Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОЛИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОЛИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджимамаева Камилла Насруллаевна, Джафарова Зумруд Каирбековна

Статья посвящена вопросам налогового контроля, занимающим огромное место в организации налогового администрирования. Раскрываются цели, формы и методы налогового контроля, его базовые принципы, методы уклонения от уплаты налогов. Раскрыты условия применения новой формы налогового контроля - мониторинга. В связи с новыми приемами и способами налоговых правонарушений в последние годы особую значимость приобрели задачи скорейшего реагирования и их обнаружения. В статье даются рекомендации и направления совершенствования налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF THE ROLE OF TAX CONTROL IN TAX ADMINISTRATION AND ITS IMPROVEMENT

The article is devoted to the issues of tax control, which occupy a huge place in the organization of tax administration. The article reveals the goals, forms and methods of tax control, its basic principles, methods of tax evasion. The conditions of application of a new form of tax control - monitoring are disclosed. Due to the new methods of tax offenses in recent years, the tasks of prompt response and their detection have become particularly important. The article provides recommendations and directions for improving tax control.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОЛИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_2_151 УДК 336.225

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОЛИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Гаджимамаева Камилла Насруллаевна,

магистр 2 года обучения, направление «Налоги в системе государственных финансов», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: g.camilla.n@mail.ru

Джафарова Зумруд Каирбековна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: dazamat67@mail.ru

Статья посвящена вопросам налогового контроля, занимающим огромное место в организации налогового администрирования. Раскрываются цели, формы и методы налогового контроля, его базовые принципы, методы уклонения от уплаты налогов. Раскрыты условия применения новой формы налогового контроля - мониторинга. В связи с новыми приемами и способами налоговых правонарушений в последние годы особую значимость приобрели задачи скорейшего реагирования и их обнаружения. В статье даются рекомендации и направления совершенствования налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль; камеральная проверка; выездная проверка; мониторинг.

UDC 336.225

THE CURRENT STATE OF THE ROLE OF TAX CONTROL IN TAX ADMINISTRATION AND ITS IMPROVEMENT

Gadzhimamayeva Kamilla Nasrullayevna,

Master's degree in 2 g.o. direction "Taxes in the system of public finance", Dagestan

State University, Makhachkala, Russia, e-mail: g.camilla.n@mail.ru

Jafarova Zumrud Kairbekovna,

Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit,

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: dazamat67@mail.ru

The article is devoted to the issues of tax control, which occupy a huge place in the organization of tax administration. The article reveals the goals, forms and methods of tax control, its basic principles, methods of tax evasion. The conditions of application of a new form of tax control - monitoring are disclosed. Due to the new methods of tax offenses in recent years, the tasks of prompt response and their detection have become particularly important. The article provides recommendations and directions for improving tax control.

Keywords: tax control, desk inspection, on-site inspection, monitoring.

Современное состояние и уровень развития налогообложения, постоянное совершенствование налогового регулирования и налоговых механизмов предполагают научных подход к анализу происходящих пре-

образований организационно-правовых механизмов, используемых государством для реализации налоговой политики, при осуществлении налоговых начислений и изъятий. И в этой связи значительная роль

отводится организации налогового контроля, в большей степени в рамках которого происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Контроль в виде неотъемлемой частя управления обеспечивает организацию функционирования контролируемого объекта, в зависимости от которого выделяют и различные виды контроля.

Из этого можно вывести две противоположенные цели: с одной стороны, государства, которое заинтересовано в полном и своевременном изъятии налогов и сборов, и, с другой стороны, налогоплательщиков, желающих уплатить принудительно как можно меньше средств в бюджет государства. Это и послужило основным условием и причиной создания системы налогового контроля, призванной обеспечить надлежащее исполнение плательщиками своих налоговых обязательств.

Относительно трактовки экономического понятия налогового контроля, в экономической литературе существует несколько определений как российских экономистов, так и зарубежных исследователей. Приведем для примера несколько трактовок российских экономистов.

Проанализировав определения, которые дают налоговому контролю различные экономисты, можно сделать вывод, что все авторы сходятся в одном: налоговый контроль должен обеспечивать полноту и своевременность налоговых отчислений в бюджет, соблюдение всех принципов и условий, определенных НК РФ, применение мер ответственности за эти нарушения.

Создание аппарата налогового контроля было вызвано объективными причинами -желанием налогоплательщиков скрыть доходы и уменьшить налоговые отчисления и намерением государства наиболее полно изъять налоговые отчисления.

Анализируя также потенциальное желание плательщиков уходить от уплаты налогов, можно выделить четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические.

Сама организация налогового контроля базируется на совокупности базовых принципов - общеправовых и управленческих, основные из которых мы рассмотрим ниже.

1. Принцип законности, подразумевающий строгое следование и функционирова-

ние в рамках действующего законодательства.

2. Принцип юридического равенства, предполагающий равное отношение в налогообложении без дискриминационного характера независимо от социальных, расовых, национальных и других критериев.

3. Принцип гласности позволяющий открыто и доступно получать информацию от налоговых органов для юридических и физических лиц.

5. Принцип ответственности заключается в том, что ко всем лицам, совершившим налоговые правонарушения, применяются равные меры юридической ответственности.

6. Принцип независимости, принятый и утвержденный еще Лимской декларацией руководящих принципов контроля [5].

7. Принцип планомерности предусматривает сроки, очередность и время проведения налогового контроля определенных субъектов хозяйствования.

8. Принцип регулярности (систематичности) контроля предполагает цикличный характер налогового контроля, а также повторение отдельных его действий через определенные промежутки времени.

Необходимо отметить, что все перечисленные принципы не раскрывают полную сущность налогового контроля, но это основные принципы его организации. Учитывая, что 80-90 % бюджетных доходов государства образуются за счет налоговых поступлений, роль налогового контроля невозможно недооценивать.

Говоря о налоговом контроле, необходимо сделать разграничение между государственным контролем и налоговом аудите, то есть финансовом контроле, проводимом на платной основе аудиторскими компаниями. Налоговый аудит проводится по заказу самой организации, с целью обнаружения ошибок и просчетов в своей работе, либо по заказу сторонней организации перед покупкой фирмы, слиянии фирм и т.д. и итоги такой проверки не выдаются в налоговые органы.

Процесс организации налогового контроля, обычно распределяется на несколько этапов.

- подготовка к проведению налогового контроля, включающая в себя планирование проверки и организационных мероприятий по ее проведению - определение даты проведения

проверки, состава проверяющей комиссии, цели и объекта проведения контроля;

- непосредственно сама налоговая проверка;

- реализация результатов налоговой проверки - составление акта проверки, принятие решения по нему и ознакомление с ними владельцев проверяемого объекта.

Изучив все вышеизложенное, можно сделать выводы по существу и сущности налогового контроля.

1. Создание и функционирование успешной системы налогообложения, осуществление налоговых реформ, их реализация, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, обеспечивающего финансовую стабильность государства и защиту прав юридических и физических лиц.

2. Налоговый контроль проводится специально организованными государством налоговыми органами, согласно налоговому законодательству. Контроль проводится поэтапно, обе стороны организованного контроля законодательно защищены правами, результаты проверки фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.

3. Контрольная деятельность имеет ярко выраженный циклический характер, а мероприятия налогового контроля повторяются периодически, как правило, в одной и той же последовательности.

С развитием информационных технологий меняется сбор налоговой информации, сдача налоговой отчетности, оплата налогов и сборов. Коснулась такая модернизация и налогового контроля. В последнее время стала применяться новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Теперь для проведения выездной налоговой проверки, не в исключительных случаях, налоговый контроль можно провести удаленно онлайн. На основе технологии удаленного доступа проводя контроль бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика, конечно же, на основе общей договоренности.

В основе налогового мониторинга так же, как и выездного налогового контроля, лежит задача - получить наиболее полную и объективную информацию о хозяйственной деятельности налогоплательщика, его налоговых отчислениях.

Впервые в мире налоговый мониторинг был введен в 2005 г. в Нидерландах. С его помощью налоговые органы установили доверительные взаимоотношения между крупными транснациональными корпорациями и Налоговой службой, добившись наибольшей прозрачности в рамках исчисления и уплаты налогов. В 2008 г. систему АСА (налоговый мониторинг) ввела Австралия, в 2009 г. вводит Корея НСР, в 2011 г. - Канада ALBC, в 2012 г. - Франция - RC, в 2013 г. пилотный проект запустила Италия, и, наконец, в 2015 г. налоговый мониторинг был введен в России. Правовой основой мониторинга служит НК РФ, разд. V, гл. 14.7 (ст. 105.26 - 105.28).

На сегодняшний день онлайн-мониторинг функционирует уже более чем в 30 странах мира. Развитые страны стали больше внимания уделять прозрачности и доверию в нало -говых взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. В РФ про -цесс организации налогового мониторинга можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Для проведения налогового контроля в виде мониторинга плательщику необходимо удаленно допустить проверяющих к своим техническим средствам - компьютерам и базам данных, открыть все налоговые и учетные записи, бухгалтерские документы и т.д. Это позволит налоговым инспекторам провести проверку в более сжатые сроки, не заявляя о камеральной и выездной проверках, и при обнаружении ошибок и неточностей -указать на них плательщику для исправления.

Налоговый мониторинг - это добровольное дело и, по сути, любая организация может при желании написать заявление в налоговый орган, выражая свое желание перейти на налоговый контроль онлайн. Но на деле организация должна соответствовать ряду критериев.

Таким образом, несмотря на то что, по существу, на контроль в виде налогового мониторинга можно перейти по собственному желанию и заявлению налогоплательщика, не все плательщики подпадают под его условия.

Результативность работы налоговых органов определяется исходя из данных, собранных в отчете по форме 2-НК, который еже-

Рисунок 1 - Функционирование налогового мониторинга в РФ [14]

Таблица 1 - Критерии для проведения налогового мониторинга [4]

критерий значение Период расчета основание

Общая сумма НДС, 300 млн. руб. и Подп. 1 п. 3

акцизов, налога на более ст. 105.26

прибыль и НДПИ2 Год, НК РФ

Объем полученных 3 млрд. руб. и предшествующий Подп. 2 п. 3

доходов по данным более году, в котором ст. 105.26

годовой организация НК РФ

бухгалтерской подает заявление

(финансовой) о проведении

отчетности мониторинга

Стоимость активов 3 млрд. руб. и Подп. 3 п. 3

по данным годовой более ст. 105.26

бухгалтерской (финансовой) НК РФ

отчетности

квартально формируется на основе данных Управления ФНС по субъектам РФ в вышестоящие органы.

В последнее время особое внимание уделяется непосредственному совершенствованию процедур налоговых проверок. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.

Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения

повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.

На основе вышесказанного и с целью улучшения эффективности работы налоговых органов можно определить следующие предложения.

1. Создать единую базу данных камеральных и выездных налоговых проверок, включающую перечень основных нарушений налогоплательщиками налогового законодательства и методик их выявления в рамках ФЦП «Электронная Россия», что позволит анализировать не только информацию, полученную налоговыми органами, но и другими контролирующими органами.

2. Отбор претендентов для проведения выездных проверок производить по информации, полученной из представленной налогоплательщиками отчетности, имеющей показатели, отличные от аналогичных среднестатистических значений однородной группы налогоплательщиков.

3. В целях повышения налоговой дисциплины налогоплательщиков налоговым органам следует тщательно изучать арбитражную практику, а также обращения налогоплательщиков в налоговые органы и в специальные периодические издания с целью дальнейшей разработки новых и совершенствования уже принятых критериев самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков.

Список литературы_

1. Арзуманова, Л.Л. Вектор юридической науки / Л.Л. Арзуманова. - URL: http://nalogov-y-monitoring-kak-novaya-forma-nalogovogo-kontrolya.pdf (дата обращения: 04.12.2021).

2. Бортников, С.П. Ответственность налоговых органов перед налогоплательщиком / С.П. Ботников. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=36365810 (дата обращения: 15.12.2021).

3. Жемчужникова, И.В. Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения / И.В. Жемчужникова // Налоги и финансы. - 2012. - № 2.

4. Критерии, предъявляемые для проведения налогового мониторинга // НалогОбзорИнфо. Налоги 20182019 гг.: Комментарии. Рекомендации. Примеры. - URL: http://nalogobzor.info/publ/nalogovye_proverki/kriterii_ predjavljaemie_dlja_provedenija_nalogovogo_monitoringa/14-1-0-975 (дата обращения: 14.12.2021).

5. Лимская декларация руководящих принципов контроля. - URL: http://www.engels-city.ru/depsraion/16581 (дата обращения: 22.12.2021).

6. Налоговое администрирование. Структура налоговых органов РФ, их полномочия и функции. - URL: https:// jurkom74.ru/ucheba/nalogovoe-administrirovanie-struktura-nalogovich-organov-rf-ich-polnomochiya-i-funktsii (дата обращения: 12.12.2021).

7. Налоговые изменения с 2018 года. - URL: https://spmag.ru/articles/nalogovye-izmeneniya-s-2018-goda (дата обращения: 15.12.2021).

8. Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды - 2018. - URL: https://nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/ nalogovyj_kontrol_vrf_formy_metody_i_vidy/ (дата обращения: 10.12.2021).

9. Налоговый контроль в цифрах и перспективах. - URL: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/nalogovyj-kontrol-v-cifrax-i-perspektivax-2018-goda-a-tak-zhe-2019-g/ (дата обращения: 19.12.2021).

10. Налоговый мониторинг. - URL: https://buh.ru/upload/medialibrary/ 15d/15df988cb8a655bdf325e8476023b8d7. PNG (дата обращения: 21.12.2021).

11. Новые сроки проведения камеральных проверок и другие нововведения в 2019-2020 гг. - URL: https:// rusjurist.ru/proverki/nalogovye_proverki/novye-sroki-provedeniya-kameralnyh-proverok-i-drugie-novovvedeniya/ (дата обращения: 23.12.2021).

12. Причины и виды уклонений от уплаты налогов. - URL: http://mirznanii.com/a/244781/prichiny-i-vidy-ukloneniy-ot-uplaty-nalogov (дата обращения: 07.12.2021).

13. Сайдулаев, Д.Д. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления / Д.Д. Сайду-лаев, И.Х. Агаева. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-nalogovogo-kontrolya-i-osnovnye-printsipy-ego-osuschestvleniya/viewer (дата обращения: 04.12.2021).

14. Статистика и аналитика Федеральной налоговой службы (ФНС России). - URL: http://www.nalog.ru/nal_ statistik/ (дата обращения: 21.12.2021).

15. Черникова, С.В. Анализ выездных налоговых проверок: пути совершенствования и повышения результативности / С.В. Черникова // Молодой ученый. - 2018. - № 16. - С. 177-179. - URL: https://moluch.ru/ archive/202/49573/ (дата обращения: 22.12.2021).

16. Чистова, М.В. Пути повышения эффективности контрольной работы налоговых органов / М.В. Чистова, А.М. Галаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 588-593. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570116.htm (дата обращения: 14.12.2021).

References_

1. Arzumanova L.L. Vektor yuridicheskoj nauki. URL: http://nalogov-y-monitoring-kak-novaya-forma-nalogovogo-kontrolya.pdf (data obrashheniya: 04.12.2021).

2. Bortnikov S.P. Otvetstvennost' nalogovyx organov pered nalogoplatel'shhikom. URL: https://elibrary.ru/contents. asp?id=36365810 (data obrashheniya: 15.12.2021).

3. Zhemchuzhnikova I.V. Vy'ezdnaya nalogovaya proverka: analiz praktiki i sovershenstvovanie metodiki ee provedeniya. Nalogi i finansy. 2012. № 2.

4. Kriterii, pred"yavlyaemy'e dlya provedeniya nalogovogo monitoring. NalogObzorInfo. Nalogi 2018-2019 gg.: Kommentarii. Rekomendacii. Primery'. URL: http://nalogobzor.info/publ/nalogovye_proverki/kriterii_predjavljaemie_ dlja_provedenija_nalogovogo_monitoringa/14-1-0-975 (data obrashheniya: 14.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Limskaya deklaraciya rukovodyashhix principov kontrolya. URL: http://www.engels-city.ru/depsraion/16581 (data obrashheniya: 22.12.2021).

6. Nalogovoe administrirovanie. Struktura nalogovyx organov RF, ix polnomochiya i funkcii. URL: https://jurkom74.ru/ ucheba/nalogovoe-administrirovanie-struktura-nalogovich-organov-rf-ich-polnomochiya-i-funktsii (data obrashheniya: 12.12.2021).

7. Nalogovye izmeneniya s 2018 goda. URL: https://spmag.ru/articles/nalogovye-izmeneniya-s-2018-goda (data obrashheniya: 15.12.2021).

8. Nalogovyj kontrol' v RF: formy, metody i vidy 2018. URL: https://nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovyj_ kontrol_vrf_formy_metody_i_vidy/ (data obrashheniya: 10.12.2021).

9. Nalogovyj kontrol' v cifrax i perspektivax. URL: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/nalogovyj-kontrol-v-cifrax-i-perspektivax-2018-goda-a-tak-zhe-2019-g/ (data obrashheniya: 19.12.2021).

10. Nalogovyj monitoring. URL: https://buh.ru/upload/medialibrary/ 15d/15df988cb8a655bdf325e8476023b8d7.PNG (data obrashheniya: 21.12.2021).

11. Novye sroki provedeniya категаГпух proverok i drugie novovvedeniya V 2019-2020 дд. URL: https://rusjurist. ru/proverki/nalogovye_proverki/novye-sroki-provedeniya-kameralnyh-proverok-i-drugie-novovvedeniya/ (data obrashheniya: 23.12.2021).

12. РгюЫп/ i vidy ик1опет] ot uplaty nalogov. URL: http://mirznanii.colTl/a/244781/pпchiny-i-vidy-ukloneniy-ot-uplaty-nalogov (data obrashheniya: 07.12.2021).

13. Sajdulaev D.D., Agaeva 1.Х. Sushhnost' nalogovogo коп&о1уа i osnovnye рппа'ру едо osushhestvleniya. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-nalogovogo-kontrolya-i-osnovnye-printsipy-ego-osuschestvleniya/viewer (data obrashheniya: 04.12.2021).

14. Statistika i апаНШа FederaГnoj nalogovoj sluzhby (FNS Rossii). URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/ (data obrashheniya: 21.12.2021).

15. Chernikova S.V. Analiz vy'ezdny'x nalogovy'x proverok: puti sovershenstvovaniya i povy'sheniya rezuГtativnosti. Molodojuаheny'j. 2018. № 16. S. 177-179. URL: https://moluch.ru/archive/202/49573/ (data obrashheniya: 22.12.2021).

16. СЬ^к^ М.У, Galaev А.М. Puti povy'sheniya e'ffektivnosti kontroГnoj raboty' nalogovy'x organov. Nauаhno-metodiаheskij еШгоппу^ zhurnal «КопаерЬ. 2017. Т. 2. S. 588-593. URL: http://e-koncept.ru/2017/570116.htm (data obrashheniya: 14.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.