ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Контаровская Т.Л. Email: [email protected]
Контаровская Татьяна Леонидовна — магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрены перспективные направления развития налогообложения коммерческих организаций, в контексте проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Отмечается, что одним из основных подходов по совершенствованию налогообложения коммерческих организаций будет, как и в 2018 году, принцип фискальной нейтральности, так как с помощью него удалось реализовать меры налоговой и бюджетной политики с ненулевой суммой — таких как повышение собираемости налогов с помощью уменьшения теневого сектора, увеличение отдачи от государственных активов, минимизацию неэффективных расходов.
Ключевые слова: налогообложение, налог на прибыль, коммерческая организация, НДС, налоговая политика, бюджетная политика.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TAXATION OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS Kontarovskaya T.L.
Kontarovskaya Tatyana Leonidovna—Master Student, DEPARTMENT OF STATE AND LEGAL DISCIPLINES, MOSCOW UNIVERSITY OF FINANCE AND LAW MFUA, MOSCOW
Abstract: the article discusses the promising areas of development of taxation of commercial organizations in the context of the draft of the main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and for the planning period 2020 and 2021. It is noted that one of the main approaches to improve the taxation of commercial organizations will be, as in 2018, the principle of fiscal neutrality, since it was able to implement tax and fiscal measures with a non-zero amount - such as increasing tax collection by reducing the informal sector increase the return on state assets, minimizing inefficient spending.
Keywords: taxation, income tax, commercial organization, VAT, tax policy, budget policy.
УДК 336.221.4
Одним из основных принципов построения бюджетной и налоговой политики Российской Федерации в 2017-2018 году был принцип «фискальной нейтральности», который предполагает - не повышение налоговой нагрузки на добросовестных плательщиков. В рамках проекта бюджетной и налоговой политики на 2019 год этот принцип по-прежнему остается ведущим.
В целях повышения инвестиционной активности Правительством РФ были разработаны системные меры, в числе которых - формирование стабильных налоговых условий. Основное внимание здесь уделяется изменениям налогообложения в нефтегазовом секторе. Подразумевается, что необходимо зафиксировать налоговые условия для делового сообщества сроком на 6 лет. Однако, необходимо иметь возможность донастройки системы налогообложения таким образом, чтобы она могла способствовать реализации национальных целей развития, которые ставит Президент РФ.
В связи с этим Правительство РФ предлагает основную ставку НДС в 18% повысить до 20%, причем зафиксировать на постоянной основе ставку тарифа страховых взносов на значении в 30%. Однако стоит отметить, что льготные ставки НДС на основные социально-значимые товары и услуги будут сохранены с целью минимизации влияния изменения ставки НДС.
Еще одним нововведением налогового и бюджетного законодательства будет завершающий этап кодификации бюджетного законодательства. Это значит, что в 2019 году ожидается выход новой редакции Бюджетного кодекса, который будет призван закрепить результаты проведенных ранее бюджетных реформ. С его помощью удастся собрать в единую систему нормы всех принятых федеральных законов, которые регулируют бюджетные и налоговые отношения.
В качестве стимулирующих налоговых мер планируется отменить налог на движимое имущество. Также в планах, обеспечение ускорения возмещения НДС экспортерам, посредством
| 63 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 14(50) 2018.
снижения пороговых значений сумм, которые были уплачены организациями за три года налогов с 7 до 2 млрд рублей [4].
Следующим этапом является развитие регулирования инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций. Во-первых, планируется снятие ограничений на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Во-вторых, готовится расширение сферы применения этого налога в сфере компенсации затрат налогоплательщиков, которые ведут строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурах, но только в рамках договора о комплексном освоении территории.
Для территорий опережающего экономического развития (далее - ТОСЭР) предполагаются следующие налоговые настройки. Для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и Свободном порту Владивосток, которые получили соответствующий статус и открыли новое производство ранее 31 декабря, будут установлены пониженные тарифы страховых взносов.
В качестве отраслевых мер совершенствования налогообложения 1 января 2019 года будет введен налог на дополнительный доход (далее - НДД) в нефтяной отрасли [4]. Этот налог распространяется на добычу углеродного сырья.
После введения НДД предполагается снижение суммарной величины налогов, которые зависят от валовых показателей. Такие изменения помогут изменить фискальную нагрузку, перераспределив ее на более поздние тапы разработки месторождений. Ставка НДД к 2024 году составить 5% от общей нефтедобычи в РФ.
Следующим шагом развития налогообложения станет снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, с соответствующим повышением ставки НДПИ и введением объективных критериев для нефтеперерабатывающих заводов [4]. Этот маневр планируется вести в течении 5 лет, начиная с 1 января 2019 года.
Основной целью таких нововведений выступает постепенный переход к исключительно рентному налогообложению и перевод неявных субсидий в явные с настройкой механизмов повышения их эффективности.
Для установления справедливой конкуренции и сокращения теневого сектора будет улучшено администрирование доходов бюджетной системы. В том числе, проведено противодействие размывания налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Также планируется внедрить автоматический обмен налоговой информацией.
С целью стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций Правительство РФ планирует предоставить дотации субъектам РФ.
Таким образом, проанализировав проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, было выявлено, что основными перспективами развития налогообложения коммерческих организаций являются: принцип «фискальной нейтральности», системные, отраслевые и стимулирующие налоговые меры, кодификация бюджетного законодательства, регулирование инвестиционного налогового вычета.
Список литературы / References
1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (Редакция от 29.07.2018). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 29.10.2018).
2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Проект // Сайт Минфина РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. minfin. Ru/ (дата обращения: 29.10.2018).
3. Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (подготовлен Минфином России). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Проект//Сайт Минфина РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. minfin. Ru/ (дата обращения: 29.10.2018).
5. Ткач Е.В. Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Вопросы экономики и управления, 2018. № 2 С. 9-12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ra/th/5/archive/83/3086/ (дата обращения: 29.10.2018).
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 14(50) 2018. | 64 |