Научная статья на тему 'Правовые перспективы субъектов малого и среднего бизнеса в России'

Правовые перспективы субъектов малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / СТРАХОВАНИЕ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ / РАЗМЕР СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ / УЧАСТИЕ В ЗАКУПКАХ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / A SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM / CASH REGISTERS / A MULTIFUNCTIONAL CENTER / BANK ACCOUNT INSURANCE / INSURANCE COMPENSATION / PARTICIPATION IN PROCUREMENT / SOFT LOANS / A SPECIAL TAX REGIME / A SINGLE AGRICULTURAL TAX / CORPORATE INCOME TAX / PERSONAL INCOME TAX / PROPERTY TAX OF ORGANIZATIONS / PROPERTY TAX OF INDIVIDUALS / VALUE ADDED TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиалиев Раким Кмалетдинович

В статье представлен обзор наиболее значимых для малого и среднего бизнеса законодательных новелл. Анализируя ситуацию о том, что происходит с малым и средним бизнесом в России, автор приходит к выводу, что эта сфера социально-экономических отношений остается недоиспользованной в качестве важного ресурса российской экономики. Необходимо эффективное внедрение государственных механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROSPECTS OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA

This article provides an overview of the most significant legislative innovations for small and medium-sized businesses. Analyzing the situation about what is happening with small and medium-sized businesses in Russia, the author comes to the conclusion that this sphere of socio-economic relations remains underutilized as an important resource of the Russian economy. An effective implementation of state mechanisms for financial support of small and medium-sized enterprises is necessary

Текст научной работы на тему «Правовые перспективы субъектов малого и среднего бизнеса в России»

gs4 право и экономика ^d

ГАДЖИАЛИЕВ Раким Кмалетдинович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин

филиала ДГУ в г. Дербенте e-mail: r.gadzhialiev@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация. В статье представлен обзор наиболее значимых для малого и среднего бизнеса законодательных новелл. Анализируя ситуацию о том, что происходит с малым и средним бизнесом в России, автор приходит к выводу, что эта сфера социально-экономических отношений остается недоиспользованной в качестве важного ресурса российской экономики. Необходимо эффективное внедрение государственных механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, упрощенная система налогообложения, контрольно-кассовая техника, многофункциональный центр, страхование банковских счетов, размер страхового возмещения, участие в закупках, льготное кредитование, специальный режим налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на добавленную стоимость.

GADZHIALIEV Rakim Kamaletdinovich,

PhD in Economics, associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Disciplines, Branch of DGU in Derbent

LEGAL PROSPECTS OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM

BUSINESSES IN RUSSIA

Annotation. This article provides an overview of the most significant legislative innovations for small and medium-sized businesses. Analyzing the situation about what is happening with small and medium-sized businesses in Russia, the author comes to the conclusion that this sphere of socio-economic relations remains underutilized as an important resource of the Russian economy. An effective implementation of state mechanisms for financial support of small and medium-sized enterprises is necessary.

Key words: small and medium-sized businesses, a simplified taxation system, cash registers, a multifunctional center, bank account insurance, insurance compensation, participation in procurement, soft loans, a special tax regime, a single agricultural tax, corporate income tax, personal income tax, property tax of organizations, property tax of individuals, value added tax.

Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию утвердил комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры включают упрощение регистрации и отчетности, получение новых льгот, а также расширение доступа к муниципальному имуществу и госзаказам. Срок реализации всех мер - 2018 - 2024 гг. О том, как изменился и изменится жизнь малого бизнеса за это время, рассмотрим ниже.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

Регистрация и отчетность

Малому бизнесу предоставят возможность использовать в качестве своего юридического адреса тот адрес, который был предоставлен банком при открытии расчетного счета. Так же компании, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в качестве юридического смогут использовать адрес, представленный отделением почтовой связи [2]. Это позволит отказаться от регистрации по массовым

адресам, а также сэкономить на аренде офисов. Сколько будет стоить новая услуга банков и почты, пока что не сообщается. Соответствующий федеральный закон планируется принять до 1 января

2020 г.

Организации и индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) объектом налогообложения в виде доходов, освободят от обязанности представлять налоговые декларации в налоговые органы при условии применения ими онлайн-касс. Налоговые органы самостоятельно смогут получить всю необходимую информацию из фискальных документов, передаваемых контрольно-кассовой техники (ККТ) через оператора фискальных данных [1]. Предполагается, что данное нововведение будет реализовано с 1 января 2020 г.

Льготная аренда имущества

Неиспользуемое, а также неэффективно используемое государственное и муниципальное имущество будет передаваться в аренду субъектам МСП на льготных условиях. Перечень такого имущества будет составляться и дополняться по результатам инвентаризации [7]. Соответствующий законопроект планируют принять к 1 декабря

2021 г. Причем первые сведения об имуществе, предназначенные для малого бизнеса, появятся на официальных сайтах уже к концу 2019 г.

Кроме того, в ближайшее время малый и средний бизнес сможет арендовать недвижимость на льготных условиях через многофункциональные центры, которые оказывают государственные и муниципальные услуги (МФЦ) Портал бизнес-навигатора МСП. При этом объем имущества, предназначаемого для сдачи в аренду малому бизнесу, в 2024 г. будет увеличен не менее чем на 25%, в т.ч. за счет неиспользуемой и используемой не по назначению недвижимости и земельных участков [4].

Страхование банковских счетов

С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 322-Ф3, который позволяет страховать вклады-счета малого бизнеса — юридические лица - малые предприятия, которые внесены в соответствующий реестр. В случае проблем с банком малые предприятия возвращают обратно деньги, размещенные на счетах и вкладах. Раньше это касалось только индивидуальных предпринимателей (ИП) [3].

Максимальный размер страхового возмещения составляет 1.4 млн. руб. Сведения об организации-получателе возмещения будут вноситься в единый реестр субъектов и среднего предпринимательства. Система страхования вкладов распространяется на организации, относящиеся к

малым предприятиям и микробизнесу [3]. Среднего бизнеса Закон не коснется.

Участие в закупках

К июлю 2020 г. закупки крупнейших заказчиков, участником которых являются субъекты малого бизнеса, будут повышены до 18%. Напомним, сейчас доля закупок малого бизнеса составляет не менее 15% от всех годовых закупок заказчика (ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ). [4] При этом же к концу 2019 г. на закупки малого бизнеса распространят механизмы факторинга, т.е. деньги за поставленные товары малый бизнес сможет получать не от заказчика, а от банка, который финансирует закупки.

Так же в целях ужесточения платежной дисциплины заказчиков к 04.05.2020 г. приняты поправки в КоАП РФ, которые расширят перечень штрафов, налагаемых на заказчиков. Так, с этого времени заказчики будут нести ответственность за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП. Сейчас подобных штрафов не существует, что позволяет заказчикам затягивать плату поставок [4].

Льготное кредитование

К 2024 г. будет реализована программа «Расширение использования франшиз в секторе МСП». В рамках программы выдача малому бизнесу льготных микрозаймов на покупку франшизы [1].

С 1 октября 2020 г. появится механизм государственного субсидирования ставок по микрозаймам микрофинансовых организаций (МФО), выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства. Субсидировать будут микрозаймы, выдаваемые бизнесу, осуществляющему деятельность в моногородах, малых городах и населенных пунктах.

К 1 июня 2022 г. стоимость лизинга для субъектов МСП будет снижена до средней ставки на уровне не более 8%. Кроме того, к октябрю 2020 г. будет принят закон, позволяющий потребительским кооперативам предоставлять поручительства по обязательствам микропредприятий [7].

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это сокращенное наименование специального режима налогообложения - системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, налогоплательщиками которой могут быть организации и индивидуальные предприниматели (ИП).

Как и другие специальные режимы налогообложения, уплата единого сельхозналога, за неко-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

торыми исключениями, заменяет собой уплату налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (НДФЛ для ИП), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (для ИП) и налога на добавленную стоимость (НДС) [1].

ЕСХН облагаются доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных расходов по ставке 6%.

Суть нововведения заключается в том, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 335-ф3 с 1 января 2019 г. плательщики ЕСХН обязаны уплачивать НДС [5].

Главным образом, уплата НДС позволит применять вычеты по НДС, применение которых ранее было невозможным. Напомню, что одним из условий применения вычета по НДС является приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС. Возможность применять вычеты по НДС означает возможность уменьшить величину «исходящего» НДС на величину «входящего» НДС. Следовательно, если операции не облагаются НДС (как в 2018 г.), «входящего» НДС нельзя принять к вычету, а если операции облагаются НДС (как стало с 1 января 2019 г.), то «входящего» НДС можно принять к вычету. Однако для большинства налогоплательщиков налоговой базой будет все равно являться цена реализуемой сельхозпродукции [5].

Тем не менее, с некоторыми оговорками законодатель решил предоставить налогоплательщикам выбрать один из двух сценариев. Первый - уплата только ЕСХН. Второй - уплата ЕСХН + (плюс) НДС. Оговорка заключается в размере выручки налогоплательщика.

Статья 145 Налогового кодекса РФ предусматривает случаи освобождения от уплаты НДС. По общему правилу, организация или ИП имеют право не платить НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. [1]

В отношении сельхозпроизводителей установлены иные значения. Так, организации и ИП, уплачивающие ЕСХН, имеют право на освобождение в двух случаях:

1) организации и ИП переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году;

2) за 2018 г. сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 100 млн. руб. [1]

Пороговые значения постепенно будут снижаться:

• 90 млн руб. - за 2019 г.;

• 80 млн руб. - за 2020 г.;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

• 70 млн руб. - за 2021 г.;

• 60 млн руб. - за 2022 г. и последующие годы [1].

Для освобождения по НДС организации и ИП должны представить письменное уведомление об использовании права на освобождение по НДС в налоговую инспекцию по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение. Форма такого уведомления утверждена Минфином России [6].

Организации и ИП не могут добровольно отказаться от освобождения по НДС в будущем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено.

Если сумма дохода превысила предельный размер, такая организация или ИП, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, утрачивают право на освобождение по НДС. Организации и ИП, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет [1].

Обязанность по уплате НДС влечет необходимость вести книги покупок и книги продаж, заполнять и сдавать в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Налоговым периодом по НДС является квартал [1].

Кроме того, при заявлении налоговых вычетов по НДС налогоплательщикам придется проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента, запрашивая у контрагента по сделке всевозможные документы, начиная от учредительных документов компании до документов, фиксирующих поиск данного конкретного контрагента. В противном случае велик риск того, что налоговая инспекция откажет в праве на вычет.

Исследовав нововведение в 2019 г. для плательщиков ЕСХН по части обязанности уплаты НДС, можно сделать следующие выводы:

1. организации и ИП с выручкой до 100 млн руб. за 2018 г. с 1 января 2019 г. вправе самостоятельно выбрать режим налогообложения: ЕСХН или ЕСХН + НДС. При уплате НДС налогоплательщик сможет применять вычет «входящего» НДС;

2. организации и ИП с выручкой свыше 100 млн руб. за 2018 г. с 1 января 2019 г. будут являться плательщиками НДС;

3. налогоплательщику для получения освобождения по НДС в налоговые органы необходимо представить уведомление;

4. переход на уплату НДС будет выгодным для крупных сельхозпроизводителей, которые

имеют в составе затрат значительную величину «входящего» НДС;

5. налогоплательщикам необходимо будет научиться проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, вести книги покупок и книги продаж, подавать налоговые декларации по НДС. Освежить в памяти процедуру проведения камеральной налоговой проверки.

Грамотный выбор между ЕСХН и ЕСХН + НДС должен быть основан, прежде всего, на реальных цифрах именно вашего бизнеса.

Список литературы:

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fzrf. su/kodeks/nk-2/ (дата обращения: 14.09.2019).

[2] ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (послед. ред.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 14.09.2019).

[3] ФЗ от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ (послед. ред.) «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304091/ (дата обращения: 14.09.2019).

[4] ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. (послед. ред.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW144624/ (дата обращения: 14.09.2019).

[5] ФЗ от 27.11.2017 г. № 335-ФЗ (послед. ред.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_283495/ (дата обращения: 14.09.2019).

[6] Письмо Министерство финансов России от 14.01.2019 г. № 03-07-15/775 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_316046/8815afec0c4c39 11fd2d1f146e6be39454189359/ (дата обращения: 14.09.2019).

[7] Современный предприниматель [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zen. yandex.ru/media/id/5a5a7971799d9d909b854b8d/ chto-izmenitsia- (дата обращения: 14.09.2019).

Spisok literatury:

[1] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (ch. 2) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (red. ot 25.12.2018 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019 g.) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://fzrf.su/kodeks/nk-2/ (data obrashcheniya: 14.09.2019).

[2] FZ ot 24.07.2007 g. № 209-FZ (posled. red.) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_52144/ (data obrashcheniya: 14.09.2019).

[3] FZ ot 03.08.2018 g. № 322-FZ (posled. red.) «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O strahovanii vkladov fizicheskih lic v bankah Rossijskoj Federacii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_304091/ (data obrashcheniya: 14.09.2019).

[4] FZ ot 05.04.2013 g. № 44-FZ. (posled. red.) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW144624/ (data obrashcheniya: 14.09.2019).

[5] FZ ot 27.11.2017 g. № 335-FZ (posled. red.) «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283495/ (data obrashcheniya: 14.09.2019).

[6] Pis'mo Ministerstvo finansov Rossii ot 14.01.2019 g. № 03-07-15/775 [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_316046/8815afec0c4c3911 fd2d1f1 46e6be39454189359/ (data obrashcheniya: 14.09.2019).

[7] Sovremennyj predprinimatel' [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://zen.yandex.ru/ media/id/5a5a7971799d9d909b854b8d/chto-izmenitsia- (data obrashcheniya: 14.09.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.