А. С. Плетень*
Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки
Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает понятия «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель» в качестве нового сегмента предпринимательской деятельности в России. Автор акцентирует внимание на отсутствии правового регулирования социального предпринимательства и особенностях развития данного вида бизнеса в современных условиях. В статье проанализированы предпринятые попытки законодательного регулирования и создания государственных мер поддержки нового вида предпринимательской деятельности, а также рассмотрены формы негосударственной поддержки социального предпринимательства, осуществляемые силами фонда «Наше будущее», Агентства стратегических инициатив и других.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный предприниматель, бизнес в социальной сфере, социально-ответственный бизнес, правовое регулирование, негосударственные фонды, сертификация.
001: 10.17803/1994-1471.2016.71.10.094-101
Существующий мировой опыт и увеличивающаяся интеграция России в глобальное экономическое сообщество заставляют обратить особое внимание на социальное предпринимательство как способ социально-экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, при котором применение инновационных приемов осуществления предпринимательства сочетается с достижением устойчивой самоокупаемости в целях обеспечения решения социальных проблем.
Феномен социального предпринимательства в России состоит в том, что, во-первых, оно развивается как разновидность предпринимательской деятельности в отсутствии даже четко сформулированного определения, во-вторых,
ища правовой и финансовой поддержки, социальные предприниматели в России вынуждены обращаться к зарубежной практике сертификации социального предпринимательства, в-третьих, вносимые в Государственную Думу России законодательные инициативы не привели к созданию правовой базы для социального предпринимательства в стране, на текущий момент ни одна из них не принята в качестве закона. Попробуем разобраться детально.
Итак, термин «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель» в настоящее время отсутствует в российском законодательстве. На Западе социальное предпринимательство как термин возникло в 1980-х гг., в Россию термин пришел в 2007 г. с появлением фонда Вагита Алекперова «Наше будущее»1 .
1 Фонд «Наше будущее». Официальный сайт: URL: http://www.nb-fund.ru/. © Плетень А. С., 2016
* Плетень Анна Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент [email protected]
195271, Россия, г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 85/2, кв. 39
Вместе с тем анализ региональных и муниципальных правовых актов показал, что активно используется термин «социальное предприятие». При этом единое правовое содержание этого понятия отсутствует. В целом употребление термина «социальное предприятие» можно свести к двум группам предприятий:
1) организациям, предоставляющим товары, работы и услуги социально незащищенным гражданам по сниженным (по сравнению с рыночными) ценам;
2) социально ориентированным коммерческим предприятиям, которые можно отнести к категории социально ответственного бизнеса, или предприятиям, представляющим большую социальную значимость для региона2 .
Однако данный подход к содержанию термина «социальное предпринимательство» не согласуется с общей теорией данного явления в экономическом секторе общества и государства.
Поскольку «социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:
• социальное воздействие (от англ. social impact) — целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;
• самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность социального предприятия решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;
• предпринимательский подход — способность социального предпринимателя находить возможности, аккумулировать ресурсы,
разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на
общество в целом»3 .
Важно также разграничивать понятия «социальное предпринимательство», «предпринимательство в социальной сфере» и «деятельность социально ответственного бизнеса». И если выделить социально ответственный бизнес достаточно просто, поскольку такие компании как ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть», ОАО «Мегафон» за счет своей прибыли на основе собственной инициативы поддерживают различные социально ориентированных проекты, то понять различия между социальным предпринимательством и бизнесом в социальной сфере сложнее.
Представители Агентства стратегических инициатив, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общественной палаты России, Государственной Думы России, научного сообщества, предприниматели высказываются в поддержку законодательного определения данных понятий.
Попытки законодательного оформления термина «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель» в Российской Федерации стали предприниматься с 2010 г., когда в соответствии с внесенными 5 августа 2010 г. изменениями в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»4 появился термин «социально ориентированные некоммерческие организации». Данный термин, по мнению директора фонда «Наше будущее» Натальи Зверевой5, может использоваться для развития концепции социального предпринимательства. В соответствии с п. 2.1 ст. 2 указанного выше закона социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государ-
2 АкрамовскаяА. Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного регулирования этой сферы // URL: http:// www.nb-forum.ru/social/laws/. 11 февраля 2008.
3 Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия — сделать мир лучше. М. : Альпина Паблишер, 2014. С. 28—29.
4 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 02.05.2015) // Российская газета. 1996. 24 янв.
5 Зверева Н. По закону: развитие российской законодательной базы в области социального предпринимательства // URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/po-zakonu.html. 21.08.2013.
ственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 закона. Статья 31.1 содержит весьма обширный перечень видов деятельности, в т.ч. социальная поддержка и защита граждан, благотворительная деятельность, оказание юридической поддержки и др.
Собственно термин «социальное предпринимательство» впервые нашел свое отражение в письме Минэкономразвития России от 22 декабря 2011 г. № ОГ-Д05-25856.
Так, социальное предпринимательство определено как социально ответственная деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе по следующим направлениям:
1) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, если среднесписочная численность указанных категорий граждан среди работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %;
2) предоставление услуг (производство товаров) в объеме не менее 50 % от величины ежегодных доходов предприятия:
— содействия профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
— социального обслуживания граждан, услуг здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведения занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях (по стоимостным характеристикам, доступным для граждан с доходами на уровне средних для субъекта Российской Федерации);
— выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением носящих рекламный или эротический характер.
Позже в приказе Минэкономразвития от 24.04. 20 137 было закреплено аналогичное определение понятию «социальное предпринимательство». Однако были уточнены некоторые условия, выполнение которых является обязательным для признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным:
а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, лиц, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 %; а доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %;
б) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:
— содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
— социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
— производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации
6 Письмо Минэкономразвития России от 22 декабря 2011 г. № ОГ-Д05-2585 // URL: https://www.referent.ru.
7 Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства РФ» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
инвалидов;
— обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
— предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;
— содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);
— профилактика социально опасных форм поведения граждан;
— выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Иными словами, исходя из вышеизложенного, под социальными предпринимателями понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают трудоустройство лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора или производство товаров и услуг для данных групп населения.
Со второй половины 2012 года по настоящее время вопрос о необходимости формирования правовой основы социального предпринимательства и поддержки социальных предприятий в России стал обсуждаться достаточно активно и в негосударственном секторе силами фонда «Наше будущее», Агентства стратегических инициатив и в стенах Государственной Думы Российской Федерации. Активно в эту работу включился и Координацион-
ный совет при Торгово-промышленной палате по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства, первое заседание которого состоялось 26 июня 2012 года. Пункт 1.1 Положения о Координационном совете определяет, что создается совет в целях разработки, экспертной оценки и продвижения комплекса мер, необходимых для развития социального бизнеса и предпринимательства в Российской Федерации, координации взаимодействия государственных и общественных структур8 .
8 июня 2012 г. при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству учрежден Экспертный комитет по вопросам развития социального предпринимательства9. В соответствии с решением Экспертного совета в качестве целей его создания и задач его деятельности определено формирование институциональной инфраструктуры содействия развитию социального предпринимательства как самостоятельного сектора экономики и общественного устройства, в т.ч. на основе государственно-частного партнерства и социального заказа10 .
Как справедливо отмечает Наталья Зверева: «Развитие российской законодательной базы в области социального предпринимательства может идти двумя основными путями: посредством внесения поправок в действующее законодательство и через создание отдельного узконаправленного закона»11
Высказываемые законодательные инициативы в основном касались возможных изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»12 и в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и
Положение о Координационном совете Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства // URL: http://www.tpprf.ru/ru/ interaction/councils/social_council/.
Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. URL: http://komitet2-7.km.duma.gov.ru/site. xp/051056050.html.
Государственная Дума намерена поддержать социальных предпринимателей // Информация пресс-службы. URL: http://www.er-duma.ru/press/54268/. 2012. 8 июня.
Зверева Н. По закону: развитие российской законодательной базы в области социального предпринимательства // URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/po-zakonu.html. 21 августа 2013 г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 2013. 30 декабря.
8
9
11
среднего предпринимательства в Российской Федерации»13 (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ).
16 ноября 2014 года в качестве законопроекта в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»14. Законопроект был включен в примерную программу решением Государственной Думы на май 2015 г., однако его рассмотрение не состоялось.
В соответствии с законопроектом в Федеральный закон № 209-ФЗ предлагается внести понятие «социальное предпринимательство», под которым понимается социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и при осуществлении которой выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) обеспечивается занятость инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и иных лиц, признаваемых находящимися в трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что среднесписочная численность работников, относящихся к указанным категориям граждан, рассчитанная в соответствии с ч. 6 ст. 4 настоящего Федерального закона, составляет не менее 50 % от числа всех работников субъекта малого или среднего предпринимательства, а их доля в фонде оплаты труда работников составляет не менее 25 %;
2) в качестве основного вида экономической деятельности осуществляются следующие
виды деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), выручка от осуществления которых без учета налога на добавленную стоимость составляет не менее 70 %:
а) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству граждан, включая содействие самозанятости;
б) социальное обслуживание населения, физической культуры и массового спорта, образования, в том числе проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, центрах детского и молодежного научно-технического творчества;
в) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
г) обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные и творческие мастерские, кружки, студии, просветительская деятельность, не являющаяся дополнительным образованием);
д) предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;
е) содействие социальной адаптации и социальной реабилитации отдельных групп граждан (инвалидов, сирот, выпускников детских домов, пожилых людей, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом).
Вторая законодательная инициатива, внесенная в Государственную Думу России 20 июля 2015 г., также предполагает внесение изменений в Федеральный закон № 209-ФЗ15. Субъек-
13 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
14 Законопроект № 624513-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» (внесен 16.11.2014) // URL: http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=624513-6&02.
15 Законопроект № 843126-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» (внесен 20.07.2015) // URL: http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=843126-6.
ты права законодательной инициативы (члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы) предлагают наделить органы власти регионов России правом утверждать перечни видов социально ориентированной предпринимательской деятельности и вводить специальные меры государственной поддержки. Речь в первую очередь идет о создании специальных объектов инфраструктуры поддержки социального предпринимательства, оказании финансовой, имущественной, информационной и консультационной помощи.
Авторы законопроекта справедливо отмечают, что в настоящий момент государственная поддержка социального предпринимательства осуществляется в рамках Программы Министерства экономического развития Российской Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства. В рамках данной программы предоставляются субсидии субъектам Российской Федерации на развитие инфраструктуры поддержки — Центров инноваций социальной сферы и предоставление субсидий социальным предпринимателям.
Из предлагаемых мер государственной поддержки социального предпринимательства на настоящий момент наиболее востребованы субсидии на открытие и развитие Центров инноваций социальной сферы. Такие организации в 2013—2014 годах были созданы в 19 регионах16, еще несколько центров планируется открыть в 2015 году. Однако субсидии на поддержку социального предпринимательства практически не запрашиваются субъектами Российской Федерации. Данный факт авторы законопроекта связывают прежде всего с отсутствием законодательно установленного определения социального предпринимательства и, как следствие, нормативно-правового регулирования данного вида предпринимательской
деятельности и системы государственной поддержки на региональном уровне17 .
Так, например, на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга «О порядке предоставления в 2015 г. субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» от 13 марта 2015 г. № 26318 проходит конкурс по 7 программам на право получения данных субсидий, в том числе программа «Поддержка социального предпринимательства». Срок проведения конкурса с 02.06.2105 по 29.10.2015. Объем заявок по программе «Поддержка социального предпринимательства» составляет 3—5 % от общего количества поданных заявок по 7 программам. Субсидии предоставляются за счет бюджетных ассигнований, полученных из федерального бюджета в виде субсидии бюджету Санкт-Петербурга на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Директор центра корпоративно-социальной ответственности Института МИРБИС Светлана Герасимова, говоря о том, почему регионы могли бы запрашивать у Минэкономразвития бюджеты на развитие социального предпринимательства, но на деле немногие этим воспользовались, резюмирует, что причина в сложности оценки эффективности развития такого предпринимательства и его результаты. Решение Светлана Герасимова видит в разграничении понятий «социальное предпринимательство» и «бизнес в социальной сфере». «Действительно, эти понятия требуют разграничения, но здесь даже у экспертов критерии оценки сильно различаются. Разброс в критериях оценки создает почву для сомнений: как отделить бизнес, ориентированный на прибыль, и социальное предпринимательство, ориентированное на решение социальной проблемы?»19
16 См., например: ЦИСС Белгородской области. URL: http://www.ciss31.ru/ ; ЦИСС Омской области. URL: http://cissinfo.ru/ ; ЦИСС Республики Татарстан. URL: http://ciss-rt.ru/.
17 Пояснительная записка к законопроекту № 843126-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» (внесен 20.07.2015) // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=843126-6.
18 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2015 г. № 263 «О порядке предоставления в 2015 г. субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (с изменениям от 10 июня 2015 г.) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: www.gov.spb.ru/norm_baza/npa. 2015. 22 июня.
19 Герасимова С. Прибыль на втором месте // Российская газета. Бизнес и власть. 2015. 11 августа.
Стоит отметить, что капитализация социальных проектов очень невысокая, и все средства идут на развитие дела и на решение социальной миссии. Обычно социальные проекты имеют низкую маржинальность, которая зачастую не выше 8 %20. Это в принципе устойчивая модель, которая позволяет обеспечивать решение социальной проблемы, но не впечатляет бизнесменов, привыкших к высокодоходным проектам. Здесь и проходит разграничение — социальный предприниматель реинвестирует прибыль в решение социальной задачи.
Вместе с тем, по оценкам экспертов, сейчас лишь 1 % малых и средних предпринимателей в России могут назвать себя социально ориентированными21. Что несоизмеримо меньше аналогичных показателей в странах Западной Европы. Предполагается, что после введения социальных предпринимателей в правовое поле государство резонно захочет передать им выполнение части своих социальных обязательств, что обеспечит экономию бюджетных средств. Поэтому на данном этапе представляется более важным увеличение числа предпринимателей, ориентированных на решение социальных проблем.
Пока же законодатели определяются с понятием, признаками социального предпринимательства и мерами его поддержки, как верно отмечает директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициа-тив22 Владимир Яблонский, в ряде регионов,
во многом благодаря инициативам местных сообществ, развиваются самобытные практики развития социального предпринимательства. А фонд «Наше будущее» осуществляет сертификацию российских социальных предприятий по зарубежным стандартам. В частности, стандартам Великобритании, где сертификацией социального бизнеса занимается частная компания Social Enterprise Market23 .
Кроме того, в настоящее время экспертами фонда «Наше будущее» разработаны российские критерии социального предпринимательства и введена процедура сертификации социального предприятия. При этом, наряду с собственными наработками, основанными на анализе отечественного законодательства и деловых практик, экспертами использованы опыт британской сертификации. Специалисты Social Enterprise Market оказывали коллегам из фонда «Наше будущее» необходимую помощь. Сертификацию социальных предпринимателей в России осуществляет независимая негосударственная структура24 — Центр сертификации социальных предприятий на базе фонда «Наше будущее»25 .
Таким образом, можно констатировать, что российское социальное предпринимательство в настоящее время развивается в отсутствии правового регулирования благодаря инициативе активных граждан страны, поддержке негосударственных фондов и практике иностранной сертификации.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Акрамовская А. Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связан-
ных с ним терминов, а также инструментария государственного регулирования этой сферы // URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/. — 2008. — 11 февраля.
2 . Герасимова С. Прибыль на втором месте // Российская газета. Бизнес и власть. — 2015. — 11 августа.
20 Герасимова С. Указ. соч.
21 Потапов О. Социальное предпринимательство получит новые стимулы для развития // Комсомольская правда. 2015. 3 августа.
22 Агентство стратегических инициатив // Официальный сайт : http://asi.ru/.
23 Social enterprise Market // URL: http://www.socialenterprisemarketing.org/.
24 Фонд «Наше будущее» начинает сертификацию российских социальных предприятий // URL: http:// www.nb-fund.ru/news/fond-nashe-buduschee-nachinaet-sertifikatsiyu-rossiyskih-sotsialnyh- predpriyatiy. html. 2015. 6 апреля/
25 Центр сертификации социальных предпринимателей // URL: http://www.nb-consult.ru/uslugi/center/.
3. Государственная Дума намерена поддержать социальных предпринимателей // Информация пресс-службы ГД ФС РФ. URL: http://www.er-duma.ru/press/54268/. — 2012. — 8 июня.
4 . КикалД., Лайонс Т. Социальное предпринимательство : миссия — сделать мир лучше. — М. : Альпина
Паблишер, 2014. — С. 28—29.
5 . Зверева Н. По закону: развитие российской законодательной базы в области социального предпри-
нимательства // URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/po-zakonu.html. — 2013. — 21 августа.
6 . Потапов О. Социальное предпринимательство получит новые стимулы для развития // Комсомоль-
ская правда. — 2015. — 3 августа.
Материал поступил в редакцию 22 октября 2015 г.
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN MODERN RUSSIA: LEGISLATIVE REGULATION AND MAINSTAY OF STATE SUPPORT
PLETEN' Anna Sergeevna — PhD in Law, Associate Professor [email protected]
195271, Saint-Petersburg, Kondrat'evskiy Prospect, 84/2, apt. 39
Review. The article considers the concept of "social entrepreneurship", "social entrepreneur" as a new element of entrepreneurial activity in Russia. The author gives emphasis to the lack of legal regulation of social entrepreneur-ship and peculiarities of the development of this kind of business in modern conditions. The article analyses the attempts of legislative regulation and implementation of state measures of support of a new type of entrepreneurial activity, as well as forms of non-state support of social entrepreneurship performed with the help of the "Our Future" fund, Agency for Strategic Initiative, etc.
Keywords: social entrepreneurship, social entrepreneur, business in the social sphere, socially responsible business, legal regulation, non-state funds, certification
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Akramovskaja A. Analiz pravovoj bazy dlja utochnenija ponjatija social'nogo predprijatija i svjazannyh s nim
terminov, a takzhe instrumentarija gosudarstvennogo regulirovanija jetoj sfery // URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/. — 2008. — 11 fevralja.
2 . Gerasimova S. Pribyl' na vtorom meste // Rossijskaja gazeta. Biznes i vlast'. — 2015. — 11 avgusta.
3. Gosudarstvennaja Duma namerena podderzhat' social'nyh predprinimatelej // Informacija press-sluzhby GD FS RF. URL: http://www.er-duma.ru/press/54268/. — 2012. — 8 ijunja.
4 . Kikal D., Lajons T. Social'noe predprinimatel'stvo : missija — sdelat' mir luchshe. — M. : Al'pina Pablisher,
2014. — S. 28—29.
5 . Zvereva N. Po zakonu: razvitie rossijskoj zakonodatel'noj bazy v oblasti social'nogo predprinimatel'stva //
URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/po-zakonu.html. — 2013. — 21 avgusta.
6 . Potapov O. Social'noe predprinimatel'stvo poluchit novye stimuly dlja razvitija // Komsomol'skaja pravda. —
2015. — 3 avgusta.