Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЕДИНЫЙ ЛИЧНЫЙ СЧЕТ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник Д.П.

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные этапы внедрения цифровых технологий в сферу таможенной деятельности на современном этапе. Работа содержит анализ Стратегии развития таможенной службы до 2020 и до 2030 г., а также выводы по деятельности таможенной службы за 2014-2019 гг. В связи с тем, что цифровизация таможенной сферы является приоритетным путем развития, были проанализированы положительные стороны и возникающие риски, связанные с внедрением искусственного интеллекта. В итоге сформулирован вывод о месте таможенного служащего в новых условиях цифровой трансформации в системе таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS: RESULTS AND PROSPECTS

This article examines and analyzes the Strategy for the development of the customs service until 2020 and until 2030, draws conclusions about the work done to introduce digital technologies into the customs sphere, analyzes the activities of the customs service for 2014-2019. Also in the presented work, the positive aspects and emerging risks associated with the introduction of artificial intelligence are noted. As a result, a conclusion was formulated about the place of a customs officer in the new conditions of digital transformation in the system of customs administration.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мельник Д.П.

МЕЛЬНИК Дмитрий Петрович - аспирант 2-го курса направления «Экономика», 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, кафедра управления, специалист по УМР II категории отдела социально-воспитательной и культурной работы, государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Российская Федерация. E-mail: d.melnik@customs-academy.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены и проанализированы основные этапы внедрения цифровых технологий в сферу таможенной деятельности на современном этапе. Работа содержит анализ Стратегии развития таможенной службы до 2020 и до 2030 г, а также выводы по деятельности таможенной службы за 2014-2019 гг. В связи с тем, что цифровизация таможенной сферы является приоритетным путем развития, были проанализированы положительные стороны и возникающие риски, связанные с внедрением искусственного интеллекта. В итоге сформулирован вывод о месте таможенного служащего в новых условиях цифровой трансформации в системе таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенное администрирование, цифровизация, искусственный интеллект, единый личный счет, центр электронного декларирования, стратегия, единая автоматизированная информационная система.

Для цитирования: Мельник Д.П. Цифровизация деятельности таможенных органов: итоги и перспективы // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 126-139. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-126-139.

Введение

Цифровизация экономики долгое время воспринималась как долгосрочная перспектива развития финансовой системы страны, переход на новый высокотехнологичный уровень организации финансовых отношений. Цифровая экономика сегодня - это реальность, в которой государство и отдельные граждане реализуют свои права и обязанности. Экономические процессы на современном этапе развития представляют собой высокотехнологичную отрасль, отвечающую современным условиям. Однако многое подлежит дальнейшему масштабному совершенствованию. Внедрение цифровых технологий предполагает переход всех государственных структур в цифровое пространство для осуществления своих функций в более полном объеме. Применение цифровых технологий на практике названо главным приоритетом и для таможенных органов.

В ходе пленарного заседания «Таможня 2030: траектория будущего» ежегодного Международного таможенного форума-2019 была представлена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года [4]. «Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году ка-

чественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства», - говорится в документе. Согласно стратегии, одним из целевых ориентиров ФТС России является полномасштабная цифро-визация и автоматизация деятельности таможенных органов, которая должна полностью завершиться к 2030 году и представить новую реальность для таможенной службы.

Следует отметить, что вопрос цифровизации деятельности таможенных органов закреплен Таможенным кодексом ЕАЭС (гл. 48-50) [1]. Так, ст. 356 содержит положения о том, что таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий как таможенных органов, декларантов и иных заинтересованных лиц, так и государственных органов государств-членов в рамках информационного взаимодействия. Данное положение стало фундаментом для создания и деятельности электронной таможни, а также центров электронного декларирования (далее - ЦЭД). Также немаловажное значение имеет система управления рисками (далее - СУР), которая призвана минимизировать вероятность недостоверного декларирования товара.

Для анализа и оценки риска применяются информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы (далее - ЕАИС) таможенных органов, которая включает в себя системы управления базами данных, системы быстрой обработки алгоритмов проведения анализа информации, общесистемное и прикладное программное обеспечение. Система автоматически определяет возможные профили рисков, которые могут применяться к определенным товарам, что позволяет проводить более качественный и быстрый контроль за их перемещением через таможенную границу.

Вопросы цифровизации и информатизации в таможенных органах в общих чертах раскрывают ст. 52, 53, 54 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], где указано, что информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами для обеспечения выполнения возложенных на них задач, обмена информацией в электронном виде с органами власти и организациями, предоставления государственных услуг населению и участникам внешнеэкономической деятельности. В ст. 314 также раскрывается применение СУР. Таким образом, создание и успешное функционирование Системы управления рисками является очередным шагом цифровизации таможенных органов.

Необходимо подчеркнуть, что с самого начала Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) формировался на большом количестве нормативных правовых документов, таких как:

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»;

- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г»;

- Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе»;

- Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»;

- Приказ ФТС России от 30.03.2018 № 440 «Об утверждении Плана информатизации Федеральной таможенной службы на очередной финансовый 2018 г и на плановый период 2019 и 2020 годов» и т. д.

Основная часть

Анализ представленных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что законодательная база, закрепляющая основные аспекты деятельности таможенных органов в рамках развития цифровых технологий, проработана на довольно высоком уровне. Более того, в существующие нормативные правовые акты регулярно вносятся поправки, отвечающие актуальным вызовам и условиям. Таким образом, в нормативной-правовой базе отражены не только общие положения, принципы и алгоритмы осуществления деятельности таможенных органов, но и основные цели и аспекты информатизации и цифровиза-ции конкретных процессов.

Еще одним важным моментом в создании электронной таможни стало внедрение ЦЭД. В 2020 г. завершилась реформа таможенных органов, основанная на Комплексной программе по развитию таможенного администрирования: создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования (далее - ЦЭД). Всего было запланировано создание восьми электронных таможен, а декларирование должно было быть сосредоточено в 16 центрах (рис. 1). Это упрощает прохождение системы таможенного контроля и значительно ускоряет таможенные операции, что, в свою очередь, способствует развитию внешнеэкономической деятельности как Российской Федерации, так и ЕАЭС в целом. Кроме того, растет скорость обработки информации и выпуска деклараций, что является фундаментом успешной работы таможенной службы.

Проводимые мероприятия открыли новые возможности для дальнейшей циф-ровизации таможенных процедур. С помощью процессов автоматизации в 2018 и 2019 г. было зарегистрировано в автоматическом режиме более 800 тыс. деклараций (рис. 2). Это было сделано без участия человека, что подразумевает большую объективность и скорость без снижения качества таможенного контроля. Кроме того, был дан старт автоматизации транзита: в электронном виде оформляется 99% транзитных деклараций.

Таможенные посты фактического контроля, предназначенные для совершения таможенных операций, не связаны с электронным декларированием това-

ров. Это проведение таможенного досмотра и осмотра товаров и транспортных средств, открытие и завершение процедуры таможенного транзита, контроль за деятельностью в местах временного хранения товаров.

За таможенными постами фактического контроля также сохранится функцио нал по декларированию отдельных категорий товаров.

Рис. 1. Количество деклараций на товары, обработанных на таможенных постах (ЦЭД) в 2019 г. [7]

1000

900 823,8 858' 800 700 600 500 400 300 200 100 0

Всего Импорт Экспорт

■ 2018 ■ 2019

Рис. 2. Динамика поданных в электронном виде деклараций [7]

Эффективность деятельности нового формата предоставления таможенных услуг можно проследить на конкретном примере Московского ЦЭД [7]. Так, Московским ЦЭД за 8 мес. 2019 г. (рис. 3) было оформлено 23 тыс. деклараций на товары (ДТ) в электронном виде (22 960 ДТ, из них 5 885 ДТ на экспорт и 17 075 ДТ на импорт). В целом количество электронных деклараций на выпуск товаров по экспорту возросло почти на 22%, по импортируемым товарам - на 3,5%. В дальнейшем планируется постепенное концентрирование декларационного массива из региональных ЦЭД в Московский ЦЭД.

Рис. 3. Количество деклараций на товары, выпущенных в 2019 г.

Московским таможенным постом (ЦЭД) в разбивке по месяцам [7]

Показательным примером успешного функционирования ЦЭД стала Смоленская таможня [8]. Смоленский ЦЭД за два месяца 2020 г. оформил более 26 тыс. деклараций на товары, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2019 г. При этом наблюдается рост как автоматически зарегистрированных, так и автоматически выпущенных деклараций (рис. 4). Время автоматической регистрации электронной декларации варьируется от 1 до 2 мин, автоматический выпуск декларации происходит в среднем за 3-5 мин. 93% экспортных деклараций в 2020 г. зарегистрированы автоматически. В 2019 г. их доля составляла 78%. Доля автоматически зарегистрированных деклараций на импортируемые товары возросла почти в два раза - с 40 до 72%.

В результате преобразований выравнивается правоприменительная практика, обеспечивается единообразие совершения таможенных операций, сокращаются сроки выпуска товаров, что в совокупности ведет к повышению качества таможенного администрирования и дальнейшему сокращению сроков таможенного оформления, позволяет создать все условия для удобства работы добросовестных и законопослушных участников ВЭД.

Рис. 4. Автовыпуск электронных деклараций на товары Московским таможенным постом (ЦЭД), шт. [8]

Следует особо подчеркнуть, что в рамках программы «Цифровая экономика» [9] активно проводилась работа по обеспечению круглосуточного функционирования информационных систем таможенных органов. В этих целях реализуется проект создания в период 2019-2023 гг. собственного главного центра обработки данных. Проводимые мероприятия позволяют гарантировать необходимую мощность и безопасность работы отечественных программных средств, обеспечат создание уникальной информационной системы, которая послужит технической основой дальнейшего внедрения цифровых технологий в таможенной сфере.

На сегодняшний день организован обмен информацией с 43 федеральными ведомствами и организациями через систему межведомственного электронного взаимодействия, в рамках которого ежегодно поступает и обрабатывается более 70 тыс. сообщений. Однако нужно отметить, что для дальнейшего совершенствования данных процессов необходимо, чтобы программные средства других взаимодействующих с ФТС России ведомств были готовы к обмену информацией в режиме реального времени, над чем сейчас ведется активная работа. Более того, на основе внедрения цифровых технологий при реализации принципов однократности таможенного контроля и взаимного признания его результатов строится перспектива сотрудничества с иностранными таможенными органами. Именно внедрение и совершенствование цифровых технологий поможет реализовать устойчивое и надежное сотрудничество таможен как внутри стран Союза, так и с третьими странами.

Важнейшим направлением совместной работы под руководством Министерства финансов является формирование национальной системы прослеживае-мости товаров. В 2019 г. был начат эксперимент с участием более 20 организаций. Создано единое аналитическое хранилище данных о цепочках продаж,

подготовлен пакет изменений в Налоговый кодекс и правовую базу ЕАЭС, идет тестирование и настройка программных средств, в том числе процессов обмена информации. 2020 г. стал итогом эксперимента и началом масштабного внедрения системы.

2020 г. служит отправной точкой в развитии информационного реформирования таможенных органов. Важно понимать, каких результатов удалось достичь, и к чему необходимо стремиться дальше. Руководителем ФТС России В. Була-виным 30 января 2020 г. в ходе выступления на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ в рамках «Правительственного часа» были даны оценка и анализ работ таможенных органов за предшествующий период, а также обозначены основные стратегические направления совершенствования таможенного администрирования [14].

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в 2019 г. снизился на 3% и составил 667 млрд долл. США. Экспорт сократился на 6% - до 423 млрд, импорт увеличился на 2,2% и достиг 244 млрд. Таможенными органами оформлено более 5 млн электронных деклараций, поданных 110 тыс. участников внешнеэкономической деятельности [10]. В федеральный бюджет перечислено 5 трлн 729 млрд руб., что на 90 млрд больше контрольного задания. Платежи от экспорта сократились на 24% и составили 40% перечислений в государственный бюджет. Это обусловлено снижением цены и объема экспорта углеводородов, а также реализацией налогового маневра, в ходе которого сумма пошлин от экспорта нефти и нефтепродуктов в 2019 г. уменьшилась на 1,9 трлн руб. В то же время произошло увеличение почти на 14% платежей по импорту. Положительная динамика объясняется не только ростом курса доллара США и увеличением ставки НДС с 18 до 20%, но и повышением эффективности таможенного администрирования в связи с внедрением цифровых технологий.

Отмечается, что в 2020 г. доля таможенных операций, совершаемых автоматически с использованием информационных технологий (в отношении товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, связанных с ввозом или вывозом товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС), составила 25%. К 2024 г. доля таких операций достигнет 50%, а к 2030 г. - 100%, что отмечается в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Кроме того, доля отправлений, в отношении которых таможенные декларации поданы в электронном виде, в общем количестве отправлений, в которых перемещались товары, приобретенные в рамках международной электронной торговли, к 2030 г. вырастет с 10 до 80%.

Одной из важнейших функций таможенной службы является сбор пошлин и налогов в целях пополнения государственного бюджета. Таможня старается сделать процесс перечисления средств в бюджет максимально эффективным, прозрачным и удобным для участников ВЭД. Важным этапом стал переход на единые лицевые счета (ЕЛС). Ранее участники ВЭД были вынуждены открывать счета в различных частях Союза, которые привязывались к операциям в таможенных органах конкретного региона. Это приводило к распылению

финансовых средств и дополнительным административным издержкам. На сегодняшний день в рамках реформы таможенного администрирования в созданную систему ЕЛС были переведены все категории плательщиков: открыто свыше 320 тыс. единых лицевых счетов. Их внедрение упростило процесс расчетов и повысило эффективность управления денежными средствами.

У плательщиков появилась возможность оперативного управления остатками и отслеживания задолженностей перед таможенными органами. Все операции с ЕЛС проходят с помощью современного интерфейса в Личном кабинете участника ВЭД на официальном сайте ФТС. Участник ВЭД может в онлайн-режиме подать декларацию и сопроводительные данные, увидеть разрешительные документы, просмотреть сведения о банке и гарантиях, задолженности, получить информацию обо всех запретах и ограничениях на ввозимые и вывозимые товары. Число зарегистрированных пользователей личного кабинета в 2017-2019 гг. увеличивалось в геометрической прогрессии и превысило 150 тыс. юридических и физических лиц.

Согласно Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [4], основными направлениями обеспечения полноты собираемости платежей на ближайшую перспективу являются:

• повышение уровня автоматизации процесса выявления таможенных рисков;

• планомерный переход к применению технологии автоматизированной оценки уровня риска к каждой товарной партии;

• дальнейшая интеграция информационных систем ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Федеральной налоговой службы;

• обеспечение на основе сопоставимых данных ФТС России и ФНС России эффективного контроля за полнотой уплаты пошлин и налогов во взаимной торговле со странами ЕАЭС.

Одним из важных приоритетов таможенной службы является развитие торговли. За последнее время наблюдается существенный рост объемов интернет-торговли. Общее количество пересылаемых товаров в 2019 г. составило более 332 млн почтовых отправлений и более 8 млн экспресс-грузов. Снижение с января 2019 г. порога беспошлинного ввоза с 1000 до 500 евро повлекло увеличение количества платных посылок в 4 раза и суммы уплаченных таможенных платежей в 3 раза. В этих условиях основной задачей таможенных органов стало совершенствование технологий таможенного администрирования. На сегодняшний день создана система, которая позволяет обрабатывать в электронном виде более 1,5 млн международных отправлений в сутки [11]. Это становится особенно актуальным в условиях дальнейшего ускоренного роста онлайн-торговли в России (рис. 5.)

В связи с этим особую ценность приобретает развитие технологии администрирования на принципах максимальной цифровизации и автоматизации процессов, в соответствии с лучшими мировыми практиками. Одновременно должны быть выработаны меры эффективного противодействия нарушениям в сфере

Рис. 5. Прогноз рынка онлайн-торговли в России (млрд руб.) [11]

интернет-торговли в части полноты уплаты платежей, соблюдения запретов и ограничений, ввоза контрафактной продукции.

Достижение такого уровня автоматизации таможенных операций стало возможным благодаря применению более гибких подходов к категорированию участников ВЭД в рамках СУР. На сегодняшний день количество организаций зеленого сектора, т. е. сектора с минимальными рисками, превысило 10 тыс. Ими подано 67% от всех деклараций, платежи с которых составили 87% от общего объема. Для этой категории значительно снижена частота применения фактического контроля и потенциально применим автовыпуск. Этого также удалось добиться благодаря внедрению новых цифровых технологий.

Цифровизация и автоматизация таможенных процедур, выстраивание конструктивного диалога с бизнес-сообществом привели к заметному снижению конфликтного потенциала в таможенной сфере. Все больше декларантов предпочитают решать споры в досудебном порядке. Объем судебных исков по таможенным спорам за последние 3 года сократился практически в 3 раза. При этом количество судебных решений в пользу таможенных органов увеличилось с 39 до 54%.

Принципиально важно отметить, что последовательно проводится политика по выстраиванию бесконтактных отношений с бизнесом. Применяемые технологии передачи и обработки документов в электронном виде позволяют перенести все процессы взаимодействия полностью в цифровой формат. Ожидается, что уже к 2024 г. таможенная служба станет абсолютно «цифровым» государственным органом.

Исходя из изложенного можно заключить, что основные направления Стратегии развития таможенной службы до 2020 г реализованы в полной мере, кроме того, заложен достаточно прочный фундамент для построения полностью цифрового пространства на базе таможенной службы. Сравнив основные положения новой и реализованной Стратегий, можно заключить, что основная цель развития таможенного дела заключается в его цифровизации, а задачи последовательно вытекают одна из другой, делая таможенный институт максимально удобным для государства и для участников ВЭД (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые направления двух стратегий развития таможенной службы

2020 год - электронная таможня 2030 год - интеллектуальная таможня

Личный кабинет участника ВЭД Применение искусственного интеллекта

Автоматизация применения СУР «Интеллектуальный пункт пропуска»

16 мест таможенного декларирования Современные платежные решения

Автоматическая регистрация ДТ и автоматический выпуск Семантическая сверка электронных разрешительных документов

Единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС

Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени

Источник: составлено автором.

Дальнейшее развитие информационных систем цифровой среды в целом даст качественный прорыв в отношениях с бизнесом. Важно отметить, что, чем выше уровень цифровизации таможенной сферы, тем выше степень ее прозрачности с точки зрения действий и принимаемых решений, следовательно, выше уровень доверия между декларантами, таможенными администрациями и другими субъектами внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры не должны и не будут трактоваться как скрытые ограничения, произвольные и неоправданные дискриминации.

Процессы цифровизации не могут не затронуть изменения в структуре трудовых ресурсов таможенных органов. Масштабное внедрение цифровых технологий неизбежно приведет к кадровому сокращению и переориентации основного состава на изучение информационных систем. Труд многих сотрудников таможенной службы будет автоматизирован, что отразится на работниках. Главным приоритетом руководства ФТС России должно остаться наполнение таможенных органов профильными специалистами и недопущение массового сокращения кадрового состава. Так или иначе, курс на полномасштабную циф-ровизацию таможенной сферы не сможет исключить основополагающую роль человека в процессах таможенного администрирования.

На данном этапе в ходе проводимой реформы отчетливо обозначилась необходимость повышения требований к таможенному офицеру, его служебному и моральному облику, уровню знаний и навыков, стойкости к коррупционным проявлениям. Необходимо переориентировать подготовку будущих таможенников с учетом меняющихся реалий, сделать акцент на современном состоянии и будущем развитии цифровых технологий. Одни сотрудники должны будут пройти переподготовку и курсы повышения квалификации, другие - осуществлять свою профессиональную деятельность непосредственно на таможенных постах фактического контроля, где в любом случае еще долгое время будут требоваться опыт и знания человека. Руководитель ФТС России В. И. Булавин в ходе своего выступления на Коллегии ФТС России отметил: «Наша задача - обеспечить неуязвимость, надежность и профессионализм кадрового состава» [12].

Таким образом, сегодня переход от электронной таможни к таможне, насыщенной искусственным интеллектом, высокотехнологичной и высокоэффективной, - главный приоритет развития таможенных органов. Необходимо осуществить ряд значимых проектов по использованию в цифровых системах элементов искусственного интеллекта, расширению их возможностей не только при накоплении и передаче информации, но и при обработке больших данных, по решению нелинейных задач в многомерном пространстве и в итоге по принятию юридически значимых решений. Здесь должна учитываться роль должностных лиц таможенных органов при реализации и внедрении таких проектов.

В связи с этим можно выделить несколько основных проектов:

• формирование модели интеллектуального пункта пропуска, построенного на принципах автоматизации всех контрольных процедур для безостановочного перемещения товаров с низким уровнем риска;

• внедрение определения уровня рисков каждой товарной партии в режиме онлайн;

• создание центра оперативного мониторинга возникающих рисков;

• создание головного центра обработки данных;

• налаживание оперативного обмена сведениями, использования их в СУР, включая данные о таможенной стоимости;

• создание безопасных цепей поставок за счет взаимного признания уполномоченных экономических операторов;

• формирование системы межведомственного электронного взаимодействия и системы прослеживаемости товаров на пространстве ЕАЭС.

Заключение

Подводя итог и анализируя процесс цифровой реформации таможенных органов, можно заключить, что на сегодняшний день проделана огромная работа по внедрению цифровизации в механизм таможенного администрирования. Продолжается совершенствование бесконтактного взаимодействия таможен и участников ВЭД: подача деклараций, уплата таможенных платежей проводятся

в кратчайшие сроки, позволяя сделать взаимную торговлю доступной и удобной для всех контрагентов. Тем не менее нельзя не отметить, что остается большой пласт проблем, связанных с организацией работы электронных систем (перебои в работе серверов, сбои системы и другие технические неполадки), что требует более качественного подхода со стороны технической поддержки. Важным остается вопрос обеспечения безопасности и защиты информации, предоставляемой участниками ВЭД. Этот вопрос становится наиболее актуальным в любой сфере в связи с внедрением цифровых технологий. Отдельных нормативных правовых актов о защите информации в сфере таможенного дела на данный момент не имеется, однако с дальнейшим внедрением искусственного интеллекта необходимо конкретное и точное закрепление положений о защите и нераспространении информации.

Цифровые технологии играют большую роль в развитии внешних связей с администрациями других таможенных органов третьих стран. Это позволяет сделать международную торговлю наиболее прозрачной, предотвращает риски ввоза контрафактной продукции и позволяет обеспечивать прозрачность внешнеторговых сделок. В сущности, цифровые технологии должны не вытеснить опыт и знания таможенника, а максимально упростить и ускорить его работу, позволить сосредоточить ему свое внимание на сложных случаях, связанных с перемещением товаров, и применять умения адресно и обоснованно, исключая трату времени на товары с отсутствием риска.

В рамках Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [4] предусмотрено создание интеллектуальной таможни, т. е. внедрение искусственного интеллекта для исключения прямого контакта таможенников и участников ВЭД, упрощения прохождения таможенных процедур, ускорения процессов таможенного администрирования. Развитие технологий позволяет заключить, что это не долгосрочная перспектива, а конкретная цель. Насколько стабильна и надежна окажется внедряемая система - покажет время, но необходимо подчеркнуть, что при всевозможных внедрениях цифровых технологий роль человека останется ключевой, поскольку только грамотный специалист будет способен ответить на неординарные вопросы и принять решения в нестандартных ситуациях. Отсюда необходимо еще раз подчеркнуть слова В. И. Булавина о новых, повышенных требованиях, предъявляемых к таможенным служащим.

Источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: https://docs.cntd.ru/ document/456058064 (дата обращения: 06.06.2021).

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/550836304?section=text (дата обращения: 06.06.2021).

3. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р. URL: https://docs.cntd.ru/ document/902391333 (дата обращения: 06.06.2021).

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. URL: https://docs.cntd.ru/ document/564952866 (дата обращения: 06.06.2021).

5. О проведении эксперимента : Распоряжение ФТС России от 29.06.2020 № 228-р. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20a00228 (дата обращения: 06.06.2021).

6. Сальникова А.В. Центры электронного декларирования как основа электронной таможни // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27). С. 49-53.

7. Таможня «уходит в цифру». URL: https://www.alta.ru/external_news/70311 (дата обращения: 20.05.2021).

8. Смоленский ЦЭД оформляет декларации за считанные минуты. URL: https://www.alta. ru/cfo_news/73139 (дата обращения: 20.05.2021).

9. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/436754837 (дата обращения: 10.06.2021).

10. Таможенная статистика ФТС. URL: http://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 15.06.2021).

11. РудикК. «Почта России» об итогах 2019 г, прогнозах e-commerce и планах на свой мар-кетплейс. URL: https://quokka.media/novosti/internet-torgovlya/itogi-2019-i-prognozy-pochty-rossii (дата обращения: 11.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Стенограмма выступления В.И. Булавина на коллегии ФТС России, 6 марта 2020 г. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/73578 (дата обращения: 18.05.2020).

13. Стратегия-2030: от электронной таможни к интеллектуальной. URL: https:// customsforum.ru/news/big/strategiya-2030-ot-elektronnoy-tamozhni-k-intellektualnoy-553679. html (дата обращения: 12.06.2021).

14. Владимир Булавин выступил в Совете Федерации. URL: https://www.alta.ru/external_ news/72360 (дата обращения: 12.05.2021).

DIGITALIZATION OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS: RESULTS AND PROSPECTS

Melnik D.P.

MELNIK Dmitrij Petrovich - 2nd year Ph.D. student in Economics, 08.00.05 - economy and management of the national economy, Department of management, educational specialist, Category II, Department of social, educational and cultural work, State treasury educational institution of higher education «Russian Customs Academy», Lyubertsy, Russia. E-mail: d.melnik@customs-academy.ru

Abstract. This article examines and analyzes the Strategy for the development of the customs service until 2020 and until 2030, draws conclusions about the work done to introduce digital technologies into the customs sphere, analyzes the activities of the customs service for 2014-2019. Also in the presented work, the positive aspects and emerging risks associated with the introduction of artificial intelligence are noted. As a result, a conclusion was formulated about the place of a customs officer in the new conditions of digital transformation in the system of customs administration.

Keywords: customs administration, digitalization, artificial intelligence, unified personal account, electronic declaration center, strategy, unified automated information system.

For citation: Melnik D.P. Digitalization of the activities of customs: results and prospects. Economic Systems. 2021.Vol. 14. No.3(54). P. 126-139. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-126-139.

References

1. The customs code of the Eurasian economic union (Application No. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic union). URL: https://docs.cntd.ru/document/456058064 (accessed: 06.06.2021).

2. On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation : Federal law of 03.08.2018 No. 289-FL (accessed: 06.06.2021).

3. Srategy of development of customs service of the Russian Federation until 2020 : The order of the Government of the Russian Federation of 28.12.2012 No. 2575-R. URL: https://docs.cntd. ru/document/902391333 (accessed: 06.06.2021).

4. Strategy of development of customs service of the Russian Federation until 2030 : The decree of the RF Government of 23.05.2020 No. 1388-R. URL: https://docs.cntd.ru/document/564952866 (accessed: 06.06.2021).

5. On the experiment : The order of the FCS of Russia of 29.06.2020 No. 228-R. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/20a00228 (accessed: 06.06.2021).

6. Salnikova A.V. Electronic declaration centers as the basis of electronic customs. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018. No. 3 (27). P. 49-53.

7. Customs «Goes into the digital». URL: https://www.alta.ru/external_news/70311 (accessed: 20.05.2021).

8. The Smolensk EDC draws up declarations in a few minutes. URL: https://www.alta.ru/cfo_ news/73139 (accessed: 20.05.2021).

9. On approval of the program» Digital Economy of the Russian Federation : The order of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017 No. 1632-R. URL: https://docs.cntd.ru/ document/436754837 (accessed: 10.06.2021).

10. Customs statistics of the Federal Customs Service. URL: http://customs.gov.ru/statistic (accessed: 15.06.2021).

11. Rudik K. «Russian Post» on the results of 2019, forecasts of e-commerce and plans for its marketplace. URL: https://quokka.media/novosti/internet-torgovlya/itogi-2019-i-prognozy-pochty-rossii (accessed: 11.06.2021).

12. Transcript of V.I. Bulavin's speech at the Board of the Federal Customs Service of Russia. 2020. March 6. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/73578 (accessed: 18.05.2020).

13. Strategy-2030: from electronic customs to intellectual. URL: https://customsforum.ru/ news/big/strategiya-2030-ot-elektronnoy-tamozhni-k-intellektualnoy-553679.html (accessed: 12.06.2021).

14. Vladimir Bulavin spoke at the Federation Council. URL: https://www.alta.ru/external_ news/72360 (accessed: 12.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.