Научная статья на тему 'Социальные и культурные ценностные ориентации молодежной печати'

Социальные и культурные ценностные ориентации молодежной печати Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
993
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СУБКУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НОВЫЕ МЕДИА / ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ / YOUTH / MEDIA CULTURE / YOUTH CULTURE / INFORMATION SOCIETY / SUBCULTURE / SOCIO-CULTURAL REFERENCE POINTS / VALUES / MEDIA SOCIALIZATION / NEW MEDIA / TRADITIONAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю.

В статье исследуются социальные и культурные ценностные ориентации молодежной печати, которые формируются как под влиянием современной молодежной медиакультуры, так и традиционной культуры, лежащей в основе государственной молодежной политики. Происходит формирование особой модели молодежной журналистики, интегрирующей субкультурные явления с традиционными ценностями. Происходит не только технологическая, но и культурная конвергенция. В условиях информационного общества современная молодежная печать вынуждена адаптироваться сразу к двум средам: реальной и цифровой, так как для молодежи цифровой эпохи характерна особая идентичность, виртуализация взаимоотношений с внешним миром. Современные молодые люди оказываются включенными в новую медиареальность, в которой молодежная печать выполняет роль собеседника и наставника одновременно, формируя таким образом особые социальные и культурные ценностные ориентации для своей аудитории. В рамках исследования рассмотрен журнал «Наша молодежь», наиболее успешно сочетающий тренды молодежной медиакультуры и принципы государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL VALUES OF THE YOUTH PRESS

The article explores the social and cultural values of the youth press, which are shaped both by the influence of modern youth media culture and the traditional culture that underlies the state youth policy. There is a formation of a special model of youth journalism, integrating subcultural phenomena with traditional values. There is not only technological, but also cultural convergence. In the conditions of the information society, the modern youth press is forced to adapt at once to two environments: real and digital, since young people of the digital era are characterized by a special identity, virtualization of relationships with the outside world. Modern youth is included in the new media reality, in which the youth press plays the role of an interlocutor and mentor at the same time, thus forming special social and cultural value orientations for their audience. As part of the study, the magazine «Наша молодежь» was considered, which most successfully combines the trends of youth media culture and the principles of state youth policy.

Текст научной работы на тему «Социальные и культурные ценностные ориентации молодежной печати»

УДК: 070

ББК: 76.02

Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю.

СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПЕЧАТИ

Zelenina E.V., Poretskaya T.Yu.

SOCIAL AND CULTURAL VALUES OF THE YOUTH PRESS

Ключевые слова: молодежь, медиакультура, молодежная культура, информационное общество, субкультура, социокультурные ориентиры, ценностные ориентации, медиасоци-ализация, новые медиа, традиционные СМИ.

Keywords: youth, media culture, youth culture, Information society, subculture, socio-cultural reference points, values, media socialization, new media, traditional media.

Аннотация: в статье исследуются социальные и культурные ценностные ориентации молодежной печати, которые формируются как под влиянием современной молодежной медиакультуры, так и традиционной культуры, лежащей в основе государственной молодежной политики. Происходит формирование особой модели молодежной журналистики, интегрирующей субкультурные явления с традиционными ценностями. Происходит не только технологическая, но и культурная конвергенция. В условиях информационного общества современная молодежная печать вынуждена адаптироваться сразу к двум средам: реальной и цифровой, так как для молодежи цифровой эпохи характерна особая идентичность, виртуализация взаимоотношений с внешним миром.

Современные молодые люди оказываются включенными в новую медиареальность, в которой молодежная печать выполняет роль собеседника и наставника одновременно, формируя таким образом особые социальные и культурные ценностные ориентации для своей аудитории.

В рамках исследования рассмотрен журнал «Наша молодежь», наиболее успешно сочетающий тренды молодежной медиакультуры и принципы государственной молодежной политики.

Abstract: the article explores the social and cultural values of the youth press, which are shaped both by the influence of modern youth media culture and the traditional culture that underlies the state youth policy. There is a formation of a special model of youth journalism, integrating subcultural phenomena with traditional values. There is not only technological, but also cultural convergence. In the conditions of the information society, the modern youth press is forced to adapt at once to two environments: real and digital, since young people of the digital era are characterized by a special identity, virtualization of relationships with the outside world. Modern youth is included in the new media reality, in which the youth press plays the role of an interlocutor and mentor at the same time, thus forming special social and cultural value orientations for their audience. As part of the study, the magazine «Наша молодежь» was considered, which most successfully combines the trends of youth media culture and the principles of state youth policy.

Каждая эпоха порождает новые формы культуры, которые удовлетворяют интересы и потребности молодого поколения, оказываются действенными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своему социальному статусу. Особый тип культуры информационного общества получил название «медиакультура». Соответственно мы будем говорить о

молодежной медиакультуре, подразумевая, что медиа - это не просто средство для передачи информации, это среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды. И Интернет с его особыми возможностями обратной связи с воспринимающей стороной и даже стиранием граней между распространителем и получателем информации меняет все процес-

сы в сфере медиа. Открытость, массовость и интимность теперь не противоречия, а особенности, характеризующие новое качество общения людей. Нет границ, нет пространства, нет цензуры, нет ограничений в визуальном самовыражении, абсолютная анонимность, сочетаемая с аналогичной открытостью, правом самому выбирать источник информации и возможность мгновенного отзыва на происходящее. Огромное количество полномочий поиска и выбора обеспечивают молодому пользователю Интернета такое общение, при котором достигается взаимопонимание мотивов и целей собеседников.

Человечество вступило в качественно новую фазу развития, где ведущими компонентами культуры стали знания, информация, коммуникативные технологии. Самым доступным источником информации для молодежи являются новые медиа, которые представляют собой современное информационное пространство и облегчают доступ к ценностям информационного общества. Новые медиа трансформируют все основные сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, в современном информационном пространстве молодой человек может при незначительных затратах получить желаемое. Таким образом, фактор новых медиа неоднозначно влияет на процесс социализации молодежи.

Новые медиа активно вытесняют традиционные молодежные СМИ, доверие к которым постепенно снижается. Сфера Интернета стала более эффективной в плане охвата молодой аудитории. Применение неформальных техник массовой коммуникации, учитывающих горизонтальный принцип распространения информации в Сети, его скорость и мгновенную обратную связь со стороны пользователей, значительно увеличивают эффективность процесса коммуникации.

В процессе медиасоциализации изменяются формы и характеристики образовательного процесса, досуг, профессиональное взаимодействие. Медиа влияют на усвоение социальных норм, формирование культурно-ценностных ориентаций и чаще всего выступают средством неформального образования и просвещения. Современные усло-

вия жизни побуждают молодое поколение иметь постоянный доступ к информационному пространству, причем большинство коммуникаций молодежи происходит в социальных сетях и мессенжерах, к тому же новые медиа представляют возможность при незначительных усилиях получить популярность.

Молодежь выступает самой активной частью общества, она в силу своей восприимчивости наиболее подвержена влиянию и быстрым изменениям. Исследователи, с одной стороны, фиксируют раскрепощенность молодежи, инициативность, свободомыслие, стремление к образованию и профессиональному росту, а с другой - снобизм, «эластичность» нравственных норм, правовой нигилизм, ранний жизненный прагматизм, радикальный индивидуализм и эгоизм. В современных условиях молодежная культура отличается большей мобильностью и избирательностью в своем отношении к миру ценностей. Она лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения.

Молодежь составляет большую социально-демографическую группу, это значительная часть населения страны. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Молодежь выделяют на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и факторов, обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания общества. В «Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации» сказано, что «государственная молодежная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет» (Ст. 3). Эта же возрастная граница установлена и в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р г. Москва // Российская газета. 2014. 8 дек. С. 2.

л

Федерации» .

Функционально молодежный возраст представляет собой объективно необходимое состояние в системе общества, являясь периодом поведения человека, в которой он уже не исполняет роли ребенка, но в то же время еще не играет роли зрелого человека. Данное состояние состоит в подготовке к воспроизводству будущего общества. Содержательно молодежный возраст представляется процессом накопления психологических новообразований, освоения социального пространства, приспособления к отношениям в этом пространстве. Главный смысл содержательных изменений в процессе социализации состоит в развитии социальных качеств и свойств.

Таким образом молодежь представляет специфическую социально-демографическую группу в структуре общества, выделяемую на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков, являющуюся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления объектом или субъектом общественного воздействия.

Вместе с понятием «молодежь» в научном обиходе рассматривается понятие «молодежная культура». Социально-психологические истоки молодежной культуры обусловлены стремлениями молодых людей к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. В узком смысле молодежная культура - это культура, создаваемая самой молодежью. В этом проявляется ее сходство с народной культурой. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере

1 Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (с изменениями на 16 июля 2009 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 №2403-р) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902020299; Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Там же. URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592

противопоставляет себя доминирующей, формируемой государством.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую медиакультуру. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды. При этом зачастую происходит подмена эстетических, культурных и прочих ценностей культом искусственности или псевдокультуры, целью которой является разрушение традиционных устойчивых культурных форм и связей между людьми, формирование человека, которым можно управлять средствами создавшей его псевдокультуры и манипулировать, используя социальные, психологические и информационные техно-логии2. А молодежные печатные СМИ, в первую очередь «глянец», выступают инструментом доведения необходимой информации до целевой аудитории.

Молодежную культуру можно рассматривать как новую модель формирования независимого социального пространства, в котором молодые люди обретают идентичность. Стремясь обрести и закрепить некий статус в обществе, молодежь идет на создание собственной культуры, системы ценностей, альтернативной доминирующей культуре, то есть субкультуры, имеющей свои четкие контуры, со своими знаниями, верованиями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, манерой поведения, предрассудками, характерными для субкультурной группы. Это определение как нельзя лучше отражает присущие субкультурам качественные характеристики, отличающие их от общей культуры3.

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закре-

2 Безносюк Е.В., Князева М.Л. Психопатология современной культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ Article/Bez_PsSovKult.php

3Скакун А.С. Основные подходы к дефиниции понятий «Молодежная культура» и «Молодежные субкультуры» // Регионология. 2014. С. 164-173.

пить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой, экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес1.

Если рассматривать членов молодежной группы как аудиторию СМИ, то медиа-потребление будет предусматривать определенный информационный продукт, сумевший стать «модным» в группе. При этом понятно, что, находясь под влиянием групповых норм и интересов, молодой человек с большой долей вероятности попадает под воздействие информации. Так транслирование СМИ ценностно-смысловых основ, отражаемых изданием и присущих данной культуре, может сказываться на укреплении общего состояния как отдельно взятого молодого человека, так и всей группы2. Это одна из причин, по которым психологическая уязвимость и зависимость молодежи должны быть учтены при создании информационных проектов, напрямую касающих-

3

ся ее интересов .

Существующие субкультуры наполняются новым содержанием, имеющим непосредственное отношение и связь с Интернетом, который с его особыми возможностями обратной связи с воспринимающей стороной и даже стиранием граней между распространителем и получателем информации трансформирует все процессы в сфере медиа. Открытость, массовость, интимность - это не противоречия, а особенности, характеризующие новое качество общения молодых людей. Нет ограничений в визуальном самовыражении, абсолютная анонимность, сочетаемая с открытостью, правом самому выбирать источник информации и возможность мгновенного отзыва на происходящее. Иными словами, пространство медиакультуры обеспечивает достаточно широкие возможности для проявления себя в комфортных условиях: разные виды и

1 Андросов А.А. О специфике современной субкультуры молодежи // Культура. Духовность. Общество. 2014. №15. С.159-164.

2 Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю. Ценностно-смысловая основа материалов журнала «Огонек» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2016. № 4. Т.2. С. 193.

3 Князева М.Л. Диалог культур и полиэтниче-

ское медиапространство России // Медиа альманах.

2015. № 6. С. 39-46.

формы коммуникативного взаимодействия; неограниченное число потенциальных собеседников, друзей; возможность заявить о себе широкой аудитории; возможность прервать неудобный контакт; непредставленность телесности; большое количество информации развлекательного, обучающего, информационного характера; сайты и форумы, удовлетворяющие потребности в хобби, творчестве и т. д. Безусловно, особой ценностью для молодежи обладает возможность эксперимента с собственной личностью, возможность поиска, «примерки» на себя черт характера, образов, ролей, манер презентации, поведения и общения.

Молодая мобильная аудитория ищет новые способы потребления контента. Медиа в Интернете сохраняют функции традиционных СМИ - выступают в качестве информатора, первоисточника новых культурных трендов, источника новых традиций .

Фактически складывается новый мир молодежной журналистики, который во многих отношениях будет более разносторонним, чем его традиционный аналог, и заметно превышать возможности традиционных молодежных СМИ. Он соответствует коммуникационной модели «источник - сообщение - получатель» и имеет множество форм5. Источником информации здесь может выступать как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением - журналистский материал или текст сообщения, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из десятков тысяч. В «виртуальной» информационной среде масс-медиа помогают человеку осуществлять такие виды деятельности, как познавательная и коммуникативная, формировать сообщества, их круг интересов и общения, стимулировать развитие межличностных отношений. В Сети молодежь ищет новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные

4 Князева М.Л. Традиции как фактор развития: медийные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 3. С. 280-289.

5 Шкондин М.В. Печатные СМИ в условиях трансформации медиасистемы / М.В. Шкондин // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 38-53.

отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы. Так и формируется новая форма культуры - меди-акультура, которой свойственны интенсивность информационного потока и комплексность освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах.

Формируется и новое понятие - «ме-диасоциализация», рассматриваемое как составляющая процесса социализации человека информационного общества в современном информационном пространстве, которая осуществляется через новые медиа и делает добавления к социальному опыту человечества каждого индивида1.

Необходимо отметить несколько ключевых тенденций молодежной медиакультуры. Происходит угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте. Субкультуры не исчезают - они принимают новые формы, более подвижные. Например, готы сублимированы в искусстве, музыке, кто-то развивает экономику DIY, веганство и так далее. Многие ценности, которые ранее были доступны и понятны в определенной группе, теряют свою закрытость. Внутри самих субкультурных площадок происходит постоянное фрагментирование, формируются новые подвиды, точечные формирования, которые, сохраняя значимую ценность, в то же время развивают дополнительное особое качество, которое их выделяет, делает узнаваемым среди других субкультур2.

Современная медиакультура привносит в контент СМИ для молодой аудитории свои особенности. Такое СМИ не может быть монологичным ни по форме, ни по содержанию. Причем медиатекст воспринимается современными молодыми людьми как вершина ин-

1 Тадаева А.В. Социализация молодежи в условиях современного информационного пространства информационного общества. URL: http://elar.rsvpu.ru/ bitstream/123456789/250/1/dncpc_2013_38.pdf

2 Что собой представляют современные моло-

дежные субкультуры. URL: https://spb.hse.ru/news/

206149626.html

формационного айсберга, одновременно и как смысл, и как графический образ. Молодежь желает все и сразу. Мультимедийность, интерактивность, гипертекстовость - главные характеристики современного медиатекста, который востребован молодежной аудиторией3.

Согласно данным ресурса «Мое обра-зование»4, сегодня в России 40 молодежных СМИ: из них 5 - это традиционные периодические издания и 35 - порталы, публикующие информацию для активной молодежи.

Анализ современной российской печати для молодежи показал, что в ней преобладает количество развлекательных и элитных изданий, изданий политической, деловой и экономической направленности, значительно уменьшилось количество литературно-художественных печатных СМИ. Зато после периода забвения начали возрождаться научно-популярные издания. Еще одной важной метой времени стала маркетинговая стратегия. Издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание читательской аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение молодого человека к действительности изменяется не сразу.

По характеру информации российскую молодежную прессу можно разделить на универсально тематическую, где освещаются разные сферы жизнедеятельности молодых людей, и монотематическую, материалы которой рассказывают об определенных жизненных проблемах или конкретных областях знаний.

Молодежь как наиболее подвижная часть общества всегда находится в состоянии активного освоения окружающего пространства. Она желает получить как можно больше информации о происходящих в мире событиях, сформировать свое мнение по отношению к прошлому, настоящему и будущему своей страны, приобрести собственный жизненный опыт, освоить технологии взаимодействия с другими людьми,

Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. С. 125-126.

4 Мое образование: сайт URL: https://moeobrazovanie.ru/partners_molodejnie_smi.htm

социальными группами, институтами и обществом в целом. Процесс присвоения мира, овладения им у молодых людей происходит с помощью различных видов медиа, которые позволяют активировать в человеке собственные каналы получения информации, а также воздействуют на его поведение, разум, чувства, физические возможности. В этом плане достаточно устоявшейся, связанной общностью признаков и свойств, является группа молодежных СМИ. Эти средства массовой информации имеют все те же функции, что и другие медиа, рассчитанные на разные аудитории, и одновременно играют существенную адаптационную, социализирующую и медиаобразова-тельную роль. 1

Для детального ознакомления было выбрано издание «Наша молодежь» - общероссийский молодежный журнал, издаваемый с 20 июля 2009 года для способной, инициативной и талантливой молодежи. Издание входит в состав медиахолдинга «Наша молодежь» и имеет электронную версию . Тираж журнала 5000 экземпляров, периодичность выхода два раза в месяц. Три раза его признавали «Лучшим молодежным изданием года».

В системе СМИ СССР молодежной печати отводилось весьма значительное место, ведь именно она выступала основным рычагом воздействия на духовный мир молодежи, позиционирующим себя в роли культурной доминанты в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций молодых людей.

Современный молодежный журнал изучает советский опыт, при этом пытается соединить все, что было лучшего в прошлом молодежной журналистики с требованиями современности. Он осуществляет информационное обеспечение государственной молодежной политики, информирование молодежи и специалистов по работе с молодежью о ключевых событиях и курсе молодежной политики; карьерных перспективах; существующих возможно-

1 Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. С. 119.

2 Наша молодежь: сайт. URL: http://nasha-molodezh.ru/

стях реализации своих идей и талантов, в том числе на примере реальных историй успеха молодых людей; освещение реализуемых молодежных проектов и молодежных акций, актуальных социально-политических тем, описание основ эффективных механизмов взаимодействия с современной молодежью, правовое и семейное просвещение молодого поколения; патриотическое воспитание молодежи; укрепление института семьи.

Кроме того, в журнале печатаются новые документы Президента РФ и Правительства РФ по молодежной политике, рассказывается о деятельности региональных Комитетов по делам молодежи; о работе различных молодежных объединений; пропагандируется положительный опыт работы с молодёжью, самые масштабные и эффективные молодежные проекты и акции. Каждый номер наполнен множеством красочных фотографий и содержательными текстами.

Журналу присущи все атрибуты конвергентного СМИ: современный дизайн, сайт с удобной навигацией, электронная подписка, активное присутствие в соцсетях.

В журнале 9 постоянных рубрик, в которых рассматриваются актуальные проблемы общественной жизни, карьеры, новости из мира науки, отчеты о путешествиях и т.п. Есть также спецрубрики, отражающие основные вопросы молодежной политики, студенческой жизни, образования, творческого развития, а также интересные идеи, проекты, инициативы, которые заслуживают большего внимания общественности.

Особенностью издания является привлечение молодежной аудитории к размещению публикуемых материалов. Редакция призывает к сотрудничеству разные молодежные организации в любой сфере деятельности. Руководство журнала готово оказывать им информационную поддержку, освещать их мероприятия и получать материалы для публикаций. При этом позиция издания такова, что материалы, присылаемые для редакции, не обязательно должны отображать позитивные явления в молодежной среде, поскольку одной из задач журнала является отражение реального со-

стояния дел молодежной жизни каждого региона страны.

Позиционируя себя как издание для молодежи, журнал старается освещать все аспекты жизни молодого поколения, оказывая помимо просвещения в том числе и культуроориентрующее воздействие. Журнал призывает молодежь иметь какое-то увлечение, стремиться к чему-то, даже если это порой и не понимают окружающие. Главное, не сидеть без дела, не зацикливаться на одном, а стремиться к новым знаниям, раскрывать свои таланты, выявлять в себе что-то новое, к чему стремится душа, потому что, если не реализовывать свои творческие наплывы сейчас, позже уже не будет никаких стремлений, целей и времени на их достижение.

Стремясь удовлетворить широкий спектр запросов, издание регулярно обращается к теме культуры, в некоторых случаях отводя для этого специальные разделы. В каждом из выпусков публикуются материалы, посвященные разным областям искусства.

Ежегодно на страницах журнала освещаются мероприятия, которые проходят в рамках Открытого телевизионного международного проекта «Таланты Рос-сии»1. Свои способности демонстрировали жители Владимира - одного из самых древних городов России, город-музей представил плеяду самобытных дарований2, Тулы и Тульской области, рассказавшие о художественном творчестве, культуре и достопри-

3

мечательностях своего региона , а также Твери, Костромы и Воронежа.4 В 2016 году в преддверии года кино в России журнал особое внимание уделил проблемам киноискусства, рассказывая читателям о работе всероссийского кинофестиваля <^кеу-стета», прошедшего в Тамбове5, сборе за-

1 Открытый телевизионный международный проект «Таланты России»: сайт. иКЬ: http://talentsofrussia.ru/

2 Дарования города-музея / Н. Соловьева // Наша молодежь. 2016. №1. С. 24-25.

3 Соловьева Н. Песни и танцы города мастеровых // Наша молодежь. 2015. №22. С. 18-21.

4 Масалимова Т. Стремление, развитие успешность «Талантов России» // Наша молодежь. 2017. № 9-10. С. 20-24.

5 Поезд в огне / Е. Барханская // Наша моло-

явок от молодых кинематографистов на участие в кинолаборатории PROкино6. Не оставляет без внимания издание и мир музыки, рассказывая не только о победителях музыкальных конкурсов7, но и секретах профессионального мастерства8, что, несомненно, находит отклик у нового поколения. В рамках данного проекта, помимо проведения культурных мероприятий, направленных на воспитание социальной ответственности, была организована помощь в нахождении своего профессионального пути участниками проекта - многие из них сумели поступить в вузы мирового

9

уровня .

Вопросы моды в журнале освещает Лилия Варюхина - автор уделяет внимание только новичкам мира российского моды (рассказывает историю создания брендов, публикует интервью с участницами дизайнерских конкурсов) 10.

Делится своими музыкальными впечатлениями и постоянный автор журнала, кандидат экономических наук, доцент, член Союза писателей России Наталия Дмитриевна Саурина, которая на собственном примере учит молодое поколение добиваться 11

поставленных целей .

Несмотря на то, что основной задачей журнала является информирование молодежи о проводимой государством молодежной политике, издание, тем не менее, довольно

дежь. 2016. №19. С. 11-16.

6 Киностудия Горького открыла сбор заявок на участие в кинолаборатории РКОкино // Наша молодежь. 2016. №6. С. 57-57.

7 Тарасова С. Александра Воробьёва: По жизни с музыкой // Наша молодежь. 2015. № 22. С. 14-17.

8 Как записать свой альбом? - Советы молодым музыкантам / Л. Клюев // Наша молодежь. 2016. №6. С. 54-55; Как пробиться в индустрию кино без образования, или история успеха одного человека // Наша молодежь. 2017. №5(143). С. 56-56.

9 Масалимова Т. Добрые дела Талантов России // Наша молодежь. 2017. №17. С. 18-20.

10 Варюхина Л. Молодой дизайнере Дина Агамова «Вдохновение, оно повсюду» // Наша молодежь. 2015. №21. С 40-42; Варюхина Л. Российский дизайнеры «МагуМагу» о творчестве и русской моде // Наша молодежь. - 2015. №22. С. 46-47.

11 Наталья Саурина: «Я не смогла промолчать!» / Н. Саурина // Наша молодежь. 2015. №2. С. 40-41; Девичье горе / Н. Саурина // Наша молодежь. 2017. №3(141). С. 51-51; Уроки музыки / Н. Саурина // Наша молодежь. 2017. №3(141). С. 51-52.

пристальное внимание уделяет миру современного кинематографа, представляя вниманию читателей авторское видение о просмотренном1, искусстве, рассказывает о работе музеев2, театров3. Особое внимание издание уделяет работе московского «Театра Луны»: то он готовит мировую премьеру мюзикла «Чайка» к началу юбилейного 25-го сезона4, то ставит «Дориана Грея»5, или приглашает всех желающих посмотреть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

черную лирическую комедия «Двое бедных

6

румын, говорящих по-польски».

Рассказывает журнал и о достижения молодых людей в сфере культуры. Например, об открытом в Санкт-Петербурге молодежном культурном центре - организации, направленной на поддержку инициатив молодёжи в сфере культуры и искусства. Основными задачами Центра являются формирование коммуникационного поля в сфере современного искусства и исследование традиционных и поиск актуальных тем, языков, форм творческого выражения молодежи. Организация планирует проводить мероприятия по пяти направлениям в искусстве: кино, театр, живопись, музыка и литература через мастер-классы, семинары и лекции от известных кинематографистов; творческие вечера с популярными писателями; лекции по искусствоведению и истории; выставки; кинопоказы; театральные постановки; концерты, а также консультации для молодёжи7.

Значительную часть публикаций составляет литературная тематика. Постоянный автор рубрики «Этюды музыкальные, литературные, пленарные, застольные» Ра-

1 Варюхина Л. Горькая правда «Лефиафана» // Наша молодежь. 2015. №3. С. 52-53.

2 Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля // Наша молодежь. 2016. №19. С. 20.

3 Что там, за кулисами Москвы театральной? / А. Сичанин // Наша молодежь. 2017. №5(143). С. 49-50.

4 «Театр Луны» готовит мировую премьеру мюзикла «Чайка» к началу юбилейного 25-го сезона // Наша молодежь. 2017. №11. С. 25

5 Киселева А., Варюхина В. «Дориан Грей» о страстях и пороках // Наша молодежь. - 2015. - №21. С. 44-45;

6 Польско-говорящая бомба из Румынии // Наша молодежь. 2017. №3. С.18

7 Фесенко Г. Молодёжный культурный центр в

Петербурге // Наша молодежь. 2015. №1. С. 22-23.

уль Мир-Хайдаров, бывший инженер-строитель, российский писатель, автор более 30 книг, лауреат Литературной премии МВД СССР, заслуженный деятель искусств и литературный «исследователь мафии», в каждом номере журнала пишет очерки про свою жизнь, заметки о литературных профессиях.

О любви к чтению - материалы Дмитрия Плынова8 и Виктора Куклина9. Авторы пытаются понять, как из самой читающей нации страна превратилась в «псевдочита-ющую», ориентированную на достижение материальных ценностей. В какой момент русская литературная традиция, базирующаяся на диалоге писателей и народа, перестала быть в России русской, приобрела характерный протестантский оттенок: писательство стало бизнесом, а книжный рынок страны - бумажным хламом. Можно ли привить или пробудить у подрастающего поколения интерес к книге? Автор задается вопросом «именно «пробудить», а не заставить читать», ведь в приказном порядке это делает каждый родитель.

Сегодня о современных писателях известно мало. Конечно, иногда, на страницах ведущих изданий и в интернет-пространстве появляется информация о новых авторах, которые не только «несут в массы» собственное видение мира, культурных ценностей и т.п., но и совершают при этом довольно нестандартные действия (вспомним поехавшего на войну Захара Прилепина или нашумевшего своим «географом, который пропил глобус», Алексея Иванова). Давая шанс каждому желающему, в рубрике «Литература» редакция публикует небольшие рассказы и повести, которые присылает молодежь, желающая донести до своего поколения волнующие их вопросы10. Трогательные, серьезные, редко ироничные, они являются отражением внутреннего мира молодого поколения, выражением его ценно-

8 Плынов Д.Я не люблю читать. Я - тоже // Наша молодежь. 2015. №20. С. 36-35.

9 Куклин В. Куда подевался старый читатель // Наша молодежь. 2016. №1. С. 43-45.

10 Невезучая / Т. Синяк // Наша молодежь. 2017. №5(143). С. 39-40; Мой старый дом / Я. Кауров // Наша молодежь. 2016. №8. С. 39-39; Моя бабушка о писателях / В. Власов // Наша молодежь. 2015. №8. С. 48-49.

стей, мировоззрения. Впрочем, корреспонденты журнала также делятся своими впечатлениями о прочитанном, как правило, рассказывая о жизни и главных произведениях людей, оказавших большое значение на развитие литературы1.

Публикуя поэтические произведения журнал дарит поэтам возможность поделиться своим творчеством, быть услышанными и понятыми, что несомненно, важно для развития современной поэзии.

В течение нескольких лет журнал публикует статьи под названием «Странствия великой мечты», в которых рассказывается о писателях, желающих сделать «наш мир лучше, добрее...». За это время героями публикаций стали М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, Ф.Н. Глинка и другие отечественные писатели, деятели культуры, публицисты, музыканты. Редакция журнала приглашает читателей обсудить вопросы чтения молодых людей, возникшие в результате подведения итогов проведенного исследования роли книги в процессе общения в широком смысле: человека и человека, человека и текста, человека и автора текста2, составляет рейтинги наиболее популярных книжных изданий, цель которых - помочь разобраться в нескончаемом море изданий, адресованных детям и юношеству.

Журнал «Наша молодежь» - это современный отечественный журнал для молодых, который стремится сохранить специфику молодежной культуры путем воспроизведения сформированного ею жизненного стиля, через определяющие социальные практики молодежи, через ее интеллектуальное и духовное обеспечение. Само название издания отражает стремление авторов проекта отразить наиболее значимые ценности, присущие молодому поколению, показать молодежи все возможности, варианты того, что она могут ещё сделать в своей жизни. Уделяя немало внимания вопросам культуры и искусства, журнал публику-

1 Широков В. Последний рыцарь ордена любви // Наша молодежь.2015. № 22. С. 51-53; Карл Павлович Брюллов (1799-1852) / Н. Бойко // Наша молодежь. 2017. №5(143). С. 46-48.

2 Руднев В. Читатели XXI века - кто они? // Наша молодежь. 2015. №15. С 45-55.

ет материалы, посвященные образованию3,

4

семье , реализации молодежных инициатив в сфере бизнеса5. Особенный интерес представляют публикации про новые проекты, созданные молодежью. Чужой практический успех может оказаться для кого-то прекрасным примером для реализации собственных амбиций.

В каждом номере журнала публикуются материалы, в которых представлено мнение Президента РФ В.В. Путина по ряду актуальных проблем, а также выдержки из его выступлений и заседаний правитель-ства7, что несомненно повышает интерес молодежи к журналу, потому что сегодня все большая часть представителей молодого поколения интересуется политической ситуацией в стране и тем, как складываются международные отношения России на мировой арене.

Среди актуальных тем 2016 года - вопросы, связанные с Великой Отечественной войной8, карьерой9, а также здоровым образом жизни, образованием. Интересно, что

3 Дмитрий Прядун: «Образование - важнейший этап в жизни человека» // 2015. №23-24. С. 10-11.

4 Станислав Сафронов: «Мой талисман - моя семья» 2015. №18. С. 8-11.

5 Михаил Кривопал: «Приморский край в лидерах по развитию молодежных инициатив!» // 2015. №17(107). С. 3-6; Анна Чигарина: «Моё достижение -Центр развития добровольчества» // 2015. №16(106). С. 13-17; Как с нуля начать делать потрясающие вещи: проект новые лица // 2015. №16(106). С. 17-19; Владимир Владимиров: «Используй время для своего будущего» // 2015. №13-14(103-104). С. 6-10.

6 Владимир Путин: Кто хочет с нами работать и в сфере безопасности, и борьбы с терроризмом, м в экономике - добро пожаловать»: из ответов на вопросы на инвестиционном форуме «Россия зовет!» // 2015. №21(111).

7 Владимир Путин: «Уважение к своей истории свидетельство зрелости общества и государства» // 2015. №20(110).; Владимир Путин: «Нужно развивать инфраструктуру» Из выступления на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности / Наша молодежь. 2016. №9-10. С. 2-2.

8 Они не брали немцев в плен// 2016. №23-24 С. 16-18; Итальянские фашисты, кровавые румыны и финские концлагеря: как «ЕС» помогал Гитлеру / Наша молодежь. 2016. №20. С. 27-28; Мы помним тебя, Ваня, о, русский разведчик / Н. И Боровиков // Наша молодежь. 2016. №8. С. 14-15

9 Почему мы работаем 40 часов в неделю // Наша молодежь. 2016. №20. С. 53-58.

профессиональные представления молодежи в издании анализируются через неразрывную взаимосвязь обретённых факторов: различающемся образовании, профессиональным статусом родителей, местожительством, собственным социальным положением (принадлежностью к выпускникам разных средних учебных заведений, к рабочей молодежи, к получившим образование за рубежом), уровнем последующего профессионального образования и дополнительного обучения. Авторы публикаций пытаются провести параллели между наличием образования и успешным существованием в жизни, что, несомненно, обладает некоторой педагогической направленностью. Многие молодые люди более прислушиваются к опыту посторонних людей, чем к тому, что им советуют близкие, и, если издание вызывает доверие - данные статьи окажутся полезными для тех, кто хочет найти себя в жизни.

За 2017 год интерес аудитории вызвали материалы, посвященные одной из самых популярных игр современности - кве-сту1, росту насилия и агрессии у молодежи, особенно в сети Интернет (автор попыталась найти ответ на самый простой вопрос -

от чего зависит уровень жестокости совре-\ 2

менной молодежи' , почему проблема насилия и похожие с ней темы становятся настолько популярны среди пользователей сети и как уберечь юных пользователей от подобного рода контента3.

Радует, что на фоне негативных поводов авторы журнала стараются разбавить публикуемые статьи материалами, связанными с повышением внимания к проблеме чтения, особенно в эпоху социальных сетей и СМИ4, жизни известных людей5, здоровому образу жизни 6.

1 Аксенова Л. «Реально виртуальный: как компьютерные игры вышли за пределы монитора» // Наша молодежь. 2017. № 2. С. 12-14.

2 Киселева А. Как остановить рост насилия и агрессии у молодежи // Наша молодежь. 2017. № 3. С. 18-20.

3 Как обеспечить безопасность детей в Интернете // Наша молодежь. 2017. № 5. С. 20-21.

4 «Аксиология чтения» // Наша молодежь. 2017. № 2. С.18-19.

5 Бойко Н. Карл Павлович Брюллов (17991852) // Наша молодежь. 2017. № 5. С. 43-47.

6 Куприянова В. «Спорт - это здоровье!» //

В последнем номере за 2018 год главный материал посвящен Ивану Бессонову, победителю Eurovision Young Musicians 2018, чей портрет вынесен на обложку, также привлекли внимание материалы, посвященные 100-летию ВЛКСМ, духовному наследию мыслителя Ивана Ильина, социологический опрос о любви как главной семейной ценности7.

Анализ материалов показал, что в журнале отражаются наиболее актуальные проблемы, связанные с молодежью во всех сферах жизнедеятельности, включая официальные документы по делам молодёжи и методические материалы. Основное внимание уделяется ценностям патриотизма и образования (знания), труду, семье, милосердию, взаимопомощи, профессионализму, в меньшей степени развлечениям. Если освещению каких-то событий не достаёт места в бумажной версии журнала, то эти события обязательно отражаются в электронной версии. Пул авторов постоянный, есть спецкоры (13 человек), а также приглашенные авторы, публикации которых чаще всего отражают мнение по конкретному поводу. В журнале работает много молодых журналистов, знающих проблемы молодёжи не понаслышке. Это Лилия Варюхина, Иван Горбунов, Антон Гагарин, Артём Егоров, Айгуль Кабулова, Нарине Шахбазян и другие.

Анализ издания с содержательной, оформительской и организационной сторон показал:

- с содержательной стороны - журнал освещает широкий круг явлений, которые вызывают интерес у молодого поколения. Жанровая палитра публикуемых материалов разнообразна: в основном репортажи, интервью, информационные заметки (в основном о конкурсах) и отчеты о прошедших конференциях, реже - журналистские расследования и обозрения. Данное издание характеризуется активной авторской позицией с повышенной эмоциональной оце-ночностью. Кроме того, особенностью жур-

Наша молодежь. 2017. № 4. С. 54-56; Смерть от энергетических напитков - какой вред они несут? // Наша молодежь. 2017. № 5. С. 54-55.

7 Наша молодежь. 2018. № 19-20(181-182), 131 октября 2018.

нала является его нацеленность на российского читателя, поэтому издание в выборе материалов отдаёт предпочтение публикациям, посвященным России, представителям отечественной индустрии кино, музыки, спорта и других сфер деятельности, освещающим прошлое страны и проблемы современной жизни. Авторы публикаций не используют терминов, непонятных аудитории, не встречаются в тексте и сложные синтаксические конструкции, все мысли изложены четко, ясно и лаконично.

- с оформительской точки зрения - издание придерживается постоянных рубрик, очень мало информации рекламного характера, публикации снабжены яркими фотографиями. Электронная версия журнала более полно раскрывает заявленные печатной версией проблемы, приглашая читателей к обсуждению наиболее понравившихся статей.

- с организационной стороны - данное издание выходит с постоянной регулярностью, представляет читателям 3 варианта подписки (через сайт, редакцию журнала и Почту России).

Проведенный анализ показал, что издание публикует материал, представляющий интерес для молодого поколения, с присущей ему культурной спецификой.

Культуроориентирущая функция реализуется по-разному. Российский журнал старается освещать все аспекты жизни молодого поколения. Стремясь удовлетворить широкий спектр запросов молодого поколения, издание регулярно обращается к теме культуры, публикуя материалы, посвященные искусству, моде, индустрии развлечений. Значительную часть публикаций составляет литературная тематика: часто публикуются небольшие рассказы и повести, которые присылает редакции молодежь, желающая донести до своего поколения волнующие их вопросы. Корреспонденты журнала также делятся своими впечатлениями о прочитанном, как правило, рассказывая о жизни и главных произведениях людей, оказавших большое значение на развитие литературы.

Средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом, особенно мо-

лодежи, которая почти ежедневно использует СМИ в качестве главного источника информации. Исследования в области влияния СМИ на молодежь в целом показали, что современные российские медиасистемы в значительной мере пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательно, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждается молодежь, подменяется содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия, на развлечения. И это приносит создателям медиаиндустрии быстрый коммерческий успех.

Молодежная аудитория - очень специфический сегмент, по сравнению со взрослыми у нее более низкая покупательная способность и другие ценностные приоритеты. Девушки и юноши достаточно часто меняют свои пристрастия, соответственно СМИ должны активно реагировать на меняющиеся тенденции моды, стиль жизни, предпочтения в музыке и увлечения молодежи. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования молодежных СМИ учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В журнале 9 постоянных рубрик, в которых рассматриваются актуальные проблемы общественной жизни, карьеры, новости из мира науки, отчеты о путешествиях и т.п. Есть также спецрубрики, отражающие основные вопросы молодёжной политики, студенческой жизни, образования, творческого развития, а также интересные идеи, проекты, инициативы, которые заслуживают большего внимания общественности.

Особенностью издания является привлечение молодежной аудитории к размещению публикуемых материалов. Редакция издания призывает к сотрудничеству разные молодежные организации в любой сфере деятельности. Руководство журнала готово оказывать им информационную поддержку, освещать их мероприятия и получать материалы для публикаций. При этом позиция издания таковы, что материалы, присылаемые для редакции, не обязательно должны

отображать позитивные явления в молодежной среде, поскольку одной из задач журнала является отражение реального состояния дел молодежной жизни каждого региона страны.

Анализ публикуемых материалов показал, что в журнале отражаются наиболее актуальные проблемы, связанные с молодежью во всех сферах жизнедеятельности, включая официальные документы по делам молодёжи и методические материалы. Пул авторов постоянный, есть спецкоры (13 человек), а также приглашенные авторы, публикации которых чаще всего отражают мнение по конкретному поводу.

Журнал «Наша молодежь» больше внимания уделяет вопросам трудоустройства, проектам, которые реализуются молодежью в сфере бизнеса и информационных технологий, интервью с представителями молодежи, которые уже сумели достичь желаемого в какой-то определённой сфере. Публикуются материалы, привлекающие внимание молодой аудитории. Это, безусловно, влияет на формирование мировоззрения у молодежи. Журнал старается воспитывать молодых людей в духе патриотизма, укрепления моральных ценностей, верности государственной политике. Таким образом, журнал выступает своего рода трибуной для выражения государственной молодежной политики.

Молодежь на первое место среди мотивов труда ставит заработок. А неудовлетворенность своим материальным положением приводит к нарастанию социальной

напряженности в молодежной среде. Одной из болезненных социально-экономических проблем становится проблема трудоустройства после получения профессионального образования.

Одной из задач молодежной политики становится формирование равных возможностей для городской и сельской молодежи в получении образования, рабочих мест, проведении досуга. Глобальные трансформационные процессы влияют и на стили жизни молодежи, все большее влияние оказывает на молодежь и ее ценности западное общество потребления. Однако, по мнению социологов, рано говорить о радикальном росте потребительства среди молодежи. Молодежь - самая открытая для перемен социальная группа в обществе, поэтому очень важен также анализ ее политических взглядов, важно активизировать ее роль в решении основных задач социального развития. Иное положение занимает российская молодежь, которая смело высказывает свои мысли по поводу политической ситуации в стране.

Молодежь проявляет наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени, не замыкаясь, однако, только на развлечениях. Вместе с тем необходимо отметить, что на современную молодежную культуру влияют традиционные устои общества и процессы развития поколений. В целом молодежные проблемы современной России находятся в постоянном изменении и требуют дальнейших исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андросов, А.А. О специфике современной субкультуры молодежи // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - №15. - С.159-164.

2. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи: монография / И.В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - 243 с.

3. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Ч.1. Трансформация глобального информационно-коммуникационного пространства в интернете / под ред. И. За-сурского // Сборник Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. - М.: МГУ, 2007. - 262 с.

4. Какаулина, К.А. Молодежные СМИ России // Культурология и искусствоведение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 45-48.

5. Князева, М.Л. Культурологическая экспертиза информационного продукта: в поисках системности // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - №3. - С.13-27.

6. Князева, М.Л. Традиции как фактор развития: медийные аспекты // Вопросы теории

и практики журналистики. - 2015. - Т. 4. № 3. - С. 280-289.

7. Кон, И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

8. Луков, В.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. - М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2012. - 528 с.

9. Нафталиева, В.О. Влияние современных СМИ на молодежь// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011. - №2. - С. 182-195.

10. Омельченко, Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - №4. - С. 151-182.

11. Рабалданова, Э., Медведева, Н.И. Влияние средств массовой информации на поведение молодежи. - М., 2000.

12. Скакун, А.С. Основные подходы к дефиниции понятий «Молодежная культура» и «Молодежные субкультуры» // Регионология. - 2014. - С. 164-173.

13. Смирнова, О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 25-37.

14. Солхан, В.С., Хубецова, З.Ф. Коммуникативные стратегии печатных СМИ в освещении молодежной проблематики // Новые идеи в теории и практики: сб. науч. трудов. Вып 2 / отв. ред. Д.П. Гавра. - СПб.: Роза мира, 2007. - С. 135-154.

15. Швец, И.В., Кузьма, Н.В. Влияние медиа на формирование молодежи // Молодежь и медиа. Цели и ценности: сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и медиа. Цели и ценности». Москва, 28-29 апреля 2011 / сост.: Т.Н. Владимирова, И.В. Жилавская. - М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. - С. 76-85.

16. Шкондин, М.В. Печатные СМИ в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 38-53.

17. Южанинова, Е.Р. Интернет как новое пространство самореализации молодёжи // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №7. - С. 82-89.

18. Юрчик, Р.Ю., Назарова, О.М. Полярность психологического воздействия средств массовой информации на развитие современной молодежи // Молодой ученый. - 2017. -№13. - С. 217-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.