ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 330.012.62/.64
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-КЛИМАТА
© Татьяна Михайловна КОЖЕВНИКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, директор института управления и сервиса, e-mail: [email protected] © Стефан Гордеевич ТЕР-АКОПОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студент института экономики, e-mail: [email protected]
Рассмотрена актуальная проблема изучения предпринимательского климата. Раскрывается сущность понятия «предпринимательский климат», дается характеристика его составляющих. Предпринимательский климат рассматривается как комплексная характеристика предпринимательской деятельности. Доказывается, что исследования в этой области являются информационной базой для совершенствования государственной политики в сфере предпринимательства.
Используя опыт, в рамках исследования Всемирного банка проводится анализ законодательных и нормативных актов каждой изучаемой страны, определяющий сложность и доступность различных процедур для предприятий на основе официальных данных, а также оценок экспертов из профильных областей. На основе стандартизированных практических примеров в докладе представляются количественные показатели регулирования (количество процедур, их стоимость и сроки и др.), применяемые в отношении ^мпаний на разных этапах их жизнедеятельности.
Говоря о политике в области поддержки данного сегмента бизнеса, стоит отметить, что в 2011 г. был одобрен проект стратегии инновационного развития нашей страны на период до 2020 г. под названием «Инновационная Россия-2020», где значимая роль отдается совершенствованию и развитию программ поддержки непосредственно инновационного предпринимательства. Согласно поставленным целевым показателям, доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг должна быть не менее 5-10 % к указанному сроку, а удельный вес таких товаров в общем мировом объеме экспорта - не менее 2 % против 0,35 % в 2008 г.
Еще одно масштабное международное исследование - это глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), который стартовал еще в 1997 г. Проект поддерживается двумя учреждениями, специализирующимися на исследованиях в области предпринимательства - London Business School (Великобритания) и Babson College (США). В настоящее время проект GEM представляет собой крупнейшее исследование в области предпринимательства по количеству наблюдений. Россия принимает участие в проекте с 2006 г.
Делается попытка обобщить зарубежный и отечественный опыт изучения предпринимательского климата, а также систематизировать различные подходы к проведению исследований в этой области. Дается оценка различным методикам, выявляя их сильные и слабые стороны. Приведены интересные статистические данные, характеризующие предпринимательский климат в современной России. Анализ этих данных позволяет утверждать, что в нашей стране не созданы благоприятные условия для развития предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательский климат; стратегия развития; законодательные нормы; предпринимательская деятельность; государственная политика; мониторинг.
Предпринимательский климат играет важную роль в процессе ускорения темпов экономического роста и традиционно рассматривается как комплексная характеристика предпринимательской деятельности, кото-
рая включает в себя экономические, политические, финансовые и другие условия, влияющие на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической
устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, отсутствием коррупции и административных барьеров [1].
В рамках доклада Всемирного банка «О мировом развитии» предпринимательский климат трактуется шире - не только в интересах предпринимателей, но и общества в целом. Так, в соответствии с текстом доклада, для развивающихся стран благоприятный предпринимательский климат рассматривается как главное условие создания рабочих мест и обеспечения перспектив для молодежи, сокращению масштабов бедности, а, значит, и созданию более справедливого, гармоничного и свободного от конфликтов мира [2].
C учетом важности состояния предпринимательского климата как для экономического роста страны, так и для каждого отдельного гражданина, исследования в этой области носят все более значимый характер, становясь неотъемлемой информационной базой для формирования и совершенствования государственной политики в сфере развития и поддержки предпринимательства.
Чаще в центре внимания - малое и среднее предпринимательство, как одна из движущих сил развития конкуренции, создания рабочих мест и повышения темпов экономического роста. Что особенно актуально в развивающихся странах [3, с. 38].
Далее предпринята попытка обобщить и систематизировать наиболее востребованные современные международные и российские исследовательские подходы к изучению предпринимательского климата.
Большой интерес представляет ежегодное международное исследование Всемирного банка по оценке условий ведения предпринимательской деятельности «Doing Business» (Легкость ведения бизнеса), который сегодня является одним из ориентиров экономической политики России в области предпринимательства. Так, в рамках указа Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. была поставлена задача повышения позиции России в международном рейтинге «Doing Business» до 20 места к 2018 г. [4]. По последним данным рейтинга, Россия занимает 112-е место из 185 возможных.
Постулат, который лежит в основе доклада Всемирного банка и определяет методологию исследования, заключается в том, что более рациональное регулирование предпри-
нимательской деятельности содействует экономическому росту, а развитие частного сектора упрощаются в условиях применения четких и последовательных правил и норм [5].
В методологии исследования используется опыт перуанского экономиста, президента Института свободы и демократии (Перу) Эрнандо де Сото, который в 1980-х гг. для анализа факторов, препятствующих созданию предприятия, применил новаторский подход, основанный на методе «хронометража движений». Основной вывод, который он сделал, заключатся в том, что жесткое и обременительное регулирование, особенно на начальном этапе предпринимательской деятельности, деструктивно воздействует на бизнес. Так, сложность и дороговизна получения формальных прав, приводит к тому, что предприниматели делают выбор в пользу неформальной экономики, что является серьезным сдерживающим фактором для дальнейшего получения займов и, в целом, для развития предприятия. Эрнандо де Сото видит решение в упрощении процесса открытия своего дела и удостоверения прав собственности [6].
Используя данный опыт, в рамках исследования Всемирного банка проводится анализ законодательных и нормативных актов каждой изучаемой страны, определяющий сложность и доступность различных процедур для предприятий на основе официальных данных, а также оценок экспертов из профильных областей. На основе стандартизированных практических примеров в докладе представляются количественные показатели регулирования (количество процедур, их стоимость и сроки и др.), применяемые в отношении компаний на разных этапах их жизнедеятельности.
В последнем исследовании 2013 г. оценивались 10 стандартизованных категорий. На диаграмме № 1 представлено место России в рейтинге 184 стран по анализируемым категориям. Чем ниже позиции, тем хуже показатели регулирования деятельности малых и средних предприятий [7].
Результаты исследования, демонстрируют, что Россия отстает от других стран по большинству показателям, особенно по получению разрешения на строительство и подключению к системе электроснабжения. Так, например, стоимость подключения к
электросетям в России в 17 раз выше, чем в странах ОЭСР, а сроки подключения длиннее в 3 раза (табл. 1).
Преимущество используемой методологии в исследовании Всемирного банка - ее прозрачность, отсутствие субъективизма, что позволяет в дальнейшем делать сопоставительные международные сравнения. С другой стороны, измеряются только отдельные параметры регулирования деятельности малых и средних предприятий, что является только одной из составляющих качества предпринимательской среды.
Для проведения более широкой оценки качества предпринимательского климата, которая не ограничивалась бы чисто законодательными и нормативными вопросами, Ев-
ропейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) совместно со Всемирным банком с 1999 г. проводят обследование состояния деловой среды и показателей работы предприятий - BEEPS (The Business Environment and Enterprise Performance Survey). Исследование проводится во всех странах Европы и Центральной Азии с формирующейся экономикой, включая Россию. Последний (четвертый) для всех стран цикл обследований был проведен в 2008-2009 гг. В рамках пятого цикла обследования, проведенного в 20112012 гг., число российских компаний, участвующих в исследовании составила 4 тыс. фирм, включая репрезентативные выборки в 37 из 83 регионов России [8].
Рис. 1. Профиль России по анализируемым категориям (место в рейтинге 184 стран), средняя величина процентильных рейтингов [2]
Таблица 1
Подключение к системе электроснабжения [2]
Индикатор Российская Федерация Европа и Центральная Азия ОЭСР
Процедуры(количество) 10 7 5
Срок (дни) 281 153 98
Стоимость (% дохода на душу населения) 1 573,7 627,8 93
Основная задача исследования - выявление и оценка факторов, определяющих предпринимательский климат в стране путем массового опроса руководителей малых, средних и крупных несельскохозяйственных предприятий. Анкета опроса включает следующие аспекты: торговлю, инфраструктуру, финансы, инновации и трудовые ресурсы, регулирование, коррупцию, преступность и теневую экономику, а также восприятие барьеров для ведения бизнеса. В рамках исследования руководители и собственники предприятий дают свою оценку относительно того, насколько различные вышеуказанные составляющие предпринимательского климата создают барьеры для деятельности предприятий. Используется пятибалльная шкала от 0 - «не является препятствием» до 4 - « очень серьезное препятствие».
Как показывает анализ последней волны исследования, по мнению руководителей российских компаний, наиболее серьезным препятствием для деятельности организаций являются ставки налогообложения. Это характерно для многих стран. В случае России, вероятно, это можно объяснить увеличение отчислений со стороны малого и среднего предпринимательства в социальные фонды, которые почти двукратно выросли в 2011 г. Помимо ставок налогообложения, предприниматели к наиболее серьезным проблемам отнесли коррупцию и недостаточную квали-
фикацию рабочей силы. Их отметили более четверти компаний, принявших участие в исследовании (рис. 2) [9].
В исследовании БББР8большое внимание уделяется инновационному предпринимательству. Так, по результатам обследования, компании, которые ведут инновационную деятельность, испытывают сложности еще острее, чем предприятия в среднем по выборке. Это объясняется тем, что инновационные предприятия предъявляют более высокий спрос на качество среды, в которой они развиваются, у них больше потребность в соответствующей инфраструктуре и рациональном регулировании.
Говоря о политике в области поддержки данного сегмента бизнеса, стоит отметить, что в 2011 г. был одобрен проект стратегии инновационного развития нашей страны на период до 2020 г. под названием «Инновационная Россия-2020», где значимая роль отдается совершенствованию и развитию программ поддержки непосредственно инновационного предпринимательства. Согласно поставленным целевым показателям, доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг должна быть не менее 5-10 % к указанному сроку, а удельный вес таких товаров в общем мировом объеме экспорта - не менее 2 % против 0,35 % в 2008 г. [10].
Рис. 2. Препятствия для предпринимательской деятельности. Средние значения серьезности препятствий
Еще одно масштабное международное исследование - это глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), который стартовал еще в 1997 г. Проект поддерживается двумя учреждениями, специализирующиеся на исследованиях в области предпринимательства -London Business School (Великобритания) и Babson College (США). В настоящее время проект GEM представляет собой крупнейшее исследование в области предпринимательства по количеству наблюдений. Россия принимает участие в проекте с 2006 г. [11].
В рамках исследования применяется два метода. Во-первых, это опрос взрослого трудоспособного населения (Adult Population Surveys - APS), в рамках которого оценивается отношение россиян к организации предпринимательской деятельности, определяются факторы, влияющие на уровень предпринимательской активности (как стимулирующие, так и ограничивающие), а также меры по его увеличению на национальном уровне.
Во-вторых, оценка структурных условий для предпринимательской деятельности на основе экспертных оценок (National Expert Surveys - NES). Под структурными условиями предпринимательства (Entrepreneurial Frame work Conditions - EFC) в проекте рассматриваются основные характеристики социально-экономической среды (внешние факторы), способствующие развитию предпринимательской активности, с одной стороны, и готовность и способности населения создавать собственный бизнес, с другой.
Если в большинстве вышеупомянутых исследований представлен региональный анализ качества предпринимательского климата, то, чаще он носит неполный характер, т. к. покрывает только часть субъектов РФ либо только отдельные города. В этом ключе стоит отдельно отметить исследование МСП банка «Индекс Качества условий для малого и среднего бизнеса», где проводится оценка всех 83 регионов Российской Федерации на основе статистических данных [12]. В исследовании проводится анализ двух основных компонент условий для ведения предпринимательской деятельности:
1) потенциал экономической среды (доступность человеческого капитала, финансов, инфраструктуры, наличие платеже-
способного спроса, активность региональных органов власти и др.);
2) риски экономической среды (макроэкономические показатели: инфляция, бюджетная обеспеченность региона и др., административные барьеры и коррупция и др.).
Каждая из компонент оценивается с помощью набора количественных данных Рос-стата, Минэкономразвития, Банка России, данных исследовательских и рейтинговых организаций. Далее значения данных характеристик группируются для интегральной оценки условий ведения бизнеса для МСП в каждом отдельном регионе. По итогам расчета регионы классифицируются на 5 групп с буквенным обозначениями: A (лидер), B (догоняющие), С (средние), D (отстающие) и E (аутсайдеры).
По итогам исследования в 2011-2012 гг., к лидерам были отнесены 12 субъектов РФ, к догоняющим - 12. Средняя группа оказалась наиболее многочисленной - в нее вошли 30 субъектов РФ. К категории отстающих ф) отнеслись 16 регионов, к явным аутсайдерам
- 1 регион.
Отдельный интерес в исследовании МСП банка представляет дополнительный анализ зависимостей между значениями рейтинговых групп и основными показателями развития МСП в регионах. По итогам анализа, сделан вывод о том, что совокупность условий для развития сектора малого и среднего бизнеса в большей степени влияет на финансовые результаты деятельности компаний (выручка, оборот, обеспеченность предприятий основными средствами и др.), нежели на удельное число компаний в регионе на 1000 человек или занятости на них.
Проведенный анализ результатов российских и международных исследований предпринимательского климата в России, показывает, что условия для предпринимательской деятельности в нашей стране остаются неблагоприятными и компании испытывают серьезные трудности в результате высокого уровня коррупции и административных барьеров, нехватки квалифицированных кадров, ограниченности доступа к финансам и несовершенства нормативно-правовой базы.
Несмотря на, казалось бы, разные используемые инструменты оценки, все представленные исследования объединяет гене-
ральная цель - оценка качества условий для предпринимательской деятельности в стране. Но решается она с использованием различных источников и методами сбора информации, которые можно классифицировать следующим образом:
1) кабинетные исследования (обработка и анализ существующей информации). Использование официальных статистических данных (Росстат, Министерство экономи-ки,Министерство труда и др.), результатов исследований, проведенных ранее;
2) полевые исследования (получение первичной информации об объекте исследования): экспертные интервью, количественные опросы населения и представителей бизнеса;
3) комбинированные методы (с использованием как первичных, так и вторичных данных). Экспертные оценки совместно с анализом законодательных и нормативных актов, с целью оценки количественных показателей регулирования (количество процедур, их стоимость и сроки и др.), применяемых в отношении компаний на разных этапах их жизнедеятельности.
Многообразие исследовательских подходов к оценке предпринимательского климата еще раз подтверждает важность и актуальность этой темы для нашей страны как на национальном, так и международном уровнях. С одной стороны, результаты подобных исследований являются серьезной информационной базой для определения приоритетных направлений внутренней государственной политики в области экономического развития страны в целом, отдельных регионов и отраслей. С другой, служат основой для всесторонней оценки инвестиционных риском для международных инвесторов и институтов развития.
1. Юрьев В.М., Кожевникова Т.М. Проблемы корпоративизации в России // Ученые записки ТРО ВЭОР. Спецвыпуск 2. Тамбов, 2002.
2. Доклад о мировом развитии 2005: Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения, Международный банк реконструкции и развития. (PDF). URL: http:// www.leontief-centre.ru (дата обращения: 06.04.2014).
3. Карташова Е.И. Пути улучшения инвестиционного (предпринимательского) климата в
России для субъектов малого и среднего бизнеса на 2011-2012 гг. // Вестник Академии предпринимательства при Правительстве Москвы. 2011. № 4.
4. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 // Российская газета. 2012. 9 мая.
5. Ведение бизнеса-2013: доклад // Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2013.
6. Бизнес в 2005 году: Устранение препятствий на пути развития / пер. с англ.; Всемирный банк. М., 2005.
7. Всемирный банк, проект «Ведение бизнеса 2013». URL: http://russian.domgbusmess.org (дата обращения: 9.04.2014).
8. Европейский банк реконструкции и развития: проект BEEPS. URL: http://www.ebrd.com (дата обращения: 08.04.2014).
9. Диверсификация в России: потенциал региональных различий: доклад // Европейский банк реконструкции. URL: http://www.ebrd. com (дата обращения: 09.04.2014).
10. Инновационная Россия-2020: стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года: проект. (PDF). URL: http://www.kirov. spb.ru (дата обращения: 02.04.2014).
11. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012: нац. отчет / ред.-сост. О.Р. Верховская, М.В. Дорохина // Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. URL: http:// www.gsom.spbu.ru (дата обращения: 09.04.2014).
12. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2011-2012 гг.: региональные диспропорции. Издание аналитического центра Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства, группа Внешэкономбанка. URL: http://www.tpprf.ru (дата обращения: 06.04.2014).
1. Yur'ev V.M., Kozhevnikova T.M. Problemy kor-porativizatsii v Rossii // Uchenye zapiski TRO VEOR. Spetsvypusk 2. Tambov, 2002.
2. Doklad o mirovom razvitii 2005: Uluchshenie investitsionnogo klimata v interesakh vsekh sloev naseleniya, Mezhdunarodnyy bank rekonstruktsii i razvitiya. (PDF). URL: http:// www.leontief-centre.ru (data obrashcheniya: 06.04.2014).
3. Kartashova E.I. Puti uluchsheniya investitsionnogo (predprinimatel'skogo) klimata v Rossii dlya sub"ektov malogo i srednego biznesa na 2011-2012 gg. // Vestnik Akademii
predprinimaterstva pri Pravitel'stve Moskvy.
2011. № 4.
4. O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomi-cheskoy politike: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 g. № 596 // Rossiyskaya gazeta.
2012. 9 maya.
5. Vedenie biznesa-2013: doklad // Mezhduna-rodnyy bank rekonstruktsii i razvitiya / Vsemirnyy bank. 2013.
6. Biznes v 2005 godu: Ustranenie prepyatstviy na puti razvitiya / per. s angl.; Vsemirnyy bank. M., 2005.
7. Vsemirnyy bank, proekt "Vedenie biznesa 2013". URL: http://russian.domgbusmess.org (data obrashcheniya: 9.04.2014).
8. Evropeyskiy bank rekonstruktsii i razvitiya: proekt BEEPS. URL: http://www.ebrd.com (data obrashcheniya: 08.04.2014).
9. Diversifikatsiya v Rossii: potentsial regional'nykh razlichiy: doklad // Evropeyskiy bank rekonstruktsii. URL: http://www.ebrd. com (data obrashcheniya: 09.04.2014).
10. Innovatsionnaya Rossiya-2020: strategiya innovatsionnogo razvitiya RF na period do 2020 goda: proekt. (PDF). URL: http://www.kirov. spb.ru (data obrashcheniya: 02.04.2014).
11. Global'nyy monitoring predprinimatel'stva. Ros-siya 2012: nats. otchet / red.-sost. O.R. Verk-hovskaya, M.V. Dorokhina // Vysshaya shkola menedzhmenta Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo universiteta. URL: http:// www.gsom.spbu.ru (data obrashcheniya: 09.04.2014).
12. Indeks kachestva usloviy dlya malogo i srednego biznesa v 2011-2012 gg.: regional'nye dispro-portsii. Izdanie analiticheskogo tsentra Ros-siyskogo banka podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva, gruppa Vneshekonombanka. URL: http://www.tpprf.ru (data obrashcheniya: 06.04.2014).
nocTynnna b pega^nro 10.05.2014 r.
UDC 330.012.62/.64
APPROACHES TO THE STUDY OF RUSSIAN BUSINESS CLIMATE
Tatyana Mikhailovna KOZHEVNIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Director of Management and Service Institute, e-mail: [email protected]
Stefan Gordeyevich TER-AKOPOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Economics Institute, e-mail: [email protected]
The up-to-date issue of investigation of entrepreneurial climate is considered. The notion "entrepreneurial climate" is described, its components are characterized. Entrepreneurial climate is considered as complex characteristic of entrepreneurial activity. The studies in this sphere are information base for improving state policy in entrepreneurial sphere.
Using the experience in the study of the World Bank the laws and regulations of each country study that defines the complexity and availability of various procedures for enterprises on the basis of official data as well as assessments by experts from relevant fields are analyzed. On standardized case studies in the report submitted to quantitative regulation (number of procedures, costs and deadlines, etc.) applicable to companies at different stages of their life.
Talking about politics in support of this business segment it is worth noting that in 2011 approved a draft strategy of innovative development of our country in 2020, entitled "Innovative Russia-2020" where a significant role is given to the improvement and development of support programs directly innovative entrepreneurship. According to the targets the share of Russia in the global markets of high-tech goods and services, should be at least 10,5 % by the deadline, and the share of these goods in total world exports - not less than 2 % against 0,35 % in 2008.
Another large-scale international study is Global Entrepreneurship Monitor (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), which started back in 1997. The project is supported by the two institutions, specializing in research in the field of entrepre-neurship - London Business School (UK) and Babson College (USA). Currently GEM project represents the largest study in the field of entrepreneurship in the number of observations. Russia takes part in the project since 2006.
The attempt to generalize world and home experiences of entrepreneurial climate studies and systemize different approaches to studies in this sphere is made. The different methods finding their advantages and disadvantages are assessed. The interesting statistic data which characterize entrepreneurial climate in modern Russia is offered. Analysis of these data allows arguing that in our country favorable conditions for development of entrepreneurship has not been established.
Key words: business climate; development strategy; legislation norms; entrepreneurship activity; public policy; monitoring.