М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
M.A. Miroshnichenko - associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;
К.А. Кузнецова - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
K.A. Kuznetsova - student of the Kuban state University, Krasnodar;
В.О. Григорьева - магистрант Кубанского государственного университета,
V.O. Grigorieva - graduate student of Kuban state University.
МЕХАНИЗМЫ ПРОЕКТНОЙ И ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
MECHANISMS OF PROJECT AND PROGRAM IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
Аннотация. В статье аргументировано, что в современных условиях развития экономики существенно повышаются требования к проектному управлению и разработке программ реализации стратегии социально-экономического развития региона. Доказано, что большое значение в структуре проектирования и реализации стратегий развития приобретают процессы стратегического планирования и стратегического контроллинга. В рамках исследования рассмотрен процесс проектирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона на примере Краснодарского края. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что выделение ключевых механизмов проектной и программной реализации стратегий развития следует рассматривать в контексте выделения конкурентных преимуществ региона и в разработке поэтапного процесса внедрения элементов устойчивого развития в целевые программы, направленные на совершенствование в разрезе ключевых направлений конкуренции, а также в структуре выделения стратегических целей развития экономических комплексов региона.
Annotation. The article argues that in modern conditions of economic development, the requirements for project management and development of programs for the implementation of the strategy of socio-economic development of the region are significantly increased. It is proved that the processes of strategic planning and strategic controlling acquire great importance in the structure of design and implementation of development strategies. In the framework of the study, the process of designing and implementing the strategy of socio-economic development of the region on the example of the Krasnodar region is considered. The relevance of this problem stems from the fact that the allocation of the key mechanisms of the design and software implementation of development strategies should be considered in the context of highlighting the competitive advantages of the region and to develop a phased process of introduction of elements of sustainable development in targeted programs aimed at improving in the context of the key areas of competition, as well as in the structure of the allocation of the strategic goals of development of economic complexes of region.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, программа, проектная работа, развитие, регион, стратегия, управление, цель.
Keywords: competitiveness, competitive advantages, program, project work, development, region, strategy, management, goal.
Проектное управление в стране в последние годы получает широкое развитие. Новая парадигма бизнеса - построение цифровой экономики в условиях интеграции стран в мировую экономику требует системного управления проектами, нового мышления, модельного и ситуационного прогнозирования, формирования инновационного менеджмента, учета, контроля и аудита, ориентированного на результат. Те же тенденции наблюдаются и в формировании механизмов проектной и программной реализации стратегий социально-экономического развития регионов.
Так в средине 2016 г. был создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В 2018 году активизировались процессы внедрения проектного управления в деятельность региональных правительств [1], поэтому потребовалось проанализировать механизмы и инструменты проектного управления и программного развития стратегий.
Проектное управление сегодня рассматривается в структуре социально- экономического развития. Однако следует отметить, что в стране существуют некоторые трудности в сфере реализации стратегий:
- ухудшились экономические, финансовые, количественные и качественные показатели в связи с кризисом и спадом объемов производства;
- присутствует расхождение в прогнозах социально-экономического развития регионов;
- отсутствует системная инвестиционная политика в области социально-экономического развития регионов;
- присутствует несоответствие в бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике в стране.
Для разработки стратегий социально-экономического развития требуется внедрить механизмы проектной и программной реализации. При этом, все большее значение приобретают процессы стратегического планирования и стратегического управления территориями - муниципальными образованиями, субъектами РФ, страной в целом и т. д. Важно определить целесообразность внедрения одной из популярных систем управления проектами, которая будет применима для проектной реализации региона [7]. Так, например, выделяют несколько систем управления проектами, некоторые из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Системы управления проектами
На уровне регионов существуют особые механизмы разработки проектов и программы их реализации. И в структуре разработки важно сначала провести оценку существующего положения, конкурентных преимуществ и стратегических инициатив. Реализация поставленных задач в сфере социально-экономического развития зависит от возможностей региональных властей построить эффективную систему принятий решений в сфере стратегического планирования и разработки программы реализации, направленных на достижения выделенных качественных и количественных показателей развития региона.
Сам по себе механизм проектирования и реализации стратегии развития региона предполагает выделение принципов, функций, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс социально -экономического развития. Все перечисленные аспекты находят отражение в планах и разработанных документах по социально-экономическому развитию на определенные временные периоды. Обычно такая документация разрабатывается на 5 и 10 лет. При этом, содержание стратегий социально-экономического развития обычно характеризуется учетом современных тенденций развития экономики, имеющихся проблем, социальных вызовов.
Особое значение приобретают социальные проекты, так они напрямую связаны с уровнем жизни населения. Развитие и совершенствование государственного управления социальными проектами требует повышенного внимания к происходящим изменениям в социально-экономической жизни в стране, обобщения и распространения передового опыта современного решения общих возникающих проблем, оперативной корректировки нормативно-правового регулирования и повышения эффективности текущей политики [4].
В целом, назначение механизмов проектного управления и программной реализации социально -экономического развития регионов состоит в том, чтобы экономика муниципальных образований была переведена в качественно новое социально-экономическое состояние. Основные элементы проектной и программной реализации стратегии социально-экономического развития региона представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Элементы проектной и программной реализации стратегии социально-экономического развития региона
Необходимо отметить, что в структуре механизма проектирования и реализации стратегии развития региона особое значение приобретает направленность действующих целевых программ на устойчивое развитие региона, выраженное в терминах конкурентоспособности региона, его инвестиционной привлекательности по сравнению с другими регионами. Поэтому можно отметить, что первоначальный процесс проектирования стратегий развития предполагает изучение конкурентных преимуществ.
Такой анализ может быть проведен с помощью методов и инструментов стратегического управления (SWOT - анализ, PEST - анализ, Система сбалансированных показателей и др.). Грамотное использование инструментов контроллинга может принести значительный эффект для осуществления контроля экономичности процессов реализации стратегии [3].
После определения конкурентных преимуществ региона и разработке проекта стратегии социально-экономического развития, необходимо обеспечить процесс информирования о внедрении элементов стратегии для населения региона, деловых кругов общественности. Кроме того, особое значение приобретает мониторинг влияния различных факторов на реализацию стратегии. Важно также обеспечить сочетание стратегического и оперативного планирования, т. е. принятие решений на оперативном уровне, но направленных на достижения целей по развитию в долгосрочной перспективе.
В процессе реализации стратегий социально-экономического развития могут быть выявлены недостатки и трудности, поэтому важно обеспечить возможность корректировки разработанной стратегии в зависимости от изменений требований со стороны внешней среды и тем самым обеспечить механизм адаптации к новым условиям.
Обязательным является тот факт, что в систему стратегического развития региона должны быть включены все муниципальные образования и поселения [5]. Острая потребность ощущается и в совершенствовании нормативно-правовых актов в соответствие с целевыми установками развития.
Механизм реализации стратегий должен быть подкреплен взаимодействием всех субъектов, участвующих в экономической жизни региона:
- федеральными органами государственной власти,
- органами государственной власти региона,
- органами местного самоуправления региона,
- отраслевыми ассоциациями и объединениями предпринимателей,
- хозяйствующими субъектами,
- населением региона.
Выделение ключевых элементов процесса разработки и реализации стратегий должно включать разделение этого процесса на несколько последовательных шагов. Например, соответствие с требованиями стандарта по FMEA1 можно выделить семь шагов:
1) подготовка и планирование;
2) анализ структуры элементов;
3) анализ структуры функций;
4) анализ структуры отказов;
5) оценка рисков;
6) оптимизация;
7) документация результатов.
Особое значение в структуре документирования результатов отведено обеспечению объективности отчетов и прозрачности итоговых значений для населения региона. Кроме того, в процессе подготовки стратегий, ориентированных на устойчивое развитие и адаптацию к изменениям внешней среды, важно обеспечить механизм постоянного совершенствования. Для удержания стратегии постоянного совершенствования в рамках процесса по стратегическому планированию должны быть поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение и сопоставление систем постоянного совершенствования (стандарты ИСО, ТQМ, Национальные премии в области качества, Бережливое производство и др.);
2) разработка дорожной карты реализации стратегий развития региона;
3) обеспечение механизма адаптации к внешним условиям и вызовам со стороны внешней среды и экономического развития страны;
4) разработка соответствующей документации и системы контроля над внедрением и последующими результатами деятельности;
5) внедрение элементов стратегического контроллинга для обеспечения процесса мониторинга и контроля над процессами.
Стратегический контроллинг позволяет регулярно контролировать, сопоставляя стратегические цели и достигнутые результаты компании [2]. Система стратегического контроллинга разработки и реализации стратегий развития региона состоит в формулировании долгосрочных устойчивых целей развития в меняющихся условиях внутренней и внешней среды. При этом, ключевыми элементами системы стратегического контроллинга являются методы и приемы стратегического анализа, оценка степени соответствия целей и результатов, а также постоянный мониторинг и прогнозирование состояния внутренней и внешней среды.
Таким образом, процесс проектирования и реализации стратегий социально-экономического развития подразумевает его рассмотрение в соотнесении с процессами стратегического планирования и стратегического контроллинга.
Для совершенствования стратегий социально-экономического развития Краснодарского края важно выделить ключевые направления развития и сформировать стратегическое видение региона в разрезе этих направлений. Затем в процессе проектирования стратегических целей развития определяется структура основных экономических комплексов региона и разрабатываются отдельные цели и задачи на уровне этих комплексов.
При оценке разработанной стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2030 года [6] можно спрогнозировать стратегическое видение в разрезе семи направлений конкуренции, представленных на рисунке 2.
РЫНКИ
ИННОВАЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
ИНСТИТУТЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ИНВЕСТИЦИИ В ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ
ПРОСТРАНСТВО И РЕАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Рисунок 3 - Стратегическое видение направлений развития Краснодарского края
После выявления стратегического видения в рамках реализации стратегии определены стратегические цели развития экономических комплексов (рисунок 4).
При этом важно отметить, что все стратегические цели имеют общую направленность - обеспечение инновационной и инвестиционной привлекательности Краснодарского края. То есть процесс реализации стратегических целей должен обеспечить выход региона на качественно новый уровень развития, повысить конкурентоспособность соответствующих сфер жизни, обеспечить рост экономики региона.
Таким образом, в структуре разработки механизмов проектирования и реализации стратегий социально-экономического развития регионов важно обеспечить процесс стратегического планирования и стратегического контроллинга.
Последовательный процесс реализации стратегии социально - экономического развития региона должен включать в себя этапы, представленные на рисунке 5.
Торгово-транспортво- логистический
комплекс
Агропромышленный комплекс
Санаторно-курортный н туристический комплекс
■Регион-лидер Южного экспортно-импортного хаба - один ш ключевых евразийских транспоргао-логистических узлов.
■ Одни из мировых регионов-лидеров развития умного и экологизированного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.
■Глобально конкурентоспособный всесезонный инновационный санаторно-курортный н туристский центр.
Комплекс отраслей промышленности
■Регион умной экологически чистой промышленности,, ориентированной на потребности социума.
Топливно-энергетический комплекс
Комплекс строительства н жилищно-коммунального хозяйства
Комплекс социальных н инновационных услуг
■Регион, обладающий экологически безопасным н высокоэффективным топливно-энергетическим комплексом.
■Регион, обладающий единой эффективной системой производства строительных материалов, возведения обьектоЕ и их эксплуатации.
■Российский регион-лидер развития социальных и креативных индустрнй на базе «умной экономики».
Рисунок 4 - Стратегические цели развития экономических комплексов Краснодарского края
Рисунок 5 - Этапы реализации стратегии развития региона
Важно отметить, что выделение этапов условно и в процессе непосредственной реализации стратегии могут потребоваться корректирующие воздействия, поэтому для обеспечения устойчивого развития важно внедрять элементы адаптации к меняющимся условиям. При этом региональные власти должны следить за со-
временными тенденциями развития общества и условиями становления цифровой экономики. Например, на сегодняшний день трендом в формировании конкурентных преимуществ становится обеспечение качества человеческого капитал, развитие получают концепции «Умный город», «Бережливые инновации» и др. Очень важно, чтобы механизм проектной и программной реализации включал в себя внедрение современных тенденций и процедуру мониторинга изменений с предварительным выявлением ключевых показателей конкурентоспособности.
Таким образом, в данной статье были проанализированы ключевые механизмы проектной и программной реализации стратегии социально-экономического развития региона. Был сделан вывод о том, что Краснодарский край стремится развивать инновационную и инвестиционную привлекательность. Ключевые положения развития конкурентных преимуществ региона закреплены в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Для того чтобы обеспечить процесс реализации стратегии необходимо внедрить механизмы систем управления проектами, выделить этапы реализации стратегии развития. При этом данные процессы необходимо рассматривать в структуре стратегического планирования и стратегического контроллинга.
Источники:
1. Антипин И.А., Зверева С.А., Иванова О.Ю. Об особенностях механизмов реализации стратегии социально- экономического развития территории // BUSINESS. EDUCATION. LAW. BULLETIN OF VOLGOGRAD BUSINESS INSTITUTE. 2019. № 4 (49). С. 123 - 128.
2. Лаенко О.А. Стратегический контроллинг / О.А. Лаенко, К.Е. Денисова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 6. №1. С. 232 - 236. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://intjournal.ru/strategicheskij-kontrolling/ (дата обращения 27.11.2019).
3. Мирошниченко М.А. Применение контроллинга в логистических системах организации / Мирошниченко М.А., Дуплякина О.К. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 108. С. 444-455.
4.Новикова Е.Д., Шепелев А.А. Социальное проектирование как механизм реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области // Молодой ученый. 2018. №49. С. 381 - 382. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/235/ 54520/ (дата обращения: 29.11.2019).
5. Орлов А.А. Анализ и перспективы развития инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1387 - 1392. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/116/31875/ (дата обращения: 27.11.2019).
6. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (с изменениями на 5 мая 2019 года) // Консорциум Кодекс - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/550301926 (дата обращения: 20.11.2019).
7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. (утв. Правительством РФ 29.09.2018). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения 29.11.2019).
Sources:
1.Antipin I.A., Zvereva S.A., Ivanova O.Yu. Ob osobennostyah mekhanizmov realizacii strategii social'no- ekonomich-eskogo razvitiya territorii // BUSINESS. EDUCATION. LAW. BULLETIN OF VOLGOGRAD BUSINESS INSTITUTE. 2019. № 4 (49). S. 123 - 128.
2.Laenko OA. Strategicheskij kontrolling / O.A. Laenko, K.E. Denisova // Mezhdunarodnyj zhurnal social'nyh i gumani-tarnyh nauk. 2016. T. 6. №1. S. 232 I 236. [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://intjournal.ru/strategicheskij-kontrolling/ (data obrashcheniya 27.11.2019).
3.Miroshnichenko M.A. Primenenie kontrollinga v logisticheskih sistemah organizacii / Miroshnichenko M.A., Duplyakina O.K. // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 108. S. 444-455.
4.Novikova E.D., Shepelev A.A. Social'noe proektirovanie kak mekhanizm realizacii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Voronezhskoj oblasti // Molodoj uchenyj. 2018. №49. S. 381 - 382. [Elektronnyj resurs] URL: https://moluch.ru/archive/235/ 54520/ (data obrashcheniya: 29.11.2019).
5. Orlov A.A. Analiz i perspektivy razvitiya investicionnoj privlekatel'nosti municipal'nogo obrazovaniya gorod Krasnodar // Molodoj uchenyj. 2016. №12. S. 1387 - 1392. [Elektronnyj resurs] URL: https://moluch.ru/archive/116/31875/ (data obrashcheniya: 27.11.2019).
6. Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya do 2030 goda (s izmeneniyami na 5 maya 2019 goda) // Konsorcium Kodeks - Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii. [Elektronnyj resurs] URL: http://docs.cntd.ru/ document/550301926 (data obrashcheniya: 20.11.2019).
7. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. (utv. Pravitel'stvom RF
29.09.2018). [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (data obrashcheniya
29.11.2019).