УДК 332.14 ГОРЛАЧЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ
доцент кафедры «Менеджмент и торговое дело» АНОО ВО Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,
e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Аннотация. Управление и регулирование рыночной среды в целях социально-экономического развития региона является важной задачей, требующей тщательного стратегического планирования, формирования и развития благоприятного климата всеми участниками рыночных отношений. Предметом работы является исследование социально-экономического развития региона и стратегического регулирования рыночной средой органами муниципального управления. Цель работы заключается в формировании и реализации стратегии государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях социально-экономического развития региона. В работе были использованы методы экономического и статистического анализа, методы экономико -статистического сравнения, методы аналогии, абстрактно-логические суждения, методы индукции и группировки, системный подход. Вопросам стратегического регионального развития уделено внимание в научных исследованиях и нормативно-правовых актах на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем изученность данных вопросов недостаточна. Практическая значимость работы состоит в развитии теоретических и практических аспектов формирования стратегии регулирования рыночной среды в целях социально-экономического развития Краснодарского края. Область применения результатов исследования: органы исполнительной власти региона, организации региона. В статье приводится обобщение результатов стратегического регионального развития, раскрывается модель управления рыночной средой и мероприятия по регулированию предпринимательской деятельности в Краснодарском крае. При формировании политики и стратегии социально-экономического развития региона необходимо запрограммировать функционирование территорий в рамках цифровой экономики. Меры государственного регулирования должны быть интерферированы в систему стратегического планирования социально-экономического развития региона и цифровой экономики в регионе, что требует повышения уровня технической и технологической грамотности у населения. Как следствие, повышается квалификация кадров, которая отражается на рыночной среде Краснодарского края, а также на социально-экономическом развитии региона.
Ключевые слова: государственное, региональное и муниципальное управление, социально-экономическое развитие.
GORLACHEVPA VEL VIKTOROVICH
associate Professor of "Management and trade" ANOO VO Krasnodar cooperative Institute (branch) of the Russian University of cooperation,
e-mail: [email protected]
"ISSUES OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE KRASNODAR REGION»
Abstract. Management and regulation of the market environment for the socio-economic development of the region is an important task that requires careful strategic planning, formation and development of a favorable climate by all participants of market relations. The subject of the work is the study of socio-economic development of the region and the strategic regulation of the market environment by municipal authorities. The purpose of the work is to develop and implement the strategy of state regulation of business activities for the socio-economic development of the region. Methods of economic and statistical analysis, methods of economic and statistical compar-
ison, methods of analogy, abstract and logical judgments, methods of induction and grouping, system approach were used in the work. Issues of strategic regional development are given attention in research and regulatory legal acts at the state, regional and municipal levels. However, the knowledge of these issues is insufficient. The practical significance of the work consists in the development of theoretical and practical aspects of the formation of the market environment regulation strategy for the socio-economic development of the Krasnodar region. The scope of the research results: the Executive authorities of the region, the organization of the region. The article summarizes the results of strategic regional development, reveals the model of market environment management and measures to regulate business in the Krasnodar region. When forming the policy and strategy of socio-economic development of the region, it is necessary to program the functioning of the territories within the digital economy. Measures of state regulation should be interfered in the system of strategic planning of socio-economic development of the region and the digital economy in the region, which requires an increase in the level of technical and technological literacy among the population. As a result, the qualification of personnel increases, which affects the market environment of the Krasnodar region, as well as the socio-economic development of the region.
Keywords: state, regional and municipal management; social and economic development
Введение. Развитие национальной экономики во многом определяется эффективностью регионального управления. Экономический рост регионов и муниципальных образований напрямую зависит от результативной деятельности хозяйствующих субъектов в пространственно-территориальном плане, причем системообразующие организации, как правило, не ограничиваются определенной территорией, что влияет на социально-экономическое развитие государства в целом.
В последнее время государственное управление ориентировано на формирование рыночной среды и создание здоровой конкуренции, что является основной регулятивной функцией регионального управления.
Поэтому исследование вопросов государственного, регионального и муниципального управления в социально-экономической сфере являются актуальными и востребованными до сих пор. В работе были использованы методы экономического и статистического анализа, методы экономико-статистического сравнения, методы аналогии, абстрактно-логические суждения, методы индукции и группировки, системный подход.
Краснодарский край, как и многие другие субъекты Федерации, реализует множество стратегий и программ социально-экономического развития региона, однако по статистическим данным рейтинга эффективности регионального развития (табл. 1) опережает многих.
Таблица 1
Выборочные данные рейтинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2015-2017 гг. [12, 13]
Субъект России Место по итогам 2015 г. Место по итогам 2016 г. Место по итогам 2017 г. Место по итогам 2018 г. Отклонение 2018 г. к 2015 г.
г. Москва 1 1 1 1 -
г. Санкт-Петербург 2 2 2 2 -
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 3 3 3 3 -
Республика Татарстан 5 5 4 5 -
Ямало -Ненецкий автономный округ 6 6 5 6 -
Московская область 4 4 6 4 -
Тюменская область 8 10 7 8 -
Свердловская область 9 11 8 7 +2
Ленинградская область 11 7 9 10 +1
Краснодарский край 16 13 10 9 +7
Республика Башкортостан 10 8 11 11 -1
г. Севастополь 76 74 66 63 +13
Наибольшее изменение в рейтинге — г. Севастополь с 76-го места в 2015 г. до 63-го места в 2018 г. Однако следует учесть большие объемы инвестиции государством в данный субъект Федерации. Что касается Краснодарского края, то в рейтинге эффективности регионального развития позиция региона изменилась с 16-го места в 2015 г. до 9-го в 2018 г. Следовательно, данный субъект входит в лидеры регионального развития.
Важными составляющими социально-экономического развития региона являются: уровень безработицы; естественное движение и миграция населения; уровень среднемесячной заработной платы; число работающих врачей в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в расчете на 10 тыс. чел. населения (на конец года); уровень инфляции в регионе; количество организации и предприятий в регионе и в муниципальном образовании (зарегистрированные и официально ликвидированные хозяйствующие субъекты); финансовые результаты деятельности организаций, включая кредиторскую и дебиторскую задолженность хозяйствующих субъектов; и другие показатели социально-экономического развития региона [20, с. 549-578].
За последнее время наблюдается существенное снижение уровня безработицы, В среднем уровень безработицы в 2018 г. составил 4,8% — впервые за всю историю существования современной России. На рис. 1 визуализированы данные об уровне безработицы в России в 1992-2018 гг.
Рис.1. Уровень безработицы в России в 1992-2018 г., % [9, 16]
Однако для сравнения уровня безработицы в стране и в регионе представим в табл. 2 данные по уровню безработицы в Южном федеральном округе и в Краснодарском крае на начало 2018 г. В 2018 г. уровень безработицы по Южному федеральному округу — 5,4%, в Краснодарском крае данный показатель 4,9% — чуть выше средней по стране.
Но считаем важным отметить, что на уровень безработицы влияют показатели естественного движения населения — смертности и миграция.
Таблица 2
Уровень безработицы в Краснодарском крае в 2018 г. [15]
Субъекты Численность рабочей силы, тыс. человек Уровень, в %
участия в рабочей силе занятости безработицы
Российская Федерация 76521,1 69,5 66,0 4,8
Южный федеральный округ 8244,5 67,4 63,5 5,4
Республика Адыгея 200,0 60,2 55,0 8,2
Республика Калмыкия 140,5 68,4 60,9 7,8
Республика Крым 942,2 66,2 62,7 5,7
Краснодарский край 2778,4 67,7 64,1 4,9
Астраханская область 534,6 71,1 66,0 7,7
Волгоградская область 1305,8 68,4 64,6 5,7
Ростовская область 2139,0 66,9 63,1 5,0
г. Севастополь 203,9 64,5 61,6 4,6
Показатели естественного движения населения является важным индикатором социальной сферы. В табл. 3 представлены показатели естественного движения населения в России и по Южному федеральному округу в 2015-2017 гг.
По данным табл. 3 можно сказать, что по округу в целом и в Краснодарском крае уровень безработицы выше, чем по стране. Считаем, что региональным властям необходимо обратить на это особое внимание.
Данные табл. 3 отражают следующее: в России в 2015 г. родилось 1944136 чел., а в 2017 г. — 1689884 чел., произошло сокращение на 13%; в этот же период количество умерших сократилось всего на 4,5%. Структура количества родившихся и умерших остается отрицательной. Если в 2015 г. количество родившихся превышало на 1,7% умерших, то в 2017 г. количество родившихся, наоборот, на 7,4% меньше, чем умерших.
По статистическим данным самая низкая миграция населения в 2018 г. в СевероКавказском округе, затем Южный федеральный округ и Приморский округ. Можно говорить о том, что низкое количество оттока населения и по Южному федеральному округу связано с приемлемыми условиями жизнедеятельности в округе.
Таблица 3
Показатели естественного движения населения в России и по Южному федеральному округу в 2015-2017 гг. [10]
Регион 2015 г. 2016 г. 2017 г.
родившиеся умершие родившиеся умершие родившиеся умершие
Российская Федерация 1944136 1911413 1893256 1887913 1689884 1824340
Южный федеральный округ 179111 186625 203055 220142 181646 212737
Республика Адыгея 5613 5841 5451 5818 4785 5734
Республика Калмыкия 3823 2743 3492 2709 3028 2755
Республика Крым - - 22995 28932 20962 27546
Краснодарский край 74172 71496 73806 71340 66954 69734
Астраханская область 14875 12528 14270 12193 12321 11600
Волгоградская область 29482 35244 28388 34626 25173 33239
Ростовская область 51146 58773 49244 58665 43578 56448
г. Севастополь - - 5409 5859 4845 5681
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 г. среднемесячная заработная плата в России составила 38039,88 руб. (43724 руб. за вычетом налога на доходы физических лиц — 5684,12 руб.). В Краснодарском крае среднемесячная заработная плата по всем отраслям составила — 36852 руб., что ниже средней по стране.
Уровень инфляции в регионе практически идентичен средней инфляции по стране. На рис. 2 представлен годовой график инфляции в Краснодарском крае с 2002-2017 г. [15]. В 2013-2014 гг. уровень инфляции приравнялся к уровню посткризисных 2000-х гг., а также финансово-экономического кризиса 2008-2009 г., но в последние два года наблюдается снижение, это демонстрирует эффективную деятельность государственных и региональных органов в социально-экономическом развитии территории.
Снижение уровня инфляции напрямую влияет на рыночные отношения в крае и стабилизации ценообразования в регионе. Предпринимательская деятельность является основой развития региона [17, 18], в табл. 4, представлены статистические данные о количестве зарегистрированных и официально ликвидированных организаций в 2015-2017 гг.
1
II»
!00f jHl dOOfc jtt^ jOH ¿on ¿010 ¿011 ¿OU ¿ïl 1 ¿014 ¿011 ¿016
Рис. 2. Годовой график инфляции в Краснодарском крае с 2002-2017 г.
Таблица 4
Зарегистрированные и официально ликвидированные организации в 2015-2017 гг. в России и Южном федеральном округе [15]
Регион Число зарегистрированных организаций Число официально ликвидированных организаций
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Российская Федерация 496253 458739 414807 325698 711424 615365
Южный федеральный округ 25448 30183 25964 17506 29558 35100
Республика Адыгея 515 462 404 344 596 486
Республика Калмыкия 336 404 267 352 1011 692
Краснодарский край 11768 12202 10722 8358 12219 13637
Астраханская область 1331 1179 1002 1117 1982 1882
Волгоградская область 4458 3447 2764 3383 5596 7075
Ростовская область 7040 7089 6426 3952 6892 8902
По данным табл. 4 можно констатировать существенное увеличение ликвидации хозяйствующих субъектов.
В 2015 г. количество зарегистрированных организации составило 11768 к 8358 ликвидированным организациям в регионе, в 2017 г. вновь созданных 10722 и прекратили свою деятельность 13637. Чтобы выявить, что повлияло на данное снижение, необходимо рассмотреть и проанализировать финансовые результаты деятельности организаций, как по России в целом и Южному федеральному округу, так и в Краснодарском крае в частности.
В табл. 5 представлены финансовые результаты деятельности организаций в 2015-2017 гг. в России и Южном федеральном округе (без субъектов малого предпринимательства) [15].
Данные таблицы отражают увеличение прибыли в 2017 г. в сравнении с 2015 г. на 32244 млн руб. или на 15,6%, причем в тот же период убыток организаций сократился на 37729 млн руб. или на 174%.
Одним из основополагающих направлений развития региона является стратегии развития Краснодарского края, которая осуществляется в рамках единой методики оценки и обеспечения конкурентоспособности субъекта.
Данная система определяет базовую идею — участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции роста, в которой функционируют и развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, а также создаются условия для привлечения и сосредоточение капиталов.
Таблица 5
Финансовые результаты деятельности организаций в 2015-2017 гг. в России и Южном федеральном округе (без субъектов малого предпринимательства)
Регион 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Прибыль (+) млн руб. Убыток (-) млн руб. Прибыль (+) млн руб. Убыток (-) млн руб. Прибыль (+) млн руб. Убыток (-) млн руб.
Российская Федерация 8316478 1866295 9410550 1239075 8680460 1294674
Южный федеральный округ 360994 102770 528356 75392 468068 69064
По регионам
Республика Адыгея 3126 2376 2406 341 2212 937
Республика Калмыкия 279 386 596 457 218 756
Республика Крым - - 14946 4836 49894 4220
Краснодарский край 207295 59387 369556 27989 239593 21658
Астраханская область 19494 7171 7181 12990 43602 3706
Волгоградская область 74559 13282 48402 8728 49347 7178
Ростовская область 56241 20168 81930 19450 80288 29774
г. Севастополь - - 3339 601 2914 835
В Краснодарском крае система управления применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:
1) диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон;
2) доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель — стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) — цели — задачи). План мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в т. ч. флагманских проектов.
«Живая» система управления будущим AV Galaxy представляет собой методическую базу, которая совмещает два вида анализов и уровней рассмотрения будущей деятельности и на основе оценки и мониторинга отчетного периода региона во внешней и внутренней среде (рис. 3).
Инструментальный подход к внешней среде региона отражает конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов (метод сравнения и аналогии в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции).
Инструментальный подход к внутренней среде описывает структуру базовых экономических комплексов (с выделением, в увязке с экономическими комплексами, кластерами и перспективными проектами) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.
Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (организациям, предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов:
- конкуренция регионов и хозяйствующих субъектов;
- обеспечение конкурентоспособности за счет комплексных этапов по всем направлениям конкуренции единовременно.
Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий. Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:
Рис. 3. «Живая» система управления будущим AV Galaxy — методическая
база Стратегии [11, 14]
1) регион в целом (основные показатели);
2) экономические зоны (по типу экономического развития);
3) базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли, межотраслевые кластеры;
4) меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей [14].
Разработка Стратегии развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу, на наш взгляд, должна включать следующие этапы и порядок их реализации в регулировании рыночной среды Краснодарского края (рис. 4).
Условия функционирования региона
Мероприятия по обеспечению
Программы, планы и их оценка
Консультации и обсуждение
Мониторинг и контроль
Система регионального управления
Рис. 4. Этапы и порядок реализации стратегии регулирования рыночной среды в Краснодарском крае
Соблюдение данных этапов и порядка реализации цели семи направлений конкуренции регионов, хозяйствующих субъектов позволит эффективно регулировать рыночную среду Краснодарского края (рис. 5).
Это еще раз подтверждает тезис о том, что государственная политика в области социально-экономического развития напрямую влияет на региональное управление, но формирование рыночной среды и здоровой конкуренции относится к регулятивной функции региона.
КшшурснТОстосйбпоеп приоритетна рапюнммын
}№]|<|)мн'|(.1"(нх 1л>милск(лж ! пгриилин (i имлслшнсм
кпнхуртп^книсобиых продуктов) и канализации ни И* pi.ruкип свьгге, ЛуЧНИК ртлони ДЛЯ предэнжопни продукции м-иипч ИЙ-* приди рикши I г: ■ пнииигни ]11.111 к и
Обеспечение лучших Минин досгуоа к природным ресурсам
при (днУитдгнин ирнштнси устойчивого решили,
КНЧ|31М'ИИ II листуиность финансовой систем и решена. Услсши дли раэютня фннансоньгх НИСИПуТОЯ .:1 учите шегруьк.'ши нринп^кит НННССГНЦНЙ. )фф^ГНШЮЕ ВЛИНвННй гКжрШН-НЦЛ ч рСГНОИШНнНЫХ нкнстнцйН
Рис. 5. Цели семи направлений конкуренции регионов, хозяйствующих субъектов в стратегическом развитии Краснодарского края
На наш взгляд, необходимо сгруппировать типы развития муниципальных образований Краснодарского края в виде матрицы, что способствует выявлению уровня развития, а также цифровизации экономики региона (табл. 6).
Цифровая экономика требует повышения уровня технической и технологической грамотности у населения региона, как следствие, повышается квалификация кадров, которая отражается на рыночной среде региона.
Результаты исследования сводятся к тому, что одним из важных направлений в развитии современных подходов к планированию и регулированию конкурентной среды региона относится: создание интернет-торговли и их прогнозных значений, а также расчет их объемов в валовом региональном продукте. К сожалению, в стратегии социально-экономического развития региона данное направление не рассматривается. Конечно, есть федеральный закон и общая стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, однако сегодня доля продаж через Интернет возрастает.
(11. Рынки
(КОН курен гш и ц |Г11|реПМТеИ)| II р|.[||Е]к)
07. Иниялнцнн и фнйЦкзовнй КШНТШ (шшурмщня 4
(|-.ц 11 :н кч 1мiл.1 ркхур^'р.г. нипн'гнцнн)
Таблица 6
Группировка муниципальных образований Краснодарского края по типам развития
Тип муниципального развития
Депрессивный Сырьевой Пространственный Индустриальный Постиндустриальный
Муниципальные образования
Следует отметить, что интернет-торговля — это лишь малая часть цифровой экономики, однако лишь она составляет приблизительно 1,4 долю от ВВП страны.
На наш взгляд, к основным выводам исследования относятся тезис о том, что система государственного, регионального и муниципального управления и регулирования должна предусматривать проведение мониторинга в сфере развития цифровой экономики в регионе, а именно:
1) наличие региональных и локальных документов стратегического планирования и прогнозирования;
2) наличие собственного и адаптационного регионального законодательства к государственной модели в области цифровизации экономики;
3) разработка и наличие подзаконных нормативно-правовых актов цифрового регулирования;
4) государственная поддержка и региональное стимулирование организаций, формирующих адаптирующие цифровые технологии;
5) включение мероприятий по развитию цифровых компетенций учащихся, обучающихся, педагогических кадров и населения в целом.
Региональные стратегии социально-экономического развития должны включать регулирование рыночной среды на основе функции координирования и стимулирования, на основе постоянного мониторинга и контроллинга основных финансово-экономических, социальных показателей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]. — [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] [Электронный ресурс] //Консультант Плюс : Информационный банк. — М. : Консультант Плюс, 2019.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая) [Текст] : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2018. — М. : Изд-во АСТ, 2018.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по состоянию на 1 октября. 2018 г. [Текст] : текст с посл. изм. и доп. — М. : Эксмо, 2018.
4. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 N 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Информационный банк. — М. : Консультант Плюс, 2019.
5. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Информационный банк. — М. : Консультант плюс, 2019.
6. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Информационный банк. — М. : Консультант Плюс, 2019.
7. Приказ Минрегиона «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Информационный банк. — М. : Консультант Плюс, 2019.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] //Консультант Плюс : Информационный банк. — М. : Консультант Плюс, 2019.
9. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2018 г. (по итогам обследования рабочей силы) [Электронныйресурс]. — URL : http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/13.htm.
10. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2017 г. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.htm.
11. Проект Закона Краснодарского края о Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г.» от 11.12.2018 [Электронный ресурс]. — URL : http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/fi les/Proekt_Strategii_SER_2030-01.pdf.
12. Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2019 [Электронный ресурс]. — URL : http://riarating.ru/infografika/20190604/630126280.html.
13. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ : итоги 2017 г. [Электронный ресурс]. — URL : http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2018.pdf.
14. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период [Электронныйресурс]. — URL : http://www.mprkk.ru/media/main/attachment/attach/proektstrategii.pdf.
15. Управление Федеральной службой государственной статистики по Краснодарскому краю и Республики Адыгея [Электронный ресурс]. — URL : http://krsdstat.gks.ru.
16. Уровень безработицы в России [Электронный ресурс]. — URL : https://visasam.ru/russia/rabotavrf/ bezrabotica-v-rossii.html.
17. Berger, T. Labour taxes and unemployment evidence from a panel unobserved component model // University of Cologne, Germany. 2010. No. 34. P. 354-364.
18. Katria, S., Bhutto, N. A., Butt, F., Domki, A. A., & Khawaj, H. A. Is There Any Tradeoff between Inflation and Unemployment? The Case of SAARC Countries // Pakistan Journal of commerce and Social science. 2011. No. 8(3). P. 867-886/
19. Neffke, F., Hartog, M., Boschma, R., & Henning, M. Agents of structural change : The role offirms and entrepreneurs in regional diversification // Papers in Evolutionary Economic Geography. 2014. No.14(10). Utrecht University. — URL : https://peeg.wordpress.com/.
20. Porter, M. E. The economic performance of regions // Regional Studies. 2003. No. 37(6-7). P. 549-578. References:
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993]. — [s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ] [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus : Infor-macionnyj bank. — M. : Konsul'tant Plyus, 2019.
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast'pervaya, chast' vtoraya) [Tekst] : s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2018. — M. : Izd-vo AST, 2018.
3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. CHasti pervaya i vtoraya: po sostoyaniyu na 1 oktyabrya. 2018 g. [Tekst] : tekst s posl. izm. i dop. — M. : Eksmo, 2018.
4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14.11.2017 N 548 «Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti subUktov Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus : Informacionnyj bank. — M. : Konsul'tant Plyus, 2019.
5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.04.1996 N 440 «O Koncepcii perekhoda Rossijskoj Federacii k ustojchivomu razvitiyu» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus : Informacionnyj bank. — M. : Konsul'tant plyus, 2019.
6. Federal'nyj zakon ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii ot 06.10.2003 N 131-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus : Informacionnyj bank. — M. : Konsul'tant Plyus, 2019.
7. Prikaz Minregiona «Ob utverzhdenii trebovanij k strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya subekta Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus : Informacionnyj bank. — M. : Konsul'tant Plyus, 2019.
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus : Informacionnyj bank. — M. : Konsul'tant Plyus, 2019.
9. Zanyatost' i bezrabotica v Rossijskoj Federacii v dekabre 2018 g. (po itogam obsledovaniya rabochej sily) [Elektronnyj resurs]. — URL : http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWwW.exe/Stg/d04/13.htm.
10. Estestvennoe dvizhenie naseleniya v razreze subektov Rossijskoj Federacii za yanvar'-dekabr' 2017 g. [Elektronnyj resurs]. — URL : http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.htm.
11. Proekt Zakona Krasnodarskogo kraya o Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya do 2030 g.» ot 11.12.2018 [Elektronnyj resurs]. — URL : http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/ Proekt_Strategii_SER_2030-01.pdf.
12. Rejting social'no-ekonomicheskogo polozheniya regionov - 2019 [Elektronnyj resurs]. — URL : http:// riarating.ru/infografika/20190604/630126280.html.
13. Rejting social'no-ekonomicheskogo polozheniya subektov RF: itogi 2017 g. [Elektronnyj resurs]. — URL : http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2018.pdf.
14. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya na dolgosrochnyj period [Elektronnyj resurs]. — URL : http://www.mprkk.ru/media/main/attachment/attach/proekt strategii.pdf.
15. Upravlenie Federal'noj sluzhboj gosudarstvennoj statistiki po Krasnodarskomu krayu i Respubliki Adygeya
[Elektronnyj resurs]. — URL : http://krsdstat.gks.ru.
16. Uroven' bezraboticy v Rossii [Elektronnyj resurs]. — URL : https://visasam.ru/russia/rabotavrf/ bezrabotica-v-rossii.html.
17. Berger, T. Labour taxes and unemployment evidence from a panel unobserved component model // University of Cologne, Germany. 2010. No. 34. P. 354-364.
18. Katria, S., Bhutto, N. A., Butt, F., Domki, A. A., & Khawaj, H. A. Is There Any Tradeoff between Inflation and Unemployment? The Case of SAARC Countries // Pakistan Journal of commerce and Social science. 2011. No. 8(3). P. 867-886/
19. Neffke, F., Hartog, M., Boschma, R., & Henning, M. Agents of structural change : The role offirms and entrepreneurs in regional diversification // Papers in Evolutionary Economic Geography. 2014. No.14(10). Utrecht University. — URL : https://peeg.wordpress.com/.
20. Porter, M. E. The economic performance of regions // Regional Studies. 2003. No. 37(6-7). P. 549-578.