усиливает стремление налогоплательщиков и плательщиков сборов уклоняться от налогов и сборов, что в свою очередь приводит к ужесточению налогового режима [2].
На сегодняшний момент проблема исполнения налогоплательщиками своей конституционной обязанности по уплате налогов и сборов стоит в РФ крайне остро: все еще велико число тех, для кого эта обязанность является необязательной. Известно более трехсот способов уклонения от уплаты кон-
кретных налогов; существуют и универсальные методы уклонения от уплаты сразу всех налогов и сборов [3].
По данным ФНС РФ по состоянию на 1 сентября 2014 г. поступило в бюджет 625 206 120 тыс. руб. [8]. Поступления в счет погашения недоимки, штрафов, пеней составили 287 757 тыс. руб. По состоянию на 1 октября 2014 г. задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ составила:
- возможная к взысканию - 735 015 978 тыс. руб.
- невозможная к взысканию налоговыми органами - 6 323 111 тыс. руб.
Следовательно, задолженность перед бюджетом за 9 месяцев 2014 г.
составила 117,5 % исходя из суммы налоговых поступлений.
Рассматривая такие методы налогового контроля, как выездные и камеральные налоговые проверки, по состоянию на 1 октября 2014 г. наблюдается следующая тенденция: выполнено 25 655 119 камеральных проверок, из них только в 1 254 100 случаях выявлены нарушения законодательства, в соответствии с которыми доначислено в бюджет 46 476 241 тыс. рублей, т.е. эффективность таких проверок равна 4,888303 %; выполнено 27 340 выездных налоговых проверок, из них выявлено нарушений в 27 026 случаях, т.е. эффективность таких проверок равна 98,8515 %.
По данным ФНС РФ можно сделать вывод о недостаточно высоком уровне налогового администрирования, а следовательно, о низкоэффективных мероприятиях налогового контроля, среди которых, например, выделяют камеральные налоговые проверки.
Необходимо совершенствовать налоговое администрирование с целью выявления и пресечения методов уклонения от уплаты налогов и сборов [5].
Среди таких мер следует:
- осуществить предоставление сведений от банков о наличии счетов, остатках денежных средств по счетам, вкладах по ним в налоговые органы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП), при наличии разрешения со стороны руководителя вышестоящего налогового органа при проведении налоговых проверок либо истребовании документов на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ [1].
Данная мера поможет выявлять и пресекать случаи уклонения физических лиц от уплаты тех или иных налогов путем перераспределения финансовых потоков между физическим лицом и конечным покупателем необоснованной налоговой выгоды.
В настоящее время налоговые органы не имеют права получать от банков такие сведения;
- осуществить совершенствование процедуры выполнения камеральной налоговой проверки (КНП) по налоговым декларациям по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость (НДС), в которых установлены убытки, а также по уточненным налоговым декларациям, в которых установлены суммы налогов в размерах, меньших по ранее заявленным налоговым декларациям. С этими целями рекомендуется предоставлять налоговым органам право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность внесенных в налоговые декларации (расчеты) счета-фактуры и первичные документы данных [6];
- в реалиях настоящего времени в связи с бурным развитием электронного документооборота, межведомственного информационного взаимодействия между налоговыми органами и иными государственными структурами необходимо оперативно и своевременно вносить изменения в часть первую НК РФ в целях дальнейшего совершенствования налогового администрирования;
- необходимо законодательно регламентировать такие моменты, как:
• уточнение положений НК РФ об учете в налоговых органах организаций - ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков и управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов;
• увеличение до 45 дней срока подачи возражений по актам выездной налоговой проверки;
• уточнение обязанностей государственных органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, сообщать в налоговые органы соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц;
• уточнение обязанностей органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах [1].
В настоящее время статьи НК РФ противоречат друг другу. Внесены изменения в главу 28 «Транспортный налог» (ФЗ от 23.07.2013 № 248-ФЗ.) Налогового Кодекса РФ. В пп. 4, 5 ст. 362 НК РФ исключена норма об обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Аналогичная норма осталась в п. 4 ст. 85 НК РФ: органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года;
• уточнение информации по срокам постановки на учет в налоговом органе, а именно: о санкциях за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.
Сведения, содержащиеся в НК РФ, и сведения, содержащиеся в КОАП РФ, различны [7].
Согласно действующему законодательству земельный налог и налог на имущество физических лиц в отношении налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах налогообложения, представляемых соответствующим регистрирующим органом в порядке, установленном ст. 85 НК РФ [1].
В ряде случаев необходимые для налогообложения сведения отсутствуют в базе данных соответствующего регистрирующего органа или недо-
статочны для исчисления налогов. Кроме этого, существуют случаи представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, что приводит к увеличению количества перерасчетов и направления повторных налоговых уведомлений.
В целях совершенствования налогового администрирования необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании взаимодействия налоговых органов с регистрирующими органами либо необходимо налаживать процесс самоинформирования, т.е. предоставление сведений о находящихся в собственности транспортных средств или объектах недвижимого имущества в налоговые органы от самих налогоплательщиков.
Данные меры помогут усовершенствовать работу налоговых органов, увеличить налоговые поступления в бюджет РФ, не затрагивая при этом интересы добросовестных налогоплательщиков, т.е. не увеличивая налоговую нагрузку. Совершенствование налогового администрирование должно быть направлено в первую очередь на борьбу с недобросовестными налогоплательщиками, которые уклоняются от уплаты налогов и сборов, тем самым снижая возможности федерального уровня и уровня субъектов РФ в развитии и совершенствовании по таким отраслям, как здравоохранение, образование, дорожный фонд, инновации и многое другое.
Достижение результатов осуществимо только при реализации всеобъемлющей и сбалансированной программы реформирования, которая будет затрагивать все элементы существующей системы.
Изменение различных областей налогового администрирования в значительной степени устранит причины, порождающие коррупцию, и процедуры, создающие условия для нарушения профессиональной этики.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 28.06.2014).
2. Ануфриева, Е. М. Критерии оценки рисков для отбора налогоплательщиков на выездную проверку / Е. М. Ануфриева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2008. - № 4. - С. 71-74.
3. Дуброва, М. Особенности функционирования налогового контроля в системе государственного финансового контроля / М. Дуброва // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1, Ч. 2. - С. 559-562.
4. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]. - URL: www.nalog.ru
5. Аристархова, М. К. Совершенствование управления реализацией налоговых проверок / М. К. Аристархова, А. Н. Воронина // Экономика региона. - 2011. -№ 3 (27). - С. 147-155.
6. Горлов, В. В. Налоговый контроль в Российской Федерации: формы и направления совершенствования / В. В. Горлов // Все о налогах. - 2011. - № 4. - С. 3-8.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (в ред. от 28.06.2014).
References
1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 №146-FZ (v red. ot 28.06.2014) [Internal revenue code of the Russian Federation (part 1) from 31.07.1998 № 146 FZ (edition from 28.06.2014)].
2. Anufrieva E. M. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov State Socioeconomic University]. 2008, no. 4, pp. 71-74.
3. Dubrova M. RISK: resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya [RISC: resources, information, supply, competition]. 2011, no. 1, part 2, pp. 559-562.
4. Federal'naya nalogovaya sluzhba RF [Federal Tax Service of the Russian Federation]. Available at: www.nalog.ru
5. Aristarkhova M. K., Voronina A. N. Ekonomika regiona [Regional economy]. 2011, no. 3 (27), pp. 147-155.
6. Gorlov V. V. Vse o nalogakh [Everything on taxes]. 2011, no. 4, pp. 3-8.
7. Arbitrazhnyy protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 24.07.2002 №95-FZ (v red. ot 28.06.2014) [Code of arbitration procedure of the Russian Federation from 24.07.2002 №95 FZ (edition from 28.06.2014)].
Соколова Елена Юрьевна студент, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Ануфриева Елена Михайловна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Sokolova Elena Yur'evna Student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Anufrieva Elena Mikhaylovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 336.22 Соколова, Е. Ю.
Совершенствование налогового администрирования как важный аспект выявления и пресечения методов уклонения от уплаты налогов и сборов / Е. Ю. Соколова, Е. М. Ануфриева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2014. - № 1. - С. 75-80.