Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВАЯ СФЕРА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гюльмагомедова Гульзар Ахмедуллаховна

В статье рассматривается сущность, роль и значимость налогового контроля в современных условиях. Определены основные виды и факторы налогового контроля, рассмотрены основные показатели и риски налогового контроля в сложившейся ситуации. Также выявлены основные проблемы налогового контроля и предложены меры, направленные на решение выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL DEVELOPMENT TRENDS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the essence, role and significance of tax control in modern conditions. The main types and factors of tax control are determined, the main indicators and risks of tax control in the current situation are considered. Also, the main problems of tax control are identified and measures are proposed to solve the identified problems.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_8_769 УДК 336.2

Гюльмагомедова Гульзар Ахмедуллаховна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: gulzar71@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается сущность, роль и значимость налогового контроля в современных условиях. Определены основные виды и факторы налогового контроля, рассмотрены основные показатели и риски налогового контроля в сложившейся ситуации. Также выявлены основные проблемы налогового контроля и предложены меры, направленные на решение выявленных проблем.

Ключевые слова: налоговый контроль; налоговая проверка; налоговая сфера; налоговые органы.

UDC 336.2

Gulmagomedova Gulzar Akhmedullakhovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: gulzar71@mail.ru

TAX CONTROL DEVELOPMENT TRENDS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the essence, role and significance of tax control in modern conditions. The main types and factors of tax control are determined, the main indicators and risks of tax control in the current situation are considered. Also, the main problems of tax control are identified and measures are proposed to solve the identified problems.

Keywords: tax control; tax audit; tax area; tax authorities.

Актуальность настоящего исследования характеризуется существенной особенностью налогового контроля в финансовой системе государства и, соответственно, определяется проблемами его правового регулирования, требующими решения. Это один из основных элементов государственного налогового администрирования, что объясняется рядом факторов воздействия, таких как систематическое недопоступление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, частые изменения самого налогового законодательства, нежелание отдельных налогоплательщиков своевременно уплачивать налоговые платежи в полном объеме,

нестабильность социально-экономического развития государства и т.д. [14].

В то же время ключевым инструментом применения налогового контроля является надзор за процессами уплаты налогов и сборов, их правильностью и своевременностью. Это отмечено в п. 1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации [7] (далее - НК РФ). В соответствии с этим осуществляется деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением плательщиками налогов и сборов, страховых взносов и исполнение налоговыми агентами российского налогового законодательства о налогах и сборах, предусмотренных НК РФ.

Спецификой налогового контроля в стране являются следующие его аспекты:

1) способствует поступлению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

2) обеспечивает укрепление налоговой дисциплины и финансового правопорядка;

3) реализует защитную функцию в системе контроля, которая способствует преследованию налоговых правонарушений, а также осуществлению превентивной функции, которая помогает предотвратить появление новых аналогичных правонарушений [14].

Проверка, проводимая в налоговой сфере, подразумевает деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. Процессы их организации в форме налоговых проверок, сроки и периодичность регулируются гл. 14 Налогового кодекса.

Данный вид контроля реализуется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки.

Как правило, проведение данных видов налоговых проверок преследует такую цель, как обеспечение контроля в соблюдении налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом российского налогового законодательства [1; 9].

В 2020 г. условия реализации экономической политики кардинально изменились в

связи с коронавирусной инфекцией. Весной 2020 г. произошёл коллапс как в экономике Российской Федерации в целом, так и в системе управления налогами. Правительство РФ разработало проект по мерам обеспечения устойчивого развития на период пандемии. Данный проект предусматривает льготы и меры поддержки для налогоплательщиков в связи с распространением новой коронави -русной инфекции.

Непростая экономическая ситуация в государстве, связанная с коронавирусной инфекцией, стала причиной мобилизации всех резервов, которые могли бы улучшить бюджетную обстановку и восстановить экономическую активность. За 2020 г. доходы в бюджет снизились более чем на 11%, а расходы в свою очередь увеличились приблизительно на 23%. Данная ситуация стала причиной для ужесточения налоговой политики.

Органы налоговой службы установили, что НДФЛ будет взиматься как с доходов по банковским вкладам, так и с доходов по определенным ценным бумагам. Также была установлена повышенная ставка НДФЛ в раз -мере 15% для доходов налогоплательщика свыше 5 млн рублей. Нельзя не отметить отмену специального налогового режима «ЕНВД» в 2020 г., который действовал с 1998 года. Благодаря цифровизации и современным технологиям органами налогового контроля было проведено исследование и замечено, что плательщики ЕНВД недоплачивали значительные суммы в бюджет, и его отмена имела сугубо фискальную функцию.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, внедрение цифровых технологий способствует повышению собираемости налогов. Так было создано единое информационное пространство администрирования доходов, также увеличилось число плательщиков налога на профессиональный доход, что связано с бездекларационным форматом администрирования с минимальными издержками для налогоплательщиков. Государство создает все больше условий для того, чтобы налогоплательщики добровольно и своевременно уплачивали налоги и иные платежи. Был создан институт авансовой уплаты налогов для физических лиц, а также уменьшен объем требуемой отчетности по имущественным налогам организаций [11].

Для того чтобы оценить статистические показатели налогового контроля в Российской Федерации, необходимо проанализировать итоги оперативного налогового контроля, который также является текущим контролем, то есть проводимым во время отчетного налогового периода. В данном случае речь идет об итогах камеральных и выездных налоговых проверкок. Результаты деятельности этих видов контроля отражены в отчетности о результатах контрольных мероприятий налоговых органов по форме 2-НК.

Итоги налогового контроля можно оценить по двум показателям: результативность и эффективность. Данный метод расчета применим в налоговых органах российского государства и является общепринятым оценке показателей деятельности подразделений камерального и выездного контроля (контрольных мероприятий). В основе исследования лежит сводный отчет по всей Российской Федерации. Данные из отчета пред-

ставлены в табл. 1 [12].

Показатель результативности определяет работу налоговых органов в процессе проведения контрольных мероприятий, которая выражается в отношении количества действий, выявивших нарушения налогового законодательства, к количеству принятых мер.

По данным табл. 1 за анализируемый период наблюдается снижение количества проверок. В то же время имеет место снижение количества выявленных нарушений. Соответственно, наблюдается сокращение количества проверок по отношению ко всем субъектам проверки. Статистика показывает, что наибольшее количество проверок приходится на организации, а наименьшее - на ин -дивидуальных предпринимателей и физических лиц. Такое сокращение числа проверок, по-видимому, связано с ослаблением административных мер со стороны Федеральной налоговой службы.

2018 2019 2020

Камеральные налоговое проверки 67 889 990 62 843 660 61 490 686

Из них выявивших нарушения 3 529 8320 2 447 878 2 383 741

Дополнительно начислено платежей (тыс. ежШ 55 132 481 37 804 520 52 481 228

Выездные налоговые проверки 13 753 9 069 5 915

Из них выявивших нарушения 13452 & 701 5 652

Дополнительно начислено платежей (тыс. 313 353 616 298 106 346 194 082 675

Таблица 1 - Анализ основных показателей контрольной работы налоговых органов в Российской Федерации (отчет по форме № 2-НК [13])

В условиях пандемии необходимость бложения электронного бизнеса послужила определения основных элементов налогоо- спектром набравшей популярность в рос-

сийской налоговой системе. Однако пока законодательство не определяет понятийный аппарат электронного бизнеса, интернет-торговли, электронной коммерции, хотя эти термины постоянно используются всеми. Кроме того, критерии отнесения цифровых продуктов к товарам или услугам и особенности их налогообложения не закреплены в российском законодательстве. Следовательно, налоговый контроль электронного бизнеса затруднен, что определяет, в первую очередь, четкое определение и законодательное закрепление рассматриваемых понятий в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также глубокое изучение системы налогообложения цифровых продуктов.

Также немаловажной проблемой реформирования налогового контроля является недостаточная информатизация больших данных. Решением этой проблемы могло бы стать использование информационных технологий для доступа к информации о налогоплательщике, сравнения данных контрагентов и выявления незаконной деятельности и уклонения от уплаты налогов. В то же время использование больших данных влечет за собой серьезные риски как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Появление полной информации о налогоплательщиках нарушает налоговую тайну, ее раскрытие неизбежно увеличивает риски взлома хранилищ серверов налогоплательщиков путем несанкционированного доступа к корпоративным и банковским системам субъекта открытых данных [4].

Выделяется ряд факторов, обусловливающих не только значение самого налогового контроля, но и важность совершенствования данной системы и ее регулирования. К ним можно отнести:

- регулярный дефицит налоговых платежей в бюджеты всех уровней;

- восприимчивость к изменениям в налоговом законодательстве;

- отсутствие желания у отдельных налогоплательщиков своевременно и в полном объеме производить налоговые платежи;

- нестабильность социально-экономического развития государства [10].

Поэтому важной задачей налоговых органов является не только освоение технологии больших данных в короткие сроки, но и обеспечение надежной защиты инфор-

мации, возможности доступа к ней только должностных лиц. Это определяет большую ответственность регулирующих органов за обеспечение надежной безопасности при использовании данной технологии.

Проблемы, касающиеся факторов влияния на успешность налогового контроля, рассмотренные выше, определяются высоким уровнем развития технологий, что создает новые условия для развития, с одной стороны, бизнеса и общества в целом, а с другой стороны, возникновения качественно иных рисков для конституционных прав и свобод граждан. В результате, вследствие реализации налогового администрирования этого процесса, риски использования больших данных в налоговой сфере могут быть сведены к следующему:

1) утечка данных, то есть потеря контроля над их использованием, влекущая за собой доступ к ним нежелательных лиц и возможность совершения мошеннических действий с их помощью;

2) обработка неточных или неполных данных, которые наносят ущерб налогоплательщикам;

3) нарушение налоговой тайны и неприкосновенность частной жизни налогоплательщиков.

В результате возникает серьезная и неразрешимая проблема государственного регулирования использования технологий больших данных в налоговой сфере [4]. В то же время государственное регулирование должно осуществляться в соответствии с европейским законодательством и полезными элементами американской модели, разумеется, с учетом российских реалий. Однако нет необходимости регулировать большие данные в отрыве от законодательства о персональных данных.

Кроме того, в современных условиях широкое толкование понятия больших данных определяет пересечение с понятием персональных данных, что неизбежно, поскольку большие данные могут косвенно, то есть с привлечением дополнительной информации, идентифицировать личность и нарушать неприкосновенность личной жизни, что способствует нарушению конституционного права граждан.

Одним из способов повышения эффективности налогового контроля может стать

сосредоточение проверяющих отделов исключительно на проверке конкретных налогов. Следует вывести, например, страховые взносы для работы в другие отделы. Применение данного подхода позволит тратить ресурсы на более узкую специализацию, тем самым повысив эффективность работы. В настоящее время существует серьезная неравномерность распределения нагрузки, при которой, например, огромное внимание уделяется вопросам контроля НДС в ущерб другим налогам и сборам.

Кроме того, следует обратить внимание на такой инновационный вид контрольных мероприятий, как налоговый мониторинг, который заменяет традиционные проверки для онлайн-взаимодействия в условиях удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. При этом если ще в 2020 г. количество налогоплательщиков, изъявивших желание встать на налоговый мониторинг, составляло 96 организаций, то в 2021 г. данный показатель увеличился до 209 организаций [2; 3].

Поскольку налоговый мониторинг предусматривает проведение комплексного анализа деятельности налогоплательщика, со стороны налоговых органов минимизируется количество нарушений законодательства. Такой метод организации контрольных мероприятий позволяет налоговому органу сократить объем требуемых документов и аккумулировать ресурсы для проверки тех операций, которые содержат элементы риска.

В последующие годы налоговые органы планируют создать равные условия для ведения бизнеса, сократить издержки государственного управления. Также важно продолжать формировать цифровые сервисы предоставления услуг для сокращения издержек предпринимательства. Немаловажным является увеличение прозрачности экономики за счет цифровизации, сокращение теневого сектора экономики.

Необходимо отметить, что рост эффективности налогового контроля не должен негативно влиять на финансово-хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков, так как совершенствование деятельности органов налогового контроля не предусматривает его усложнения [11].

Таким образом, можно сказать, что наблюдается снижение эффективности налоговых проверок, количества проводимых контрольных мероприятий, но в то же время наблюдается и более грамотная работа налогоплательщиков. Проблемы в этой области отмечаются наряду со спецификой организации налоговых органов, наличием недисциплинированных и экономически неграмотных налогоплательщиков, изменениями в законодательстве и профессионализме налоговых инспекторов.

Направления повышения качества налогового контроля в Российской Федерации являются важным и необходимым элементом формирования прозрачной и эффективной налоговой системы страны. Необходимо создать условия для обеспечения поступления налоговых платежей в государственный бюджет наряду с соблюдением прав и интересов налогоплательщиков. В результате разрабатываемые меры по преодолению проблем налогового контроля в России и его дальнейшему совершенствованию должны быть комплексными и учитывать специфику российских условий.

Список литературы

1. Абдулкадыров, А.С. Анализ эффективности проведения налогового маневра в нефтяной отрасли и его возможных последствий / А.С. Абдулкадыров, Е.П. Жигулина, А.В. Крыхтин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 7 (60). - С. 67-70.

2. Абдулкадыров, А.С. Перспективы развития налогового маневра в нефтегазовой отрасли / А.С. Абдулкадыров, Н.Э. Проскурова, Е.П. Жигулина, А.Р. Кодырова // Экономика и предпринимательство. -2018. - № 3 (92). - С. 1091-1096.

3. Буханов, А.С. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля: состояние и перспективы развития / А.С. Буханов // Наука и образо -вание: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2021. - 36-40.

4. Кирова, Е.А. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики / Е.А. Кирова // Вестник университета. - 2020. - № 9. - С. 94-99.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 09.12.2021).

6. Кудреватых, Н.В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права / Н.В. Кудреватых. - 2020. - № 6-2. -С. 253-261.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с

изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2020). - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 06.12.2021).

8. Отчет по форме № 2-НК. - URL: https://www. nalog.gov.ru/rn61/related_activities/ (дата обращения: 25.10.2021).

9. Понятие и виды налоговых проверок. - URL: https://mojnourista.ru/blog/2020/12/07/opredelenie-vidy-nalogovyh-proverok/ (дата обращения: 25.10.2021).

10. Сидорова, Л.Н. Актуальные проблемы налогового контроля и пути их решения / Л.Н. Сидорова, С.В. Челак // Экономика предприятий, регионов, стран: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С. 112-114.

11. Стоянова, А.А. Стратегические направления развития налогового контроля в России на 2021-2023 гг. / А.А. Стоянова, А.Н. Майорова // Материалы Второ -го международного научно-практического форума по экономической безопасности «VII ВСКЭБ». - Москва, 2021. - С. 335—341.

12. Тазетдинова, Л.В. Анализ налоговых проверок в Российской Федерации / Л.В. Тазетдинова // Исследования молодых ученых : материалы XX Международной научной конференции (г. Казань, май 2021 г.). -Казань: Молодой ученый, 2021. - С. 27-31.

13. Федеральная налоговая служба: официальный сайт. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn61/related_ activities/ (дата обращения: 25.10.2021).

14. Финогентов, С.Н. Актуальные проблемы налогового контроля и пути их решения / С.Н. Финогентов // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки» - № 6 (45). - URL: https://alley-science.ru/ (дата обращения: 25.10.2021).

References

1. Abdulkady'rov A.S. Analiz e'ffektivnosti provedeniya nalogovogo manevra v neftyanoj otrasli i ego vozmozhny'x posledstvij / A.S. Abdulkady'rov, E.P. Zhigulina, A.V. Kry'xtin. E'konomika ipredprinimatel'stvo. 2015. № 7 (60). S. 67-70.

2. Abdulkady'rov A.S. Perspektivy' razvitiya nalogovogo manevra v neftegazovoj otrasli / A.S. Abdulkady'rov, N.E'. Proskurova, E.P. Zhigulina, A.R. Kody'rova. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 3 (92). S. 1091-1096.

3. Buxanov A.S. Nalogovy'j kontrol' v sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontrolya: sostoyanie i perspektivy' razvitiya. Nauka i obrazovanie: xozyajstvo i

e'konomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2021. 36-40.

4. Kirova E.A. Modernizaciya nalogovogo kontrolya v usloviyax cifrovizacii e'konomiki. Vestnik universiteta.

2020. № 9. S. 94-99.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrenny'mi v xode obshherossijskogo golosovaniya

01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (data obrashheniya: 09.12.2021).

6. Kudrevaty'x N.V. Ocenka rezul'tatov nalogovogo kontrolya v RF. Vestnik Altajskoj akademii e'konomiki i prava. 2020. № 6-2. S. 253-261.

7. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 23.11.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 09.12.2020). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (data obrashheniya: 06.12.2021).

8. Otchet po forme № 2-NK. URL: https://www. nalog.gov.ru/rn61/related_activities/ (data obrashheniya:

25.10.2021).

9. Ponyatie i vidy nalogovyx proverok. URL: https:// mojnourista.ru/blog/2020/12/07/opredelenie-vidy-nalogovyh-proverok/ (data obrashheniya: 25.10.2021).

10. Sidorova L.N. Aktual'ny'e problemy' nalogovogo kontrolya i puti ix resheniya / L.N. Sidorova, S.V. Chelak. E'konomika predpriyatij, regionov, stran: aktual'ny'e voprosy i sovremennye aspekty: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2021. S. 112-114.

11. Stoyanova A.A. Strategicheskie napravleniya razvitiya nalogovogo kontrolya v Rossii na 2021-2023 gg. / A.A. Stoyanova, A.N. Majorova. Materialy' Vtorogo mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma po e'konomicheskoj bezopasnosti «VII VSKE'B». Moskva,

2021. S. 335—341.

12. Tazetdinova L.V. Analiz nalogovy'x proverok v Rossijskoj Federacii. Issledovaniya molodyx uchenyx : materialy' XX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kazan', maj 2021 g.). Kazan': Molodoj ucheny'j, 2021. S. 27-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Federal'naya nalogovaya sluzhba: oficial'nyj sajt. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn61/related_activities/ (data obrashheniya: 25.10.2021).

14. Finogentov S.N. Aktual'ny'e problemy' nalogovogo kontrolya i puti ix resheniya. Nauchno-prakticheskij e'lektronnyjzhurnal «Alleya Nauki» № 6 (45). URL: https:// alley-science.ru/ (data obrashheniya: 25.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.