УДК 070; 37
А. И.Ацута
Сибирский федералъныйуниеерситет, Красноярск
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ И МЕДИАТВОРЧЕСТВО: К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы молодежного медиадискурса в контексте теории киберсоциализации и последних исследований Фонда Общественного Мнения и Фонда Развития Интернет в России. Описываются и интерпретируются выборочные результаты социологического опроса «Медиаактивностъ молодежи», проведенного на базе одной из новых школ г. Красноярска. Респондентами опроса стали 550 школьников в возрасте от 12 до 18 лет.
Ключевые слова: медиаграмотность, медиакомпетентность, медиатворчество, медиапотре-бление, медиаактивностъ, киберсоциализация.
Молодежь как наиболее мобильная и восприимчивая ко всему новому часть населения является одним из основных субъектов в развитии информационных и коммуникационных технологий. При этом именно на молодое поколение направлено разнообразное медиавоздействие - как положительное, так и отрицательное. Под влиянием различных видов медиа у молодежи формируется медиаповедение, которое имеет ряд особенностей и вызывает определенные проблемы. Изучение этих особенностей представляется чрезвычайно актуальным и имеет практическое значение. Система мотивации, выбор медиаресурсов, критический анализ и оценка медиатекстов, а также возможность и способность создания собственного информационного продукта - все это аспекты молодежного медиадискурса [5].
С начала XXI века вопросам медиаобразования и медиаграмотности уделяется все больше внимания российских и мировых ученых и медиа-аналитиков. Это связано с тем, что современное медиапространство стремительно меняется и обновляется, порой, прежде, чем человек успевает осмыслить и предвосхитить какие-либо закономерности в его развитии.
Глава ведущей научной школы РФ «Медиаобразование и медиакомпетентность» профессор А. В. Федоров в своих работах рассматривал концептуальные основы медиаобразования и анализировал теорию и практику его реализации в разных странах. Одним из первых он отмечал, что «в контексте медиаобразования наиболее актуальным является вопрос о роли адресата медиа, о его включении в процесс диалога, о том, какую позицию он займёт, будет ли активным или пассивным участником самого хода познания медиакультуры» [10. С. 12].
В 2003 году ведущими российскими медиаисследователями Е. Л. Вартановой и Я. Н. Засур-ским был разработан первый «Российский модуль медиобразования», в котором авторы подчеркивали необходимость осознанного участия и вовлеченности молодежи в окружающую их медиакультуру [1].
Отечественный исследователь и специалист в области медиа И. А. Фатеева в своей работе «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации», опираясь на теорию медиадея-тельности, понимает под медиаобразованием в широком смысле этого слова «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования массмедиа» или «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение как производству массмедиа, так и пользованию ими» [9. С. 13].
Большой вклад в исследование вопроса вносит И. В. Жилавская - заведующий кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ, президент Ассоциации специалистов медиаобразования. В одном из своих последних докладов на тему «Медиаобразование как фактор, способствующий самоактуализации личности в информационном обществе», она выделяет и характеризует наиболее актуальные на сегодняшний день тенденции в подходах к медиаобразованию молодежи. Они связаны, прежде всего, с «инфор-
мальным образованием», повышением медиасознательности, развитием способностей человека быть одновременно и потребителем и источником информации в процессе восприятии им окружающего мира [4].
В статье Годик Ю.О. «Цифровое поколение и новые медиа» всесторонне рассматривается феномен «цифрового поколения» - юных пользователей глобальной сети интернет, особенности их сетевого поведения, общения; влияние новых медиа на формирование идентичности, феномены многозадачности, интернет-зависимости. Автор акцентирует тот факт, что «интернет становится творческой лабораторией, в которой молодые пользователи пробуют и учатся искусству презентации себя внешнему миру» [2].
Актуальные исследования в этой области были проведены в течение последних 3-х лет в России Фондом Развития Интернет (http://www.fid.su) и Фондом «Общественное мнение» (http:// fom.ru). Так, Фонд Развития Интернет в 2013 году опубликовал результаты исследования первого общероссийского исследования «Цифровая компетентность российских подростков и родителей» [6]. Данное исследование проводилось совместно с факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и при поддержке корпорации Google. На сайте Фонда «Общественное мнение» можно ознакомиться с результатами исследований 2015-2016 годов по темам: «Что смотрят по телевизору?», «Родители и дети в социальных сетях», «Он-лайн практики россиян - социальные сети», «Интернет: родительский контроль».
Если обобщить результаты данных исследований, то мы имеем следующие крайне важные выводы для осмысления и выстраивания будущих перспектив медиаобразовательной политики на уровне государства: технологии стремительно меняют культуру коммуникации, растет цифровое неравенство между пользователями сети - родителями и детьми; вопросы безопасности и пользы интернета для молодого поколения остаются сегодня остро актуальными; интернет-СМИ, и в частности социальные сети занимают лидирующие позиции в выборе юных медиапотребителей, при этом процесс овладения информационными компетенциями зачастую происходит стихийно и бесконтрольно со стороны родителей и школы, иллюзия цифровой компетентности у подростков снижает мотивацию развития умений и навыков работы с информацией.
В этой связи знаковым в течение последних двух лет является особое внимание системы образования к развитию деятельности информационно-медийного направления в Российском движении школьников (РДШ) - общественно-государственной детско-юношеской организации, созданной в соответствии с Указом Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 (Шрз://рдш.рф). В 2016 году на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» В. А. Плешаковым, к.п.н. доцентом, профессором кафедры социальной педагогики и психологии, разработаны «Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности РДШ», где автором развивается принятая им киберонтолическая концепция. По мнению В. А. Плешакова, «современный человек - представитель вида "HomoSapiens" - становится ещё и "HomoCyberus'oM" - "человеком киберсоциализирующимся"» [7. С. 7]. Развитие культуры ки-берсоциализации человека является насущной задачей современного воспитания, обучения и образования личности. Роль киберонтологической концепции заключается в регулировании развития личности и жизнедеятельности человека в киберпространстве с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества [7. С. 13].
С учетом более чем двадцатилетней истории изучения вопросов медиаобразования и меди-аграмотности в России, существованию разных, зачастую крайне противоположных, подходов ученых и педагогов-практиков, в нашей стране до сих пор нет общепринятых государственных программ медиобразования молодежи. Поэтому крайне важное значение имеет то, как сегодня задачи медиаобразования решаются в каждом конкретном образовательном учреждении, какие модели эффективной киберсоциализации внедряются в работе с молодежью.
Для разработки эффективной медиаобразовательной модели в одной из новых школ г. Красноярска - МАОУ «Средняя школа № 152» (общее количество обучающихся на01.11.2016- 1701 чел.) было проведено массовое исследование, направленное на изучение активности молодежи в использовании современных медиатехнологий.
Материалом исследования послужили результаты социологического опроса, проведенного в период с 7-21 ноября 2016 г., респондентами которого стали 550 обучающихся в возрасте от 12
до 18 лет (все школьники 6-11 классов МАОУ СШ № 152). Для анкетирования были предложены следующие группы вопросов: выбор тех или иных информационных устройств для ежедневного использования, в том числе выхода в Интернет, цели использования медиатехнологий, особенности медиапотребления и медиатворчества, реакции на агрессивное поведение в сети, отношение к современному уровню развитию медиа. На вопросы анкеты респонденты отвечали анонимно, с указанием лишь возрастной группы и пола, а также класса. На наш взгляд, эти данные позволят при полном анализе результатов опроса выделить особенности медиаповедения отдельных половозрастных и социальных групп (например, особенности медиаповедения отдельно взятого классного коллектива). Полный анализ результатов данного исследования предстоит осуществить в ближайшее время.
На сегодняшний день, результаты анкетирования по двум ключевым вопросам, посвященных медиапотреблению (Табл. 1) и медиатворчеству (Табл. 2) в сети Интернет, подтверждают, что большинство современных подростков (более 90 %) активно используют все доступные сервисы сети Интернет для общения, удовлетворения потребностей в информации и развлечениях, то есть являются активными медиапотребителями. Лидирующими видами деятельности для них при этом являются: общение в социальных сетях (93 %), скачивание и прослушивание музыки (84 %), поиск информации (77 %), просмотр фотографий (74 %), скачивание и просмотр видео (66 %).
Таблица 1.
Вопрос 7. Что из перечисленного вам приходилось делать в Интернете за последний месяц?
Общаться в социальных сетях (Вконтакте, Instagram, Twitter и др.) 93%
Скачивать, прослушивать музыку 84%
Искать информацию 77%
Просматривать фотографии 74%
Скачивать, просматривать видео 66%
Пользоваться сервисами обмена сообщениями (Viber, WhatsApp и т.д.) 61%
Читать новости 61%
Пользоваться интернет-телефонией (Skype и т.д.) 58%
Играть в онлайн-игры 48%
Покупать, заказывать товары / услуги в интернет-магазинах 44%
Смотреть интернет-телевидение 42%
Скачивать, приобретать программное обеспечение, приложения 42%
Читать, скачивать электронные книги 37%
Читать форумы или блоги (обсуждения на форумах или блогах) 33%
Общаться в чатах / форумах / блогах 28%
Вести переписку по электронной почте 25%
Слушать интернет-радио, подкасты 19%
Другое: 18%
Уровень активности представителей молодого поколения в качестве авторов и создателей различного информационного контента в медиапространстве не достигает и 50 %. (Табл.2). Таким образом, только менее половины пользователей принимают активное участие в создании и распространении информации в сети, выбирая в качестве лидирующих следующие виды деятельности: репосты и ретвиты (48 %), размещение фотографий (39 %) комментарии к чужим записям (31 %), ведение микроблога (26 %), модерация группы в социальной сети (18 %).
Таблица 2.
Вопрос 8. Участвуете ли вы в создании и распространении информации в сети Интернет?
Делаю репосты и ретвиты 48%
Размещаю фотографии в блоге, в социальной сети 39%
Пишу комментарии к чужим записям в блогах, соцсетях, форумах 31%
Веду микроблог в ВК, Instagram, Twitter 26%
Модерирую группу в социальной сети 18%
Размещаю видео на сайтах типа Youtube 15%
Пишу комментарии к новостям на сайтах СМИ, в форумах СМИ 11%
Отправляю материалы в СМИ (информацию, фотографии, видео) 7%
Веду блог, дневник в сети 7%
Модерирую свой сайт в сети 7%
Размещаю подкасты 4%
Другое: 13%
Сравнивая показатели ответов по двум приоритетным для нас вопросам исследования, мы приходим к следующему выводу: в медиаповедении молодежи наблюдается существенный разрыв между медиапотреблением и медиатворчеством, при котором человек чаще выступает в позиции объекта медиавоздействия, нежели в позиции субъекта - автора, создателя медиаконтента. Это позволяет нам сформулировать следующие проблемные на сегодняшний день вопросы ме-диаобразования:
— как уменьшить разрыв между медиапотреблением и медиатворчеством в медиаповедении молодежи?
— как формировать мотивацию субъектной позиции молодежи в киберсоциализации?
— как обеспечить выход молодежи на путь безопасной, мобильной и успешной киберсоциализации?
Предполагается, что ответы на данные вопросы должны стать теоретической основой будущей медиаобразовательной модели современной школы.
«Дальнейшее развитие медиаобразования связано с освоением гражданского подхода, ориентированного не просто на повышение медиакомпетентности учащихся, а на повышение медиаак-тивности населения, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие гражданских коммуникаций, обеспечивающих становление и развитие гражданского общества» - считает профессор НИУ ВШЭ, ведущий медиа-аналитик современности И. М. Дзялошинский [3]. В выводах всероссийского исследования Фонда Развития Интернет видится значимым тезис о том, что «рос-сиийская школа, в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, а также с ожиданиями родителей, должна взять на себя главную ответственность за формирование у детей высокого уровня цифровой компетентности, позволяющей укрепить "цифровое гражданство"» [8. С. 139].
Повышение уровня медиаграмотности в России — одно из направлений работы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. По результатам исследования, проведённого научной группой «ЦИРКОН» по заказу Минкомсвязи РФ в 2015 году, «30 % населения РФ обладает высоким уровнем медиаграмотности, 44 % — средним, у 26 % медиаграмотность находится на низком уровне». Согласно основным критериям, утвержденным приказом Минкомсвязи РФ №226 от 28 июля 2014 года, «медиаграмотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться» [6]. Но стоит ли ограничиваться только данными критериями, при разработке современных программ и моделей медиаобразования молодежи?
Проблема медийной компетентности подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной. Более того, она усугубляется стремительным развитием цифровых технологий и коммуникационных систем. В этих условиях на первый план выдвигается медиаобразовательная задача формирования у молодежи умения работать со смыслами и способности к активной медиадея-тельности - медиатворчеству. На наш взгляд, медиаграмотность будущего - это компетенция, в которой должен быть найден и сохранен баланс между грамотным и безопасным медиапотребле-нием и эффективным медиатворчеством, как способом самоактуализации и киберсоциализации личности в информационном пространстве.
Список литературы
1. Вартанова, Е. Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели [Текст] / Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский // Информац. об-во. - 2003. -№3.-С. 5-10.
2. Годик, Ю. О. «Цифровое поколение» и новые медиа [Электронный ресурс] / Ю. О. Годик // Медиаскоп. - 2011. - Выпуск №2. - URL: mediascope.ru/node/838.
3. Дзялошинский, И. М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? [Электронный ресурс] / И. М. Дзялошинский II Медиаобразование: от теории - к практике. - Томск, 2008. - URL: www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/dzyalosh-03/06-mediaobraz-kak-shkola.doc.
4. Жилавская, И. В. Медиаобразование как фактор, способствующий самоактуализации личности в информационном обществе [Текст] / И. В. Жилавская II Доклад на 24-м заседании семинара «Методологические проблемы наук об информации». - М.: ИНИОН РАН, 2016. - 18 с.
5. Информационное письмо о проведении Всероссийской конференции «Молодежь и медиа. Цели и ценности» [Электронный ресурс] II Ассоциация специалистов медиабразования. - М., 2011. - URL: http://mim.org.ru/forum-mediaeducation/molodezh-i-media-2011 (дата обращения: 29.10.2016).
6. Официальное заявление Минкомсвязи РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://minsvyaz. ru/ru/events/34574/ (дата обращения: 15.11.2016).
7. Плешаков, В. А., Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников [Текст] / А. В. Плешаков. - М. : МПГУ, 2016. - 47 с.
8. Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования [Текст] / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. - М. : Фонд Развития Интернет, 2013,- 144 с.
9. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации : монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск : ЧГУ, 2007. - 270 с.
10. Федоров, А. В. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Новикова, В. Л. Колесниченко, И. А. Каруна. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2007. - 256 с.
MEDIA CONSUMPTION AND MEDIA CREATIVITY: ON THE EFFECTIVE CYBER SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE
AtsutaA. I., Siberian Federal University, Krasnoyarsk, [email protected]
In this paper, we address the relevant issues of youth media discourse in the context of cyber socialization theory and latest research of Public Opinion Foundation as 'well as Foundation for Internet Development in Russia. The selected results of «Mediaactivity of youth» survey carried out in one of the newly-open schools of Krasnoyarsk are described and interpreted. The respondents of the survey were 550pupils aged between 12 and 18years old.
Keywords: media literacy, media competence, media creativity, media activity, cyber socialization.
References
1. Vartanova, E. L. and Zasurskii, Y. N. (2003) Rossiyskiy modul mediaobrazovaniya: kontseptsii, printsipyi, modeli [=Russian module of mediaeducation: concepts, principles, models], in: Informats. ob-vo [=Information society], no. 3, pp. 5-10. (In Russ.).
2. Godik, Yu. O. (2011) «Tsifrovoe pokolenie» i novyie medi [=«Digital generation» and new media], in: Mediascope, Issue 2, available at: mediascope.ru/node/838, accessed 23.12.2016. (In Russ.).
3. Dzyaloshinskii, I. M. (2008) Mediaobrazovanie: pedagogicheskaya tehnologiya ili shkolagrazh-danskih kommunikatsiy? [=Mediaeducation: pedagogical technology or school of civil communications?], in: Mediaobrazovanie: ot teorii - к praktike [=Media education: from theory to practice], Tomsk, available at: www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/dzyalosh-03/06-mediaobraz-kak-shkola.doc, accessed 23.12.2016. (In Russ.).
4. Zhilavskaya, I. V. (2016) Mediaobrazovanie как faktor, sposobstvuyuschiy samoaktualizatsii lichnosti v informatsionnom obschestve [=Mediaeducation as a factor, which contributes to self-actualization of a person in the information society], in: Doklad na 24-m zasedanii seminara «Metodologich-eskie problemyi nauk ob informatsii» [=Lecture on the 24th meeting of «Methodological problems of information sciences» Moscow, INION RAN, 28 January 2016], 18 p. (In Russ.).
5. Informatsionnoe pismo о provedenii Vserossiyskoy konferentsii «Molodezh i media. Tseli i tsen-nosti» (2011) [=Information letter on the All-Russian conference «Youth and media. Goals and Values»], in: Assotsiatsiya spetsialistov mediabrazovaniya [=Association of mediaeducation specialists], available at: http://mim.org.ru/forum-mediaeducation/molodezh-i-media-2011, accessed 29.10.2016. (In Russ.).
6. Ofitsialnoe zayavlenie Minkomsvyazi RF [=Official statement of Ministry of Telecom and Mass Communications of the Russian Federation], available at: http://minsvyaz.ru/ru/events/34574/, accessed 15.11.2016. (InRuss.).
7. Pleshakov, V. A. (2016) Metodicheskie rekomendatsiipo informatsionno-mediynomu napravleni-yu deyatelnosti Rossiyskogo dvizheniya Shkolnikov [=Methodological recommendations on information and media activity ofRussian Pupil's movement], Moscow, MSPU, 47 p. (In Russ.).
8. Soldatova, G. U., Nestik, T. A., Rasskazova, E. I. and Zotova, E. Yu. (2013) Tsifrovaya kompetent-nost podrostkov i roditeley. Rezultatyi vserossiyskogo issledovaniya [=Digital competence of teenagers and parents. There suits of All-Russianstudy], Moscow, Foundation for Internet Development, 144 p. (In Russ.).
9. Fateeva, I. A. (2007) Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovyi i praktika realizatsii : mono-grafiya [=Mediaeducation: theoretical basis and practice of implementation: monograph], Chelyabinsk, CSU, 270p. (InRuss.).
10. Fedorov, A. V., Novikov, A. A., Kolesnichenko, V. L. and Karuna, I. A. (2007) Mediaobrazovanie v SShA, Kanade i Velikobritanii [=Mediaeducation in United States, Canada and the UK], Taganrog, Kuchma Publishing, 256p. (In Russ.).
Ацута Анна Игоревна - магистрант кафедры журналистики, Сибирский федеральный университет; педагог-организатор, МАОУ «Средняя школа№152», Красноярск.