Научная статья на тему 'CИСТЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

CИСТЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРОВЕРКИ / МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TAXES / TAX CONTROL / TAXATION / INSPECTIONS / MONITORING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Валерий Анатольевич, Дудин Михаил Николаевич, Лясников Николай Васильевич, Зоидов Кобилжон Ходжиевич

Настоящее исследование направлено на изучение процесса организации системы налогового контроля в Российской Федерации и путей повышения ее эффективности. Цель. Исследовать и определить кратко- и среднесрочные решения, ориентированные на повышение эффективности налогового контроля для обеспечения сбалансированности потоков финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней. Задачи. Провести теоретико-эмпирический анализ сложившейся системы налогового контроля в Российской Федерации и сформулировать направления работы по повышению эффективности фискальных функций. Структурировать и последовательно представить терминологический аппарат, описывающий сущность и функциональное назначение налогового контроля, его стратегические задачи и ключевые направления дальнейшего инструментально-организационного эволюционирования. Дать оценку эффективности и результативности существующих форм налогового контроля. Методология. В настоящей работе использованы методы логического, правового, статистического анализа, которые позволили оценить состояние, выявить основные проблемы и предложить возможные решения по повышению эффективности системы налогового контроля. Результаты. Количество камеральных проверок, проводимых Федеральной налоговой службой, неуклонно увеличивается, но одновременно с этим количество выездных проверок остается прежним (в расчете на одного сотрудника). Результативность налогового контроля показывает прирост - суммы доначисления налогов за 3 года увеличились более чем на 60%, но одновременно с этим возрастает нагрузка на сотрудников налоговой службы по налоговому администрированию, что связано с законодательными изменениями в сфере финансового и бухгалтерского учета. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ, направленных на повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему налогового контроля, переход к электронному документообороту обеспечит рост эффективности взаимодействия бизнес-структур, предпринимателей и налоговых органов. Выводы. Обоснована целесообразность внедрения цифровых технологий в автоматизации налогового контроля. Необходимо оптимизировать информационные потоки, связанные с налоговым контролем, и расширить возможности применения налоговых режимов для ряда налогоплательщиков, которые бы не требовали значительных бюджетных расходов на организацию и проведение контрольных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цветков Валерий Анатольевич, Дудин Михаил Николаевич, Лясников Николай Васильевич, Зоидов Кобилжон Ходжиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Control System in the Russian Federation and Ways of Improving its Efficiency

The presented study examines the process of organizing a tax control system in the Russian Federation and ways of improving its efficiency. Aim. The study aims to analyze and identify short- and medium-term solutions oriented towards improving the efficiency of tax control to ensure balanced financial flows into budgets at various levels. Tasks. The authors conduct a theoretical and empirical analysis of the existing tax control system in the Russian Federation, formulate directions for improving the efficiency of fiscal functions, present a structured and consistent terminology that describes the nature and purpose of tax control, its strategic objectives and key directions for further instrumental and organizational evolution, and evaluate the efficiency and performance of the existing forms of tax control. Methods. This study uses the methods of logical, legal, and statistical analysis to assess the current state and to identify the major problems of tax control, and to propose potential solutions for improving its efficiency. Results. While the number of desk audits conducted by the Federal Tax Service is steadily increasing, the number of field audits per employee remains the same. The effectiveness of tax control shows an increase as additional tax revenues have grown by more than 60% in three years. At the same time, the burden of tax administration on tax office employees increases due to legislative changes in financial accounting and bookkeeping. The obtained results can be used to develop programs aimed at widespread implementation of advanced information and communication technologies into the tax control system, while a transition towards electronic workflows would improve the efficiency of interaction between business structures, entrepreneurs, and tax authorities. Conclusions. The practicability of implementation of digital technologies into tax control automation is substantiated. It is necessary to optimize information flows associated with tax control and expand opportunities for imposing tax regimes on some taxpayers that would not entail significant budget spending on the organization and implementation of control measures.

Текст научной работы на тему «CИСТЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

0

1

о

о о;

Оистема налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности*

Tax Control System in the Russian Federation and Ways of Improving its Efficiency

УДК 336.225.673

Цветков Валерий Анатольевич

директор Института проблем рынка РАН (Москва), член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор 117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47

Valeriy A. Tsvetkov

Institute for Market Problems of RAS Nakhimovskiy Ave 47, Moscow, Russian Federation, 117418

Лясников Николай Васильевич

главный научный сотрудник лаборатории Института проблем рынка РАН (Москва), доктор экономических наук, профессор 117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47

Nikolay V. Lyasnikov

Institute for Market Problems of RAS Nakhimovskiy Ave 47, Moscow, Russian Federation, 117418

Настоящее исследование направлено на изучение процесса организации системы налогового контроля в Российской Федерации и путей повышения ее эффективности. Цель. Исследовать и определить кратко- и среднесрочные решения, ориентированные на повышение эффективности налогового контроля для обеспечения сбалансированности потоков финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней.

Задачи. Провести теоретико-эмпирический анализ сложившейся системы налогового контроля в Российской Федерации и сформулировать направления работы по повышению эффективности фискальных функций. Структурировать и последовательно представить терминологический аппарат, описывающий сущность и функциональное назначение налогового контроля, его стратегические задачи и ключевые направления дальнейшего инструментально-организационного эволюционирования. Дать оценку эффективности и результативности существующих форм налогового контроля.

Методология. В настоящей работе использованы методы логического, правового, статистического анализа, которые позволили оце-

Дудин Михаил Николаевич

заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН (Москва), доктор экономических наук, профессор

117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47

Mikhail N. Dudin

Institute for Market Problems of RAS Nakhimovskiy Ave 47, Moscow, Russian Federation, 117418

Зоидов Кобилжон Ходжиевич

заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН (Москва), кандидат физико-математических наук, доцент 117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47

Kobilzhon Kh. Zoidov

Institute for Market Problems of RAS Nakhimovskiy Ave 47, Moscow, Russian Federation, 117418

нить состояние, выявить основные проблемы и предложить возможные решения по повышению эффективности системы налогового контроля.

Результаты. Количество камеральных проверок, проводимых Федеральной налоговой службой, неуклонно увеличивается, но одновременно с этим количество выездных проверок остается прежним (в расчете на одного сотрудника). Результативность налогового контроля показывает прирост — суммы доначисления налогов за 3 года увеличились более чем на 60%, но одновременно с этим возрастает нагрузка на сотрудников налоговой службы по налоговому администрированию, что связано с законодательными изменениями в сфере финансового и бухгалтерского учета. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ, направленных на повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему налогового контроля, переход к электронному документообороту обеспечит рост эффективности взаимодействия бизнес-структур, предпринимателей и налоговых органов.

* Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00469а и проект № 16-02-00614а ОГН).

Выводы. Обоснована целесообразность внедрения цифровых технологий в автоматизации налогового контроля. Необходимо оптимизировать информационные потоки, связанные с налоговым контролем, и расширить возможности применения налоговых режимов для ряда налогоплательщиков, которые бы не требовали значительных бюджетных расходов на организацию и проведение контрольных мероприятий.

Ключевые слова: налоги; налоговый контроль; налогообложение; проверки; мониторинг; эффективность.

Для цитирования: Цветков В. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В., Зоидов К. Х. Система налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 4-15.

The presented study examines the process of organizing a tax control system in the Russian Federation and ways of improving its efficiency. Aim. The study aims to analyze and identify short- and medium-term solutions oriented towards improving the efficiency of tax control to ensure balanced financial flows into budgets at various levels.

Tasks. The authors conduct a theoretical and empirical analysis of the existing tax control system in the Russian Federation, formulate directions for improving the efficiency of fiscal functions, present a structured and consistent terminology that describes the nature and purpose of tax control, its strategic objectives and key directions for further instrumental and organizational evolution, and evaluate the efficiency and performance of the existing forms of tax control.

Methods. This study uses the methods of logical, legal, and statistical analysis to assess the current state and to identify the major problems of tax control, and to propose potential solutions for improving its efficiency. Results. While the number of desk audits conducted by the Federal Tax Service is steadily increasing, the number of field audits per employee remains the same. The effectiveness of tax control shows an increase as additional tax revenues have grown by more than 60% in three years. At the same time, the burden of tax administration on tax office employees increases due to legislative changes in financial accounting and bookkeeping. The obtained results can be used to develop programs aimed at widespread implementation of advanced information and communication technologies into the tax control system, while a transition towards electronic workflows would improve the efficiency of interaction between business structures, entrepreneurs, and tax authorities.

Conclusions. The practicability of implementation of digital technologies into tax control automation is substantiated. It is necessary to optimize information flows associated with tax control and expand opportunities for imposing tax regimes on some taxpayers that would not entail significant budget spending on the or-

ganization and implementation of control measures.

Keywords: taxes; tax control; taxation; inspections; monitoring; efficiency.

Citation: Tsvetkov V. A., Dudin M. N., Lyas-nikov N. V., Zoidov K. Kh. Sistema nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii i puti povy-sheniya eye effektivnosti [Tax Control System in the Russian Federation and Ways of Improving its Efficiency]. Ekonomika i Upravleniye, 2019, no. 1 (159), pp. 4-15.

Введение

Со становлением государственности перед исполнительной властью встала задача сбора налогов (обязательных платежей) и контроля за исполнением налоговых обязательств хозяйствующими субъектами или индивидами в целях обеспечения притока финансовых ресурсов в бюджет и их использования для выполнения социальных, экономических задач, а также для обеспечения обороноспособности страны. С институциональной точки зрения, налоговый контроль — это инструмент реализации функций государства в области исполнения налоговых обязательств юридическими и физическими лицами. Являясь частью налогового администрирования, налоговый контроль инкорпорирован в механизм государственного управления, который включает организационно-правовую (иерархия и структура налоговых органов, их соподчинение другим исполнительным институтам, координация этих органов с законодательной и судебной ветвью власти) и экономическую (обеспечение правильности исчисления налогов и прочих платежей, обеспечение их полной собираемости в бюджет и внебюджетные фонды с использованием специальных форм, методов и приемов) составляющую.

Общественно-социальное и экономическое развитие государства зависит от финансовых ресурсов, формируемых налогами и другими обязательными платежами. Такое развитие является поступательным и создает новые виды экономической деятельности, организации занятости населения. Об этом неоднократно говорили многие российские ученые в своих выступлениях и интервью. Так, например, Р. Гринберг указывает, что проблематика, связанная с собираемостью налогов в России, весьма острая, но решение этой проблемы должно быть выстроено не за счет населения и в «добровольно-принудительном порядке», но за счет проведения системных финансовых и экономических реформ [1]. Соответственно, для того чтобы социально-экономическое развитие было устойчивым, а налоговая система эффективно и результативно функционировала, необходимы не только институциональные,

о

CD

^ но и организационные изменения (последние | из упомянутых выражаются в том, что изме-° няются методические подходы к постановке и о проведению контрольных мероприятий, вне® дряются современные информационно-комму-^ никационные технологии и т. п.). Об этом же ^ в своих выступлениях говорил В. Мау [2].

2 Следовательно, принимая во внимание эко-^ номическую нестабильность последних лет,

обусловленную геополитическими трансформа-^ циями, а также исходя из того, что вектор со° циально-экономического развития Российской с Федерации ориентирован на формирование

3 когнитивно-цифровой экономики и информа-^ ционного общества, формы, подходы, при-§ емы налогового контроля должны постоянно

^ эволюционировать. Это будет способствовать

<

повышению эффективности деятельности налоговых и прочих контролирующих органов, а последнее означает качество и достаточность наполнения бюджетов различных уровней финансовыми ресурсами для исполнения социальных, экономических, защитных и прочих функций государства.

Данная статья представляет собой теоретико-эмпирический анализ сложившейся системы налогового контроля в Российской Федерации и формулирование направлений по повышению эффективности фискальных функций. С использованием контент-анализа нормативно-правовых (законодательных и подзаконных), научных и научно-публицистических источников в статье структурирован и последовательно представлен терминологический аппарат, описывающий сущность и функциональное назначение налогового контроля, его стратегические задачи и ключевые направления дальнейшего инструментально-организационного эволюционирования. С использованием экономико-статистических методов дана оценка эффективности и результативности существующих форм налогового контроля (в качестве информационной базы анализа использованы данные, опубликованные к моменту исследования на официальном сайте российской Федеральной налоговой службы).

Обзор литературы и источников

Политика государства в области налогообложения — это целенаправленное участие государства в национальной экономике, которое осуществляется для достижения определенных целей, в частности, для снижения колебаний бизнес-циклов и для обеспечения стабильности функционирования экономической системы в краткосрочной перспективе. Достижение указанной цели осуществляется посредством установления и введения налогов (прочих обязательных платежей) [3; 4].

В том случае, когда государственная политика инкорпорирует налоговый и бюджетный контроль (т. е. контроль доходов и расходов бюджета, в том числе государственные/муниципальные закупки), то, как правило, такую политику принято именовать фискальной или налогово-бюджетной. Такое институционально-политическое понимание сущности и назначения налогового контроля и фискальной политики встречается не только в российских, но и в зарубежных научных источниках. Соответственно, правильным будет считать, что налоговый контроль и в целом государственная фискальная политика — это не только функция государственного управления, это еще и институционально, информационно и организационно структурированная программа действий, которая направлена на то, чтобы обеспечить формирование государственных (муниципальных) доходов и эффективное распределение собранных финансовых ресурсов в социально-бытовой, военно-оборонительной и экономической сфере [5; 6].

Налоговый контроль является одним из тех необходимых элементов, который должен обеспечивать реализацию фискальной политики государства. Ряд авторов [3; 7; 8] рассматривают только одно из направлений фискальной политики государства — налоговый контроль, отождествляя фискальную и налоговую политику. Но это не верно, поскольку фискальный контекст значительно шире налогового и включает в себя не только вектор налогового контроля, но и иные формы контроля (таможенный, бюджетный или казначейский) которые связаны как с формированием доходов государства, так и с их распределением в рамках реализации фискальной политики (рис. 1).

Иными словами, помимо налогового и таможенного контроля, посредством которых обеспечивается поступление доходов в бюджетную систему, необходим и бюджетный контроль над распределением средств как со стороны органов Федерального казначейства (ответственных за распределение), так и со стороны законодательных и представительных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов, контрольно-счетные палаты которых осуществляют предварительный и последующий контроль над распределением финансовых ресурсов, поступивших в бюджет.

В рамках данной статьи мы исследуем институциональный и организационно-экономический контекст налогового контроля, т. е. контроля, который связан непосредственно с налогами и прочими обязательными платежами, формирующими доходы государственного бюджета. Учитывая современную специфику российского налогового законодательства, за-

Составлено: авторами.

Налоговый контроль

1С _й

с <

> — <

Институционально-правовой контекст Налоговый контроль в соответствии с нормами разделов V, V. 1 иУ.2 НК РФ (регистрация и налоговый учет, выездные и камеральные налоговые проверки, контроль сделок, налоговый мониторинг)

Организационно-экономический контекст

Применение автоматизированных систем контроля: АСК НДС-2 и НДС-3 (контроль над начислением НДС), ЕГАИС (контроль над оборотом спирта, алкогольной продукции), онлайн-кассы (контроль над оборотом наличности и выручкой)

Рис. 2. Институционально-правовой и организационно-экономический контекст налогового контроля

Составлено: авторами.

конодательства о применении контрольно-кассовой техники [9], ЕГАИС [10], автоматизированных систем контроля за НДС [11], можно представить структуру государственного налогового контроля (рис. 2).

Правовые основы налогового контроля

Методы налогового контроля, обозначенные в нормах Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [12], используются непосредственно для выявления (предотвращения) налоговых правонарушений, а использование автоматизированных систем позволяет либо исключить налоговые правонарушения, либо облегчить сам налоговый контроль. Разработка таких информационных систем должна быть направлена на публичное представление информации об операциях налогоплательщика, формирования его налоговой базы, что позволяет обеспечить эффективную камеральную проверку налоговых деклараций, упростить налоговый контроль [13]. Собственно, налоговый контроль является деятельностью уполномоченных органов (в данном случае — Федеральной налоговой службы) по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, который установлен нормами НК РФ (ст. 82, п. 1).

В качестве форм непосредственного осуществления налогового контроля в п. 1 ст. 82 НК РФ перечислены налоговые проверки, а также проверки данных учета и отчетности; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов; осмотр помещений и территорий, которые используются для извлечения дохода (прибыли); иные формы (налоговый мониторинг, контроль сделок, контроль при выполнении соглашений о разделе продукции). Очевидно, что такая классификация не является систематической, она включает в себя и формы, и методы. Поэтому, исследуя сущность форм налогового контроля, лучше обратиться к научным трудам в этой сфере. Обобщая обзор классификации форм налогового контроля, их можно структурировать следующим образом:

• налоговый учет налогоплательщиков (как форма, обеспечивающая весь последующий контроль);

• контроль над налоговой отчетностью и уплатой налогов (текущий, предварительный);

• налоговые проверки (камеральные и выездные проверки - последующий контроль);

• мониторинг и оперативный контроль за операциями налогоплательщика (текущий контроль);

• формы косвенного контроля (сюда может быть включен и контроль за расходами,

^ в том числе что часто используется в ми-| ровой практике).

Из всего этого перечня именно налоговым о проверкам в НК РФ уделяется достаточно боль® шое внимание, поскольку эти формы налогово-^ го контроля являются традиционно наиболее ^ часто применяемыми по отношению к разным

2 видам налогоплательщиков. Соответственно, ^ в ст. 87 НК РФ дана классификация налоговых

проверок на камеральные налоговые проверки ^ (ст. 88 НК РФ); выездные налоговые проверки о (ст. 89 НК РФ).

Камеральные налоговые проверки представ-

3 ляют собою проверку по месту нахождения ^ налогового органа деклараций налогопла-§ тельщика, на основе самих предоставленных

^ деклараций, информации, которая имеется

<

у налогового органа (описанные выше информационные системы, позволяют формировать массивы данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков). Выездные налоговые проверки проводятся на территориях (в помещениях) налогоплательщиков (при их отсутствии возможно проведение и на территории налогового органа).

Предмет выездной налоговой проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиком (за период, не превышающий более 3 лет, предшествующих году проведения проверки). Результаты такой проверки оформляются актом (ст. 100 НК РФ), в котором должны быть перечислены мероприятия, документально установленные налоговые правонарушения (или запись об их отсутствии), выводы и предложения проверяющих. По акту проверяемое лицо в течение месяца может письменно изложить свои возражения (обосновав их в том числе подтверждающими документами). На основании акта налоговым органом принимается решение по дополнительным мерам налогового контроля, либо о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение с вынесением санкций, установленных НК РФ, или отказе от привлечения (ст. 101 НК РФ).

Помимо налоговых проверок в НК РФ предусмотрены с недавнего времени и альтернативные формы налогового контроля — контроль сделок и налоговый мониторинг. Контролируемые сделки, введенные в налоговое законодательство с 2015 г. (ст. 105.14 НК РФ), — это сделки между взаимозависимыми лицами (к ним приравниваются и иные сделки по критериям, которые установлены в указанной статье). Инициатором контроля является также налоговый орган, которые может истребовать документы по сделкам (ст. 105.15 НК РФ). Целью является подтверждение, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют сделкам,

имеющим место между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми.

Налоговый мониторинг (также применяется с 2015 г.) — тоже новая форма контроля правильности исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, страховых взносов налогоплательщиком или налоговым агентом. Сама организация может обратиться с заявлением о проведении мониторинга при соблюдении условий, установленных п. 4 ст. 105.26 НК РФ: совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль, а также налога на добычу полезных ископаемых — не менее 300 млн руб. в год; суммарный объем полученных доходов за предыдущий год — не менее 3 млрд руб.; совокупная стоимость активов на конец предыдущего года — не менее 3 млрд руб.

Смысл заключения договора об информационном взаимодействии при проведении мониторинга в том, что на период его действия орган ФНС России теряет право на проведение выездных налоговых проверок относительно данного налогоплательщика, соответственно проводить такие проверки можно только в исключительных случаях. Налоговый мониторинг можно и следует считать «специальным режимом налогового контроля», который заменяет при его применении камеральные и выездные проверки (оставляя очень ограниченные возможности для их применения). Применение налогового мониторинга связано с информационным взаимодействием налогового органа и налогоплательщика, когда налогоплательщик предоставляет налоговому органу свою учетную базу для систематического контроля, либо согласует с налоговым органом отдельные операции в соответствии с «регламентом информационного взаимодействия» [14].

В рамках налогового мониторинга возможно предоставление налогоплательщиком документов, которые связаны с расчетом налогов в электронном виде или прямого доступа со стороны налогового органа к информационным системам налогоплательщика. Мотивированным мнением (ст. 105.30 НК РФ) называется способ оперативного разрешения неопределенных налоговых позиций между налогоплательщиком и налоговым органом. Выполняя мотивированное мнение, налогоплательщик освобождается от штрафов и пени. Именно поэтому такая форма контроля удобна многим крупным налогоплательщикам, так как использование такой формы контроля снижает их налоговые риски [15].

Эффективность налогового контроля, применения разных форм налогового контроля — это важнейшая целевая задача, которая обеспечивается за счет оптимального построения и функционирования фискальной системы

Таблица 1

Основные результаты деятельности ФНС РФ в части проведения налогового контроля

Период Прирост в %

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г.

к 2014 г. к 2015 г. к 2014 г.

Количество камеральных проверок в расчете на 1 сотрудника 1222 1159 1150 -5,16 -0,78 -5,89

Количество выездных проверок в расчете на 1 сотрудника 2,6 2,9 2,7 11,54 -6,90 3,85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество контрольных мероприятий в расчете на 1 сотруд- 12,3 12,1 11,1 -1,63 -8,26 -9,76

ника

Признано результатов проверок недействительными, 0,62 0,54 0,47 -0,08 -0,07 -0,15

% от общего числа

о о со

Источник: [21].

в государстве. При проведении выездной налоговой проверки важным является критерий эффективности, поскольку часто затраты на такую проверку достаточно высоки, требуют привлечения большого количества сотрудников (с оплатой их труда, технических средств, командировок и прочего), а результат может быть отрицательным: либо не будет выявлено нарушений, либо нарушения будут выявлены несущественные. Поэтому в Приказе ФНС РФ [16] отдельным пунктом определены подходы к оценке налоговых рисков, что необходимо для планирования самой выездной проверки, определения ее целесообразности.

В рамках этой концепции критериями являются налоговая нагрузка, наличие убытков в отчетности, значительные налоговые вычеты, отставание роста продаж от роста затрат, низкая рентабельность, низкие средние заработные платы сотрудников, построение хозяйственной деятельности преимущественно на договорах с другими организациями и индивидуальными предпринимателями, а также ряд иных факторов, для которых определены критерии. При соответствии большинства этих критериев высокому налоговому риску данного налогоплательщика налоговая проверка становится более обоснованной. Кроме того, эффективность налогового контроля характеризуют ряд общих показателей, к числу основных из которых относятся уровень мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему, нагрузка на сотрудников при проведении контрольных мероприятий, динамика количества проверок, доначисленных налогов, штрафных санкций, доначисления и санкции в расчет на одну проверку, удельный вес неотмененных результатов проверки (по которым применяются санкции).

Результаты и обсуждение

Очевидно, что используемый в настоящее время подход к организации налогового контроля в целом является системным и ориентирован на достижение совокупности важнейших целей: это и обеспечение роста полученных на-

логовых доходов, снижение задолженностей и одновременно сокращение затрат и времени на проверки. При этом вопросы качества налогового контроля не менее важны, так как при низком уровне качества налогового контроля налогоплательщики изыскивают методы уклонения от уплаты налогов, занижая налоговую базу, уменьшая платежи, снижая отчисления в бюджет.

И это имеет место не только в России, но и в ряде стран, которые принято относить к пулу экономических лидеров [17]. Соответственно, при высоком качестве такого контроля каждый налогоплательщик знает, что неотвратимость привлечения к ответственности лиц, которые нарушают налоговое законодательство, объективна [18-20]. Если рассматривать текущие показатели эффективности налогового контроля, то можно представить следующую таблицу, где отражены общие тенденции и динамика проведения контрольных мероприятий, проведенных Федеральной налоговой службой за последние 3 года.

Важно, что снижение количества проверок не уменьшает объемов доначисления налогов, начисления штрафных санкций по их результатам. Эти данные представлены на рис. 3. При фактическом снижении количества налоговых проверок увеличивается их эффективность с точки зрения доначисления налогов. Это характерно и для всех проверок в целом, и выездных проверок в том числе. Также в докладе ФНС России за 2016 г. уточняется, что основной объем доначислений в 2016 г. был связан с доначислением НДС (46% всех доначислений) и налога на прибыль (29,8% всех доначислений). Объем штрафных санкций также возрос с 807,3 млн руб. в 2014 г. до 865,8 млн руб. за 2015 г. и 1169 млн руб. [21].

В табл. 2 представлены показатели эффективности выездных налоговых проверок за 2014-2016 гг.

В общем случае, как следует из отчетных документов, опубликованных ФНС РФ, рост эффективности налоговых проверок и в целом проведения фискальных контрольных мероприятий связан с совершенствованием инстру-

о со

348

291

354

353

28

29

2014 г.

2015г.

2016г.

2014г.

2015г.

2016г.

< >

□ — доначислено по результатам

всех проверок, млрд руб.

□ — доначислено по результатам

выездных проверок, млрд руб.

□ — доначислено по результатам выездных проверок, млрд руб./контрольных мероприятий на 1 сотрудника

Рис. 3. Объемы доначислений налогов после контрольных проверок, осуществленных ФНС РФ

Составлено и р ас с ч и та н о: авторами.

Таблица 2

Основные результаты деятельности ФНС РФ в выездных проверках

Показатель Период Прирост, %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г. 2016 г. к 2014 г.

Количество выездных налоговых проверок, тыс. ед. 34,2 29,4 24,9 -14,04 -15,31 -27,19

Средняя эффективность на 1 выездную налоговую проверку, с выявленными налоговыми правонарушениями (доначисления, штрафы), млн руб. 8,5 9,2 14,2 8,24 54,35 67,06

Источник: [21].

ментального и организационно-методического обеспечения (в частности, введение критериев риска, использование селективного подхода к определению субъектов проверки и т. п.). Кроме того, улучшение качества проверок в 2014-2016 гг. связано во многом с ростом информационного взаимодействия между налоговыми органами и систематическим внедрением специальных информационно-коммуникационных систем как инструментов налогового контроля. Мы считаем, что цифровизация налогового контроля — это одна из наиболее перспективных технологий, которая может обеспечить рост эффективности налоговых проверок. Но одновременно с этим стоит отметить, что цифровизация налогового контроля имеет не только объективные преимущества, но и ряд ограничений в применении технологии. Поэтому далее мы рассмотрим эти вопросы более подробно.

Цифровизация (внедрение цифровых технологий в системы фискального или только налогового контроля) является практически повсеместной практикой. Так, в Германии, Франции у сотрудников налоговых органов есть возможность доступа к электронным учетным базам проверяемых субъектов, а в Норвегии и Швеции такой доступ обеспечивается даже при проверке любой налоговой деклара-

ции. В России такой доступ на современном этапе связан только с применением процедуры налогового мониторинга для крупных налогоплательщиков, что было описано ранее. Но в России используются специальные автоматизированные системы учета (см. рис. 2), которые способствуют росту эффективности камерального налогового контроля.

В первую очередь, это автоматизированная система контроля НДС (АСК НДС), которая начала развиваться относительно недавно, функционирует на основе программного обеспечения BigData. Данная система предоставляет возможность сопоставления книг покупок и продаж плательщиков НДС, которые сдаются в электронном виде вместе с декларацией. При выявлении в автоматическом режиме отсутствия данных в книгах продаж, которые были включены в систему, включение счета-фактуры в книгу покупок налогоплательщиком является основанием для получения пояснений от налогоплательщика, и в ряде случаев — исключение данного счета-фактуры из возмещения НДС.

Данная система изначально была предназначена для выявления операций незаконного возмещения НДС из бюджета. Для исключения ошибок в счетах-фактурах в настоящее время в бухгалтерские системы предприятий

возможна установка дополнения «справочник контрагентов», а для проверки контрагентов создаются базы данных и автоматизированные системы, которые могут снизить налоговые риски плательщика НДС (в них указываются данные организаций и индивидуальных предпринимателей, участие их в судебном производстве, данные их финансовой отчетности). При этом, если АСК НДС-1 применялась для определения налоговых рисков по лицам, возмещающим НДС (разделение на 3 зоны риска), то АСК НДС-2 как раз позволяет осуществлять сопоставление книг покупок и продаж [13; 22]. Внедрение же АСК НДС-3 (происходит в настоящее время) позволит полный автоматизированный контроль над денежными потоками, формируемыми операциями, которые связаны с начислением, перечислением и возмещением НДС.

Еще одной внедренной в последние годы системой является ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система, которая предназначена для контроля за оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. На уровне оптовых продаж, для производителей и импортеров внедрение данной системы началось с 2005 г., а в розничных продажах она применяется с начала 2016 г. Ряд авторов указывают, что система ЕГАИС стала «системой сплошного (сквозного) учета продукции» [23].

Назначение данной системы двойное: оно позволяет исключить из оборота алкогольную продукцию, с которой не были начислены и уплачены акцизы производителями и импортерами (поскольку розничная продажа возможна только при наличии данной конкретной единицы продукции в базе), с другой стороны — системой контролируется уплата акцизов теми, кто является их плательщиками (производители, импортеры).

Наконец, также совсем недавним нововведением стала система онлайн-касс. Ранее выручка, полученная наличными или с использованием банковских карт, через кассу должна была оформляться обычным кассовым чеком (а фискальные данные аккумулировались на фискальном регистраторе, далее передавались в инспекцию ФНС для контроля). Организации и индивидуальные предприниматели, работающие на ЕНВД, были освобождены от применения контрольно-кассовой техники, а организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могли использовать вместо контрольно-кассовой техники бланки строгой отчетности.

С начала 2017 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляли свою деятельность без использования контрольно-кассовой техники (кроме

работающих на ЕНВД и патентной системе ^

налогообложения) должны были установить |

онлайн-кассы, с 1 июля 2017 г. это обяза- °

ны были сделать все (кроме работающих на °

ЕНВД и патентной системе налогообложения). ®

С 1 июля 2018 г. перевод на онлайн-кассы ^

планируется и для налогоплательщиков, ра- ^

ботающих на двух налоговых режимах, ко- ^

торые были нами упомянуты выше. Важно, ^

что обеспечение работы онлайн-касс связано з

с применением специальных кассовых аппара- ^

тов с выходом в Интернет (сертифицированы °

ФНС 53 модели на конец 2016 г.), а также с

ш

личных кабинетов операторов фискальных з данных (ОФД), которых в настоящее время ^ пять единиц. Применять онлайн-кассы обя- ^

заны с 2017 г. и Интернет-магазины. Здесь £

<

также выполняется двойное назначение системы: контроль над выручкой для фискальных целей и контроль за налично-денежным оборотом (но, в сущности, имеет место только контроль только над поступлением наличных денег, над расходованием денежных средств контроля нет).

Также следует отметить, что налоговые органы и другие государственные учреждения в последние годы улучшили информационное взаимодействие друг с другом: данные для расчета налогов передаются в ФНС России из ГИБДД МВД РФ, Росреестра, ПФР, ФСС, ФОМС. С одной стороны, применение всех этих систем направлено на увеличение возможностей налогового контроля. Но, с другой стороны, имеются определенные вопросы и проблемы применения данных систем, которые вызывают критику и множество вопросов с точки зрения эффективности налогового контроля.

Например, даже по состоянию на 2017 г. существует серьезная проблема применения в ЕГАИС в розничной торговле и в сфере общественного питания, поскольку не является продуманной система работы с ресторанами, кафе, барами. В сфере общественного питания в настоящее время исключена возможность продажи алкогольных напитков порциями, поскольку любая открытая бутылка должна быть списана немедленно, иначе это считается нарушением, предусмотрен штраф. Очевидно, что такой подход ведет к тому, что предприятия общественного питания вынуждены использовать различные обходные пути, либо стимулировать потребителей к приобретению алкогольных напитков не порционно, но в промышленной упаковке.

Учитывая, что в настоящее время уже в достаточной мере множество нарушений имеет место в сфере общественного питания (не только фискального, но и организационно-экономического характера), закрытие на законодательном уровне возможности продажи

Таблица 3

Ключевые проблемы внедрения онлайн-касс

Проблема Сущность проблемы

Обязательность внедрения онлайн-касс у индивидуальных предпринимателей на патентной системе и у лиц, использующих ЕНВД Налогообложение хозяйствующих субъектов, применяющих патентную систему или НВД, не связано с получаемой выручкой от основных видов деятельности. Это непроизводительно увеличивает расходы как хозяйствующих субъектов (ежегодная плата за использование кабинета ОФД составляет 3000 руб.), так и государства (предоставление налогового вычета по ЕНВД 18 000 руб.)

Обязательность внедрения онлайн-касс в торговле через Интернет (интернет-магазины) Поступление денежных средств в интернет-торговле осуществляется через операторов платежных систем или кредитные организации, это означает, что в платежно-расчетных документах указываются все необходимые данные для обеспечения последующего контроля

Целесообразность внедрения онлайн-касс в целях обеспечения контроля над оборотом наличных денежных средств Онлайн-касса обеспечивает контроль только на этапе поступления наличных денежных средств, но не на этапе их расходования. Но ведь именно расходование денежных средств не всегда может быть легитимным и правильным с точки зрения формирования налоговой базы

Составлено: авторами.

алкогольных напитков порциями ведет к непроизвольному увеличению правонарушений. Стоит учитывать и этический аспект проблемы — стимулирование потребления алкоголя [24; 25]. К требованию внедрения онлайн-касс также имеется ряд вопросов, которые определяют перечень проблем, не решенных в правовом поле (в законодательных и подзаконных актах), см. табл. 3.

Эти и ряд других проблем, связанных с применением онлайн-касс на современном этапе [26; 27], не позволяют говорить о том, что эффективность налогового контроля в целом и налогового контроля в частности будет неизменно расти. Надо отметить, что специалисты, изучавшие вопросы повышения эффективности налогового контроля, обосновывают, что камеральные налоговые проверки были и должны оставаться основным инструментом налогового контроля на современном этапе.

Именно камеральные налоговые проверки необходимо перевести на цифровую платформу (автоматизация и роботизация), что обеспечит более эффективный налоговый контроль [14; 19]. Переход проведения камеральных налоговых проверок на автоматизированные методы цифровой обработки данных с использованием современных программно-аппаратных и информационно-коммуникационных средств, а также документооборот без использования бумажных носителей во всех звеньях налоговой системы могут давать существенную экономию ресурсов, трудовых затрат на проверки, повышать результативность контрольной деятельности налоговых органов [13; 19].

Кроме того, развитие методов, приемов и инструментов анализа рисков и работы по оценке рисков должны повышать эффективность выездных проверок. В настоящее время выводы о возможных налоговых правонарушениях делаются работниками ФНС России лишь на основе косвенных признаков (по критериям рисков),

поэтому и проверка назначается лишь на основании предположения, отчего не всегда может быть эффективной. Поэтому было бы целесообразным организовывать предпроверочную работу с налогоплательщиками, по которым налоговые риски в соответствии с критериями уже выявлены. В качестве форм такой работы предлагается проведение комиссий в присутствии представителей налогоплательщика [28].

Выводы и рекомендации

Таким образом, главным стратегическим направлением контрольной работы налоговых органов должно быть усиление роли и значимости камеральных проверок, развитие системы мониторинга и максимальное исключение из системы налогового контроля тех субъектов, результативность контроля по которым может быть очень низкой [6; 29]. Упрощение налогового контроля по определенным группам налогоплательщиков (прежде всего, по субъектам малого предпринимательства, контрольные мероприятия по которым обычно малоэффективны) может повысить эффективность налогового контроля. Для этого достаточно исключить пул этих хозяйствующих субъектов из систем, предполагающих высокие налоговые риски: НДС (увеличив предельные суммы для освобождения от обязанностей начисления и уплаты НДС), формирования налогов, связанных с выручкой вообще (развитие систем по аналогии с патентной системой налогообложения и ЕНВД). Следует разрешить юридическим лицам использовать патентную систему налогообложения, поскольку это позволяет увеличить хозяйствующим субъектам объем выручки за счет оказания услуг (выполнения работ), относимых к категории сезонных или непостоянно востребованных [23].

В целом, авторское видение совершенствования налогового контроля в настоящее время

заключается в реализации следующих направлений:

• дальнейшее развитие налогового мониторинга как передовой формы налогового контроля за крупными налогоплательщиками, при возможности и снижение критериев для применения данной формы (чтобы она охватывала большее количество субъектов);

• развитие предпроверочной работы по тем налогоплательщикам, по которым критерии риска высоки, чтобы исключить необоснованные затраты на выездные проверки;

• освобождение от обязанности уплаты НДС большего количества плательщиков нежели сейчас, увеличивая пределы, что может исключить ошибки в АСК НДС, повысить эффективность камеральных проверок в этом направлении;

• отмена необходимости применения онлайн-касс для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на ЕНВД и патентной системе налогообложения, поскольку их выручка не влияет на сумму налога, а поступающие данные будут излишними для налоговых органов, создадут нагрузку на ОФД, будут предполагать необоснованные расходы как бюджета, так и самих налогоплательщиков;

• исключение из применения в онлайн-кассах платежей по банковским картам и через интернет-магазины, поскольку такие доходы могут контролироваться иными способами и с контролем оборота наличных денежных средств они не связаны в полной мере, что требует дальнейшего развития инструментов применения онлайн-касс для контроля не только за поступлением, но и за расходованием наличности;

• развитие системы специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, а именно тех, которые максимально исключат необходимость камеральных проверок по большей части налогов таких субъектов (например, установив возможность применения патентной системы налогообложения для юридических лиц, а не только индивидуальных предпринимателей).

Реализация данных направлений позволит в значительной мере не только оптимизировать, но и модернизировать систему налогового контроля в России. Это в свою очередь исключит недоработки и несовершенства государственной фискальной политики, которые существуют на сегодняшний день, следовательно, это позволит повысит эффективность налогового контроля не только в контексте собираемости налогов, но и в контексте финансирования деятельности Федеральной налоговой службы за счет исключения непро-

изводительных расходов на те проверки, ко- g торые не целесообразны с экономической | точки зрения.

Литература g

i—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гринберг Р. С. У реструктуризации налогов есть ^ подводные камни. 2017. март // Инвест-Форсайт. « [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/ ruslan-grinberg-u-restrukturizatsii-nalogov-est-pod- ^ vodnye-kamni/ (дата обращения: 20.10.2018). ш

2. Мау В. А. Темп роста экономики не надо таргети- ш ровать. 2017. март // Информационный «Интерфакс». [Электронный ресурс]. URL: http:// 1 www.interfax.ru/interview/552893 (дата обраще- з ния: 20.10.2018). Ï

3. Добровольская О. П., Тукан К. С. Налоговый кон- < троль в системе фискальной политики государ- н ства// World Science: Problems And Innovations: < сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Пенза, 30 марта 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С.123-125.

4. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 511 с.

5. Arrow K. J., Kruz M. Public Investment, the Rate of Return, and Optimal Fiscal Policy. London; N. Y.: Routledge, 2013. 218 p.

6. Zhu J., Jun He H., Tang J. and Hu Zhong Yan. Tax-control network invoice machine management platform based on socket // 2016 2nd IEEE International Conference on Computer and Communications (ICCC). Chengdu, 2016. P. 2343-2348.

7. Рощупкина В. В. Актуализация направлений налогового контроля на уровне субъекта федерации (на примере налога на прибыль организаций) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 29 (263). С. 2-9.

8. Янаков Д. О. Совершенствование фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям // Terra Economicus. 2012. № 2, Т. 10. Ч. 3. С. 143-145.

9. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г. № 290-ФЗ) // Консультант-Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения: 25.10.2018).

10. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г. № 278-ФЗ) // Консуль-тантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8368/ (дата обращения: 25.10.2018).

11. О продлении пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС: Приказ от 24 июня 2016 г. № 533-од // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.na-log.ru/rn28/about_fts/docs/6132052/ (дата обращения: 25.10.2018).

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 18.07.2017 г.

№ 173-Ф3) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ о cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 25.10. g 2018).

^ 13. Захарова Л. И. Применение информационных тех-к нологий в осуществлении налоговых реформ // jE Наукоград наука производство общество. 2016. s № 3. С. 61-64.

со

« 14. Айтхожина Г. С. Реформирование налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Омского университета. Серия: ш Экономика. 2016. № 4. С.5-10. из 15. С 2017 года расширяется сотрудничество бизнеса

2 и налоговых органов в форме налогового мониторинга // Федеральная налоговая служба. [Элек-

3 тронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ ^ news/activities_fts/6269176/ (дата обращения: ^ 25.10.2018).

н 16. Об утверждении концепции системы планирова-< ния выездных налоговых проверок: Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 г. № ММВ-7-2/297@) // Консультант-Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 25.10.2018).

17. Ranyard R. Economic Psychology. N. J.: John Wiley & Sons, 2017. 512 p.

18. Алиев Б. Х., Казимагомедова З. А., Велиев М., Ан-хаева А. А. Совершенствование контрольной работы налоговых органов по исчислению и взиманию налоговых платежей в РФ // Фундаментальные исследования. 2016. № 9. С. 102-106.

19. Буданова Е. Ю., Тарасова Э. В. Севастьянов И. А. Повышение эффективности налогового контроля // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 17 декабря 2015 г.). Саратов: Изд-во Сарат. соц.-экон. ин-та (фил.) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. С. 25-29.

20. Гюльмагомедова Г. А. Эффективность налогового контроля в системе реформирования финансовых институтов РФ // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2016. № 5. С.271-273.

21. Эффективность работы ФНС России // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/sta-tistics_and_analytics/effectiveness/ (дата обращения: 25.10.2018).

22. Кобякова Е. А. Использование автоматизированных информационных технологий при проведении налоговых проверок АСК НДС, АСК НДС-2 // Архитектура финансов: антикризисные финансовые стратегии в условиях глобальных перемен: сб. мат-лов VII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2016 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2016. С. 10-14.

23. Свистун С. П., Алексеев Н. П. Патентная система налогообложения и пути ее совершенствования // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 50-2. С. 49-53.

24. Бабушкин А. Е. Учет и контроль алкогольной продукции через систему ЕГАИС // Экономика и социум. № 2 (33). 2017. С. 211-213.

25. Широкова Н. П. Розничная торговля алкоголем: оценка ЕГАИС // Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. 2017. Т. 1, № 11. С. 90-93.

26. Белогина Н. С., Истомин Д. А. Проблемы и направления развития контроля операций с денежными средствами // Инновации в науке. 2017. № 3 (64). С. 63-66.

27. Гринкевич Л. С., Жалонкина И. Ю. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники: причины введения и последствия // Сибирская финансовая школа. 2017. № 3 (122). С. 60-64.

28. Егорова Е. Н., Савин Д. А. Совершенствование проведения предпроверочного анализа в целях увеличения результативности выездных налоговых проверок // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 26 (164). С. 39-44.

29. Богданов В. Н., Блудов Д. А., Вихлянцев П. С., Симонов М. В. ЕГАИС как система сплошного (сквозного) учета продукции // Государство и алкогольный рынок. 2014. № 1. С. 26-31.

References

1. Grinberg R. S. Tax restructuring has pitfalls. Invest Foresight. March 22, 2017. Available at: https:// www.if24.ru/ruslan-grinberg-u-restrukturizatsii-na-logov-est-podvodnye-kamni/. Accessed 20.10.2018. (in Russ.).

2. Mau V. A. The growth rate of the economy should not to be targeted. Interfax Information Portal. March 09, 2017. Available at: https://www.interfax. ru/interview/552893. Accessed 20.10.2018. (in Russ.).

3. Dobrovol'skaya O. P., Tukan K. S. Nalogovyy kon-trol' v sisteme fiskal'noy politiki gosudarstva [Tax control in the system of fiscal policy of the state]. In: "World Science: Problems and Innovations". Sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (v 2 ch.). (Penza, 30 marta 2017 g.) ["World Science: Problems and Innovations". Proc. 8th Int. sci.-pract. conf. (in 2 pts.). (Penza, 30 March, 2017). Penza: Nauka i Prosveshcheniye, 2017, pp. 123-125.

4. Matveyeva T. Yu. Vvedeniye v makroekonomiku [Introduction to macroeconomics]. Moscow: HSE Publ., 2008. 511 p.

5. Arrow K. J., Kruz M. Public investment, the rate of return, and optimal fiscal policy. London, N. Y.: Routledge Publ., 2013. 218 p.

6. Zhu J., Jun He H., Tang J., Hu Zhong Yan. Tax-control network invoice machine management platform based on socket. In: 2016 2nd IEEE Int. Conf. on Computer and Communications (ICCC 2016). (Chengdu, China, 14-17 Oct. 2016). Piscataway, NJ: IEEE, 2016, pp. 2343-2348. DOI: 10.1109/Comp-Comm.2016.7925118.

7. Roshchupkina V. V. Aktualizatsiya napravleniy nalo-govogo kontrolya na urovne sub"yekta federatsii (na primere naloga na pribyl' organizatsiy) [Updating the areas of fiscal control at the level of the region of the Russian Federation (a case study of corporate income tax)]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2015, no. 29 (263), pp. 2-9.

8. Yanakov D. O. Sovershenstvovaniye fiskal'nykh in-strumentov protivodeystviya nalogovym pravona-rusheniyam [Improvement of fiscal instruments to counter tax offenses]. Terra Economicus, 2012, vol. 10, no. 2-3, pp. 143-145.

9. On the use of cash registers in the implementation of cash payments and (or) payments using payment cards. Federal Law of May 22, 2003 No. 54-FZ (as amended on July 3, 2016 No. 290-FZ). Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_42359/. Accessed 25.10.2018. (in Russ.).

10. On state regulation of the production and circulation of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and on limiting the consumption (drinking) of alcoholic beverages. Federal Law of November 22, 1995 No. 171-FZ (as amended on July 29, 2017 No. 278-FZ). Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 8368/. Accessed 25.10.2018. (in Russ.).

11. On the extension of a pilot project to test software that implements the functions of the task of the risk management system in assessing taxpayers of VAT. Order of June 24, 2016 No. 533-od. Federal Tax Service. Available at: https://www.nalog.ru/rn28/ about_fts/docs/6132052/. Accessed 25.10.2018. (in Russ.).

12. Tax Code of the Russian Federation (TC RF) of July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended on July 18, 2017 No. 173-FZ). Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19671/. Accessed 25.10.2018. (in Russ.).

13. Zakharova L. I. Primeneniye informatsionnykh tekh-nologiy v osushchestvlenii nalogovykh reform [The use of information technologies in the implementation of tax reforms]. Naukograd nauka proizvod-stvo obshchestvo, 2016, no. 3, pp. 61-64.

14. Aytkhozhina G. S. Reformirovaniye nalogovogo kon-trolya v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape [Reforming of the tax control in the Russian Federation at the present stage]. Vestnik Omskogo uni-versiteta. Seriya: Ekonomika, 2016, no. 4, pp. 5-10.

15. Since 2017, cooperation between business and tax authorities in the form of tax monitoring has been expanding. Federal Tax Service. Available at: https:// www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6269176/. Accessed 25.10.2018. (in Russ.).

16. On approval of the concept of the system of planning field tax audits. Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation of May 30, 2007 No. MM-3-06 / 333 @ (as amended on 05.10.2012 No. MMB-7-2 / 297 @). Consultant Plus. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/. Accessed 25.10.2018. (in Russ.).

17. Ranyard R. Economic psychology. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2017. 512 p.

18. Aliyev B. Kh., Kazimagomedova Z. A., Veliyev M., Ankhayeva A. A. Sovershenstvovaniye kontrol'noy raboty nalogovykh organov po ischisleniyu i vzi-maniyu nalogovykh platezhey v RF [Improving the control work of the tax authorities on the calculation and collection of tax payments in the Russian Federation]. Fundamental'nyye issledovaniya, 2016, no.9-1, pp.102-106.

19. Budanova E. Yu., Tarasova E. V. Sevast'yanov I. A. Povysheniye effektivnosti nalogovogo kontrolya [Improving the efficiency of tax control]. In: Moder-nizatsiya Rossii: aktual'nyye voprosy nalogovo-fi-nansovogo regulirovaniya ekonomiki. Mat. IV Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. (Saratov, 17 dekabrya 2015 g.) [Modernization of Russia: Current issues of tax and financial regulation of the economy. Proc. 4th Int. sci.-pract. conf. (Saratov, 17 Dec. 2015).

Saratov: Saratov Social and Economic Inst. Publ., x 2016, pp.25-29.

20. Gyul'magomedova G. A. Effektivnost' nalogovogo q kontrolya v sisteme reformirovaniya finansovykh ^ institutov RF [The effectiveness of tax control in ^ the reform of financial institutions of the Russian K Federation]. Aktual'nyye voprosy sovremennoy eko- ^ nomiki v global'nom mire, 2016, no. 5, pp. 271-273. ^

21. The effectiveness of the Federal Tax Service of Russia. « Federal Tax Service. Available at: https://www.nalog. ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ ^ effectiveness/. Accessed 25.10.2018. (in Russ.). lu

22. Kobyakova E. A. Ispol'zovaniye avtomatizirovan- lo nykh informatsionnykh tekhnologiy pri provedenii 2 nalogovykh proverok ASK NDS, ASK NDS-2 [The ^ use of automated information technology in con- 3 ducting tax audits ASK NDS, ASK NDS-2]. In: i Arkhitektura finansov: antikrizisnyye finansovyye < strategii v usloviyakh global'nykhperemen. Sb. mat. h VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Sankt-Peter- < burg, 21-22 aprelya 2016 g.) [Architecture of finance: Anti-crisis financial strategies in the context

of global change. Proc. 7th Int. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, 21-22 April 2016). St. Petersburg: SPb. State Economic Univ., 2016, pp. 10-14.

23. Svistun S. P., Alekseyev N. P. Patentnaya sistema nalogooblozheniya i puti eye sovershenstvovaniya [The patent system of taxation and ways to improve it]. Aktual'nyye voprosy ekonomicheskikh nauk,

2016, no.50-2, pp.49-53.

24. Babushkin A. E. Uchet i kontrol' alkogol'noy produk-tsii cherez sistemu EGAIS [Accounting and control of alcohol products through the Unified State Automated Information System]. Ekonomika i sotsium,

2017, no. 2 (33), pp. 211-213.

25. Shirokova N. P. Roznichnaya torgovlya alkogolem: otsenka EGAIS [Retail trade in alcohol: USAIS assessment]. Genezis ekonomicheskikh i sotsial'nykh problem sub"yektov rynochnogo khozyaystva v Rossii, 2017, vol. 1, no. 11, pp. 90-93.

26. Belogina N. S., Istomin D. A. Problemy i naprav-leniya razvitiya kontrolya operatsiy s denezhnymi sredstvami [Problems and directions of development of control of operations with cash]. Innovatsii v nauke, 2017, no. 3 (64), pp. 63-66.

27. Grinkevich L. S., Zhalonkina I. Yu. Novyy poryadok primeneniya kontrol'no-kassovoy tekhniki: prichiny vvedeniya i posledstviya [A new order of use of the control and cash equipment: Reasons of introduction and consequences]. Sibirskaya finansovaya shkola, 2017, no. 3 (122), pp. 60-64.

28. Egorova E. N., Savin D. A. Sovershenstvovaniye pro-vedeniya predproverochnogo analiza v tselyakh uve-licheniya rezul'tativnosti vyyezdnykh nalogovykh proverok [Improving the pre-audit analysis in order to increase the effectiveness of field tax audits]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2013, no. 26 (164), pp. 39-44.

29. Bogdanov V. N., Bludov D. A., Vikhlyantsev P. S., Simonov M. V. EGAIS kak sistema sploshnogo (skvoz-nogo) ucheta produktsii [USAIS as a system of continuous (pass-through) accounting of products. Go-sudarstvo i alkogol'nyy rynok, 2014, no. 1, pp. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.