Научная статья на тему 'Институт социального партнерства готов к делегированию ему полномочий в сфере охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений'

Институт социального партнерства готов к делегированию ему полномочий в сфере охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальное партнерство / социально-трудовые отношения / малый и средний бизнес / цифровизация / исчезающие профессии / управление охраной труда / профессиональная подготовка / общественный договор. / social partnership / social and labor relations / small and medium business / digitalization / endangered professions / labor protection management / vocational training / social contract.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Збышко Богдан Григорьевич, Баранов Юрий Владимирович

В данном исследовании обращается особое внимание на необходимость развития системы социального партнерства как регулятора социально-трудовых отношений на всех уровнях экономической деятельности для решения инновационных задач современной экономики: поддержка малого и среднего предпринимательства, цифровизация экономики и т.д. С целью совершенствования процесса регулирования социально-трудовых отношений предложены изменения и дополнения в Конституцию и законодательные акты Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF SOCIAL PARTNERSHIP IS READY FOR AUTHORITY DELEGATION IN THE FIELD OF LABOR PROTECTION AND SOCIAL AND LABOR RELATIONS REGULATION

This study draws particular attention to the need to develop a system of social partnership as a regulator of social and labor relations at all levels of economic activity in order to solve the innovative tasks of the modern economy: support for small and medium enterprises, digitalization of the economy, etc. In order to improve the regulation of social and labor relations, amendments and additions to the Constitution and legislative acts of the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «Институт социального партнерства готов к делегированию ему полномочий в сфере охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10125 ЗБЫШКО Богдан Григорьевич,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет» e-mail: zbg101@yandex.ru

БАРАНОВ Юрий Владимирович,

кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и организация труда» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» e-mail: yvbaranov@yandex.ru

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ГОТОВ К ДЕЛЕГИРОВАНИЮ ЕМУ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В данном исследовании обращается особое внимание на необходимость развития системы социального партнерства как регулятора социально-трудовых отношений на всех уровнях экономической деятельности для решения инновационных задач современной экономики: поддержка малого и среднего предпринимательства, цифровизация экономики и т.д. С целью совершенствования процесса регулирования социально-трудовых отношений предложены изменения и дополнения в Конституцию и законодательные акты Российской Федерации.

Ключевые слова: социальное партнерство, социально-трудовые отношения, малый и средний бизнес, цифровизация, исчезающие профессии, управление охраной труда, профессиональная подготовка, общественный договор.

ZBYSHKO Bogdan Grigorievich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of state and municipal government and law of Moscow State Pedagogical University

BARANOV Yuri Vladimirovich,

PhD in Economics, Professor of the Department of Economics and Labor Organization of Omsk State Technical University

INSTITUTE OF SOCIAL PARTNERSHIP IS READY FOR AUTHORITY DELEGATION IN THE FIELD OF LABOR PROTECTION AND SOCIAL AND LABOR RELATIONS REGULATION

Annotation. This study draws particular attention to the need to develop a system of social partnership as a regulator of social and labor relations at all levels of economic activity in order to solve the innovative tasks of the modern economy: support for small and medium enterprises, digi-talization of the economy, etc. In order to improve the regulation of social and labor relations, amendments and additions to the Constitution and legislative acts of the Russian Federation are proposed.

Key words: social partnership, social and labor relations, small and medium business, digital-ization, endangered professions, labor protection management, vocational training, social contract.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [9] развернута масштабная работа по реализации 12 национальных проектов, в т.ч.: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости». Национальные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Следует в полном объеме использовать потенциал и возможности системы социального партнерства в достижении поставленных задач, ведь основой результативности любых планов являются правильно сформированные и эффективно регулируемые социально-трудовые отношения.

Действующее законодательство под субъектами малого и среднего предпринимательства понимает хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными федеральным законодательством, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [6].

Следует отметить, что в настоящее время институт социального партнерства в сфере малого и среднего предпринимательства практически отсутствует, о чем свидетельствуют следующие данные.

Активность в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2019 г. стабилизировалась после существенного роста в 2018 г. Количество активных компаний в сегменте МСП в России в августе 2018 г. — марте 2019 г. увеличилась на 0.3% г/г. Лидерами по приросту количества новых компаний стали Камчатский край, Тыва и Чувашия [3].

В 25 регионах наблюдалось сокращение активных МСП, в их число попали Москва и Московская область с показателем 3.3%, а также Пермская область - 2.65%, Вологодская область - 2.36%, Ярославская область - 3.81%, Омская область - 2.67% и др. (табл. 1).

Секторы, связанные с потребителем, росли медленнее, добывающие - быстрее. Такая ситуация была обусловлена общими структурными вызовами, стоявшими перед российской экономикой. Распространение предпринимательской активности в России оставалось ниже среднеми-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

рового. Собственный бизнес активно вело порядка 2.9% населения [10].

Статический срез: малый и средний бизнес остается недоиспользованным ресурсом российской экономики.

Медианное значение по миру находится на уровне 32.18. В России проникновение равно 27.6, в Канаде - 39.7, в Китае - около 45, в Европе - 57, в США - порядка 90 предприятий микро, малого и среднего бизнеса на 1000 чел. Такая ситуация -прямое следствие низкой склонности россиян начинать собственное дело. Но здесь кроется и значительный потенциал для развития. Очевидно, что в случае появления стимулов для открытия своего бизнеса этот сегмент может стать значимым драйвером всей российской экономики. Заметим также, что в Северной и Южной Америке и в большинстве стран Европы на малые и средние компании приходится более половины всего спроса на труд [11].

В 11 регионах России плотность проникновения МСП все же оказалась выше среднемирового уровня. В лидерах Санкт-Петербург с показателем в 39.1, а также Москва и Московская область с 37.4. Крупный город в субъекте положительно влияет на уровень создания малых и средних биз-несов. Регионы с наименьшим уровнем активности населения в малом бизнесе находились преимущественно на юге страны.

Быстрее других сфер деятельности росло число МСП в образовании, культуре, спорте и досуге, а также в здравоохранении. Первая из лидирующих по росту МСП отраслей в списке растущих - сельское хозяйство, далее из значимых - операции с недвижимостью (деятельность риелторов и агентов), а также информация и связь. А в строительстве рост МСП заметно сократился. Здесь количество активно работающих компаний снизилось на 5.3% г/г. Падение количества МСП также зафиксировано в добыче полезных ископаемых, выработке электроэнергии, а также оптовой и розничной торговле. В региональном разрезе наблюдался большой разброс темпов роста активности компаний МСП. В подавляющем большинстве регионов число активных компаний выросло, однако крупнейшие по количеству активных бизнесов вошли в число 25 регионов, в которых наблюдался спад [13].

Для примера рассмотрим информацию УФНС России по Омской области о количестве предприятий, входящих в официальную сводку о ситуации в предпринимательстве.

В Единый реестр региона включены 64 980 субъектов малого и среднего предпринимательства. Общее количество юридических лиц, включенных в Реестр, — 26 481, или 82.4% от общего числа действующих юридических лиц, из них

микропредприятия — 24 226, малые предприятия — 2 108, средние предприятия — 147. Общее количество индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр — 38499, что составляет 80.5% от общего числа действующих индивидуальных предпринимателей, из них микропредприятия — 37908, малые предприятия — 584, средние предприятия — 7», — проинформировали нас в ведомстве1.

Численность работающих только в малых предприятиях в 2019 г. - 61 523 чел., при этом в 2014 г. было 102 234 чел. Сегодня в малом и среднем бизнесе в области работает более 100 тыс. чел. Основываясь на информации регистрационного центра, можно сделать вывод, что количество компаний заметно снижается (табл. 1).

Снижение количества активных компаний малого и среднего предпринимательства сдерживает реализацию Национального проекта. Работники не задерживаются в данных организациях,

увольняются по собственному желанию. Одной из основных причин снижения численности организаций малого и среднего бизнеса является отсутствие социальной защищенности работников в сфере труда: достойная заработная плата, нормальные и безопасные условия труда, наличие коллективного договора. Так, в Омской области в августе 2011 г. была ликвидирована Омская областная организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса. В результате работающие в этой сфере оказались вне системы социального партнерства.

В других регионах ситуация почти аналогичная, поэтому организация работы по привлечению малого и среднего бизнеса для вступления в объединения работодателей и профсоюзы - проблема в системе социального партнерства, которую, на наш взгляд, необходимо ускоренно решать.

Таблица 1

Динамика и активность числа субъектов МСП в региональном разрезе

№ п/п Регион Число активных компаний МСП на 1000 человек Изменение числа компаний в % г/г 2019/2018 Примечание

1 Санкт-Петербург и Ленинградская область 39,08 -0,11

2 Москва и Московская область 37,44 -3,31

3 Новосибирская область 35,47 -1,24

4 Свердловская область 34,58 -1,25

5 Тюменская область 33,02 -0,42

6 Пермская область 30,74 -2,65

7 Вологодская область 30,04 -2,36

8 Ярославская область 29,57 -3,81

9 Ивановская область 27,80 -1,40

10 Белгородская область 27,77 -1,78

11 Челябинская область 27,67 -1,23

12 Томская область 26,54 -1,58

13 Красноярский край 25,92 -0,35

14 Алтайский край 22,85 -1,32

15 Омская область 22,49 -2,67

Таблица составлена соавтором по данным, полученным в Омском УФНС.

По состоянию на конец 2019 г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Статический срез: малый и средний бизнес остается недоиспользованным ресурсом российской экономики. Вопросы развития малого и среднего бизнеса исследовались в научных работах следующих авторов: М.В. Мельничук [12; 17], Н.И. Борисенко [14], Я.А. Бутенко [15], В.В. Карпов [16], И.А. Прохода [18] и др.

В мае 2019 г. 10 съезд ФНПР принял 13 Резолюций, в т.ч.: «Создание механизмов управления условиями и охраной труда — основа управления профессиональными рисками», «Наращивать влияние трудящихся», «Эффективный социальный диалог — необходимое условие для построения справедливой экономики». В них отмечается, что съезд ФНПР:

- настаивает на обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать укрепление и развитие социального партнерства;

- считает необходимым придать решениям комиссий по регулированию социально-трудовых отношений статуса обязательных для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений;

- указывает на необходимость распространения социального партнерства на работающих в условиях нестандартных форм занятости, в т.ч. занятых через посредничество цифровых платформ, самозанятых, трудовых мигрантов и других незащищенных категорий трудящихся.

Следует обратить внимание на доклад М.В. Шмакова, в котором, говоря о развитии науки, технологий, человеческого капитала именно в условиях справедливой экономики, докладчик характеризовал таковую, как организующую достойный труд на достойных рабочих местах, активно использующую трехстороннее партнерство главных участников экономического процесса — работодателей, профсоюзов, государства - на максимизацию результатов развития [21].

И главное, в своем выступлении на съезде ФНПР Президент РФ В.В. Путин определил одно из важнейших направлений совместной работы власти и профсоюзов — совершенствование механизмов социального партнерства. Говоря об изменениях в экономике, в структуре занятости, на рынке труда, указал на своевременность решения проблем в области социально-трудовых отношений.

В целях совершенствования процесса развития социального партнерства, изменения ситуации по защите трудовых прав работающих в

организациях малого и среднего бизнеса авторы предлагают:

- Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотреть состояние защиты прав трудящихся в МСП и принять рекомендацию отраслевым и территориальным органам о необходимости повышения мотивации организаций малого и среднего бизнеса на расширение членства в объединениях работодателей, а работников в соответствующих профсоюзах;

- региональным комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений организовать работу по привлечению организаций малого и среднего бизнеса в членство объединений работодателей, а работников в профсоюзы по отраслевому признаку в целях обеспечения их прав и мер правовой защиты;

- отраслевым комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовать обеспечить максимальный охват организаций малого и среднего бизнеса, распределив их членов по предприятиям в целях оказания первой помощи (консультации, анализ, курирование, разрешение организационных вопросов и т.д.) в демократизации социально-трудовых отношений;

- органам исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации рекомендовать организовать и обеспечить координацию деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней системы социального партнерства в сфере малого и среднего бизнеса на период реализации национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также дальнейшего их сопровождения.

Еще одной проблемой, на которую следовало бы обратить внимание Института социального партнерства, является проблема трансформации профессий: упразднения устаревших и отживших, а также возникновения новых, обусловленных научно-техническим прогрессом и глобализацией экономики.

В современных условиях развития инновационной экономики (искусственный интеллект, автоматизация, робототехника, цифровизация, экологизация) изменяется образ жизни, род деятельности и условия труда человека, вследствие чего какие-то профессии остаются актуальными,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

а некоторые трансформируются в другие форматы или исчезают вовсе.

Факторами, ведущими к устареванию некоторых профессий, являются: внедрение робототехники в сферы машиностроения, электроники; возникновение искусственного интеллекта; массовые потоки на рынок труда работников-мигрантов; развитие 3D-печати, которая со временем может заменить промышленное производство и др.

В период 2020-2030 гг. под воздействием новых технологических решений будут устаревать как интеллектуальные профессии, так и рабочие специальности [20].

Предполагается, что ряд профессий интеллектуального труда будет сокращен и/или трансформируется в более узкий круг новых профессий, которые будут выполнять функции сегодня существующих: библиотекаря, архивариуса, нотариуса, диспетчера, логиста, диагноста, турагента и пр.

Профессии библиотекарь и архивариус могут исчезнуть по причине массовой оцифровки архивов, книг, газет и перевода функций выдачи копий на электронные технологии.

Оформление документов, осуществляемое сегодня нотариусом, все чаще производится с помощью электронной подписи, появляются сервисы для оформления документов и онлайн-про-верки их подлинности, а также гарантированного хранения первичного варианта.

На исчезновение специальностей диспетчера, логиста влияет внедрение автоматизированных служб обработки заказов и управление перевозками с функцией спутникового отслеживания, использование программ для разработки транспортных маршрутов.

Профессию диагност заменит интеллектуальное оборудование, которое будет выполнять простые и сложные диагностические исследования и направлять их к специалисту посредством Сети.

Функцию турагента вытесняют интернет-сервисы, которые на более приемлемых условиях организовывают индивидуальные туры с полным перечнем самых востребованных услуг и мониторированием.

Представляются не бесспорными прогнозы по исчезновению таких профессий, как сметчик, испытатель, лектор, стенографист, докумен-товед, провизор, секретарь, аналитик, системный администратор, оператор банка и др.

Прогнозируется упразднение ряда рабочих специальностей: вахтера, таксиста, билетера, шахтера, почтальона и др. по следующим мотивам.

Вахтер. Рабочих данной категории вытесняют современные службы безопасности и специ-

альные «умные» приложения, такие как автоматические ключи, распознавание по отпечатку пальцев и сканирование сетчатки глаза.

Профессия таксист окажется невостребованной после внедрения беспилотного транспорта.

Функция билетера практически изжила себя в силу появления электронных карт для оплаты билетов и установки автоматизированных сканеров.

Упразднение профессии шахтера всецело зависит от темпов автоматизации процесса добычи природных ископаемых.

Профессия почтальон имеет тенденцию к постепенному искоренению по мере развития информационно-коммуникационных систем, как в масштабах страны, так и в международном пространстве.

К исчезающим видам рабочих специальностей можно отнести сапожника, машиниста, лифтера, прораба, инспектора ДПС, фасовщика и др. профессии.

В то же время следует учесть, что наряду с исчезновением устаревающих профессий и специальностей в силу развития цифровых технологий, роботизации и искусственного интеллекта потребуется ряд новых высококвалифицированных специалистов в области электроники, 1Т технологий, высоких энергий и биотехнологий (настройщики, монтажники-наладчики, программисты и др.).

Весьма своевременным по данной проблеме можно считать обращение Международной организации труда к мировому сообществу в докладе по поводу 100-летия МОТ [1], в котором предусматривается развитие способностей человека, необходимых в цифровом веке. Речь идет об обновлении демографических основ наших рынков труда и укреплении социального диалога, чтобы у каждого было право на участие в определении вектора происходящих изменений и обеспечении качества собственной трудовой жизни.

Будущим в сфере труда, по мнению МОТ, является общественный договор, который выполняется неравномерно в одних странах и небезупречно в других. Отсюда рекомендация: разработать международную систему регулирования труда на цифровых платформах (права и меры защиты).

Приведем цитату из выступления Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина 31 января 2020 г. на пленарной сессии форума «Цифровое будущее глобальной экономики» в г. Алматы: «Цифровизация сегодня приводит к исчезновению целых секторов экономики, вместе с предприятиями и рабочими местами она изменяет социальное поведение людей, воздействует на трудовые отношения, на отношение собственности».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

По мнению М.В. Мишустина, цифровая трансформация требует переосмысления роли государства и организации работы федеральных органов1.

Под влиянием научно-технического прогресса общество должно быть готово к созданию новых рабочих мест с учетом всех факторов воздействия на работника (технологические, санитарно-гигиенические, психологические и др.), в т.ч. и не отраженных ранее в требованиях системы управления охраной труда. Учреждения профессионального образования всех типов также должны готовиться к новым условиям, т.к. профессиональные навыки, востребованные сегодня, не будут соответствовать рабочим местам завтрашнего дня, а вновь приобретенные навыки могут быстро устаревать.

Органы социального партнерства в своих сферах экономической деятельности уже сегодня могут начать выявлять и в дальнейшем отслеживать изменения условий труда на рабочих местах, влиять на своевременное повышение квалификации работников или обучение новым профессиям. К формирующимся сегодня инновациям в сфере труда должны быть готовы не только специалисты, подготовку которых осуществляет система профессионального образования, но и вся система нормативно-правового регулирования трудовых и социально-трудовых отношений.

Представляется важным создание механизма реализации и быстрого реагирования на новые проблемы, возникающие в социально-трудовой сфере. Реализация статуса социального государства и обеспечение равноправного членства в цивилизованном мировом сообществе означает определенные направления развития социально-трудовых отношений и их законодательного закрепления [19].

Кардинальное значение будут иметь инициированные Президентом РФ В.В. Путиным предложения по совершенствованию Основного Закона — Конституции РФ [2]. За прошедшие четверть века страна прошла большой путь по освоению рыночных механизмов и демократизации социально-трудовых отношений. Однако на государственном уровне управления и в системе нормативно-правового регулирования социально-трудовых отношений мало что изменилось с тех пор. Пришло, на наш взгляд, время, наряду с делегированием части функций главы государства парламенту, подумать о частичном делегировании прав институту социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, к чему готовы социальные партнеры, а реализация

1 31 января 2020 г. в Алматы М.В. Мишустин

выступил на форуме «Цифровое будущее глобальной экономики» // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4240955 (дата обращения: 01.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предлагаемых новаций только укрепит социально-трудовую демократию.

Предложения по внесению изменений в Конституцию РФ [2], касающихся социально-трудовых отношений.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Комментарий к ст. 7 Конституции РФ. Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом2.

Предложения: дополнить ст. 7 ч. 3 и 4 в следующей редакции:

krf

Источник: http://constrf. ru/razdel-1/glava-1 /st-7-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

2

3. Каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Обоснование: труд - это основа жизни, поэтому формулировку логично перенести из Комментария в Основной Закон.

4. Социально-трудовые отношения формируются, обеспечиваются и развиваются на принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Обоснование: необходимость закрепления основных принципов социально-трудовых отношений продиктована социальным статусом государства.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Предложение: ч. 2 представить в измененной редакции.

2. Только свободный труд является источником достойной жизни. Принудительный труд запрещен.

Основание: таким образом, обозначен путь к достойной жизни и социальному государству.

Анализ функций правительства, закреплённых в ст. 114 Конституции РФ показывает, что в числе шести основных функций федерального исполнительного органа государственной власти не предусмотрены полномочия по обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной политики в сфере труда и занятости населения, что представляется ущербным и не допустимым в свете конституционных гарантий, предусмотренных ст. 7 и ст. 37 [2].

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечи-

вает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в т.ч. по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Предложение: дополнить часть в) фразой «в сфере труда и занятости», редакция которой примет следующий вид:

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере труда и занятости, в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Обоснование: исключается имеющееся отсутствие ключевой, основополагающей функции в деятельности Правительства РФ, которое не совместимо с правовым государством и его социальным статусом.

Предложения в законодательные акты в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Для улучшения условий совершенствования системы социального партнерства в целом, усиления статуса органов управления (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений) предлагается внести дополнения в следующие законодательные акты РФ:

- ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [3], ст. 16 «Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере», дополнение: «участвует в работе Российской трехсторонней комиссии по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

регулированию социально-трудовых отношений в статусе стороны Комиссии»;

- ФЗ от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [7], ст. 3 «Основные цели и задачи Комиссии», п. 6, дополнение: «координация деятельности региональных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в части взаимосвязи принимаемых решений»;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 16.12.2019 г.) [5], гл. 5 «Органы социального партнерства», ст. 35 «Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», абз. 1, дополнение: для обеспечения «координации деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с вертикальной структурой органов социального партнерства в части взаимосвязи принимаемых решений»;

Предложения в законодательные акты по охране труда:

Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 227 «Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету» [5].

В перечень учетных несчастных случаев внести изменения: оставить формулировку в виде «при следовании к месту выполнения работы или с работы на любом виде транспорта или пешком», исключив особые условия - «на транспорте предприятия».

Таким образом, выравниваются права всех работников, а не только для командируемых: «при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком», что представляется дискриминационным по отношению к работникам.

Статья 216 «Государственное управление охраной труда».

Предлагается восстановить муниципальный уровень управления охраной труда, исключив фразу: «Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях...» и определить следующие полномочия муниципальным органам:

- обеспечивают реализацию на территории муниципального образования государственной политики в области охраны труда;

- разрабатывают и утверждают территориальные программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

- координируют организацию обучения по охране труда работников и руководителей организаций, в т.ч. индивидуальных предпринимателей;

- осуществляют сбор информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;

- участвуют в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Закрепление указанных функций по охране труда за муниципальным уровнем регулирования социально-трудовых отношений корреспондируется с полномочиями Роструда, предусмотренными ст. 356 Трудового кодекса РФ [5].

Таким образом, исключается разрыв вертикали управления охраной труда от федерального уровня до предприятия и организации. В сегодняшнем периоде полномочия по управлению охраной труда на муниципальный уровень в основном не передавались из-за отсутствия финансирования, что лишает возможности полноценного регулирования социально-трудовых отношений в сфере охраны труда на этом базовом уровне жизнедеятельности.

В условиях широкомасштабного развития системы МСП и самозанятых, как это предусмотрено Национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», весьма актуальным становится обеспечение нормальных условий труда на каждом рабочем, а восстановление функций муниципальной власти в сфере охраны труда обеспечит целостность и полноту системы управления охраной труда (СУОТ).

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [8] в его современной редакции не обеспечивает полноту охвата субъектов трудовых отношений1, что ограничивает обучающихся системы профессионального образования в государственной страховой защите потерпевших.

В этой связи предлагается дополнить статью № 125-ФЗ [8], именуемую «Лица, подлежащие обязательному страхованию от несчастных слу-

1 В советское время КЗоТ РСФСР предусматривал включение профессионального обучения в общий трудовой стаж, а с 2002 г. эта норма была изъята из трудового законодательства. В части общего трудового стажа эта норма, на наш взгляд, подлежит восстановлению, а в части учета страховых периодов (по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пенсионного страхования) считаем целесообразным включать все виды практик (ознакомительную, производственную и преддипломную) в трудовой стаж.

чаев и профессиональных заболеваний». Редакцию ч. 1 указанной статьи предлагаем дополнить следующим абзацем: «учащиеся в организациях профессионального образования всех типов на весь период обучения по очной форме».

Конечно, придется решать вопросы дополнительного финансирования, т.к. работники образовательных учреждений и учащиеся, находясь в одинаковых условиях, должны иметь равную страховую защищенность в периоды обучения на производстве и прохождения ознакомительной, производственной и преддипломной практик.

Анализ состояния производственного травматизма и исследование его причин показали, что зачастую причины травм связаны с ослаблением внимания работников или с отвлечением от технологических процессов иными мыслями1 (заботами), что требует от руководителей повышенного внимания в целях усиления профилактики травматизма посредством внеочередных и дополнительных, а может быть и ежедневных инструктажей перед началом работы, особенно это касается участков с опасными условиями труда. В этой связи предлагается внести дополнение в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в ред. 27.12.2019 г. [4], а точнее - в ст. 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Пункт 3 указанной статьи предлагаем дополнить абзацем в следующей редакции: «допуск работника к выполнению трудовых обязанностей без проведения обязательного инструктажа перед их началом». Именно эта норма охраны труда чаще всего не выполняется, являясь превентивной мерой безопасного труда.

Сегодня проходит обсуждение новая редакция КоАП, в которой все нарушения бизнеса, связанные с проверками, собраны в одну главу «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Предусматривается увеличение штрафов в десятки раз. В то же время реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая неофициальное название «регуля-торная гильотина», предполагает отмену с 2021 г. всех надзорных требований к бизнесу, которые к

1 Многолетние наблюдения и анализ травматизма в машиностроении, а точнее - в прессово-загото-вительном цехе завода, свидетельствуют о всплеске травматизма в ранневесенний период - апрель-май, а также в июле-августе и осенью в октябре-ноябре, что, на наш взгляд, связано с повышенной озабоченностью работников, вызванной активизацией сезонных работ на дачных и приусадебных участках, а также предот-пускными хлопотами.

этому моменту не были пересмотрены и актуализированы.

В этой связи предполагаем, что органам социального партнерства предстоит серьезная задача при согласовании новой редакции КоАП -сохранить высокий уровень ответственности за нарушение трудового законодательства, в т.ч. требований охраны труда, от которых зависят здоровье и жизнь трудящихся.

В современных условиях развития общества, когда идет полномасштабная реализация национальных проектов, обсуждение инициатив Президента России по изменению статей Конституции РФ - эти и другие меры направлены для улучшения уровня жизни граждан страны. Президент РФ и Председатель Правительства РФ в своих высказываниях обращают особое внимание на формирование и регулирование социально-трудовых отношений. Как следствие, будет совершенствоваться трудовое законодательство. Свои предложения вносят и авторы статьи.

В рамках настоящего исследования необходимо выделить особую роль государства, ведь только от курса государства, его социальной ориентации, степени зрелости и развитости в основном зависит, быть или не быть социальному партнерству вообще и его качество, степень совершенства, в частности [19].

Список литературы:

[1] Доклад Глобальной комиссии МОТ «Работать ради лучшего будущего» к 100-летию МОТ (2019 г.). URL: https://www.ilo.org/global/topics/ future-of-work/publications/WCMS_662472/lang--en/ index.htm (дата обращения: 15.01.2020).

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).

[3] ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

[6] ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

24.07.2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. -Режим доступа. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

[7] ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

[8] ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

[9] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

[10] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/accounts/# (дата обращения: 15.01.2020).

[11] Исследование «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир» // Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения: 15.01.2020).

[12] Мельничук М.В., Фрумина С.В. Устойчивость развития российских регионов: тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - № 4 (52). Номер статьи: 5218. Дата публикации: 201712-07. URL: https://eee-region.ru/article/5218/ (дата обращения: 15.01.2020).

[13] Малое и среднее предпринимательство в России. Официальное издание. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. - М., 2019.

[14] Борисенко Н.И. Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (на примере Московской области) // Вопросы региональной экономики. - 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 41-53.

[15] Бутенко Я.А. Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. -2014. - № 4 (64). - С. 53 -57.

[16] Карпов В.В., Кораблева А.А., Мозжерина Н.Т. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 8 (383). - С. 38-49.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

[17] Мельничук М.В., Караев А.К. Пути решения проблем регулирования малого и среднего бизнеса в российских регионах (зарубежный опыт) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Экономика и право. - № 4. -С. 31 - 34.

[18] Прохода И.А., Свиридов Д.В. Государственная поддержка малого инновационного бизнеса на региональном уровне (на материалах Брянской области)// Региональная экономика и управление: электронный науч. журнал. № 4 (60). Номер статьи: 6008. Дата публикации: 2019-11-21. URL: https://eee-region.ru/article/6008/ (дата обращения: 15.01.2020).

[19] Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России (международный и национальный аспект): монография. - М.: Редакция издания «Социальное страхование», 2004. - 392 с.

[20] Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. Сколково. - М., 2014. -168 с.

[21] Центральная профсоюзная газета «Солидарность». - 2019. 22 мая. URL: http://www. solidarnost.org (дата обращения: 15.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Doklad Global'noj komissii MOT Y'Rabotat' radi luchshego budushchego\" k 100-letiyu MOT (2019 g.). URL: https://www.ilo.org/global/topics/ future-of-work/publications/WCMS_662472/lang--en/ index.htm (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ).

[3] FKZ «O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii» ot 17.12.1997 g. № 2-FKZ [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[4] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 g. № 195-FZ (red. ot 27.12.2019) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[5] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii\" ot 30.12.2001 g. № 197-FZ (red. ot 16.12.2019) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. URL: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[6] FZ «O razvitii malogo i srednego predprini-matel'stva v Rossijskoj Federacii» ot 24.07.2007 g. № 209-FZ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[7] FZ «O Rossijskoj trekhstoronnej komissii po regulirovaniyu social'no-trudovyh otnoshenij» ot 01.05.1999 g. № 92-FZ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. URL: http://www.consultant.ru (data obrash-cheniya: 15.01.2020).

[8] FZ «Ob obyazatel'nom social'nom strahova-nii ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i profes-sional'nyh zabolevanij» ot 24.07.1998 g. № 125-FZ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. URL: http:// www.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[9] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strate-gicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[10] Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosu-darstvennoj statistiki // http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[11] Issledovanie «Sektor malogo i srednego predprinimatel'stva: Rossiya i mir» // Institut ekono-miki rosta im. P.A. Stolypina. URL: http://stolypin.insti-tute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinima-telstva-rossiya-i-mir/ (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[12] Mel'nichuk M.V., Frumina S.V. Ustojchivost' razvitiya rossijskih regionov: tendencii i perspektivy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - № 4 (52). Nomer stat'i: 5218. Data publikacii: 2017-12-07. URL: https://eee-region. ru/article/5218/ (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[13] Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii. Oficial'noe izdanie. Statisticheskij sbornik. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. -M., 2019.

[14] Borisenko N.I. Formirovanie infrastruktury podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii (na primere Mosk-ovskoj oblasti) // Voprosy regional'noj ekonomiki. -2011. - T. 7. - № 2. - S. 41-53.

[15] Butenko Ya.A. Tendencii i perspektivy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva // Vest-nik IzhGTU im. M.T. Kalashnikova. - 2014. - № 4 (64). - S. 53 -57.

[16] Karpov V.V., Korableva A.A., Mozzherina N.T. Analiz i sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2015. - № 8 (383). - S. 38-49.

[17] Mel'nichuk M.V., Karaev A.K. Puti resh-eniya problem regulirovaniya malogo i srednego biznesa v rossijskih regionah (zarubezhnyj opyt) // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ser.: Ekonomika i pravo. - № 4. - S. 31 - 34.

[18] Prohoda I.A., Sviridov D.V. Gosudarstven-naya podderzhka malogo innovacionnogo biznesa na regional'nom urovne (na materialah Bryanskoj oblasti)// Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauch. zhurnal. № 4 (60). Nomer stat'i: 6008. Data publikacii: 2019-11-21. URL: https://eee-region. ru/article/6008/ (data obrashcheniya: 15.01.2020).

[19] Zbyshko B.G. Regulirovanie social'no-tru-dovyh otnoshenij v Rossii (mezhdunarodnyj i nacion-al'nyj aspekt): monografiya. - M.: Redakciya izdaniya «Social'noe strahovanie», 2004. - 392 s.

[20] Atlas novyh professij. Agentstvo strategich-eskih iniciativ. Skolkovo. - M., 2014. - 168 s.

[21] Central'naya profsoyuznaya gazeta «Soli-darnost'». - 2019. 22 maya. URL: http://www.solidar-nost.org (data obrashcheniya: 15.01.2020).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.