Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство — форма экономической активности'

Социальное предпринимательство — форма экономической активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
708
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальное предпринимательство / социально-ориентированные некоммерческие организации / Федеральный закон «О некоммерческих организациях» / коммерческие организации / Стратегия развития малого и среднего предпринимательства / social entrepreneurship socially-oriented non-profit organizations / Federal Law «On non-profit organizations» / profit-making organizations / Development strategy of small and medium enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морошкина Марина Валерьевна, Мурашкина Лидия Викторовна

Введение Социальное предпринимательство является одной из активно развивающихся форм предпринимательской деятельности. Основной целью предприятий социальной направленности является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения в результате решения социальных проблем. Деятельность социально ориентированных предприятий позволяет решать ряд социальных и экономических проблем, которые не способны решать другие сектора экономики: ни государственный, ни предпринимательский. Специализация деятельности социальных предприятий затрагивает большое количество направлений хозяйственной деятельности и в основном касается сфер: здравоохранение, культура, образование, удовлетворение иных социальных потребностей населения. Цель. Проанализировать развитие социального предпринимательства. Поставленная цель решает несколько важных задач, основанных на исследовании подходов и методик изучения социального направления предпринимательской деятельности. Методы. В рамках исследования использовались методы сопоставления и систематизации, позволяющие получить информацию о развитии социального предпринимательства в Российской Федерации и в мировом сообществе. Анализ нормативных и законодательных документов определил необходимые вопросы, требующие рассмотрения и формализации. Научная новизна исследования. Проведенный в исследовании анализ формирования понятия социального предпринимательства в историческом разрезе позволяет определить форматы развития понятийного аппарата. Рассмотрение законодательных и нормативных аспектов позволяет проанализировать недостатки и преимущества существующего законодательства в данном направлении. Результаты. Одним из основных результатов исследования является определение основных положений развития социального предпринимательства в экономическом и законодательном аспекте. Выводы в современных условиях социальное предпринимательство, рассматриваемое как вектор социально-экономического развития территории, как производственная, социальная деятельность, не имеет однозначного подхода и понятийного аппарата. Сложившаяся ситуация является серьезной проблемой для развития социальной деятельности, решение которой позволит развивать данное направление в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FORM OF ECONOMIC ACTIVITY

Introduction. Social entrepreneurship is one of the actively developing forms of business activity. The main goal of social enterprises is to increase the level of the population's well-being and their quality of life as a result of solving social problems. The activity of socially oriented enterprises makes it possible to solve a number of social and economic problems that other sectors of the economy are not able to solve: neither the state nor the entrepreneurial ones. Specialization of social enterprises activities involves a large number of areas of economic activity and mainly concerns the areas of: health, culture, education, satisfaction of other social needs of the population. The aim of the article is to analyze the development of social entrepreneurship. This goal solves several important tasks based on analyzing approaches and methods of studying the social direction of business. Methods: The authors used the methods of comparison and systematization, making it possible to obtain information on the development of social entrepreneurship in the Russian Federation and in the world community. Analysis of regulatory and legislative documents identified necessary issues that require considering and formalizing. Scientific novelty of the research The analysis of forming the concept of social entrepreneurship from a historical perspective in a study allows determining the formats of developing the conceptual apparatus. Considering legislative and regulatory aspects allows analyzing disadvantages and advantages of the existing legislation in this direction. Results: One of the main results of the study is determining the main provisions of developing social entrepreneurship in the economic and legislative aspect. Conclusions. In modern conditions, social entrepreneurship, considered as a vector of socio-economic development of a territory, as an industrial, social activity does not have an unambiguous approach and conceptual apparatus. The current situation is a serious problem for developing social activities, the solution of which will allow developing this area in the future.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство — форма экономической активности»

Для цитирования: Морошкина М. В., Мурашкина Л. В. Социальное предпринимательство — форма экономической активности // Социум и власть. 2019. № 3 (77). С. 63—75.

УДК 334.7

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ1

Морошкина Марина Валерьевна,

Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Институт экономики, Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права, кандидат экономических наук, научный сотрудник, доцент. Российская Федерация, 185030, г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 50.

E-mail: maribel74@mail.ru

Мурашкина Лидия Викторовна,

Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права, кандидат экономических наук, доцент.

Российская Федерация, 185011, г. Петрозаводск, ул. Ломоносова, д. 65.

E-mail: l.v.murashkina@mail.ru

Аннотация

Введение Социальное предпринимательство является одной из активно развивающихся форм предпринимательской деятельности. Основной целью предприятий социальной направленности является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения в результате решения социальных проблем. Деятельность социально ориентированных предприятий позволяет решать ряд социальных и экономических проблем, которые не способны решать другие сектора экономики: ни государственный, ни предпринимательский. Специализация деятельности социальных предприятий затрагивает большое количество направлений хозяйственной деятельности и в основном касается сфер: здравоохранение, культура, образование, удовлетворение иных социальных потребностей населения.

Цель. Проанализировать развитие социального предпринимательства. Поставленная цель решает несколько важных задач, основанных на исследовании подходов и методик изучения социального направления предпринимательской деятельности.

Методы. В рамках исследования использовались методы сопоставления и систематизации, позволяющие получить информацию о развитии социального предпринимательства в Российской Федерации и в мировом сообществе. Анализ нормативных и законодательных документов определил необходимые вопросы, требующие рассмотрения и формализации. Научная новизна исследования. Проведенный в исследовании анализ формирования понятия социального предпринимательства в историческом разрезе позволяет определить форматы развития понятийного аппарата. Рассмотрение законодательных и нормативных аспектов позволяет проанализировать недостатки и преимущества существующего законодательства в данном направлении.

Результаты. Одним из основных результатов исследования является определение основных положений развития социального предпринимательства в экономическом и законодательном аспекте.

Выводы в современных условиях социальное предпринимательство, рассматриваемое как вектор социально-экономического развития территории, как производственная, социальная деятельность, не имеет однозначного подхода и понятийного аппарата. Сложившаяся ситуация является серьезной проблемой для развития социальной деятельности, решение которой позволит развивать данное направление в дальнейшем.

Ключевые понятия: социальное предпринимательство, социально-ориентированные некоммерческие организации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», коммерческие организации, Стратегия развития малого и среднего предпринимательства.

1 Исследование выполнено в рамках госзадания по теме «Выявление синергетических закономерностей региональных социо-эколого-экономи-ческих систем и моделирование динамических процессов устойчивого развития в многокомпонентных системах различной природы».

Введение

Увеличивающаяся включенность и роль России в мировой социально-экономической интеграции особым образом актуализирует социальное предпринимательство как особый вид предпринимательской активности, направленной на решение и смягчение социальных проблем общества. Принципиально социальные предприниматели не заменяют государственные социальные институты, они, используя инновационные подходы и методы на условиях самоокупаемости, решают или смягчают социальные проблемы, которые государство качественно решить не может. Тем самым они, предлагая на рынок социально ориентированные новые товары и услуги, обеспечивают рост качества жизни наименее социально защищенных граждан общества в целом.

Феномен социального предпринимательства, утвердившийся в конце прошлого века, продолжает привлекать активное и возрастающее внимание ученых, практиков, государственных деятелей разных стран. Формирование подходов и методических разработок к пониманию процесса становления и функционирования социального предпринимательства в рамках современных условий находится в стадии формирования. Исследование существующих разработок, научной литературы, периодических, интернет изданий и ряда других источников свидетельствует о недостаточной системной проработанности вопросов, связанных с определением самого понятия и оценкой деятельности субъектов социального предпринимательства. С одной стороны, востребованость и актуализация развития социального предпринимательства возрастает во всех странах, с другой стороны, дуализм самого феномена социального предпринимательства и невозможность однозначно оценить социальную составляющую эффективности деятельности социальных предпринимателей, формирует объективные сложности в концептуальном определении и институализации социального предпринимательства [4].

Социальное предпринимательство в России развивается в отсутствии понятийного и методологического аппарата, закрепленной законодательно практике сертификации социального предпринимательства, и как следствие, без систематизированной и эффективной государственной поддержки. Отсутствие необходимой правовой базы — важнейшая проблема, тормозящая разви-

тие социального предпринимательства в стране.

Целью исследования является анализ развития и распространения социального предпринимательства. Объектом исследования является социальное предпринимательство как форма предпринимательской активности. В рамках исследования планируется проанализировать значение и вклад предприятий социального предпринимательства в процесс территориального развития.

Методы и материалы

Примеры использования бизнес-инструментов в решении социальных проблем можно найти в разных странах на протяжении всей истории мирового сообщества (орден францисканцев в XIII веке или дома трудолюбия отца Иоанна Кронштадтского) [1]. Бурное развитие идеи, потом концепции социального предпринимательства в 80—90 гг. прошлого столетия объясняется следующими факторами:

1) увеличение исследований о роли человеческого капитала в обеспечении устойчивого социально-экономического роста,

2) рост уровня образования населения

3) рост качества жизни и уровня благосостояния населения,

4) активизация экологических, правозащитных движений, которые формировали идеологический аспект понимания необходимости решения социальных проблем в контексте специфики особенности отдельных стран и территорий.

Развитие новых средств коммуникации и существенное уменьшение информационных, языковых, пространственных барьеров обеспечило качественное изменение уровня информированности общества о глубине и остроте этих проблем, а также о невысокой эффективности, а чаще неспособности существующих институтов — государственных и частных (некоммерческих организаций) решать эти проблемы.

В исследованиях ученых 1970—1980 гг. социальное предпринимательство рассматривалось как инструмент обеспечения финансовой устойчивости и возможности развития некоммерческих структур в решении их целевых и социальных по сути задач. Безусловно, это было связано с активным ростом (прежде всего в США) социально ориентированных некоммерческих организаций, которые для выполнения своих со-

циальных функций вынуждены были искать альтернативные способы финансирования. К концу 1990-х гг. в США сформировался, так называемый «третий сектор» экономики — гражданский, наряду с частным и государственным [3].

Устойчивая тенденция в развитии социального предпринимательства как элемента и источника финансирования некоммерческой деятельности, в 1990-е гг. пополнилась концептуальными изменениями в развитии коммерческого сектора. Устойчивое развитие, формирование долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческих организаций стало невозможно без включения в миссию социально ориентированных целевых установок [8]. Спрос на создаваемые бизнесом блага все в большей степени стал определяться не только экономическими потребностями, но и социальными потребностями общества. К началу XXI в. в экономической теории концепция устойчивого развития неразрывно связана с социальной и экологической ответственностью бизнеса [15]. Корпоративная социальная ответственность бизнеса стала рассматриваться не как обязательство, затраты организации, вмененные государством как условие функционирования бизнес-структуры, не как инструмент формирования определенных ре-путационных выгод (благотворительность), а как к источнику инноваций, обеспечивающих устойчивое развитие экономики1 [13].

Авторы работы «Капитализм для всех» М. Портер и С. Крамер [16] однозначно увязывают «устойчивое развитие», «корпоративную социальную ответственность» и «разделяемые (общие) ценности» успешных коммерческих организаций.

Концепция инклюзивных бизнес-моделей, используемая в Программах развития ООН, предполагает разнообразные схемы включения нуждающихся в социальной поддержке групп населения в цепочки создания ценности на разных этапах процесса. Это могут быть модели, где благополучатель находится в конце цепочки процесса создания ценности в качестве потребителя, формирующего запрос на создание социально ориентированного продукта. Также благо-получатель может располагаться в середине и начале цепочки, формируя предложение социально ориентированных благ, выступая как предприниматель или сотрудник2.

1 О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию : Указ Президента Рос. Федерации № 440 от 1 апреля 1996 г.

2 Участие бизнеса в решении проблем бизнеса : доклад ООН. 2010 // Региональное бюро ПРООН по Европе и СНГ. URL: http://www.

В XXI в. феномен социального предпринимательства продолжает активно развиваться. Научные исследования и концептуализация социального предпринимательства, сформировавшись в 90-е гг. XX в. (прежде всего в США), сегодня охватывают практически весь мир, существенно различаясь в масштабах и отражая исторические, национальные и региональные особенности [6].

Базовой причиной сложности исследования социального предпринимательства является отсутствие однозначного подхода ученых и практиков в определении понятия «социальное предпринимательство». Изначально социальное предпринимательство и развивалось и определялось как особый вид деятельности, принципиально отличающийся от коммерческого предпринимательства своими целевыми установками. Обобщая такую трактовку понимания сути социального предпринимательства Дж. Остин, Г. Стивенсон и Дж. Вей-Скилерн отмечают, что цель социального предпринимательства «создание социальной ценности для общества, в то время как коммерческое предпринимательство направлено на поддержание прибыльных операций в личных целях» [12].

П. Друкер, опираясь на известное определение Ж. Б. Сэя: «Предприниматель — это тот, кто умеет изменять производительность ограниченных экономических ресурсов, кто перемещает экономические ресурсы из области меньшей продуктивности в область большей продуктивности и дохода» [10], определил особенность социального предпринимательства в умении изменять производительность всего общества.

Развитие социального предпринимательства, как вида хозяйственной деятельности, рассматривали многие экономисты и социологи, однако впервые определение социального предпринимательства было использовано в 1991 г. [12]. Анализ научных работ по предпринимательству показывает, что хотя понятие социального предпринимательства и является новым, однако такое явление в экономике встречается достаточно давно. Как показывают исследования тенденций развития предпринимательского сектора экономики в период конца XX в., наблюдается рост предпринимательских инициатив социальной направленности. В рамках исследовательской работы [5] О. Б. Пономарева и. С. Г. Светунокова приходят к выводу о том, что, работая в предпринимательском секторе, бизнесмен

growinginclusivemarkets.org/media/report/ES_ rbecreport_RU.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

проходит определенные этапы становления, в том числе и социальной ответственности. Проявление подобных этапов позволяет предпринимателю более структурировано подходить к становлению и функционированию своего бизнеса.

В 2006 г. Нобелевская премия мира была вручена профессору М. Юнусу из Бангладеш, основателю микрокредитной организации Grameen Bank, инвестировавшей в стартапы социальных предпринимателей в Азии, Латинской Америке и Африки. Высокая мировая оценка деятельности, способной изменить общество, стала мощным толчком к развитию социального предпринимательства во всем мире, в том числе в направлении институционализации социального предпринимательства.

В результате обобщения вышеизложенного можно выделить этапы возникновения и становления социального предпринимательства и понятийного аппарата (табл. 1).

Результаты

Использование некоммерческими организациями инновационных бизнес-подходов с целью получения дохода и реинвестирования его на операционные расходы или развития социально-ориентированной деятельности является базовым критерием

для выделения среди некоммерческих организаций социально-ориентированных НКО, по сути как субъектов социального предпринимательства.

В российском законодательстве понятие социально-ориентированных некоммерческих организаций определено внесением в 2014 г. изменений в № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии ст. 1 № 136-Ф3 «Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации»(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-Ф3).

Предложенные в законе виды деятельности могут быть группированы в три направления (см. рисунок).

Социальное предпринимательство не может активно развиваться без участия административного ресурса: государственной и муниципальной власти. Подобная поддержка необходима социальному бизнесу в регионах и территориях, обеспечивая

Таблица 1

Этапы становления социального предпринимательства*

Авторы теории, понятий Период возникновения Основные направления

Орден францисканцев XIII в. Введение начального понятия «социальный предприниматель»

Лоренц фон Штейн [7] 40-е гг. XIX в. Введено понятие «социальное движение», которое является основной развития теории «социальное государство»

Ученые-исследователи 1970—1980 гг. Социальное предпринимательство как инструмент финансовой устойчивости и разнообразия коммерческих структур

Г. Диз — директор центра развития социального предпринимательства [10] 1990 Социальное предпринимательство «подошло» к современной эпохе и получило популярность

Исследовательское направление Начало XXI века Формирование направления корпоративного социально ответственного бизнеса

М. Поттер, С. Крамер [13] Формирование связи между понятиями «устойчивое развитие и корпоративная и социальная ответственность»

Дж. Остин, Т. Стивенсон [14] Социальное предпринимательство как особый вид деятельности отличный от коммерческого предпринимательства целевыми установками.

П. Друкер [9] Особенность социального предпринимательства в умении изменять производство всего общества

* Составлена авторами.

Направления деятельности социального бизнеса

Организация деятельности, которая направлена на решение социальных проблем:

1. Социальная поддержка и защита граждан.

2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.

3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам.

4. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, зд равоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичес-кого состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности

Благотворительные общественные организации

1. Охрана окружающей среды и защита животных.

2. Охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений.

3. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

4. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества

Организация

работы с инвалидами

Направления производственной деятельности социального предпринимательства*

* Составлен авторами.

развитияданного направленияпредпри-нимательской деятельности. Органы власти являютсяиннтрявонеом,соособствующим развития социальных инициатив.

Итрлс°внтние стаоосовнвсерх оанноо поооонит определить какое из представленных направлений представлено в более широком масштабе (см. табл. 2).

В результате проведенного анализапо основным направлениям социально-ориентированных некоамерческиеорганизаций можно заметить что основной формат деятельности направлен на деятельность, позволяющую решать социальные проблемы.

Функционирование социально-ориентированных некоммерческих организаций осуществляется и на основании разнообразных направлении поддержки. В рамках Федерального закона от 27.05.2014 № 136-Ф3

нбознечяныразличсые енрмыимвтоды поддержки социально ориентированным некоомерческ иморганизаций,тотор ые могут изменяться в зависимости от уровня развитияоспее^ализациихоояйстненн ой деятельности. В результате могут быть выделены основные направления возможных мер и мероприятий поддерж ки(сн.но бл. 3).

Обоздаче дныаврпр-Федера льного закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ направления иллюст^руют огра наченность предпринимательской составляющей деятельности социальных предпринимателей, функционирующих в форме социально ориентированных некоммерческих организаций. В рамках действующего закона НКО могут осуществлять доходную деятельность, но полученную прибыль они должны реинвестировать в заявленную в учредительных

Таблица 2

Распределение социально ориентированных некоммерческих организаций по видам деятельности за 2017 год*

Направления Виды деятельности Количество организаций

Всего 142 641

Организация деятельности, которая направлена на решение социальных проблем профилактика социально сиротства, поддержка материнства и детства 4454

повышение качества жизни людей пожилого возраста 6003

другие виды социальной поддержки и защиты граждан 17 648

подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций 2156

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф 2620

профилактика социально опасных форм поведения граждан, содействие такой деятельности 3337

деятельность в области образования, просвещения, науки, содействие такой деятельности 27 331

деятельность в области культуры и искусства, содействие такой деятельности 14 702

деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, содействие такой деятельности 13 894

содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи 18 069

деятельность в области улучшения морально-психологического состояния граждан и духовного развития личности 13 106

деятельность в области физической культуры и спорта, содействие такой деятельности 29 752

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации 9090

поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций 6954

содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы 1098

антикоррупционная деятельность, включая содействие формирования в обществе активного неприятия коррупции 3044

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребённых останков защитников Отечества, установление имён погибших и пропавших без вести при защите Отечества 1143

социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов 675

мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ 701

содействие повышению мобильности трудовых ресурсов 565

увековечивание памяти жертв политических репрессий 1409

иные виды деятельности 39 466

Всего по направлению 217 217

Окончание табл. 2

Направления Виды деятельности Количество организаций

Благотворительные общественные организации охрана окружающей среды и защита животных 4930

охрана и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений 1792

оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина 9098

оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе некоммерческим организациям 3205

благотворительная деятельность 15 914

содействие благотворительной деятельности 9617

деятельность в области добровольчества 9209

участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ 752

Всего по направлению 54 517

Организация работы с инвалидами социальная адаптация инвалидов и их семей 6651

оказание социальных услуг населению Российской Федерации в сферах деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций 25 129

Всего по направлению 31 780

* Виды деятельности определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Одна организация может осуществлять один или несколько видов деятельности.

Таблица 3

Основные направления возможных мер и мероприятий поддержки*

Мероприятия поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций

Общеэкономические меры Налоговые меры Информационная поддержка Материальная поддержка

Финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах Размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах» (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

* Составлена авторами.

документах социальную деятельность. В результате доходные направления рассматриваются как дополнительный источник финансирования наряду с формами государственной поддержки и материальной поддержкой юридических лиц, получающих от государства льготы и преференции. С одной стороны, широкий набор источников финансирования — собственные источники, в том числе от доходной деятельности, гранты, льготные займы, благотворительные взносы, льготы по налогообложению и поддержка государства в размещении заказов — способствует реализации социально ориентированной деятельности. С другой стороны, бюрократические преграды в закреплении статуса социально ориентированной НКО и получение господдержки на необходимый для реализации и функционированию предприятий социальных проектов занимает длительный срок. В итоге прямая зависимость от норм государственного регулирования, интересов частных инвесторов и пожертвователей, часто приводит к тому, что успешно стартовавший социальный проект закрывается.

В результате идея создания социального предприятия на основе коммерческой организации реализуется успешно и разнообразно: и по организационно-правовым Подобные организации являются коммерческими, однако их целевые установки, миссия должны быть задекларированы, как социально ориентированные. В соответствии с Гражданским кодексом РФ они могут быть созданы в различных формах предпринимательской активности: в форме индивидуального предпринимателя, хозяйственного товарищества (партнерства) или хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества).

В отличие от некоммерческих организаций, коммерческие организации могут осуществлять свою социально ориентированную деятельность, используя ограниченный набор источников финансирования — собственные средства участников, прибыль, полученную в результате осуществления предпринимательской деятельности, коммерческие кредиты, привлеченные инвестиции. Независимость функционирования предприятий от прямого влияния со стороны источников финансирования, ориентация в своем развитии исключительно на свои предпринимательские способности, компетенции в организации эффективных бизнес-процессов, обеспечивающих самоокупаемость и устойчивое развитие бизнеса,

позволяет создавать таким формам социального предпринимательства высокие возможности в реализации долгосрочных социальных проектов.

Понятие «социальный предприниматель» имеет довольно размытый формат. В нашей стране правовое определение социального предпринимательства для коммерческих организаций формируется в рамках развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, так как такие субъекты социального предпринимательства по своим характеристикам производственной деятельности могут быть отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса.

Обсуждение

В соответствии со стратегическими документами развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р) и пункта 8 «дорожной карты» — плана реализации указанной стратегии по «Поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» (утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1044-р), Минэкономразвития России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»)». Несмотря на объективную необходимость легитимации понятия «социальное предпринимательство», законопроект не рассмотрен Государственной думой уже четвертый год.

Анализируя текст законопроекта (в ред. 2016 г.), можно увидеть, что принципиальные дополнения предполагается внести в № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Статья 3 указанного закона дополняется пунктом 7, определяющим субъектов социального предпринимательства: «Субъекты социального предпринимательства — субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие социально значимую деятельность, направленную на обеспечение занятости граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и (или) предоставление услуг исключительно гражданам пожилого возраста, несовершеннолетним гражданам, женщинам, имеющим детей в возрасте до семи лет, гражданам, находя-

щимся в трудной жизненной ситуации; либо производство товаров, предназначенных исключительно для указанных групп граждан».

Формулировка пункта 7 не позволяет сформировать понятие социально значимой деятельности и вызывает большое количество вопросов.

Во-первых, понятие «социально значимая деятельность субъектов социального предпринимательства» определяется в обеспечении занятости и (или) предоставлении услуг, производстве товаров для группы граждан — находящихся в трудной жизненной ситуации, пожилого возраста, несовершеннолетних, женщин с детьми до 7 лет. В данной трактовке определения наличие демографических признаков (наличие детей (и только у женщин), пожилой возраст (законодательно не установленный)) отнесены к социальным проблемам.Законодательно, а значит формально, не определен главный критерий — трудная жизненная ситуация. В ранее действовавшем законе

0 социальном обслуживании, под трудной жизненной ситуацией понимались обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности гражданина, которые он не может преодолеть самостоятельно. В действующем законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (№ 442-ФЗ, действует с 01.01.2015 г.) используется понятие «нуждаемость в социальном обслуживании», при этом нуждаемость должна быть признана уполномоченными органами. Осуществлять социальное обслуживание могут как коммерческие (в том числе индивидуальные предприниматели), так и некоммерческие организации, зарегистрированные на портале официальных поставщиков социальных услуг1 [9].

Во-вторых, непонятно определение видов социально значимой деятельности. «Обеспечение занятости граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» — что понимается под обеспечением занятости, кто и по каким критериям может подтвердить обеспеченность занятостью, для каких граждан — только российских граждан или мигранты также входят в их числе, ограничены ли условия занятости, в том числе по оплате? Отсутствие четко установ-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство») : проект Федерального закона (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.08.2016). URL: (дата обращения: 21.08.2018).

ленных и измеряемых критериев сводит это определение к сложно или нереализуемому его применению к выделению социальных предпринимателей.

В-третьих, в качестве целевой группы бла-гополучателей выделены группы граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, тем самым предприниматели, определяющие спектр своей деятельности в следующих направлениях: экологические проекты, утилизация отходов жизнедеятельности, исторические, культурные проекты, выпадают из разряда социальных предпринимателей. При этом в разряд социальных предпринимателей формально могут быть отнесены коммерческие организации, целевыми группами которых являются платежеспособные граждане из указанных в проекте категорий.

В-четвертых, в законопроекте предусматривается, что «конкретные условия отнесения субъектов МСП к субъектам МСП в области социального предпринимательства, порядок подтверждения соответствия таким условиям, а также порядок внесения сведений о субъектах социального предпринимательства в единый реестр субъектов МСП будут утверждены Правительством Российской Федерации». Когда и как это будет реализовано, не определено, что существенно ограничивает, если не сводит к нулю правоустанавливающую ценность данного проекта.

В законопроекте предусмотрена поддержка субъектов МСП в области социального предпринимательства в виде:

— создания и развития специализированных организаций инфраструктуры поддержки субъектов социального предпринимательства;

— предоставления на льготных условиях помещений;

— создания банков франшиз;

— реализации образовательных мероприятий;

— организации доступа субъектов социального предпринимательства к осуществлению функций социального обслуживания граждан.

Для дополнительной имущественной поддержки изменениями в законе «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ от 26 июля 2006 г.) предполагается возможность заключать договора аренды государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов и аукционов.

Предполагаемые изменения и дополнения в законодательстве по социальному предпринимательству кратко представлены в табл. 4.

Таблица 4

Предполагаемые изменения и дополнения в законодательство по социальному предпринимательству*

Федеральный закон, постановление, распоряжение Предлагаемые изменения/ дополнения Результат

Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Стратегия развития малого и среднего бизнеса в России до 2030 г.» Введение понятия «социальное предпринимательство» Законопроект не рассмотрен Государственной Думой уже четвертый год.

ФЗ № 209 (ст. 3, п. 7) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Введение понятия социально-значимая деятельность. Определение видов социально значимой деятельности Порядок внесения сведений о субъектах социального предпринимательства в единый реестр субъектов МСП не реализован

ФЗ № 442 от 01 января 2015 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Введено понятие «нуждаемость в социальном обслуживании», которые должны быть признаны уполномоченными органами Осуществлять социальное обслуживание могут организации, зарегистрированные на портале официальных поставщиков социальных услуг

ФЗ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» Возможность заключать договора аренды государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов и аукционов Возможность заключать договора аренды государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов и аукционов

* Составлена авторами.

Заключение

Подводя итог правовому определению социального предпринимательства в нашей стране, можно сделать вывод, что одной из серьезных проблем, тормозящих развитию социального предпринимательства как эффективного и необходимого инструмента развития социально ориентированного общества, является отсутствие ясной государственной концепции социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство как сложное, системное, динамичное, социально-экономическое явление, развивающееся на стыке разных концепций, форм и несущее в себе ярко выраженные национальные особенности, не может быть определено легко и однозначно. В результате существует многообразие трактовок этого понятия в научной литературе, и сложности законодательного его закрепления.

Очевидно, что не всякая социально ориентированная деятельность некоммерческих организаций может быть определена как социальное предпринимательство, также как присутствие социальных ценностей в миссии коммерческой организации не делает ее по определению социальной.

Главное, что выделяют все исследователи феномена социального предпринимательства, — это наличие социальной

миссии: инновационный и предпринимательский подход к ее реализации, самоокупаемость, и финансовая самостоятельность. Социальное предпринимательство представляет особый вид предпринимательской деятельности, отличающийся от традиционного коммерческого предпринимательства целевыми установками, но схожего методологией и в тактическом и стратегическом аспектах.

Библиография российских исследований проблематики и анализа социального предпринимательства крайне немногочисленна. Прежде всего, следует отметить исследования специалистов Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ. В одном из первых своих опубликованных исследованиях авторы приводят наиболее цитируемое определение социального предпринимательства Г. Диза, выделившего принципиальные характеристики, определяющие сущность социального предпринимательства:

«1. Принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага).

2. Выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии.

3. Осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения.

4. Решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами.

5. Высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности — как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом» [9].

По результатам исследования Центра, большинство социальных предпринимателей считают, что социальное предпринимательство не должно финансироваться государством или благотворительными организациями. Одной из целей должно стать получение прибыли при помощи продажи товаров и услуг, рассматривая бюджетные и благотворительные источники как поддерживающие социальную направленность, особенно на этапе создания и становления организации. В рамках проводимого исследования социальными предпринимателями были выделены основные проблемы развития социального предпринимательства:

— нехватка финансирования;

— нехватка или отсутствие квалифицированных кадров;

— сложности выстраивания отношений и государством и обществом [17].

Выделенные проблемы несомненно являются значимыми и их решение необходимо для становления социального предпринимательства. Проблема, связанная со сложностями выстраивания отношений между государством и обществом, безусловно является системообразующей. Отсутствие четкой государственной концепции и поддерживающей концепцию законодательной базы, тормозит развитие социального предпринимательства. При этом, активная деятельность по созданию инфраструктуры поддержки социального предпринимательства представляемая Центрами инноваций социальной сферы (ЦИСС) при Минэкономразвития в том числе и региональные центры инноваций. Отсутствие нормативного и методологического сопровождения и критериев отнесения к субъектам социального предпринимательства, не позволяет разработать и реализовать региональные или муниципальные программы по поддержке субъектов социального предпринимательства, что приводит к несогласованным и неэффективным действиям государственных структур, в результате которых выделенные государственные средства поступают ненастоящим социальным предпринимателям, дискредитируя саму идею социального предпринимательства и демотивируя настоящих социальных предпринимателей.

Несмотря на все сложности, социальное предпринимательство существует и развивается в качестве самоорганизуемой силы, движимой предпринимателями готовыми и способными улучшить общество и условия жизни. Первым и сегодня самым значимым примером консолидации и поддержки социального предпринимательства является некоммерческая организация фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданная в 2007 г. В. Алекперовым, и позиционирующая себя, как организация системно развивающая социальное предпринимательство в России и призванная выступать в качестве катализатором социальных изменений в российском обществе. Фонд поддерживает и сертифицирует социальных предпринимателей вне зависимости от их организационно-правовой формы, оценивая, прежде всего, окупаемость реализуемых ими социальных проектов.

Формирование и развитие социального предпринимательства напрямую связано с государственной социальной политикой, одним из значимых направлений которой должна быть целенаправленная и системная деятельность на федеральном и региональных уровнях по поддержке развития социального предпринимательства.

До настоящего времени законодательно не определен статус социального предпринимателя, действующая инфраструктура поддержки не обеспечивает даже формирование институтов социального предпринимательства. Меры государственной поддержки распределяются среди субъектов малого и среднего предпринимательства без обоснованной адресной направленности.

Наряду с развитием институциональных форм государственной поддержки через субсидирование отдельных социально значимых направлений, необходимо обеспечивать активное использование инвестиционных моделей решения социальных проблем, что предполагает развитие частно-государственного партнерства, социального партнерства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, как и во всем мире, социальное предпринимательство развивается в нашей стране, но развивается не благодаря, а вопреки поддержке государства. Обеспечение реального вклада, который социальное предпринимательство может внести в развитие нашей страны как социального государства, невозможно без действующей эффективной системы поддержки и институциональных гарантий развития социального предпринимательства.

1. Акишин Г. Исторические и общественно-социальные аспекты благотворительной деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского // Христианское чтение. 2014. № 1. С. 71—84.

2. Албутова А. Социальное предпринимательство в России: ключевые игроки и потенциал формирования // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 3. С. 109—133.

3. Анисимова В., Романова И., Некрасова М. География сферы обслуживания (третичный сектор экономики) : учеб. пособие. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2014. 290 с.

4. Берендяев А. Социальный предприниматель и государство: опыт международных лидеров социального предпринимательства // Мир социального предпринимательства. 2016. № 7.

5. Блаженкова Н., Поаншваль Н. Социальное предпринимательство: эволюция понятия, современное состояние и перспективы развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 72—78.

6. Борнштейн Д. Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей. М. : Альпина Паблишер, 2015. 496 с.

7. Брыксин Д., Корягин Н., Жидкова О. Социальная ответственность девелоперских компаний сферы коммерческой недвижимости // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. 2013. № 2. С. 1—15.

8. Гизатуллин Х., Троицкий В. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 124—130.

9. Жохова В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 4. C. 77—100.

10. Кочеткова Л. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и общество. 2008. № 3. Июль — сент. С. 69—79.

11. Остин Дж., Стивенсон Г., Вей-Скиллерн Дж. Социальное и коммерческое предпринимательство: сходства и различия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент 2010. № 3. С. 115—145.

12. Пономорев О, Светуньков С. Экономика и предпринимательство. СПб. : Левша, 2015. 631 с.

13. Портер М., Крамер С. Капитализм для всех // Harvard Business Review. 2011. Март. С. 34—52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Светуньков С., Пономарев О. Социальное предпринимательство и модель жизненного цикла предпринимателя // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. С. 112—122.

15. Agenda 21: рrogramme of Action for Sustainable Development and Rio Declaration. New York, 1993. 25 р.

16. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: same, different, or both? // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2006. Vol. 30. № 1. P. 1—22.

17. Weerawardena J., Mort G. Learning, Innovation and Competitive Advantage in NotForProfit Aged Care Marketing: A Conceptual Model and Research Propositions // Journal of Nonprofit and Public Sector Marketing. 2001. Vol. 9. № 3. P. 53—73.

References

1. Akishin G. G. (2014) Hristianskoe chtenie, no. 1, pp. 71—84 [in Rus].

2. Albutova A. I. (2013) Ekonomicheskaya sotsi-ologiya, vol. 14, no. 3, pp. 109—133 [in Rus].

3. Anisimova V. V., Romanova I. A., Nekrasova M. L. (2014) Geografiya sfery obsluzhivaniya (tretich-nyj sektor ehkonomiki). Krasnodar, Kubanskij gosu-darstvennyj universitet, 290 p. [in Rus].

4. Berendyaev A. (2016) Mir social'nogo predprinimatel'stva, no. 7 [in Rus].

5. Blazhenkova N.M., Poanshval' N. S. (2014) In-novatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya, no. 1 (4), pp. 72—78 [in Rus].

6. Bornshteyn D. (2015) Kak izmenit' mir. Sotsial'noye predprinimatel'stvo i sila novykh idey. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 496 p. [in Rus].

7. Bryksin D. A., Koryagin N. D., Zhidkova O.N. (2013) Upravleniye ekonomicheskimi sistemami: elek-tronnnyy nauchnyy zhurnal, no. 2, pp. 1—15 [in Rus].

8. Gizatullin H.N., Troickij V.A. (1998) Obsh-chestvennye nauki i sovremennost', no. 5, pp. 124—130 [in Rus].

9. Zhokhova V.V. (2015) Sovremennaya konkurent-siya, vol. 9, no. 4, pp. 77—100 [in Rus].

10. Kochetkova L. N. (2008) Philosophy and Society, no. 3, July — Sept., pp. 69—79 [in Rus].

11. Ostin Dzh., Stivenson G., Vey-Skillern Dzh. (2010) Vestnik S.-Peterburgskogo un-ta. Seriya Menedzh-ment, no. 3, pp. 115—145 [in Rus].

12. Ponomorev O.B., Svetun'kov S.G. (2015) Ekonomika i predprinimatel'stvo. St. Petersburg, Levsha Publ., 631 p. [in Rus].

13. Porter M., Kramer S. (2011) Harvard Business Review. Rossiya, mart, pp. 34—52 [in Rus].

14. Svetun'kov S.G. Ponomarev O. B. (2016) Eko-nomicheskiye nauki, pp. 112—122 [in Rus].

15. Agenda 21: Programme of Action for Sustainable Development and Rio Declaration (1993). New York [in Eng].

16. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. (2006) Entrepreneurship: Theory and Practice, vol. 30, no. 1, pp. 1—22 [in Eng].

17. Weerawardena J., Mort G. (2001) Journal of Nonprofit and Public Sector Marketing, vol. 9, no. 3, pp. 53—73 [in Eng].

For citing: Moroshkina M.V., Murashkina L.V.

Social entrepreneurship as a form of economic activity // Socium i vlast' 2019. № 3 (77). P. 63—75.

UDC 334.7

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FORM OF ECONOMIC ACTIVITY

Marina V. Moroshkina,

Institute of Economics, Separate Division of the Federal State Budgetary Institution of Science of the Federal Research Center «Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences», Institute of Economics and Law of Petrozavodsk State University, Cand. Sc. (Economics), Research Fellow, Associate Professor. The Russian Federation, 185030, Petrozavodsk, prospect A.Nevskogo, 50 E-mail: maribel74@mail.ru

Lidiya V. Murashkina,

Institute of Economics and Law of Petrozavodsk State University, Cand. Sc. (Economics), Associate Professor The Russian Federation, 185011, Petrozavodsk, ulitsa Lomonosova, 65 e-mail: l.v.murashkina@mail.ru

Abstract

Introduction. Social entrepreneurship is one of the actively developing forms of business activity. The main goal of social enterprises is to increase the level of the population's well-being and their quality of life as a result of solving social problems. The activity of socially oriented enterprises makes it possible to solve a number of social and economic problems that other sectors of the economy are not able to solve: neither the state nor the entrepreneurial ones. Specialization of social enterprises activities involves a large number of areas

of economic activity and mainly concerns the areas of: health, culture, education, satisfaction of other social needs of the population. The aim of the article is to analyze the development of social entrepreneurship. This goal solves several important tasks based on analyzing approaches and methods of studying the social direction of business.

Methods: The authors used the methods of comparison and systematization, making it possible to obtain information on the development of social entrepreneurship in the Russian Federation and in the world community. Analysis of regulatory and legislative documents identified necessary issues that require considering and formalizing. Scientific novelty of the research The analysis of forming the concept of social entrepreneurship from a historical perspective in a study allows determining the formats of developing the conceptual apparatus. Considering legislative and regulatory aspects allows analyzing disadvantages and advantages of the existing legislation in this direction. Results: One of the main results of the study is determining the main provisions of developing social entrepreneurship in the economic and legislative aspect.

Conclusions. In modern conditions, social entrepreneurship, considered as a vector of socio-economic development of a territory, as an industrial, social activity does not have an unambiguous approach and conceptual apparatus. The current situation is a serious problem for developing social activities, the solution of which will allow developing this area in the future.

Key concepts: social entrepreneurship socially-oriented non-profit organizations, Federal Law «On non-profit organizations», profit-making organizations, Development strategy of small and medium enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.