Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесленко Ирина Борисовна, Дигилина Ольга Борисовна

В статье рассматривается двойственное влияние цифровой трансформации общества на обеспечение экономической безопасности: цифровые технологии выступают одним из действенных инструментов усиления конкурентоспособности национальной экономики и в то же время генератором новых угроз и рисков. Авторами представлены основные направления деятельности государства по укреплению экономической безопасности в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тесленко Ирина Борисовна, Дигилина Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MODERN FACTOR IN ENSURING ECONOMIC SECURITY

The article discusses the dual impact of the digital transformation of society on ensuring economic security: digital technologies are one of the most effective tools for strengthening the competitiveness of the national economy and, at the same time, a generator of new threats and risks. The authors present the main activities of the state to strengthen economic security in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_1_90 УДК 330:004

Тесленко Ирина Борисовна,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бизнес-информатики и экономики, Владимирский государственный университет им. А. П и Н. П. Столетовых, г. Владимир, Россия

Дигилина Ольга Борисовна,

доктор экономических наук, профессор кафедры бизнес-информатики и экономики, Владимирский государственный университет им. А. П. и Н. П. Столетовых, г. Владимир, Россия

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматривается двойственное влияние цифровой трансформации общества на обеспечение экономической безопасности: цифровые технологии выступают одним из действенных инструментов усиления конкурентоспособности национальной экономики и в то же время генератором новых угроз и рисков. Авторами представлены основные направления деятельности государства по укреплению экономической безопасности в условиях цифровизации.

Ключевые слова: экономическая безопасность; цифровые технологии; цифровая трансформация.

UDC 330:004

Teslenko Irina Borisovna,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Business Informatics and Economics, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia

Digilina Olga Borisovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Business Informatics and Economics, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MODERN FACTOR IN ENSURING ECONOMIC SECURITY

The article discusses the dual impact of the digital transformation of society on ensuring economic security: digital technologies are one of the most effective tools for strengthening the competitiveness of the national economy and, at the same time, a generator of new threats and risks. The authors present the main activities of the state to strengthen economic security in the context of digitalization.

Keywords: economic security; digital technologies; digital transformation.

Для любого государства, региона, отрасли, предприятия, отдельного индивида условием стабильности и успешности развития является обеспечение экономической

безопасности. Экономическая безопасность является важным составным элементом национальной безопасности наряду с политической, информационной, демографической,

экологической, научно-технической и другими составляющими безопасности.

Экономическая безопасность - это совокупность инструментов и мер, обеспечивающих стабильное и устойчивое экономическое развитие государства, способных противодействовать внутренним и внешним угрозам.

Экономическая безопасность государства обеспечивается стабильным развитием предприятий - национальных лидеров экономики; благоприятными условиями ведения бизнеса для всех других хозяйствующих субъектов; устойчивостью финансовой системы; достаточностью институциональной среды; развитой рыночной инфраструктурой; инвестиционной привлекательностью; гибкостью и оперативностью государственного регулирования экономики и др.

Последние годы развития мировой экономики ознаменовались цифровизацией всех сторон жизни общества. Закономерности развития мировой экономики к началу XXI в. привели к активному переходу многих стран на инновационный путь развития. Огромные массивы информации и научных знаний, инновационная активность хозяйствующих субъектов привели к развитию цифровых технологий.

Практика показывает, что, благодаря цифровым технологиям, создается новое качество товаров и услуг, появляются новые бизнес-модели, формируются конкурентные преимущества экономических субъектов, улучшается качество жизни. В современных условиях именно цифровые технологии становятся важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности.

Цифровые технологии открывают новые возможности для модернизации традиционных производств, управления всеми видами ресурсов, экономии затрат и времени на приобретение товаров и услуг, благодаря созданию новой информационной экосистемы, появлению новых источников роста и др.

Цифровые технологии увеличивают шансы на трудоустройство, упрощают процесс выбора и совершения покупок, позволяют быстро узнавать и легко сравнивать цены и уровень сервиса, оценивать ситуацию на рынке, принимать оперативные решения, экономить время, сокращать затраты и др. [12].

Цифровизация основывается на использовании нематериальных активов, появ-

ление которых зависит от уровня развития человеческого капитала, наличия востребованных знаний, умений, навыков и компетенций людей. Люди создают инновации, в свою очередь эти инновации, в том числе и цифровые, преобразуют важнейший ресурс общества - самого человека.

С этих позиций следует согласиться с мнением исследователей, что экономическая безопасность - это вклад каждого человека в ее создание.

Цифровизация и становление цифровой экономики сопровождаются целым набором особенностей, которые проявляются в следующем:

1. Использование интеллектуальных активов для повышения экономической эффективности.

2. Рост значимости информации и данных; возможности использования облачных технологии для их хранения и обработки, отличающихся высокой производительностью, доступностью, масштабируемостью и быстротой развертывания.

3. Распространение гибридных (сетевых) форм взаимодействия с контрагентами - поставщиками, потребителями, конкурентами, государством, местным сообществом и др. Сетевое взаимодействие становится важным принципом обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

4. Развитие широкополосного Интернета, меняющего способы коммуникации в обществе.

5. Глобализация обмена данными. Экономические агенты, ограничивающие себя локальными рынками взаимодействия, теряют позиции в конкурентной борьбе.

6. Самоорганизация как подход к управлению, предполагающий внедрение более гибких и адаптивных бизнес-моделей (краудсор-синг, краудфандинг, шеринг и др.) [6].

Эти особенности дают возможность развивающейся цифровой экономике генерировать высокие темпы роста. По оценкам компании АссепШге, цифровая трансформация первой десятки экономик мира в 2019 г. составила 1,36 триллиона долларов США, а в странах большой двадцатки - 4,2 триллиона долларов США [12].

В 2019 г. во многих развитых странах размер цифрового сектора в среднем составлял 6-9 % ВВП [10], при этом темпы приро-

ста цифровой экономики в ВВП США и Китая были выше средних по национальной и мировой экономике в три и более раз [3].

Новые мировые тенденции предполагают реализацию программ цифрового развития всеми национальными экономиками, поскольку решают важнейшую стратегическую задачу - сохранение суверенитета. Не остается в стороне от процессов цифровой трансформации и Россия.

Цифровизация в России осуществляется на основе ряда документов и решений, среди которых можно назвать: Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203), программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др.

Согласно утвержденным планам к 2030 г. в стране должна быть достигнута цифровая зрелость ключевых отраслей экономики и социальной сферы; доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна возрасти до 95 %; доля домо-хозяйств, имеющих доступ к широкополосному Интернету должна вырасти до 97 %; а вложения в отечественные ИТ-решения - в 4 раза по сравнению с 2019 г.

За последние несколько лет Россия продвинулась вперед по ряду показателей цифровой трансформации. Так, затраты на развитие цифровой экономики в России в 2020 г. составили 3,8 % ВВП, что в денежном выражении в 1,2 раза больше, чем в 2017 г.

Доступ к широкополосному Интернету в 2020 г. имели 77 % всех домашних хозяйств страны (в 2013 г. - 56,5 %), к Интернету - 80 % (в 2013 г. - 67,2 %). По этому показателю Россия сравнялась с США, но отстает от таких стран, как Республика Корея (домохозяй-ствам обеспечен 100 % доступ к Интернет), Великобритания (97 %), Германия и Финляндия (96 %), Швеция (94 %), Франция и Эстония (90 %), Чехия (88 %), Италия (85 %) [7].

По показателю «Индекс развития электронного правительства» в 2020 г. первые три места в мире занимали Дания, Республи -

ка Корея и Эстония. Россия находилась на 36 месте из 193 [13].

С 2015 г. в стране возросло число организаций, наладивших электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами, выросла доля учреждений здравоохранения и культуры, имеющих веб-сайт [12].

В рейтинге самых инновационных экономик мира - Bloomberg Innovation Index 2020 Россия поднялась на одно место и заняла 26 строчку, опередив Малайзию. Первые строчки рейтинга заняли Германия, Южная Корея, Сингапур [9].

Удельный вес сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости в 2020 г. в России составил только 3,1 %, в то время как в Эстонии - 7,4 %, в Финляндии - 6,1 %, в Чехии - 6,0 %, Великобритании - 5,6 %, Германии - 5.2 %, Франции - 4,7 %, Италии - 3,7 %.

Представленные данные говорят о том, что наряду с улучшением ряда показателей цифровой трансформации Россия все еще отстает от развитых стран, что, бесспорно, тормозит укрепление экономической безопасности страны. Хотя практика неоднократно уже доказала, что развитие и внедрение цифровых технологий ускоряет коммуникации, создает новые рынки, формирует новые бизнес-модели, сервисы и информационные услуги, меняет концептуальные подходы к построению компаний, ведет к росту производительности и эффективности труда, сокращению расходов, стимулирует инновации и др.

Вместе с тем цифровая трансформация генерирует проблемы в обеспечении экономической безопасности, что подтверждает факт двойственного влияния цифровизации на экономику.

По мнению О. П. Чечина, цифровая трансформация - неоднозначная парадигма общественного развития, поэтому при всех ее положительных эффектах необходимо уметь прогнозировать, выявлять и управлять негативными тенденциями, вызовами и угрозами [11].

Так, например, проблемы с функционированием сетей могут нанести серьезный ущерб деятельности предприятий и организаций, а открытый обмен данными может привести к росту угроз для их безопасности и т. д.

М. Ю. Лев, Ю. Г Лещенко отмечают появление следующих рисков внедрения цифровых технологий: навязывание западных технологий и деградация собственных компетенций; безработица и социальная напряженность; рост социального отчуждения; этические проблемы и рост мошенничества; захват экономики более сильными и богатыми иностранными игроками и установление внешнего управления экономикой; утечка персональных данных, потеря тайны личной жизни [12] и др.

Неслучайно в ежегодном докладе аналитиков Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ) о глобальных рисках (2022 г.) были названы пять основных глобальных угроз, среди которых, в том числе, были указаны проблемы с кибербезопасностью [1].

К вышеназванным угрозам и рискам К. Д. Жарницкая добавляет следующие:

- внедрение «цифры» разрушает традиционную систему производства и распределения благ;

- не всегда внедрение новых технологий соответствует ожидаемому эффекту;

- растет вероятность возникновения техногенных катастроф;

- имеет место цифровое неравенство между странами и группами людей внутри стран [2]. Оно проявляется в том, что далеко не все страны или группы населения внутри страны имеют доступ к ИКТ и могут использовать их широчайшие возможности (доходы определенных слоев населения не позволяют купить компьютер и оплатить услуги связи, или они не владеют компьютерной грамотностью). В результате, по состоянию на апрель 2021 г., только 60 % населения планеты (4,72 млрд людей) [4] имели доступ в Интернет. По данным фонда «Общественное мнение», в 2021 г. почти каждый четвертый россиянин никогда не пользовался Интернетом (24 %) [4].

В таких условиях приоритетной задачей обеспечения экономической безопасности является прогнозирование вызовов и угроз и их минимизация.

Во многих странах разрабатываются стратегии цифровой безопасности. Поскольку проблема носит глобальный характер, некоторые страны участвуют в создании специальных структур для координации информационной безопасности на национальном и международном уровне [6].

Понимание того, что цифровое отставание снижает конкурентоспособность экономики и делает ее зависимой от других стран, заставляет правительства многих стран уделять серьезное внимание вопросам цифровиза-ции. Основными направлениями деятельности российского государства по укреплению экономической безопасности в условиях цифровизации могут быть:

- совершенствование нормативной базы цифровой экономики;

- разработка и внедрение собственного программного обеспечения;

- развитие цифровой инфраструктуры;

- модернизация системы образования с тем, чтобы обеспечить отрасли экономики специалистами, обладающими современными компетенциями (цифровая грамотность), а также умениями и навыками, которые востребованы работодателями [6];

- содействие развитию инновационных технологий;

- стимулирование инвестиций в цифровые технологии;

- инновационное развитие отрасли информационные технологий и электронной промышленности;

- осуществление мер, направленных на повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности;

- регулирование этических вопросов размещения разного рода контента в сети [5];

- развитие сетевых форм экономической деятельности с гибкими связями, которые устанавливаются и пересматриваются по мере необходимости, и др.

В новых условиях в качестве инструмен -та мониторинга развития сетевых явлений в экономике все чаще используется индекс сетевой готовности (Network Readiness Index, NRI), предложенный Всемирным эко -номическим форумом и международной школой бизнеса «INSEAD» [6]. Он показывает влияние факторов постиндустриального развития на конкурентоспособность и благосостояние стран. Индекс рассчитывается по 62 различным показателям, которые можно объединить в 4 группы: технологическая составляющая; человеческий фактор; управленческий навык; влияние [7].

В 2019 г. из 121 страны, участвующей в рейтинге, Россия занимала 48 место (лидеры - Швеция, Сингапур, Нидерланды), в 2020 г. страна сохранила 48 место из 134 стран-участниц рейтинга (лидеры - Швеция, Дания, Сингапур) [8]. В 2021 г. Россия заняла 43 место из 130 стран-участниц (лидеры - Нидерланды, Швеция, Дания). Из четырех групп показателей в России отставали показатели двух групп - управленческий навык и влияние [14].

В целом складывающиеся тенденции -принципиально иное отношение к человеку и его роли в принятии решений, включение в систему образования, развитие навыков в области цифровых технологий, использование цифровых технологий для улучшения качества образования и доступа к постоянно обновляющимся знаниям, организация системы непрерывного образования, формирование открытого сетевого уклада - становятся значимыми приметами современного этапа развития общества и теми условиями, которые формируют конкурентоспособность субъектов и способствуют преодолению цифрового неравенства.

Подводя общий итог, следует отметить, что цифровизация стала одним из уникальных факторов современного этапа развития общества, который, с одной стороны, способ -ствует решению ряда проблем обеспечения экономической безопасности, а с другой -формирует новые риски и угрозы.

К основным проблемам экономической безопасности можно отнести проблемы цифрового неравенства, недостаток собственной цифровой экосистемы, изменения на рынке труда, киберугрозы и др. К решению этих проблем должны быть привлечены все заинтересованные субъекты цифрового общества.

Максимальное использование преимуществ цифровизации и минимизация ее вызовов и угроз будут способствовать устойчивому экономическому росту, повышению качества жизни всех слоев населения и как следствие этого - укреплению экономической безопасности. Свидетельством обеспечения экономической безопасности страны будут независимость, стабильность и эффективность жизнедеятельности общества.

Список литературы

1. Ежегодный доклад аналитиков Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ) о глобальных рисках. 2022. URL: https://vc.ru/finance/351689-ezhegodnyy-doklad-analitikov-vsemirnogo-ekonomicheskogo-foruiTia-v-davose-vef-o-globalnyh-riskah-2022 (дата обращения: 01.02.2022).

2. Жарницкая К. Д. Влияние цифровой экономики на обеспечение экономической безопасности государства // Актуальные исследования. 2021. № 11 (38). С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/2053-vliyanie-tsifrovoj-ekonomiki-na-obespechenie (дата обращения: 01.02.2022).

3. Китай и США - лидеры цифровой экономики: сопоставительный анализ и выводы для России. URL: https://www. imemo.ru/files/File/ru/events/2019/11092019_ Danilin_Presentation.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

4. Над пропастью в 5 G. https://kiozk.ru/article/rbk/ nad-propastu-v-5g (дата обращения: 01.02.2022).

5. Обеспечение экономической безопасности России в условиях развития цифровой экономики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii-v-usloviyah-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 01.02.2022).

6. Попов Е. В., Семячков К. А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации. URL: http://uiec.ru (дата обращения: 01.02.2022).

7. Приказ от 18 ноября 2020 г. N 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». URL: http://np-ss.org/images/2021/02/ Prilogenie_08-604_21 %202021-02-19.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

8. Рейтинг стран по уровню сетевой готовности. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/networked-readiness-index (дата обращения: 01.02.2022).

9. Россия в ИТ-рейтингах. URL: https://www.tadviser. ru/index.php (дата обращения: 01.02.2022).

10. Россия от цифровизации к цифровой экономике. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/ issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf http:// stolypin.institute (дата обращения: 01.02.2022).

11. Чечин О. П. Цифровая трансформация в концеп -ции экономической безопасности. URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 01.02.2022).

12. Лев М. Ю., Лещенко Ю. Г Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности. URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 01.02.2022).

13. Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г И. Абдрахманова и др.; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 124 с. URL: https://e-cis.info/upload/iblock/24f/24fa 94d20770967f24d038cb804bd0af.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

14. Network Readiness Index 2021 Russian Federation. URL: https://networkreadinessindex.org/wp-content/ uploads/reports/russian-federation.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

References

1. Ezhegodnyj doklad analitikov Vsemirnogo e'konomicheskogo foruma v Davose (VE'F) o global'ny'x riskax. 2022. URL: https://vc.ru/finance/351689-ezhegodnyy-doklad-analitikov-vsemirnogo-ekonomicheskogo-foruma-v-davose-vef-o-globalnyh-riskah-2022

2. Zharniczkaya K. D. Vliyanie cifrovoj e'konomiki na obespechenie e'konomicheskoj bezopasnosti gosudarstva. Aktual'ny'eissledovaniya. 2021. № 11 (38). S. 53-56. URL: https://apni.ru/article/2053-vliyanie-tsifrovoj-ekonomiki-na-obespechenie (data obrashheniya: 01.02.2022).

3. Kitaj i SShA - lidery cifrovoj e'konomiki: sopostavitel'ny'j analiz i vyvody dlya Rossii. URL: https://www. imemo.ru/files/File/ru/events/2019/11092019_ Danilin_Presentation.pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

4. Nad propast'yu v 5 G. https://kiozk.ru/article/rbk/ nad-propastu-v-5g (data obrashheniya: 01.02.2022).

5. Obespechenie e'konomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyax razvitiya cifrovoj e'konomiki. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii-v-usloviyah-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki (data obrashheniya: 01.02.2022).

6. Popov E. V., Semyachkov K. A. Problemy e'konomicheskoj bezopasnosti cifrovogo obshhestva v usloviyax globalizacii. URL: http://uiec.ru (data obrashheniya: 01.02.2022).

7. Prikaz ot 18 noyabrya 2020 g. N 600 «Ob utverzhdenii metodik rascheta celevyx pokazatelej

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nacional'noj celi razvitiya Rossijskoj Federacii «Cifrovaya transformaciya». URL: http://np-ss.org/images/2021/02/ Prilogenie_08-604_21 %202021-02-19.pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

8. Rejting stran po urovnyu setevoj gotovnosti. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/networked-readiness-index (data obrashheniya: 01.02.2022).

9. Rossiya v IT-rejtingax. URL: https://www.tadviser.ru/ index.php (data obrashheniya: 01.02.2022).

10. Rossiya ot cifrovizacii k cifrovoj e'konomike. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/ issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf http:// stolypin.institute (data obrashheniya: 01.02.2022).

11. Chechin O. P. Cifrovaya transformaciya v koncepcii e'konomicheskoj bezopasnosti. URL: http://elibrary.ru (data obrashheniya: 01.02.2022).

12. Lev M. Yu., Leshhenko Yu. G. Cifrovaya e'konomika: na puti k strategii budushhego v kontekste obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti. URL: http://elibrary.ru (data obrashheniya: 01.02.2022).

13. Cifrovaya e'konomika: 2022: kratkij statisticheskij sbornik / G. I. Abdraxmanova i dr.; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: NIU VShE', 2022. 124 s. URL: https://e-cis.info/upload/iblock/24f/24fa94d 20770967f24d038cb804bd0af.pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

14. Network Readiness Index 2021 Russian Federation. URL: https://networkreadinessindex.org/wp-content/ uploads/reports/russian-federation.pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 3, tom 1, 2022 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.