Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства'

Стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / стратегия развития / принципы стратегии / риски / государственная поддержка. / small and medium-sized enterprises / development strategy / principles of strategy / risks / state support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Школьник Елена Владимировна

В статье исследуются последовательность и основные положения документов, в которых формулировались стратегические задачи развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в России. Раскрыты принципы вновь принятой стратегии развития этого сектора экономики до 2030 г. Обоснована необходимость обеспечения взаимосвязи государственных мер поддержки МСП со структурной реформой экономики в целом. Рассмотрены целевые группы государственной поддержки, предложено дополнить их перечень группой промышленных предприятий, работающих на внутренний рынок и играющих важную роль в увеличении доли обрабатывающих производств в экономике. Раскрыты институциональные новации в развитии маркетинговой и информационной поддержки МСП. Дан анализ целевых индикаторов стратегии МСП и факторов, влияющих на создание условий их достижения. Рассмотрены принципы, на которых основана государственная система поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации долгосрочной стратегии МСП. Раскрыты препятствия и риски достижения прорыва в развитии МСП. Сформулированы направления дальнейшего формирования благоприятной среды развития предпринимательской деятельности для достижения целевых индикаторов стратегии развития малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Школьник Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM- SIZED ENTERPRISES

The article examines the sequence and main provisions of the documents that formulate the strategic objectives of SME development in Russia. The principles of the newly-adopted strategy for the development of this sector of the economy until 2030 are disclosed. The need to ensure the relationship of government measures to support SMEs with the structural reform of the economy as a whole is demonstrated. Target groups for state support are requested to complement the list of group of industrial companies operating on the domestic market and playing an important role in increasing the share of manufacturing in the economy. Institutional innovations in the development of marketing and information support for SMEs are revealed. Principles underlying the state support of SMEs within the framework of the implementation of a long-term strategy for SMEs as well as impediments and risks in achieving a breakthrough in the development of SMEs are considered. Directions of further formation of a favorable environment for the development of business in order to achieve the target indicators of the strategy of development of small and medium-sized enterprises in the long term are proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства»

80

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 4(34)

References

LOrazvitiimalogoisrednegopredprinimaterstva v Rossijskoj Federatsii [On the development of small and medium-sized business in the Russian Federation]: feder. zakon ot 24.07.2007 g. № 209-FZ (red. ot 27.11.2017 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

2. Bobkova G.B. Metodicheskoe obespechenie formirovaniya mexanizma ustojchivogo razvitiya malykh predprinimatelskikh struktur [Methodical support of the formation of the mechanism of sustainable development of small business structures]: dis. ... kand. e'kon. nauk. M., 2011. 163 s.

3. Maly'j i srednij biznes v Rossii: osnovny'e tendentsii razvitiya [Small and medium business in

Russia: the main development trends]: monografiya / D.V. Antipov [i dr.]. Krasnoyarsk: Nauch.-innovats. tsentr, 2012. 160 s.

4. Maly'j i srednij biznes kak faktor razvitiya rossijskoj ekonomiki [Small and medium business as a factor in the development of the Russian economy]: monografiya / O.V. Artemova [i dr.]. Chelyabinsk: Fotokhudozhnik, 2014. 155

5. Filobokova L.Yu. Sistema regulirovaniya razvitiya malogo predprinimatel'stva v regione [The system of regulation of small business development in the region]: concept, strategy, instrumental and methodological apparatus: kontseptsiya, strategiya, instrumental no-metodicheskij apparat: dis. ... d-ra e'kon. nauk. Rostov n/D., 2008.

ЧЕМЛЯКОВА Ася Дмитриевна - аспирант. Российский государственный гидрометеорологический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: chemlyakova89@mail.ru.

CHEMLYAKOVA, Asya Dmitrievna - Postgraduate Student. Russian State Hydrometeorological University. Russia. Saint-Petersburg. E-mail: chemlyakova89@mail.ru.

УДК 339.972

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Е.В. Школьник

В статье исследуются последовательность и основные положения документов, в которых формулировались стратегические задачи развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в России. Раскрыты принципы вновь принятой стратегии развития этого сектора экономики до 2030 г. Обоснована необходимость обеспечения взаимосвязи государственных мер поддержки МСП со структурной реформой экономики в целом. Рассмотрены целевые группы государственной поддержки, предложено дополнить их перечень группой промышленных предприятий, работающих на внутренний рынок и играющих важную роль в увеличении доли обрабатывающих производств в экономике. Раскрыты институциональные новации в развитии маркетинговой и информационной поддержки МСП. Дан анализ целевых индикаторов стратегии МСП и факторов, влияющих на создание условий их достижения. Рассмотрены принципы, на которых основана государственная система поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации долгосрочной стратегии МСП. Раскрыты препятствия и риски достижения прорыва в развитии МСП. Сформулированы направления дальнейшего формирования благоприятной среды развития предпринимательской деятельности для достижения целевых индикаторов стратегии развития малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; стратегия развития; принципы стратегии; риски; государственная поддержка.

E.V. Shkolnik. STRATEGIC PLANNING IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

The article examines the sequence and main provisions of the documents that formulate the strategic objectives of SME development in Russia. The principles of the newly-adopted strategy for the development of this sector of the economy until 2030 are disclosed. The need to ensure the relationship of government measures to support SMEs with the structural reform of the economy as a whole is demonstrated. Target groups for state support are requested to complement the list of group of industrial companies operating on the domestic market and playing an important role in increasing the

share of manufacturing in the economy. Institutional innovations in the development of marketing and information support for SMEs are revealed. Principles underlying the state support of SMEs within the framework of the implementation of a long-term strategy for SMEs as well as impediments and risks in achieving a breakthrough in the development of SMEs are considered. Directions of further formation of a favorable environment for the development of business in order to achieve the target indicators of the strategy of development of small and medium-sized enterprises in the long term are proposed.

Keywords: small and medium-sized enterprises; development strategy; principles of strategy; risks; state support.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия МСП) утверждена распоряжением Правительства России в 2016 г Она затрагивает как отраслевые, так и пространственные аспекты развития экономики за счет увеличения роли малого и среднего предпринимательства.

В различных федеральных законах и документах Правительства Российской Федерации концептуального и стратегического характера неоднократно предусматривалось существенное изменение в количественных и качественных параметрах, характеризующих сектор МСП. В последовательности разработки документов, определяющих законодательно-нормативные основы и другие аспекты развития сектора МСП, можно выделить следующие этапы.

Первым законом, сыгравшим определенную роль в возрождении предпринимательства на постсоветском пространстве, является закон «Об индивидуальной предпринимательской деятельности», принятый 19 ноября 1986 г. Затем в середине 1990-х гг. был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1]. На этом этапе началось кредитование субъектов МСП. Следующим документом стала Стратегия социально-экономического развития до 2010 года, которая содержала задачи формирования благоприятных конкурентных условий и инфраструктуры поддержки субъектов МСП. Важнейшим этапом развития законодательно-нормативной базы для деятельности субъектов МСП стало принятие в июле 2007 г закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [3], в котором, кроме прочего, дано определение понятий «малый и средний бизнес», «микробизнес».

Специалисты считают, что очередной этап в развитии сектора МСП связан с документом, принятым в ноябре 2008 г. «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», в котором содержались целевые показатели развития МСП - увеличение доли продукции этого сектора экономики в ВВП с 21 % до 29 % в

2012 г. Но на практике не удалось достичь намеченных целей, при подведении итогов выполнения Стратегии социально-экономического развития до 2010 года был назван рост числа малых компаний с 880 тыс. в 2000 г. до почти 3 млн единиц на начало 2010 г., доля малого предпринимательства в ВВП составила не более 20 %. К этому времени сформировалось налоговое законодательство в отношении МСП, были созданы объекты инфраструктуры поддержки МСП в регионах. Опрос руководителей малых предприятий в 2010 г. выявил, что основными препятствиями в развитии предпринимательства респонденты считают отсутствие стабильности, высокую налоговую нагрузку и ограниченный доступ к финансовым ресурсам.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года были сформулированы новые направления государственной поддержки МСП, которые должны обеспечить его интеграцию в экономику, кластеры, международную кооперацию [7]. Для заинтересованности региональных и местных властей в развитии малого бизнеса было предложено изменить распределение налоговых доходов от специальных режимов налогообложения в пользу местных бюджетов.

Необходимо отметить, что в каждом из рассмотренных документов, содержащих задачи развития малого бизнеса, предусматривался очередной прорыв в развитии этого сектора экономики. Какие же факторы не позволили достичь запланированных ранее результатов и могут ли эти же или другие причины помешать достижению целевых индикаторов Стратегии МСП? В научной литературе встречаются следующие точки зрения по этому вопросу. Эксперты считают, что низкая результативность государственных мер, направленных на развитие данного сектора, вызвана отсутствием их взаимосвязи со структурной реформой экономики в целом, другими стратегическими документами, а также низким качеством используемых инструментов [12].

В России принят федеральный закон, на основе которого создается единая система стратегического планирования [4]. Решение эко-

номических задач текущего периода без учета долговременных эффектов принимаемых и реализуемых решений зачастую приводит к невосполнимым потерям. Это положение особенно актуально для решений, влияющих на МСП, которое является не только сектором экономики, но связано с важнейшими социальными процессами в обществе. Неэффективные решения в этой сфере могут снизить доверие к властям различных уровней, затормозить развитие предпринимательской инициативы. Стратегический подход к социально-экономическому планированию обеспечивает системность в развитии основных сфер экономики, комплексность в размещении производительных сил, выбор оптимальных сценариев развития, финансово-экономическое обеспечение долгосрочных целей на основе программно-целевого управления и бюджетирования.

Стратегией МСП предусмотрено увеличение доли МСП в ВВП с 20 % в 2014 г. до 40 % к 2030 г за счет увеличения оборота субъектов МСП в 2,5 раза. Доля занятых в секторе МСП должна составить 35 % общей занятости к 2030 г., производительность труда предполагается увеличить в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте МСП - до 20 %. В Стратегии МСП малое и среднее предпринимательство рассматривается как фактор инновационного развития экономики, что предполагает согласование мер в области разработки и реализации государственной промышленной политики, а также государственных программ по развитию инновационной экономики. Не случайно, по мнению ученых, такое согласование отсутствует или слабо выражено. Например, в государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [5], не рассматривается роль малых предприятий в развитии отрасли. В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» [6], в которой, несмотря на то, что содержится подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», не раскрыта роль МСП в развитии инноваций, не предусмотрены конкретные меры поддержки субъектов МСП, ориентированных на инновации. Не случайно, удельный вес малых предприятий, внедряющих инновационные технологии, составляет всего 5 %; доля инновационных товаров в продукции обрабатывающих производств малых предприятий - 2,24 % (для сравнения, этот показатель у крупных предприятий равен примерно 11,6 %) [10].

В законе о промышленной политике [2] вопросы развития МСП не рассматриваются,

несмотря на общепризнанное положение о важной роли малого и среднего предпринимательства именно в промышленности для обеспечения инновационного развития экономики. Следует также отметить, что в отношении среднего бизнеса, который характеризуется сравнительно более высоким уровнем обрабатывающих производств, не разработано какой-либо специальной системы мер государственной поддержки. Многие льготы распространяются только на малые и микропредприятия. В целом для промышленности важна кооперация и другие формы взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом. В России крупный бизнес сосредоточен в сырьевом секторе либо представлен естественными монополиями.

Достижение базовых индикаторов Стратегии МСП невозможно без устранения существующей межрегиональной дифференциации. Концентрация субъектов МСП составляет 49,6 % в 10 регионах-лидерах (таблица).

Регионы-лидеры по развитию МСП в России [3]

Наименование региона Оборот сфер МСП, трлн руб. Доля в общероссийском объеме, %

г. Москва 11,2 19,5

г. Санкт-Петербург 4,0 6,9

Московская область 2,3 4,0

Свердловская область 2,0 3,5

Краснодарский край 1,7 3,4

Ростовская область 1,7 3,0

Республика Татарстан 1,3 2,9

Челябинская область 1,2 2,2

Республика Башкортостан 1,2 2,1

Нижегородская область 1,2 2,1

Данные таблицы свидетельствуют, что в 10 регионах сосредоточена почти половина оборота сферы МСП. Неравномерность развития МСП вызвана различными причинами. Известно, что в регионах с крупными промышленными агломерациями, с развитой институциональной средой, с выгодным географическим положением показатель количества фирм на 1000 человек намного выше, чем в аграрных и удаленных от зарубежных рынков регионах.

Для сокращения региональных диспропорций с 2017 г. внедряется новый механизм - целевые модели регулирования, позволяющие обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата в конкретном субъекте Российской Федерации с учетом достигнутых

показателей инвестиционной привлекательности регионов.

В соответствии со Стратегией МСП предполагается преодоление негативных тенденций сектора малого и среднего предпринимательства, которые проявились в отрицательной динамике основных показателей его развития. Стратегию МСП, по мнению инициаторов ее разработки, можно рассматривать как механизм координации деятельности органов власти различных уровней, общественных организаций предпринимателей, созданной системы организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

Стратегия МСП содержит принципы, которые могут обеспечить соответствие принимаемых мер интересам бизнеса по созданию условий для развития предпринимательской инициативы. Вместе с тем исследователи называют ряд существующих препятствий для реализации этих принципов на практике. Например, принцип «малый бизнес прежде всего» означает приоритетный учет интересов субъектов МСП при принятии решений по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, но и его сложно реализовать, так как при разработке законодательно-нормативных документов преобладает публичный интерес [13].

Принцип «работать легально выгодно» предусматривает снижение административной нагрузки на бизнес, но действующая система контрольно-надзорных органов работает по утвержденным нормативно-правовым актам, соответственно существенного изменения во взаимодействии субъектов МСП с контролирующими и регулирующими органами произойти не может.

Принципы «содействовать ускоренному развитию» и «создавать условия для развития МСП выгодно» важны для поддержки инновационной деятельности и роста перспективных субъектов МСП. Вместе с тем исследователи отмечают, что малые предприятия не стремятся к значительному росту, поскольку при изменении параметров деятельности они могут потерять право пользования специальными режимами налогообложения и другими льготами. Кроме того, повышение заинтересованности региональных и местных органов власти в развитии малого бизнеса связано с перераспределением налоговых и других доходов между бюджетами различных уровней, т.е. с изменением налогового и бюджетного законодательства.

Необходимость соблюдения принципа «обеспечить гарантированные и стабильные правила игры» никем не оспаривается, но с легкостью этот принцип нарушался при реше-

нии текущих задач на всех этапах возрождения и развития предпринимательства в России. Практика последних лет по введению мораториев на изменение налогового законодательства, на контрольно-надзорные мероприятия направлена на создание стабильных условий развития бизнеса. В то же время принимались решения о введении новых неналоговых платежей, штрафов, дополнительных форм отчетности, новых требований по охране труда. Это говорит о сложности реализации этого принципа в постоянно меняющихся условиях.

В Стратегии МСП выделены две группы субъектов малого и среднего предпринимательства. Первую группу представляют массовые субъекты МСП, которые ведут деятельность в сфере торговли, предоставлении услуг, сельском хозяйстве и др., обеспечивают качество среды проживания и занятость граждан. Вторая группа - это высокотехнологичные субъекты МСП, ведущие деятельность в сфере обрабатывающего производства, экспортно-ориентированные предприятия, быстрорастущие «газели», внедряющие производственные инновации. Как видим, в Стратегии МСП только часть промышленных предприятий рассматривается как целевая группа для государственной поддержки. Между тем малое и среднее предпринимательство, осуществляющее деятельность в обрабатывающих производствах, нуждается в господдержке не только в случае экспортной и инновационной деятельности, но также при участии в импортозамещении и в структурной перестройке экономики в целом.

Вновь принятая Стратегия МСП предусматривает дальнейшее развитие мер государственной поддержки субъектов МСП. В ней кроме значительных объемов средств федерального бюджета на их поддержку предусмотрены институциональные новации, к которым относится в первую очередь возложение на АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Корпорация МСП) новых функций и задач, а также создание центров поддержки малого предпринимательства в регионах. Корпорацией МСП разработана информационно-аналитическая система «Бизнес-навигатор МСП», обеспечивающая оказание маркетинговых и информационных услуг субъектам МСП. Содержащаяся в системе маркетинговая информация предназначена для снижения рыночных рисков при вхождении в рынок в «массовом» секторе. В «Бизнес-навигаторе МСП» представлена актуальная информация о формах и условиях получения господ-

84

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 4(34)

держки, о деятельности центров поддержки экспорта и региональных интегрированных центров. Корпорацией МСП сформированы и реализуются в регионах обучающие программы «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». В 2017 г. обучено 7200 человек, в том числе не только предприниматели, но и сотрудники организаций инфраструктуры поддержки МСП. Центры поддержки малого бизнеса открываются в регионах на основе соглашений, подписанных Корпорацией МСП с региональными властями, на базе многофункциональных центров или банков, работающих с малым бизнесом. Целью создания названных центров является обеспечение предоставления всего необходимого спектра услуг для функционирования субъектов МСП, включая подключение к инженерным и другим инфраструктурным сетям (снабжение электроэнергией, водой и газом и т.д.).

Таким образом, на всех этапах становления нормативно-правового регулирования развития предпринимательства в различных малых формах (индивидуальная трудовая деятельность, малые и средние предприятия, микробизнес) государственная политика в отношении МСП основывалась на принципах поддержки, оказания помощи, создания особых условий их развития.

Для достижения целевых индикаторов Стратегии МСП необходимо расширить перечень целевых групп субъектов МСП для государственной поддержки. Требуется разработка новых концептуальных подходов к развитию МСП в перспективе, обеспечивающих переход к инновационному направлению развития экономики. В связи с этим важно обеспечить согласованность мер государственной поддержки МСП со всеми документами стратегического планирования в России, которое в настоящее время проходит этап возрождения. Требуется разработка и поддержка реализации промышленной политики, развитие государственно-частного партнерства. Необходимо повысить ответственность и заинтересованность органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в развитии МСП на субфедеральном уровне.

Список литературы

1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.

2. О промышленной политике Российской Федерации: федер. закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ.

3. О развитии малого и среднего предприни-

мательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.2014 г.

№ 172-ФЗ.

5. Об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 328.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 316.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (в ред. от 28.09.2018 г.).

8. Об утверждении «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1663-р (ред. от 14.12.2009 г.).

9. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 г. № 1083-р.

10. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственный Совет Российской Федерации. М., 2015.

11. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы / Минэкономразвития России. М., 2017.

12. Александрова Н.В. Применение метода БОФА во внешнеэкономической политике организаций // Проблемы практической экономики России в условиях глобальных рисков: сб. ст. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (21 февраля 2017 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. С. 17-19.

13. Вайпан В.А., Егорова М.А. Основные принципы и направления правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства по Стратегии - 2030. URL: httpV/отрасли -права.рф/агйс1е/22414.

14. Школьник Е.В., Литвинова О.В. Структурные изменения в экономике и развитие экспортного потенциала сферы услуг России // Проблемы практической экономики России в условиях глобальных рисков: сб. ст. Междунар.

заоч. науч.-практ. конф. (21 февраля 2017 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. С. 74-79.

References

1. O gosudarstvennoj podderzhke malogo predprinimaterstva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 14.06.1995 g. № 88-FZ.

2. O promy'shlennoj politike Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 31.12.2014 g. № 488-FZ.

3. O razvitii malogo i srednego predprinimaterstva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 24.07.2007 g. № 209-FZ.

4. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 28.06.2014 g. № 172-FZ.

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' «Razvitie promy'shlennosti i povy'shenie ee kon-kurentosposobnosti»: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 15.04.2014 g. № 328.

6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federatsii «E'konomicheskoe razvitie i innovacionnaya e'konomika»: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 15.04.2014 g. № 316.

7. Kontseptsiya dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 17.11.2008 g. № 1662-r (v red. ot 28.09.2018 g.).

8. Ob utverzhdenii «Osnovny'kh napravlenij deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii na period do 2012 goda i perechnya proektov po ikh realizatsii»: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 17.11.2008 g. № 1663-r (red. ot 14.12.2009 g.).

9. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo

i srednego predprinimaterstva na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 02.06.2016 g. № 1083-r.

10. Doklad o merakh po razvitiyu malogo i srednego predprinimaterstva v Rossijskoj Federatsii. Gosudarstvenny'j Sovet Rossijskoj Federatsii. M., 2015.

11. Doklad o dostignuty'kh rezul'tatakh po uluchsheniyu uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, razvitiyu malogo i srednego biznesa i podderzhke individual'noj predprinimatel'skoj initsiativy' / Mine'konomrazvitiya Rossii. M., 2017.

12. Aleksandrova N.V. Primenenie metoda BOFA vo vneshnee'konomicheskoj politike orga-nizatsij [Application of the BOFA method in the foreign economic policy of organizations] // Problemy' prakticheskoj e'konomiki Rossii v usloviyakh global'ny'kh riskov: sb. st. Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (21 fevralya 2017 g.). Cheboksary': ChKI RUK, 2017. S. 17-19.

13. Vajpan V.A., Egorova M.A. Osnovny'e printsipy' i napravleniya pravovogo regulirovaniya v sfere malogo i srednego predprinimatel'stva po Strategii-2030 [The Basic principles and directions of legal regulation in the sphere of small and medium-sized businesses, Strategy-2030]. URL: http://otrasli-prava.rf/article/22414.

14. ShkoVnik E.V., Litvinova O.V. Strukturny'e izmeneniya v e'konomike i razvitie e'ksportnogo potenciala sfery' uslug Rossii [Structural changes in economy and development of export potential of the sphere of services of Russia] // Problemy' prakticheskoj e'konomiki Rossii v usloviyakh global'ny'kh riskov: sb. st. Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (21 fevralya 2017 g.). Cheboksary': ChKI RUK, 2017. S.74-79.

ШКОЛЬНИК Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: e.v. shkolnik@rucoop.ru.

SHKOLNIK, Elena Vladimirovna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.v.shkolnik@rucoop.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.