Научная статья на тему 'Аналитический обзор методик оценки предпринимательского климата региона'

Аналитический обзор методик оценки предпринимательского климата региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / DEVELOPMENT OF THE REGION / ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА / ASSESSMENT OF THE BUSINESS CLIMATE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА / SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF THE BUSINESS CLIMATE / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА / INSTITUTIONAL FACTORS OF THE BUSINESS CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Инна Викторовна

Цель: Различные методики через абстрагирование выявляют ключевые взаимосвязи среди факторов, составляющих предпринимательский климат. Степень абстрагирования различна у разных методических подходов к оценке предпринимательского климата, что сказывается на объективности полученных результатов. Поэтому целью исследования является классификация известных подходов к оценке предпринимательского климата через установление основных параметров оценки. Методы: Системный анализ сущности предпринимательского климата, а также методы индукции и дедукции, позволяющие определить частные и общие взаимосвязи среди оцениваемых факторов предпринимательского климата. Результаты: На основе системного анализа сущности предпринимательского климата выделены и классифицированы типы составляющих его факторов, что легло в основу классификации известных методик оценки предпринимательского климата. Научная новизна: В статье впервые на основе предложенной типологии факторов предпринимательского климата классифицированы методики его оценки, определены достоинства и недостатки различных методических подходов в зависимости от степени его абстрагирования. Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности при рассмотрении вопросов объективности рейтингов предпринимательского климата регионов, подбора методики оценки предпринимательского климата, совершенствования методических подходов к оценке предпринимательского климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF METHODS FOR ASSESSMENT OF THE REGION BUSINESS CLIMATE

Different methods identify key interrelations among the factors that make up the business climate through abstraction. The degree of abstraction is different for different methodological approaches to assessing the entrepreneurial climate. This is affected the objectivity of the results obtained. Therefore, the aim of the study is to classify known approaches to assessing the business climate through the establishment of key evaluation parameters. System analysis of the essence of the entrepreneurial climate and methods of induction and deduction identify and classify known methods for assessing the entrepreneurial climate. In the article for the first time the methods of evaluation are classified, the advantages and disadvantages of various methodological approaches are determined depending on the degree of its abstraction based on the proposed typology of business climate factors. The main provisions and conclusions of the article may be used in scientific and practical activities when considering the issues of objectivity of the ratings of the entrepreneurial climate of the regions, the selection of methods for assessing the entrepreneurial climate, improving methodological approaches to assessing the business climate.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор методик оценки предпринимательского климата региона»

экономические науки

Попова Инна Викторовна АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ...

УДК 332.012.2 + 338.12.017

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДИК ОЦЕНКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

КЛИМАТА РЕГИОНА

© 2017

Попова Инна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: inna.popova4616@gmail.com)

Аннотация. Цель: Различные методики через абстрагирование выявляют ключевые взаимосвязи среди факторов, составляющих предпринимательский климат. Степень абстрагирования различна у разных методических подходов к оценке предпринимательского климата, что сказывается на объективности полученных результатов. Поэтому целью исследования является классификация известных подходов к оценке предпринимательского климата через установление основных параметров оценки. Методы: Системный анализ сущности предпринимательского климата, а также методы индукции и дедукции, позволяющие определить частные и общие взаимосвязи среди оцениваемых факторов предпринимательского климата. Результаты: На основе системного анализа сущности предпринимательского климата выделены и классифицированы типы составляющих его факторов, что легло в основу классификации известных методик оценки предпринимательского климата. Научная новизна: В статье впервые на основе предложенной типологии факторов предпринимательского климата классифицированы методики его оценки, определены достоинства и недостатки различных методических подходов в зависимости от степени его абстрагирования. Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности при рассмотрении вопросов объективности рейтингов предпринимательского климата регионов, подбора методики оценки предпринимательского климата, совершенствования методических подходов к оценке предпринимательского климата.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский климат, инвестиционный климат, развитие региона, оценка предпринимательского климата, предпринимательская среда, социально-экономические факторы предпринимательского климата, институциональные факторы предпринимательского климата.

ANALYTICAL REVIEW OF METHODS FOR ASSESSMENT OF THE REGION

BUSINESS CLIMATE

© 2017

Popova Inna Viktorovna, candidate of economic sciences, associate professor of Department of Management

Vladivostok State University of Economic and Services (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: inna.popova4616@gmail.com)

Abstract. Different methods identify key interrelations among the factors that make up the business climate through abstraction. The degree of abstraction is different for different methodological approaches to assessing the entrepreneurial climate. This is affected the objectivity of the results obtained. Therefore, the aim of the study is to classify known approaches to assessing the business climate through the establishment of key evaluation parameters. System analysis of the essence of the entrepreneurial climate and methods of induction and deduction identify and classify known methods for assessing the entrepreneurial climate. In the article for the first time the methods of evaluation are classified, the advantages and disadvantages of various methodological approaches are determined depending on the degree of its abstraction based on the proposed typology of business climate factors. The main provisions and conclusions of the article may be used in scientific and practical activities when considering the issues of objectivity of the ratings of the entrepreneurial climate of the regions, the selection of methods for assessing the entrepreneurial climate, improving methodological approaches to assessing the business climate.

Keywords: entrepreneurship, business climate, investment climate, development of the region, assessment of the business climate, business environment, socio-economic factors of the business climate, institutional factors of the business climate.

Объем поступающих в развитие предпринимательства отдельного района или страны инвестиций в первую очередь зависит от уровня благоприятствования предпринимательского климата. Такая тенденция ведет за собой рост конкуренции между регионами внутри страны. Для достижения успеха в этой борьбе есть необходимость в регулярной оценке предпринимательского климата региона, а также в формировании и совершенствовании государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства. Благоприятствующий предпринимательский климат создает необходимые условия для успешного развития предпринимательства, и это, в свою очередь, способствует росту объема инвестиций в экономику региона, увеличению количества рабочих мест в регионе, росту среднего уровня оплаты труда, росту налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и т.д., т.е. в целом способствует социально-экономическому развитию региона. В связи с этим определенный интерес представляет аналитический обзор существующих методов и подходов к оценке предпринимательского климата, которые позволяют судить о степени его благоприятствования, а также принимать управленческие решения относительно возможностей и направлений его улучшения.

Существуют различные трактовки того, что такое предпринимательский климат - «процесс или явление, который учитывает целый комплекс объективных и

субъективных факторов осуществления предпринимательской деятельности» [1]; «целостное образование из условий и факторов, значимых для осуществления предпринимательской деятельности» [2]; «набор локальных факторов, формирующих возможности и стимулы предприятий к производительному инвестированию, созданию новых рабочих мест и расширению масштабов деятельности» [3]; «условия, которыми обладает и которые созданы на определенной территории» [4] и множество других [5, 6, 7]. То, в чем сходятся все исследователи, - это зависимость предпринимательского климата региона от множества факторов-условий осуществления предпринимательской деятельности. От того, насколько благоприятны эти факторы-условия, зависят темпы развития предпринимательства в регионе. Эти факторы-условия можно разделить на две группы:

- факторы, носящие объективный институциональный характер (размер, геоэкономические и геополитические особенности территории региона, тип ее освоения, характеристики населения территории) и создающие предпосылки для развития предпринимательства;

- субъективные факторы, отражающие уровень социально-экономического развития, к которым можно отнести целенаправленную деятельность государственных органов власти и управления, которые пытаются оказывать влияние на уровень предпринимательского климата за счет использования объективных характеристик тер-

Popova Inna Viktorovna ANALYTICAL REVIEW .

economic sceinces

ритории региона.

Комбинация этих групп факторов и создает предпринимательский климат, присущий конкретному региону, с его особенностями и уровнем благоприятствования. Различные методики оценки предпринимательского климата делают упор на одной или другой группе факторов, что дает возможность для их классификации.

Наиболее известными методиками оценки предпринимательского климата, основывающимися на анализе только социально-экономических факторов, являются следующие:

- методика Всемирного банка [8];

- исследование Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [9, 10];

- методика Московского государственного университета (МГУ) [11];

- авторская методика Протас Н.Г. и Русалевой Л.Ю. [12]

- проект «Бизнес Журнала», «Рейтинги предпринимательского климата в регионах РФ» [13].

Методики, учитывающие в своей оценке и институциональные и социально-экономические характеристики:

- методика Банка Австрии [14];

- методика Рейтингового агентства «Эксперт» [15];

Таблица 1 - Аналитический обзор методик оценки

тэелггоинимательского климата оегиона

Автор методики Методики,

конъюнктурных

исследований

Института

исследований и

государствен? университет

Протас ЬП\ и Русалева JIJO.

«Бизнес Жури; ■:<Рейтинг

Сущность методики оценке социально-; Индексный метод, нормировании. На первом эта

10 факторов нормируется по отиошениюк наихудшему vp' период не менее Зхлет (ют 200 года). На второмэтапе баллы, полученные для отдельных показателей, а гр егируются пут ем пр о стого усреднения сначала по каждому показателю, а затем и каждому из 10 факторов. Разница между полученным индексом в любом предыдущем году и его размер ом в текущем году

перекрыла разрыв с нормативнои границей._

Индексный метод результатов анкетирования руководителей организацийр; профиля деятельности. На оси оценок показателей

индикаторы делового к: пр едпр ннима тельской увер et индекс физического объема,индекс

Факторный подход на макрофакторов с использованием индексного метода.

Сущность методики з: расчете факторного нндег

показателей, которые о: среднероссийскому 31 Интегральныйиндекс, отражающий оценку предпринимател]

предпринимательского

Многомерге

регрессиии сводного: показателя позволили определить закономерности и тесноту связи между БРП и факторными признаками. Факторные признаки определяются наборе] их динамикой.

Полевые исследования (опросы владельцев и топ-менеджмента субъектов малого и среднего предпринимательства). Оцениваются предпринимательского как: кадровые ресурсы;

госрегулирование: поддержка предпринимательства, административные барьеры и коррупция; безопасность и правовая защита бизнеса; доступность финансовых услуг: конкуренция и др.

I Недо. предпринимательского

_Д°!

фактор!

- оценка характеристик, формирующих условия для успешного

предпринимательства;

- учет нормативно-правовых факторов предпринимательского

- подход к оценке чер ез динамику

предпринимате.

- оценка характеристик, формирующих уел о вия для

предпринимательства;

- единственный

генерирующий оценки

которые или отсутствуют в

характера наблюдения [7].

систематизация факторов,

отр ажающих р: между pi

модель факторы: подфакторные признаки проанализир<

ДЛЯ оцениваемого сводного индекса предпринимате;

- значимость каждого подфакторного признака обоснована диапазоном т е еноты связи между

-результатыр"

реальнымусловиям предпринимательствг

суждениях суоьектов пр е дпринимат ельства.

ко нъ ю нктурны е факторы; - оцениваются параметры, имеющие значение для среднего

предпринимательства; - субъективность оценокреспондентов;

ко нъ ю нктурны е факторы.

институциональные факторы

предпринимательства - субъективность определения весовых коэффициентов для каждого фактора.

- факторные и подфакторные признаки огр: общедоступными

институциональные факторы

предпринимательства

предпринимательства; - субъективность оценокреспондентов;

исследованияра» среднего

- исследование Комитета РСПП по международному сотрудничеству, Международного совета по сотрудничеству и инвестициям при РСПП и компании КПМГ [16];

- исследование Высшей школы менеджмента GEM «Глобальный мониторинг предпринимательства России» [17];

- методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов А. Шахназарова, И. Ройзмана, И. Гришиной [18].

Аналитический обзор методик указанных методик оценки предпринимательского климата представлен с учетом разработанной классификации в таблице 1.

Аналитический обзор известных методик оценки предпринимательского (делового или его частного проявления - инвестиционного) климата показал, что, несмотря на разнообразие подходов большинству из этих разработок присущи некоторые методологические упущения и недостатки в следствие абстрагирования авторов от всего комплекса характеристик исследуемой категории. В результате абсолютно достоверными считать результаты той или иной методики не представляется возможным.

Так, во многих методиках при определении балльных значений качественных характеристик предпринимательского климата, определении величин весовых коэффициентов значимости частных показателей используются экспертные оценки, которые неизбежно являются субъективными. Однако, использование только лишь статистических показателей не дает в полной мере оценить проявления предпринимательского климата

284

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Попова Инна Викторовна АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ...

в отдельно взятом регионе. По существу - оба метода должны взаимно дополнять друг друга, т.к. факторы предпринимательского климата включают в себя и те характеристики, которые не находят прямого отражения в статистических показателях (например, оценка геополитического положения региона).

Многообразие имеющихся подходов к оценке предпринимательского климата, с одной стороны, позволяет исследователю оперировать имеющейся информацией в условиях ресурсной и информационной ограниченности, но, с другой стороны, не дает ответа о степени адекватности полученных оценок. Авторская позиция в отношении методического подхода к оценке предпринимательского климата заключается в необходимости оценить не только текущее состояние предпринимательского климата, но дать основу для прогнозирования его изменений и принятия соответствующих управленческих решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байзулаев С.А. Предпринимательство и предпринимательский климат / Байзулаев С.А., Мамбетова Ф.М., Абанокова Э.Б. // Московский экономический журнал. -2016. - №2. - С. 11.

2. Данакин Н.С. Концептуальный анализ понятия «Предпринимательский климат» / Данакин Н.С., Дивиченко О.И. // Теория и практика общественного развития. - 2017 - №5. - С. 66-68.

3. Ведение бизнеса-2013: доклад / Междунар. банк реконструкции и развития / Всемир. банк. 10-е изд. 2013.

4. Фролова Е.А. Обзор методов и подходов к оценке инвестиционного и предпринимательского климата России / Фролова Е.А. // Наука и общество. - 2013. - №3 (12). - С. 82-90.

5. Лукьянова Т.Н. Инвестиционный климат. Правовые гарантии инвестиционной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 243-248.

6. Егоров Д.Р. Анализ инвестиционного климата в россии на примере российско-японского инвестиционного сотрудничества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 152-154.

7. Астахова Е.В., Завальный Т.Д. Иностранные инвесторы и инвестиционный климат Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-166.

8. The World Bank. Distance to Frontier and Ease of Doing Business Ranking. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/ DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Chapters/DB17-DTF-and-DBRankings.pdf (Дата обращения 25.10.2017г.)

9. Китрар Л.А. Декомпозиция и совместный анализ циклов роста в динамике индикатора экономического настроения и индекса физического объема валового внутреннего продукта / Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Остапкович Г.В. // Вопросы статистики. - 2014. - № 9. - С. 41-47.

10. Мониторинг делового климата организаций реального сектора и сферы услуг. Режим доступа: https:// www.hse.ru/org/projects/118647870 25.10.2017.

11. Жигалова Н.Е. Методологические аспекты диагностики в управлении развитием региона. / Жигалова Н.Е. // Электронное науч. изд-ие «Вестник ВВАГС» - 2008. - №1.

12. Протас Н.Г. Предпринимательский климат. Методические подходы к оценке предпринимательства как катализатора развития регионов / Протас Н.Г. Русалева Л.Ю. // Российское предпринимательство. -2010. - №3-2. - С. 65-69.

13. Проект «Рейтинг предпринимательского климата в регионах РФ», проведенный в 2009г. деловым журналом «Бизнес-журнал», инвестиционной компанией «ФИНАМ» при поддержке НИИ Регионологии // Ростовский бизнес-журнал. - 2009. - № 3.

14. Nagaev S.A., Worgotter A. Regional Risk Rating in Russia. Bank Austria Aktiengesellschaft Economic Department. - Vienna. - 1995, September.

15. Методика составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России компании «РАЭКС-Аналитика». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://raexpert.ru/docbank//109/ d31/3e8/5564b5d35605a92af9b47c6.pdf (Дата обращения 01.11.2017г.)

16. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Доклад о состоянии делового климата в России в 2016 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/f/9/f9c2ca5f8cd10 4f8d5d40f2a7b50fced.pdf (Дата обращения 27.10.2017г.)

17. Центр предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gsom.spbu.ru/gsom/centers/eship/projects/ gem/ (Дата обращения 27.10.2017г.)

18. Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. / Ройзман И., Гришина И., Шахназаров А. // Инвестиции в России. - 2001. - №4. - С. 11-20.

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.