Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ФТС РОССИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / WCO / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / EEU / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / EEC / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / E-CUSTOMS / DIGITAL CUSTOMS / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / INTERNATIONAL CUSTOMS LAW / CUSTOMS / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Задача Рассмотреть российский опыт формирования правового института электронной (цифровой) таможни. Выводы Исследовательская статья посвящена вопросу развития института электронной (цифровой) таможни в Российской Федерации. Предмет исследования - институт электронной таможни. В рассматриваемом ключе анализируется Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, проекты и действующие ведомственные акты ФТС России, регулирующие институт электронной таможни. Отдельное внимание уделено электронной таможне, как специализированному таможенному органу в рамках совершенствования информационных систем и ресурсов таможенной службы. Анализируется проблематика создания электронных таможен и центров электронного декларирования. Социальные последствия Внедрение института электронной таможни в таможенное законодательство Российской Федерации в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока «Электронная таможня». Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института электронной (цифровой) таможни, а также международным таможенным правом. Оригинальность/ценность Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института электронной (цифровой) таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL INSTITUTE OF ELECTRONIC CUSTOMS: RUSSIAN EXPERIENCE

Purpose To consider Russian experience in the formation of the legal institute of electronic (digital) customs. Design/methodology/approach The research article is devoted to the development of the Institute of Electronic (digital) Customs in the Russian Federation. The subject of the research is the Institute of Electronic Customs. In this vein, it is analyzed the Comprehensive Program for the Development of the Federal Customs Service of Russia for the Period until 2020, the draft Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030, the draft and existing acts of the Federal Customs Service of Russia governing the institute of electronic customs. Special attention is paid to electronic customs, as a specialized customs body within the framework of improving information systems and resources of the Customs Service. It is also analyzed the problems of creating electronic customs and centers for electronic declaration. Social implications The introduction of the electronic customs institute in the customs legislation of the Russian Federation as a whole is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures. Practical meaning The results of the study are of interest to the Eurasian Economic Commission customs block; they can be used in the framework of organizing the work of the «Electronic Customs» Thematic Block. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, modernization of the electronic (digital) customs institute, as well as international customs law. Originality/value The research material is based on an analysis of the practical aspects of the EEC's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the electronic (digital) customs institute.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

9.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Мозер Сергей Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: Старший научный сотрудник. Место работы: НИИ Российской таможенной академии. Подразделение: отдел перспективных таможенных технологий. E-mail: moser@teloneum. ru

Аннотация

Задача

Рассмотреть российский опыт формирования правового института электронной (цифровой) таможни.

Выводы

Исследовательская статья посвящена вопросу развития института электронной (цифровой) таможни в Российской Федерации. Предмет исследования - институт электронной таможни. В рассматриваемом ключе анализируется Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, проекты и действующие ведомственные акты ФТС России, регулирующие институт электронной таможни. Отдельное внимание уделено электронной таможне, как специализированному таможенному органу в рамках совершенствования информационных систем и ресурсов таможенной службы. Анализируется проблематика создания электронных таможен и центров электронного декларирования.

Социальные последствия

Внедрение института электронной таможни в таможенное законодательство Российской Федерации в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.

Практическое значение

Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока «Электронная таможня». Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института электронной (цифровой) таможни, а также международным таможенным правом.

Оригинальность/ценность

Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института электронной (цифровой) таможни.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Федеральная таможенная служба, ФТС России, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право,

таможня, информационные коммуникационные технологии.

FORMATION OF LEGAL INSTITUTE OF ELECTRONIC CUSTOMS: RUSSIAN EXPERIENCE

Mozer Sergei Vladimirovich, PhD at law. Position: Senior Researcher. Place of employment: Research Institute of the Russian Customs Academy. Department: Advanced Customs Technologies division. E-mail: moser@teloneum.ru

Annotation

Purpose

To consider Russian experience in the formation of the legal institute of electronic (digital) customs.

Design/methodology/approach

The research article is devoted to the development of the Institute of Electronic (digital) Customs in the Russian Federation. The subject of the research is the Institute of Electronic Customs. In this vein, it is analyzed the Comprehensive Program for the Development of the Federal Customs Service of Russia for the Period until 2020, the draft Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030, the draft and existing acts of the Federal Customs Service of Russia governing the institute of electronic customs. Special attention is paid to electronic customs, as a specialized customs body within the framework of improving information systems and resources of the Customs Service. It is also analyzed the problems of creating electronic customs and centers for electronic declaration.

Social implications

The introduction of the electronic customs institute in the customs legislation of the Russian Federation as a whole is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.

Practical meaning

The results of the study are of interest to the Eurasian Economic Commission customs block; they can be used in the framework of organizing the work of the «Electronic Customs» Thematic Block. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, modernization of the electronic (digital) customs institute, as well as international customs law.

Originality/value

The research material is based on an analysis of the practical aspects of the EEC's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the electronic (digital) customs institute. Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, Federal Customs Service, e-Customs, digital Customs, customs regulation, customs administration, international customs law, customs, information communication technologies.

Введение.

В 2019 г. таможенным блоком Евразийской экономической комиссии была инициирована подготовка проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма

«единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности). На первоначальном этапе актуальным вопросом стало исследование зарубежного опыта и, прежде всего, Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) по формированию правового института электронной (цифровой) таможни. Анализ передовой практики таможенного администрирования по этому вопросу был завершен в июне 2019 г., а результаты его исследования озвучены 18 июня 2019 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в рамках 20-го заседания Управляющего комитета по пересмотру Киотской конвенции [1].

На сегодняшний день в рамках проводимой работы ЕЭК, интерес представляет анализ опыта государств-членов ЕАЭС по развитию электронной (цифровой) таможни. В настоящей статье автором исследуется российский опыт.

1. Стратегические подходы к созданию правового института электронной таможни.

Как и при изучении любого вопроса в сфере совершенствования таможенного администрирования мы обратились к научному массиву информации, посвя-щённому тематике электронной (цифровой) таможни. В дополнение к этому интерес представляют официальные материалы органов государственной власти, связанные с проектом электронная (цифровая) таможня. Задачи, которые мы поставили, как и прежде, -уяснить развитие понятийного аппарата, выявить основные элементы и характеристики института электронной (цифровой) таможни, провести взаимосвязь рассматриваемого правового явления (института, механизма, инструмента, технологии, режима, структурного подразделения) с иными институтами таможенного права и определить его место в системе таможенного администрирования.

Прежде всего отметим, что проблематика электронной таможни, а также перспективы её развития были озвучены на научном уровне более 16-ти лет назад. В рамках Второй ежегодной конференции «Государство в XXI веке», которая состоялась в 2004 г., представитель Главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета России (далее - ГТК России) изложил новую философию развития информационных систем таможенных органов, основанную на принципах анализа и управления рисками. На тот момент особое внимание было привлечено к важности получения таможенными органами предварительной информации от участников ВЭД и таможенных служб сопредельных государств. Данные положения были проиллюстрированы на примере проекта «Зеленый коридор», выполняемого совместно Россией, Швецией и Финляндией в Северо-Западном таможенном управлении [2]. В рамках мероприятия было акцентировано внимание на системах интеллектуальной обработки разнородной информации и аналитических системах, используемых при реализации механизмов управления рисками. Здесь же был озвучен вопрос разработки Единой государственной автоматизированной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, создаваемой в интересах таможенной и налоговой служб, а также информационно-коммуникационных технологий и информационно-технической политики, реализуемой ГТК

России. Таким образом, электронная таможня на тот момент рассматривалась, как новая философия, сопряженная с интеллектуальной обработкой разнородной информации, аналитическими системами, развитием информационных систем таможенных органов, правовыми институтами предварительного информирования и системы управления рисками (далее - СУР).

Касаясь проблематики перехода на электронную таможню, ФТС России отмечает, что сегодня в его основу положены два процесса: процесс автоматизации и процесс информатизации. Это определено тем, что дальнейшее будущее и развитие таможни напрямую связано с развитием телекоммуникационных информационных систем, информационных ресурсов [3]. Несколько позже мы рассмотрим концептуальные подходы ФТС России к цифровой таможне, а сейчас обратимся к теории.

На сегодняшний день фундаментальные исследования или научно-практические разработки в области цифровой таможни отсутствуют. В то же время имеются отдельные публикации, в которых предпринимаются попытки исследовать цифровую (электронную) таможню с позиции юридической и экономической наук. Так, электронная таможня рассматривается Смирновой Е.А. в контексте логистических инноваций в таможенной сфере, под которыми понимается формирование и распространение нововведений, способствующих совершенствованию таможенной инфраструктуры и оптимизации логистических потоков [4].

В частности, под электронной таможней упомянутый автор понимает комплекс мер, направленных на развитие электронных информационных систем (технологии предварительного информирования, технологии электронного и интернет-декларирования товаров, технологии удаленного выпуска товаров) таможенных органов, основанных на принципах анализа и управления рисками [4]. При этом выделяют таких субъектов информационного взаимодействия, как федеральные органы исполнительной власти, участники трансграничных цепей поставки товаров, коммерческие посредники. Особая роль отводится информационным операторам по электронному декларированию, предварительному информированию и предварительному электронному декларированию [4].

Нами были исследованы публикации общероссийской базы данных (Elibrary.ru) научных исследований по проблематике формирования и развития электронной (цифровой) таможни. Среди них можно выделить те, которые связаны непосредственно с электронной таможней,1 центрами электронного декларирования и

1 См., например, Киселева Н.В. Опыт внедрения проекта «Электронная таможня» таможенными службами зарубежных стран // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2014. - № 1 (16). - С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23829012 (дата обращения: 15.02.2019); Мажейко Е.И. Опыт и практическая значимость внедрения проекта «Электронная таможня» в Европейском союзе // Новая наука: проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. Издательство: Научно-издательский центр «Мир науки». - Нефтекамск, 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=28009263 (дата обращения: 15.02.2019); Смирнова Е.А. Оценка эффективности деятельности электронной таможни // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. - 2013. - № 1. - С. 132-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19081588 (дата обращения:

электронным декларированием в этой связи,2 цифровыми технологиями и реформированием системы таможенных органов в рассматриваемом ключе.4 Данные научные публикации идут в фарватере таможенного законодательства Российской Федерации, однако в теоретическом аспекте не раскрывают институт электронной (цифровой) таможни как комплексное правовое явление, инструмент, который характеризуется набором признаков и особенностей.

Стоит отметить, что 3 июля 2019 года в ходе совместного заседания Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики (ЭКС) и Общественного совета при ФТС России, деловым кругам был представлен разработанный с учетом предложений бизнес-сообщества проект Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - проект Стратегии 2030). По мнению руководителя ФТС России, главной целью Стратегии предложено определить формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро-перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [5].

В проекте Стратегии 2030 нет ответа на вопрос (определения), что такое электронная или цифровая таможня. Здесь лишь отмечается, что «создание цифровой таможни и реализация ее фискальной функции неразрывно связано с развитием цифровой экономики». Об электронной таможне вообще ни

15.02.2019); Башлы П.Н. О формировании кадрового потенциала цифровой экономики и электронной таможни// Сборник материалов по итогам V Всероссийской научно-практической конференции «Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях», Ростовский филиал Российской таможенной академии, 15-16 ноября 2018 года. - c.12-19. URL: http://ogr.donrta.ru/images/stories/ files/conf_november_2018.pdf (дата обращения: 15.02.2019); До Зуй Ньят, Нгуен Куанг Тхыонг. Информационное обеспечение процессов электронной таможни и мониторинга транспортных средств стран АСЕАН с применением RFID-технологий // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Том 7. - № 4 (29). - С. 114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24312453 (дата обращения: 15.02.2019).

2 См., например, Коптева Л.А., Борисова Е.М., Ворона А.А. Преимущества создания центров электронного декларирования и перспективы их развития // Финансы России в условиях глобализации. Материалы III Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста - 2018», г. Воронеж, 25 сентября 2018 г. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=36280131 (дата обращения: 15.02.2019); Подоприхин А.А., Старых С.А. Анализ системы электронного декларирования во взаимодействии РТУ, РЭТ и ЦЭД и направления совершенствования // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. Ред. Е.А. Болы-чева. 2018. - Изд. Юго-Западный государственный университет: Курск, 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35360812 (дата обращения: 15.02.2019); Сальникова А.В. Центры электронного декларирования как основа электронной таможни // Вестник сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2018. - № 3 (27). - С. 49-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=36005021 (дата обращения: 15.02.2019).

3 См., например, Игнатьева Г.В., Алёхина О.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 1 (30). - С.41-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32759175 (дата обращения: 15.02.2019).

4 См. Жаборовский А.С. О некоторых вопросах реформирования системы таможенных органов на современном этапе развития ФТС России // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 11 -18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32732918 (дата обращения: 15.02.2019).

слова (!). И это при том, что сегодня в России создана единая сеть электронных таможен и центров электронного декларирования.

Рассматриваемая Стратегия оперирует такими понятиями, как электронные документы, документы в электронной форме, электронный документооборот, электронная таможенная проверка, электронные системы верификации и сертификации, электронное взаимодействие таможенных органов, международная электронная торговля, электронная доступность, электронный таможенный транзит, электронные сервисы, электронное декларирование, электронное юридически значимое взаимодействие, электронный обмен, электронная транзитная декларация ВТамО.

В тоже время Стратегия содержит такие понятия, как цифровая экономика, цифровизация деятельности таможенных органов, цифровые платформы и технологии, цифровизация механизма уплаты платежей, информационные цифровые технологии, цифровые системы, цифровые финансовые активы, цифровизация документирования оперативно-розыскной деятельности, цифровизация таможенного администрирования, цифровая трансформация государственного управления, цифровизация правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации, формирование цифровой среды, обращение цифровых финансовых активов.

Зададимся на минуту вопросом, почему юридически значимое взаимодействие является электронным, а правовое обеспечение деятельности таможенных органов цифровым? Почему авторы проекта Стратегии 2030 для понятия «электронное взаимодействие» используют признак электронное, а не цифровое? Наконец, с какой целью разработчики Стратегии именуют таможенное администрирование цифровым, а таможенную проверку электронной? В чем принципиальное отличие?

Основной вопрос - в каких случаях таможенное администрирование является безбумажным, электронным, цифровым, умным? Наконец, в чем отличие электронной таможни от цифровой, и какие признаки, характеристики отделяют одну от другой? Если таможенная служба России сегодня создает электронную таможню, тогда почему таможенное администрирование в Стратегии именуется цифровым?

Для нас очевидно, что в ближайшее время в правовой оборот будет вводиться новый понятийный аппарат. Вопрос: каким образом он сочетается с правом ЕАЭС и, прежде всего, с ТК Союза? Какие изменения потребуется вносить в ближайшей перспективе в Таможенный кодекс ЕАЭС в контексте «цифровизации» таможенного администрирования?

По нашему мнению, озвученные вопросы требуют соответствующих пояснений. При этом комплексный анализ этой проблематики в научно-экспертной среде на сегодня отсутствует. И, пока проект Стратегии 2030 на нормативном уровне не утвержден, требуется серьезный анализ Стратегии 2030 на предмет её сопряжения с правом ЕАЭС, ТК ЕАЭС непосредственно, а также проводимой работой в Евразийской экономической комиссии по созданию института «цифровой таможни».

Перейдем к рассмотрению вопроса формирования электронной таможни в контексте Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года [6] (далее - Программа 2020). ФТС России обращает внимание, что эта программа принята в 2017 году кол-

легией ФТС России для реализации новелл Таможенного кодекса ЕАЭС [7]. В Программе 2020 отмечается, что текущие межгосударственные процессы и внедряемые проекты в рамках ЕАЭС, разработанные и разрабатываемые современные мировые стандарты (Соглашение об упрощении процедур торговли ВТО (далее - Балийское соглашение - прим. автора), Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, конвенции, соглашения и иные правовые инструменты, разработанные под эгидой ВТамО) по вопросам электронной (цифровой) таможни, управления рисками, контроля на основе методов аудита и др. и тенденции их развития создают предпосылки для дальнейшего развития таможенного регулирования в Российской Федерации. Положения Таможенного кодекса ЕАЭС формируют базис для упрощения таможенных процедур, вводят приоритет автоматизированных электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулируют применение механизмов «единого окна» [6]. В системе приоритетов и целевых ориентиров определены направления развития таможенных органов, из которых один из основных называется: внедрение лучших мировых практик таможенного администрирования («электронная таможня», механизма «единого окна» и др.), инструментов и рекомендаций ВТамО в области управления рисками, организации таможенного контроля после выпуска товаров, обеспечения полного, своевременного и правомерного сбора таможенных платежей [6].

Справочно отметим, что ни Киотская конвенция, ни Балийское соглашение не оперируют понятиями «электронная» («цифровая») таможня.

Характеризуя основы развития таможенной службы Российской Федерации в современных условиях, в Программе 2020 (применительно к электронной таможне - прим. автора) отмечаются такие правовые институты, характеристики, технологии, как

(1) обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме, в том числе предварительное;

(2) технологии автоматической регистрации таможенной декларации, поданной в виде электронного документа, и (3) автоматического выпуска товаров; (4) уплата таможенных платежей при электронной форме декларирования; (5)получение информации и отчетности о движении денежных средств по результатам совершения таможенных операций; (6) совершение всех операций по движению денежных средств, включая подачу заявлений о возврате денежных средств, в электронном виде посредством применения WEB-технологий; (7) внедрение технологии администрирования обеспечения таможенных пошлин, налогов в электронном виде; (8) создание единой системы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при транзите товаров по территории ЕАЭС с полномасштабным внедрением электронного документооборота; (9) внедрение информационных технологий электронного документооборота между таможенными органами, плательщиками и банками при взыскании таможенных платежей и пеней; (10) разработка технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений; (11) предоставление государственных услуг в электронном виде.5

5 В настоящее время таможенными органами могут оказываться в электронном виде 12 государственных услуг. В ближайшее

В Программе 2020 зафиксированы основные направления совершенствования таможенной деятельности. Среди них несколько блоков, которые касаются вопросов развития межведомственного информационного взаимодействия, совершенствование института таможенного контроля, в том числе контроля после выпуска товаров, института таможенного декларирования, уплаты таможенных платежей, системы управления рисками, валютного контроля, обеспечения соблюдения запретов и ограничений и др. Причем, каждый из перечисленных блоков в определенной части можно соотнести с электронной таможней как комплексным правовым явлением (инструментом, механизмом, системой, режимом - прим. автора), в основе которого находятся информационные технологии и соответствующие им системы.

Нельзя не отметить, что в развитие Программы 2020 были разработаны и утверждены Целевые показатели решения задач Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 г. [8]. Данные показатели привязаны к вышерассмотренным блокам совершенствования таможенного регулирования. Совершенно очевидно, что ФТС России в Программе 2020 определила достаточно амбициозные задачи. В частности, планируется довести уровень автоматической регистрации декларации до 99% и уровень автоматического выпуска - до 80%. В рассматриваемом ключе речь идет о безрисковых поставках, поскольку в отношении поставок с рисками срабатывают иные механизмы, включается контроль [3]. В официальных материалах таможенной службы России электронная таможня, по сути, отождествляется с институтом электронного декларирования, межведомственным электронным взаимодействием, личными кабинетами участников ВЭД в информационной системе таможенных органов [9].

Основной задачей электронной таможни, которая становится принципиально новым институтом в структуре российской таможенной службы, является обеспечение процесса декларирования товаров исключительно в электронной форме [10]. Согласно информации ФТС России электронные таможни создаются для оптимизации процесса декларирования, повышения открытости и предсказуемости таможенных операций [11]. Цель в результате структурных преобразований - сформировать такую таможенную систему, которая на основе максимальной автоматизации и цифровизации таможенных операций позволит снизить административную нагрузку на предпринимательское сообщество, минимизировать коррупционные риски и содействовать развитию международной торговли [10].

В научно-исследовательских публикациях отмечается, что одним из приоритетных направлений Программы 2020 является переход к 2020 году на «электронную таможню». Сам же документ нередко называется программой создания электронной таможни, равно как и проект электронной таможни, основанной на возможностях сети интернет [12; 49]. Такие утверждения, на наш взгляд, не совсем корректны, поскольку Программа 2020 именуется «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года», а само

время планируется введение новых государственных услуг ФТС России, оказываемых в электронном виде, в том числе предоставление информации о выпуске товаров и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (См. Программа 2020).

понятие «электронной таможни» здесь упоминается единожды и наряду с механизмом «единого окна» рассматривается, как лучшая мировая практика таможенного администрирования. Вот и все определение. Особо обратим внимание на отсутствие в России отдельной Концепции, программы, которая содержит базовые положения, характеристики, элементы, особенности электронной таможни, как комплексного правового явления, механизма, системы, режима со свойственными ему организационно-правовыми и техническими элементами. С другой стороны, сопоставляя Программу 2020 в контексте официальных интервью должностных лиц высокого уровня от ФТС России, с определённой уверенностью можно утверждать, что анализируемый документ, наряду с другими разрабатываемыми актами ФТС России [13],[14] аккумулирует основные подходы и концептуальные положения, относящиеся к важному направлению совершенствования инструментов таможенного администрирования -создание и функционирование электронной таможни.

2. О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов.

С принятием Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года [6] возникла необходимость и в мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации. Соответственно таможенной службой был принят приказ от 18 декабря 2017 г. № 2005 (далее - Приказ ФТС от 18.12.2017 г.), которым утверждено решение Коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года» [7] (далее - Решение Коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 г.).

Примечание: позиция экспертов ФТС России, озвученная в апреле 2018 г. на 7-м заседании тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД, начинает отчетливо проясняться после ознакомления с запланированными мерами по совершенствованию информационных систем и ресурсов российской таможни. Напомним, на этом заседании представитель ФТС России высказал мнение, что в Таможенном кодексе ЕАЭС есть все необходимое для реализации электронной таможни.6

В частности, в Решении Коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 г. отмечается, что Таможенным кодексом ЕАЭС регламентировано применение информационных технологий и расширены случаи использования документов в электронной форме. Прежде всего, это касается приоритета электронного таможенного декларирования, реализации технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска таможенных деклараций, удаленного выпуска товаров, развития института предварительного информирования, совершенствования порядка проведения таможенных операций, в том числе в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, карди-

6Декларирование в электронной форме, совершение таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц, имеется общая модель данных ЕАЭС.

нального изменения института уполномоченного экономического оператора, развития института свободных таможенных зон [7].

В целях выполнения Программы 2020 на Научно-техническом совете ФТС России определены следующие основные направления совершенствования в ближайшей перспективе информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации:

- доработка информационно-программных средств для обеспечения реализации Таможенного кодекса ЕАЭС;

- создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронных таможен и центров электронного декларирования;

- развитие архитектуры Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО);

- сокращение количества информационно-программных средств за счет их укрупнения с привязкой к таможенным процессам;

- создание отказоустойчивой Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России с использованием технологии Intranet;

- ограничение прямого доступа к информационным ресурсам Центральной базы данных ЕАИС ТО;

- оснащение таможенных органов серверами с виртуальной платформой [7].

Здесь же отмечается о необходимости завершения работы по модернизации информационно-программных средств, входящих в состав ЕАИС ТО, для обеспечения (1) обязательного предварительного информирования в отношении всех видов транспорта; (2) реализации возможности подачи транзитной декларации в электронной форме, а также предварительного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита; (3) автоматического совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов; (4) создания единой системы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при транзите товаров по территории ЕАЭС с полномасштабным внедрением электронного документооборота; (5) упрощения совершения таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений [7].

Эксперты ФТС России обращают внимание, что в программе развития ИКТ сформировано 9 основных направлений. План этих мероприятий очень большой - от трех лет. Как отмечает Скиба В.Ю., «эти направления связаны с взаимодействием с участниками ВЭД:

- Развитие главного распределенного Центра обработки данных ФТС России и изменение архитектуры ЕАИС таможенных органов;

- Доработка ИПС ЕАИС в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС и с целью реализации технологий совершения таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц (не только авторегистрация и автовыпуск);

- Реализация механизмов прослеживаемости и маркирования товаров, создание единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей и создание Единой системы таможенного транзита ЕАЭС;

- Совершенствование круглосуточной технической поддержки информационных таможенных технологий;

- Развитие внешнего информационного взаимодействия с информационными системами участников ВЭД и органов, осуществляющих различные виды госконтроля» [15].

Что касается электронной таможни, в Приказе ФТС России от 18.12.2017 г. определено, что приоритетом развития таможенных органов является концентрация декларирования товаров в электронных таможнях и центрах электронного декларирования, создаваемых на площадях и территориях, находящихся в федеральной собственности. При этом для обеспечения перехода декларирования товаров через электронные таможни планируется перенос основной нагрузки по хранению и обработке данных с таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений на федеральный уровень в Главный центр обработки данных ФТС России [7]. В рассматриваемом правовом акте констатируется, что создание электронных таможен и концентрация процессов декларирования в территориально распределенных центрах электронного декларирования, предъявляют повышенные требования к обеспечению бесперебойной работы информационно-технических и программных средств, а также работоспособности каналов связи. Электронные таможни и таможни фактического контроля смещаются к местам налоговой регистрации участников ВЭД и товарным потокам, принцип административно-территориального деления утрачивает свою первостепенную значимость [7].

3. Электронная таможня, как специализированный таможенный орган.

25 декабря 2017 г. научное и экспертное сообщество ознакомилось с письмом ФТС России от 25 декабря 2017 г. № 01-11/73654 (далее - Письмо ФТС России от 21.12.2017 г.) о подходах по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля [16]. Данные подходы были сформированы несколько ранее в докладной записке Федеральной таможенной службы № 01-68/0812 от 3 ноября 2017 года «О региональных электронных таможнях» (далее - Докладная записка). Справочно отметим, что Докладная записка была подготовлена в соответствии с поручением руководителя ФТС России В.И. Булавина от 12 сентября 2017 № 01-62/1.

Согласно Письму ФТС России от 21.12.2017 г. региональная электронная таможня (РЭТ) - специализированный таможенный орган, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в электронной форме [16].

Разработанная типовая структура РЭТ учитывает компетенцию таможни, а также функционирование, как юридического лица и включает ряд подразделений.7 Обратим внимание, что в структуре РЭТ предусматри-

7 (1) Функциональные подразделения, участвующие в процессах принятия решений и их администрировании, при электронном декларировании товаров: организации таможенного контроля и таможенных процедур; применения системы управления рисками; контроля таможенной стоимости; таможенных платежей; торговых ограничений, экспортного контроля и защиты прав интеллектуальной собственности; товарной номенклатуры и происхождения товаров; валютного контроля;

(2) функциональные подразделения, обеспечивающие проведение профилактических мероприятий и правоохранительную деятельность: противодействию коррупции; административных расследований (включая ведение учетно-регистрационных вопросов и дознания); распоряжения имуществом и исполнения постановлений;

(3) функциональные подразделения управленческого и обеспечивающего функционала: главный бухгалтер; организационно-аналитическое; документационного обеспечения; защиты государственной тайны; правовое [16].

вается функционирование одного центра электронного декларирования (далее - ЦЭД).

В рассматриваемых подходах по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля закреплены положения об организации работы и взаимодействия ЦЭД и таможенных постов фактического контроля. В частности, взаимодействие ЦЭД с таможенными постами фактического контроля, в регионе деятельности которых фактически располагаются товары (далее -ТПФК), осуществляется с применением технологии удаленного выпуска товаров [17]. Здесь же определено, что при организации информационного взаимодействия ЦЭД с ТПФК предлагается исходить из того, что ЦЭД, подчиненный РЭТ, взаимодействует с любым ТПФК своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска с ТПФК по всей России. Специализированный цЭд взаимодействует с любым ТПФК своей таможни [16]. Исходя из того, что ЦЭД осуществляет исключительно документальный контроль без использования документов на бумажных носителях, ЦЭД может взаимодействовать с любым ТПФК, в который декларанту товаров удобно представить документы на бумажном носителе.

В Докладной записке от 3 ноября 2017 г. уточняется, что по мере создания сети ЦЭД, необходимо обеспечить внедрение технологии диспетчеризации деклараций на товары, предусматривающей автоматическое направление поданной в информационную систему таможенных органов декларации в ЦЭД, в зависимости от категории товара, вида транспорта или места налогового учета участника ВЭД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напомним, что в апреле 2018 г. научно-экспертному сообществу были представлены два проекта приказа ФТС России, которые прямым образом отождествляются с электронной таможней:

Проект приказа Федеральной таможенной службы «Об утверждении общего положения о таможне (электронной таможне)» [13].

Проект приказа Федеральной таможенной службы об утверждении общего положения о таможенном посте (центр электронного декларирования) [14].

Краткий обзор упомянутых проектов правовых актов таможенной службы России позволяет сформировать комплексное видение, понимание генезиса института электронной таможни, как структурной единицы, специализированного органа в централизованной системе таможенных органов России. Обратим внимание, что проект приказа Федеральной таможенной службы «Об утверждении общего положения о таможне (электронной таможне)» несколько позже трансформировался в Приказ ФТС России «Об утверждении общего положения о таможне» от 21.05.2018 г. № 833 [18]. Ознакомимся с поименованными проектами.

В частности, согласно проекту - электронная таможня является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе деятельности электронной таможни в пределах полномочий, определенных настоящим по-

ложением [19; пункт 2]. Регион деятельности таможни (электронной таможни) определяет ФТС России.8

В своей деятельности таможня (электронная таможня) руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления (далее - РТУ), которому подчинена таможня (электронная таможня), а также настоящим положением. Таможня (электронная таможня) осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами [19; пункт 2].

Разделом II проекта Положения о таможне (электронной таможне) были определены 144 полномочия одновременно как для таможни,9 так и электронной таможни. Среди них обеспечение исполнения актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы:

- обеспечение соблюдения запретов и ограничений, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности установленных в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации;

- осуществление мониторинга работоспособности системы межведомственного электронного взаимодействия;

- администрирование формирования регионального сегмента баз данных разрешительных документов и их актуализацию;

- формирование информационного ресурса рисковых поставок с допустимым риском несоблюдения запретов и ограничений, валютного контроля и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности по результатам действий должностных лиц таможни при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;

- участие в проведении таможенного контроля до выпуска подконтрольных товаров в форме проверки

8 Таможня (электронная таможня) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура таможни (электронной таможни) устанавливается в соответствии с перечнем типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации. Таможня (электронная таможня) осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Организацию, контроль и координацию деятельности таможни (электронной таможни) осуществляет РТУ, которому подчинена таможня (электронная таможня) [19; пункт 14].

9 Таможня является таможенным органом Российской Федера-

ции (далее - таможенный орган), входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением [19; пункт 11].

таможенных, иных документов и (или) сведений из таможенных деклараций, разрешительных документов и дополнительных документов и его проведение после выпуска;

- контроль за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме [19; подпункты 1,2, 6-9, 11 Пункта 8 Раздела II].

Этим же Положением для электронной таможни отдельно выделены полномочия в рамках ее компетенции.10

Как отмечено выше, перечисленные в проекте новации, относительно электронной таможни, были утверждены 21.05.2018 г. приказом ФТС России «Об утверждении общего положения о таможне» № 833 (далее -Приказ ФТС России № 833). Первое заметное отличие проекта приказа от принятого правового акта - в названии Приказа ФТС России № 833 не используется понятие «электронная таможня». По тексту приказа внесены соответствующие изменения - после слова «таможня» удалены слова «электронная таможня». В отличие от проекта, в утвержденном Приказе ФТС России № 833 изначально отсутст-

10- Контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита;

- анализ результатов применения технических средств таможенного контроля при осуществлении таможенного контроля;

- контроль своевременности исполнения плательщиком таможенных пошлин, налогов обязанности по уплате таможенных платежей, антидемпинговых, специальных, компенсационных пошлин и процентов, исчисленных в отношении товаров, выпуск и последующий таможенный контроль которых осуществляется ЦЭД;

- принятие и аннулирование решений о предоставлении плательщикам ввозных таможенных пошлин, налогов отсрочек или рассрочек уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (об отказе в предоставлении отсрочек или рассрочек уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов);

- проведение оперативного мониторинга совершения таможенных операций, результатов таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы, за исключением таможенного контроля в форме таможенной проверки для оценки рисков, определения мер по минимизации рисков и порядка их применения, в том числе в целях выявления и предотвращения случаев нарушения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации;

- владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за электронной таможней, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества;

- ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и специальной таможенной статистики в соответствии с установленным порядком;

- обеспечение сбора и обработки информации по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации на основе использования современных информационных технологий;

- подготовку аналитических материалов об экспорте и импорте товаров на основе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, находящимся в регионе деятельности электронной таможни, о тенденциях развития внешней торговли субъектов Российской Федерации в регионе деятельности электронной таможни;

- осуществление контроля полноты и достоверности сведений, содержащихся в базах данных электронной таможни, используемых при формировании таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;

- организацию и ведение работы по хранению, контролю и учету товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации [19; подпункты 1-11 Пункта 9 Раздела II].

вовало (до 06.02.2019 г.) определение понятия «электронная таможня», т.е. электронные таможни функционировали, однако на нормативном / научном уровне, в принципе, не было однозначного понимания, что под этим следует понимать.

Согласно Приказу ФТС России № 833 от 31 мая 2018 г. электронная таможня осуществляет руководство деятельностью таможенных постов, реализующих функции по электронному декларированию (центры электронного декларирования), и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом [20; пункт 7].

Приказом ФТС России № 197 от 6 февраля 2019 г. «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России по вопросам организации деятельности таможенных органов Российской Федерации» были внесены изменения в Приказ ФТС России № 832 от 31 мая 2018 года «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении».

С этого момента под электронной таможней следовало понимать таможню, обеспечивающую реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, в регионе своей деятельности [21; подпункт 139 пункта 6].

Напомним, что в проекте приказа под электронной таможней понимался специализированный таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе деятельности электронной таможни в пределах полномочий, определенных положением [19; пункт 2].

Таким образом, на этом этапе развития таможенного законодательства России определение понятия «электронная таможня» носит достаточно размытый характер и не позволяет однозначно выделить её характеристики, особенности. Представленные в настоящий момент на нормативном уровне определения «электронной таможни» позволяют её отождествлять лишь с институтом электронного декларирования. Обратим внимание, что понятие «цифровая таможня» вообще не используется.

4. О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Проблемы и пути их решения.

Продолжая исследовать вопрос создания электронной таможни в России заметим, что в мае 2018 г. Коллегия ФТС России рассмотрела проблематику создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования, а также проблемы и пути их решения [22]. Во исполнение решения, принятого на заседании коллегии ФТС России 29 мая 2018 года был принят приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 988 «О решении коллегии фТс России от 29 мая 2018 года «О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Проблемы и пути их решения»» (далее - Приказ ФТС России № 988). Об-

ратим внимание, что именно в этот период были подготовлены вышеприведенные проекты приказов ФТС России «Об утверждении общего положения о таможне (электронной таможне)» [13] и «Об утверждении общего положения о таможенном посте (центр электронного декларирования)» [14].

Напомним, что одним из приоритетов развития таможенных органов России является концентрация декларирования товаров на таможенных постах и центрах электронного декларирования, и их размещение на площадях, находящихся в федеральной собственности. А центральным звеном этого направления, по мнению Степина М., следует считать процесс создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования, которые сосредоточат до 95% доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных в центрах электронного декларирования. Это является фундаментальной основой автоматизации процессов таможенного контроля при выполнении таможенных формальностей товаров [23].

Применительно к созданию единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования осуществление соответствующих работ запланировано в три этапа.11

Говоря о трансформации института электронной таможни, эксперты ФТС России уточняют, что «в Комплексной программе развития ФТС России (программа 2020), во-первых, предусмотрено изменение архитектуры бизнес-процессов и выделение концентрации в 16 центрах электронного декларирования, как пока планируется, в части экспорта и импорта и создание таможен фактического контроля» [15]. Необходимо добавить, что «16 региональных электронных таможен - это не точная калька друг друга. Восемь из них будут региональными электронными таможнями, где будет сосредоточено обеспечение; три - это полные функциональные таможни, но для мультимодальной перевозки «море-земля»; одна - это авиационная; две -это специализированные: акцизные и энергетические; две - областные (Московская областная и Калининградская)» [15].

Технологические особенности работы таможенных органов, а также вопросы их взаимодействия между собой отражены в разработанной ФТС России схеме бизнес-процессов взаимодействия электронных таможен, ЦЭД, таможен и таможенных постов фактического контроля при совершении таможенных операций на всех этапах перемещения товаров, начиная с совершения операций, необходимых для ввоза (вывоза) товаров, до проведения контроля после выпуска товаров [22]. Для этих целей Коллегия ФТС России приняла решение утвердить бизнес-процессы организации взаимодействия электронных таможен, ЦЭД, таможен и таможенных постов фактического контроля при совершении таможенных операций [22].

11 I этап (2018 год): создание электронных таможен в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях, а также концентрация декларационного массива Владивостокской, Московской областной и Калининградской областной таможен в ЦЭД соответствующей таможни.

II этап (2019 год): создание электронной таможни в Сибирском таможенном управлении, Авиационной электронной таможни, ЦЭД Центральной акцизной, Центральной энергетической, Новороссийской таможен и концентрация декларирования товаров на Балтийском ЦЭД Балтийской таможни.

III этап (2020 год): создание электронных таможен в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном и Южном таможенных управлениях [22].

«Безусловно, на этапе формирования электронной таможни необходимо было разработать типовую схему её инфраструктуры. В этой связи ФТС России была проведена значительная работа по разработке и пересмотру всех бизнес-процессов взаимодействия между электронной таможней и таможней фактического контроля. Руководством российской таможни изначально была поставлена задача представить в конце мая 2018 г. новую модель бизнес-процессов взаимодействия с таможенными органами для того, чтобы обеспечить «бесшовную» работу таможенных органов в случае не прохождения процедур автовыпуска, необходимость досмотра, контроля и корректировок» [15].

5. Подходы Федеральной таможенной службы к институту электронной таможни.

Анализ официальных материалов ФТС России позволяет сделать вывод об отсутствии отдельного документа, стратегии, концепции электронной таможни, как комплексного института. В официальных выступлениях должностных лиц таможенных органов электронная таможня, как правило, рассматривается как специализированный таможенный орган и (или) в контексте парадигмы применения информационных таможенных технологий в условиях реализации положений ТК ЕАЭС.12 При этом электронная таможня не позиционируется как самостоятельный правовой институт, инструмент, комплексное правовое или организационно-техническое явление. На нормативном, научном, дискуссионном уровнях отсутствуют характеристики, признаки, элементы, показатели, наличие которых позволяет сделать однозначный вывод, что речь идет именно об электронной таможне, как о комплексном институте. На сегодняшний день также отсутствуют исследования на предмет, каким образом понимание электронной таможни в России корреспондирует и соотносится, например, с программными документами ВТамО о цифровой, электронной, безбумажной таможне и торговле, механизмом «единого окна», а также правом ЕАЭС по этому же предмету исследования.

В рассматриваемом ключе выступление должностных лиц высокого уровня от российской таможни по озвученной проблематике представляет особый интерес, поскольку аналитические материалы обрамлены правоприменительной практикой. Напомним, по мнению российской Стороны в ТК ЕАЭС реализованы базовые положения, относящиеся к институту электронной таможни.

Так, руководитель Центрального информационно-технического таможенного управления В.Ю. Скиба обращает внимание, что «новеллами ТК Союза, которые не могут быть реализованы без изменения парадигмы применения информационных таможенных технологий, являются приоритет электронного таможенного декларирования; расширение практики использования документов в электронной форме; удаленный выпуск товаров; автоматическая регистрация дек-

12 См., например, Скиба В. Ю. Изменение парадигмы применения информационных таможенных технологий в условиях реализации положений ТК ЕАЭС: Стенограмма выступления на конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС» // Ассоциация содействие развитию внешней экономической деятельности, 23 мая 2018 г. URL: http://np-srv.ru/news/izmenenie-paradigmy-primeneniya-informacionnych-tamogennych-technologiy-v-usloviyach-reaNzacii-pologeniy-tk-eaes-.html (дата обращения: 16.02.2019).

лараций на товары; развитие института предварительного информирования; автоматический выпуск товаров; совершение таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц» [15]. Это же лицо констатирует, что «никто не знает, что такое цифровая экономика». Отмечается, что у российской стороны свое прочтение понятия «цифровая экономика». По его мнению, - это «отказ от бумаги, переход на информационное взаимодействие, реализация различных компьютерных технологий (например, технологий blockchain)».

Справочно отметим, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [24].

Среди основных направлений совершенствования информационных технологий Федеральная таможенная служба выделяет следующие:

1) «Подача физическими лицами и участниками ВЭД электронных документов и сведений в электронной форме;

2) Совершенствование технологии авторегистрации и автовыпуска;

3) Присоединение к общим таможенным процессам в рамках ЕАЭС;

4) Развитие систем маркировки товаров;

5) Разработка системы прослеживаемости товаров;

6) Развитие Центров электронного декларирования;

7) Совершенствование технологии предварительного информирования на всех видах транспорта в рамках законодательства ЕАЭС;

8) Автоматизация контрольно-надзорных функций ФТС России» [15].

Стоит отметить, что наиболее полное и развернутое видение электронной таможни было представлено Давыдовым Р.В., первым заместителем руководителя Федеральной таможенной службы, на пресс-конференции 19 декабря 2017 г. на тему «Как внедрение электронной таможни поможет России укрепить позиции в рейтинге Doing Business [25]. Так, представитель ФТС России отмечает, что с 2009 г. по 2017 г. Федеральная таможенная служба провела серьезную реформу в сфере электронного декларирования. За указанный период в деятельность таможенной службы среди прочего внедрены следующие правовые институты и соответствующие им технологии:

- электронное декларирование;

- удаленный выпуск товаров;

- автоматизация процедур:

- автоматическая регистрация экспортных деклараций;

- автоматическая регистрация деклараций при импорте;

- автоматический выпуск товаров при экспорте;

- автоматический выпуск товаров при импорте;

- электронный транзит;

- предварительное информирование;

- управление платежами в электронном виде:

- единый лицевой счет;

- внесение денежного залога в электронном виде [25; хронометраж 1:47].

На уровне Правительства России резюмируется, что с вступлением в силу ТК Союза [26], а также Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации [27] российская Сторона переходит к «электронной таможне», бесконтактному взаимодействия с таможенными органами. Обращается внимание, что товары можно будет декларировать

электронным способом, выпуск товаров в большинстве случаев станет автоматическим, и на них будет распространяться механизм «единого окна» [28].

По мнению Давыдова Р.В., прообразом электронной таможни являются центры электронного декларирования. Электронная таможня - это офис, который располагается в городах-столицах федеральных округов, взаимодействующий в электронном виде с постами фактического контроля, таможнями фактического контроля, т.е. с теми местами, в которых физически будет находиться товар [25; хронометраж 18:43]. При этом таможенная служба упраздняет необходимость личной явки хозяйствующего субъекта в таможенный орган, соответственно сокращаются временные и финансовые расходы. По мнению российской таможенной службы, электронные таможни и центры электронного декларирования должны размещаться на площадях, находящихся в государственной собственности, что в свою очередь влечет упразднение правоотношений с предпринимателями, и предопределяет вектор взаимоотношений с декларантом исключительно в цифровой среде.

В материалах ФТС России преимущества электронной таможни условно разделены на две группы: преимущества для таможни и преимущества для бизнеса. К первой группе относятся следующие:

Преимущества для таможни:

1) повышение эффективности и результативности таможенного контроля;

2) обеспечение полноты и своевременности взимания таможенных платежей;

3) выравнивание нагрузки на инспекторский состав;

4) оптимизация структуры, численности и расходов на содержание таможенных органов;

5) централизация и унификация системы управления рисками;

6) оптимизация условия для разработки и отработки перспективных таможенных технологий;

7) эффективность эксплуатации и обслуживания информационно-технических ресурсов.

Преимущества для бизнеса:

1) содействие росту международной торговли Российской Федерации;

2) снижение издержек участников ВЭД за счет увеличения скорости совершения таможенных операций;

3) обеспечение единообразия и правомерности принимаемых решений;13

4) централизация учета движения денежных средств плательщиков таможенных платежей;14

5) перенос основной тяжести таможенного контроля на этап после выпуска товаров для участников ВЭД низкого уровня риска;

6) снижение коррупционных рисков в деятельности таможенных органов;

7) перераспределение и оптимизация декларационного массива в соответствии с реальными экономическими потребностями регионов Российской Федерации [25; хронометраж 22:39].

Следует отметить, что практическая реализация преимуществ для предпринимательского сообщества будет содействовать развитию инвестиционного кли-

13 Речь идет о единообразной практике применения таможенного законодательства во всех таможенных органах России.

14 Организовать во всех регионах России уплату таможенных платежей в режиме реального времени (таможня on-line).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мата, позволит занять в рейтинге Doing Business место в группе первых 50-ти стран.

В свете вышеизложенного сформулируем выводы.

1. Идея формирования института электронной таможни в Российской Федерации датируется 2004 г. Это новая философия, сопряженная с интеллектуальной обработкой разнородной информации, аналитическими системами, развитием информационных систем таможенных органов, правовыми институтами предварительного информирования и СУР.

2. На сегодняшний день в России создается институт не «цифровой», а «электронной таможни», который мы отождествляем с институтом электронного таможенного декларирования. Такой вывод вытекает из анализа ведомственных актов ФТС России.

3. Анализ официальных материалов ФТС России позволяет сделать вывод об отсутствии отдельного документа, стратегии, концепции, программы, модели электронной таможни, как комплексного правового института, механизма управления, организационного механизма. Также отсутствуют признаки, характеристики, которые позволяют провести разграничительную линию между безбумажной, электронной, цифровой и умной таможней. Более того, в теоретическом и практическом аспектах нет однозначного ответа на вопрос о соотнесении механизма «единого окна» и создаваемой электронной таможни.

4. В современных условиях таможенного регулирования Всемирная таможенная организация сформировала подходы по созданию института «цифровой таможни». Разработки ВТамО по электронной таможне предшествуют этапу создания цифровой таможни.

5. Евразийская экономическая комиссия совместно со странами ЕАЭС проводит работу по созданию института цифровой таможни в Союзе. В частности, разрабатывается проект документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни».

6. В понимании Федеральной таможенной службы электронная таможня это:

- специализированный таможенный орган, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в электронной форме [16]. (Примечание: в данном случае речь идет о региональной электронной таможне);

- таможня, обеспечивающая реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, в регионе своей деятельности [21; подпункт 139 пункта 6];

- электронная таможня осуществляет руководство деятельностью таможенных постов, реализующих функции по электронному декларированию (центры электронного декларирования), и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом [20; пункт 7].

- офис, который располагается в городах-столицах федеральных округов, взаимодействующий в электронном виде с постами фактического контроля, таможнями фактического контроля, т.е. с теми местами, в которых физически будет находиться товар [25; хронометраж 18:43].

7. Проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года вводит новый понятийный аппарат и для различных правовых, органи-

зационных, технологических явлений использует одновременно признаки «цифровой» и «электронный».

Цифровой:

цифровизация деятельности таможенных органов, цифровые платформы и технологии, цифровизация механизма уплаты платежей, информационные цифровые технологии, цифровые системы, цифровые финансовые активы, цифровизация документирования оперативно-розыскной деятельности, циф-ровизация таможенного администрирования, цифро-визация правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации и др.

Электронный:

электронные документы, документы в электронной форме, электронный документооборот, электронная таможенная проверка, электронные системы верификации и сертификации, электронное взаимодействие таможенных органов, международная электронная торговля, электронная доступность, электронный таможенный транзит, электронные сервисы, электронное декларирование.

Не известна методика, на основании которой перечисленные явления отождествляются с электронным и цифровым укладом.

В связи с этим требуется анализ проекта Стратегии 2030 на предмет его последующего сопряжения с правом ЕАЭС в сфере таможенного дела, Таможенным кодексом Союза непосредственно, а также проводимой работой в ЕЭК по созданию института «цифровой таможни».

Это позволит впоследствии избежать правовых коллизий на национальном и наднациональном уровнях, а также выстраивать единое таможенное регулирование в государствах-членах ЕАЭС.

Список литературы:

1. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. 266 pages. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (дата обращения: 28.12.2019).

2. Электронная таможня: перспективы развития // Официальный информационный ресурс Федеральной таможенной службы России. URL: http://customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=4553^ ектронная%20таможня:%20перспективы%%20разви-тия&саМ=40:2011 -01 -24-15-02-45&Itemid=2055 (дата обращения: 11.02.2019).

3. Булавин Владимир. Таможня должна быть простой, удобной и эффективной: интервью руководителя ФТС России // ИА «ТАСС», 08.06.2017. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=ar

ticle&id=25359:......l......r--lr-08062017&catid=26:2011 -

01 -24-14-45-21 &Itemid=1830 (дата обр.: 11.02.2019).

4. Смирнова Е.А. Оценка эффективности деятельности электронной таможни // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2013. -№ 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19081588 (дата обращения: 15.02.2019).

5. Проект Стратегии развития российской таможни до 2030 года рассмотрен бизнес-сообществом // Новости ФТС России. URL: http://customs-academy.net/?p= 12497.

6. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года // Информационный ресурс ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.

php?option=com_content&view=article&id=25512 (дата обращения: 13.02.2019).

7. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года»» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr2005/ (дата обращения: 16.02.2019).

8. Целевые показатели решения задач Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года. Приложение № 1к Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года // Информационный ресурс ФТС России. URL: http://www.cus-toms.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 25512 (дата обращения: 14.02.2019).

9. Электронная таможня: ФТС России избавляет участников ВЭД от бумаг// Информационный ресурс ФТС России, 16 декабря 2015. URL: http://www.cus-toms.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 22308:2015-12-16-10-36-42&catid=40:2011 -01 -24-15-02-45&Itemid=2055 (дата обращения: 16.02.2019).

10. В Москве состоялось заседание коллегии ФТС России // Информационный ресурс ФТС России, 9 мая 2018 г. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=26567:2018-05-29-12-19-54&catid=40:2011 -01 -24-15-02-45 (дата обращения: 12.02.2019).

11. ФТС России подвела первые итоги работы электронных таможен // Информационный ресурс ФТС России, 13 ноября 2018. URL: http://customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=26993:2018-11 -13-11 -27-34&catid=40:2011 -01 -24-15-02-45 (дата обращения: 12.02.2019).

12. Сальникова А.В. Центры электронного декларирования как основной элемент таможни // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 3 (27). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=36005021 (дата обращения: 14.02.2019).

13. Проект приказа Федеральной таможенной службы «Об утверждении общего положения о таможне (электронной таможне)». Даты проведения общественного обсуждения: 27.04.2018 - 11.05.2018 // Информационный правовой портал Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56651523/ (дата обращения: 14.02.2019).

14. Проект приказа Федеральной таможенной службы об утверждении общего положения о таможенном посте (центр электронного декларирования). Даты проведения общественного обсуждения: 27.04.2018 -11.05.2018 // Информационный правовой портал Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 56651527/ (дата обращения: 14.02.2019).

15. Скиба В. Ю. Изменение парадигмы применения информационных таможенных технологий в условиях реализации положений ТК ЕАЭС: Стенограмма выступления на конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС» // Ассоциация содействие развитию внешнеэкономической деятельности, 23 мая 2018г. URL: http://np-srv.ru/news/izmene-nie-paradigmy-primeneniya-informacionnych-tamogennych-technologiy-v-usloviyach-realizacii-pologeniy-tk-eaes-.html (дата обращения: 16.02.2019).

16. Письмо ФТС России от 25 декабря 2017 № 0111/73654 «Разъяснения по вопросам организации дея-

тельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/ (дата обращения: 15.02.2019).

17. Приказ ФТС России от 22 апреля 2011 г. № 845 «Порядок применения ЭД-2 при удаленном декларировании товаров, в т.ч. в местах приближенных к границе» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tam-doc/11 pr0845/ (дата обращения: 15.02.2019).

18. Приказ Федеральной таможенной службы от 31 мая 2018 г. № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне» // Информационный правовой портал Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71963806/ (дата обращения: 18.02.2019).

19. Общее положение о таможне (электронной таможне). Приложение к проекту приказа Федеральной таможенной службы «Об утверждении общего положения о таможне (электронной таможне)» // Информационный правовой портал Гарант. URL: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/56651523/ (дата обращения: 14.02.2019).

20. Общее Положение о таможне. Утверждено Приказом ФТС России № 833 от 31 мая 2018 г. «Об утверждении Общего положения о таможне». Информационный правовой портал Гарант. URL: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/71963806/ (дата обращения: 18.02.2019).

21. Приказ ФТС России № 832 от 31 мая 2018 года «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении». ИПС Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71963780/.

22. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 988 «О решении коллегии фТс России от 29 мая 2018 года «О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Проблемы и пути их решения»» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/18pr0988/ (дата обращения: 16.02.2019).

23. Степин М. Электронное декларирование товаров: как на практике работают ЦЭДы // CustomsForum.ru, 7 декабря 2018 г. URL: https://customsforum.ru/news/ opinion/elektronnoe-deklarirovanie-tovarov-kak-na-praktike-rabotayut-tsedy-550274.html (дата обращения: 16.02.2019).

24. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9g FM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

25. Давыдов Р.В. Как внедрение электронной таможни поможет России укрепить позиции в рейтинге Doing Business: пресс-конференция первого заместителя руководителя ФТС России, вице-председателя Совета Всемирной таможенной организации // МИА «Россия сегодня», 19 декабря 2017 г. URL: http://customs. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26081

:...............l..........doing-businessr.......l-r-19--2017-

&catid=26:2011 -01 -24-14-45-21 &Itemid=1830&Itemid= 1851 (дата обр.: 12.02.2019).

26. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01413569/itia_ 12042017 (дата обр.: 13.02.2019).

27. Федеральный закон от 03 августа 2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федера-

ции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 4 сентября 2018 года)// ИПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30409 3/(дата обращения: 12.02.2019).

28. Из выступления премьер-министра Д.А. Медведева. См. Кузьмин Владимир «Свет в едином окне. На своем последнем заседании в нынешнем составе кабинет министров обсудил таможенное регулирование» // Российская газета - Федеральный выпуск № 91(7554), 26 апреля 2018 г. URL: https://rg.ru/2018/ 04/26/medvedev-anonsiroval-perehod-rf-k-elektronnoj-tamozhne.html (дата обращения: 12.02.2019).

Reference list:

1. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. 266 pages. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (date of the request: 12/28/2019).

2. Electronic customs: development prospects // Official information resource of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_ content&view=artide&id=4553:Электронная%20тамож-ня:%20перспективы%%20развития&са№40:2011 -01 -24-15-02-45&Itemid=2055 (date of the request: 02/11/2019).

3. Bulavin Vladimir. Customs should be simple, convenient and efficient: an interview with the Head of the Federal Customs Service of Russia // TASS news agency, 06/08/2017. URL: http://customs.ru/index.php?option=

com_content&view=article&id=25359:......l......r--lr-

08062017&catid=26:2011 -01-24-14-45-21 &Itemid=1830 (date of the request: 02/11/2019).

4. Smirnova E.A. Evaluation of the effectiveness of electronic customs // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. - 2013. - № 1. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=19081588 (date of the request: 02/15/2019).

5. The draft Strategy for the development of Russian Customs until 2030 was reviewed by the business community // News of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://customs-academy.net/?p=12497.

6. A comprehensive program for the development of the Federal Customs Service of Russia for the period until 2020. Appendix to the decision of the Collegium of the Federal Customs Service of Russia, dated May 25, 2017 // Information resource of the FCS of Russia. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=25512 (date of the request: 02/13/2019).

7. Order of the Federal Customs Service of Russia of the Ministry of Finance of the Russian Federation, dated December 18, 2017 № 2005 «On the decision of the Collegium of the Federal Customs Service of Russia, dated November 30, 2017 «On measures to improve information systems and resources of the Customs Authorities of the Russian Federation in order to ensure the implementation of the Comprehensive Program for the Development of the Federal Customs Service of Russia for the period until 2020» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/ 17pr2005/ (date of the request: 02.16.2019).

8. Targets for solving the tasks of the Comprehensive Program for the Development of the Federal Customs Service of Russia for the period until 2020. Appendix № 1 to the Comprehensive Program for the Development of the Federal Customs Service of Russia for the Period Until 2020 // Information resource of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://www.customs.ru/index.php?

option=com_content&view=article&id=25512 (date of the request: 02/14/2019).

9. Electronic Customs: the Federal Customs Service of Russia relieves participants of foreign economic activity from papers // Information resource of the Federal Customs Service of Russia, December 16, 2015. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=22308:2015-12-16-10-36-42&catid=40: 2011 -01 -24-15-02-45&Itemid=2055 (date of the request: 02.16.2019).

10. A meeting of the Board of the Federal Customs Service of Russia was held in Moscow // Information resource of the Federal Customs Service of Russia, May 9, 2018 URL: http://customs.ru/index.php?option=com_ con-tent&view=article&id=26567:2018-05-29-12-19-54&catid =40:2011 -01 -24-15-02-45 (date of request: 02/12/2019).

11. Federal Customs Service of Russia summed up the first results of electronic customs // Information resource Federal Customs Service of Russia, November 13, 2018. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=26993:2018-11 -13-11 -27-34&catid=40: 2011 -01 -24-15-02-45 (date of the request: 02/12/2019).

12. Salnikova A.V. Electronic declaration centers as the main element of customs // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. - 2018 .- № 3 (27). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36005021 (date of the request: 02/14/2019).

13. Draft Order of the Federal Customs Service «On approval of the general regulations on customs (electronic customs)». Dates of public discussion: 04/27/2018 -05/11/2018 // Information legal portal of the Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56651523/ (date of the request: 02/14/2019).

14. Draft Order of the Federal Customs Service on the approval of the general regulations on the customs post (electronic declaration center). Dates of public discussion: 04/27/2018 - 05/11/2018 // Information legal portal Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/566-51527/ (accessed: 02/14/2019).

15. Skiba V. Yu. Changing the paradigm of application of information customs technologies in the context of implementing the provisions of the Customs Code of the EEU: Transcript of speech at the conference «Customs for Business. Life according to the new EEU Customs Code» // Association for the Promotion of Foreign Economic Activity, May 23, 2018. URL: http://np-srv.ru/news/izme-nenie-paradigmy-primeneniya-informacionnych-tamogennych-technologiy-v-usloviyach-realizacii-pologeniy-tk-eaes-.html (date of the request: 02.16.2019).

16. Letter of the Federal Customs Service of Russia, dated December 25, 2017 № 01-11 / 73654 «Clarifications on the organization of activities of regional electronic customs and actual control customs» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/ (date of the request: 02.15.2019).

17. Order of the Federal Customs Service of Russia, dated April 22, 2011 № 845 «Procedure for the use of ED-2 for remote declaring the goods, incl. in places close to the border»// Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/ 11 pr0845/ (date of the request: 02/15/2019).

18. Order of the Federal Customs Service of May 31, 2018 № 833 «On approval of the General Regulation on Customs» // Information legal portal of the Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71963806/ (accessed: 02/18/2019).

19. General provision on customs (electronic customs). Appendix to the Draft Order of the Federal Customs Service «On approval of the general regulations on customs

(electronic customs)» // Information legal portal Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/5665-1523/ (date of the request: 02/14/2019).

20. General Regulation on Customs. Approved by Order of the Federal Customs Service of Russia № 833, dated May 31, 2018 «On Approval of the General Regulation on Customs». Information legal portal Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71963806/ (date of the request: 02/18/2019).

21. Order of the Federal Customs Service of Russia № 832 of May 31, 2018 «On approval of the General Regulation on Regional Customs Administration». Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7196-3780/ (date of the request: 02.16.2019).

22. Order of the Federal Customs Service of Russia of the Ministry of Finance of the Russian Federation of June 26, 2018 № 988 «On the decision of the Collegium of the Federal Customs Service of Russia of May 29, 2018 «On the creation of a unified network of electronic customs and electronic declaration centers. Problems and solutions» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18pr0988/ (date of the request: 02.16.2019).

23. Stepin M. Electronic declaration of goods: how centers of e-declaring work in practice // CustomsForum. ru, December 7, 2018 URL: https://customsforum.ru/news/ opinion/elektronnoe-deklarirovanie-tovarov-kak-na-praktike-rabotayut-tsedy-550274.html (date of the request: 02.16.2019).

24. The program «Digital Economy of the Russian Federation». Approved by Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 № 1632-p. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5 v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of the request: 02.16.2019).

25. Davydov R.V. How the introduction of electronic customs will help Russia to strengthen its position in the Doing Business ranking: press conference of the First Deputy Head of the Federal Customs Service of Russia, Vice-Chairman of the Council of the World Customs Organization // MIA «Russia Today», December 19, 2017. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content& view=

article&id=26081:...............l..........doing-busi-nessr......

-l-r-19—2017-&catid=26:2011 -01 -24-14-45-21 &Itemid=

1830&Itemid=1851 (date of the request: 02/12/2019).

26. The Customs Code of the Eurasian Economic Union. Appendix 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union. Legal portal of the Eurasian Economic Union. URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017 (date of the request: 02/13/2019).

27. Federal Law of August 3, 2018 № 289-03 «On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (entered into force on September 4, 2018) // Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304093/ (date of the request: February 12, 2019).

28. From speech of the Prime Minister D.A. Medvedev. See Vladimir Kuzmin «Light in a single window. At its last meeting in its current composition the Cabinet of Ministers discussed customs regulation»// Rossiyskaya Gazeta -Federal Issue № 91 (7554), April 26, 2018 URL: https://rg.ru/2018/04/26/medvedev-anonsiroval-perehod-rf-k-elektronnoj-tamozhne.html (date of the request: 02/12/2019).

Рецензия

на статью Мозера Сергея Владимировича «Формирование правового института электронной таможни: российский опыт»

Представленная на рецензирование статья Мозера С.В. посвящена исследованию проблематики развития института электронной таможни в России.

Предмет исследования - институт электронной таможни. Автор анализирует стратегические подходы к созданию правового института электронной таможни; меры по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов; электронную таможню, как специализированный таможенный орган; вопросы создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. В заключение формируются выводы.

В статье Мозера С.В. отдельное внимание уделяется анализу Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года, проекту Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, а также проектам и действующим ведомственным актам ФТС России, относящимся к институту электронной таможни.

Автор поднимает проблему применяемого понятийного аппарата и методических подходов к разделению «электронных» и «цифровых» характеристик создаваемого в Российской Федерации института электронной таможни. Это особенно актуально в контексте подго-

товки в Евразийской экономической комиссии (далее -ЕЭК) проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности) [далее - Тематический блок].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научная статья Мозера С.В. обращена к широкому кругу специалистов, деятельность которых связана с созданием правового института электронной (цифровой) таможни и совершенствованием таможенного регулирования.

Полученные выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению в ЕЭК на заседании Тематического блока, а также сессиях рабочих органов Всемирной таможенной организации в рамках сотрудничества ЕЭК - ВТамО, связанных с изучением и анализом международного опыта при формировании цифровой таможни.

Статья С.В. Мозера представляет научный и практический интерес и заслуживает опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия Д.К.Секербаева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 81,31%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.