Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_53 УДК 342
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE WELFARE STATE
БОЛОТАЕВА Ольга Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: hlolita@mail.ru;
Bolotaeva Olga Sergeevna,
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Law Faculty of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova. 677007, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. E-mail: hlolita@mail.ru
Краткая аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты влияния процессов и текущих результатов цифровизации на развитие социального государства, выполнение его функций. Реализация гражданами социально-экономических прав зачастую требует соблюдения ряда формальных процедур, что связано, как правило, с определенными издержками, которые значительно сокращаются в результате появления возможности совершения юридически значимых действий и взаимодействия с государственными органами и учреждениями посредством использования цифровых сервисов. Отмечается, что в результате развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровой форме наметилась тенденция сближения государства и общества в процессе цифрового взаимодействия, а также роста взаимного доверия между государством и гражданами. Сделан вывод о том, что наличие цифровых компетенций в значительной степени определяет доступность социальных благ и полноту реализации гражданами своих социально-экономических прав, вследствие чего у современного социального государства появляются функции, направленные на формирование цифровых компетенций населения.
Abstract. The article reveals some aspects of the influence of the processes and current results of digitalization on the development of the welfare state, the performance of its functions. The exercise by citizens of socio-economic rights often requires adherence to a number of formal procedures, which, as a rule, is associated with certain costs, which are significantly reduced as a result of the emergence of the possibility of performing legally significant actions and interaction with government bodies and institutions through the use of digital services. It is noted that as a result of the development of the system for the provision of state and municipal services in digital form, there has been a tendency for the state and society to converge in the process of digital interaction, as well as the growth of mutual trust between the state and citizens. It is concluded that the presence of digital competencies largely determines the availability of social benefits and the completeness of the realization by citizens of their socio-economic rights, as a result of which the modern welfare state has functions aimed at the formation of digital competencies of the population.
Ключевые слова: Социальное государство; социальная справедливость; социальное равенство; цифровизация; цифровая экономика; цифровое неравенство; цифровая грамотность; цифровая депривация.
Keywords: Welfare state; social justice; social equality; digitalization; digital economy; digital divide; digital literacy; digital deprivation.
Дата направления статьи в редакцию: 20.09.2021
Дата публикации: 29.10.2021
Концепция социального государства, получившая закрепление в ст. 7 Конституции РФ, предполагает реализацию государством политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 75.1 также содержатся важнейшие положения, раскрывающие социальный характер российского государства: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» [1].
Социальное государство обеспечивает высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности [2, с.40]. Функции социального государства предполагают создание благоприятных условий для полноценной реализации гражданами своих прав. Однако для этого недостаточно рационально распределять материальные блага и сглаживать социальные противоречия. В условиях интенсивного технологического прогресса и цифровой трансформации общества становится очевидным, что социальное государство должно также обеспечивать благополучие населения адекватно текущим социально-экономическим потребностям и создавать условия для развития общества в соответствии с существующими тенденциями.
Стабильное развитие экономики является важнейшим фактором, определяющим социальный характер государства - экономические отношения являются первичными по отношению к социальным, так как обеспечить высокий уровень жизни при «слабой» экономике невозможно [3, с. 76]. Таким образом, тенденции общественного развития в экономике, производстве, сферах гражданского оборота и информационного обмена должны поддерживаться, направляться и регулироваться государством. Только в этом случае можно говорить о полноценной реализации принципа социальной справедливости.
Сегодня в связи с всеобщей цифровизацией мы наблюдаем значительные трансформации во всех сферах жизни общества: экономике, социальной сфере, государственном и муниципальном управлении. Формируется цифровая экономика, и государство взяло на себя ответственность за ее успешное развитие [4]. Такая модель экономики нового типа и основанные на ней общественные отношения предполагают качественное изменение как функций социального государства, так и взаимоотношений государства и гражданского общества. Выделим основ-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 10(202)
ные моменты, отражающие позитивные тенденции и актуальные проблемы в этой сфере.
Практика применения цифровых технологий в сфере оказания государственных услуг показывает, что значительно упрощается взаимодействие человека и государства в решении различных текущих вопросов. С помощью удобных цифровых сервисов граждане имеют возможность совершать множество формальных процедур, связанных с реализацией социально-экономических прав и направленных на обеспечение социальных благ. В частности, Единый портал государственных и муниципальных услуг (портал «Госуслуги») позволяет гражданам легко и быстро решить многие социально значимые вопросы, не выходя из дома. При этом функционал сервиса постоянно расширяется, растет спектр оказываемых государством услуг. В целом, процессы цифровизации способствуют устранению многих барьеров (административных, бюрократических и т.д.) и сокращению издержек (временных, материальных) при взаимодействии человека и государства. Благодаря цифровизации сферы государственного управления формируется система взаимодействия государственных органов, организаций, граждан, бизнес-структур, где именно государство является объединяющей и направляющей силой, определяющей характер, содержание и результат такого взаимодействия. Кроме того, функционирование портала "Госуслуги" наглядно демонстрирует, что наряду с выполнением своих регулятивных, учётных, контрольных и охранительных функций государство может выступать связующим звеном между различными субъектами общества через оказание посреднических услуг: запись на приём к врачу, на вакцинацию, получение сертификата о вакцинации, подача документов на поступление в вуз и др.
Таким образом, цифровизация способствует расширению сферы взаимодействия государства и граждан, и такое цифровое взаимодействие может выступать катализатором роста доверия граждан к государству, что является немаловажным фактором развития государства социального, существующего для человека, для его блага. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на формировании и развитии правового сознания, устранению проявлений правового нигилизма, который часто формируется именно как следствие недоверия к государству, его политике, представителям власти.
Одной из задач социального государства является преодоление социального неравенства посредством рационального и справедливого распределения материальных благ (общественного продукта). В условиях цифровизации проблема экономического неравенства и социальных дистанций среди населения тесно связывается с проблемой цифрового неравенства. Последнее, в свою очередь, обусловлено двумя основными причинами.
Во-первых, цифровое неравенство возникает вследствие отсутствия в некоторых регионах надлежащей информационно-коммуникационной инфраструктуры (нет доступа к интернету либо качество связи низкое). Причина такого неравенства носит в основном экономический характер и может быть решена более эффективной финансовой и инвестиционной политикой государства.
Вторая причина цифрового неравенства - цифровой инфантилизм или цифровое невежество, то есть низкий уровень цифровой грамотности и цифровых компетенций населения. Это является гораздо более серьезной проблемой, чем неравенство, вызванное экономическими причинами. Здесь препятствиями являются установки человеческого сознания, исключающие стремление взаимодействовать с цифровыми объектами, осваивать их, боязнь нового и неизвестного, опасения в связи с возможными трудностями в освоении цифровых компетенций и т.д. Такие явления лежат в основе цифровой депривации - ситуации, когда привычный для большинства образ жизни является для конкретного индивида невозможным из-за отсутствия навыков использования информационно-коммуникационных технологий или желания и возможности их приобрести [5, с.432].
В исследованиях, посвященных проблемам цифрового неравенства, выводы о вовлеченности граждан в цифровую среду часто делаются на основе данных об использовании интернета населением и домохозяйствами, при этом в расчет принимается количество абонентов, подключенных к интернету, охват интернетом регионов и населенных пунктов, доля интернет-пользователей и т.п. Такие показатели никак не демонстрируют уровень цифровой грамотности граждан и не дают представления об истинном цифровом неравенстве, обусловленном недостаточными знаниями, умениями и навыками деятельности в цифровой среде.
Исследования цифровой грамотности граждан России в течение последних лет показывают, что уровень цифровых компетенций большей части населения остается невысоким. Так, согласно результатам репрезентативного всероссийского опроса населения по методологии DigСomp, проведенного Аналитическим центром НАФИ с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин», доля населения, обладающего высокой цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики в 2020 и 2021 годах составила 27%, что превысило показатели 2018 и 2019 годов всего лишь на 1% [6]. При этом в соответствии с показателями, запланированными федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» [7], указанные значения в 2020 и 2021 годах должны были составить 30% и 32% соответственно.
Повышение уровня цифровой грамотности населения должно стать одной из первоочередных задач государства, и такая работа должна проводиться систематически, с учетом развития сферы цифровых технологий и необходимости постоянного овладения новыми компетенциями. В противном случае, несмотря на все усилия по расширению доступа к интернету и улучшению качества связи, цифровой разрыв и неравенство в цифровых компетенциях граждан будут только расти. Полагаем, что в современных условиях к функциям социального государства (социальная защита, охрана труда и здоровья, поддержка науки и культуры, обеспечение занятости и т.д.) должны добавиться функции по разработке и реализации мероприятий, направленных на формирование цифровых компетенций населения. Знания, умения и навыки деятельности в цифровой среде сегодня во многом определяют социальный статус человека, возможность наиболее полной реализации им своих способностей, влияют на благополучие и благосостояние и, в конечном итоге, от них зависят социальное равенство, социальная справедливость и солидарность, на достижение которых направлена политика социального государства.
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Таким образом, цифровизация, предполагающая перевод в цифровой формат различных сфер деятельности, включая образование, здравоохранение, социальное обслуживание населения, государственное и муниципальное управление, является одним из факторов развития социального государства. Различные сервисы, основанные на применении цифровых технологий, существенно сокращая издержки и барьеры при реализации гражданами и организациями своих прав, создавая максимально удобные условия для осуществления формальных процедур, упрощают взаимодействие указанных субъектов с государством при решении текущих вопросов. В результате этого растет доверие граждан к государству как к структуре, функционирующей во благо человека и обеспечивающей реализацию его интересов, что в значительной мере позитивно влияет на развитие правового сознания. Современное социальное государство, обеспечивая социальное равенство и справедливость, должно способствовать преодолению не только экономического неравенства среди граждан, но и неравенства цифрового, поскольку наличие цифровых компетенций в современных условиях в значительной степени определяет доступность социальных благ и полноту реализации социально-экономических прав.
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.09.2021).
2. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А. Государство: сущность и его социальное назначение // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. №4 (26). 2020. - с. 35-42.
3. Феоктистов А.В. Социальное государство как государство нового типа // Наука. Общество. Государство. №2 (34). 2021. - с. 68-78.
4. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : утв. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. №7 // СПС Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/72296050/#friends (дата обращения 18.09.21).
5. Вершинская О.Н. Цифровая депривация // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. - с. 431-435.
6. Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году [Электронный ресурс] // Сайт аналитического центра НАФИ. - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/ (дата обращения 18.09.2021).
7. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru/poleznaya-informadya/material/Паспорт-федерального-проекта-Кадры-для-цифровой-экономики.pdf (дата обращения 18.09.2021).
References (transliterated):
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] : prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda : (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ30 dekabrya 2008 № 6-FKZ i № 8 - FKZ) // SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 18.09.2021).
2. Eriashvili N.D., Ivanova YU.A. Gosudarstvo: sushchnost' i ego social'noe naznachenie // Vestnik Akademii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii. №4 (26). 2020. - s. 35-42.
3. Feoktistov A.V. Social'noe gosudarstvo kak gosudarstvo novogo tipa // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. №2 (34). 2021. - s. 68-78.
4. Pasport nacional'nogo proekta «Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] : utv. Protokolom zasedaniya prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam ot 4 iyunya 2019 g. №7 // SPS Garant. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/72296050/#friends (data obrashcheniya 18.09.21).
5. Vershinskaya O.N. Cifrovaya deprivaciya // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. 2016. - s. 431 -435.
6. Vynuzhdennaya cifrovizaciya: issledovanie cifrovoj gramotnosti rossiyan v 2021 godu [Elektronnyj resurs] // Sajt ana-liticheskogo centra NAFI. - Rezhim dostupa: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/ (data obrashcheniya 18.09.2021).
7. Pasport federal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://digital.ac.gov.ru/poleznaya-informaciya/material/Pasport-federal'nogo-proekta-Kadry-dlya-cifrovoj-ekonomiki.pdf (data obrashcheniya 18.09.2021).