РОЛЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Р.Г. Ташматова, старший преподаватель Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10452
Аннотация. В статье рассматриваются содержание и сущность бюджетно-налоговой политики страны, также речь идёт о мероприятиях, направленных на повышение её эффективности, где в качестве одного из основных направлений совершенствования рассматривается роль бюджетно-налогового администрирования, его основные цели и задачи. Также в данной статье освещаются основные приоритеты в сфере администрирования налогов и расходов бюджета для достижения положительных результатов путём эффективного применения инструментов бюджетно-налогового администрирования.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, бюджетно-налоговое администрирование, бюджет, бюджетная система, доходы бюджета, налоги, расходы бюджета, налоговая служба.
Государство каждой страны определяет приоритетные направления и выделяет основные задачи совершенствования бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговое администрирование стало реальным инструментом реализации бюджетной и налоговой политики. Оно способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики.
В рамках бюджетно-налоговой политики государством определяются источники формирования и приоритетные направления расходов Государственного бюджета, источники финансирования бюджетного дефицита, допустимые пределы разбалан-сированности бюджета, принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы и др. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции.
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Государственный бюджет формируется на основе налогообложения. Сложности формирования госбюджета заключаются в том, что он определяется за год до фактического использования, поэтому любой сбалансированный бюджет может быть нарушен в связи с возникновением непредсказуемых ситуаций. Доходная часть Государственного бюджета формируется за счёт налоговых и неналоговых доходов.
В системе приоритетов бюджетно-налоговой политики все более существенное значение приобретает эффективность администрирования бюджетных доходов как функции государства и его институтов власти и управления. Между тем не только проблема эффективности администрирования, но и само содержание этой категории еще недостаточно определены ни в финансовой теории, ни в финансово-налоговом законодательстве. Устранение этих пробелов необходимо как для формирования нормативно-инструментальной системы администрирования, так и для практики, в которой участвует большая совокупность субъектов администрирования, наделенных теми или иными полномочиями.
Эффективность налогового администрирования характеризуется качеством, объективностью и обременительностью
администрирования. Расшифровка содержания этих характеристик необходима для раскрытия сущности эффективности совершенствования механизма управления администрированием бюджетных доходов. Бюджетно-налоговое администрирование следует рассматривать как одно из направлений повышения эффективности бюджетно-налоговой политики и способ формирования финансовых ресурсов государства. Само понятие "бюджетно-налоговое администрирование" вводится нами впервые. Обычно используется другое понятие - "налоговое администрирование", т. е. деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства организациями и физическими лицами. Целью налогового администрирования является наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налоговых органов.
Бюджетно-налоговое администрирование является более широким и системно более многообразными понятием, чем налоговое администрирование. Во-первых, бюджетно-налоговое администрирование отражает взаимодействие категории налогов и категории бюджета (бюджетной системы); во-вторых, указанное понятие расширяет сферу администрирования на всю доходную часть бюджетов, как федерального, так и территориальных; в-третьих, бюджетно-налоговое администрирование расширяет и конкретизирует целевую функцию, поскольку отражает не только задачу эффективного функционирования налоговых органов, но и эффективное функционирование всего механизма формирования бюджетно-налогового потенциала государства; в-четвертых, в понятии "бюджетно-налоговое администрирование" более содержательно раскрывается социальная направленность государственного администрирования доходов, поскольку налоги и доходы администриру-ются с целью формирования бюджета государства как социально-политического и экономического института гражданского общества, выражающего его интересы в их концентрированном, общем содержании.
Финансово-экономическое содержание бюджетно-налогового администрирования является исходной основой раскрытия приоритетов и соответственно принципов бюджетно-налогового администрирования.
На сегодняшний день нормативно-правовое включение бюджетных учреждений в систему администраторов бюджетных доходов и расходов имеет важное значение. Некоторые из этих учреждений являются наиболее значимыми бюджетными учреждениями науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации, поэтому они обладают полномочиями главных администраторов и имеют в своем ведении просто администраторов доходов бюджета. Такие наиболее значимые учреждения относятся к главным администраторам доходов бюджетов и главным распорядителям бюджетных средств, а основная сеть бюджетных учреждений - к администраторам доходов бюджетов. Бюджетные учреждения являются одновременно администраторами доходов и распорядителями расходов бюджетных средств. Получение бюджетными учреждениями статуса администраторов бюджетных доходов имеет большое значение, поскольку в рыночных условиях большинство бюджетных учреждений науки, культуры, образования и здравоохранения имеют доходы от внебюджетной деятельности за счет предоставления платных услуг, по договорам от сдачи государственного и местного имущества в аренду.
В связи с этим на бюджетные учреждения, включая большую сеть местных учреждений, возлагается ответственность за администрирование этих доходов и их использование в соответствии с бюджетным законодательством. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться центральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях.
В некоторых учреждениях отраслей социальной сферы (образование, наука, детские учреждения) внебюджетные источники обеспечивают до 80% расходов бюд-
жетных учреждений, что указывает на значимость администрирования этого вида доходов бюджетной системы. В целях повышения эффективности бюджетно-налогового администрирования доходов бюджетных учреждений от предпринимательской и иной внебюджетной деятельности необходимо усилить методическое обеспечение деятельности бюджетных учреждений как администраторов доходов, определить их контрольные функции и ответственность, что вызывает необходимость внесения соответствующих поправок в бюджетное и налоговое законодательство.
Эффективность администрирования доходов бюджетной системы зависит от необходимости взаимодействия всех органов и участников бюджетного процесса - налоговых инспекций, таможенных органов, судов, прокуратуры. Это способствует обсуждению предложения о выделении из системы общего арбитража гражданских дел специальной судебной системы, в ведении которой находились бы только дела о налоговых спорах и нарушениях налогового законодательства.
Повышение эффективности администрирования бюджетных доходов осуществляется как в масштабе системы администраторов доходов, так и в локальном аспекте, на уровне отдельных налоговых инспекций, органов власти субъектов страны, местных хокимиятов, бюджетных учреждений.
Ведущим институтом, разрабатывающим и применяющим новации администрирования налоговых бюджетных доходов, является налоговая служба. Она является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством страны, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Современными направлениями совершенствования администрирования бюджетных доходов, являются:
- переход от проведения налогового контроля к концепции управления рисками, а именно выявления как видов деятельности, так и налогоплательщиков, которые могут стать категориями повышенного риска совершения налоговых правонарушений;
- создание мощного информационно-аналитического аппарата налоговых органов (информационные ресурсы, аналитическое, методическое и программное обеспечение и организационные структуры), способного исследовать и анализировать различные виды информации, поступающей в налоговые органы с минимальным привлечением налогоплательщиков к проведению налоговых процедур, обеспечивать формирование сигнальной информации и реализовывать процедуры поддержки принятия решений;
- совершенствование функций прогнозирования вероятностной налоговой базы определенных налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов на основе интегрированных информационных ресурсов комплексных налоговых сведений;
- мониторинг деятельности и налоговых обязательств крупнейших и основных налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий, на основе формализованных результатов автоматизированного налогового контроля и системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы и включающих проверку как головных субъектов, так и вертикально интегрированных групп;
- исполнение требований законодательства о налогах и сборах в части реализации функций камеральных и выездных налоговых проверок, реализация мероприятий, обеспечивающих функционирование камерального и выездного контроля (организационно-методических, информационных, программно-технических);
- стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к использованию бесконтактных способов представле-
ния документов для государственной регистрации с исключением в дальнейшем возможности непосредственного представления документов для государственной регистрации. Это позволит свести к минимуму непосредственные контакты с заявителями, оптимизировать работу регистрирующих подразделений налоговых органов, а также увеличить количество сотрудников налоговых органов, занимающихся анализом представленных документов для государственной регистрации, проведением контрольных мероприятий, как на этапе государственной регистрации, так и после осуществления регистрационных процедур;
- повышение налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами, в том числе налогоплательщикам.
Решение задач повышения собираемости налогов обеспечивается как регулированием налоговой системы, так и администрированием налоговых отношений. Регулятивная детальность финансовых органов при решении задачи повышения собираемости налогов будет направлена на ликвидацию пробелов, создающих возможности ухода от налогообложения, снижение рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства, четкое разграничение правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов, сближение систем налогового и бухгалтерского учета, сближение налоговой базы, указанной в декларациях налогоплательщиков, с налоговой базой, рассчитанной по уровню экономической активности, упрощение процедуры государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.
Другим актуальным направлением повышения эффективности администрирования бюджетных доходов, которое находится под контролем финансовых органов и подведомственных ему служб, является обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки. Это решается стабильностью налогового законодательства, предсказуемостью и открытостью подго-
товки предложений по его совершенствованию, участием финансовых органов в подготовке проектов законов и нормативных актов правительства по вопросам налоговой политики и налогового администрирования, координацией деятельности ведомств и служб экономического блока, анализом и прогнозированием налоговой нагрузки на функционирование отраслей экономики. При этом необходимо снижать издержки, связанные с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки налогового законодательства. Налоговое администрирование не должно являться барьером для развития предпринимательской деятельности. Конечным результатом решения данной задачи должно стать увеличение доли налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов. В данном случае регулятивная и административная деятельность финансовых органов и налоговой службы ориентирована непосредственно на экономические субъекты.
В качестве вывода можно сказать следующее, значительную роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, посредством которого происходит обеспечение реализации программы социально-экономического развития и бюджетно-налоговой политики республики. В этой связи исследование проблемы бюджетно-налогового администрирования позволяет раскрыть многие сложные и специфические аспекты деятельности налоговых и финансовых органов, государственных и ведомственных структур, законодательных и исполнительных органов власти субъектов, органов местного самоуправления. В современных условиях цель налоговой политики заключается в формировании налоговой системы, которая обеспечивала бы органы государственного власти и управления достаточными денежными ресурсами для выполнения ими своих функций и задач, была бы необременительной для юридических и физических лиц и стимулировала бы развитие экономики и социальной сферы. В данном контексте основными показателями эффективного налогового администрирования являются качество, объективность
роны и безопасности, развития национальной экономики, социальные функции и имеет важное значение в повышении эффективности бюджетно-налоговой политики страны.
и обременительность администрирования. Таким образом, бюджетно-налоговое администрирование обеспечивает ресурсами реализацию всего комплекса функций государства, включая функции государственного управления и регулирования, обо-
Библиографический список
1. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Поляка Г. Б. - М.: Волтерс Клувер, 2010. -С. 251.
2. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. Финансы: учебник. - СПб: Питер, 2009. - С. 59.
3. Финансы: учебник / Под ред.В.П. Литовченко. - 2-е изд., перераб. и испр. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2007. - С. 93.
THE ROLE OF FISCAL ADMINISTRATION IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF
FISCAL POLICY
R.G. Tashmatova, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. The article discusses the content and essence of the country's fiscal policy, and also deals with measures aimed at improving its efficiency, where the role of fiscal administration, its main goals and objectives is considered as one of the main areas of improvement. This article also highlights the main priorities in the administration of taxes and budget expenditures to achieve positive results through the effective use of fiscal administration tools.
Keywords: fiscal policy, fiscal administration, budget, budget system, budget revenues, budget expenditures, tax service.