УДК 316 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-21-25
ПОРТРЕТ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
ЗВЕРЬКОВА СОФИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье раскрывается вопрос виртуализации общения в современном обществе, в особенности среди молодежи, что отражается на социальных связях и оказании социальной поддержки. На начальном этапе глубокого изучения этого вопроса исследуется «портрет» современной молодежи. В качестве методологической основы взяты теории референтных групп Дж. Мида и Г.Блумера, так как именно они подчеркивают, что развитие и социализация индивида зависит от таких факторов, как структура личности и референтная группа, в которую входит индивид. В статье приведены результаты исследования на основе интервью представителей современной молодежи в информационном обществе, а именно приведены типологии современных молодых людей в условиях повсеместной информатизации и использования «гаджетов» для получения и обмена информацией. Выявлено, что среди молодежи от 18 до 25 лет подавляющее большинство абстрагируется от мира реального и погружается в мир виртуальной жизни и коммуникации. Те же, кто не признает мир виртуального взаимодействия, также являются тревожной группой в силу «отсталости» от веяний времени. Наиболее перспективной для развития общества как реального, так и виртуального является та категория молодежи, которая применяет продукты информационного технологий для достижения успеха в различных областях жизнедеятельности: от досуга до карьерного роста. Проведенный анализ дает возможность для широкого спектра изучения вопросов, касающихся адаптации молодежи в обществе, социальных связей молодежи и социальных ролей в мире реальном и виртуальном в силу неоднозначности последствий внедрения информационных технологий в жизнь общества как реального, так и виртуального.
Ключевые слова: информационные технологии, молодежь, информационное общество
В современную информационную эпоху общество молодежи претерпевает значительные изменения в связи с появлением новых способов коммуникации. Быстро развивающиеся технологии воплощаются в новейших «гаджетах» для получения и обмена информацией. Так или иначе, все «гаджеты» работают через сеть интернет, что дает весьма широкое поле для изучения вопроса влияния информационных технологий на молодежь.
По данным Росстата за 2013 г., в Санкт-Петербурге число абонентов фиксированного широкополосного доступа к интернету составляет 26,9 %, что на 5 % больше, чем в 2012 г.; число абонентов мобильного доступа к интернету на 12,3 % больше, чем в 2012 г. и составляет 86,1 % пользователей в расчете на 100 человек населения [1]. Данные показатели свидетельствуют о том, что информационные технологии стремительно с каждым годом входят в повседневную жизнь общества.
Одним из основных субъектов и действующих лиц, способствующих развитию информационных и коммуникационных технологий, несомненно, является молодежь, как наиболее мо-
бильная и восприимчивая ко всему новому часть населения [2].
Для современной социальной науки особую актуальность представляет, во-первых: изучение процессов, связанных с социальной адаптацией и созданием социальной поддержки молодежи в современном обществе. Для того чтобы создать эту систему социальной поддержки, необходимо изучить ее структурные элементы [3]. Во-вторых, изучение процессов, связанных с трансформацией исполнения социальных ролей под влиянием ИКТ, так как именно молодежь определяет, каким будет общество в ближайшем будущем. Для изучения перечисленных вопросов необходимо определить «портрет» современной молодежи.
Факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодежи [4].
По мнению В. А. Лукова, изменения, привнесенные в человеческую жизнь на рубеже веков, могут быть разделены на те, которые раздвигают
границы человеческой жизни, и те, которые расширяют спектр и увеличивают масштабы возможностей человека. И первая, и вторая группы изменений непосредственно затрагивают перспективы молодого человека, и в силу этого - молодежи [5].
М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги утверждают, что молодежь в социологическом понимании -это не биологический, а социальный субъект, и его возрастные границы исторически изменяются: в архаичных и экономически менее развитых обществах они относительно узкие, в экономически развитых обществах - более широкие [6].
В качестве исследовательской области были выбраны студенты вузов, обучающиеся по различным направлениям: гуманитарным, естественнонаучным, техническим. Выборка среди студентов является актуальной в силу того, что представители молодежи, получающие высшее образование, наиболее склонны к адаптации в обществе, используя инновационные способы и технологии. Различные склады личностей и подходы к восприятию мира дают наиболее полную картину современной прогрессивной молодежи, их способов адаптации в виртуальном пространстве и реальном мире.
Данные были получены в ходе стандартизированного интервью в вузах Санкт-Петербурга (2014 г., N=56 человек, выборка репрезентативна по полу и возрасту). Феминная и мускулинная выборка представлены в соотношении 63 % к 37 %. Результаты интервью обрабатывались с помощью программного пакета SPSS. Интервью проводились посредством программы Skype. Сбор данных был начат в январе 2014 г. и продолжался до августа 2014 г. Респонденты для интервью выбирались в группах учебных заведений от 18 до 25 лет, где верхняя граница определяется вступлением во взрослую жизнь, т. е. началом трудового пути и получением образования, а нижняя определяется началом карьерного роста в связи с получением определенного опыта.
Методологической основой для анализа эмпирических данных послужили теоретические положения, представленные в трудах зарубежных исследователей, а именно теории референтных групп и ролевые теории Дж. Мида и Г. Блумера, в основе которых заложено, что развитие и социализация индивида зависит от фактора структуры личности, референтной группы и роли индивида в этой группе [7].
В связи с отсутствием четко сформулированной типологией молодежи, проходящей стадию социализации, как в реальном обществе, так и про-
странстве информационных технологий, мы провели исследование по следующим показателям:
- длительность использования информационно-коммуникационных средств в течении суток в целях досуга, обучения, работы;
- основной контент потребляемой информации, получаемой с помощью цифровых технологий;
- основные способы осуществления коммуникации (через информационные технологии, живое общение в реальном мире).
Основываясь на полученных данных, было выведено три типа современной молодежи: «молодежь сетевая» - 67 % от общего числа участников исследования, «молодежь не сетевая» - 5 % от общего числа участников исследования, «молодежь полусетевая» - 28 % от общего числа участников исследования.
Результаты исследования отражены в таблице 1.
Социальные сети и информационные технологии в целом не только выполняют коммуникационные и рекреационные функции, но, так или иначе, включаются в решение социально значимых задач, реализуя функции носителей, каналов передачи и получения, источников необходимой молодым россиянам информации [2].
Предложив респондентам ответить на блок вопросов, касающихся их взаимодействия в мире реальном и мире информационных технологий, мы выявили, что информанты, относящиеся к категории «молодежь сетевая» предпочитают работать и учиться в сети интернет, потому как это является их жизненной средой: «...я прихожу в институт только, чтобы сдать зачет или экзамен, все остальное время я учусь удаленно, потому что наличие интернета и других средств коммуникации позволяет не посещать лекции и семинары, а посвящать больше времени своим интересам».
В этой группе информантов 52 % совмещают роли учащегося и работника. Этот сегмент респондентов представляет наибольший интерес, в силу того, что они полностью погружены в мир информационных технологий: «.. я прекрасно себя ощущаю в мире игр, где у меня много единомышленников, мы никогда не встречались, но мы едины...».
С миром реальным информанты взаимодействуют по исключительной необходимости, потому как чувствуют себя в реальном мире не комфортно. Взаимодействие с преподавателем дается им крайне трудно, так как они привыкли к исполнению роли игрока (работника) и общения на своем (сленговом) языке. Им необходимо некоторое время, чтобы адаптироваться к социаль-
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ным ролям реального мира: «...если бы я мог, я бы не выходил из дома вообще, но это необходимо, потому что надо сдавать экзамены и зачеты.
Типология
Когда я получу высшее образование, то постараюсь изолироваться от внешнего мира, где меня не понимают.».
Таблица 1
я молодежи
п/п Показатель критерий (значение) тип молодежи
1 длительность использования информационно-коммуникационных средств с целью проведения досуга более 8 часов в сутки молодежь сетевая
более 3-х часов в сутки молодежь не сетевая
менее 3-х часов в сутки молодежь полусетевая
2 длительность использования информационно-коммуникационных средств с целью обучения более 3-х часов в сутки молодежь сетевая
более 4-х часов в сутки молодежь не сетевая
более 3-х часов в сутки молодежь полусетевая
3 длительность использования информационно-коммуникационных средств с целью работы (получению дохода) более 9-ми часов в сутки молодежь сетевая
не используют молодежь не сетевая
более 7-ми часов в сутки молодежь полусетевая
4 основной контент потребляемой информации, получаемой с помощью цифровых технологий развлекательная, деловая молодежь сетевая
учебная (познавательная) молодежь не сетевая
учебная (познавательная), деловая молодежь полусетевая
5 основные способы осуществления коммуникации (через информационные технологии, живое общение в реальном мире) через инструменты информационных технологий молодежь сетевая
живое общение в реальном мире молодежь не сетевая
живое общение в реальном мире + через инструменты информационных технологий молодежь полусетевая
Другая подкатегория информантов, совмещающая работу и обучение, находится в пограничном состоянии, то есть они работают в мире реальном, но активно тяготеют к виртуальному пространству, проводя там значительную часть своей жизни, свой досуг. Их социальные роли подразделяются на реальные и виртуальные. В реальном мире они только исполняют роль работника, а все остальные роли перенесены на информационно-электронное пространство: «..я прихожу на работу или «фриласю» только для получения материальных средств к существованию, все остальное меня не устраивает, так как меня не понимают, а в интернет-пространстве я могу самореализоваться, где захочу и как захочу».
Подобного рода ответы встречаются в этой группе и в отношении создания семьи. Создание новой ячейки общества для них не является обязательным: «семья - это ответственность, которую я не хочу на себя брать...», «.мне хорошо одному.». Такие эгоистичные высказывания подтверждают успешность современного индивида в виртуальной среде и полное его одиночество в мире реальном, иными словами «одиночество в сети». Действительно, в данную типологическую группу информантов попали молодые люди, независимо от возраста, неженатые, проживающие с родителями.
Далее рассмотрим тип молодежи «не сетевая». Представители данного типа наиболее консервативны в своих представлениях относительно спо-
собов коммуникации, поэтому процесс исполнения набора ролей «учащегося», «работника» и «семьянина» сохраняются в традиционном понимании. В ходе интервью было выявлено, что роль «учащегося» исполняется через посещение лекций и семинарских занятий, полноценная подготовка к экзаменам и т. д. Информационные технологии, в частности, интернет, используются только в целях поиска, получения и обмена информацией: «мне нужен интернет, когда я готовлюсь к экзаменам, потому что вопросы к экзамену и методические материалы размещены на сайте института.». Роль «работника» исполняется в классическом варианте субординации на рабочем месте и четком исполнении указаний.
Информанты, относящиеся к типологии «молодежь полусетевая», нацелены на карьерный рост, по этой причине являются наиболее гибкими в отношении социальных ролей, исполняемых в мире реальном и виртуальном, они нацелены на получение любой информации и возможности вести дела. Социальная роль «работника» для них является основной: «.я хочу достигнуть карьерного пика в кратчайшие сроки, поэтому работаю всегда и везде».
Так как эта категория информантов в основном «работники», то роль «учащегося» они исполняют гораздо реже: «.для меня обучение является частью работы, так как без образования невозможно вырасти по карьерной лестнице.». Среди проведенных интервью наибольшая часть информан-
тов (58 % от всей группы информантов, попавших в эту типологическую группу) проходит обучение с помощью информационных технологий.
Роль «семьянина» исполняют только 12 % от всей группы информантов, попавших в эту группу, выполняют полностью в реальном мире только 2 % - феминная подгруппа информантов. Мус-кулинная группа исполняет роль удаленно (через информационные технологии): «.моя занятость в карьерном росте не позволяет полноценно общаться с семьей, поэтому я чаще им звоню по телефону или по Skype».
Таким образом, нами выявлено, что «молодежь полусетевая» является наиболее обнадеживающей на успешное развитие общества. Их способность адаптироваться к внедрению новых средств коммуникации позволяет говорить о сбалансированном уровне применения навыков использования информационно-коммуникационных средств и интернет ресурсов как в мире виртуальном, так и реальном.
«Молодежь не сетевая» в сравнении с предыдущими типами молодежи, более склонными к инновационному поведению, является «консерватором» в условиях повсеместного внедрения информационных технологий.
Исследование показало наиболее яркие типы современной молодежи в информационном обществе. Таким образом, открывается огромное поле для дальнейшего исследования влияния информационных технологий на молодежное сообщество, в частности, на социальные связи и социальную поддержку.
Литература
1. Информационное общество: тенденции развития в субъектах Российской Федерации. стат. сборник. Вып. 2. / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, Г. Г. Ковалева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. С. 28.
2. Тюрина И. О. Молодежь в информационном пространстве России: интернет-участие и коммуникации // Россия и Китай: молодежь XXI в.: монография / отв. ред.: М. К. Горшков, Ли Чунлинь, З. Т. Голенкова, П. М. Козырева. М.: Новый хронограф, 2014. С. 333-358.
3. Козырева Л. Д. Социальные связи в системе социальной поддержки // Научные труды Северо-
Западного института управления. 2014. Т. 5. № 1(13). С. 45-49.
4. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. № 3. С. 124-128.
5. Луков В. А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 21-30.
6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Исторические и теоретико-методологические предпосылки исследования молодежи в России // Россия и Китай: молодежь XXI в. : монография / отв. ред. М. К. Горшков, Ли Чунлинь, З. Т. Голенкова, П. М. Козырева. М. : Новый хронограф, 2014. С. 7-32
7. URL: http://azps.ru/articles/soc/teoriya_roley.html
References
1. Informatsionnoye obshchestvo: tendentsii razvi-tiya v sub"yektakh Rossijskoj Federatsii [Information society: development tendencies in subjects of the Russian Federation]. Vyp. 2: stat. sbornik / G. I. Abdrakhmanova, L. M. Gokhberg, G. G. Kovaleva; Nats. issled. un-t «Vys-shaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2015. S. 28.
2. Tyurina I. O. Molodezh' v informatsionnom pro-stranstve Rossii: internet-uchastiye i kommunikatsii [Youth in information space of Russia: Internet participation and communications] // Rossiya i Kitaj: molodezh' XXI v.: monografiya / otv. red.: M. K. Gorshkov, Li Chun-lin', Z. T. Golenkova, P. M. Kozyreva. M.: Novyj khrono-graf, 2014. S. 333-358.
3. Kozyreva L. D. Sotsial'nye svyazi v sisteme sot-sial'noj podderzhki [Social communications in system of social support] // Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo insti-tuta upravleniya. 2014. T. 5. № 1(13). S. 45-49.
4. Karpukhin O. I. Molodezh' Rossii: osobennosti sotsializatsii i samoopredeleniya [Youth of Russia: features of socialization and self-determination] // Sotsis. 2000. № 3. S. 124-128.
5. Lukov V. А. Kontseptualizatsiya molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody [Conceptualization of youth in the XXI century: new ideas and approaches] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2012. № 2. S. 21-30.
6. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Istoricheskiye i teoretiko-metodologicheskiye predposylki issledovaniya molodezhi v Rossii [Historical and theoretic-methodological prerequisites of research of youth in Russia] // Rossiya i Kitaj: molodezh' XXI v.: monografiya / otv. red. M. K. Gorshkov, Li Chunlin', Z. T. Golenkova, P. M. Kozyreva. M.: Novyj khronograf, 2014. S. 7-32
7. URL: http://azps.ru/articles/soc/teoriya_roley.html
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
C. A. 3BEPbKOBA
25
* * *
YOUTH PORTRAIT IN INFORMATION SOCIETY
ZVERKOVA SOFIYA ALEKSANDROVNA The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author revealed the question of virtualization of communication in modern society, in particular among youth reveals reflected in social communications and rendering social support. At the initial stage of deep studying of this question the author investigated «portrait» of modern youth. As a methodological basis the author took theories of reference groups of J. Mid and G. Blumer as they emphasize that development and socialization of the individual depends on such factors as structure of the personality and a reference group which the individual enters. In article the author gave results of research on the basis of interview of representatives of modern youth in information society, especialy typologies of modern young people in the conditions of universal informatization and use of «gadgets» for receiving and exchange of information and revealed that among youth from 18 to 25 years the vast majority abstracts from the world real and plunges into the world of virtual life and communication. The same who doesn't recognize the world of virtual interaction are also disturbing group owing to «backwardness» from spirits of the times. The most perspective for development of society both real, and virtual is that category of youth which applies products information technologies to achievement of success in various areas of activity: from leisure before career development. The carried-out analysis gives the chance for a wide range of studying of the questions concerning adaptation of youth in society, social communications of youth and social roles in the world real and virtual owing to ambiguity of consequences of introduction of information technologies in life of society both real, and virtual.
Key words: information technologies, youth, information society