Научная статья на тему 'Медиакультура молодежных интернет-сообществ'

Медиакультура молодежных интернет-сообществ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2719
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНАЯ МЕДИАКУЛЬТУРА / YOUTH MEDIA CULTURE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / NETWORK COMMUNITY / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / DIGITAL ENVIRONMENT / "ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ" / "DIGITAL GENERATION" / ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ / TRADITIONAL MEDIA / ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ / THE MOST POPULAR BLOGS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленина Е. В., Порецкая Т. Ю.

В статье исследуется медиакультура молодежных интернет-сообществ, которая складывается в новом сегменте информационного пространства. Происходит формирование особой модели коммуникации сетевого сообщества, в котором в свою очередь выделяется «цифровое поколение» с особой культурой. В условиях информационного общества современная молодежь вынуждена адаптироваться сразу к двум средам: реальной и виртуальной. Для молодежи цифровой эпохи характерна особая идентичность, виртуализация взаимоотношений с внешним миром, демассификация, дифференциация на мелкие группы. Современные молодые люди оказываются включенными в новую реальность, которую они осваивают спонтанно, без целенаправленной помощи наставников, формируя таким образом особую молодежную медиакультуру. В рамках исследования рассмотрены ведущие в России молодежные информационные площадки двух типов как среды развития молодежной медиакультуры: текстовая («ВКонтакте»), видеоплатформа медиаформата (YouTube). Нами отобраны 10 наиболее популярных по числу подписчиков молодежных групп в «ВКонтакте» и самые популярные блоги на YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CULTURE OF YOUTH INTERNET COMMUNITIES

The article explores the media culture of youth Internet communities, which is formed in a new segment of the information space. A special model of communication is developing the network community, in which, in turn, the ';digital generation' with a special culture stands out. In the conditions of information society the modern youth is forced to adapt to two environments at once: real and virtual. The special identity, virtualization of relationship with the outside world, a demassifikation, differentiation on small groups is characteristic of youth of a digital era. Modern young people are included in a new reality, which they master spontaneously, without the purposeful help of mentors, thus forming a special youth media culture. Within the framework of the research, the leading youth information platforms of two types as a medium for the development of youth media culture are considered: text (VKontakte), video format of media (YouTube). We selected 10 most popular youth groups in VKontakte and the most popular blogs on YouTube.

Текст научной работы на тему «Медиакультура молодежных интернет-сообществ»

ББК: 76.02

Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю.

МЕДИАКУЛЬТУРА МОЛОДЕЖНЫХ ИНТЕРНЕТ -СООБЩЕСТВ

Zelenina E. V., Poretskaya T. Yu.

MEDIA CULTURE OF YOUTH INTERNET COMMUNITIES

Ключевые слова: молодежь, молодежная медиакультура, информационное пространство, информационное общество, интернет-технологии, сетевое сообщество, цифровая среда, «цифровое поколение», традиционные СМИ, популярные блоги.

Keywords: youth, youth media culture, information space, information society, Internet technologies, network community, digital environment, " digital generation" , traditional media, the most popular blogs.

Аннотация: в статье исследуется медиакультура молодежных интернет -сообществ, которая складывается в новом сегменте информационного пространства. Происходит формирование особой модели коммуникации - сетевого сообщества, в котором в свою очередь выделяется «цифровое поколение» с особой культурой. В условиях информационного общества современная молодежь вынуждена адаптироваться сразу к двум средам: реальной и виртуальной. Для молодежи цифровой эпохи характерна особая идентичность, виртуализация взаимоотношений с внешним миром, демассификация, дифференциация на мелкие группы.

Современные молодые люди оказываются включенными в новую реальность, которую они осваивают спонтанно, без целенаправленной помощи наставников, формируя таким образом особую молодежную медиакультуру.

В рамках исследования рассмотрены ведущие в России молодежные информационные площадки двух типов как среды развития молодежной медиакультуры: текстовая («ВКон-такте»), видеоплатформа медиаформата (YouTube). Нами отобраны 10 наиболее популярных по числу подписчиков молодежных групп в «ВКонтакте» и самые популярные блоги на YouTube.

Abstract: the article explores the media culture of youth Internet communities, which is formed in a new segment of the information space. A special model of communication is developing - the network community, in which, in turn, the 'digital generation' with a special culture stands out. In the conditions of information society the modern youth is forced to adapt to two environments at once: real and virtual. The special identity, virtualization of relationship with the outside world, a demassi-fikation, differentiation on small groups is characteristic of youth of a digital era.

Modern young people are included in a new reality, which they master spontaneously, without the purposeful help of mentors, thus forming a special youth media culture.

Within the framework of the research, the leading youth information platforms of two types as a medium for the development of youth media culture are considered: text (VKontakte), video format of media (YouTube). We selected 10 most popular youth groups in VKontakte and the most popular blogs on YouTube.

Творческая и социальная активность молодежи является одним из ключевых факторов в развитии современной культуры общества. Формы развития молодежной культуры весьма разнообразны, и их особенности во многом зависят от того культурного наполнения временного периода, в котором молодежь живет и развивается. Современность характеризуется включением России в

мировое информационное пространство, в котором получение, хранение, обработка и распространение информации и знаний значительно облегчились. Современное информационное пространство выдвигает на первый план интернет-технологии, а они в свою очередь создают условия для появления особой новой информационной культуры -цифровой культуры). Молодежь быстро и

успешно адаптируется к новым технологиям и выходит в пространство цифровой культуры, где формируется особая культурная среда и происходят процессы взаимодействия и развития молодежи.

В условиях появления нового информационного пространства молодежная ме-диакультура активно его осваивает. Она приобретает черты, которые Маргарет Мид, основавшая в США Институт сравнительной культурологии, в свое время называла «пре-фигуративной культурой»1, то есть культурой, ориентированной на будущее, где молодежь не только учится у родителей, но и многому учит их, так как уже не только поколение отцов создает культурные тренды, их активно создает поколение детей. В этом случае современная молодежная культура выступает не только и не столько как форма эпатажа и неформального поведения или протеста, но также и как способ формирования важнейших сфер современной массовой культуры, способствующей интеграции молодежи в современное общество, предлагающей молодым участникам коммуникации новые формы самореализации.

Современное информационное пространство дает множество возможностей для самореализации молодежи практически во всех сферах: культура, общение, искусство, бизнес, политика и пр. Новое информационное пространство, где развивается молодежная медиакультура, привносит в нее свои черты экономической, политической, духовной жизни людей. Получается, что, с одной стороны, увеличиваются возможности молодежи в саморазвитии, а с другой, изменяются традиционные системы культурных норм и ценностей, условия и типы межличностной коммуникации.

Отметим последовательно основные характерные черты нового информационного пространства: формирование особой модели коммуникации, где появляется промежуточный уровень (сетевое сообщество) между субъектами передачи информационного сообщения; появление уникальных сообществ (объединений людей), которые сформировались в цифровом пространстве с учетом его специфики и не имеют прямых ана-

1 Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука. 1988

логов в реальном мире; появление особого «цифрового поколения» людей, которые имеют специфическую систему ценностей, убеждений и представлений о мире (молодежь); для людей цифровой эпохи характерна особая идентичность, виртуализация взаимоотношений с внешним миром, демас-сификация, дифференциация на мелкие группы. В новом информационном пространстве обычные люди, объединившись в сообщества, могут формировать повестку дня.

Модель структуры современного информационного пространства представляет собой систему взаимосвязей между базовыми элементами коммуникационного процесса (рисунок 1).

В таких условиях возрастает актуальность исследования культурной среды нового информационного пространства, факторов развития молодежной культуры с целью установления направления этого развития, его влияния на молодежь. Актуален поиск возможностей коррекции негативных факторов с целью облегчения процесса социализации молодежи, а также методов блокирования угроз, существующих в цифровом пространстве.

Медиапотребление молодой части общества в последние годы необычайно возрастает. Количество медиапродуктов и предложений в Сети увеличивается лавинообразно в том числе за счет того, что сама молодежь активно производит контент для своих ровесников и детей, информационное потребление становится бессистемным, всеядным. Молодому человеку становится все труднее усвоить, систематизировать и осознать весь объем получаемой информации. Медиаконтент, мало значащий для духовного развития личности, часто выдвигается на первый план, а культурные продукты, призванные обеспечить личностную и национальную культурную идентификацию, перемещаются на периферию медиапотребления.

Внешние субъекты (общество, государство, СМИ, т.д.)

Внешнее

воздействие

(события)

Целенаправленное внешнее воздействие

Мнение,

ценности,

убеждения

Социальная сеть (сообщество людей в цифровой среде) - узлы сети - заняты интерпретацией и распространением информации;

- Информационные процессы (распространение информации и формирование мнений).

- Структурные процессы (формирование связей, дифференциация сообщества группы)

Рисунок 1 - Модель структуры информационного цифрового пространства1

С учетом этого возрастает ценностно-ориентируюшдя и культуроформирующая роль массмедиа, которые оказывают большое влияние на современную молодежную культуру. Однако в условиях тотальной коммерциализации СМИ используют маркетинговые информационные стратегии. В рыночных отношениях действует закон маркетинга «покупатель всегда прав», то есть имеющийся спрос на информацию низкого культурного качества важнее для медиапро-изводителей ответственности за культурную социализацию молодежи.

Кроме того, в целях получения большей прибыли СМИ готовы использовать ма-нипулятивные приемы - через разнообразные информационные клише, цель которых - рационализация воздействия на сознание потребителя и достижение максимального эффекта, проявляющегося в устойчивом желании приобретать продвигаемые информационные продукты, услуги.

Комплексное научное исследование «Молодежная культура и СМИ»2, выпол-

ненное в середине 2000-х годов факультетом журналистики МГУ совместно с Московским институтом социально-культурных программ, показало, что воздействие СМИ на молодежную культуру в 1990-е и первую половину 2000-х годов большей частью носило деструктивный характер. За период, истекший с конца 1980-х годов, выросло новое поколение россиян, в духовном отношении значительно отличающееся от предыдущих. Прежде всего это отличие заключается в падении уровня культуры и образования, утрате стремления к духовному самосовершенствованию, веры в духовные идеалы. На смену этим духовным характеристикам пришли новые ценности, заимствованные из западного общества потребления, такие как стремление к гедонизму, культ силы, денег и власти.

Прошло более десяти лет, но отмеченные в исследовании негативные стороны молодежной медиакультуры не изжиты, напротив, стремительно развивающаяся интернет-среда добавила свои культурные риски.

1 Авторская разработка на основе обобщения трудов: Дзялошинский, И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2012; Хабермас Ю. Теории коммуникативного действия. - М.: Канон -пресс. 1999; Castells M. Democracy in the age of the Internet // Journal of contemporary culture, 2011. № 6. c. 100

2 Молодежная культура и СМИ // Научное издание. М.: Серебрянные нити , 2006.

Среди исследователей описанные выше проблемы еще не получили должного осмысления, хотя тема сетевой коммуникации активно изучается. Одними из первых подробно изучать социальное онлайн-пространство начали западные специалисты1. Английский исследователь Г.У. Бланк одним из первых выделил пять типов интернет-культур, свойственных современной молодежи: интернет- одержимые (e-Mersives), техно-прагматики (Techno-pragmatist), кибер-продвинутые (Cyber-savvy) и предпочитающие традиционные источники информации и коммуникации (Cyber-moderates)2.

Как специфическое звено в системе российских СМИ впервые онлайн-сообщества подробно рассмотрела Е.Л. Вартанова. Многие ее публикации3 посвящены актуальным тенденциям в интернет-журналистике, перспективам ее развития.

Нами изучались культурные предпочтения молодежных виртуальных сообществ, где сконцентрирована большая часть молодых участников коммуникации. Выявлены самые популярные типы виртуальных сообществ, их культурная специфика. Показаны главные формы активности молодежи в онлайн-пространстве. Предложена типология молодежных виртуальных сообществ по темам и содержанию. Отмечены уникальные свойства, качества и характеристики онлайн-среды, обусловившие сочетание эффектов групповой и межличностной коммуникации. Они представляют собой современный культурный феномен, который становится специфическим средством организации коммуникативного взаимодействия молодежи и обособления ее отдельных

1 Например, Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999.

2 Dutton W., Blank G. Cultures of the Internet: Five Clusters of Attitudes and Beliefs among Users in Britain- OII Working Paper. Oxford: Internet Surveys (OxIS) Project, 2014. P. 54 - 67.

3 Вартанова Е.Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2002; Глобализация СМИ и масс-медиа России // Вестник. Моск. ун-та. - Сер. 10. Журналистика. - 2005. - № 4; Вартанова Е.Л. Меидиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010; Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2013 и др.

групп, что деформирует процесс культурной социализации молодежи, затрудняет национальную культурную идентификацию.

Итак, особенность современного этапа развития общества связана с возрастающим влиянием информационно-компьютерных технологий, которые фактически создали новое социальное пространство, где формируются и развиваются сообщества молодежи со своей медиакультурой. Молодежная медиакультура понимается нами как независимое социальное пространство, в котором молодые люди обретают культурную идентичность.

В новом сегменте информационного пространства происходит формирование особой модели коммуникации - сетевого сообщества, в котором в свою очередь выделяется «цифровое поколение» с особой культурой - молодые люди, социализация которых испытала доминирующее влияние новых информационно-компьютерных средств коммуникации.

Рассмотрим подробнее характеристики «цифрового поколения». Это учащиеся, студенты, молодые специалисты, которые проводят в онлайн-пространстве более 3 часов в сутки. Молодые люди воспринимают его как среду для общения, поиска информации, работы, развлечения, самореализации, поиска друзей и группы по интересам. Молодежь отличает в цифровой среде высокая активность, выше, чем в реальной жизни, инициативность, повышенная эмоциональность. Для социализации молодежи характерно такое явление, как медиаобразо-вание - умение извлекать наиболее важное для себя, ценное и полезное в СМИ.

В условиях развития информационного общества современная молодежь вынуждена адаптироваться сразу к двум средам: реальной и виртуальной, которая образована новыми средствами коммуникации на базе интернет-технологий. Для молодежи цифровой эпохи характерна особая идентичность, виртуализация взаимоотношений с внешним миром, демассификация, дифференциация на мелкие группы, особые формы культуры. Современные молодые люди оказываются включенными в новую как для них, так и для общества реальность, которую они осваивают спонтанно, часто без

целенаправленной помощи опытных наставников, влияя таким образом на молодежную медиакультуру.

В рассматриваемом сегменте информационного пространства ослабевает роль традиционных СМИ. Молодежь предпочитает использовать как источник знаний о мире и обществе информацию новой цифровой среды, где существуют менее строгие ограничения на контент, большее его разнообразие, доступность и иллюзия причастности к его созданию. Поэтому молодые люди активно используют цифровую среду для коммуникации и развития новых форм молодежной культуры. Так Интернет и социальные сети стали средой, где молодой человек получает и передает информацию, проявляет свою активность, проходит социализацию, формирует или вливается в сообщества по интересам. Новая медиасре-да молодежи включает в себя различные формы медиасуществования: блоги, формы, интернет-комментирования, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио- и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации, и многое другое.

В рамках нашего исследования рассмотрены ведущие в России молодежные информационные площадки двух типов как среды развития молодежной медиакульту-ры: текстовая - «ВКонтакте», видеоплатформа YouTube, которые являются самыми популярными в молодежной среде. Нами отобраны 10 наиболее емких по числу подписчиков групп в «ВКонтакте» и самые популярные YouTube-каналы молодых блоге-ров. Весь комплекс источников был разбит на три группы:

Первая группа: популярные сообщества молодежи в социальной сети «ВКонтак-те». Отобрано 30 самых популярных молодежных сообщества по числу подписчиков: «Новинки Музыки 2018», «Киномания», «Смейся до слез», «Смеяка», «ЁП», «MDK», «Черные приколы», «Палата № 6» «Лайф-хак», «КиноКайф», «Корпорация Зла», «Не поверишь», «Шедевры кулинарии», «Убойный юмор», «Красиво сказано», «90-60-90», «Психология отношений» и др.

К примеру, социальная группа «ЁП» («Эпицентр юмора») объединяет 9,22 млн. пользователей, в основном молодежь, и

представляет собой одно из крупнейших молодежных сообществ в социальных сетях Рунета. Информация, содержащаяся в архиве этого сообщества, позволяет изучить профиль пользователей, особенности коммуникации молодежи, превалирующие ценности и правила.

Вторая группа: молодежные блогеры в УоийиЬе. Отобраны 10 каналов с максимальным числом подписчиков и разнообразным контентом: «Ивангай», «Макс +100500», «Катя Клэп», «Саша Спилберг», Николай Соболев, Юрий Хаванский, Эльдар Джарахов, «BadComedian» и др.

К примеру, УоиТиЬе-канал Николая Соболева объединяет более 4 млн. русскоговорящих пользователей Интернета. Материал канала дает возможность проследить трансформацию интересов российской молодежи, выявить факторы на нее влияющие, установить роль молодежных «авторитетов» в этом процессе.

Итак, в сети «ВКонтакте» выявлены молодежные сообщества, состоящие из 1015 млн. подписчиков. Это крупные группы, которые ежедневно посещают по несколько сотен тысяч человек. Наиболее популярные молодежные сообщества «Вконтакте» имеют развлекательную направленность. Они посвящены юмору, музыке, кино. Меньшей популярностью пользуются текстовые бло-ги, имеющие вид авторских дневников, описывающих ежедневные события, личностные переживания молодых людей.

Во-первых, определены основные виды активности молодежи в социальных сетях: оценивание постов других участников виртуального сообщества, репосты, комментирование. Процесс коммуникации состоит из коротких, односложных, оценочных предложений. Часто комментарии заменяются графическими объектами, передаю щими определенное отношение или эмоции.

Во-вторых, коммуникации молодежи в онлайн-пространстве имеют характерную специфику и отличаются от традиционного общения (в школе, семье, на улице). Молодежь активно обращается к «сжатой» форме коммуникации, что приводит к деформации когнитивной сферы, формированию фрагментарного знания и «клипового» мышле-

ния. С этим связано то, что контент виртуальных молодежных сообществ имеет следующие особенности: преобладают визуальные образы - фотографии, иллюстрации), короткие текстовые сообщения и видеоклипы по 5-15 мин. На YouTube наибольшую популярность также имеют короткие музыкальные ролики без глубокого смысла. Текстовые блоги, как и аналитические видеоблоги, скорее распространены среди людей старше 25 лет.

В-третьих, молодежные сообщества в онлайн-пространстве распадаются по тендерному признаку. Женские группы посвящены бытовым проблемам и межличностным отношениям. Мужские сообщества часто содержат графический контент и посвящены юмору, троллингу, розыгрышам, экстриму.

В-четвертых, по типу сообществ в он-лайн-пространстве преобладают lifestyle-блоги (контент бытового характера) с рассказом молодых людей о своей «обычной» жизни. Авторы удивляют свою аудиторию чем-то необычным, экстремальным, проте-стным, модным.

В-пятых, молодежные сообщества «ВКонтакте» и YouTube нередко провоцируют отрицательные эмоции, манипулируют ими. Цель подобных приемов - привлечение внимания, самопрезентация и самоутверждение за счет представления своих «достижений» или оскорбления других людей.

Были выделены характерные типы молодежных виртуальных сообществ, представленных в онлайн-пространстве:

«Любители кино и музыки». Цель пребывания представителей группы в онлайн пространстве - развлечение.

«Любители юмора», цель молодежи -развлечение и получение положительных эмоций.

«Подростковые сообщества». Цель пребывания в онлайн-пространстве - обсудить с друзьями что-то новое и необычное, презентовать свои достижения.

«Женские сообщества» - текстовые дневники или тематические группы о красоте, здоровье, личных отношениях. Цель сообществ - общение, обсуждение общих проблем, эмоциональная разгрузка.

«Мужские сообщества» - о повседневной жизни интересных людей. Цель участия в сообществе - общение с близкими по взглядам людьми.

В рассматриваемом сегменте онлайн-пространства были выделены особые субкультуры, которые перешли в виртуальный мир из реального или сформировались уже в Интернете. Например, субкультура геймеров, «сообщество любителей экстрима», «анимешники», «гики».

По нашему мнению, механизм сетевой коммуникации для молодых людей стал универсальным инструментом формирования различных групп идентичностей, которые включают в себя:

- конструирование посредством персональных аккаунтов в онлайн-пространстве виртуальных «Я-идентич-ностей» для их презентации и продвижения на сетевых структурах;

- позиционирование в онлайн-пространстве посредством персональных аккаунтов на сетевых платформах традиционных идентичностей (гендерной, семейной, профессиональной, этнической, гражданской);

- конструирование сетевых «групповых идентичностей» для их последующего продвижения в публичном онлайн-пространстве как новой формы коллективных представлений и социального поведения;

- проектирование и позиционирование новых идентичностей в онлайн-пространст-ве, носители которых ориентированы на активные социальные действия в публичной сфере (субкультуры).

Таким образом, новые информационные площадки стали одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие как на формирование сознания молодежи, так и отчасти его деформацию. Укрепление духа любознательности и исследования, оптимальное использование новых медиа для повышения уровня научной сознательности, культуры может улучшить положение молодежи и создать условия для воспитания её творческих сил и плодотворной деятельности.

Подводя итоги исследования, мы отмечаем следующее. Формирование нового

информационного пространства связано с двумя процессами - информатизацией и компьютеризацией, итогом которых стало возникновение цифровых инструментов коммуникации, которые в среде молодежи вытесняют традиционные средства и приемы межличностного и группового взаимодействия.

Ключевыми социальными последствиями распространения нового информационного пространства выступают: виртуализация социальных коммуникаций; увеличение количества коммуникативных каналов; формирование особого «цифрового» поколения.

В новом информационном пространстве России возрастает роль социальных сетей как среды функционирования молодежной медиакультуры. Молодежные сообщества в онлайн-пространстве распадаются по интересам, возрасту, гендерному признаку. Формируются обособленные, автономные группы молодежи, редко пересекающиеся в информационном пространстве, развивающие в особой информационной и культурной среде.

Механизм групповой коммуникации в

онлайн-пространстве для молодых людей стал универсальным инструментом формирования различных групп идентичностей в публичном пространстве, что создает условия для переноса в онлайн-пространство и формирование в нем особых молодежных субкультур.

В рассматриваемом информационном пространстве России сложились специфические формы виртуальной активности молодежи. Отмечается активное обращение к «сжатой» форме коммуникации, что приводит к деформации когнитивной сферы, формированию фрагментарного знания и «клипового» мышления. Таким образом обостряется угроза размывания традиционной системы ценностей. Новые ценности, сформированные в культурной среде нового цифрового пространства и не учитывающие реалий и исторического опыта страны, доминируют в мировоззрении молодежи. Традиционным СМИ, ориентированным на молодую аудиторию, важно учитывать эти реалии, адаптировать молодежную медиа-культуру для эффективной социализации «цифрового поколения».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акопов, С.В. Сетевая философия и трансформация идентичности личности // Управленческое консультирование. - 2013. - № 12. - С. 42-47.

2. Бродовская, Е.В., Домбровская, А.Ю., Иванов, И.С. Изменение стратегий онлайн-поведения российской интернет-аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа (2012-2014 гг.) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 3. - С. 173-187.

3. Вартанова, Е.Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России / под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2002.

4. Вартанова, Е.Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. - М. : Аспект Пресс, 2010.

5. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. -М.: МедиаМир, 2013.

6. Вартанова, Е.Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России // Вестник. Моск. ун-та. -Сер. 10. Журналистика. - 2005. - № 4.

7. Дзялошинский, И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2012.

8. Дзялошинский, И.М. Как нами манипулируют / Право знать: история, теория, практика. - 2004. - № 3-4.

9. Зайцева, Ю. Е. Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сборник статей / В.Л. Волохонский, Ю.Е. Зайцева, М.М. Соколов. - СПб., 2006. - С. 109.

10. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988.

11. Мирошниченко, И.В. Социальные сети в российской публичной политике: авторе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ферат дис. ... д-ра политических наук: 23.00.02. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013.

12. Молодежная культура и СМИ // Научное издание. - М.: Серебрянные нити, 2006.

13. Рэддик, Р., Кинг, Э. Журналистика в стиле он-лайн. - М., 1999.

14. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Е.В. Аржаных, И.В. Задорин, Е.Ю. Колесникова, О.А. Гуркина, Е.М. Новикова, Д.В. Мальцева - М., 2014. - 107 с.

15. Соколов, А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. - СПб.: Алатея, 2011. - С. 76.

16. Таевский, Д.А. Специфика российской Интернет-журналистики // Проблемы теории и истории журналистики: сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.

17. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2009. - С. 402-403.

18. Троневская, М.А. Социологический портрет экономически активного населения как пользователя Интернета // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. -Том 8. №6/1. - С. 155-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.