УДК 316
DOI 10.23672/c8918-7800-2109-c
Еремина Екатерина Витальевна
кандидат социологических наук, доцент,
Пензенский государственный университет [email protected]
Мурзина Ирина Александровна
кандидат социологических наук, доцент,
Пензенский государственный университет [email protected]
Ретинская Вера Николаевна
кандидат социологических наук, доцент,
Пензенский государственный университет [email protected]
Ekaterina V. Eremina
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Penza State University [email protected]
Irina A. Murzina
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Penza State University [email protected]
Vera N. Retinskaya
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Penza State University [email protected]
Роль государства
в формировании
государственно-гражданской
идентичности современной молодежи в условиях возрастания социализирующего воздействия информационных
технологий
The role of the state
in the formation of the state-civil identity of modern youth in the context of the increasing socializing impact of information technologies
Аннотация. В статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий в процессе социализации молодежи. Авторы подчеркивают, что в условиях цифровизации социального пространства ослабевает социализирующее значение традиционных средств массовой коммуникации. Данные авторского социологического исследования позволили сделать выводы о необходимости усиления информационной политики и роли государства в области формирования государственно-гражданской идентичности современной российской молодежи.
Ключевые слова: молодежь, государственно-гражданская идентичность, информационно-коммуникационные технологии, средства массовой коммуникации, социальное пространство, цифровизация, информационная политика.
Annotation. The article examines the role of information and communication technologies in the process of youth socialization. The authors emphasize that in the context of the digitalization of social space, the socializing importance of traditional mass media is weakening. The data of the author's sociological research made it possible to draw conclusions about the need to strengthen the information policy and the role of the state in the formation of the state-civic identity of modern Russian youth.
Keywords: youth, state and civic identity, information and communication technologies, mass media, social space, digitalization, information policy.
Современный этап социального развития характеризуется вхождением общества в цифровую эпоху. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и повсеместное их проникновение во все сферы общественной жизни оказывают существенное влияние на социум и человека. Виртуализация
социального пространства формирует новый тип взаимоотношений людей, меняет традиционную систему ценностей1.
Наиболее восприимчивой к процессам цифровизации социальной группой является молодежь как наиболее активный пользователь информационно-коммуникационных услуг. Как отмечает
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31769.
Д. Тэпскот, «формируется «сетевое поколение», то есть, поколение молодежи, для которого основная часть жизни переносится в виртуальную форму, «...пользоваться цифровыми технологиями для этого поколения все равно, что ды-шать»»[1; 2]. Согласно классификации Л.Д. Козыревой, молодежь делится на 3 типа по отношению к интерактивной коммуникации:
- «.сетевая молодежь (58 %) - повсеместно использует информационные технологии и виртуальное общение;
- полусетевая молодежь (39 %) - применяет информационные технологии прагматично;
- несетевая молодежь (3 %) - не применяет информационные технологии в своей повседневной деятельности» [3, с. 97]. И, хотя ученые фиксируют феномен «выхода из сети» молодых людей по мере взросления (примерно после 20 лет) [4], это не должно вводить в заблуждение российские элиты, многие представители которых все еще сохраняют уверенность в могуществе «телецен-тричных» методов социального контроля: получается, что возраст наибольшего «погружения в Сеть» совпадает с возрастом автономизации ценностного сознания. Иначе говоря, наиболее контролируемое отечественными политическими элитами средства массовой коммуникации - телевидение - уже сейчас в значительной степени оттесняется на второй план именно в той области, где идут важнейшие процессы трансформации синкретических структур «знания - стереотипа - оценки», присущих детской психике, в рациональные, внутренне расчлененные конструкции рационального, ценностно-ориентированного поведения. Отечественные исследователи, в этой связи указывают, на парадоксальную связь, существующую между нравственным нигилизмом отдельных групп населения и падением авторитета телевидения [5].
Доступность, массовое распространение беспроводного Интернета и мобильных устройств (смартфонов, планшетов и пр.), дающих каждому пользователю возможность ничем не ограниченного пребывания в виртуальном пространстве, приводит к трансформационным сдвигам социального взаимодействия и задаёт новые стандарты восприятия информации.
Киберпространство перенасыщено символами, образами и готовыми моделями восприятия реальности, которые создаются с помощью массме-диа. Информационная перенасыщенность, изменение свойств знаково-символической системы меняет традиционную систему ценностной картины мира человека и понимание вещей. Отметим, что символические структуры, по мнению Э. Кассирера, играют конституирующую роль в отношении всего социокультурного пространства. При этом символические и знаковые системы меняют реальность, заставляя воспринимать действительность под нужным ракурсом [6].
Развитие современных информационно-коммуникационных технологий приводит к тому, что в настоящее время средства массовой коммуникации становятся одним из ведущих инструментов формирования государственно-гражданской идентичности молодежи. Данный факт подтверждается результатами массового анкетного опроса молодежи, который был проведен в 2021 году на территории г. Москвы, Саратовской и Пензенской областей (п = 923). Территориальная основа выборки предполагала опрос респондентов из субъектов с разным уровнем социально-экономического развития и цифровой инфраструктуры. Рассматривая результаты полученных данных, мы можем констатировать (табл. 1), что современная молодежь (76,5 %) практически не читает художественную литературу (даже в электронном виде), но при этом 70,2 % опрошенных каждый день проводят в сети Интернет более 3-х часов.
Таблица 1
Сравнительная оценка респондентов частоты пользования Интернетом и чтения художественной литературы
Часто ли Вы читаете художественную литературу в печатном либо электронном виде?
не менее одной книги в неделю 4,6
приблизительно одну-две книги в месяц 19,0
несколько книг в год 33,6
почти вообще не читаю и не читал, кроме книг по школьной программе 21,8
раньше читал много, а сейчас почти не читаю 21,1
Насколько часто Вы пользуетесь Интернетом?
6,8 меньше часа в сутки
23,0 до трех часов в сутки
29,5 от трех до пяти часов в сутки
40,7 больше пяти часов в сутки
А если учесть тот факт, что в цифровой среде пользователи отдают предпочтение легкому медийному контенту (зачастую с низким культурным содержанием), а также виртуальному общению (рис. 1), ситуация выглядит еще более удручающей, поскольку приводит к «клиповому» восприятию и «кликовому» поведению российской молодежи, что крайне негативно сказывается на процессе формирования государственно-гражданской идентичности молодежи.
Погружение в виртуальную реальность таит в себе определенные опасности. Ориентированность на визуальные образы способствует возникновению и укоренению особой культуры, основанной на «клипах» информации. Клип-культура порождает клиповое сознание, в котором, по мнению Тоффлера, нет места рефлексии и воображению [8]. Кроме того, меняются представления молодежи о реальном мире, объективные оценки и восприятие становятся иллюзорными. В связи с этим, появляются определенные угрозы
манипулятивного воздействия на поведение, сознание, установки и ценности молодежи. Рост негативного влияния на мировоззрение молодежи, ее отчужденность от государства и
общества, эгоцентризм приводят к разрушению нравственно-ценностной основы, участию в про-тестных движениях, сдерживают полноценное развитие личности.
Рисунок 1 - Ответы респондентов на вопрос: «Чем Вы занимаетесь в Интернете?», N = 923
По мнению профессора, заведующей Лабораторией когнитивных исследований СПБГУ Т. Черниговской, «наше общество перешло в другой тип цивилизации, где объём информации оказывается настолько велик, что теряет значительную часть своей ценности, а культура цифрового ме-диапотребления диктует новый стиль восприятия информации» [9]. Это, в свою очередь, приводит к снижению социализирующего влияния традиционных СМИ и повышения роли интернета в данном процессе. Именно поэтому сейчас так важно усилить направления информационной политики, блокирующих либо компенсирующих дисфункциональные влияния на процесс формирования государственно-гражданской идентичности молодежи. Нам представляется крайне важным усилить акцент на развитие гражданской идентичности молодого поколения на государственном уровне.
Анализ управленческой практики показал, что в 2021 году в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура» Правительством РФ был проведен конкурс на производство и размещение в сети Интернет контента, направленного на укрепление государственно-гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи по следующим тематическим направлениям: «Видеоконтент», «Контент в блогосфере», «Программные продукты», «Мультиформатный (муль-типлатформенный) контент». По его итогам было поддержано всего 73 проекта из более 400 с
общим объемом финансирования на 7 млрд руб. Однако необходимо понимать, что отобранные проекты будут реализованы в 2022-2023 годах, а их реальный эффект будет отложенным [10].
Проведённый анализ российского законодательства показал: несмотря на то, что в 2020 году был принят Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», в России до сих пор существует разобщенность законодательства в сфере молодежной и информационной политики. Существующие в этих сферах принципы и нормы разрознены; в основном, они опираются на программы, направленные:
- на укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов России (государственная программа «Реализация государственной национальной политики»);
- на развитие патриотического воспитания молодежи (Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках Национального проекта «Образование»).
Таким образом, в силу многоаспектности формирования государственно-гражданской идентичности молодежи, необходим комплексный подход к выработке государственной молодежной и информационной политики в их единстве в условиях современных цифровых трендов.
Литература:
Literature:
1. Башина О.Э. Трансформация экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества / О.Э. Башина, Е.С. Васютина. Л.В. Матраева // Государство и гражданское общество: политика, экономика, прав. 2018. № 3. С. 133-145.
2. Tapscott D. Growing Up Digital: How the net generation is changing your world. New-York : McGrow%Hill. 2008. 384 p.
3. Козырева Л.Д. Трансформация социальных связей молодежи в информационном обществе / Л.Д. Козырева, С.А. Зверькова // Социодинамика. 2017. № 4. С. 94-104.
4. Назаров М.М. Телевидение и интернет: типология российского медиапотребления / М.М. Назаров // Социологические исследования. 2014. № 6. С.116-126.
5. Тонконогов А.В. Информационные патологии в современном российском социуме / А.В. Тонконогов, О.Н. Белова // Социально-гуманитарные знания 2014. № 3. С. 127.
6. Кармадонов О.А. Трансформация символов и символы трансформации: версия одного социально-политического суицида / О.А. Кармадонов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 2. С. 25.
7. Тоффлер Э. Третья волна. М. : ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. 784 c.
8. Вне фокуса: как меняется чтение в цифровую эпоху. URL : https://special.theoryandpractice.ru/rea ding
9. Итоги финального этапа конкурса на создание национального контента в сети интернет. URL : https://xn--h1aax.xn--p1 ai/news/itogi-finalnogo-eta pa-konkursa-na-sozdanie-natsionalnogo-internet-kontenta-v-seti-internet/
1. Bashina O.E. Transformation of the economic and labor model of behavior of modern youth in the formation of a digital society / O.E. Bashina, E.S. Vasyutina, L.V. Matraeva // State and civil society: politics, economics, law. 2018. № 3. P. 133-145.
2. Tapscott D. Growing Up Digital: How the net generation is changing your world. New-York : McGrow%Hill. 2008. 384 p.
3. Kozyreva L.D. Transformation of social ties of youth in the information society / L.D. Kozyreva, S.A. Zverkova // Sociodynamics. 2017. № 4. P. 94104.
4. Nazarov M.M. Television and the Internet: Typology of Russian Media Consumption / M.M. Nazarov // Sociological Research. 2014. № 6. P. 116-126.
5. TonkonogovA. V. Information pathologies in modern Russian society / A.V. Tonkonogov, O.N. Belova // Social and humanitarian knowledge 2014. № 3. P. 127.
6. Karmadonov O.A. Transformation of symbols and symbols of transformation: a version of one socio-political suicide / O.A. Karmadonov // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2005. Vol. 8. № 2. P. 25.
7. Toffler E. The third wave. M. : LLC «Firm» Publishing house ACT», 1999. 784 p.
8. Out of focus: how reading is changing in the digital age. URL : https://special.theoryandpractice.ru/ reading
9. Results of the final stage of the competition for the creation of national content on the Internet. URL : https://xn--h1aax.xn--p1ai/news/itogi-finalnogo-eta pa-konkursa-na-sozdanie-natsionalnogo-internet-kontenta-v-seti-internet/