Научная статья на тему 'Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России'

Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1661
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / налоговый контроль / налоговые органы / органы государственной власти / функции и методы налогового администрирования / учет налогоплательщиков / налоговое законодательство / налоговая политика / правильность исчисления и уплаты налогов / налоговые поступления / оптимальная система налогообложения / применение мер ответственности / проверка деятельности налоговых органов / управление налоговой системой / tax administration / tax control / tax authorities / state authorities / functions and methods of tax administration / recording of taxpayers / tax legislation / tax policy / the correct calculation and payment of taxes / tax revenue / optimal taxation / compliance / audit of tax authorities / managing tax system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонид Дмитриевич Кузнецов

На основе информации и опыта работы в налоговых органах даны определения налогового администрирования, в связи с тем, что указанное администрирование законодательно не установлено. Отражены функции и методы налогового администрирования. Обоснована цель побуждения налогоплательщиков и плательщиков сборов к добросовестному исполнению своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Кроме того, выявлено, что налоговому администрированию присущи разработки процедур налогообложения, методологии и отчетности, консультирования налогоплательщиков. Показаны различия между налоговым администрированием и налоговым контролем. Заявлено, что налоговое администрирование значительно шире понятия налогового контроля и по функциям налоговое администрирование занимает промежуточное положение между налоговым контролем и управлением налоговой системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION AS AN ELEMENT OF THE RUSSIAN TAX SYSTEM

On the basis of information and experience in the tax authorities, the definitions of tax administration are given, due to the fact that the specified administration is not legally established. The functions and methods of tax administration are reflected. The purpose of inducing taxpayers and payers of fees to conscientiously perform their duties to pay taxes and fees is justified. In addition, it was found that tax administration is characterized by developing tax procedures, methodology and reporting, and consulting taxpayers. Distinctions between tax administration and tax control are clearly shown. It is stated that tax administration is much broader than the concept of tax control and the functions of tax administration occupy an intermediate position between tax control and the management of the tax system.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10037

ББК 67 © Л.Д. Кузнецов, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Леонид Дмитриевич Кузнецов, профессор кафедры административного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. На основе информации и опыта работы в налоговых органах даны определения налогового администрирования, в связи с тем, что указанное администрирование законодательно не установлено. Отражены функции и методы налогового администрирования. Обоснована цель побуждения налогоплательщиков и плательщиков сборов к добросовестному исполнению своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Кроме того, выявлено, что налоговому администрированию присущи разработки процедур налогообложения, методологии и отчетности, консультирования налогоплательщиков. Показаны различия между налоговым администрированием и налоговым контролем. Заявлено, что налоговое администрирование значительно шире понятия налогового контроля и по функциям налоговое администрирование занимает промежуточное положение между налоговым контролем и управлением налоговой системой.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговые органы, органы государственной власти, функции и методы налогового администрирования, учет налогоплательщиков, налоговое законодательство, налоговая политика, правильность исчисления и уплаты налогов, налоговые поступления, оптимальная система налогообложения, применение мер ответственности, проверка деятельности налоговых органов, управление налоговой системой.

TAX ADMINISTRATION AS AN ELEMENT OF THE RUSSIAN TAX SYSTEM

Leonid D. Kuznetsov, professor of the department administrative law, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. On the basis of information and experience in the tax authorities, the definitions of tax administration are given, due to the fact that the specified administration is not legally established. The functions and methods of tax administration are reflected. The purpose of inducing taxpayers and payers of fees to conscientiously perform their duties to pay taxes and fees is justified. In addition, it was found that tax administration is characterized by developing tax procedures, methodology and reporting, and consulting taxpayers. Distinctions between tax administration and tax control are clearly shown. It is stated that tax administration is much broader than the concept of tax control and the functions of tax administration occupy an intermediate position between tax control and the management of the tax system.

Keywords: tax administration, tax control, tax authorities, state authorities, functions and methods of tax administration, recording of taxpayers, tax legislation, tax policy, the correct calculation and payment of taxes, tax revenue, optimal taxation, compliance, audit of tax authorities, managing tax system.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кузнецов Л.Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):170-172.

В настоящее время в России налоговое администрирование законодательно не установлено. Читая литературу, связанную с налогообложением, люди пытаются понять сущность налогового администрирования. Оно применяется в официальных документах, где довольно часто под управлением налогообложения подразумевается налоговое администрирование.

Под налоговым администрированием А.В. Аронов и В.А. Кашин подразумевают совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) обеспечивают функционирование налогового механизма

и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике [2].

О.А. Миронова и Ханафеев Ф.Ф. считают, что налоговое администрирование — это динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики [6].

Прошло более 27 лет со дня образования налоговой системы России и сейчас граждане начинают осознавать, что только эффективная налоговая система отвечает интересам государства. Для того, чтобы система была эффективной, применяется налоговое администрирование, которое оказывает значительное

влияние на экономику страны. Ведь от полноты наполнения федерального бюджета и бюджетов других уровней зависят успешное развитие государства, величина заработных плат бюджетников, социальные пособия и другие блага.

Налоговое администрирование может обеспечить разумную нагрузку на налогоплательщиков, надлежащий контроль со стороны налоговых органов. Оно гарантирует прозрачность и порядок в налогообложении. Для налогоплательщиков предпочтительным является честная уплата всех видов налогов и оптимизация налогообложения.

Налоговым администрированием является управление налогообложением, осуществляемое на государственном уровне, т.е. администрирование предусматривает организацию исполнения законодательных и нормативных актов, выявляет обстоятельства, которые мешают эффективной работе налоговой системы.

Налоговое администрирование также связано с совершенствованием налогового законодательства. Благодаря чему, регулярно вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ.

К методам налогового администрирования относятся способы контроля за исполнением налогового законодательства, в частности по: учету налогоплательщиков и плательщиков сборов; контролю применения налогового законодательства; проверке правильности исчисления и уплаты налогов; применению мер ответственности к налогоплательщикам; проверке деятельности налоговых органов.

Самыми важными и объемными методами налогового администрирования являются налоговые проверки налогоплательщиков.

В целях сокращения расходов на содержание налоговых органов осуществляется работа по оптимизации взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. К добросовестным налогоплательщикам применяется режим наибольшего благоприятствования, вплоть до освобождения их от выездных проверок. Введено предоставление отчетных документов налогоплательщиками на электронных носителях. Практикуется получение информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат. Внедрено применение оптимальных систем хранения документов, облегчающих их поиск и обработку. Постоянно осуществляется повышение профессионального уровня работников налоговых органов, внедряется стандартизация и автоматизация в работе.

Налоговое администрирование предусматривает своей целью побуждение налогоплательщиков и плательщиков сборов к добросовестному исполнению своих обязанностей по уплате налогов и сборов.

Налоговое администрирование в своей практической деятельности применяет:

♦ наказание (штрафы, пени и т.д.);

♦ предоставление права выбора налогоплательщикам оптимальной для них системы налогообложения;

♦ налоговое консультирование.

Налоговому администрированию присущи определенные функции на различных уровнях. Например, на уровне исполнительных органов государственной власти принимаются решения по основным направлениям налоговой политики. Названная власть устанавливает величину основных показателей по видам налогов, анализирует и прогнозирует перспективы налоговых поступлений. На этом уровне налоговое администрирование выражается в форме обработки полученной информации, путем подготовки предложений по совершенствованию налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики.

На уровне Министерства финансов РФ налоговому администрированию присущи разработки процедур налогообложения, методологии и отчетности, консультирования налогоплательщиков. На этом уровне оно выражается в форме адекватного изменения методологии и конкретных процедур налогообложения.

На следующем уровне налоговое администрирование осуществляет Федеральная налоговая служба России. Ее работники непосредственно взаимодействуют с налогоплательщиками и осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов. На этом уровне оно выражается в форме изменения взаимодействия с налогоплательщиками, а также поиска эффективных мер контроля, выявления схем нарушения налогового законодательства и их пересечения.

Кроме того, налоговое администрирование осуществляет деятельность по определению направлений налоговой политики, организации учета налогоплательщиков, разработке форм отчетности, контролю за исполнением налогового законодательства, прогнозированию и анализу объемов налоговых поступ-

№ 1 / 2020

Вестник Московского университета МВД России

171

лений, выявлению схем уклонения от уплаты налогов. Несомненно, что некоторые функции пересекаются при реализации налогового администрирования.

Таким образом, налоговое администрирование значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет, в первую очередь, контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления и уплаты налогов. Однако, оно еще предполагает разработку методологии проверок как составной части налогового администрирования, в том числе порядка проверок вышестоящими налоговыми органами нижестоящих.

Привлечение виновных лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства также является составной частью функций налогового администрирования.

Важной функцией налогового администрирования является сбор информации, и ее обработка. К ним относятся данные по начислению налогов и по процедуре их сбора. Включают сюда и методологию проверок, выявление способов уклонения от налогов.

Налоговое администрирование вырабатывает предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, корректирует направления налоговой политики.

Следовательно, функции налогового администрирования занимают промежуточное положение между налоговым контролем (так как они шире функций контроля) и управлением налоговой системой РФ.

Таким образом, налоговое администрирование представляет собой понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Именно налоговое администрирование осуществляет управление налоговой системой России.

Литература

1. Адамов Н, Смирнова А. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт // Финансовая газета. 2011. № 23. С. 32-35.

2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.

3. Белых О.И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап // Молодой ученый. 2016. № 20. С. 266-269.

4. Гоголев А.М. Современное состояние и проблемы развития налогового администрирования // Публичное и частное право. 2014. № 3. С. 211-216.

5. Лапин А.В. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 28-37.

6. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л, 2005.

7. Мишустин М.В. Основы администрирования имущественных налогов. М.: Юнити-Дана, 2012.

8. Старикова С.С. Налоговое администрирование как способ управления налоговыми рисками // Школа университетской науки: парадигма развития. 2014. № 5. С. 20-36.

9. Фетисов П.С. Проблемы налогового администрирования в ходе проведения выездных налоговых проверок // Инновационное развитие экономики. 2015. № 3 (27). С. 56-59.

10. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. (утв. Минфином России) // СПС «Кон-сультантПлюс».

References

1. Adamo v N, Smirnova A. Tendentsii sovershenstvova-niya nalogovogo administrirovaniya i zarubezhnyy opyt // Fi-nansovaya gazeta. 2011. № 23. S. 32-35.

2. AronovA. V., Kashin V.A. Nalogi i nalogooblozhenie: Ucheb. posobiye. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2015.

3. Belykh O.I. Sovershenstvovanie nalogovogo administrirovaniya: ocherednoy etap // Molodoy uchenyy. 2016. № 20. S. 266-269.

4. Gogolev A.M. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya nalogovogo administrirovaniya // Publichnoe i chast-noe pravo. 2014. № 3. S. 211-216.

5. Lapin A. V. Aktual'nye problemy nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2015. № 6. S. 28-37.

6. Mironova O.A., Khanafeev F.F. Nalogovoe admini-strirovanie. M.: Omega-L, 2005.

7. Mishuchstin M.V. Osnovy administrirovaniya imushc-hestvennykh nalogov. M.: Yuniti-Dana, 2012.

8. Starikova S.S. Nalogovoe administrirovanie kak sposob upravleniya nalogovymi riskami // Shkola universitetskoy nauki: paradigma razvitiya. 2014. № 5. S. 20-36.

9. Fetisov P. S. Problemy nalogovogo administrirovaniya v khode provedeniya vyyezdnykh nalogovykh proverok // In-novatsionnoe razvitie ekonomiki. 2015. № 3 (27). S. 56-59.

10. Osnovnye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i ta-mozhenno-tarifnoy politiki na 2019 g. i na planovyy period 2020 i 2021 gg. (utv. Minfinom Rossii) // SPS «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.