Научная статья на тему 'Организация налогового администрирования и налоговый контроль: современное состояние и пути повышения эффективности'

Организация налогового администрирования и налоговый контроль: современное состояние и пути повышения эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АДМИНИСТРАТОРЫ / МОДЕЛЬ / АГРЕССИВНАЯ / ПАРТНЕРСКАЯ / ПРОБЛЕМЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Хайбат Магомедтагировна

Установлена необходимость системного подхода анализа практики налогового администрирования и налогового контроля. Дополнены показатели оценки эффективности работы территориальных налоговых органов. Проанализированы проблемы и дана оценка собираемости налогов на региональном уровне (по материалам УФНС РФ по Республике Дагестан). Выявлена необходимость усиления межведомственного взаимодействия налоговых администраторов с другими органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных мероприятий. Обоснован комплекс практических рекомендаций, направленный на выявление резервов роста налоговых доходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мусаева Хайбат Магомедтагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация налогового администрирования и налоговый контроль: современное состояние и пути повышения эффективности»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 68

Мусаева Хайбат Магомедтагировна, к.э.н., профессор г. Махачкала, Дагестанский государственный университет

Установлена необходимость системного подхода анализа практики налогового администрирования и налогового контроля. Дополнены показатели оценки эффективности работы территориальных налоговых органов. Проанализированы проблемы и дана оценка собираемости налогов на региональном уровне (по материалам УФНС РФ по Республике Дагестан). Выявлена необходимость усиления межведомственного взаимодействия налоговых администраторов с другими органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных мероприятий. Обоснован комплекс практических рекомендаций, направленный на выявление резервов роста налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, показатели, эффективность, администраторы, модель, агрессивная, партнерская, проблемы, совершенствование контроля

ORGANIZATION OF TAX ADMINISTRATION AND TAX CONTROL:

CURRENT STATE AND WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY Musaeva Haybat MagomedtagirovnaCandidate of Economic Sciences, professor Makhachkala, Dagestan State University

Summary: Need of a system approach of the analysis of tax control is established. Indicators of an assessment of overall performance of territorial tax authorities are added. Problems are analysed and the assessment of a collecting of taxes at regional level (on materials UFNS Russian Federation on the Republic Dagestan) is given. Need of strengthening of interdepartmental interaction of tax managers with other executive authorities in the course of implementation of control actions is revealed. The complex of practical recommendations directed on identification of reserves of growth of the tax income is reasonable. With a view of strengthening of control of violation of the tax legislation in the course of application of deductions on the VAT need of legislative establishment of an obligatory order of registration of subjects of economy in a place of their actual activity is given reason

Keywords:tax administration, taxcontrol, essence, definition, indicators, efficiency, managers, model, aggressive, partner, assessment, problems, improvement, interaction, execution control

68 Статья опубликована в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг.

Необходимой основой формирования налоговых доходов, своевременного и полного исполнения налогоплательщикам обязанностей по уплате налогов в бюджет является наличие эффективной системы налогового администрирования. Определяющий механизмналогового администрирования - налоговый контроль, реализуемый через систему организации форм и методов.

К анализу налогового администрирования и контроля необходимо подходить с системных позиций. Налоговое администрирование может существовать только как система. Составляющие этой системы взаимосвязаны, действуют подобно единому организму. Основными составными частями такой системы, обеспечивающими ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач, являются: нормативно-правовая база; органы, осуществляющие государственный налоговое администрирование и контроль; формы и методы организации налогового контроля.

В мировой практике существуют различные подходы к организации (организационные модели) системы налогового администрирования. Среди них можно выделить следующие модели: 1) по организации внутренней структуры - модель, ориентированная на вид налога; 2) функциональная модель - модель, ориентированная на вид налогоплательщика. По характеру взаимоотношений налоговой администрации с налогоплательщиками в мировой практике известны две основные модели: агрессивная (репрессивная) модель и партнерская (превентивная). Отечественная система налогового администрирования все еще тяготеет к агрессивной модели (что порождает негативное отношение субъектов экономики к фискальным органам и государству в целом). Однако, многие цивилизованные страны ориентируются на партнерскую модель. На современном этапе РФ необходима трансформация налогового администрирования в партнерскую модель взаимоотношений, которая основана на расширении возможностей для урегулирования споров и более открытого обмена информацией между налоговыми администрациями и налогоплательщиками. Налогоплательщики должны видеть в налоговых служащих не противников, а партнеров в налоговом процессе. Преобладание силового подхода в решении вопросов взаимоотношений налоговых администраций с налогоплательщиками объясняет содержательную скупость определения налогового контроля, сформулированного в НК РФ.

В связи с изложенным, как справедливо отмечает Д.А. Артеменко, изучение условий и институциональных возможностей согласования разнонаправленных интересов участников налоговых отношений является важной современной научной проблемой69 .

Уровень мобилизации налоговых доходов в решающей степени зависит от эффективности налогового контроля. В настоящее время центральным

69 Артеменко Д.А. Институт налогового консультирования в механизме налогового администрирования.// Финансы.2011.№1.-с.33.

аппаратом управления налоговыми органами для оценки качества и эффективности работы нижестоящих звеньев применяются как количественные, так и качественные показатели. Наш взгляд, целесообразно дополнить действующие показатели оценки эффективности территориальных налоговых органов, такими, как:

• уровень (коэффициент) добровольной уплаты налогов (в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей);

• удельный вес (коэффициент) налоговых споров, разрешенных в досудебном порядке путем заключения посредством заключения мирового соглашения в общем объеме налоговых споров;

• доля (коэффициент) результативных выездных проверок без судебных разбирательств, в общем объеме налоговых проверок;

• количество (снижение) жалоб налогоплательщиков.

Переход к партнерской модели взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками вовсе не означает необходимость ослабления налогового контроля и снижения налоговых обязательств субъектов экономики, в особенности в условиях нестабильности экономики. Безусловно, повышение эффективности налогового контроля невозможно без постоянного мониторинга и совершенствования ее составных частей.

Одним из актуальных на современном этапе проблем и факторов повышения эффективности организации налогового контроля является межведомственное взаимодействие налоговых органов с другими органами исполнительной власти. В настоящее время информация для исчисления налогов поступает в ФНС России из 15 министерств и ведомств, и от качества получаемых данных о налогоплательщиках, о транспортных средствах, об адресатах и т.д. зависит правильность формирования налоговых уведомлений. По данным ФНС РФ искажения и неточности в обмене информацией, дублирование данных составляет 85% жалоб от налогопла-

70

тельщиков и снижает эффективность работы налоговых органов .

В этой связи обеспечение корректного обмена информацией налоговых органов с другими исполнительными органами должно власти является из приоритетных задач и здесь необходим системный подход. Использование единой информационной базы, которая существует во многих развитых странах (например, в Германии, Норвегии, Франции), является важным условием повышения эффективности уровня их взаимодействия.

В США, к примеру, информация, интересующая службу внутренних доходов (СВД) для исчисления подоходного налога поступает из следующих источников: каждый налогоплательщик обязан ежегодно направлять в СВД декларацию установленной формы о своем совокупном доходе; одновременно все государственные учреждения банки, биржи, фирмы и т.д. в обязательном порядке представляют СВД подробные сведения о выпла-

70 Главной задачей ФНС России остается качество администрирования налогов. // Фи-нансы.2011.№3-с.23.

ченных тому или иному лицу денежных суммах в виде зарплаты, процентов на вклады, дивидендов, выигрышей и гонораров и т.д. Другим источником необходимых СВД сведений являются информационные кредитные бюро - частные фирмы, специализирующиеся на сборе и анализе данных, характеризующих финансовое положение частных лиц, создание которых было весьма актуально и в условиях РФ.

Массив, поступающих из указанных источников информаций, вводится в компьютерную учетную систему, обрабатывается и сопоставляется с данными, содержащимися в налоговых декларациях. Применение при обработке информации секретных, специальных математических моделей позволяет отбирать налоговые декларации с « повышенным потенциалом» для тщательной проверки. Результаты работы СВД свидетельствуют, что 90% плательщиков в США добросовестно и правильно платят налоги, тогда как в России по официальным данным различных структур укрываются от уплаты налогов от 20 до 40% потенциальных налогоплательщиков. Служба внутренних доходов в 2003 г. создала специальное подразделение (служба профессиональной ответственности) по взаимодействию с налоговыми консультантами, государственной регистрации их статуса, надзору за соблюдением установленных стандартов деятельности. Кроме того, в

71

США с 2009 г. начал функционировать Институт налоговой медиации .

В современных условиях в США, Великобритании и в странах ЕС сложился общенациональный информационный комплекс, в рамках которого осуществляется непрерывный мониторинг кредитно-финансового положения и денежных операций практически всех субъектов экономики (включая и российских граждан), на базе которых созданы крупнейший центры по сбору, хранению и обработке финансовой информации.

В условиях РФ слабость межведомственного взаимодействия ослабляет эффективность работы фискальных органов и создает проблемысо сбором налогов. Так, к примеру, в Республике Дагестан в 2012 г., по такому определяющему федеральному налогу как НДПИ, из запланирован-ных32,6 млн. рублей фактически удалось мобилизовать в бюджет только 13,4 млн. рублей или 41,2 %. Слабость межведомственного взаимодействия УФНС РФ по Республике Дагестан с природоохранными и правоохранительными органами отрицательно повлияли на эффективность сбора НДПИ в бюджет. В 2012 г. целях максимального учета резервов формирования собственных налоговых доходов муниципальных образований и улучшения результатов контрольной деятельности были заключены соглашения о взаимодействии между УФНС по Республике Дагестани главами муниципальных образований. Однако, отсутствие действенных и эффективных механизмов реализации межведомственных взаимодействий приводит к тому, что большинство пунктов соглашений в практике не со-

71 Пайзулаев Р.И. Проблемы соблюдения налоговой дисциплины и методы борьбы с уклонением от налогов. // Налоги и налогообложение. 2012.№94(4)-с.45.

блюдаются, что негативно влияет на собираемость НДПИ в бюджетную систему.

Расширение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц напрямую зависит от полного учета объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам. В регионе темпы роста поступлений налога на имущество физических лиц явно несопоставимы с масштабами и объемом возведения новых строений. В настоящее время не используются в достаточной степени резервы увеличения доходов местных бюджетов за счет полного учета всех объектов налогообложения. Так, к примеру, по налогу на имущество физических лиц на 1.01.2012 г. в целом по Республике Дагестан 78% имущества инвентаризационной стоимостью более 500 тыс. рублей оформлено на льготные категории граждан. Кроме того, по данным статистических органов РД, в рамках подготовки к переписи населения, было выявлено 55 тыс. неучтенных домостроений, в которых проживают физические лица (из них более 20 тыс. в Махачкале), в том числе

72

178 многоэтажных жилых домов . Эти домостроения нигде не учтены. Соответственно с владельцев, не зарегистрированных квартир, не взимаются имущественный и земельный налог, а также налог на доходы физических лиц (в случаях продажи жилья).

Исходя из вышеизложенного, в РФ и в ее регионах назрела необходимость совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия налоговых администраторов с другими органами исполнительной власти, создания системы сплошного контроля, владения, управления и движения собственности, финансовых активов и доходов как основы противодействия налоговым правонарушениям.

Стратегическим направлением совершенствования работы налоговых органов является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов налогового контроля. В настоящее время налогоплательщик стал грамотнее, а недобросовестный налогоплательщик - изворотливей.

Наиболее распространенные схемы уклонения от налогообложения, основанные на использовании двойной бухгалтерии, а также сложных механизмах сокрытия объектов налогообложения, связанных с использованием фирм-однодневок, выявить на основе проверки учетной документации невозможно.Поэтому в настоящее время главной задачей налоговых органов, на решение которой должны быть направлены их усилия - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной субъектов экономики.

Список литературы

72 Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в РФ. // Финансы и кредит.2012. №34 (514)-с.34.

Артеменко Д. А. Институт налогового консультирования в механизме налогового администрирования.// Финансы.2011.№1.

Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в РФ. // Финансы и кредит.2012. №34 (514).

Главной задачей ФНС России остается качество администрирования налогов. // Финан-сы.2011.№3.

1. Пайзулаев Р.И. Проблемы соблюдения налоговой дисциплины и методы борьбы с уклонением от налогов.//Налоги и налогообложение.2012.№94(4).

ПОДХОДЫ К РАЗГРАНИЧЕНИЮ НАЛОГОВ МЕЖДУ УРОВНЯМИ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА МусаеваХайбат Магомедтагировна, к.э.н., профессор Алигаджиева Барият Магомедовна, преподаватель г. Махачкала, Дагестанский государственный университет

Анализируются подходы и причины сложности распределения и разграничения налогов между уровнями бюджетов в условиях специфики социально - экономического развития РФ. Обоснована необходимость дифференциации нормативов отчислений от регулирующих налогов по субъектам Федерации, при одновременном применении единых критериев дифференциации. Сформулирован комплекс научно - практических рекомендаций, направленный на повышение эффективности существующей модели налогового федерализма, позволяющий укрепить налоговый потенциал регионов РФ

Ключевые слова: налоги, федерализм, самостоятельность, бюджет, мобильность, принципы, подходы, разграничение, методы, распределение, налоговая эффективность, проблемы, развитие

APPROACHESTODIFFERENTIATION OF TAXES BETWEEN LEVEL MI OF BUDGETS IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF ROSSIY-SKOY OF MODEL OF TAX FEDERALISM Musaev Haybat Magomedtagirovn, Cand.Econ.Sci., professor Aligadzhiyeva Bariyat Magomedovna, teacher Makhachkala, Dagestan state university

Approaches and the reasons of complexity of distribution and differentiation of taxes between levels of budgets in the conditions of specifics socially - economic development of the Russian Federation are analyzed. Need of differentiation of standards of assignments from regulating taxes on subjects of Federation is proved, at simultaneous application of uniform criteria of differentiation. The complex scientifically - the practical recommendations, directed on increase of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.