Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ ПОСТОЯННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОЗДАНИЮ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ'

ПОДХОДЫ ПОСТОЯННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОЗДАНИЮ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ПОСТОЯННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / WCO / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / EEU / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / EEC / PERMANENT TECHNICAL COMMITTEE / E-CUSTOMS / DIGITAL CUSTOMS / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / INTERNATIONAL CUSTOMS LAW / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Задача. Предметно раскрыть деятельность Постоянного технического комитета Всемирной таможенной организации (ПТК ВТамО) по формированию правового института цифровой таможни. Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематике совершенствования инструментов таможенного регулирования в рамках функционирования ПТК ВТамО. Предмет исследования - институт цифровой таможни. Комплексно рассматриваются подходы ПТК в 2016 году, в части формирования цифровой таможни, как комплексного правового явления в рамках темы «Цифровая таможня - прогрессивное взаимодействие»: Модель данных ВТамО, механизм «единого окна», безопасность данных, модернизация управления в таможне с использованием информационных и коммуникационных технологий, Глобальная таможенная сеть, а также региональные подходы к цифровой таможне. Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право ЕАЭС и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы в рамках организации работы Подкомитета управления информацией и Постоянного технического комитета ВТамО в контексте взаимодействия ЕЭК - ВТамО по линии международного таможенного сотрудничества. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом. Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES OF THE PERMANENT TECHNICAL COMMITTEE OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION TO CREATE DIGITAL CUSTOMS INSTITUTE

Purpose. To detail the activities of the Permanent Technical Committee of the World Customs Organization on the formation of the legal institute of digital customs. Design/methodology/approach The research article is devoted to the issues of improving the instruments of customs regulation within the framework of the functioning of the PTC WCO. The subject of the research is the digital customs institute. It is comprehensively considered the PTC approaches in 2016 in terms of the formation of digital customs as an integrated legal phenomenon under the theme «Digital Customs - Progressive Engagement»: WCO Data Model, Single Window Mechanism, Data Security, modernization of management in customs using information and communication technologies, the Global Customs Network, as well as regional approaches to digital customs. Social implications. The introduction of the digital customs institute in the EEU law and customs regulation as a whole is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures. Practical meaning. The results of the study are of interest to the customs block of the Eurasian Economic Commission (EEC), can be used within the organization of the work of the Information Management Subcommittee and the WCO Permanent Technical Committee in the context of the EEC - WCO international customs cooperation. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, modernization of the digital customs institute, as well as international customs law. Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute within the framework of the WCO's activities.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ ПОСТОЯННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОЗДАНИЮ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ»

13. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

13.1. ПОДХОДЫ ПОСТОЯННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОЗДАНИЮ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ

©Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики; старший научный сотрудник

Место работы: Евразийская экономическая комиссия; НИИ Российской таможенной академии

moser-info@yandex.ru

Аннотация

Задача. Предметно раскрыть деятельность Постоянного технического комитета Всемирной таможенной организации (ПТК ВТамО) по формированию правового института цифровой таможни.

Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематике совершенствования инструментов таможенного регулирования в рамках функционирования ПТК ВТамО. Предмет исследования - институт цифровой таможни. Комплексно рассматриваются подходы ПТК в 2016 году, в части формирования цифровой таможни, как комплексного правового явления в рамках темы «Цифровая таможня - прогрессивное взаимодействие»: Модель данных ВТамО, механизм «единого окна», безопасность данных, модернизация управления в таможне с использованием информационных и коммуникационных технологий, Глобальная таможенная сеть, а также региональные подходы к цифровой таможне. Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право ЕАЭС и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.

Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы в рамках организации работы Подкомитета управления информацией и Постоянного технического комитета ВТамО в контексте взаимодействия ЕЭК - ВТамО по линии международного таможенного сотрудничества. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом. Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Постоянный технический комитет, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня.

В предыдущей исследовательской статье, которая посвящена совершенствованию института цифровой таможни, мы затронули деятельность Постоянного технического комитета (далее - ПТК, Комитет) Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО, Организация). Там же были сформулированы основные выводы на основе исследования материалов ВТамО, представленных международному таможенному сообществу на 211/212 заседании ПТК 2-4 марта 2016 [1]. Однако предметный анализ тематики электронной таможни в контексте деятельности ПТК остался за рамками этого материала. В частности, ПТК связал цифровую таможню с Моделью данных ВТамО, механизмом «единого окна», безопасностью данных, модернизацией управления в таможне с использованием информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ), Глобальной таможенной сетью (GNC), а также региональными подходами к цифровой таможне. Мы полагаем, что комплексное понимание деятельности ПТК ВТамО в обозначенной сфере возможно при более глубоком раскрытии деталей этого

вопроса и существующих подходов Организации.

Цель настоящей статьи - предметное рассмотрение подходов Постоянного технического комитета по развитию института цифровой таможни. Перейдем к исследованию вопроса в рамках выше обозначенной проблематики.

1. МОДЕЛЬ ДАННЫХ ВТАМО - СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ (ПОПУЛЯРИЗАЦИИ) ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЧАСТНОГО СЕКТОРА

Наряду с тематикой больших данных и интеллектуального анализа данных, ВТамО, в рамках рассмотрения вопроса о цифровой таможне, выделяет проблематику Модели данных ВТамО и, что не менее важно, акцентирует внимание на необходимости привлечения к процессу совершенствования инструментов таможенного администрирования международных организаций, региональных образований и представителей частного сектора [2]. Данный вопрос был рассмотрен на 211/212 заседании ПТК в марте 2016 года в Брюсселе, штаб-квартире ВТамО.

На заседании Комитета Секретариат ВТамО в рамках темы «Цифровая таможня - прогрессивное взаимодействие»1 представил аналитическую справку «Модель данных ВТамО - стратегия продвижения (популяризации) для международных организаций, региональных организаций и частного сектора» [3]. Разработка и поддержка Модели данных ВТамО направлена на обеспечение согласованного подхода к нормативному обмену информацией для взаимоотношений B2G (бизнес - правительство), G2G (правительство - правительство), а также G2B (правительство - бизнес). В контексте института цифровой таможни Модель данных ВТамО является «языком таможни» для развития взаимосвязанности и модернизации ИКТ. Группа по проекту Модель данных (DMPT)2 сосредоточила свою работу на разработке технических аспектов стандартов. Дальнейшая разработка нетехнической документации необходима для прояснения содержания Модели данных ВТамО [4; п.17].

Ввиду центральной роли ИКТ в теме «Цифровая таможня» 2016 года, Модель данных ВТамО - важный технический строительный блок для взаимодействия ИКТ3. Это ключевая часть соответствующей работы и модернизации таможни, а также развития в целом. Для обеспечения дальнейшего упорядоченного развития и будущего доминирующего положения Модели данных ВТамО необходимо обеспечить сильный и всеобъемлющий процесс установления стандартов, а также повышение доступности информационной и распространяемой документации [2; п. 17-18]. Основываясь на опросе, проведенном Секретариатом, Модель данных в настоящее время используется более чем в 124 странах для различных проектов и систем. Примеры использования модели данных ВТамО включают государства, использующие системы на основе ASYCUDA4, электронные таможенные системы5, национальную среду единого окна6 или обмен данными между странами. Во многих случаях таможня является единственным государственным учреждением на национальном и (или) региональном уровне, которое использует Модель данных, в то время как только несколько стран приняли общегосударственный подход к использованию Модели данных, особенно для упрощений дальнейшей реализации решения «единого окна» [2; п. 2].

Следует добавить, что Модель данных является инициативой ВТамО по упрощению и стандартизации требований к данным органам, осуществляющим трансграничное регулирование, включая таможенные органы. Модель данных ВТамО предназначена для предоставления полного набора данных и структур данных для таможенных и связанных с ними учреждений, в компетенции которых находится сельское хозяйство и охрана окружающей среды7.

Для обеспечения механизма управления и сопровождения работы, связанной с Моделью данных, во ВТамО создан самостоятельный рабочий орган - Группа по проекту Модель данных (Data Model Projects Team, DMPT)8 (далее - Группа)9. ВТа-

1 Digital Customs - Progressive engagement.

2 Data Model Projects Team (DMPT).

3 ICT interoperability.

4 ASYCUDA-based systems.

5 Customs electronic systems.

6 National Single Window Environments.

7 Модель может использоваться для разработки сообщений, включающих операции экспорта, импорта и транзита, особенно в отношении проекта «единого окна». Модель данных ВТамО включает библиотеку компонентов, включающую набор данных, модели бизнес-процессов и информационные модели на основе UML.

8 Data Model Projects Team (DMPT).

мО полагает, что таможня не может разработать модели бизнес-процессов для нетаможенных трансграничных регулирующих процессов. Поэтому участие международных организаций-партнеров имеет важное значение. В число партнеров, которые могут быть вовлечены в такую работу, по мнению ВТамО, могут входить региональные организации, такие как Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), Торгово-экономический союз МЕРКОСУР (MERCOSUR) и Евразийская экономическая комиссия [2; п. 20]. В свете вышеизложенного актуальным вопросом является создание механизма для повышения вовлеченности международных организаций-партнеров и нетаможенных агентств в работу Группы, а также обмен опытом и примерами того, как они продвигают Модель данных в правительственных организациях-партнерах, частном секторе и потенциальных заинтересованных сторонах на национальном уровне.

2. ЕДИНОЕ ОКНО

В контексте тематики цифровая таможня Секретариат ВТамО на 211/212 заседании ПТК представил аналитический документ «Дополнение к Компендиуму единого окна для обучения и продвижения» [5], которое выступает дополнительным учебным пакетом для национальных и региональных мероприятий по оказанию технической помощи и институциональному развитию. Секретариат обратился к странам-членам с просьбой предоставить рекомендации и рекомендации [4; п. 24] по охвату Дополнения10. О взаимосвязи цифровой таможни и единого окна ВТамО отмечает следующее. Сборник «Единого окна» остается «флагманским» инструментом по рассматриваемой тематике, предоставляя авторитетную и подробную информацию о различных аспектах, связанных с развитием среды «единого окна». Дополнение к «единому ок-ну»11 также поможет цели концепции цифровой таможни, которая направлена на оказание поддержки администрациям стран-членов ВТамО в понимании и применении инструментов, средств и руководств, связанных с ИКТ, которые уже были разработаны ВТамО [5; п. 7].

Стоит отметить тот факт, что делегаты ПТК обсуждают не цифровую таможню как комплексное явление, а механизм «единого окна». В материалах ВТамО отмечается, что инстру-

9 Эта группа подотчетна Подкомитету управления информацией (IMSC) и оказывает содействие в его усилиях по оказанию помощи странам-членам во внедрении информационных и коммуникационных технологий путем сотрудничества с другими рабочими органами ВТамО, иными правительственными и неправительственными международными организациями, а также содействия тесному сотрудничеству с другими международными организациями, международными агентствами по стандартизации для обмена таможенной информацией между таможенными администрациями, а также между таможенными администрациями и участниками торговли. Согласно Правил процедур, Группа является открытым форумом. Все члены ВТамО могут участвовать в заседаниях, а делегаты от международных организаций, неправительственных организаций и частного сектора могут зарегистрироваться для участия в качестве наблюдателей (Terms of reference for the DMPT).

10 Справочно отметим, что Компендиум ВТамО «Как создать среду единого окна» охватывает различные аспекты развития такой среды единого окна. Ранее он был организован в двух томах. Том 1, называемый «Руководство для руководителей» (Executive Guide), посвящен аспектам «единого окна», которые представляют интерес для старшего руководства. Том 2, известный как «Руководство по профессиональной практике» (Professional Practice Guide), представлял собой набор инструментов и методов для поддержки технических экспертов, работающих над проектами по созданию «единого окна».

11 The Single Window Supplement.

менты «единого окна» (Компендиум, Дополнение) содействуют цели концепции цифровой таможни, которая направлена на оказание поддержки администрациям стран-членов ВТамО в понимании и применении инструментов, средств и руководств, связанных с ИКТ, которые уже были разработаны ВТамО. При этом основной вопрос, что такое цифровая таможня и как институт цифровой таможни соотносится с институтом «единого окна», остается за рамками дискуссий Постоянного технического комитета.

Обратим внимание на решения ПТК по рассмотренному вопросу. Казалось бы, они должны касаться проблематики цифровой таможни. Однако по факту решения касаются механизма «единого кона», в частности ПТК:

- принял к сведению вклад делегатов и призвал страны-члены ВТамО поделиться своими предложениями и практикой с Секретариатом ВТамО;

- согласился использовать Дополнение к «единому окну» в качестве учебного материала на национальных и региональных семинарах;

- а также принял к сведению презентацию о реализации «единого окна».

По нашему мнению, дискуссии по цифровой таможне необходимо сосредотачивать не только на важных результатах работы рабочих органов ВТамО, сопряженных с внедрением механизма «единого окна», но и на цифровой таможне непосредственно. Мы полагаем, что проект «единое окно» следует рассматривать в соотношении с институтом цифровой таможни.

3. БЕЗОПАСНОСТЬ ДАННЫХ

Напомним, что на 74-м заседании в декабре 2015 года Политическая комиссия подняла чувствительный вопрос кибербез-опасности и конфиденциальности при установлении цифрового сотрудничества12 в рамках «единого окна» или в контексте региональной интеграции [6; п. 1]. Соответственно, Секретариат подготовил аналитическую справку (документ) «Безопасность данных». Документ охватывает ряд важных моментов безопасности данных, а его структура представлена пятью под-вопросами:

1. Быстрое использование данных и важность управления информационной безопасностью;

2. Сквозные требования информационной безопасности;

3. Международные стандарты управления информационной безопасностью;

4. Общие требования безопасности и цифровое доверие;

5. Перспективы;

6. Необходимые шаги.

Секретариат полагает, что концепция цифровой таможни побуждает таможню внедрять ИКТ решения для более эффективного и действенного достижения целей. Цифровая среда позволяет таможенным органам обрабатывать данные, полученные от различных заинтересованных сторон, включая участников ВЭД, которые основаны на нормативных требованиях, регулирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через границы, а также партнерских правительственных учреждений в контексте среды «единого окна» или другого обмена информацией, как на национальном, так и на международном уровне. Кроме того, таможенные органы могут получать данные в результате проведения контрольных мероприятий, таких как результаты физического осмотра, ана-

12 Digital collaboration.

лиз сканирования изображений, рассмотрение дел13 или посттаможенный аудит [6; п. 2].

Данные, собранные и хранящиеся в базе данных, обрабатываются для получения полезной информации для многих целей, включая уровни соответствия участников ВЭД, оценки рисков безопасности для грузов или пассажиров, управление доверенными участниками ВЭД (УЭО), а также автоматический расчет пошлины, налога, сбора. Кроме того, эта информация также полезна для повышения эффективности деятельности организации с помощью анализа рабочих процессов14 и аналитики. Принимая во внимание их важнейшую функцию, данные являются ценным активом для организации, которой необходимо управлять с помощью надлежащего управления. По мнению Секретариата ВТамО, защита данных от угроз безопасности является важным аспектом управления, который требует надлежащей адресации для сохранения целостности, конфиденциальности, а также доступности данных. Управление информационной безопасностью требует комплексного подхода, как стратегического понимания высокого уровня, так и технической экспертизы для устранения всех возможных рисков безопасности при внедрении ИКТ. Стратегический аспект управления информационной безопасностью обеспечивает целостный подход к безопасности на организационном уровне, который включает в себя руководство на уровне старших руководителей, надлежащее планирование управления безопасностью, оценку, а также постоянное улучшение. На техническом уровне различные практические методологии и технологии управления безопасностью переводят стратегическое направление в среду реализации [6; п. 8].

В целях поддержки стран-членов Организация разработала Руководство по информационным таможенным технологиям к Киотской конвенции [7]-[8]. ВТамО считает, этот инструмент обеспечивает основные принципы использования ИКТ в таможенных администрациях. Глава 11 Руководства специально посвящена теме безопасности ИКТ. В нем также содержится обзор необходимых мер, которые следует применять при управлении информационной безопасностью. Поскольку таможенные администрации не являются уникальными, когда речь идет о требованиях безопасности ИКТ, в Руководстве рекомендовано таможенным службам ссылаться на установленные международные стандарты в этой области, например, семьи ISO 27000 по стандартам систем управления информационной безопасностью (ISMS)15, в том числе:

- ISO 27001 «Система управления информационной безопасностью -требование»16;

- ISO 27002 «Свод практических правил управления информационной безопасностью»17;

- а также ISO 27005 «Управление рисками информационной безопас-

18

ности» .

4. ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ

Перейдем к вопросу общих требований безопасности и цифрового доверия. Концепция цифровой таможни с ее подтемой «Прогрессивное взаимодействие» предполагает, что внедрение технологий должно быть не только сосредоточено на таможенной среде, но и включать координацию с другими партнерскими агентствами, регулирующими вопросы пересечения

13 Case management.

14 Business intelligence.

15 Information Security Management Systems (ISMS) standards.

16 Information Security Management System - Requirement.

17 Code of practice for information security management.

18 Information Security Risk Management.

границы (CBRA)19. В среде с цифровой поддержкой, такой как среда «единого окна» или служебный блок (UB)20 Глобальной таможенной сети (GNC)21, принцип координированного управления границами может охватывать:

- общую структуру взаимодействия (посредством использования модели данных ВТамО);

- управление бизнес-процессами;

- и общее управление служебной деятельностью [6; п. 12].

Эксперты ВТамО считают, что требования информационной

безопасности являются важной частью цифровой координации, чтобы гарантировать уровень доверия для каждого агентства присоединиться к сотрудничеству. В этой конфигурации участвующее агентство, включая таможню, может не иметь контроля над тем, как другие службы обеспечивают информационную безопасность и потенциально подвергают свои собственные системы угрозам безопасности22. Общие требования информационной безопасности, когда все участвующие агентства соглашаются ею управлять, безусловно помогут снизить эти риски и поднять цифровое доверие между всеми участниками23.

В рамках дискуссий ПТК была высказана позиция, в соответствии с которой, одной из целей управления информационной безопасностью является повышение цифрового доверия к цифровому сотрудничеству и обмену информацией всеми заинтересованными сторонами. Чёткое разъяснение того, какие данные являются конфиденциальными и какие данные могут быть доступны публично, а также для какой цели и кому эти данные могут быть переданы, имеет важное значение. Кроме того, ВТамО должна предоставить руководство и обеспечивать наставление для стран-членов, чтобы повысить доверие к обмену информацией между заинтересованными сторонами [4; п. 33].

5. МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖНЕ, ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Любые презентации и материалы, отражающие правоприменительную практику в государствах-членах ВТамО на предмет развития того или иного института таможенного права являются особым предметом исследования практиков и ученых. Именно они позволяют получить целостную картину, понять систему элементов анализируемого института. Напомним, что на первоначальном этапе важный вклад в видение института цифровой таможни сделала таможенная служба Марокко, представитель которой озвучил национальные подходы к формированию этого комплексного явления на 74-м заседании Политической комиссии ВТамО. В свою очередь на

19 Cross-Border Regulatory Agencies (CBRA).

20 Служебный (сервисный) (Utility block. UB) блок может быть определен как функциональное подмножество Глобальной сети таможен, предлагающее ощутимое ценностное предложение для таможенных администраций путем удовлетворения конкретных потребностей посредством обмена информацией (Armen Manukyan. WCO-UNESCAP 3rd UNNExT Masterclass: Digital Customs and Single Windows in the Context of WTO TFA Cheonan [9].

21 Globally Network Customs (GNC).

22 Там же.

23 Принимая во внимание, что в этой области имеются достойные от-

раслевые стандарты, семейство ИСО 27000, а также то, что таможенные

органы не обязательно имеют уникальные требования к информацион-

ной безопасности, ВТамО решила не изобретать колесо посредством

копирования стандартов. Организация предоставляет только обзор

стандартов и рекомендует странам-членам обращаться к соответству-

ющему семейству ISO 27000, чтобы руководствоваться ими при организации управления информационной безопасностью.

211/212 заседании ПТК национальные подходы были представлены Южной Африкой и Соединенными Штатами.

Так, делегат из Налоговой службы Южной Африки (SARS)24 рассказал об использовании мобильных технологий в процессе таможенного оформления. В частности, целью SARS является дальнейшее улучшение упрощения процессов и обеспечение качества услуг, предоставляемых таможней, путем перехода от ручных процессов к автоматизированным. Необходимо развивать культуру инновационного подхода в организации, основанную на добросовестности и профессионализме25. Для реализации этой модели Налоговая служба сфокусировалась на оптимизации процессов и использовании технологий в качестве инструмента для перехода от ручной обработки к цифровым процессам. При модернизации все заинтересованные стороны из частного сектора были вовлечены от этапов концептуализации до этапа тестирования, прежде чем перейти к внедрению.

В контексте цифровизации важно выделить 4 компонента:

- политика (поиск улучшений в проводимой политике для упрощения процедур/процесса/операций);

- человеческие ресурсы (развивать культуру, которая может внедрять инновации, обучать и постоянно совершенствовать);

- процедуры/операции (составлять, понимать и оптимизировать процессы/операции);

- технологии (преобразовать из ручных в цифровые).

По мнению экспертов Южной Африки, управление рисками является центральным звеном во всех этих процессах, и СУР была интегрирована в индивидуальный режим инспекций. При этом Модель данных ВТамО - неотъемлемая часть всех процессов модернизации в таможне и во взаимодействии с другими правительственными учреждениями для обмена информацией, а также с более широкой перспективой использования Модели данных на региональном уровне.

Преимущества оцифровки таможенных процедур, введенных SARS, включают:

- резкое сокращение использования бумаги;

- значительное сокращение времени физической проверки;

- и участник ВЭД может получить ответ всего за 7 секунд, в случае отсутствия риска.

Программа Customs Connect26 - это еще одна процедура, которую Налоговая служба Южной Африки внедряет в процесс таможенного оформления, и которая оказывает региональное влияние. Она охватывает Южную Африку, Ботсвану, Лесото, Намибию и Свазиленд и позволяет осуществлять автоматическую электронную передачу торговой информации до прибытия товаров. Это способствует соответствующим таможенным администрациям проводить оценку рисков и сопоставлять данные.

Стоит обратить внимание, что в данном случае речь идет об институте предварительного информирования, который реализуется в Южной Африке в рамках института цифровой таможни. Таким образом, цифровая таможня, как комплексное явление, находит более ясные очертания, благодаря позиционированию практических аспектов деятельности таможенных администраций.

6. РУКОВОДСТВО ПО ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ТАМОЖЕН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 211/212 заседании ПТК был представлен проект Справочника Глобальной сети таможен27. В рамках концепции цифро-

24 South African Revenue Service (SARS).

25 TaM we.

26 The Customs Connect program.

27 GNC Handbook.

вой таможни предполагалось предоставить единый справочник (ориентир)28 странам-членам для целостного понимания всех инструментов, стандартов и руководств ВТамО, связанных с ИКТ, и то, как они связаны со сферой трансграничного регулирования и присущи этой области, - как происходит обмен информацией структурированным образом с помощью стандартов, протоколов и руководств для достижения взаимодействия между заинтересованными сторонами в разных странах, между таможней, а также с торговлей [4; п. 46].

По мнению автора, на заседаниях Политической комиссии концепция цифровой таможни не ограничивалась вопросами обмена информацией с помощью стандартов, протоколов и руководств для достижения взаимодействия между заинтересованными сторонами в разных странах, между таможней, а также с торговлей. Соответственно, сведение цифровой таможни к сфере обмена информацией между таможней и заинтересованными сторонами, не совсем правильно истолковывает саму идею развития института цифровой таможни. Мы исходим из того, что цифровая таможня включает в себя более широкий круг вопросов, и его не следует ограничивать лишь проблематикой обмена информацией29.

В справке Секретариата «Руководство по Глобальной сети таможен. Цифровая таможня - прогрессивное взаимодействие», подготовленной к 211/212 заседанию ПТК констатируется, что в декабре 2015 года Политкомиссия указала, что Глобальная сеть таможен играет ключевую роль в цифровой таможне. Политкомиссия также отметила, что трехлетнее технико-экономическое обоснование ГСТ дало подробное руководство в отношении вариантов и решений ИТ, бизнес-процессов, правовых аспектов, механизмов управления и институционального развития для обеспечения возможности внедрения. Политическая комиссия согласилась с тем, что ГСТ позволила разработать глобальные стандарты, которые могли бы поддержать усилия цифровой таможни, и что Глобальной сети таможен следует придать новый импульс, в том числе в целях региональной интеграции [10; п. 2].

Секретариат ВТамО справедливо указывает, что Глобальная сеть таможен (GNC) лежит в основе всего процесса, посвященного разработке стандартов, которые позволят странам-членам улучшить обмен информацией и функциональную совместимость (взаимодействие) между ИТ-системами во всем мире.

7. БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ

4 Марта 2016 г. состоялась совместная сессия 211/212 заседания ПТК и 35-го заседания Правоохранительного комитета. В рамках сессии было отмечено, что повестка совместного мероприятия отражает основные сквозные и приоритетные области деятельности ВТамО. Руководство Секретариата обратило внимание на цифровую таможню и отметило, что совместная сессия рассмотрит эту тему с особым упором на большие дан-

28 Cohesive reference.

29 Напомним, что в рамках дискуссий о цифровой таможне делегаты 74-го заседания Политической комиссии, среди прочего, уделили внимание механизму управления, таможенному администрированию в контексте развития цифровой таможни; таможенным операциям (бизнес-процессам) в рамках цифровой таможни; системе управления рисками (СУР); субъектному составу правоотношений в рамках цифровой таможни; инструментам, используемым для обеспечения функционирования цифровой таможни; технологиям, содействующим развитию цифровой таможни в системе таможенного администрирования; единому окну, его связи и соотношению с цифровой таможней.

ные и потенциальные возможности, как с точки зрения таможни, так и с точки зрения бизнеса. Отдельным результатом заседания ПТК можно назвать доклад Секретариата ВТамО о Рабочей программе по цифровой таможне в рамках Стратегического плана ВТамО30.

Забегая вперед обратим внимание, что последующий анализ результатов деятельности ВТамО, в части развития института цифровой таможни, позволяет проследить в динамике формирование и трансформацию электронной таможни в цифровую. Нельзя не заметить, что таможня становится интеллектуальной. Новые элементы системы цифровой таможни, а также предложения ВТамО по сопряжению новых технологий, например, в области электронной коммерции с современной таможней проясняет картину современной таможни, эталонная модель которой, по мнению автора, может быть разработана в ближайшей перспективе международным таможенным сообществом. Среди новых явлений, которые необходимо интегрировать в деятельность таможни, ВТамО выделяет большие данные и интеллектуальный анализ данных (добычу данных). Сказанное вытекает из результатов совместного заседания ПТК - Правоохранительный комитет от 4 марта 2016 г. В материалах заседания отмечается, что на 74-й сессии в декабре 2015 года Политическая комиссия провела секционные заседания для углубленного обсуждения Концепции цифровой таможни, обозначив ряд вопросов, в том числе: каковы последние или появляющиеся технологические разработки, которые могут предоставить новые возможности или повлиять на то, как таможня в настоящее время упрощает торговлю и выполняет задачи в сфере регулирования и т. д. [11; п.1].

Новые технологии, упомянутые в ходе обсуждений, включали в себя большие данные, в частности, (1) существенные ресурсы, необходимые для их использования, особенно в плане мощного оборудования и надлежащей подготовки персонала, (2) возможность значительного изменения роли аналитиков данных и целевых экспертов и (3) как управлять и оптимизировать эту информацию для целей управления рисками. ВТамО полагает, что интеллектуальный анализ данных (добыча данных)31 и большие данные32 являются сферами, к которым таможня может двигаться в своем развитии.

В течение 2016 г., который был посвящен цифровой таможне, таможенным администрациям было рекомендовано активно демонстрировать и продвигать использование информационных и коммуникационных технологий. Под лозунгом «Цифровая таможня: прогрессивное взаимодействие» таможенные службы продолжали развивать цифровые решения и услуги, взаимодействуя с партнерскими правительственными учреждениями и другими заинтересованными сторонами, чтобы помочь повысить коллективные показатели работы и переосмыслить способы выполнения своих задач с использованием современных и новых технологий. В этом контексте «большие данные» также необходимо включать в такие понятия как современные технологии [11; п.2].

В рассматриваемом ключе отметим, что большие данные влекут за собой большие наборы данных, которые считаются сложными для сбора, управления и обработки (включая поддержание качества, добавление стоимости и обеспечение повторного использования) с традиционными моделями управления, и обработки данных в течение разумного или

30 Digital Customs Work Programme under the WCO Strategic Plan.

31 Data Mining.

32 Big Data.

приемлемого времени. Следует констатировать отсутствие официального определения термина «большие данные». Считается, что большие данные становятся важным ресурсом, который может привести к новым знаниям, стимулировать создание стоимости, новых бизнес-процессов, принимать обоснованные решения и, возможно, разработки в будущем.

Под большими данными также понимают обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами, появившимися в конце 2000-х годов и альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениям класса Business Intelligence [12]. В широком смысле о «больших данных» говорят как о социально-экономическом феномене, связанном с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных, в некоторых проблемных областях - весь мировой объём данных, и вытекающих из этого трансформационных последствий. В качестве определяющих характеристик для больших данных традиционно выделяют «три V»: объём (англ. volume, в смысле величины физического объёма), скорость (velocity, в смыслах как скорости прироста, так и необходимости высокоскоростной обработки и получения результатов), многообразие (variety, в смысле возможности одновременной обработки различных типов структурированных и полуструктурированных данных); в дальнейшем возникли различные вариации и интерпретации этого признака33.

Под «интеллектуальным анализом данных» (добычей данных) 34 (иногда называют обнаружение данных или знаний) -понимается процесс анализа данных с разных точек зрения и обобщения их в полезную информацию [11; п. 11]. Data mining (рус. добыча данных, интеллектуальный анализ данных, глубинный анализ данных) - собирательное название, используемое для обозначения совокупности методов обнаружения в данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности. Считается, что этот термин введён Григорием Пятецким-Шапиро в 1989 году. Английское словосочетание «data mining» пока не имеет устоявшегося перевода на русский язык. При передаче на русском языке используются следующие словосочетания: просев информации, добыча данных, извлечение данных, а также интеллектуальный анализ данных. Более полным и точным является словосочетание «обнаружение знаний в базах данных» (англ. knowledge discovery in databases, KDD) [13].

ВТамО обращает внимание, что большие данные похожи на концепцию интернета вещей (Internet of Things): сетевое соединение физических объектов, которые не являются компьютерами в классическом смысле. Термин «Интернет вещей» отождествляется в определенной степени с RFID35 в качестве метода связи, хотя он также может включать другие сенсорные технологии, беспроводные технологии или коды быстрого реагирования (QR). Объект, который может представлять себя в цифровом виде, можно считать чем-то большим, чем сам

33 Там же.

34 Data mining.

35 RFID (Engl. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентифи-

кация) - способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках [14].

объект, поскольку этот объект связан не только с владельцем или операторами (controllers), но и с окружающими объектами, а также интегрирован в определенную базу данных. Не будет преувеличением сказать, что с Интернетом вещей физический мир становится одной большой информационной системой [11; п. 13].

Среди актуальных вопросов о роли больших данных и добычи данных в рамках таможенного администрирования, ВТамО акцентирует внимание на правовой проблематике. Так, дальнейшее развитие цифровой таможни будет в значительной степени зависеть от создания соответствующих правовых рамок. Среди прочего, защита частной жизни всегда должна вызывать повышенное внимание, если предположить, что большие объемы данных, касающихся социально-экономической деятельности отдельных лиц, могут быть легко собраны, сохранены и использованы для различных целей, как частных, так и публичных. ВТамО исходит из того, что все люди в своей повседневной жизни должны быть лучше осведомлены о случаях, когда их личная информация передается и записывается независимо от их желания. Точно так же все данные об индивидуальных идентификациях и действиях должны быть полностью защищены юридически и технически, чтобы их можно было использовать только для тех целей, для которых они собираются [11; п.14].

Как отмечено выше, на сегодняшний день достаточно сложно определить точное значение понятия «большие данные», поскольку данное явление можно дать, используя разные подходы. В любом случае, большие данные требуют определенных аналитических инструментов, а также технологий для их обработки. В связи с этим большие данные будут оставаться внешней и не относящейся к делу категорией данных, если только таможенные администрации не захотят включить их в процесс управления рисками, необходимый для проведения повседневных операций по контролю и упрощению процедур. Тем не менее, большие данные подразумевают, что более эффективное их использование может позволить изменить функционирование и расширить границы деятельности таможенных служб. Определяя последующие шаги развития современной таможни, эксперты ПТК резюмируют, что большие данные не являются статичной концепцией. Процесс их применения все еще развивается, и может значительно повлиять на государственный и частный сектор, а также повседневную жизнь. Таким образом, можно утверждать, что большие данные сами по себе, вероятно, не изменят таможенные операции; однако активные усилия таможенных органов по включению больших данных в свою работу будет способствовать этому. Ключом к превращению тематики больших данных в живую тему является то, как таможенные службы могут использовать их на практике. То есть применять их в своей деятельности и, таким образом, исследовать возможность переосмысления с точки зрения того, как они работают с цифровыми инструментами в действии.

Эксперты Секретариата ВТамО обращают внимание, что электронная коммерция - это среда с большим объемом данных. Таможенным органам следует перейти от электронной обработки таможенных деклараций и контроля над физическими товарами к использованию среды больших данных, с использованием возможностей интеллектуального анализа данных (добычи данных) и прогнозной аналитики. Создавая сеть с новыми и появляющимися классами экономических операторов в цепи поставки электронной торговли, таможен-

ные органы должны иметь возможность улучшить доступ к коммерческой информации, прямо или косвенно связанной с торговыми операциями, с тем, чтобы расширить возможности управления рисками, посредством эффективного использования широкого спектра данных, которые распространены среди предприятий электронной коммерции [11; п.23]. В свете изложенного сформулируем выводы. Роль Постоянного технического комитета ВТамО при формировании института цифровой таможни, без сомнения, значима. На первоначальном этапе исследуемый институт отождествлялся с такой проблематикой, как Модель данных ВТамО, механизм «единого окна», безопасность данных, модернизация управления в таможне с использованием информационных и коммуникационных технологий, Глобальная таможенная сеть, а также региональные подходы к цифровой таможне.

В то же время, исследованные нами материалы ПТК не дают ответа на вопрос, что понимается под «цифровой таможней», и каким образом она соотносится, например, с механизмом «единого кона», большими данными или Глобальной таможенной сетью. Эти темы требуют предметной проработки во взаимосвязи с институтом цифровой таможни.

ВТамО к моменту рассмотрения ПТК обозначенной тематики озвучила отдельные характеристики (явления, механизмы, прогрессивные технологии, ключевые направления и др.), а также понятийный аппарат, которые дополняют комплексную картину разрабатываемого института цифровой таможни.36 Эти элементы подлежат последующему комплексному правовому анализу и последующему позиционированию в рамках повестки цифровой таможни.

Введение в правоприменительную практику перечисленных правовых, технических, технологических явлений, а также управленческих решений сопряжено с модернизацией таможенного законодательства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,92%.

Список литературы:

1. Мозер С.В. Совершенствование инструментов таможенного регулирования (цифровая таможня) в рамках работы Постоянного технического комитета Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки» № 4 (август). - 2019 г.

2. Promotional Strategy to International Organizations, Regional Entities and Private Sector. WCO Data Model. Item II. (b) on the Agenda. Digital customs - Progressive engagement. Permanent Technical Committee 211th/212th Sessions, 2-4 March 2016. Doc. PC0448E1a. Brussels, 04 February 2016.

3. WCO Data Model. Digital Customs - Progressive engagement. 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2-4 March 2016. Doc. PC0448E1a. Brussels, 04 February 2016.

Summary Report. 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2-3 March 2016. Doc. PC0449E1a. Brussels, 11 March 2016.

4. Single Window Compendium Supplement for Training and Promotion. 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2-3 March 2016. Doc. PC0435E1a. Brussels, 1 February 2016.

36 Среди них следующие: автоматизированная деятельность; электронная деятельность; электронные решения; автоматизированные системы таможенного оформления; механизм «единого окна»; цифровая среда; цифровые технологии; информационные и коммуникационные технологии; использование смартфона; большие данные; телематика; «облачные» ресурсы; «облачные» вычисления; мобильные технологии; передовые средства анализа и управление информацией (см. Мозер С.В. Совершенствование инструментов таможенного регулирования (цифровая таможня) в рамках работы Постоянного технического комитета Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки» № 4 (август). - 2019 г.).

5. Data Security. (Item II (d) on the Agenda). 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2 - 4 March 2016. Doc. PC0436E1a. Brussels, 2 February 2016.

6. Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org /-/media/wco/public/global/pdf/topics /facilitation/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db=web (дата обращения: 01.03.2019);

7. General information: ICT Guidelines. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/Topics/Facilitation/Instrument%20and%2CTools/Tools/ ICT%20Guidelines (дата обращения: 01.03.2019).

8. Armen Manukyan. WCO-UNESCAP 3rd UNNExT Masterclass: Digital Customs and Single Windows in the Context of WTO TFA Cheonan, 19-28 April 2017. - Slide.8. URL: https://www.unescap.org/sites/default /files/27%20Apr%202017%20-%20WCO%20Globally%20Networked%20 Customs.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

9. GNC Handbook. Digital Customs - Progressive Engagement. (Item II. (f) on the Agenda). 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2 - 4 March 2016. Doc. PC0437E1a. Brussels, 2 February 2015.

10. Big Data and Data Mining. Item IV.b on the Agenda. Digital customs - Progressive engagement. Joint PTC AND EC Session, 4 March 2016. Brussels, 29 February 2016.

11. Big Data. Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0 %B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 (дата обращения: 11.03.2019).

12. Data mining. Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/Data_mining (дата обращения: 11.03.2019).

13. RFID (Engl. Radio Frequency Identification) // Материал из Википедии - свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/RFID (дата обращения: 11.03.2019).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Мозера Сергея Владимировича «Подходы Постоянного технического комитета Всемирной таможенной организации к созданию института цифровой таможни»

В настоящий момент таможенный блок Евразийской экономической комиссии проводит комплексную работу по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни». На заседании экспертной группы анализируются научно-практические материалы по созданию цифровой таможни. Особый интерес представляют разработки Всемирной таможней организации (далее - ВТамО) и анализ передовой правоприменительной практики в обозначенном направлении.

Актуальность рецензируемой статьи С.В. Мозера заключается в том, что её автор в комплексе анализирует вопрос развития института цифровой таможни, уделяя внимание отдельным её элементам в контексте работы Постоянного технического комитета ВТамО. Представленная на рецензирование статья является продолжением исследовательского материала, ранее опубликованного автором в журнале Социал ьно-пол итические науки №4, 2019г.37 Вместе с тем, в настоящей статье уделено внимание таким элементам, которые характеризуют институт цифровой таможни, как Модель данных ВТамО, механизм «единого окна», проблематика безопасности данных, цифрового доверия, модернизация управления в таможне посредством использования информационных - коммуникационных технологий. Здесь же автор затрагивает вопросы применения Руководства ВТамО по Глобальной сети таможен, обращается к Большим данным и интеллектуал ьному анализу данных.

Исследовательский материал обращен к широкому кругу специалистов, деятельность которых связана с модернизацией института цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

Полученные в рамках исследования С.В. Мозера выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению на заседаниях экспертной группы в Департаменте таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии при выработке подходов по формированию института цифровой таможни.

Научно-исследовательская статья С.В. Мозера, представляет научный и практический интерес и заслуживает опубликования в журнале Проблемы экономики и юридической практики № 5.

Начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия

Д.К. Секербаева

37 Мозер С.В. Совершенствование инструментов таможенного регулирования (цифровая таможня) в рамках работы Постоянного технического комитета Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки» № 4 (август). - 2019 г.

APPROACHES OF THE PERMANENT TECHNICAL COMMITTEE OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION TO CREATE DIGITAL CUSTOMS INSTITUTE

©Mozer Sergei V., PhD in law, Deputy Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation; Senior Researcher

Work place: Eurasian Economic Commission; Research Institute of the Russian Customs Academy

moser-info@yandex.ru

Annotation

Purpose. To detail the activities of the Permanent Technical Committee of the World Customs Organization on the formation of the legal institute of digital customs.

Design/methodology/approach

The research article is devoted to the issues of improving the instruments of customs regulation within the framework of the functioning of the PTC WCO. The subject of the research is the digital customs institute. It is comprehensively considered the PTC approaches in 2016 in terms of the formation of digital customs as an integrated legal phenomenon under the theme «Digital Customs - Progressive Engagement»: WCO Data Model, Single Window Mechanism, Data Security, modernization of management in customs using information and communication technologies, the Global Customs Network, as well as regional approaches to digital customs.

Social implications. The introduction of the digital customs institute in the EEU law and customs regulation as a whole is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.

Practical meaning. The results of the study are of interest to the customs block of the Eurasian Economic Commission (EEC), can be used within the organization of the work of the Information Management Subcommittee and the WCO Permanent Technical Committee in the context of the EEC - WCO international customs cooperation. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, modernization of the digital customs institute, as well as international customs law.

Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute within the framework of the WCO's activities. Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, Permanent Technical Committee, e-Customs, digital Customs, customs regulation, customs administration, international customs law, customs.

Reference list:

1. Mozer Sergei. Improvement of instruments of customs regulation (digital customs) within the framework of the Permanent Technical Committee of the World Customs Organization // Social and political sciences. -№ 4 (August). - 2019

2. Promotional Strategy to International Organizations, Regional Entities and Private Sector. WCO Data Model. Item II. (b) on the Agenda. Digital customs - Progressive engagement. Permanent Technical Committee 211th/212th Sessions, 2-4 March 2016. Doc. PC0448E1a. Brussels, 04 February 2016.

3. WCO Data Model. Digital Customs - Progressive engagement. 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2 - 4 March 2016. Doc. PC0448E1a. Brussels, 04 February 2016.

4. Summary Report. 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2-3 March 2016. Doc. PC0449E1a. Brussels, 11 March 2016.

5. Single Window Compendium Supplement for Training and Promotion. 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2-3 March 2016. Doc. PC0435E1a. Brussels, 1 February 2016.

6. Data Security. (Item II (d) on the Agenda). 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2 - 4 March 2016. Doc. PC0436E1a. Brussels, 2 February 2016.

7. Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/ facilita-tion/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-

guidelines.pdf?db=web (date of the request: 01.03.2019);

8. General information: ICT Guidelines. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/Topics/Facilitation/Instrument%20and%20T ools/Tools/ICT%20Guidelines (date of the request: 01.03.2019).

9. Armen Manukyan. WCO-UNESCAP 3rd UNNExT Masterclass: Digital Customs and Single Windows in the Context of WTO TFA Cheonan, 19-28 April 2017. - Slide.8. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files /27%20Apr%202017%20-%20WCO%20Globally%20Networked%20 Cus-toms.pdf (date of the request: 05.04.2019).

10. GNC Handbook. Digital Customs - Progressive Engagement. (Item II. (f) on the Agenda). 211th/212th Sessions of the Permanent Technical Committee, 2-4 March 2016. Doc. PC0437E1a. Brussels, 2 February 2015.

11. Big Data and Data Mining. Item IV.b on the Agenda. Digital customs -Progressive engagement. Joint PTC AND EC Session, 4 March 2016. Brussels, 29 February 2016.

12. Big Data. Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8 8%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B 5 (date of the request: 11.03.2019).

13. Data mining. Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Data_mining (date of the request: 11.03.2019).

14. RFID (Engl. Radio Frequency Identification) // Материал из Вики-педии - свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/RFID (date of the request: 11.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.