МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Цепилова Е. С.,
д.э.н., профессор ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ E-mail: elenatcepilova@mail.ru Горобинская В.И., заместитель директора ООО «Аудиторская фирма «Аудит-Инфо», эксперт модуля «Налогообложение» научной междисциплинарной лаборатории экономико-управленческих и правовых исследований ЮФУ, советник налоговой службы II ранга E-mail: wgorobinskaja@mail.ru
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД 2012-2021 ГГ.
Предмет исследования - анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации за период 20122021 гг. с позиций институциональной школы. Цель работы - выявление инклюзивных характеристик (налоговое стимулирование) или экстрактивных характеристик (повышение доходов бюджета) налоговой политики государства. Методология проведения исследования базируется на характеристике налоговой политики по видам институтов, что позволило в результате работы, через использование современной терминологии инсти-туционализма - «инклюзивный» и «экстрактивный» провести подробный институциональный анализ одобренных Правительством РФ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012-2021 года. Сделан вывод о том, что за исследуемый период расширение элементов экстрактивности в налоговой политике означает наличие существенного крена в сторону фискальной функции налогообложения в ущерб стимулирующей. Решением из сложившейся ситуации видится выход России из ловушки укоренившихся экстрактивных институ-
тов. Практическое применение результатов исследования возможно при формировании государственной налоговой политики на будущие периоды.
Ключевые слова: налоговая политика; институциональный анализ; основные направления налоговой политики Российской Федерации; экстрактивный и инклюзивный характер, налоговые преобразования.
Tsepilova E.S., Gorobinskaya V.I.
INSTITUTIONAL ANALYSIS OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE TAX
POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD 2012-2021
Subject of research is the analysis of the main directions of tax policy of the Russian Federation for the period 2012-2021гг from the perspective of institutionalism. The aim of the work is to identify inclusive characteristics (tax incentives) or extractive characteristics (increase in budget revenues) of the state tax policy. The methodology of the study is based on the characteristics of the tax policy by type of institutions, which allowed, as a result of the work, through the using of modern terms of the institutional school - "inclusive" and "extractive" to conduct the detailed institutional analysis of the main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2012-2021 approved by the Government of the Russian Federation. It is concluded that during the study period, the expansion of extractivity elements in tax policy means that there is a significant bias towards the fiscal function of taxation to the detriment of the stimulating one. The solution to this situation is seen as Russia's way out of the trap of entrenched extractive institutions. Practical application of the research results is possible in the development of the state tax policy for future periods.
Keywords: tax policy; institutional analysis; main directions of tax policy of the Russian Federation; extractive and inclusive nature, tax transformations.
По замечанию немецкого институцио-налиста Р. Рихтера, «институциональная
экономика в современном понимании состоит в попытке дать экономически рациональное объяснение институциональных рамок народного хозяйства, таких как предпринимательство, бюджет, деньги... государство и т.д.» [1]. В работах О.В. Иншакова и Д.П. Фролова указано, что «экономические институты не столько создают рамки ограничения действиям людей, сколько обеспечивают их кооперацию и интеграцию, предоставляя дополнительные возможности в борьбе с жизненными трудностями для достижения поставленных целей»[2]. Ранее проведенный авторами [3] анализ различных
Налоговая политика как процесс сочетания и реализации интересов экономических агентов (что является имманентным свойством и предназначением любого института) должна обладать высокой экономической адаптивностью, обладать возможностями как количественного, так и качественного воздействия на параметры экономического развития.
Экономическому развитию страны способствуют инклюзивные экономические институты, обеспечивая благоприятные условия для производительной деятельности, эффективного приложения производственных ресурсов и накопления добавленной стоимости. В противоположность инклюзивным, экстрактивные институты перераспределяют богатство в пользу элит, подавляя при этом деловую активность частного сектора, препятствуя модернизации и развитию. Согласимся с Т.В. Натхов, Л.И. Полищук, что «инклюзивные институты обеспечивают устойчивый рост, тогда как экстрактивные институты в лучшем случае способны поддержать ограниченный во
точек зрения на налоговую политику государства показал, что она представляет собой устойчиво воссоздающийся на базе установленного налогового законодательства комплекс мер преимущественно формального характера для осуществления функционирования налоговой системы и обеспечения ал-локационной функции государства для участия в перераспределении экономических ресурсов и создания общественных благ.
С точки зрения институциональной теории анализ налоговой политики государства по различным видам институтов вызван ее следующими характеристиками (табл. 1).
времени догоняющий рост и в конечном итоге ведут к экономическому упадку» [4]. Связь между сложившимся экономическим положением России и происходящими институциональными изменениями прослеживается и в работе немецкого экономиста Х.-Х. Хеманна [5].
«Если налоговая политика в отношении доходов бизнеса (или доходов от капитала), в том числе малого бизнеса, имеет ярко выраженный стимулирующий характер, она может рассматриваться как имеющая инклюзивный характер. Налогообложение потребления, осуществляемое через косвенное налогообложение, и фискальная система изъятия доходов от нефтедобычи носят экстрактивный характер» [3]. Однако нельзя просто объявить хорошую налоговую политику, нужно приложить организационные усилия и затратить ресурсы на ее осуществление. В связи с вышеизложенным несомненный интерес представляет институциональный анализ одобренных Правительством РФ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012-2021 гг.
Таблица 1 - Характеристика налоговой политики по видам институтов
_(составлена авторами статьи)_
Вид института Характеристика налоговой политики
Всеобщие, частичные, единичные Всеобщий институт
Базисные, вспомогательные Базисный институт
Формальные, неформальные Формальный (максимально формализованный) с некоторыми неформальными элементами
Системные, локально-организационные Системный институт
Инклюзивные, экстрактивные Инклюзивно-экстрактивный комплекс, доминирующее свойство определяется общей направленностью политики государства
Характеристика основных направлений налоговой политики (ОННП) _Российской Федерации за период 2012-2021 гг.1_
Инклюзивный характер (налоговое стимулирование)
Исполнение
Экстрактивный характер (повышение доходов _бюджета)_
Исполнение
Троект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. _и на плановый период 2020 и 2021 гг. [6]
О
X
V X о о
а
£
ф
о
о ф
ь
о а
V X х
В
ю
и
I—■\
о
n3 о м 00
1. Налогообложение прибыли организаций
2. Налог на добавленную стоимость
7. Упрощенная система налогообложения и ЕСХН
13. Государственная пошлина
14. Меры в области налогового администрирования и налогового контроля
1. Планируется продление моратория на создание новых КГН и ограничения действия договоров до 01.01.2023 г.; регламентирование порядка учета для целей налогообложения прибыли/убытков реорганизованных организаций в целях исключения незаконной налоговой оптимизации; продление распределения ставки налога 3%/17% до 2024 г.
2. Смягчение условий для возмещения и возврата НДС.
7. Точечные поправки в части учета основных средств; плательщики ЕСХН будут плательщиками НДС с 01.01.2019 г.
13. Снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в форме электронного документа.
14. Сокращение условий для контроля за трансфертным ценообразованием по внутри-российским сделкам; отмена обязанности представления налоговой декларации по УСН с объектом «доходы» и использующими он-лайн-кассу; сокращение предельного срока проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС до
2. Налог на добавленную стоимость
3. Налог на доходы физических лиц
4. Имущественные налоги
5. Налог на добычу полезных ископаемых;
6. Налог на добавленный доход
8. Патентная система налогообложения и торговый сбор
9. Налог на профессиональный доход
10. Страховые взносы
2. Увеличение НДС на 2 % с 01.01.2019 г. (п. 3 ст. 164 НК РФ).
3. Введение права самостоятельного исчисления налоговым органом НДФЛ в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации при продаже недвижимого имущества.
4. Продолжение работы по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
5. Продление действия повышенной ставки НДПИ при добыче нефти до 31.12.2021 г.
6. Эксперимент с введением налога на добавленный доход с 01.01.2019 г. на отдельных месторождениях.
8. Расширение перечня видов предпринимательской деятельности для патентной системы налогообложения.
9. Планируется ввести новый налог на самозанятых граждан в 4 регионах РФ с 2019г. (эксперимент), позволяющий с использованием мобильного приложения автоматически начислять налоги и уплачивать их онлайн.
10. С 01.01.2019г. общий тариф страховых взносов в фонды у многих плательщиков на УСНО, ЕНВД, ИП на патенте составит 30%, вырастут ставки страховых взносов ИП за себя (ст. 427 НК РФ)._
1 Составлена авторами статьи
о
s X w X о О
а
Е
ф
s
о
о ф
ь
о а v X я S3
10 0J г—\
ON
о
n3 о
00
двух месяцев; включение части неналоговых платежей в налоговое законодательство; возможность с 2019 г. оплатить авансовые взносы по имущественным налогам населения через МФЦ; введена возможность уточнения платежей в случаях ошибочного указания счета казначейства 11. Акцизы 12. Международное налогообложение 11. Расширение перечня подакцизных товаров. 12. Осуществление работы по борьбе с уклонением от налогообложения в рамках реализации Плана ВЕР8
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. [7]
1. Налогообложение прибыли организаций 10. Меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек 1. Совершенствование принципов налогообложения прибыли КИК (Закон № 140-ФЗ в редакции от 19.02.2018 г.); представление инвестиционного налогового вычета(с 01.01.2018 г. - только по решению субъекта). 10. С 10.04.2018 г. пилотный запуск системы tax free в городах, принимающих матчи чемпионата мира по футболу 2. Налог на добавленную стоимость 3. Налог на доходы физических лиц 4. Налог на добычу полезных ископаемых 5. Налог на добавленный ДОХОД 6. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7. Акцизы 8. Патентная система налогообложения и единый налог на вмененный ДОХОД 9. ЕСХН 2. Признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров; запуск системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю; ведется унификация правил в рамках Евразийского экономического союза. 3. Этап обсуждения нового налога на самозанятых граждан. 4. Экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты будет снижаться с 2019 г. и полностью исчезнет к 2024 г.; одновременно до 2022 г. будет увеличиваться НДПИ. 5. Вопрос в разработке. 6. Интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы. 7. С 01.01.2018 г. рост акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо (планируемое далее повышение с 01.01.2018 г. приостановлено до 01.01.2019 г.). 8. С 01.07.2018 г. полный охват розничной торговой сети ККТ с онлайн-передачей данных на сервера ФНС. 9. Проработка вопроса по уплате НДС при едином сельскохозяйственном налоге.
n3
11. Налог на игорный бизнес (отдельно не был заявлен в ОНБНТТП) 11.С01.01.2018 г. в два раза выросли минимальные и максимальные ставки налога на игорный бизнес (ст.369 НК РФ) и расширен перечень объектов налогообложения
ОННП на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. [8]
О s X
93 X п О
а
Е
ф
s
п п
Ь ф
Ь о а
V X х
S3
ю w
ON
о
t—l*
n3 О м 00
1. Реализация Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и антикризисных мер Правительства РФ: 1.1. Стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса
1.3. Освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям
1.4. Неналоговые платежи
5. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование 12. Совершенствование налогового администрирования
1.1. С 01.01.2017 г. увеличены лимиты выручки и остаточной стоимости основных средств для применения режима УСН; налоговые каникулы для отдельных самозанятых граждан на 2017-2018 гг. (п. 70 ст. 217 НК РФ). 1.3. Вступило в силу с 01.01.2018 г.
1.4. Фактически отсрочен результат работы по совершенствованию неналоговых платежей на дальний период.
5. С 01.01.2017 г. функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы (введена новая гл.34 НК РФ).
12. Внедрение онлайн-касс с 01.01.2017 г. в розничной торговле; интеграция информационных систем и систем управления рисками налоговой и таможенной служб с 2017 г.; с 01.10.2017 г. увеличение размера пени в 2 раза по истечении 30 дней просрочки (ст. 75 НК РФ)
1. Реализация Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Антикризисных мер Правительства РФ:
1.2. Совершенствование системы налогообложения добычи нефти
2. Налог на прибыль организаций
3. Консолидированные группы налогоплательщиков
4. Совершенствование трансфертного ценообразования
6. Совершенствование порядка налогообложения НДС
7. Акцизное налогообложение
8. Налогообложение природных ресурсов (НДПИ)
1.2. Налог на добавленный доход не введен.
2. Изменение перераспределения доходов бюджетов, получаемых от налога на прибыль организаций в размере 3% к 17% (федеральный-региональный) на период 2017-2020 гг. (ст. 264 НК РФ); в 2017-2020 гг. включительно компания вправе списать убыток с учетом лимита - не больше 50 % налоговой базы текущего периода, без 10-летнего ограничения (п. 2 ст. 283 НК РФ).
3. С 01.01.2017 г. изменен порядок определения консолидированной налоговой базы (п. 1 ст. 278.1 НКРФ).
4. Существенных изменений не произошло.
6. Внедрение системы АСК-НДС (АСК-НДС-2) с 2016 г.
7. Рост акцизов на алкоголь, табак, бензин, топливо; введены в состав подакцизных электронные сигареты и нагреваемый табак.
8. Увеличение нагрузки на нефтяную отрасль.
о
X
93 X о о
а
г
ф
о о
ф Ь о а
V X х
В
ю
и о
n3 о
00
из
9. Имущественные налоги 10. Государственная пошлина 11. Решение задач в области международного налогообложения 13. Оптимизация действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты 9. Налог на имущество на недостроенные строения не введен. 10. Не изменились. 11. 26.01.2017 г. подписано многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами (реализация плана ВЕР8). 13. С 2018 г. введение правила «двух ключей» (пока только по налогу на имущество организаций)
ОННП на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. [9]
1. Исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ по реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ. 2. Антикризисные меры Правительства РФ иГД. 1. Предусмотрено добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках) с 01.01.2015 г. по 30.06.2016 г. (ФЗ № 140-ФЗ и № 150-ФЗ от 08.06.2015 г.). 2. Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества до 100 тыс. руб. (ст. 256, 257 НК РФ); введены налоговые каникулы для самозанятых граждан до 01.01.2019 г.; возможность применения пониженных ставок налога при УСН и ЕНВД; повышен порог по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала (ст. 286 НКРФ). 4. Совершенствование порядка налогообложения НДС 5. Акцизное налогообложение 6. Налогообложение природных ресурсов 8. Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков 9. Глобальные вызовы и ответ на них - борьба с 4. Экспортеры несырьевых товаров могут получить вычет НДС в ускоренном порядке (изменения в абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ). 5. С 2016 г. возросли акцизы на бензин всех классов, некрепкий алкоголь, табачные изделия и автомобили; на вина с защищенным географическим указанием установлена пониженная ставка акциза (ст. 193 НК РФ). 6. Повышение ставки НДПИ в отношении нефти и газового конденсата, снижение ставок экспортной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, изменение ставок акцизов на нефтепродукты; рост водного налога за счет ставки и коэффициента (ст. 333.12 НК РФ). 8. Продление на период до 01.01.2019 г. ограничения на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН. 9. Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам осуществля-
о
X
93 X о о
а
г
ф
о о
ф Ь о а
V X х
В
ю
и
I—■\
о
n3 о м 00
3. Налогообложение доходов физических лиц.
7. Совершенствование налогового администрирования. 11. Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в РФ.
13. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
3. Вычет на ребенка представляется, пока доход работника не превысит 350 тыс. руб. (ст. 218 НК РФ); работодатель вправе представлять социальные вычеты на лечение и обучение по заявлению сотрудника (ст. 219 НК РФ). 7. Оптимизация перечня информации, не относящегося к налоговой тайне (изменения в ст. 102 НК РФ с 01.01.2016 г.). 11. Больше компаний могут вносить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (ст. 286 НК РФ).
13. Без изменений, дефицит ПФ РФ решено компенсировать через увеличение пенсионного возраста
размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения;
10. Меры по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов; 12. Оценка эффективности налоговых льгот и иных стимулирующих механизмов. Подходы к установлению налоговых льгот. Отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам; 14. Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес
ется по контролируемым и неконтролируемым сделкам (в т.ч. на основании решения ВС РФ от 22.07.2016г. № № 305-КГ16-4920 при наличии необоснованной налоговой выгоды). 10. Введение в действие с 19.08.2017 г. ст. 54.1 и новой редакции п. 5 ст. 82 НК РФ, использование АСК НДС-21; с 2016г. внедрение систем прослеживаемости (ЕГАИС) и маркировки товаров.
12. Проводится анализ налоговых льгот.
14. Введение новых парафискалитетов (сборов в систему «Платон», обязательных взносов туроператоров в фонд персональной ответственности и т.д.).
ОННП на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг
[И]
1. Исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013г.
1. С 01.01.2015 г. для резидентов ТОР (ТОСЭР) предусмотрены налоговые преференции по НДС, налогу на прибыль организаций и НДПИ; предоставление субъектам РФ права устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0%.
2. Борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций
4. Налогообложение недвижимого имущества физических лиц
5. Налогообложение доходов физических лиц от продажи имущества
6. Прочие налоговые новации:
2. С 01.07.2015 г. ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам.
4. С 01.01.2015 г. в НК РФ введена новая глава 32 «Налог на имущество физических лиц», исходя из кадастровой стоимости имущества.
5. Минимальный срок владения имуществом для освобождения от налога увеличен с 3 лет до 5 лет (ст. 220 НК РФ).
1 Число фирм-однодневок сократилось в 5 раз за 2011-2017 гг. - см. Бутрин Д. [10]
о
s X w X о О
а
Е
ф
s
о о
¡3 ф
ь
о а v X X S3
ю
ы
г—\
ON о
n3 о
00
3. Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в РФ 6. Прочие налоговые новации: 6.1. Дополнительные меры по стимулированию экономического роста 6.5. Налоговые аспекты создания Евразийского экономического союза 6.6. Налогообложение на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя 3. С 01.01.2015 г. в НК РФ введен новый раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга»1 ; введены инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ (ст. 219.1 НК РФ). 6.1. Обсуждается право субъектов РФ устанавливать льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств («гринфилдов»), 6.5. С 01.01.2015 г. доходы граждан государств-членов ЕАЭС за выполнение трудовых обязанностей в РФ облагаются по ставке 13%, независимо от срока проживания данных лиц в стране. 6.6. С 01.01.2015 г. введено льготное налогообложение в Республике Крым и г. Севастополе по налогу на прибыль, ЕСХН, налогу на имущество и земельному налогу. 6.2. Акцизное налогообложение 6.3. Налогообложение природных ресурсов 6.4. Консолидированные группы налогоплательщиков 6.7. Обеспечение устойчивости бюджетов бюджетной системы и подходы к установлению налоговых льгот 6.2. В перечень подакцизных товаров включены: бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин. 6.3. Поэтапное (в течение 3 лет) снижение размера вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, сокращение ставок акциза на нефтепродукты и одновременное увеличение ставки НДПИ на нефть. 6.4. С 01.01.2015г. приостановлен процесс создания новых и расширения действующих КГН; введен налог с прибыли КИК (новая гл. 3.4 НК РФ). 6.7. Возможность введения субъектом РФ торгового сбора (новая гл. 33 НК РФ), действует только в Москве с 01.07.2015 г.; увеличение транспортного налога на мощные автомобили за счет повышающих коэффициентов (в ст. 362 НК РФ); организации и ИП, применяющие УСН или систему ЕНВД, не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости; к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками, установлена налоговая ставка 13%; проведена индексация государственной пошлины (гл.25.3 НК РФ)
ОННП на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. [13]
1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала 1. Изменения в имущественном вычете по НДФЛ при покупке жилья с 2014 г. (ст. 220 НК РФ); расширен перечень доходов, освобожда- 1. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для 1. В целях определения ставок налога суммарная инвентаризационная стоимость объектов умножается на коэффициент-дефлятор.
1 Более подробно: Кузнецов Н.Г.. Цепилова Е.С. [12]
ON
О s X
w X о О
я
s
ф s
о о
¡3 ф
ь
о а v X
х »
ю W е-■< ON О
n3 о M 00
2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра
3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях
5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности
6. Налогообложение добычи природных ресурсов
7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
емых от обложения НДФЛ (ст. 217 НК РФ).
2. Уточнен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении доходов по некоторым видам ценных бумаг, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц (п. 9 ст. 310.1 НК РФ).
3. С 2015 г. в налогообложении не применяется метод ЛИФО (изменения в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
4. Установлены льготные ставки по налогу на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов в ДВФО (ст. 284, 284.3 НК РФ); введены с 01.01.2014 г. льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств-региональных инвестиционных проектов (ст. 25.8 НК РФ).
5. Заявленные новации не реализованы.
6. С 2014 г. снижены ставки пошлины на нефть и одновременно увеличены ставки НДПИ; с 1 июля 2014 г. введены формулы для расчета ставок НДПИ в отношении газа горючего природного и газового конденсата.
7. Для юрлиц сохранены тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 г.
физических лиц 2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций
3. Акцизное налогообложение
4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдик-ций
5. Совершенствование налогового администрирования
2. Выделен ряд объектов недвижимости облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости; компании на УСН, перестали освобождаться от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
3. Дополнительно проиндексированы ставки акциза на автомобильный бензин 4-го и 5-го класса (п. 1 ст. 193 НК РФ).
4. Завершились некоторые переходные положения о порядке вступления в силу норм НК РФ о контролируемых сделках, введено новое основание для признания сделки контролируемой (ст. 105.14 НК РФ).
5. С 01.01.2014 г. - при камеральной проверке уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать представления пояснений, первичных документов, регистров налогового учета (ст. 88 НК РФ); за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения к ответственности можно привлечь предпринимателей, нотариусов и адвокатов (ст. 120 НК РФ); банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов физлицами, которые не являются предпринимателями (п. 1 ст. 86 НК РФ); с 01.01.2014 г. увеличены пенсионные взносы ИИ, адвокатов и нотариусов за себя при годо-
ОННП на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [14]
1. Меры налогового стимулирования 1. Освобождение от налога на имущество организаций объектов основных средств 1-2 амортизационных групп, принятых на учет с 6. Налогообложение природных ресурсов 6. С 01.01.2014 г. увеличен НДПИ с одновременным снижением ставок вывозных таможенных пошлин (изменены гл. 26 НК РФ и
о
X
93 X о о
а
г
ф
о о
ф Ь о а
V X х
В
ю
и
I—■\
о
n3 о м 00
2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях
5. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
01.01.2013 г.
2. С 01.01.2014г.: уточнен перечень лиц, которые признаются налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок (новая ст. 226.1 НК РФ); НДФЛ (ст. 214.6 НК РФ) и налог на прибыль (ст. 310.1 НК РФ) исчисляется по ставке 30%, если определенная информация не будет представлена или будет представлена с нарушением порядка.
3. С 01.01.2013 г. переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности стал добровольным; введена новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ.
4. С 01.01.2013 г. введено обязательное досудебное обжалование для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов; увеличен срок подачи апелляционной жалобы до 1 месяца.
5. Для юрлиц сохранен тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 г.
7. Акцизное налогообложение
8. Введение налога на недвижимость
9. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений (постепенная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам)
10. Совершенствование налога на прибыль организаций
11. Совершенствование налогового администрирования.
12. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрис-дикций.
13. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование._
ст. 3.1 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»).
7. Индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, темпами, существенно превышающими индекс инфляции.
8. Так и не введен, в настоящее время действует налог на имущество физлиц и земельный налог.
9. С 01.01.2013 г. были отменены наиболее крупные налоговые льготы: по налогу на имущество организаций - в отношении линейных объектов инфраструктуры (ст. 381 НК РФ) и по земельному налогу - в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп.З п.2 ст.389 НК РФ утратил силу).
10. С 01.01.2013г. уточнен порядок признания отдельных видов внереализационных расходов (ст.265 НК РФ).
11. С 01.01.2013г. налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах организаций, ИП в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (ст.93, 93.1 НК РФ).
12. Изменения в НК РФ с 01.01.2015г. при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в отношении прибыли иностранных компаний.
13. Взносы в Пенсионный фонд РФ ИП, адвокатов, нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств с 01.01.2013г. увеличились в два раза_
00
ОННП на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. [15]
О
X
V X о о
а
£
ф
о
о ф
ь
о а
V X х
В
ю
и
I—■\
о
n3 о
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями
5. Налог на прибыль организаций
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
1. Снижен максимальный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование с 34% до 30%, для льготных категорий плательщиков с 26 до 20%; уточнена классификация основных средств с учетом разработки и введения новых версий ОКОФ с 01.01.2017 г. [16] и ОКПД с 01.01.2014 г. [17]; изменение в условиях о восстановлении амортизационной премии при реализации объектов ОС (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ); увеличение стандартного налогового вычета по НДФЛ на детей (ст. 218 НК РФ).
4. В 2012-2016 гг. внесен ряд изменений в ст. 280, 282, 309-312 НК РФ, касающиеся налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
5. Уточнены с 01.01.2013г.: порядок налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации (ст. 258, 259, 271 НК РФ) и порядок признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли (ст. 266 НК РФ).
7. Запланированная с 2014 г. отмена ЕНВД не произошла
1. Мониторинг эффективности налоговых льгот
2. Акцизное налогообложение;
6. Налогообложение природных ресурсов
8. Введение налога на недвижимость
9. Налоговое администрирование
1. Изменений не произошло.
2. Повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.
6. Установление дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль с 01.01.2013 г. (ст. 338, 342, 343 НКРФ).
8. Так и не введен, в настоящее время действует налог на имущество физлиц и земельный налог.
9. С 01.01.2012 г.: вступил в силу раздел У.1 Кодекса, которым установлены принципы определения цен для целей налогообложения; введено понятие консолидированных групп налогоплательщиков (гл. 3.1 НК РФ)
Стоит отметить, что ОННП не включены в число актов, подлежащих общественному обсуждению, фактически представляя собой результат внутренней работы Министерства финансов РФ и подведомственной ему ФНС РФ. Специализированная процедура общественного и экспертного обсуждения ОННП в законодательстве отсутствует, что могло бы быть исправлено посредством работы общественных советов.
В целом ОННП как документ стратегического планирования в налогово-бюджетной сфере выходит за пределы бюджетного планирования, затрагивая вопросы стимулирования экономического роста, развитие отдельных отраслей и регионов, условий деловой среды (в частности бухгалтерского учета). Исходя из названия, документ планируется на трехлетний период; правило разработки бюджетов бюджетной системы на следующий финансовый год и плановый период последующих двух лет (принцип трехлетнего планирования) единожды было нарушено в 2015 г., когда федеральный бюджет был разработан только на один финансовый год (на 2016 г. без планирования на период 2017-2018 гг.).
Стоит также отметить отсутствие единого подхода к формированию содержания ОННП. Большинство мер повторяются год от году: поддержка инвестиций и развития человеческого капитала; совершенствование специальных налоговых режимов, налогообложение природных ресурсов; акцизное налогообложение; сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений; совершенствование налога на прибыль организаций; совершенствование налогового администрирования. Причем только в «ОННП на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» в документе отдельно выделены меры налогового стимулирования (носят преимущественно инклюзивный характер) и меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы (имеют в основном экстрактивный характер). В этом документе пункт «Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социаль-
ное страхование» заявлен и в мерах налогового стимулирования (сохранен тариф взносов в фонды), и мерах, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы (взносы для ИП, адвокатов, нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств увеличились в два раза).
Структура «Основных направлений...» в 2012-2015 гг. не менялась: в первой части перечислялись итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде, во второй части анонсировались мероприятия на будущие периоды. Очевидно, что первая часть за более поздний год должна содержать отчет об исполнении второй части за предыдущий год, но это не всегда так. Например, в «ОННП на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.» появилось не заявлявшаяся в «ОННП на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.» такая мера налогового стимулирования как «Налогообложение добычи полезных ископаемых» (т.к. в указанный период были обнулены ставки НДПИ для ряда труднодоступных месторождений), но исчез пункт «Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование»; пункт из ОННП на 2013 г. «Введение налога на недвижимость» был заменен в 2014 г. на пункт «Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц» (в связи с окончательным решением законодателя о реформировании налогообложения недвижимости в рамках уже существующих налогов, без введения новых налогов); исчезли пункты «12. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикцию» и «13. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование».
В целом, начиная с 2014 г. нарастает экстрактивный характер налоговой политики, что обусловлено необходимостью сокращения дефицита бюджетов, как федерального, так и региональных.
В «ОННП на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» отдельным первым пунктом выделено прямое поручение Президента РФ - «Исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ
от 12 декабря 2013 г.». В «ОННП на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.» этот пункт также заявлен первым, но претерпел уточнение - «Исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ по реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ». Также отдельным пунктом выделены «Антикризисные меры Правительства РФ и Государственной Думы» (в них входят как меры налогового стимулирования экономики, так и меры по наполнению бюджета) и «Глобальные вызовы и ответ на них -борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения», в связи с Планом BEPS, который был одобрен главами государств и правительств "Группы двадцати" в сентябре 2013 г. под председательством России в Большой двадцатке.
«ОННП на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.» не содержит приложений, а также раздела, рассматривающего основные результаты налоговой политики в предыдущих к рассматриваемым годам (такая информация всегда приводилась в предыдущих ОННП). Вероятно, что отсутствие специального раздела или приложения о результатах текущей налоговой политики обусловлено неустойчивостью сложившейся экономической ситуации в тот период, а также возможностью негативной социально-политической оценки результатов налоговой политики, что выражается, в частности, в снижении налоговых доходов бюджетов, а также постоянном обсуждении в СМИ возможного увеличения налоговой нагрузки (например, введения налога с незанятых граждан, прогрессивной ставки НДФЛ и т.д.).
Отметим, что вплоть до 2018 г. ОННП представляли собой отдельный документ, напрямую не увязанный со вторым, основным плановым документом в финансово-бюджетной сфере - «Основные направления бюджетной политики», также составляемых на трехлетний период, что противоречило ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса РФ, т.к. оба документа включены в основу составления проектов бюджетов
и не обеспечивало их необходимую увязку между собой. И только с этого года данная недоработка была исправлена, причем включила меры не только бюджетной, налоговой, но и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
Документ на 2018 г. является проработанным и аналитичным; он разбит на четыре структурные части: 1) итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2015-2017 гг. (приводятся результаты за прошедшие периоды); 2) условия реализации и таможенно-тарифной политики в 2018-2020 гг. (анализируются внешние и внутренние условия); 3) цели и задачи бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2018-2020 гг. (сформулированы ориентиры на планируемый период); 4) основные параметры бюджетной системы (увязка собираемости налогов и таможенных платежей на наполнение уровней бюджета страны).
В контексте терминологии современного институционализма данный документ содержит такой пункт как - «1.3. Обеспечение межрегиональной инклюзивности», что в понимании законодателя представляет собой централизацию доходов бюджета с целью дополнительной финансовой поддержки наименее обеспеченных регионов. Позволим не согласиться с применением термина «инклюзивность» в данной конструкции, т.к. в итоге за счет регионов-доноров погашается бюджетный дефицит регионов-реципиентов, что снижает деловую инициативу первых и увеличивает иждивенчество вторых.
Структура документа в части мер налоговой политики тоже претерпела изменения: в Приложении 1 к документу представлен подробный анализ действующих налоговых льгот и преференций за 2014-2020 гг. по видам налогов; в Приложении № 2 - анализ налоговых условий и их сравнения с другими странами; в отдельном Приложении № 3 - полный перечень предлагаемых мер в области налоговой политики по видам налогов.
Уже в июле 2018г. (т.е. в самом конце весенней сессии) в ГД РФ были представлены «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов». Структура документа идентична ОНБНТТП на 2018-2020 гг. - он также разбит на 4 раздела. В Приложении 1 представлены «Налоговые расходы Российской Федерации 2015-2021 гг.», содержание которого базируется на аналогичных материалах за прошлый год, только сдвинутых на год вперед. Меры налоговой политики по видам налогов отдельно выделены в Приложении 3. Несмотря на усилившуюся экстрактивность налоговой политики, отметим, что в последнем ОН-БНТТП не были заявлены ранее широко обсуждавшиеся неоднозначные инициативы: введение налога с продаж, дифференцированной шкалы НДФЛ, отмена льготных ставок НДС. В рамках изменения структуры налоговой системы с 2019 г. планируется введение нового режима налогообложения нефтяной отрасли -налог на дополнительный доход (в качестве пилотной меры с целью перенести фискальную нагрузку в разработке рентабельно неинтересных сегодня для нефтяной отрасли месторождений на более поздние этапы их разработки) и введение налога на профессиональный доход для выведения в правовое поле деятельности самозанятых граждан.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что экстрактивные институты проявляют свою устойчивость, не меняя своего характера даже на фоне радикальных экономических преобразований.
Наблюдаемое в последние годы расширение элементов экстрактивности в налоговой политике при формальном провозглашении отсутствия роста налогов (расширение перечня взимаемых обязательных платежей, сужение и ужесточение использования налоговых льгот и преференций, увеличение налоговой базы по прямым налогам; рост косвенных налогов в виде акцизов и повышение НДС на 2 процентных пункта с 2019 г.) означает наличие существенного крена в сторону
фискальной функции налогообложения в ущерб стимулирующей, причем о стимулировании народнохозяйственного комплекса к росту прибавочного продукта вообще и добавленной стоимости, в частности, пока не имеется существенных упоминаний.
Решением из сложившейся ситуации видится выход России из ловушки экстрактивных институтов, в которой она оказалась в исследуемый период, подтверждая закономерности, проиллюстрированные Д. Асемоглу и Дж. Робинсоном в их работе « Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты»[18]. Ограничение экстрактивности и расширение инклюзив-ности и налоговой политики на первоначальном этапе потребует издержек как государства (которые оно уже несет с начала 2000-х годов в связи с переходом на функциональную структуру налоговых органов с применением максимальной автоматизации), так и налогоплательщика для возможности соответствия изменившимся условиям функционирования порядка перераспределения добавленной стоимости в масштабах страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Richter R. Geldwertsicherung im internationalen Goldstandard und in einer Währungsunion von Staaten mit Papierstandard aus institutionenökonomischer Sicht// Perspektiven der Wirtschaftspolitik. 2013. № 14 (1-2). S. 132-149
2. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Эволюция институционализма в российской экономической мысли (IX-XXI вв.). Текст: монография: В 4 т. - М.: Экономистъ, 2007. - Т. 1. - 511 с.
3. Цепилова Е.С., Горобинская В.И. Институциональный подход к характеристике налоговой политики государства//Экономика. Налоги. Право. 2017. № 2. С. 134-141
4. Натхов Т.В., Полищук Л.И. Политэкономия институтов и развития: как важно быть инклюзивным. Размышления над книгой Acemoglu, J. Robinson «Why Nations Fail». Часть II. Институциональная динамика и выводы
для России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 3 (35). С. 12-32
5. Höhmann H.-H., Fruchtmann J., Pleines H. Das russische Steuersystem im Übergang: Rahmenbedingungen, institutionelle Veränderungen, kulturelle Bes-timmugsfaktoren. - Bremen: Edition Tem-men, 2002. - 343 S.
6. Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019г и на плановый период 2020 и 2021гг. // СПС Консультант плюс - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc / (дата обращения: 12.07.2018)
7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг. // СПС Консультант плюс -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc / (дата обращения: 02.06.2018)
8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг. // СПС Консультант плюс - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc/ (дата обращения: 30.05.2018)
9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. // СПС Консультант плюс - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc/ (дата обращения: 20.05.2018)
10. Бутрин Д. «Вы вернулись в правовое поле - к вам нет вопросов». Глава ФНС Михаил Мишустин рассказал «Ъ» о новых проектах налоговой службы // Коммерсантъ. 27.06.2018. № 110 (6348). Полоса 1.
11. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. // СПС Консультант плюс - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc/ (дата обращения: 30.04.2018)
12. Кузнецов Н.Г., Цепилова Е.С. Налоговый мониторинг налогоплательщиков - российский опыт и перспективы // Финансовые исследования. 2014. № 4 (45). С. 65-72.
13. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // СПС Консультант плюс -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc / (дата обращения: 20.04.2018)
14. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // СПС Консультант плюс - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc / (дата обращения: 15.04.2018)
15. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов // СПС Консультант плюс -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc / (дата обращения: 12.04.2018)
16. Общероссийский классификатор основных средств «ОК 013-2014 (СНС 2008)» . Приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст
17. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст
18. Асемоглу Д., Робинсон Дж. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: АСТ, 2015.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Richter R. Geldwertsicherung im internationalen Goldstandard und in einer Währungsunion von Staaten mit Papierstandard aus institutionenökonomischer Sicht // Perspektiven der Wirtschaftspolitik. 2013. № 14 (1-2). S. 132-149.
2. Inshakov O.V., Frolov D.P. Evoly-uciya institucionalizma v rossijskoj ehko-nomicheskoj mysli (IX-XXI vv.). Tekst: monografiya: V 4 t. - M.: Ekonomist, 2007. -T. 1. - 511 s.
3. Tsepilova E.S., Gorobinskaya V.I. Institucional'nyj podhod k harakteristike nal-ogovoj politiki gosudarstva // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2017. № 2. S. 134-141.
4. Nathov T.V., Polishchuk L.I. Politehkonomiya institutov i razvitiya: kak vazhno byt' inklyuzivnym. Razmyshleniya nad knigoj Acemoglu, J. Robinson «Why Nations Fail». CHast' II. Institucional'naya dinamika i vyvody dlya Rossii // Zhurnal Novoj ehkonomicheskoj associacii. 2017. № 3 (35). S. 12-32.
5. Höhmann H.-H., Fruchtmann J., Pleines H. Das russische Steuersystem im Übergang: Rahmenbedingungen, institutionelle Veränderungen, kulturelle Bes-timmugsfaktoren. - Bremen: Edition Tem-men, 2002. - 343 S.
6. Proekt osnovnyh napravlenij byudzhetnoj, nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki na 2019g i na planovyj period 2020 i 2021gg. // SPS Konsul'tant plyus - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www. consult-ant.ru/document/cons_doc/ (data obrash-cheniya: 12.07.2018)
7. Osnovnye napravleniya byudzhetnoj, nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 gg. // SPS Konsul'tant plyus - Elektron. dan. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc/ (data obrashcheniya: 02.06.2018)
8. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 gg. // SPS Kon-sul'tant plyus - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc / (data obrashcheniya: 30.05.2018)
9. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2016 god i na planovyj period 2017 i 2018 gg. // SPS Kon-sul'tant plyus - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc / (data obrashcheniya: 20.05.2018)
10. Butrin D. «Vy vernulis' v pravovoe pole - k vam net voprosov». Glava FNS Mihail Mishustin rasskazal o novyh proektah nalogovoj sluzhby // Kommersant. 27.06.2018. № 110 (6348). Polosa 1.
11. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 gg. // SPS Konsul'tant plyus - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc / (data obrashcheniya: 30.04.2018)
12. Kuznecov N.G., Cepilova E.S. Nalogovyj monitoring nalogoplatel'shchikov - rossijskij opyt i perspektivy // Finansovye issledovaniya. 2014. № 4 (45). S. 65-72.
13. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov // SPS Konsul'tant plyus - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc / (data obrashcheniya: 20.04.2018)
14. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2013 god i na planovyj period 2014 i 2015 godov // SPS Konsul'tant plyus - EHlektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc / (data obrashcheniya: 15.04.2018)
15. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2012 god i na planovyj period 2013 i 2014 godov // SPS Konsul'tant plyus - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc / (data obrashcheniya: 12.04.2018)
16. Obshcherossijskij klassifikator osnovnyh sredstv «OK 013-2014 (SNS 2008)» . Prikaz Rosstandarta ot 12 dekabrya 2014 g. № 2018-st.
17. Obshcherossijskij klassifikator produkcii po vidam ehkonomicheskoj deyatel'nosti OK 034-2014 (KPES 2008). Prikaz Rosstandarta ot 31.01.2014 N 14-st.
18. Asemoglu D., Robinson Dzh. Pochemu odni strany bogatye, a drugie bednye. Proiskhozhdenie vlasti, procvetaniya i nishchety. M.: AST, 2015.