Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / КОМИТЕТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / THE WCO / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / EEU / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / EEC / CAPACITY BUILDING COMMITTEE / E-CUSTOMS / DIGITAL CUSTOMS / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / INTERNATIONAL CUSTOMS LAW / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Задача. Проанализировать деятельность Комитета институционального развития Всемирной таможенной организации по формированию правового института цифровой таможни. Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематике совершенствования инструментов таможенного регулирования в рамках функционирования Комитета институционального развития (далее - Комитет) ВТамО. Предмет исследования - институт цифровой таможни. Комплексно рассматриваются подходы Комитета в 2016 году, в части формирования цифровой таможни, как комплексного правового явления в рамках повестки «Будущее таможни, потребности организационного развития при движении к цифровой таможне и технологиям». Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право ЕАЭС и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы в рамках организации работы Подкомитета управления информацией и Постоянного технического комитета ВТамО в контексте взаимодействия ЕЭК - ВТамО по линии международного таможенного сотрудничества. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом. Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Customs in the context of the Capacity Building of the World Customs Organization

Purpose. To analyze the activities of the Capacity Building Committee (CBC) of the World Customs Organization on the formation of the legal institute of digital customs. Design/methodology/approach. The research article is devoted to the issues of improving the instruments of customs regulation within the framework of the functioning of the WCO Capacity Building Committee. The subject of the research is the digital customs institute. It is comprehensively considered the CBC approaches in 2016 in terms of the formation of digital customs as an integrated legal phenomenon under the theme «The Future of Customs: What are the Organizational Development Needs as We Move Towards Digital Customs and Technologies». Social implications. The introduction of the digital customs institute in the Eurasian Economic Union (EEU) law and customs regulation as a whole is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures. Practical meaning. The results of the study are of interest to the customs block of the Eurasian Economic Commission (EEC), can be used within the organization of the work of the Capacity Building Committee, the Information Management Subcommittee and the WCO Permanent Technical Committee in the context of the EEC - WCO international customs cooperation. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, modernization of the digital customs institute, as well as international customs law. Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute within the framework of the WCO's activities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

8.2. ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мозер Сергей Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: Заместитель начальника отдела, Старший научный сотрудник. Место работы: Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, НИИ Российской таможенной академии. Подразделение: отдел перспективных таможенных технологий. E-mail: email: moser-info@yandex.ru

Аннотация

Задача. Проанализировать деятельность Комитета институционального развития Всемирной таможенной организации по формированию правового института цифровой таможни.

Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематике совершенствования инструментов таможенного регулирования в рамках функционирования Комитета институционального развития (далее - Комитет) ВТамО. Предмет исследования - институт цифровой таможни. Комплексно рассматриваются подходы Комитета в 2016 году, в части формирования цифровой таможни, как комплексного правового явления в рамках повестки «Будущее таможни, потребности организационного развития при движении к цифровой таможне и технологиям».

Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право ЕАЭС и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.

Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы в рамках организации работы Подкомитета управления информацией и Постоянного технического комитета ВТамО в контексте взаимодействия ЕЭК - ВТамО по линии международного таможенного сотрудничества. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом.

Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Комитет институционального развития, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня.

DIGITAL CUSTOMS IN THE CONTEXT OF THE CAPACITY BUILDING OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

Mozer Sergei Vladimirovich, PhD at law. Position: Deputy Head of Division, Senior Researcher. Place of employment: Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission, Research Institute of the Russian Customs Academy. Department: Advanced Customs Technologies division. E-mail: moser-info@yandex.ru

Annotation

Purpose. To analyze the activities of the Capacity Building Committee (CBC) of the World Customs Organization on the formation of the legal institute of digital customs.

Design/methodology/approach. The research article is devoted to the issues of improving the instruments of customs regulation within the framework of the functioning of the WCO Capacity Building Committee. The subject of the research is the digital customs institute. It is comprehensively considered the CBC approaches in 2016 in terms of the formation of digital customs as an integrated legal phenomenon under the theme «The Future of Customs: What are the Organizational Development Needs as We Move Towards Digital Customs and Technologies».

Social implications. The introduction of the digital customs institute in the Eurasian Economic Union (EEU) law and customs regulation as a whole is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.

Practical meaning. The results of the study are of interest to the customs block of the Eurasian Economic Commission (EEC), can be used within the organization of the work of the Capacity Building Committee, the Information Management Subcommittee and the WCO Permanent Technical Committee in the context of the EEC - WCO international customs cooperation. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, modernization of the digital customs institute, as well as international customs law.

Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute within the framework of the WCO's activities. Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, Capacity Building Committee, e-Customs, digital Customs, customs regulation, customs administration, international customs law, customs.

На сегодняшний день в рамках исследования развития цифровой таможни во Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО, Организация) нами были исследованы подходы, разработки, проекты различных органов Организации к формированию института цифровой таможни. Большая часть из них была представлена вниманию научно-экспертного сообщества в июне - октябре 2019 г.[1]. В настоящей статье мы затронем отдельные аспекты деятельности Секретариата ВТамО и Комитета институционального развития по одноименной проблематике.

Прежде всего, отметим, что Комитет институционального развития (далее - Комитет)1 основан в апреле 2010 г. и действует под общим руководством Политической комиссии и Совета ВТамО при административной поддержке, предоставляемой Секретариатом ВТамО. Мандат Комитета заключается в инициировании работы и исследований по наращиванию потен-

1 Capacity Building Committee.

циала, рассмотрении общих приоритетов по институциональному развитию, а также в подготовке руководящих принципов, стандартов, инструментов для поддержки инициатив по институциональному развитию с тем, чтобы содействовать Совету выполнять обязательства, вытекающие из Конвенции об учреждении Совета таможенного сотрудничества в соответствии с общей целью Конвенции [2; 110].

Перейдем к анализу вопроса формирования института цифровой таможни в контексте институционального развития ВТамО. Итак, цифровая таможня стала ключевой темой для нескольких тематик, которые обсуждались на седьмом заседании Комитета институционального развития ВТамО [3], прошедшего в Брюсселе в период с 11 по 13 апреля 2016 года. Пунктом 2 повестки заседания был определен вопрос «Будущее таможни: каковы потребности организационного развития, когда мы движемся к цифровой таможне и технологиям». Обратим внимание, что цифровая таможня и технологии разделены как два самостоятельных объекта, которые должны быть исследованы делегатами стран-членов ВТамО при рассмотрении вопроса о будущем таможни. В целях организации дискуссий по заявленной теме, Секретариат ВТамО подготовил одноименную аналитическую справку «Будущее таможни: каковы потребности организационного развития, когда мы движемся к цифровой таможне и технологиям» [4]. Цель этого документа состоит в том, чтобы поднять тему цифровой таможни в Комитете по институциональному развитию как возникающий спорный вопрос, связанный непосредственно с институциональным развитием, и определить руководящие принципы для организации будущей работы, которая дополняет текущую работу по данной тематике в других органах ВТамО. Ожидалось, что эксперты Комитета прокомментируют и укажут на организационные требования для эффективного управления интеграцией информационно-коммуникационных технологий, а также технологий в целом. Предполагалось, что эти требования установят повестку дня для определения в будущем передовой практики и рекомендаций, которые будут интегрированы в программы, относящиеся к цифровой таможне, по институциональному развитию, реформированию и модернизации [4; Summary].

Генеральный секретарь ВТамО в рамках заседания Комитета институционального развития отметил важность человеческого фактора, поскольку именно люди оказывают поддержку в обучении таможенных служб, прежде для усилий в области цифровой таможни. Он также обратил внимание, что в марте 2016 г. Постоянный технический комитет четко определил способствующие факторы (вспомогательные средства)2, цифровой таможни, такие как (1)стратегия, (2)правовая основа, (3)структура управления и (4) инфраструктура информационно -коммуникационных технологий (далее - ИКТ) (Рис. 1).

Примечание: характеристики каждого из факторов представлены в материалах 2-го заседания Рабочей группы ВТамО по электронной коммерции, которое состоялось в Штаб-квартире ВТамО 10-13 октября 2017 г. [5; пункт 9] Наряду с поименованными факторами были озвучены еще три: кадровые возможности и навыки,3 безопасность данных, план обеспечения бесперебойного функционирования.4

2 Enablers.

3 Human Resource Capabilities and Skills.

4 Business continuity plan.

Приоритетными областями «цифровой таможни»

остаются (1) «Связность», (2) «Скоординированное управление границами («единое окно»)», (3) «Модель данных», (4) «Электронная коммерция», (5) «Большие данные», (б) обмен информацией и (7) цели в области устойчивого развития [6; пункт 25].

Секретариат ВТамО сообщил Комитету, что он продолжит свою работу по обзору существующих инструментов, развитию основных компетенций для цифровой таможни,5 мониторингу развития информационных технологий и созданию четкого хранилища передовых методов модернизации 1Т для своих стран-членов.

Справочно отметим, что в теории управления выделяют стратегические, стержневые, ключевые и ведущие компетенции. В другой группировке озвучивают стандартные, ключевые и ведущие компетенции.

К стратегическим компетенциям относят стратегически значимые единицы направления деятельности, в которых она наиболее сильна.

Стержневые компетенции - факторы, обеспечивающие организации пороговые, базовые, конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.

Ключевые - компетенции, обеспечивающие решение специфических для организации задач, от которых зависит устойчивость её положения на рынке [7]. Также можно рассматривать, как набор способностей, которые позволяют решать особые задачи, не типичные для большинства участников рынка. Наличие ключевой компетенции выводит компанию в лидеры рынка и делает очень устойчивой при ужесточении конкуренции [8]. Выделяют такие критерии ключевой компетенции как значимость для потребителей, уникальность, возможность совершенствования, сотрудничество (компетенция может стать результатом уникального взаимодействия ряда партнеров, организаций и потребителей). Компетенция базируется на знаниях [8].

Ведущие - компетенции, позволяющие организации решать уникальные задачи, с которыми связан её прорыв на новые рынки, т.е. те, которые могут стать ключевыми [7]. Под этим типом компетенции также понимают преимущества в решении задач (ситуаций), которые станут зоной конкуренции в будущем, при обострении конкуренции. Ведущая компетенция обеспечивает лидерство организации в будущем [8].

По нашему мнению, создание или выделение компетенций цифровой таможни позволит приблизить наше видение цифровой таможни, как комплексное явление, институт, инструмент, механизм. На сегодняшний день в научной среде такие компетенции цифровой таможни не известны и не определены.

Вступительная сессия, которая задала тон для последующих дискуссий, была посвящена рассмотрению вопроса о потребностях организационного развития, необходимых для управления и развития ИКТ для устойчивой таможенной реформы и модернизации [9; пункт 12]. В результате обсуждений Комитет институционального развития попросил Секретариат ВТамО разработать руководство по наилучшей практике для организационных структур в управлении ИКТ.6 Основные положения документа «Будущее таможни: каковы потребности организационного развития, когда мы

5 Core competencies for digital customs.

6 A guide on best practices for organizational structures in ICT governance.

движемся к цифровой таможне и технологиям» сводятся к следующему.

Рис. 1. Факторы, приоритетные области цифровой таможни'

Быстро меняющийся технологический ландшафт повлиял на работу таможни и правительств. Сегодня почти каждая инициатива по реформированию и модернизации таможенной службы связана с автоматизацией систем таможенного оформления. Использование ИКТ на рабочих местах таможенных органов простирается от автоматизированных систем оформления до обработки деклараций, управления рисками и других таможенных процедур до автоматизации делопроизводства. Таможня постоянно ищет способы разработки цифровых решений и услуг, чтобы упростить процедуры, запретить контролируемые товары и снизить затраты для торгового сообщества и логистических операторов [4; пункт 1].

Секретариат ВТамО указывает, что на горизонте уже появляются новые технологии, такие как использование больших данных, телематика, биометрия и многие беспроводные технологии. Весь технологический ландшафт продолжает быстро развиваться с появлением ряда ключевых тенденций, таких как облачные вычисления,8 мобильные технологии, передовая аналитика данных9 и достижения в области управления информацией. Каждая из этих технологий по-разному влияет на операционную среду таможни. Этот ландшафт предоставляет многочисленные возможности для обеспечения связи между таможенными администрациями, а также с торговыми операторами и другими органами, осуществляющими контроль на границе. По мнению ВТамО, таможенные органы должны подумать о том, как наилучшим образом использовать эти технологии для повышения операционной эффективности и содействия переосмыслению спосо-

7 См. Pandey P.N. Digital Customs. Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reforms through WCO Tools, Instruments and Guidelines: Presentation. 7th Session of the Capacity Building Committee. Brussels, 11 - 13 April 2016. [10; Слайд 5].

8 Cloud computing.

9 Advanced data analytics.

бов ведения бизнеса. Ведь увеличение национальной и трансграничной производительности приводит к ускорению экономического роста [4; пункт 2].

ВТамО продолжает придерживаться линии, что в целях поддержки стран-членов в их усилиях по дальнейшему внедрению цифровой таможни, Всемирная таможенная организация разработала обширный набор инструментов и приложений. По нашему мнению, этот тезис носит спорный характер. Если в самом пакете инструментов отсутствует понятие «электронной» или «цифровой таможни», очень непросто принимать такую точку зрения. Анализируемый вопрос требует объективного подхода. На момент заседания Комитета институционального развития (11-13 апреля 2016 г.) какие-либо инструменты по цифровой или электронной таможни отсутствовали. В наличии были лишь инструменты ВТамО, которые затрагивают проблематику применения информационно-коммуникационных технологий.

Зададимся вопросом, в чем смысл создания некоего института электронной или цифровой таможни, если и ранее применялись те же инструменты таможенного регулирования ВТамО? Для чего формировать новый «бренд», институт (цифровой таможни) на основе старых (прежних) инструментов, при отсутствии новых? Какая преследуется цель при создании цифровой таможни, если можно и без этого «тренда» развивать современную таможню - таможню 21 -го века на основе современных информационно-коммуникационных технологий? По нашему мнению, если создается новый институт, то он должен характеризоваться специфическими признаками, характеристиками, которые выделяют его в самостоятельную группу, блок. Этому институту, явлению должна быть присуща свойственная ему относительно самостоятельная система правовых норм, а также система элементов, механизм управления, администрирования таможенных операций и т.д. В нашем же случае цифровая таможня, не сформировав понятийного аппарата, отождествляется с информационно-коммуникационными технологиями, которые уже существовали до создания этого «бренда».

В презентации, посвященной инструментам и средствам ВТамО, эксперты Секретариата распределили их на три группы (стратегические, политические/ правовые, операционные).

Стратегические: Стратегический план ВТамО [11], Руководство по 1Т для руководителей [12], Компендиум по «единому окну» (том 1) [13].

Политические/правовые: Пересмотренная Киот-ская конвенция [14], Рамочные стандарты по безопасности и упрощению процедур торговли [15], Найробий-ская конвенция, Типовое двустороннее соглашение о взаимной административной помощи в таможенных делах [16], Справочник по Глобальной таможенной сети (GNC), Руководство по интегрированному управлению цепями поставок (^СМ) [17].

Операционные: Модель данных ВТамО [18], Руководство по информационным таможенным технологиям к Киотской конвенции [19], [20], дематериализация подтверждающих документов, Сборник по скоординированному управлению границей [21], Компендиум по «единому окну» (том 2) [22], Сборник по управлению рисками (CEN/nCEN/CENComm),10 Система предварительного информирования,11 Руководство по предва-

Risk Management Compendium CEN/nCEN/CENComm.

Advance cargo information System.

рительной информации о пассажире и записи имени пассажира [23], Система отслеживания грузов [24], Технологическая сеть (TeN) [25], интерфейс Public-Members (IPM) [26], открытая платформа для сбора информации «Iris» [27], Информационно-разведывательный центр ВТамО (I2C) [28], Служебный блок Глобальной таможенной сети (GNC UBs).12

На заседании Комитета институционального развития, как и на сессиях Постоянного технического комитета, декларируется позиция, согласно которой, Пересмотренная Киотская конвенция в главе 7 Генерального приложения «Применение информационных технологий» закладывает основы для использования ИКТ таможенными администрациями. В дополнение к этому ВТамО выполнила аналитический обзор,13 чтобы оценить инструменты, связанные с ИКТ, и их предназначение [4; пункт 3]. Этот обзор идет параллельно с текущей работой, проводимой ВТамО над Руководством по информационным технологиям для руководителей [12], которое разработано в виде краткого руководства, где сжато рассматриваются ключевые аспекты разработки и развертывания решений ИКТ для высокопоставленных сотрудников таможенных администраций, а также должностных лиц, несущих прямую ответственность за управление проектами в области ИКТ. По мнению ВТамО, Руководство по IT для руководителей широко рассматривает шесть тем цифровой таможни, определенных Политической комиссией в декабре 2015 года: лидерство; правовая основа; модернизация и реформа; защита общества; связь; скоординированное управление границами [30]. Кроме того, ВТамО в настоящее время занимается дальнейшей работой в нескольких других смежных областях, например, стратегия продвижения модели данных ВТамО; Безопасность данных; Большие данные; Дополнение к «единому окну»; Справочник по Глобальной сети таможен;14 совместимость15 и согласование формата изображения NII; а также использование дронов [4; пункт 5 ].

Особо обратим внимание на то, что перечисленные инструменты именуются в аналитической записке ВТамО другими смежными областями (а не цифровой таможней - прим. автора). Этот тезис для нас более приемлем, нежели положение фактически об отождествлении цифровой таможни с раннее разработанными инструментами ВТамО по информационным-коммуникационным технологиям.

Секретариат ВТамО подчеркивает, что в настоящее время административные структуры, обеспечивающие поддержку управления ИКТ для таможни, значительно различаются от страны к стране. Во многих случаях таможенные администрации имеют в своем составе специальный департамент, отдел по информационным коммуникационным технологиям. Для тех таможенных администраций, работающих в объединенных организациях (например, в сфере налогообложения, иммиграции и т.д.), функция управления ИКТ отвечает за обслуживание обеих служб в одной и той же организации. Кроме того, нередко можно найти механизмы,

12 Служебный (сервисный) (Utility block. UB) блок может быть определен как функциональное подмножество Глобальной сети таможен, предлагающее ощутимое ценностное предложение для таможенных администраций путем удовлетворения конкретных потребностей посредством обмена информацией. Армен Манукян

[21

13 Mapping exercise.

14 GNC Handbook.

15 Interoperability.

в которых функция управления ИКТ, поддерживающая таможню, является функцией управления соответствующего департамента министерства. Еще одним примером является то, что существует централизованный правительственный орган по ИКТ для многих департаментов (включая таможню), который подчиняется другому министерству. И, наконец, все еще есть случаи, когда поддержка управления иКт для таможни предоставляется только в рамках их проектов, программ реформирования и модернизации, а не в качестве постоянной функции.

В контексте цифровой таможни становится очевидным, что таможенные администрации должны иметь постоянную поддержку надежного и хорошо функционирующего подразделения Департамента ИКТ для устойчивого развития и предоставления услуг. В связи с этим для многих администраций приоритетным может стать развитие или дальнейшее укрепление организационного потенциала для надлежащего управления ИКТ и интеграции новых технологий. ИКТ являются общим критическим фактором успеха для достижения целей модернизации в их программах по институциональному развитию [4; пункт 4].

В различных инструментах ВТамО уже определила список организационных возможностей, необходимых для эффективного управления ИКТ и интеграции технологий:

1. Планирование, оптимизация и моделирование бизнес-процессов в сфере таможенного дела.16

2. Подготовка подробных спецификаций системы пользователя17 на основе установленных требований бизнеса, таможни и международных стандартов.

3. Проведение оценки затрат и оценки для развития ИКТ и интеграции новых технологий, и оценка будущего влияние на эксплуатационные расходы.

4. Обеспечение поддержки решений о закупках [31] и собственных разработках.

5. Оценка качества ИТ-услуг и управление соответствующими контрактами.

6. Указание и управление инфраструктурами ИКТ и обновлениями.

7. Выявление и снижение рисков при внедрении ИКТ-решений и новых технологий, а также обеспечение непрерывности бизнеса.

8. Определение и реализация политики в области стандартизации и согласования данных, интеграции данных и совместимости.

9. Подготовка сопроводительной документации по решениям в области ИКТ и новым технологиям.

10. Поддержка процессов управления изменениями.

11. Определение и внедрение политики и решений для безопасности данных.

12. Согласование организационных разработок в области ИКТ с более широкими национальными инициативами в области электронного правительства.

13. Ознакомление с новыми технологиями [4; пункт 8].

По мнению ВТамО, успех инициатив по развитию ИКТ и интеграции технологий, вероятно будет зависеть от многих других организационных возможностей, таких как:

хорошее стратегическое планирование и последовательность действий для определения приоритетов;

управления проектами, управления изменениями;

16 Map, reengineer and model Customs business processes.

17 User System Specifications.

эффективное взаимодействие с заинтересованными сторонами и консультации;

адекватное управление бюджетом и финансовыми ресурсами, особенно для многолетних программ развития [4; пункт 9].

Другим важным аспектом, обращает внимание Секретариат ВТамО, является то, как развивать эти возможности, с точки зрения человеческих ресурсов, в контексте цифровой таможни и интеграции технологий. Недостаточно просто создать вспомогательные структуры и определить обязанности. Администрации должны быть способны развивать свои знания в области ИТ и технологий, нанимать или развивать квалифицированных специалистов в этих областях.

ВТамО считает, что очередным примером возможности, которую представляет цифровая таможня, является более тесное сотрудничество в режиме реального времени между таможенными администрациями, а также между таможней и бизнесом в содействии законной торговле и проведению таможенного контроля. Рассматриваемые задачи включают примеры, когда сложно создать национальное «единое окно», концепции гармонизации данных на региональном уровне, решать проблемы кибербезопасности [4; пункты 13-14 ].

Что касается будущего плана действий, Всемирная таможенная организация выделила следующие направления работы:

Дальнейшее развитие концепции цифровой таможни;

Обзор, обновление соответствующих инструментов и средств ВТамО и, при необходимости, разработка новых;

Внедрение, консолидация электронных услуг - электронные платежи, электронная обработка разреше-ний/авторизаций, электронный возврат средств, прием электронных копий, связь, мобильные приложения;

Улучшение электронного интерфейса и обмена информацией с существующими и новыми заинтересованными сторонами, экономическими операторами, например электронные поставщики, почтовые операторы, услуги платежей в реальном времени;

Развитие управленческой и операционной компетенций в области ИКТ в таможне;

Разработка, совершенствование соответствующих технологий, инструментов, при необходимости;

Наблюдение18 новых и появляющихся технологий с точки зрения таможни и торговли для хорошо продуманного политического реагирования;

Создание хранилища, обсерватории ИКТ стран-членов привело к появлению инновационных практик для улучшения упрощения процедур торговли, улучшения соответствия, эффективного контроля и эффективного предоставления услуг [10; слайд 8].

На основе вопросов по применению информационно-коммуникационных технологий, которые были сформированы Секретариатом ВТамО для обсуждения в рамках сессии Комитета по институциональному развитию, сформируем аналогичные по созданию цифровой таможни в контексте институционального развития, или по-другому - развития потенциала:

Что требуется на организационном уровне для обеспечения того, чтобы таможенная служба внедряла и поддерживала надежную и хорошо функционирующую среду электронной таможни?

18 Monitoring.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каковы проблемы и последствия, связанные с растущим использованием ИКТ в области интеграции технологий в таможенные операции, в контексте развития института цифровой таможни?

Использует ли таможня существующие программные и аппаратные технологии с максимальной выгодой в рамках развития института цифровой таможни?

Существуют ли другие недавние или появляющиеся технологические разработки, которые могут предоставить новые возможности или повлиять на модернизацию цифровой таможни?

Без сомнения, значение работы Комитета по институциональному развитию ВТамО трудно переоценить. Работа этого блока международной Организации привнесла много интересных положений для формирования института цифровой таможни. В качестве примера мы назовем развитие института умной таможни (Smart Customs), - тема, рассмотренная на 9-м заседании Комитета институционального развития в период с 26-28 февраля 2018 г. в штаб-квартире ВТа-мО [32]. Эта тематика, на наш взгляд, входит в комплекс положений, представлений о цифровой таможне. Однако этот вопрос мы рассмотрим в очередном исследовании. ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного сформулируем выводы.

1. Важным направлением работы Всемирной таможенной организации и ее рабочих органов является институциональное развитие. Тематика формирования института цифровой таможни была исследована на заседании Комитета институционального развития ВТамО, прошедшего в Брюсселе в период с 11 по 13 апреля 2016 года.

2. В рамках заявленной темы «Будущее таможни: каковы потребности организационного развития, когда мы движемся к цифровой таможне и технологиям» цифровая таможня и технологии выделены как самостоятельные элементы.

3. В теоретическом аспекте интерес представляет классификация факторов (вспомогательных средств), приоритетных областей, ключевых тенденций цифровой таможни, а также новых технологий, представленных вниманию международного таможенного сообщества:

способствующие факторы (вспомогательные средства) цифровой таможни:

стратегия; правовая основа; структура управления и инфраструктура ИКТ.

приоритетные области цифровой таможни:

связность;

скоординированное управление границами («единое окно»); Модель данных; электронная коммерция; большие данные; обмен информацией и цели в области устойчивого развития. ключевые тенденции цифровой таможни: облачные вычисления; мобильные технологии; передовая аналитика данных и достижения в области управления информацией.

4. Важным аспектом развития цифровой таможни является разработка и последующее развитие основных компетенций цифровой таможни. Мы полагаем,

что Секретариату ВТамО необходимо разработать стратегические, стержневые, стандартные, ключевые и ведущие компетенции цифровой таможни. На сегодняшний день их отсутствие не позволяет рассматривать цифровую таможню, как самостоятельную организацию, механизм, комплексное явление или инструмент. Этот факт позволяет отождествлять цифровую таможню с информационными коммуникационными технологиями, а также инструментами и средствами ВТамО по ИКТ, и такую точку зрения мы не разделяем.

5. Наряду с этим Секретариату ВТамО необходимо разработать Руководство по наилучшим практикам развития института цифровой таможни.

6. Применительно к институту цифровой таможни, ВТамО использует понятие «технологический ландшафт», который быстро развивается с появлением ряда ключевых тенденций, таких как облачные вычисления, мобильные технологии, передовая аналитика данных и достижения в области управления информацией. Технологический ландшафт предоставляет многочисленные возможности для обеспечения связи между таможенными администрациями, а также с торговыми операторами и другими органами, осуществляющими контроль на границе. Важно, чтобы такие технологии со стороны таможни повысили операционную эффективность и содействовали переосмыслению способов ведения бизнеса.

7. Формируемый институт цифровой таможни должен характеризоваться специфическими признаками, свойствами, которые выделяют его в самостоятельную группу, блок из других институтов таможенного администрирования. Данный институт, организация, явление, механизм должен характеризоваться свойственной только ему относительно самостоятельной системой правовых норм, а также элементов, механизмов управления, администрирования таможенных операций, технологий и т.д. В нашем же случае цифровая таможня, не сформировав понятийного аппарата, отождествляется с информационно-коммуникационными технологиями, которые уже существовали до создания «брэнда» цифровой таможни.

8. Экспертами ВТамО проведена группировка инструментов и средств, которые, по их мнению, относятся к институту цифровой таможни: стратегические,19 политические/правовые20 и операционные.21

Среди политических документов данной классификации выделяют Стратегический план ВТамО, Руководство по 1Т для руководителей [12], а также Компендиум по «единому окну». Однако если мы обратимся например к руководству по 1Т для руководителей, мы не найдем ответы на актуальные вопросы развития циф-

19 Стратегический план ВТамО, Руководство по IT для руководителей, Компендиум по «единому окну» (том 1).

20 Пересмотренная Киотская конвенция, Рамочные стандарты по безопасности и упрощению процедур торговли, Найробийская конвенция, Типовое двустороннее соглашение о взаимной административной помощи в таможенных делах, Справочник по Глобальной таможенной сети (GNC), Руководство по интегрированному управлению цепями поставок (ISCM).

21 Модель данных ВТамО, Руководство по информационным таможенным технологиям к Киотской конвенции, дематериализа-

ция подтверждающих документов, Сборник по скоординированному управлению границей, Компендиум по «единому окну» (том 2), Сборник по управлению рисками (CEN/nCEN/CENComm), Система предварительного информирования, Руководство по предварительной информации о пассажире и записи имени пассажира, Система отслеживания грузов, Технологическая сеть (TeN),

IPM, открытая платформа для сбора информации «Iris», Информационно-разведывательный центр ВТамО (I2C), Служебный блок Глобальной таможенной сети (GNC UBs).

ровой таможни. В этом инструменте отсутствует определение понятия «цифровая таможня», нет описания компетенций цифровой таможни, равно как каких-либо характеристик, которые выделяют такую таможню из группы других институтов, организаций, механизмов, инструментов.

Приведем пример. В Федеральной таможенной службе цифровая таможня - это специализированный таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России. Обратим внимание, это не технологии и инструменты по их реализации, это организация, юридическое лицо, структурное подразделение таможни. И для практиков интерес представляют международный опыт в части развития такой таможни.

По нашему мнению, Секретариату ВТамО необходимо совместно с рабочими органами этой организации разработать политические, стратегические документы по цифровой таможне иного уровня. Например, Руководство ВТамО по цифровой таможне, Руководство ВТамО по наилучшим практикам развития института цифровой таможни. Мы допускаем, что отдельные положения ранее разработанных инструментов и средств ВТамО могут войти в новый сборник, руководство. Однако это нужно делать под вывеской «цифровая таможня». В противном случае анализируемый нами институт обезличивается на фоне вывески «информационные-коммуникационные технологии».

Такой вывод основывается на результатах заседания тематического блока «электронная таможня», который состоялся в таможенном блоке Евразийской экономической комиссии в конце 2018 г. по вопросу развития института цифровой таможни в государствах-членах Евразийского экономического союза. В мероприятии приняли участие представители таможенных администраций Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Проблема заключалась в том, что ни один из рассмотренных документов ВТамО не содержит определения понятия цифровой таможни, а концепция этой таможни сопряжена с развитием ИКТ. Другими словами, практики не располагают серьезным научно-методическим материалом, разработками для развития института цифровой таможни. Собственно по этой причине родилась идея подготовить самостоятельное исследование по обзору международного опыта построения цифровой таможни и, прежде всего, на основе подходов, видения, предложений Всемирной таможенной организации [33].

8. Для создания цифровой таможни таможенная служба должна в своей структуре располагать надежным и хорошо функционирующим подразделением -Департаментом информационно-коммуникационных технологий, для устойчивого развития и предоставления услуг.

9. В рамках институционального развития подготовка персонала для современной таможни, а в нашем случае - цифровой таможни, является важным организационным вопросом, который необходимо рассмотреть руководству таможенной администрации. Актуальной темой является развитие потенциала с точки зрения человеческих ресурсов в контексте цифровой таможни и интеграции технологий. Недостаточно просто создать вспомогательные структуры и определить обязанности. Таможенные службы должны быть способны развивать свои знания в области ИКТ и таможенных технологий в целом, выстраивать трудовые отношения

с квалифицированными специалистами в этих областях.

10. Определен список организационных возможностей, необходимых для эффективного управления ИКТ, и интеграции технологий в контексте формирования цифровой таможни.22

11. В целях развития института цифровой таможни Всемирная таможенная организация определила ряд важных направлений работы. Среди них остается актуальным дальнейшее развитие концепции цифровой таможни; обновление соответствующих инструментов и средств ВТамО и, при необходимости, разработка новых; внедрение, консолидация электронных услуг -электронные платежи, электронная обработка разре-шений/авторизаций, электронный возврат средств, прием электронных копий, связь, мобильные приложе-

23

ния и др.23

12. По мнению автора, к исследованию института цифровой таможни необходимо привлекать высшие учебные заведения, которые активно сотрудничают с Всемирной таможенной организацией. В идеале, вузы могут получать разработанную во ВТамО актуальную тематику для проведения исследований на уровне научно-исследовательских работ, диссертаций, дипломных проектов. Обратная связь ВТамО с вузами, в форме направления резуль-

22 Планирование, оптимизация и моделирование бизнес-процессов в сфере таможенного дела;

Подготовка подробных спецификаций системы пользователя на основе установленных требований бизнеса таможни и международных стандартов;

Проведение оценки затрат и оценки для развития ИКТ и интеграции новых технологий и оценка будущего влияние на эксплуатационные расходы;

Обеспечение поддержки решений о закупках и собственных разработках;

Оценка качества ИТ-услуг и управление соответствующими контрактами;

Указание и управление инфраструктурами ИКТ и обновлениями;

Выявление и снижение рисков при внедрении ИКТ-решений и новых технологий, а также обеспечения непрерывности бизнеса;

Определение и реализация политики в области стандартизации и согласования данных, интеграции данных и совместимости;

Подготовка сопроводительной документации по решениям в области ИКТ и новым технологиям;

Поддержка процессов управления изменениями;

Определение и внедрение политики и решения для безопасности данных;

Согласование организационных разработок в области ИКТ с более широкими национальными инициативами в области электронного правительства;

Ознакомление с новыми технологиями.

23 Дальнейшее развитие концепции цифровой таможни;

Обзор, обновление соответствующих инструментов и средств

ВТамО и, при необходимости, разработка новых;

Внедрение, консолидация электронных услуг - электронные платежи, электронная обработка разрешений/авторизаций, электронный возврат средств, прием электронных копий, связь, мобильные приложения;

Улучшение электронного интерфейса и обмена информацией с существующими и новыми заинтересованными сторонами, экономическими операторами, например, электронные поставщики, почтовые операторы, услуги платежей в реальном времени;

Развитие управленческих и операционных компетенций в области ИКТ в таможне;

Разработка, совершенствование соответствующих технологий, инструментов, при необходимости;

Наблюдение новых и появляющихся технологий с точки зрения таможни и торговли для хорошо продуманного политического реагирования;

Создание хранилища, обсерватории ИКТ стран-членов привело к появлению инновационных практик для улучшения упрощения процедур торговли, улучшения соответствия, эффективного контроля и эффективного предоставления услуг.

татов исследований, позволит ликвидировать научно-методический пробел, который имеет место применительно к институту цифровой таможни.

13. Для решения этого вопроса необходимо активизировать, (модернизировать, усилить) работу Отдела исследований Секретариата Всемирной таможенной организации. Справочно отметим, что Отдел исследований24 проводит научно-обоснованные аналитические исследования и анализ вопросов политики в области таможенного дела25 и международной торговли. Он также организует международные исследовательские мероприятия, такие как, например, Конференция PICARD [2; 22].

Список литературы:

1. Мозер С.В. Доклады, научные публикации, проекты URL: http://customs-academy.net/?p=3817

2. Кадыркулов М.А., Мозер С.В., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. URL: http://customs-academy.net/wp-content/up-loads/2018/11/Мон.-ВТамО_Кадыркулов_Мозер _Липатова_^1

3. Capacity Building Committee. Terms of Reference for the Capacity Building Committee. Confirmed by the Council - 1 July 2009. Established : April 2010. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/ en/about-us/wco-working-bodies/capacity_building/capa-city_building_committee.aspx (дата обращения: 04.02.2019).

4. The Future of Customs: What are the Organizational Development Needs as We Move Towards Digital Customs and Technologies. Item II on the Agenda. 7th Session of the Capacity Building Committee. 11 - 13 April 2016. Doc. HC0083E1 a. Brussels, 14 March 2016.

5. Digital Customs: Bridging Digital Divide. (Item Xll.b on the Agenda). 2nd Meeting of the WCO Working Group on E-Commerce (10 - 13 October 2017). Doc. EM0019E1a. Brussels, 12 September 2017.

6. Report to the Capacity Building Committee. 7th Session of the Capacity Building Committee. 11 - 13 April 2016. Doc. HC0093E1 a. Brussels, 14 June 2016.

7. Презентация, доклад Компетентностный подход в управлении персоналом. URL: https://myslide.ru/presen-tation/skachat-kompetentnostnyj-podxod-v-upravlenii-personalom (дата обращения: 04.02.2019).

8. Типы компетенций организации. URL: https://studopedia.org/11-99050.html (дата обращения: 04.02.2019).

9. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016.

10. Pandey P.N. Digital Customs. Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reforms through WCO Tools, Instruments and Guidelines: Presentation. 7th Session of the Capacity Building Committee. Brussels, 11 - 13 April 2016.

11. WCO Strategic Plan for the years 2016-2017 to 2018-2019. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/what-is-the-wco/strategic-plan.aspx (дата обращения: 04.04.2019).

24 The Research Unit.

25 Customs.

12. IT Guide for Executives. World customs Organization. June, 2018. URL: http://www.wcoomd.org/ en/topics/facilitation/instrument-and-tools/tools/it-guide-for-executives.aspx (дата обращения: 07.03.2019).

13. WCO Compendium. How to Build a Single Window Environment. Volume 1. The Executive Guide. World Customs Organization. URL: https://www.icao.int/Mee-tings/AirCargoDevelopmentForum-Togo/Documents/Sin-gleWindow_Compendium_Vol_1_E.pdf (дата обращения: 04.04.2019).

14. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures. URL: http://www. wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/ conventions/pf_revised_kyoto_conv/kyoto_new/pre-amble.aspx#ar8 (дата обращения: 04.04.2019).

15. SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/ top-ics/facilitation/instruments-and-tools/tools/safe-package/ safe-framework-of-standards.pdf?la=en (дата обращения: 04.04.2019).

16. Model Bilateral Agreement on Mutual Administrative Assistance in Customs matters. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/enforcement-and-compliance/instruments-and-tools/~/media/DFAAF 3B7943E4A53B12475C7CE54D8BD.ashx (дата обращения: 04.04.2019).

17. Customs Guidelines on Integrated Supply Chain Management. (ISCM Guidelines). World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/D81B2807-C64A4B669942F88D51 D5FCF6.ashx (дата обращения: 04.04.2019).

18. WCO Data Model. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instru-ment-and-tools/~/link.aspx?_id=3BD324CD868948748-147E210059706BC&_z=z (дата обр.: 04.04.2019);

19. Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/ pub-lic/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db=web (дата обращения: 01.03.2019);

20. General information: ICT Guidelines. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/Topics/ Facilitation/Instrument%20and%20Tools/Tools/ICT%20 Guidelines (дата обращения: 01.03.2019).

21. Coordinated Border Management Compendium. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd. org//media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instrum ents-and-tools/tools/safe-package/cbm-compendium.pdf ?la=en (дата обращения: 04.04.2019).

22. WCO Compendium. How to Build a Single Window Environment. Volume 2. The Professional Practice Guide. World Customs Organization. URL: https://www.icao.int/ Meetings/AirCargoDevelopmentForum-Togo/Documents/ SingleWindow_Compendium_Vol_2_E. pdf (дата обращения: 04.04.2019).

23. How to Build an Advance Passenger Information (API) / Passenger Name Record (PNR) Programme. Guidance for Customs Administrations. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/ public/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/api-guidelines-and-pnr-doc/guidance-for-customs-administrations-on-how-to-build-an-api-pnr-programme.pdf (дата обращения: 04.04.2019).

24. WCO Cargo Targeting System. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/wco-

implementing-the-wto-atf/~/media/6E2118554F6A43DB83 A07C603494C627.ashx (дата обращения: 04.04.2019).

25. Technology Network. World Customs Organization. URL: https://ten.wcoomd.org/products7field_categories %5B0%5D=13&ref=13 (дата обращения: 04.04.2019).

26. The WCO Tool in the Fight Against Counter-weighting. The World Customs Organization. URL:

http://www.wcoipm.org/_resources/userfiles/file/IPM-

Brochure.pdf (дата обращения: 04.04.2019).

27. CEP. Compliance and Enforcement. The World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/~Z me-dia/wco/public/global/pdf/topics/enforcement-and-compliance/overview/wco_cep_online-brochure_en_for-hyperlinks.pdf?db=web (дата обращения: 05.03.2019).

28. I2C - WCO Information & Intelligence Centre. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/es-es/topics/enforcement-and-compliance/instruments-and-tools/i2c.aspx (дата обращения: 05.04.2019).

29. Armen Manukyan. WCO-UNESCAP 3rd UNNExT Masterclass: Digital Customs and Single Windows in the Context of WTO TFA Cheonan, 19-28 April 2017. -Slide.8. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/ 27%20Apr%202017%20-%20WCO%20Globally%20 Net-worked%20Customs.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

30. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016.

31. Customs ICT Solutions Database. World Customs Organization, USAID. URL: http://ictsolutions.wcoomd-publications.org/ (дата обращения: 05.04.2019).

32. Report of the Capacity Building Committee. 9th Session of the Capacity Building Committee, 26 - 28 February 2018. Doc. HC0119E1 a. Brussels, 20 April 2018.

33. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. 266 pages. URL: http://customs-academy.net/?p=12388

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference list:

1. Mozer Sergei. Publications. URL: http://customs-academy.net/?page_id=10398

2. Kadyrkulov M.A., Mozer Sergei, Lipatova N.G. The World Customs Organization asa Modern Institute of Improvement of Customs Regulation and Trade Facilitation: a monograph. Lyubertsy: Publishing house of the Russian Customs Academy, 2017. URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018/11/ Мон.-ВТам О_Кад ыр кулов_М озер_Лип атова_. pdf

3. Capacity Building Committee. Terms of Reference for the Capacity Building Committee. Confirmed by the Council - 1 July 2009. Established : April 2010. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/ about-us/wco-working-bodies/capacity_building/capa-city_building_committee.aspx (date of request: 04.02.19).

4. The Future of Customs: What are the Organizational Development Needs as We Move Towards Digital Customs and Technologies. Item II on the Agenda. 7th Session of the Capacity Building Committee. 11 - 13 April 2016. Doc. HC0083E1a. Brussels, 14 March 2016.

5. Digital Customs: Bridging Digital Divide. (Item XII.b on the Agenda). 2nd Meeting of the WCO Working Group on E-Commerce (10 - 13 October 2017). Doc. EM0019E1a. Brussels, 12 September 2017.

6. Report to the Capacity Building Committee. 7th Session of the Capacity Building Committee. 11 - 13 April 2016. Doc. HC0093E1a. Brussels, 14 June 2016.

7. Presentation, report «Competency-based approach in personnel management». URL: https://myslide.ru/presen-

tation/skachat-kompetentnostnyj-podxod-v-upravlenii-personalom (date of the request: 04.02.2019).

8. Types of Organization Competencies. URL: https://studopedia.org/11-99050.html (date of the request: 04.02.2019).

9. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1 a. Brussels, 14 June 2016.

10. Pandey P.N. Digital Customs. Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reforms through WCO Tools, Instruments and Guidelines: Presentation. 7th Session of the Capacity Building Committee. Brussels, 11 - 13 April 2016.

11. WCO Strategic Plan for the years 2016-2017 to 2018-2019. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/what-is-the-wco/strategic-plan.aspx (date of the request: 04.04.2019).

12. IT Guide for Executives. World customs Organization. June, 2018. URL: http://www.wcoomd.org/ en/topics/facilitation/instrument-and-tools/tools/it-guide-for-executives.aspx (date of the request: 07.03.2019).

13. WCO Compendium. How to Build a Single Window Environment. Volume 1. The Executive Guide. World Customs Organization. URL: https://www.icao.int/ Meet-ings/AirCargoDevelopmentForum-Togo/Documents/ SingleWindow_Compendium_Vol_1_E.pdf (date of the request: 04.04.2019).

14. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/conventions/pf_revised_kyoto_conv/kyoto_new/ preamble.aspx#ar8 (date of the request: 04.04.2019).

15. SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/ top-ics/facilitation/instruments-and-tools/tools/safe-package/ safe-framework-of-standards.pdf?la=en (date of the request: 04.04.2019).

16. Model Bilateral Agreement on Mutual Administrative Assistance in Customs matters. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/enforcement-and-compliance/instruments-and-tools/~/media/DFAA F3B7943E4A53B12475C7CE54D8BD.ashx (date of the request: 04.04.2019).

17. Customs Guidelines on Integrated Supply Chain Management. (ISCM Guidelines). World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/D81B2807 C64A4B669942F88D51 D5FCF6.ashx (date of the request: 04.04.2019).

18. WCO Data Model. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instru-ment-and-tools/~/link.aspx?_id=3BD324CD868948748

147E210059706BC&_z=z (date of request: 04.04.2019);

19. Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/ pub-lic/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db=web (date of the request: 01.03.2019);

20. General information: ICT Guidelines. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/Topics/ Facilitation/Instrument%20and%20Tools/Tools/ICT%20 Guidelines (date of the request: 01.03.2019).

21. Coordinated Border Management Compendium. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd. org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instru-

ments-and-tools/tools/safe-package/cbm-compendium. pdf?la=en (date of the request: 04.04.2019).

22. WCO Compendium. How to Build a Single Window Environment. Volume 2. The Professional Practice Guide. World Customs Organization. URL: https://www.icao.int/ Meetings/AirCargoDevelopmentForum-Togo/Documents/ SingleWindow_Compendium_Vol_2_E.pdf (date of the request: 04.04.2019).

23. How to Build an Advance Passenger Information (API) / Passenger Name Record (PNR) Programme. Guidance for Customs Administrations. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/ public/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/api-guidelines-and-pnr-doc/guidance-for-customs-administrations-on-how-to-build-an-api-pnr-programme.pdf (date of the request: 04.04.2019).

24. WCO Cargo Targeting System. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/wco-implementing-the-wto-atf/~/media/6E2118554F6A43DB83 A07C603494C627.ashx (date of the request: 04.04.2019).

25. Technology Network. World Customs Organization. URL: https://ten.wcoomd.org/products?field_categories%5 B0%5D=13&ref=13 (date of the request: 04.04.2019).

26. The WCO Tool in the Fight Against Counter-weighting. The World Customs Organization. URL:

http://www.wcoipm.org/_resources/userfiles/file/IPM-

Brochure.pdf (date of the request: 04.04.2019).

27. CEP. Compliance and Enforcement. The World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/~Z me-dia/wco/public/global/pdf/topics/enforcement-and-compliance/overview/wco_cep_online-brochure_en_for-hyperlinks.pdf?db=web (date of the request: 05.03.2019).

28. I2C - WCO Information & Intelligence Centre. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/es-es/topics/enforcement-and-compliance/instruments-and-tools/i2c.aspx (date of the request: 05.04.2019).

29. Armen Manukyan. WCO-UNESCAP 3rd UNNExT Masterclass: Digital Customs and Single Windows in the Context of WTO TFA Cheonan, 19-28 April 2017. -Slide.8. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/ 27%20Apr%202017%20-%20WCO%20Globally%20 Net-worked%20Customs.pdf (date of the request: 05.04.2019).

30. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016.

31. Customs ICT Solutions Database. World Customs Organization, USAID. URL: http://ictsolutions.wcoomdpub-lications.org/ (date of the request: 05.04.2019).

32. Report of the Capacity Building Committee. 9th Session of the Capacity Building Committee, 26 - 28 February 2018. Doc. HC0119E1 a. Brussels, 20 April 2018.

33. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. 266 pages. URL: http://customs-academy.net/?p=12388

Рецензия

на статью Мозер С.В. «Цифровая таможня в контексте институционального развития Всемирной Таможенной Организации» (ВТамО)

Статья посвящена актуальным вопросам развития таможенного дела и таможенного права в связи с расширением технологических возможностей таможенного регулирования в контексте повестки дня ООН по Четвертой цифровой революции.

Автор справедливо отмечает, что унифицированные международные нормы в области цифровой таможни только формируются, демонстрируя, что с использованием информационного и коммуникационного об-

служивания, связанного со сбором и обеспечением таможенных доходов бюджета, обеспечивается безопасность и прослеживаемость трансграничного оборота товаров при усилении таможенного контроля.

В работе анализируется деятельность Всемирной Таможенной Организации, что соответствует научной специальности 12.00.10 - Международное право; Европейское право. Статья имеет новаторский характер, выводы отличаются новизной, список использованных источников соответствует теме исследования и показывают профессиональные подходы автора к пониманию содержания темы.

Однако, автору следовало бы усилить анализ норм Таможенного кодекса ЕАЭС и сделать ссылки на Цифровую повестку ЕАЭС и стратегию развития цифрового

пространства ЕАЭС. Надеемся, что он отразит это в дальнейшем. В целом, несмотря на незначительные замечания, статья отражает актуальные проблемы развития норм международного таможенного регулирования в новом направлении «цифрового формата».

Работа может быть опубликована в журнале, включенном в список журналов рекомендованных ВАК для размещения научных статей соискателей, претендующих на ученые степени по специальности 12.00.10.

Рецензент:

Доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России, эксперт по международному финансовому праву, Зам директора Института проблем безопасности СНГ Петрова Г.В.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 94,65%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.