ОБЗОРЫ REVIEWS
Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 14 (410). Экономические науки. Вып. 59. С. 102-109.
УДК 336.22
ББК 65.291.9
ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИИ
И. П. Довбий, Е. С. Калина
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия
Анализируются понятия «правосубъектность», «правоспособность», «дееспособность» в отношении юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Рассмотрены позитивные и негативные тенденции налогообложения малого и среднего бизнеса. Изучены дискуссионные вопросы практики применения патентной системы налогообложения, определён налоговый статус самозанятых граждан. Определены основные направления развития налогообложения субъектов малого бизнеса для активизации их деятельности, выделены основные проблемы и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, малый бизнес, патентная система налогообложения, налоговый манёвр, правосубъектность, правоспособность, дееспособность.
Налогообложение является не только экономическим инструментарием, но и политическим. Например, влияние на политические или бизнес-элиты государством может быть оказано посредством установления статичной или пропорциональной налоговой системы либо напрямую через взимание чрезвычайных налогов с имущих групп населения [3]. В России налоги являются основным источником бюджетов всех уровней, а налоговые льготы, пусть и не всегда эффективные, по мнению экспертов [1; 2; 5-8; 9], играют немаловажную роль в части стимулирования предпринимательской активности. Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) насчитывает около 5,8 млн субъектов и объединяет порядка 18 млн чел. (25 % от числа занятых экономике). На МСП приходится до 20 % объёма ВВП и 6 % экспорта. По причине крайне неравномерной концентрации малых и средних предприятий по России (в 10 регионах сосредоточено около 46 % субъектов) вопросы налоговой политики и правового регулирования налогообложения предпринимательства относятся к числу приоритетных в экономической и социальной жизни [11].
Для предпринимательских структур значимым аспектом является налоговая нагрузка при различных организационно-правовых формах
ведения бизнеса, определяющих налоговую правосубъектность1. В налоговом законодательстве нет элемента добровольности: государством императивно определены условия, при которых предпринимательские структуры становятся участниками налоговых правоотношений. Все экономические субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны уплачивать в бюджет налоги в установленные сроки и в полном объёме. Им противостоит право налогового органа требовать такой уплаты. Реальное участие экономических субъектов в налоговых правоотношениях обеспечивается такими качествами, как правоспособность и дееспособность. Наиболее распространёнными организационно-правовыми формами ведения бизнеса в России являются «индивидуальный предприниматель» и «общество с ограниченной ответственностью». Принципиальное отличие данных форм состоит в следующем.
1 Налоговая правосубъектность экономического субъекта является социально-юридическим свойством, которым государство наделяет лицо (юридическое либо физическое) в сфере налоговых отношений в соответствии с целями и задачами общественного развития, характеризует способность иметь права и обязанности в правоотношениях.
Индивидуальный предприниматель (ИП) является самостоятельным рыночным субъектом, единолично организующим и управляющим собственным бизнесом. Бизнес и владелец в глазах закона едины. Правосубъектность гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, возникает при регистрации государственным органом в качестве ИП, определяется его правоспособностью (иметь имущественные права и нести обязанности) и дееспособностью (способностью осуществлять имущественные права и исполнять имущественные обязанности), регулируется нормами частного и публичного права. Частноправовые элементы правоспособности индивидуального предпринимателя проявляются в «горизонтальных» отношениях (предпринимательская сделкоспособность): участие в договорных обязательствах, приобретение имущества, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, несение ответственности по обязательствам, вытекающим как из договоров, так и возникающих вследствие причинения вреда, независимо от вины. Публично-правовой характер правоспособности ИП определяет его участие в «вертикальных» отношениях, прежде всего с государственными структурами, в том числе налоговыми органами [12].
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ индивидуальному предпринимателю разрешено использовать труд наёмных работников, заключать предпринимательские договоры, на свой риск осуществлять не запрещённые законом виды деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Возможность ИП распоряжаться всей прибылью имеет обратную сторону в виде неограниченной ответственности. Статьёй 24 Гражданского кодекса РФ определено, что предприниматель «отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание». Перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определён ст. 446 Гражданского кодекса РФ и ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Недостатком ведения бизнеса в форме ИП также является сложность привлечения квалифицированных служащих и дополнительных инвестиций. Преимущества в налогообложении имеют обратную сторону: многие юридические лица предпочитают не работать с ИП по ряду соображений,
прежде всего из-за невозможности получить налоговые вычеты по НДС.
Предпринимательство является управляемой социально-экономической системой, деятельность которой осуществляется в рамках сформировавшихся рыночных и институциональных границ, а развитие (видение, миссия, стратегические целевые ориентиры) определяется и направляется сознательной волей широкого круга лиц (собственники, руководители, менеджеры). Правосубъектность юридических лиц представляет собой обязательный сплав правоспособности и дееспособности, возникающих в момент государственной регистрации и постановки на налоговый учёт, и в ином виде существовать не может. Хозяйствующий субъект имеет право определять внутреннюю самоорганизацию, регулировать взаимоотношения с юридическими, физическими лицами и государством, в том числе в лице налоговых органов.
Налоговая правоспособность экономического субъекта (иметь право и нести обязанности в налоговых правоотношениях) включает: обязанность осуществления бухгалтерского учёта имущества, доходов, расходов, финансовых результатов и иных объектов налогообложения; обязанность исчисления, удержания из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налоги; право получения соответствующих налоговых льгот. Налоговая дееспособность характеризует способность экономического субъекта нести обязанность уплачивать налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и нести ответственность за нарушение данных обязанностей. При этом действия организации определяются действиями (бездействием) исполнительного органа (руководителя) юридического лица: в соответствии с п. 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ «вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения».
Специфика определения налогово-правовых режимов для МСП заключается в положениях, содержащихся в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который официально закрепил признаки отнесения экономических субъектов к той или иной категории (таблица).
Субъекты СМП в России (организационно-правовые формы)
Организационно-правовая форма предпринимательства Показатель Субъекты
средние малые микро
1. Индивидуальные предприниматели. 2. Хозяйственные общества, в том числе акционерные при соответствии требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. 3. Производственные и потребительские кооперативы. 4. Крестьянские (фермерские) хозяйства Суммарная доля участия других юридических лиц в капитале ООО не более: 25 % для государства и НКО 49 % для крупных компаний и иностранных юрлиц
Средняя (среднесписочная) численность работников за предшествующий календарный год, чел. 101-250 16-100 >15
Выручка от реализации (без НДС) за предшествующий календарный год, млн р. <2 000 <800 <120
Личные подсобные хозяйства Форма непредпринимательской деятельности
Малое предпринимательство может осуществляться индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, производственными и потребительскими кооперативами, хозяйственными обществами. Наиболее удачной признана организационно-правовая форма общество с ограниченной ответственностью (ООО), позволяющая управлять компанией: собственнику (учредителю), управляющему, наёмному сотруднику. К сектору МСП может быть отнесено и акционерное общество, при выполнении требований ст. 4 закона № 209-ФЗ. Лица, начинающие новый бизнес, выбирают подходящую форму ведения бизнеса с учётом тех прав и обязанностей, рисков и возможностей, которые они готовы на себя принять.
Налоги и налогообложение являются динамичной областью предпринимательского права. В случае выявления судебными органами и практикой проведения контрольных мероприятий пробелов и коллизий в налоговом законодательстве они устраняются посредством внесения в Налоговый кодекс соответствующих изменений. Анализ планируемых государством в 2018 г. налоговых манёвров необходимо проводить с учётом отличий налогообложения предпринимательской деятельности на патенте от налогообложения малого бизнеса, работающего на других налоговых режимах.
Патентное налогообложение в России за последние тридцать лет пошло эволюцию от Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», принятого на волне перестройки в 1986 г., до отдельной главы (26.5) в Налоговом кодексе РФ «Патентная система налогообложения»1.
1 Глава 26.5 была добавлена Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изме-
Патентный налоговый режим России предназначен только для индивидуальных предпринимателей. Виды деятельности, разрешённые Налоговым кодексом РФ и попадающие под патент в 2017 г. для ИП, указаны в ст. 346.43 Налогового кодекса РФ. Физические лица, впервые зарегистрированные в качестве ИП после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, могут до двух лет работать на нулевой налоговой ставке (то есть патент выдадут бесплатно). Для этого надо выбрать то направление бизнеса, которое местные власти считают необходимым для развития на своей территории. Значительным минусом патентной системы налогообложения является невозможность уменьшения сумм страховых взносов. При упрощённой системе налогообложения суммы начисленных за период налогов могут быть уменьшены на величину страховых взносов (не более 50 %), что свидетельствует о наличии правового неравенства налоговых субъектов. В отличие от патентной системы налогообложения (ПСН) для индивидуальных предпринимателей малый бизнес имеет больше льгот.
Налоговым законодательством России закреплены четыре специальных системы налогообложения с пониженными ставками налогов.
нений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Первоначально система патентов была введена с 1 января 2006 г. и рассматривалась в рамках упрощённой системы налогообложения. Патентный режим налогообложения для предпринимателей был декларирован с 1 января 2013 г. с целью пошаговой отмены к 2018 г. специального налогового режима ЕНВД (единый налог на вменённый доход).
Воспользоваться ими могут только субъекты малого и микробизнеса:
— упрощённая система налогообложения (УСН);
— единый налог на вменённый доход (ЕНВД);
— патентная система налогообложения (ПСН);
— единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Законодательством для МСП предусмотрена
возможность снижения в субъектах Федерации налоговой ставки по ЕНВД с 15 до 7,5 %, а на УСН — с 6 до 1 %. Отдельным регионам делегирована возможность снижения налог до нуля1. Вновь зарегистрированным в 2015-2020 гг. индивидуальным предпринимателям в течение двух налоговых периодов (максимум — два года после регистрации) предоставляются налоговые каникулы (нулевая налоговая ставка). Предусмотрен также ряд административных льгот на 2017 г.2:
1. Право проведения наличных расчётов без применения кассового аппарата предоставлено плательщикам ЕНВД и ПСН до июля 2018 г.
2. Организациям, относящимся к малому бизнесу, разрешено вести бухгалтерский учёт в упрощённой форме.
3. Малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право в упрощённом порядке вести кассовые операции, не устанавливая лимит кассы.
4. Работодателям, относящимся к категории малого бизнеса, предоставлено право оформления срочных трудовых договоров на срок до 5 лет (согласно общепринятым нормам, трудовые договоры являются бессрочными с большинством категорий работников). Чтобы пользоваться данной преференцией, необходимо соблюдение двух условий: численность персонала не выше 35 чел., согласие работника на заключение срочного договора.
5. Для субъектов малого бизнеса предусмотрены надзорные каникулы на период 2016-2018 гг. — установлен запрет на проведение плановых неналоговых проверок. При этом внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от социальных фондов (ФСС, ФМС, ПФР) и ФНС могут проводиться в прежнем режиме.
1 Для предприятий, зарегистрировавшихся в этих регионах, создающих рабочие места и уплачивающих страховые взносы за своих работников.
2 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федерал. закон от 30 нояб. 2016 г. № 401-ФЗ; О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации : Федерал. закон от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ.
6. Региональным и местным властям разрешено заключение договоров аренды зданий и помещений с представителями малого бизнеса на льготных условиях в течение 5 лет. В последующем арендаторам может быть предоставлено преимущественное право выкупа арендуемого имущества (до 1 июля 2018 г.).
7. Для получения банковского кредита субъекты малого бизнеса могут обращаться в гарантийные фонды (организации поддержки малого бизнеса) для получения гарантии по кредитам.
8. Для представителей МСП, участвующих в государственных закупках, предусмотрена специальная льгота — госзаказчики не менее 15 % совокупного годового объёма закупок обязаны производить у этой категории производителей.
С 2017 г. стартует планирование изменений в национальной налоговой системе, а окончательное их рассмотрение и принятие переносятся на 2018 г.: повышение обязательных страховых взносов в ФОМС; возрастание общей налоговой ставки; пересмотр и систематизация налоговых льгот. Действовать же новое законодательство будет в течение минимум 6 лет начиная с 2019 г.
Новации в системе налогообложения планируются существенные. Во-первых, контроль уплаты взносов по страхованию ляжет на плечи налоговых инспекций (ранее за это отвечали внебюджетные фонды от медицинских, социальных и пенсионных учреждений). Переход полномочий по администрированию взносов от населения к ФНС означает, что в первую очередь будут рассмотрены дела должников, чтобы в начале реформирования избавиться от имеющихся недоимок. Повышенные пени на недоимку будут начисляются уже с октября 2017 г. Чтобы избежать утери и искажения данных о плательщиках, гражданам рекомендуется самостоятельно свериться с документами, которые перешли в ведомость ФНС. Во-вторых, более строгий контроль ждёт и сотрудников организаций, которые формируют отчёты по страховым взносам. Законом установлен чёткий срок правки документов: если в каком-либо отчёте была допущена ошибка, она должна быть устранена в течение 5 рабочих дней. В-третьих, изменились требования к доходам, относительно которых может быть применена упрощённая система налогообложения. Максимальный порог валового дохода увеличивается до 150 млн р., что позволит большему числу ИП подать заявки на переход к упрощённому налогообложению.
Особые изменения планируются в налогообложении самозанятых граждан. Самозанятые—это
категория представителей малого бизнеса, которые не имеют статуса ИП (не проходят процедуры регистрации), оказывают услуги физическим лицам для личных, домашних и иных подсобных нужд, не привлекая наёмных работников. Соответственно они не состоят на учёте в Федеральной налоговой службе и не отчисляют налоговые взносы. Принятые летом 2017 г. поправки к Гражданскому кодексу РФ1 регламентируют условия, порядок налогообложения и юридический статус таких граждан. Лицам, самостоятельно ведущим трудовую деятельность и объявившим о своём решении выйти из тени, предоставлена в текущем году налоговая амнистия. Думой принято решение о регистрации самозанятых граждан в налоговой службе с освобождением от уплаты налогов на два года — 2017-2018. Законодательством предусмотрена возможность для граждан без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять некоторые виды предпринимательской деятельности, перечень которых будет определён Правительством. Данная мера позволила исключить возможность признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринима-тельством2.
Если для ИП предусмотрена одна из систем налогообложения: ОСНО (традиционная), УСН, ПСН, ЕНВД, то для самозанятых — возможно только
1 О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : Федерал. закон от 26 июля 2017 г. № 199-ФЗ, так называемый закон о самозанятых гражданах России.
2 Незаконное предпринимательство в соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 171 «Незаконное предпринимательство») наказывается штрафом в размере до 300 тыс. р. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 ч, либо арестом на срок до 6 мес. То же деяние, совершённое организованной группой, сопряжённое с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. р. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. р. или в размере зара-
ботной платы или иного дохода осуждённого за период до 6 мес. либо без такового [3]. Принятие поправок в Гражданский кодекс РФ (Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 199-ФЗ) в определённой степени решает проблему вывода «из тени» самозанятых граждан, однако для них должен быть предусмотрен особый режим сборов, поскольку отсутствует гарантия занятости таких граждан.
приобретение патента. Налоговая отчётность у ИП может либо присутствовать, либо нет (в зависимости от выбранного налогового режима); у самозанятых при приобретении патента вести налоговую отчётность не требуется. Предприниматель имеет право нанимать сотрудников; для самозанятых граждан данное не предусмотрено. Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что основным отличием индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность найма сотрудников: их деятельность осуществляется благодаря личным усилиям.
В качестве стимулирования регистрации самозанятых предусмотрена гибкая система налогообложения, упрощённая регистрация патента и минимизированные платежи в социальные фонды. Подразумевается, что самозанятые граждане при легализации и последующем развитии дела смогут со временем перерегистрироваться в ИП или юридическое лицо. Порядок регистрации и налоговых отчислений с самозанятых физических лиц устанавливается Федеральным законом от 30 ноября
2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, если гражданин оказывает услуги физическому лицу в его домовладении или личных потребностях, то в налоговую инспекцию по месту регистрации подаётся уведомление, форма и электронный формат которого утверждены Приказом ФНС от 31 марта
2017 № ММВ-7-14/270@3. Подробное описание льготных категорий работников, освобождённых от уплаты НДФЛ, отражено в п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ. На региональном уровне местные правительства обладают полномочиями по расширению списка самозанятых лиц, не облагаемых налогом.
Налоговым кодексом предусмотрено право субъектов Федерации устанавливать налоговую ставку для предпринимателей в размере 0 %. Но эта льгота распространяется не на всех, а только на тех, кто: во-первых, впервые регистрируется в качестве ИП; во-вторых, произвёл регистрацию ИП после января 2015 г.; в-третьих, осуществляет свой
3 В соответствии с п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ подать уведомление гражданин может лично, через представителя или заказным письмом в любую налоговую инспекцию как в случае начала, так и в случае прекращения «самозанятой» деятельности. Важно не забыть на копии проставить отметку о приёме и дату приёма уведомления.
бизнес в определённых сферах. Прежде всего это услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд: присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми (старше 80 лет) лицами, а также лицами, по заключению медицинской организации нуждающимися в постоянном постороннем уходе; репетиторство; уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства1. Следует отметить, что льготы для «самозанятых» граждан не предоставляются «по умолчанию»: необходимо обязательная постановка на налоговый учёт. Индивидуальному предпринимателю, чтобы попасть под данные «налоговые каникулы», необходимо получать минимум 70 % своих доходов от названных видов деятельности.
Отдельно следует указать на усиление налоговых проверок. В Налоговом кодексе РФ начала действовать ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая законодательно закрепила случаи, когда полученная налогоплательщиком налоговая выгода (уменьшение налогооблагаемой базы, налоговые вычеты) не может считаться обоснованной2, и предложила новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами. По сути данная статья направлена против налогоплательщиков, которые для получения налоговой выгоды осуществляют перечисления в пользу контрагентов-однодневок с целью получения незаконных вычетов по НДС, увеличения расходов и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
В п. 1 ст. 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики не должны предпринимать действий, направленных на снижение своих налоговых обязанностей, посредством искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учёте, а также налоговой
1 Аналогичная льгота в отношении страховых взносов.
2 Статья введена в действие Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
отчётности. Предусмотрены два основных признака правомерности сделки (п. 2). Во-первых, «основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачёт (возврат) суммы налога». Законодатель говорит о том, что уменьшение налога или возврат НДС из бюджета не должны быть единственной целью сделки. Она должна иметь экономическую цель, чтобы налоговики не трактовали её как необоснованную налоговую выгоду. Во-вторых, «обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключённого с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону». Данный подпункт является поворотным, меняющим акцент с должной осмотрительности и реальности хозяйственных операций на установление факта: так были ли товары поставлены, а работы и услуги выполнены именно тем лицом, которое являлось стороной по договору? Данная мера будет являться эффективным средством в руках фискальных органов в борьбе с желающими получить необоснованную налоговую выгоду. Как правило, подобные компании либо не обладают штатом, либо штат состоит из «мёртвых душ» или душ, которые даже не знают, что «работают» в этой компании. Подобные факты налоговые органы будут устанавливать путём опроса должностных лиц и сотрудников неблагонадёжного контрагента. Таким образом, акцент смещается с реальности хозяйственных операций на реальность исполнения сделки конкретным контрагентом посредством онлайн-проверки контрагентов с целью минимизации налоговых, кредитно-финансовых и прочих хозяйственных рисков.
Обзор налоговых новаций в отношении субъектов МСП позволяет сделать оптимистичные выводы о перспективах развития предпринимательства. Активность налоговой политики должна возрастать параллельно с усилением роли государственной социально-экономической политики в области стимулирования малого и среднего бизнеса, обеспечивая справедливое перераспределение налогового бремени.
Список литературы
1. Бархатов, В. И. Взаимодействие государства с малым и средним бизнесом: налоговый аспект / В. И. Бархатов, И. А. Белова // Экон. возрождение России. — 2016. — № 1 (47). — С. 160-166.
2. Белова, И. А. Налоговая нагрузка и успешность малых и средних предприятий в России / И. А. Белова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2017. - № 2 (398). Экон. науки. Вып. 56. — С. 98-108.
3. Верещагин, С. Г. Политика налогов в СССР в период с 1917 по 1941 гг. / С. Г. Верещагин // Право и политика. — 2007. — № 7. — С. 136.
4. Винницкий, Д. В. Субъекты налогового права / Д. В. Винницикий. — М., 2000. — 267 с.
5. Гладковская Е. Н. Оценка повышения финансовой самостоятельности бюджета внутригородского района: налоговый аспект / Е. Н. Гладковская, Т. В. Максимова // Фундамент. исслед. — 2016. — № 9-2. — С. 334-339.
6. Зайцев, М. М. Теоретические основы модели бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации: сущность, принципы, генезис / М. М. Зайцев // Актуал. проблемы рос. права. — 2017. — № 1. — С. 109-115.
7. Карпова, Г. Н. Проблемные вопросы распределения налоговых поступлений по уровням бюджета / Г. Н. Карпова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2016. — № 8. — С. 243-256.
8. Лыкова, Л. Н. Налоговое бремя в Российской Федерации: избыточное или недостаточное / Л. Н. Лыкова // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 3. — С. 4-11.
9. Пансков, В. Г. О некоторых неотложных мерах налогового стимулирования инвестиционной активности в российской экономике / В. Г. Пансков // Белорус. экон. журн. — 2013. — № 3. — С. 61-72.
10. Проект «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] / Мин-во финансов РФ. — URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695.
11. Развитие малого и среднего предпринимательства: задачи на 2017-2018 гг. [Электронный ресурс] / Мин-во экон. развития РФ. — URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/2016201204.
12. Шварц, Л. В. Правоспособность индивидуального предпринимателя в Российской Федерации / Л. В. Шварц // Вестн. Сарат. гос. юрид. акад. — 2013. — № 5 (94). — С. 117-122.
Сведения об авторах
Довбий Ирина Павловна—доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (НИУ). Челябинск, Россия. [email protected]
Калина Елена Семёновна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет (НИУ). Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 14 (410). Economic Sciences. Iss. 59. Pp. 102-109.
TAXATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AT THE PRESENT STAGE
(FINANCIAL AND LEGAL ASPECTS)
I.P. Dovbiy
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
E.S. Kalina
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
Taxation in the Russian Federation plays a very important role, with every year the government tries to maximally simplify the "life" of entrepreneurs and give them the opportunity to fully develop. The article analyzes the concepts of «legal personality», «legal competence», «legal capacity» of juridical entities and individuals (private entrepreneur). The positive and negative tendencies in taxation of small and medium-sized businesses are considered. This paper discusses the issues of practical application of SPE (patent taxation system) the PST (patent system of taxation), the tax status of self-employed citizens was determined. The main directions of improvement of taxation of small businesses for their development, problems and suggest possible solutions.
Keywords: the private entrepreneur, entrepreneurial activity, small business, patent system of taxation, tax maneuver, legal competence, legal personality, legal capacity.
References
1. Barkhatov V.I., Belova I.A. Vzaimodeystviye gosudarstva s malym i srednim biznesom: nalogovyy aspekt [State cooperation with small and medium businesses: tax aspect]. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii [Russia's Economic Revival], 2016, no. 1 (47), pp. 160-166. (In Russ.).
2. Belova I. Nalogovaya nagruzka i uspeshnost' malykh i srednikh predpriyatiy v Rossii [The tax burden and the success of small and medium-sized enterprises in Russia]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2017, № 2 (398), pp. 98-108.
3. Vereshchagin S.G. Politika nalogov v SSSR v period s 1917 po 1941 gg. [Politics of taxes in the USSR in the period from 1917 to 1941.]. Pravo ipolitika [Law and Politics], 2007, no. 7, pp. 136.
4. Vinnitskiy D.V. Sub "yekty nalogovogo prava [Subjects of tax law]. Moscow, 2000. 267 p.
5. Gladkovskaya E.N., Maksimova T.V. Otsenka povysheniya finansovoy samostoyatel'nosti byudzheta vnu-trigorodskogo rayona: nalogovyy aspekt [Evaluation of increasing financial autonomy of the budget of the inner city district: the tax aspect]. Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental research], 2016, no. 9-2, pp. 334-339.
6. Zaytsev M.M. Teoreticheskiye osnovy modeli byudzhetno-nalogovogo federalizma v Rossiyskoy Fed-eratsii: sushchnost', printsipy, genezis [Theoretical framework of the model fiscal federalism in the Russian Federation: essence, principles, genesis]. Aktual'nyyeproblemy rossiyskogoprava [Actual problems of Russian law], 2017, no. 1, pp. 109-115.
7. Karpova G.N. Problemnyye voprosy raspredeleniya nalogovykh postupleniy po urovnyam byudzheta [The tax revenues distribution between the budget levels]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: Yesterday, Today and Tomorrow], 2016, no. 8, pp. 243-256.
8. Lykova L.N. Nalogovoe bremja v Rossijskoj Federacii: izbytochnoe ili nedostatochnoe [Tax burden in the Russian Federation: superfluous or insufficient]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economy. Taxes. Right], 2014, no. 3, pp. 4-11.
9. Panskov V.G. O nekotorykh neotlozhnykh merakh nalogovogo stimulirovaniya investitsionnoy aktivnosti v rossiyskoy ekonomike [About some urgent measures of tax incentives of investment activity in the Russian economy]. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal [The Belarusian Economic Bulletin], 2013, no. 3, pp. 61-72.
10. Proyekt «Osnovnyye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i tamozhenno-tarifnoy politiki na 2018 god i naplanovyyperiod 2019 i 2020 godov [The project "The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2018 and the planning period of 2019 and 2020»]. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/2016201204
11. Razvitiye malogo i srednego predprinimatel'stva: zadachi na 2017-2018 gg. [Development of small and medium-sized business: tasks for 2017-2018]. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/2016201204
12. Shvarts L.V. Pravosposobnost' individual'nogo predprinimatelya v Rossiyskoy Federatsii [Legal capacity of the private entrepreneur in the Russian Federation]. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of the Saratov State Law Academy], 2013, no. 5 (94), pp. 117-122.