УДК 316, 35
DOI 10.23672/n5638-0341 -8614-u
Мурзина Ирина Александровна
кандидат социологических наук, доцент,
Пензенский государственный университет mirgmu@mail.ru
Ретинская Вера Николаевна
кандидат социологических наук, доцент,
Пензенский государственный университет bvnp@mail.ru
Irina A. Murzina
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Penza State University mirgmu@mail.ru
Vera N. Retinskaya
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Penza State University bvnp@mail.ru
Влияние цифровых технологий
на социальное взаимодействие государства и общества: проблемы и перспективы
The impact of digital
technologies on the social interaction of the state and society: problems and prospects
Аннотация. Технологические трансформации последних лет привели к качественному изменению институтов информационного общества. Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений цифровизации общества и государства. В ходе исследования было проанализировано воздействие цифровых технологий на характер взаимоотношений государства и гражданина, выявлены проблемы на пути выстраивания эффективного социального взаимодействия, выделены условия успешной цифровой трансформации. Особое внимание уделяется вопросу цифровой грамотности населения как ключевому фактору успешной адаптации социума и государства к цифровым реалиям.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, социальное взаимодействие общества и государства, государственное управление, цифровая грамотность населения.
Annotation. Technological transformations of recent years have led to a qualitative change in the institutions of the information society. This article is devoted to the consideration of the main directions of digitalization of society and the state. In the course of the study, the impact of digital technologies on the nature of the relationship between the state and the citizen was analyzed, problems were identified on the way to building effective social interaction, and the conditions for successful digital transformation were identified. Particular attention is paid to the issue of digital literacy of the population as a key factor in the successful adaptation of society and the state to digital realities.
Keywords: digital transformation, digital technologies, social interaction between society and the state, public administration, digital literacy of the population.
Современную реальность уже невозможно представить без цифровых технологий: меняется мироустройство и цифровизация становится катализатором глобальных преобразований в обществе и государстве. Использование цифровых технологий носит повсеместный характер и распространяется практически на все сферы общественной жизни, ставит перед государством и обществом новые задачи и вызовы [1, с. 84]. Вопросы социального взаимодействия государства и общества выдвигаются на первый план, становясь одними из первоочередных в дискуссиях научного сообщества и одними из приоритетных в стратегическом курсе страны. Отметим, что события наступившей пандемии в 2020 году ускорили внедрение информационно-коммуникационных технологий и вовлеченность населения в процессы цифровизации. Так, по результатам исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
использование интернета российскими гражданами составило 76,7 % среди тех, кто использует интернет ежедневно и 89,6 % среди тех, кто «когда-либо». Это самые высокие показатели, полученные в ходе исследований начиная с 2010 года. При этом более 62 % россиян используют для выхода в интернет вне дома или работы мобильные телефоны (смартфоны). Этот показатель значи-тел ь н о выше, чем в США, Италии и Японии, однако более чем на 20 п.п. ниже по сравнению со Швецией и Великобританией [2].
В этой связи, имеющиеся традиционные способы организации государственного управления требуют адаптации и оптимизации к новым условиям. На сегодняшний день цифровая трансформация это не просто тренд современности, а приоритетная национальная цель развития российского государства. Выступая драйвером развития страны, цифровая трансформация государствен-
ного управления предполагает глубокую реорганизацию всех управленческих процессов в органах власти, направлений, способов их деятельности и каналов взаимодействия с населением посредством использования цифровых инструментов. Дальнейшие изменения призваны вывести на совершенно другой уровень процессы исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (создание и успешное функционирование цифровых платформ, проак-тивное взаимодействие, предиктивная аналитика и т.п.).
Основополагающая роль в осуществлении мероприятий по цифровой трансформации в настоящее время принадлежит реализующемуся федеральному проекту «Цифровое государственное управление» в рамках национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика»», предполагающему «внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе, в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» [1].
Кроме того, в данный национальный проект в январе 2022 года были добавлены еще три стратегически важных направления. Это - федеральные проекты «Цифровые услуги и сервисы онлайн», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи». «Новые федеральные проекты включают пять инициатив социально-экономического развития России, которые были определены премьер-министром М. Мишу-стиным:
- госуслуги онлайн;
- цифровой профиль гражданина;
- электронный документооборот;
- доступ в интернет;
- подготовка кадров для ИТ-отрасли» [3].
Подчеркнем, что наиболее востребованным каналом взаимодействия граждан и государства является единый портал государственных услуг (ЕПГУ). По данным ряда исследований за 2021 год, портал госуслуг занимает четвертое место в мире по посещаемости сайтов в сфере государственного управления. Количество пользователей данного государственного информационного ресурса ежедневно достигает более полутора миллионов человек, а число запросов, поступающих на ресурс, исчисляется миллиардами в год. Поэтому крайне целесообразно усиливать работу по развитию электронных услуг и использованию таких передовых цифровых технологий как блок-чейн, Smart-ID, технологии искусственного интеллекта. Вместе с тем, одним из главных направлений работы должно стать создание и внедрение электронных сервисов, «которые не только интегрируют наиболее важные и востребованные населением федеральные, региональные и муниципальные услуги, но и превращают услуги в про-активные и комплексные [4].
Усиливающаяся роль цифрового взаимодействия органов власти и населения подтверждается и данными Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Согласно результатам исследования, наиболее распространенным каналом взаимодействия с нарастающим значением из года в год является интернет (табл. 1) [5, с. 296]. При этом не стоит упускать из внимания и факт присутствия ограничительных мероприятий в период угрозы распространения новой короновирусной инфекции, которые повлияли на использование цифровых сервисов населением.
Таблица 1
Способы взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления (в процентах от общей численности населения в возрасте 15-72 лет) [5]
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Взаимодействовали всего 46,4 56,1 65,7 62,9 74,0 72,5
Из них:
- через Интернет
(используя официальные сайты и порталы); 18,4 28,8 42,3 54,5 57,5 58,7
- в многофункциональном центре предоставления
государственных и муниципальных услуг; 7,1 11,8 18,9 19,6 22,5 19,6
- личное посещение 21,2 22,5 24,0 21,5 21,8 18,1
Не взаимодействовали 53,6 43,9 34,3 27,1 26,0 27,5
Здесь необходимо отметить, что достижение амбициозных целей, заявленных в «Национальной программе «Цифровая экономика»» и построение эффективного цифрового взаимодействия государства и общества поднимает на новый уровень потребность в цифровых компетенциях каждого отдельно взятого гражданина. Безусловно, в основе данного процесса лежит общая цифровая грамотность, однако следует понимать, что цифровые компетенции рассматриваются намного шире, нежели чем технический аспект отдельно
взятых навыков использования информационно-коммуникационных технологий.
В этой связи, интересны результаты исследования Аналитического центра НАФИ, которые они анонсировали в 2021 году. Согласно представленным данным, в первой половине 2021 года индекс цифровой грамотности россиян по шкале от 0 до 100 достиг отметки в 64 пункта (в 2020 г. этот показатель составлял 58 пунктов, а в середине 2018 г. - 52 пункта). Заметим, что уровень общественной осознанности значимости цифровых
компетенций в современном информационном обществе с каждым годом растет. Так, за последний год: доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности сократилась с 7 % до 4 %; доля населения с базовым уровнем цифровой грамотности увеличилась с 66 % до 70 %; доля населения с продвинутым уровнем цифровых компетенций осталась неизменной на уровне 2020 года и составила 27 %.
Между тем, существует ряд цифровых разрывов, которые до сих пор имеют место быть. По мнению аналитиков, уровень цифровой грамотности во многом определяется местом проживания. В столицах российских регионов и городах областного значения уровень цифровой грамотности значительно выше, чем в среднем по стране (72 против 64 п.п.), а в селах и поселках городского типа -ниже (60-62 п.п.). Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а более высокими - жители Северо-Западного федерального округа.
Второй уровень цифрового разрыва связан с возрастным цифровым неравенством. Наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (68 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (60 п. п.) [6].
Безусловно, цифровая инклюзия в обществе несет в себе ряд рисков и выступает в качестве одной из угроз эффективного социального взаимодействия государства и общества в условиях цифровой трансформации. На наш взгляд, вопрос цифрового неравенства должен быть решен с возможностью сохранения аналоговых альтернатив цифровых сервисов и услуг до тех пор, пока в этом остается потребность у населения. А траектории цифрового обучения должны выстраиваться в соответствии с вызовами и актуализированными тенденциями цифровой трансформации социальной реальности и государственного управления.
Литература:
1. Володина Н.А. Основные аспекты цифровиза-ции государственного управления в Российской Федерации : монография. «Устойчивое развитие на мезо- и микроуровне в условиях цифровой трансформации и деглобализации экономики» / Н.А. Володина, И.А. Мурзина, В.Н. Ретинская Пенза, 2021. С. 76-86.
2. Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Василь-ковский, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022. 124 с.
3. Цифровая экономика России. URL : https:// www.tadviser.ru/index.php
4. Василенко Л.А. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы / Л.А. Василенко, В.В. Зотов // Цифровая социология. 2020. № 2. С. 4-16.
5. Индикаторы цифровой экономики: 2021 : статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.
6. Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году. URL : https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifro vizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossi-yan-v-2021-godu
Literature:
1. Volodina N.A. The main aspects of digitalization of public administration in the Russian Federation : monograph «Sustainable development at the meso-and micro-level in the context of digital transformation and deglobalization of the economy» / N.A. Volodina,
1.A. Murzina, V.N. Retinskaya. Penza, 2021. P. 7686.
2. Digital economy: 2022: a brief statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, S.A. Vasilkovsky, K.O. Vishnevsky and others; National research University «Higher School of Economics». M. : NRU HSE, 2022. 124 p.
3. Digital economy of Russia URL : https://www.tad-viser.ru/index.php
4. Vasilenko L.A. Digitalization of Public Administration in Russia: Risks, Incidents, Problems / L.A. Vasilenko, V.V. Zotov // Digital Sociology. 2020. № 2. P. 4-16.
5. Indicators of the digital economy: 2021: statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg and others; National research University «Higher School of Economics». M. : NRU HSE, 2021. 380 p.
6. Forced digitalization: a study of digital literacy of Russians in 2021. URL : https://nafi.ru/analytics/ vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrov oy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu