УДК:330.341 ДЖАМАЛУДИНОВА МАДИНА ЮНУСКАДИЕВНА
к.э.н, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]
УМАТОВ МАГОМЕДРАБАЗАНОВИЧ
студент магистратуры 2 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail:, [email protected]
РАМАЗАНОВ АРСЕН ГАЗИХАНОВИЧ
студент магистратуры 2 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: arsen.ramazanov. 222@mail .ru
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Аннотация. Целью представленной работы является определение государственного влияния и участия государства в таком экономическом секторе, как социальное предпринимательство. Представленное исследование основано на общенаучной методологии, в качестве основы рассматривающей системный подход к решению проблем. Базой данного исследования является законодательство Российской Федерации и его трансформации в области социального предпринимательства. Исследование, которое производится в данной работе, позволяет определить то, каким образом происходило взаимодействие государства и социального предпринимательства, как это регулировалось на государственном уровне и каково влияние государства. Также это позволяет оценить необходимость в законодательном закреплении социального предпринимательства на территории России. Результаты проведенного исследования могут быть использованы социальными предпринимателями как механизм, способствующий пониманию характера влияния государства на социальное предпринимательство. Закрепление социального предпринимательства на законодательном уровне является рациональным действием не только для социальной сферы, но и для государства в целом, поскольку социальное предпринимательство привносит инновационный характер экономической системе как таковой. Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновации, экономическое развитие, государственное регулирование, государственная поддержка.
JAMALUDINOVA MADINA UNUSALIEVA
Ph. D., associate Professor of the Department "State and municipal management", Dagestan state University, e-mail: [email protected]
UM A TOV MA GOMED RAMAZANOVICH
master's student 2 years of study direction " State and municipal Department "FGBOU VO" Dagestan state University», e-mail:, [email protected]
RAMAZANOV ARSEN GAZIKHANOVICH
master's student 2 years of study direction " State and municipal management" DEPARTMENT IN "Dagestan state University»,
e-mail: arsen.ramazanov. 222@mail .ru
INFLUENCE OF THE STATE ON SOCIAL ENTREPRENEURSHIP
Abstract. The aim of the presented work is to determine the state influence and participation of the state in such economic sector as social entrepreneurship. The presented research is based on the
General scientific methodology, which considers a systematic approach to problem solving as a basis. The basis of this study is the legislation of the Russian Federation and its transformation in the field of social entrepreneurship. The study, which is carried out in this work, allows us to determine how the interaction of the state and social entrepreneurship took place, how it was regulated at the state level and what is the influence of the state. It also makes it possible to assess the need for legislative consolidation of social entrepreneurship in Russia. The results of the study can be used by social entrepreneurs as a mechanism that contributes to the understanding of the nature of the influence of the state on social entrepreneurship. The consolidation of social entrepreneurship at the legislative level is a rational action not only for the social sphere, but also for the state as a whole, since social entrepreneurship brings an innovative character to the economic system as such.
Keywords: social entrepreneurship, innovations, economic development, state regulation, state support.
Постепенная интеграция России в глобальное экономическое сообщество привнесла в экономику страны интересную идею социального предпринимательства, которое способно являться определенной альтернативой государственному предпринимательству с позиции механизма разрешения социальных проблем, а также непосредственно сопровождением реализуемой государственной политики.
На основании различных исследований в настоящее время можно сделать вывод о том, что, базируясь исключительно на собственных механизмах, а также ресурсах и возможностях, ни один из секторов экономики не может удовлетворить потребности общества в области социального обеспечения. Соответственно, подъем уровня жизни в обществе в данном случае невозможен. Исходя из этого, сама по себе идея государственно-частного социального партнерства рассматривается в качестве достаточно рациональной и работающей модели.
Обратим внимание на то, что Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила положение о том, что Россия представляет собой социальное государство, политическая направленность которого нацелена непосредственно на создание условий, которые должны обеспечивать достойный уровень жизни населения (ст. 7) [1].
Сущность социального предпринимательства на территории России, прежде всего, длительное время заключалась в том, что у него отсутствовало не только государственное регулирование, но и даже четко сформулированное определение. Кроме того, обратим внимание на то, что те законодательные инициативы, которые вносились в Государственную Думу Российской Федерации, так и не обусловили создание нормативно-правового компонента регулирования. При этом следует иметь в виду, что в Россию термин «социальное предпринимательство» пришел лишь в 2007 г. [6, с. 75].
Социальный эффект и значимость деятельности этих предприятий важнее их финансовой эффективности. Такие предприятия часто действуют в общественных интересах, для них характерна коллективная форма собственности. В этом случае источники финансирования более широки: акционерный капитал, социальные облигации, донорские средства и т. д. Международные фонды, созданные для поддержки социального предпринимательства, рассматривают социальное предпринимательство как инновационную предпринимательскую деятельность, направленную на достижение социальных преобразований в обществе [7, с. 45]
Самые первые предпосылки к законодательному закреплению социального предпринимательства были реализованы исключительно в 2010 г., в тот период, когда в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон о некоммерческих организациях [2] появилось такое понятие, как «социально ориентированные некоммерческие организации». Так, в соответствии с этим следовало, что социально ориентированными некоммерческими организациями являлись некоммерческие организации, которые были созданы в предусмотренных федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем.
Сам по себе термин «социальное предпринимательство» был применен в письме Минэкономразвития России от 22 декабря 2011 г. N ОГ-Д05-2585 [4, с. 19]. В данном случае социаль-
ное предпринимательство рассматривалось в качестве социально ответственной деятельности разных уровней предпринимательства, которая была необходима непосредственно для разрешения различных социальных проблем, среди которых можно выделить проблемы следующего характера:
- проблема трудоустройства инвалидов, а также матерей, чьим детям не исполнилось трех лет, людей, которые менее двух лет назад вышли из мест заключения свободы, и прочих социально незащищенных слоев населения;
- предоставление услуг в объеме не менее 50% от величины ежегодных доходов предприятия.
Уже несколько позднее в приказе Минэкономразвития от 24.04.2013 [3] было произведено некоторое уточнение к условиям, выполнение которых рассматривается как обязательное, для того чтобы признать бизнес социальным.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что с 2012 г. активным образом обсуждается вопрос о необходимости формирования правовой основы социального предпринимательства и поддержки социальных предприятий на территории России. В частности, ставится вопрос о том, по какой причине государству необходимо поддерживать и стимулировать развитие социального предпринимательства на территории данной страны. Среди наиболее существенных причин следующие [17, с. 220]:
- инновационных характер идей и концептуальных решений. Данный опыт является полезным для государственного сектора с позиции решения различных государственных задач;
- социальные проекты являются ответственными за решение различных проблем на уровне, значимом для всего общества, в частности, на том, что важно в государственном плане. Также необходимо обратить внимание на то, что социальное предпринимательство не требует внешнего финансирования, что дает возможность существенно сэкономить бюджетные средства.
- социальное предпринимательство, в частности, развитие социальных проектов дает возможность существенно повысить уровень человеческого капитала России;
- применение концепции социального предпринимательства оказывает очень сильное влияние на развитие некоммерческого сектора. В настоящее время ключевые денежные потоки в третий сектор обуславливаются различными грантами. При этом ключевой недостаток рассматриваемой структуры финансирования заключается непосредственно в невозможности создавать долгосрочные финансовые планы, в частности, постоянное недофинансирование организационного и человеческого развития;
- крупный количественный рост предприятий, которые функционируют по принципам социального предпринимательства, что естественным образом способствует возникновению новых рабочих мест, таким образом, одна из важнейших задач государства также успешно разрешается [8, с. 46].
За последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства в обществе и в отношении к нему со стороны государства. О социальном бизнесе стали говорить на всех уровнях власти - от муниципальной до федеральной. Так, недавно в федеральное законодательство внесли поправки, облегчающие доступ малого бизнеса к госзакупкам. В 2020 г. госкорпорации должны будут использовать 18% своего бюджета на покупку товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Вступил в силу Закон о соцоб-служивании, предоставляющий бизнесу доступ в сферу социальных услуг. Сегодня целевые программы поддержки социального бизнеса есть практически в каждом регионе страны, и, несмотря на кризис, они не сворачиваются, а в некоторых случаях даже привлекают дополнительное финансирование [15, с. 120].
Настоящим прорывом для социального предпринимательства должны стать поправки в Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В поправках содержится юридическое определение термина «социальное предпринимательство». Их принятие поможет точной идентификации социальных предпринимателей и задаст прозрачные параметры оценки их деятельности.
В 2018 г. Государственная Дума Российской Федерации законодательно в первом чтении приняла социальное предпринимательство. Устанавливаются критерии отнесения субъектов
МСП к социальным предприятиям.
Так, субъект МСП должен обеспечивать занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники детских домов в возрасте до 23 лет, пенсионеры и лица предпенсионного возраста, выпускники детских домов в возрасте до 21 года). При этом доля таких работников должна составлять не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Кроме того, субъект МСП должен предоставить доступ производимых социально уязвимыми группами граждан товаров к рынку сбыта, а также осуществлять деятельность, направленную на производство товаров, ориентированных на социально уязвимые группы граждан и их доступность для них.
Отдельно также выделяется критерий осуществления деятельности субъектом МСП, где благополучателем является общество в целом. Указанный критерий действует в увязке с ограничением по доле доходов, которая должна быть получена от осуществления такого вида деятельности, «поскольку устойчивость и самоокупаемость - одни из главных признаков социального предпринимательства» [5, с. 40].
Отмечается, что порядок признания субъекта МСП социальным предприятием определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в т. ч. среднего и малого бизнеса.
Порядок признания субъекта МСП социальным предприятием будет основан на сложившейся практике субъектов России. Сведения о принадлежности субъектов МСП к социальным предприятиям будут вноситься в единый реестр субъектов МСП уполномоченными органами исполнительной власти субъектов.
Также документом предусмотрена отдельная статья, определяющая виды поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность, отнесённую к социальному предпринимательству, органами государственной власти и местного самоуправления.
Авторы отмечают, что законопроект направлен на регулирование социального предпринимательства и механизмов поддержки социальных предприятий как его организованной формы выражения.
«Тема формирования в России социально ответственного бизнеса в настоящее время весьма актуальна, является одним из приоритетов социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу. Таким образом, необходимость законодательной регламентации социального предпринимательства и механизмов поддержки социальных предприятий действительно назрела», - сказал глава комитета Алексей Диденко [8, с. 213].
Крейг Дарден Филлипс - основатель и управляющий директор британской компании Stepping Out, которая помогает государственным социальным службам и НКО внедрять бизнес-модели, сказал следующее: «Как стимулировать социальное инвестирование в России? Если в двух словах - отдачей, результативностью. Выраженный социальный эффект инвестиций в виде улучшения качества жизни будет привлекать такого рода вложения. Кроме того, нужны потрясающие социальные предприятия с менеджментом мирового уровня и харизматичными, пользующимися доверием лидерами. Эти условия одинаковы в любой стране мира: России, Великобритании, США. Задача государства в этих странах создать такие условия, гарантировать соблюдение правил инвестирования, обеспечить независимые суды и просто позволить социальным предпринимателям делать свою работу. Если власти по какой-либо причине не в состоянии создать надежную, стабильную среду для социального предпринимательства, ему будет сложно укорениться. И это, безусловно, остается насущной проблемой во многих странах» [9, с. 210]. Так, по его мнению, для любого бизнеса необходимо регулирование, но очень деликатное, речь не должна идти о тяжеловесной или запретительной бюрократии. Государство может поддерживать и стимулировать социальное предпринимательство, предоставляя налоговые льготы или создавая инвестиционные фонды, как это практикуется в Великобритании. Самое главное, чтобы государство осознало, что этот сектор не так-то легко контролировать.
Являясь малым бизнесом, социальные предприниматели действуют локально, в масштабах местных сообществ. Но меры по поддержке социального предпринимательства не могут быть
ограничены только возможностями местных властей. Соответственно, и его политические дивиденды выходят далеко за пределы муниципальных образований. Региональные власти, так же как и федеральные, должны быть заинтересованы в выстраивании системной работы, в тиражировании результатов успешных бизнес-проектов. В связи с этим социальное предпринимательство может стать той инновацией, которая окажется отечественным ноу-хау в решении социальных проблем.
Так, поддержка «социального» бизнеса ведётся с 2012 г. - тогда шесть регионов приняли участие в «пилоте» программы, по которой получали субсидии на развитие такого вида предпринимательства.
Разработчики законопроекта утверждают, что в 2012-2016 гг. объём поддержки составил 1,5 млрд руб., а в итоге в госпрограмму вошли уже 52 региона. Минэкономразвития также подчеркивало, что неотъемлемая черта социального предпринимательства - «сочетание социальной направленности и рыночных мотивов, заключающихся в стремлении к достижению самоокупаемости и устойчивого развития бизнеса».
Как ранее заявляла директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Милена Арсланова, закрепление в законе нового статуса позволит предпринимателям получать поддержку от государства через механизмы государственно-частного партнёрства в образовании, культуре, социальной защите и обеспечить условия для доступа социальных предпринимателей к госзакупкам. Документ должен вступить в силу спустя шесть месяцев после его официального опубликования [13, с. 45].
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N2-ФКЗ, от 21.07.2014 N11-ФКЗ).
2. Федеральный закон о некоммерческих организациях от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция).
3. Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
4. Баева, Е. А., Баев, А. В. Компоненты учетно-информационного пространства организации / Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10(044). С. 16-20.
5. Белкин, В. Г., Хлыстова, О. В. Динамические способности как фактор конкурентоспособности предпринимательских структур //Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 35-43.
6. Бильчак, В. С., Дупленко, Н. Г. Эволюция междисциплинарного подхода в исследовании предпринимательства //Вестник ТГЭУ. 2012. № 3(63). С. 74-83.
7. Волкова, О. Комитет Госдумы одобрил законопроект о социальном предпринимательстве [Электронный ресурс]. - URL : https://www.pnp.ru/economics/komitet-gosdumy-odobril-zakonoproekt-o-socialnom-predprinimatelstve.html (дата обращения 7.07.2019).
8. Гаффорова, Е. Б. Вопросы создания единой системы менеджмента предприятия на основе качества //Проблемы управления. 2006. № 3. С. 43-47.
9. Джамалудинова, М. Ю., Мусаева, Х. М. Государственный контроль предпринимательства //РИСК : ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2019. № 1.С. 210-213.
10. Жохова, В. В. Социальное предпринимательство : сущность и понятие //Вестник ТГЭУ. 2015. №1 (73). С. 33-34.
11. Манахова, И. В. Социальное предпринимательство как экономическое явление // Вестник ПАГС. 2011. № 4. С. 32-35.
12. Наше будущее [Электронный ресурс]. -URL : http://www.nb-fund.ru/ (дата обращения 7.07.2019).
13. Разваляева, Н. В. Маркетинг в социальном предпринимательстве // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. № 3 . С. 44-46.
14. Расторгуева, А. Депутаты вводят в законодательство статус «социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. - URL : https://pravo.ru/story/208976/?desc_autoload= (дата обращения 7.07.2019).
15. Смирнов, В. П. Развитие теории управления предпринимательскими организациями // ЭТАП : экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 1. С. 113-123.
16. Широкова, Г. В. Управление предпринимательской фирмой : учебник. - СПб. : Высш. школа менеджмента, 2011.
17. Юргелас, М. В., Шаймурзина, К. И. Государственная поддержка социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих проектов : опыт Московской области // Бизнес. Общество. Власть. 2017. № 1. С. 215-232.
18. Ayoub, Ph. M. When States Come Out // Cambridge University Press. 2016.
19. Xiao, Y. International Trade Professional Curriculum System Innovation and Personnel Training Model Exploration // 2012, International Conference on Medical Physics and Biomedical Engineering // Physics Pro-
cedia, 2012. No. 33. P. 1420-1425.
20. Yakovleva, S. M., Suraeva, M. O., Zhabin, A. P. World trends impacting the change of the higher education system in Russia in the conditions of global crisis management on the basis of entrepreneurship and innovations //Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. No. 622. P. 21-128.
References:
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N2-FKZ, ot 21.07.2014 N11-FKZ).
2. Federal'nyj zakon o nekommercheskih organizaciyah ot 12.01.1996 N 7-FZ (poslednyaya redakciya).
3. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii № 220 ot 24.04.2013 g. «Ob organizacii provedeniya konkursnogo ot-bora subëktov Rossijskoj Federacii, byudzhetam kotoryh v 2013 g. predostavlyayutsya subsidii iz federal'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva subëktami Rossijskoj Federacii».
4. Baeva, E. A., Baev, A. V. Komponenty uchetno-informacionnogo prostranstva organizacii / Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2012. № 10(044). S. 16-20.
5. Belkin, V. G., Hlystova, O. V. Dinamicheskie sposobnosti kak faktor konkurentosposobnosti predprini-matel'skih struktur //Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2013. № 4. S. 35-43.
6. Bil'chak, V. S., Duplenko, N. G. Evolyuciya mezhdisciplinarnogo podhoda v issledovanii predprinimatel'stva // Vestnik TGEU. 2012. № 3(63). S. 74-83.
7. Volkova, O. Komitet Gosdumy odobril zakonoproekt o social'nom predprinimatel'stve [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.pnp.ru/economics/komitet-gosdumy-odobril-zakonoproekt-o-socialnom-predprinimatelstve.html (data obrashcheniya 7.07.2019).
8. Gafforova, E. B. Voprosy sozdaniya edinoj sistemy menedzhmenta predpriyatiya na osnove kachestva // Problemy upravleniya. 2006. № 3. S. 43-47.
9. Dzhamaludinova, M. YU., Musaeva, H. M. Gosudarstvennyj kontrol' predprinimatel'stva //RISK : resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. 2019. № 1.S. 210-213.
10. ZHohova, V. V. Social'noe predprinimatel'stvo : sushchnost' i ponyatie // Vestnik TGEU. 2015. №1 (73). S. 33-34.
11. Manahova, I. V. Social'noe predprinimatel'stvo kak ekonomicheskoe yavlenie // Vestnik PAGS. 2011. № 4. S. 32-35.
12. Nashe budushchee [Elektronnyj resurs]. -URL : http://www.nb-fund.ru/ (data obrashcheniya 7.07.2019).
13. Razvalyaeva, N. V. Marketing v social'nom predprinimatel'stve // Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. № 3. S. 44-46.
14. Rastorgueva, A. Deputaty vvodyat v zakonodatel'stvo status «social'noe predprinimatel'stvo» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://pravo.ru/story/208976/?desc_autoload= (data obrashcheniya 7.07.2019).
15. Smirnov, V. P. Razvitie teorii upravleniya predprinimatel'skimi organizaciyami //ETAP : ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2012. № 1. S. 113-123.
16. SHirokova, G. V. Upravlenie predprinimatel'skoj firmoj : uchebnik. - SPb. : Vyssh. shkola menedzhmenta, 2011.
17. YUrgelas, M. V., SHajmurzina, K. I. Gosudarstvennaya podderzhka social'nogo predprinimatel'stva i so-cial'no orientirovannyh nekommercheskih proektov : opyt Moskovskoj oblasti // Biznes. Obshchestvo. Vlast'. 2017. № 1. S. 215-232.
18. Ayoub, Ph. M. When States Come Out // Cambridge University Press. 2016.
19. Xiao, Y. International Trade Professional Curriculum System Innovation and Personnel Training Model Exploration // 2012, International Conference on Medical Physics and Biomedical Engineering // Physics Procedia, 2012. No. 33. P. 1420-1425.
20. Yakovleva, S. M., Suraeva, M. O., Zhabin, A. P. World trends impacting the change of the higher education system in Russia in the conditions of global crisis management on the basis of entrepreneurship and innovations //Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. No. 622. P. 21-128.