Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННАЯ (ЦИФРОВАЯ) ТАМОЖНЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННАЯ (ЦИФРОВАЯ) ТАМОЖНЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / THE WCO / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / EEU / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / EEC / E-CUSTOMS / DIGITAL CUSTOMS / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / INTERNATIONAL CUSTOMS LAW / CUSTOMS / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Задача Проанализировать вопрос формирования правового института цифровой (электронной) таможни Всемирной таможенной организации в рамках развития информационных коммуникационных технологий. Выводы Исследовательская статья посвящена проблематике совершенствования инструментов таможенного регулирования. Предмет исследования - институт цифровой таможни и информационные коммуникационные технологии (ИКТ). Комплексно рассматриваются понятие информационных коммуникационных технологий в рамках института электронной (цифровой) таможни, анализируется Инструмент картирования решений ИКТ на границе, приводятся характеристики электронной таможни в рамках Инструмента картирования решений ИКТ на границе. Уделено внимание Технологической сети Всемирной таможенной организации. Социальные последствия Внедрение института цифровой таможни в право ЕАЭС и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы в рамках организации работы Подкомитета управления информацией и Постоянного технического комитета ВТамО в контексте взаимодействия ЕЭК - ВТамО по линии международного таможенного сотрудничества. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом. Оригинальность/ценность Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND ELECTRONIC (DIGITAL) CUSTOMS OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

Purpose. To analyze the formation of the legal institute of digital (electronic) customs of the World Customs Organization in within the framework of the development of information and communication technologies. Design/methodology/approach. The research article is devoted to the issues of improving customs regulation instruments. The subject of the research is the Institute of Digital Customs and Information and Communication Technologies (ICT). It is comprehensively examined the concept (term) of information communication technologies within the framework of the institute of electronic (digital) customs, the Border ICT Solutions Mapping Tool is analyzed, the characteristics of electronic customs within this Tool are presented. The attention is paid to the WCO Technology Network (TeN) of the World Customs Organization. Social implications. The development of the digital customs institute, as well as its introduction into the customs legislation of the WCO Member Countries, is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures. Practical meaning. The results of the study are of interest to the Customs block of the Eurasian Economic Commission (EEC), can be used to organize the work of the Information Management Sub-Committee, Permanent Technical Committee of the World customs Organization, in the context of the EEC - WCO international customs cooperation. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, the modernization of the digital customs institute, as well as international customs law. Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute within the framework of the WCO's activities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННАЯ (ЦИФРОВАЯ) ТАМОЖНЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

8.1. ИНФОРМАЦИОНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННАЯ (ЦИФРОВАЯ) ТАМОЖНЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мозер Сергей Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: Заместитель начальника отдела. Место работы: Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. Подразделение: отдел перспективных таможенных технологий. E-mail: moser@teloneum.ru

Аннотация

Задача

Проанализировать вопрос формирования правового института цифровой (электронной) таможни Всемирной таможенной организации в рамках развития информационных коммуникационных технологий.

Выводы

Исследовательская статья посвящена проблематике совершенствования инструментов таможенного регулирования. Предмет исследования - институт цифровой таможни и информационные коммуникационные технологии (ИКТ). Комплексно рассматриваются понятие информационных коммуникационных технологий в рамках института электронной (цифровой) таможни, анализируется Инструмент картирования решений ИКТ на границе, приводятся характеристики электронной таможни в рамках Инструмента картирования решений ИКТ на границе. Уделено внимание Технологической сети Всемирной таможенной организации.

Социальные последствия

Внедрение института цифровой таможни в право ЕАЭС и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.

Практическое значение

Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы в рамках организации работы Подкомитета управления информацией и Постоянного технического комитета ВТамО в контексте взаимодействия ЕЭК - ВТамО по линии международного таможенного сотрудничества. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом.

Оригинальность/ценность

Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический со-

юз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, информационные коммуникационные технологии.

INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND ELECTRONIC (DIGITAL) CUSTOMS OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

Mozer Sergei Vladimirovich, PhD at law. Position: Deputy Head of Division. Place of employment: Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission. Department: Advanced Customs Technologies division. E-mail: moser-info@yandex.ru

Annotation

Purpose. To analyze the formation of the legal institute of digital (electronic) customs of the World Customs Organization in within the framework of the development of information and communication technologies.

Design/methodology/approach. The research article is devoted to the issues of improving customs regulation instruments. The subject of the research is the Institute of Digital Customs and Information and Communication Technologies (ICT). It is comprehensively examined the concept (term) of information communication technologies within the framework of the institute of electronic (digital) customs, the Border ICT Solutions Mapping Tool is analyzed, the characteristics of electronic customs within this Tool are presented. The attention is paid to the WCO Technology Network (TeN) of the World Customs Organization.

Social implications. The development of the digital customs institute, as well as its introduction into the customs legislation of the WCO Member Countries, is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.

Practical meaning. The results of the study are of interest to the Customs block of the Eurasian Economic Commission (EEC), can be used to organize the work of the Information Management Sub-Committee, Permanent Technical Committee of the World customs Organization, in the context of the EEC - WCO international customs cooperation. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, the modernization of the digital customs institute, as well as international customs law.

Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute within the framework of the WCO's activities. Keywords: The World Customs Organization, the wCo, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, e-Customs, digital Customs, customs regulation, customs administration, international customs law, customs, information communication technologies.

1. Понятие информационных коммуникационных технологий в рамках института электронной (цифровой) таможни.

Проводимое нами исследование института электронной и цифровой таможни [1] показало, что Все-

мирная таможенная организация (далее - ВТамО, Организация) по сути ставит знак равенства между такой таможней и понятием «информационные коммуникационные технологии». По нашему мнению, это лишь одна из точек зрения, которая на научном уровне пока не нашла своего подтверждения.

«Считается, что использование информационных систем и технологий в таможенном администрировании позволяет упростить и ускорить выполнение таможенных операций по таможенному контролю, в том числе за счет использования электронной формы декларирования и системы управления рисками, накапливать информацию об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах, оперативно осуществлять информационный обмен с заинтересованными лицами, другими органами государственной власти, зарубежными таможенными органами, в порядке, и на условиях, установленных законодательством» [2; 52]. По мнению Чарушникова Е.О. и Белоусова Ю.Л., «применение современных информационных технологий позволяет обеспечить качество и доступность предоставляемых таможенных услуг широкому кругу участников ВЭД; существенно сокращает сроки их предоставления и затраты на передачу, хранение, обработку информации; автоматизирует отдельные процессы, касающиеся взаимодействия участников ВЭД с таможней, а также самой таможенной службы с другими органами исполнительной власти» [3; 80].

Так что же такое информационные коммуникационные технологии (далее - ИКТ)? Рассмотрим это явление сквозь призму научных публикаций.

Как ни парадоксально это звучит, но Руководство ВТамО по информационным технологиям для руководителей [4] не содержит определение термина «информационные технологии» или «информационные коммуникационные технологии». Очевидно, его разработчикам необходимо учесть важность системного подхода к формированию понятийного аппарата, в том числе для института цифровой таможни.

Даниелян А.А., Любкина Е.А. и Ханов Р.М. [5; 57] выделяют следующие определения понятия «информационные технологии»:

- «процессы, методы поиска, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

- приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [7];

- ресурсы, необходимые для обработки, хранения и распространения информации».1

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, «информационные технологии» - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [6; пункт 2 ст.2].

При анализе правовых аспектов внедрения информационных технологий (далее - ИТ) в таможенном регулировании Гончаров С.Б. и Алибеков С.Т. рассматривают информационные технологии как «процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления» [8; 43].

1 ISO/IEC 38500:2008.

Автор учебного пособия «Информационные технологии в таможенной деятельности» Аксенов И.А. дает следующее определение понятию «информационные технологии»:

«Информационные технологии - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных парламентов объекта управления» [9; 12].

Барандеев Т.А. обращает внимание, что «информационные технологии это одно из главных направлений совершенствования деятельности таможенных органов» [10; 329]. Воронов А.М. полагает, что «общее понятие «информационные технологии» по своему содержанию означает систему средств и методов работы с информацией, для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, а применительно к заявленной теме - под информационными технологиями следует понимать -автоматизированную систему средств, использующих определенную совокупность методов сбора, обработки (анализа), оценки и защиты социально-правовой информации, в процессе выработки проектов управленческих решений» [11; 81]. По мнению этого же автора, «информационные технологии образуют структурный элемент и составляют органическую часть более общей категории - «технологию управленческой деятельности», которая, как утверждают Б.И. Сазонов и А.П. Герасимов, создает с одной стороны - «способ реализации сложного процесса управления, расчленение его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций...», а с другой - «систему правил и регламентационных документов» [11].

В свою очередь Горбенко В.М. и Малахова С.М. выдвигают тезис, что «информационные технологии -это комплекс взаимосвязанных научных понятий:

- методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники;

- методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием;

- практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы»[12; 113].

Упомянутые авторы справедливо отмечают, что «использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать множество задач, связанных с эффектным осуществлением таможенного администрирования. Среди них выделяют такие задачи, как:

- упрощение и ускорение таможенных операций и таможенного контроля;

- применение СУР;

- накопление информации об экономических операторах;

- ведение для таможенных целей баз данных и реестров субъектов, осуществляющих внешнеторговые операции, и оказывающие услуги в области ВЭД;

- осуществление информационного обмена между таможенными органами и другими контролирующими ВЭД органами государственной власти, а также зарубежными таможенными администрациями» [12].

Схожее понимание информационных технологий имеют Сергеева И.А. и Петрова Ю.О. Они считают, что «под информационной технологией понимается система методов, программных и технических

средств, объединенных в целостную технологическую систему, для целенаправленного сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления пользователю документированной информации» [13; 74].

Лепа Т.П., автор учебного пособия «Информационные технологии в таможенной сфере», под «информационной технологией понимает систему методов и способов, сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники». По её мнению, «в ИТ и предметом, и продуктом труда является информация, а орудием труда - соседство вычислительной техники и связи» [14; 11]. «Информационные технологии - это организационно-технический термин, обозначающий весь комплекс новейших взаимосвязанных и взаимозависимых технологий, при помощи которых снимается информация с объектов управления, ведется сбор, переработка и передача информационных потоков» [14]. Основной задачей таможенных информационных технологий, отмечает Лепа Т.П., является управление информацией внутри таможенной системы.

Одним из наиболее интересных исследований анализируемой области можно назвать публикацию Саен-ко В.В., Куштапина С.А., Гарбуза В.В., Черных В.В., Зыбиной Е.В. «Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации» [15; 111]. Авторы научной статьи отмечают, что «информационно-коммуникационные технологии, используемые в деятельности таможенных органов, обеспечивают развитие внешнеэкономической деятельности и дальнейшее повышение качества таможенного администрирования. По их мнению основные направления развития ИКТ на перспективный период до 2030 года необходимо разрабатывать в целях обоснования и своевременной организации планирования мероприятий и работ, направленных на создание новых ИКТ и их внедрение в таможенных органах, обеспечение функционирования каналов передачи данных, поддержание в рабочем состоянии информационно-технических средств (далее - ИТС) и в актуальном состоянии используемых информационно-программных средств (далее -ИПС)» [15].

Российские таможенники в своем исследовании приводят перечень из 28 нормативных актов России, регламентирующих вопросы применения информационных технологий и информационного взаимодействия в сфере таможенного дела. Среди них выделены методические рекомендации:

- по подготовке планов информатизации государственных органов, включая форму плана информатизации государственного органа;

- по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах;

- по подготовке отчетов о выполнении планов информатизации государственных органов, включая форму отчета о выполнении планов информатизации государственных органов;

- по осуществлению учета и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В этом же научном исследовании выделены показатели, которые планируется достичь в рамках реализа-

ции основных направлений развития ИКТ на перспективный период [15; приложение № 1, № 2].

Российские специалисты выделяют следующие базовые принципы основных направлений развития ИКТ на долгосрочную перспективу:

- «улучшение институциональных условий при минимальном прямом регулировании;

- определение приоритетов государственной поддержки;

- создание научно-технологического задела и новой высоко-технологичной продукции по перспективным направлениям развития ИКТ» [15; 112].

Что касается инфраструктуры ИКТ, эксперты таможенной службы выделяют её следующие элементы:

- «средства вычислительной техники с установленными информационно-программными средствами;

- средства информационной безопасности;

- средства коммутации, управления и передачи информации, объединенных линиями связи и каналами передачи данных;

- системы бесперебойного гарантированного электроснабжения;

- системы поддержания температурно-влажностного режима, комплексных систем безопасности (управление доступом, охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение);

- системы пожаротушения, которые обеспечивают реализацию функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела и функций, обеспечивающих деятельность таможенных органов, предоставление государственных услуг» [15].

Авторы вышеупомянутого исследования обращают внимание на то, что «информационно-технические подразделения таможенных органов отвечают за работоспособность средств вычислительной техники с установленными информационно-программными средствами, средств и систем информационной безопасности, средств коммутации, управления и передачи информации, за функционирование комплексных систем безопасности, линий связи и каналов передачи данных» [15; 112].

Изучая роль информационных технологий в таможенной сфере, Плетухина А.А. и Хвостова И.П. приводят следующие типы таможенных информационных технологий, которые требуют комплексной автоматизации:

- «таможенное оформление и таможенный контроль в торговле и неторгового оборота;

- контроль доставки товаров;

- ведение таможенной статистики внешнеэкономической деятельности России, формирование данных для официальных публикаций и информационная поддержка федеральных и местных властей таможенной статистики внешней торговли;

- областная таможенная статистика внешней торговли России и формирования данных для публикаций;

- расчет таможенных платежей;

- таможенно-банковский валютный контроль валютных поступлений от экспорта товаров и расчета платежей в иностранной валюте;

- контроль над соблюдением мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- регулирование внешнеторговых бартерных сделок;

- контроль исполнения решений таможенных органов;

- непрерывный анализ деятельности и контроля таможенных органов оперативных служб таможенной

администрации, региональных таможенных управлений и таможенных органов;

- таможенный контроль товаров из контролируемого списка;

- информационное обеспечение деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов» [16; 145].

В рамках реализации реформы таможенного администрирования, отмечают Полухин И.В. и Форикова А.О., проводится введение следующих новых информационных технологий в области таможенного дела:

- «электронное декларирование;

- предварительное информирование;

- удаленный выпуск;

- автоматическая регистрация и автоматический выпуск таможенных деклараций;

- электронное декларирование процедуры транзита» [17; 258].

Так выглядят научно-практические подходы к пониманию информационных коммуникационных технологий. Рассмотрим институт электронной (цифровой) таможни сквозь призму ИКТ.

2. ИКТ И ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ

2.1. Общая характеристика Инструмента картирования решений ИКТ на границе.

Для понимания ИКТ решений при формировании института цифровой таможни мы обратились к инструменту, который называется «Инструмент картирования решений ИКТ на границе» [18]. Его разработчики отмечают, что при выборе системы иКт для оформления на границе,2 которая наилучшим образом отвечает потребностям страны для обработки грузов и таможенным требованиям, перед правительствами стоит трудоемкая задача провести обширные исследования и анализ, чтобы изучить варианты предлагаемых поставщиками ИКТ решений. Это подразумевает конкретное изучение объема и автоматизированных функций каждой системы еще до того, как кто-либо начинает подбирать решение с учетом конкретных потребностей государства. Инструмент картирования решений ИКТ на границе был разработан Агентством США по международному развитию (USAID) в рамках финансируемого проекта TCBoost и Группой Всемирного банка (WBG) с целью изучения доступных вариантов использования систем ИКТ для содействия «торговле через границы» и предоставления странам и пользователям ключевой информации, необходимой для принятия обоснованных решений в области политики и закупок [18].

При проведении опроса подход TCBoost основывался на следующих предположениях:

• Современное управление границами включает в себя нечто большее, чем «таможенная» автоматизация. Управление границами предполагает управление нормативно-правовой базой для 20-60 - в некоторых случаях более 100 агентств, которые имеют законную компетенцию в отношении товаров, пересекающих границу.

• Концепция «формы» в автоматизированном оформлении товаров на границе превосходит фокус на элементах данных. Данные, необходимые различным пограничным органам, часто повторяются до 40 раз в различных формах.

• Для обработки электронных данных при таможенном оформлении товаров, вероятно, будут использо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Border clearance ICT system. 162

ваться несколько взаимосвязанных систем даже в рамках таможни в качестве основного пограничного органа [18].

Следует отметить, что в 2010 году USAID и WBG провели функциональное картографическое исследование с целью инвентаризации функциональных элементов систем ИКТ для таможенной очистки на границе, которые в настоящее время доступны и используются государственными органами, в первую очередь таможенными органами, для таможенной очистки товаров в соответствии с пограничными правилами. Эта инвентаризация учитывает ключевые функции хорошо зарекомендовавших себя продуктов, а также новые типы систем в процессе разработки. Список участников опроса продолжает расти, и результаты, представленные в этом инструменте, будут обновляться, чтобы охватить как можно больше поставщиков на этом постоянно растущем рынке.

Результаты этого опроса включены в интерактивный инструмент картирования границ ICT, который позволяет:

- выбрать различные функции (functions), которые правительство рассматривает для автоматизации с помощью закупок систем ИКТ, и

- просмотреть перечень текущих поставщиков / решений, которые предлагают эти функции (features).

После получения результатов пользователь этого Инструмента может просмотреть страны, в которых поставщик в настоящее время внедряет выбранные решения, а также прямую ссылку на веб-страницу этого поставщика, чтобы начать углубленный обзор его предложений. Затем разработчики этого Инструмента предлагают, чтобы перед началом фактического процесса закупок уполномоченный орган ознакомился с Руководством по передовой практике закупок информационных и коммуникационных технологий [19].

Рассмотрим, как Инструмент картирования решений ИКТ на границе, связан с институтом цифровой таможни. Прежде всего, отметим, что анализируемый Инструмент не использует понятие «цифровая таможня». Очевидно, это связано с тем, что разработчики ИКТ решений в большей степени оперируют понятием «электронная таможня»; отсутствуют научно-практические разработки, инструменты международного таможенного сообщества, например ВТамО, которые позволяют установить четкую границу между электронной и цифровой таможней.

Итак, анализируемый инструмент выделяет 15 функций (блоков), которые по решению таможенной администрации могут быть автоматизированы:

1. Управление информацией.

2. Операции, предшествующие импорту.3

3. Декларации, оформление и проверка.4

4. Управление рисками.

5. Уполномоченный экономический оператор.

6. Доходы.

7. Транзит.

8. Правоохрана.

9. Декларирование.5

10. Аудит.

11. Расследования.

12. Апелляции.

13. Международное сотрудничество.6

14. Управление качеством.7

3 Pre-Import.

4 Declarations, clearance and inspection.

5 Declaration.

6 Global Cooperation.

15. Системная поддержка.8

Анализируемый «Инструмент картирования решений ИКТ на границе» приводит 38 решений ИКТ, которые разработаны различными компаниями (поставщиками, разработчиками), а также страны, которые их применяют на практике. Например, среди этих решений (solutions) упоминаются «ASYCUDA World», «Предварительная информация о грузах»,9 «Электронная таможня»10 и др. Каждое из решений имеет ссылку на информационный ресурс разработчика. Например, решениями ИКТ в области «электронной таможни» занимаются такие компании, как Intrasoft International [20] и SIVECO Romania [21].

Важно отметить, что каждое из 38 ИКТ решений картировано в разрезе вышеупомянутых 15 функций (блоков). При этом каждый из блоков разбит на характеристики (features). Разработчики анализируемого инструмента выделили 90 характеристик. Например, для функции (блока) «управление информацией» перечислены следующие характеристики:

(1) Общедоступная таблица тарифов с возможностью поиска; (2) таблица тарифов с возможностью поиска для классификации тарифов, доступная через интернет; (3)интуитивно понятная помощь для классификации тарифов; (4) открытый доступ ко всем правилам контролирующих органов; (5) открытый доступ ко всем торговым соглашениям; (6) открытый доступ к новому правовому акту о тарифной классификации до его издания; (7) определение предварительной тарифной заявки; (8) открытый доступ ко всем тарифам, налогам и сборам; (9) поиск тарифа и правил на будущую дату; (10) точка (пункт) подачи для запроса о классификации; (11) точка (пункт) подачи для обязательного решения; (12) открытая база данных обязательных постановлений и судебных решений; (13) точка (пункт) подачи апелляции; (14) публичный доступ к комментариям к правовым актам; (15) база данных электронных форм; (16) новости; (17) обновленные инструкции по границе.

Обратим внимание на то, что Инструмент картирования решений ИКТ на границе содержит пояснения по каждой их характеристик, поименованных в 15-ти функциях (блоках). Например, под «открытым доступом ко всем правилам контролирующих органов» (см. п.4 выше) понимается «Таблица поиска всех правил для всех контролирующих органов, применяемых во время импорта, экспорта или транзита через одно интернет-приложение».

Анализируемый нами Инструмент является интерактивным и позволяет оперативно сопоставлять в одной системе координат исследуемые решения ИКТ, посредством анализа их характеристик. Например, можно сравнить «Электронную таможню» с «ASYCUDA World» в разрезе картированных 90 характеристик. Если такая характеристика относится к ИКТ решению, то напротив неё проставляется знак «Y», что означает «Да», т.е. в наличии.

Благодаря этому Инструменту таможенная администрация, которая занимается проблематикой автоматизации таможенных операций, бизнес-процессов, может оперативно ознакомиться с существующими (готовыми) продуктами (решениями, разработками) в области ИКТ для конкретного института в области таможенного регулирования.

7 Quality Management.

8 Systems Support.

9 Advance Cargo Information.

10 eCustoms Suite.

Без сомнения, исследуемый Инструмент картирования решений ИКТ на границе представляет научно-практический интерес и заслуживает особого внимания в контексте исследования проблематики развития цифровой таможни. По нашему мнению, этот инструмент куда более интересен в профессиональном отношении, нежели, например, инструменты, связанные с позиционированием цифровой таможни, сквозь призму Балийского соглашения.

2.2. Характеристики электронной таможни в рамках Инструмента картирования решений ИКТ на границе.

Перечислим основные характеристики электронной таможни, поименованные в Инструменте картирования решений ИКТ на границе. Примечание: курсивом выделены позиции, которые разработчик Intrasoft International [20] не относит к ИКТ «электронная таможня».

1.Управление информацией:

- общедоступная таблица тарифов с возможностью поиска;

- таблица тарифов с возможностью поиска для классификации тарифов, доступная через интернет;

- интуитивно понятная помощь для классификации тарифов;

- открытый доступ ко всем правилам контролирующих органов;

- открытый доступ ко всем торговым соглашениям;

- открытый доступ к новому правовому акту о тарифной классификации до его издания;

- определение предварительной тарифной заявки;

- открытый доступ ко всем тарифам, налогам и сборам;

- поиск тарифа и правил на будущую дату;

- точка (пункт) подачи для запроса о классификации;

- точка (пункт) подачи для обязательного решения;

- открытая база данных обязательных постановлений и судебных решений;

- точка (пункт) подачи апелляции;

- публичный доступ к комментариям к правовым актам;

- база данных электронных форм;

- новости;

- обновленные инструкции по границе.

2. Операции, предшествующие импорту:

- B2G представление данных для разрешений;

- совместное использование разрешений G2G (национальный уровень);

- G2B одобрение разрешений.

3. Декларирование, оформление и проверка:

- автоматическое принятие манифеста;

- автоматизированная обработка манифеста;

- подача декларации в электронном виде;11

- G2G и G2B разрешения для лицензий;

- расчет всех пошлин, налогов и сборов;

- полная Гармонизированная система и соответствующий национальный тариф;12

- управление назначением работы таможни;13

- межведомственное управление оформлением;

- управление соответствием требованиям оценки ВТО;

- интерфейс данных с налоговыми системами.

4. Управление рисками:

- директивы о рисках из внешних оценок;

11 Declaration filing electronically.

12 Full HS and national tariff compliant.

13 Customs work assignment management.

- анализ рисков и прогнозирование;

- идентификация участника торговли;

- история оценки;

- автоматический пересчет уровня риска;

- управление выбора проверки;

- Data mining (сбор данных, интеллектуальный анализ данных);

- G2G совместное использование оценки рисков (национальный);

- разведывательная поддержка.

5. Уполномоченный экономический оператор:

- управление программами УЭО;

- отслеживание аудита УЭО;

- соответствие уЭо управлению рисками;14

- оценка уровня достоверности УЭО;15

- анализ стоимости программы УЭО.

6. Доходы:

- сбор доходов и отчетность;

- B2G оплата пошлин и налогов.

7. Транзит:

- расположение транзитных грузовиков;

- управление товарами, находящимися на таможенном складе;

- управление временным импортом / экспортом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отслеживание и управление транзитом;

- отслеживание / управление внутренним транспортом;

- страхование транзитных гарантий (национальное);

- управление таможенным складом.

8. Правоохрана:

- отслеживание и наблюдение за людьми и транспортными средствами;

- сообщения об аресте и отслеживание;

- поиск инвентарного контроля.

9. Декларирование:

- управление конфискацией и штрафами;

- вынесение штрафов;

- отслеживание штрафов;

- завершение действия штрафа;

- отслеживание затрат, связанных со штрафами;

- вынесение решения о конфискации;

- отслеживание конфискации;

- отслеживание стоимости конфискации;

- инвентарный контроль изъятия.

10. Аудит:

- аудит выбора и управления;

- аудит делопроизводства;

- аудит результатов отчета;

- аудит отслеживания затрат;

- аудит правоохраны / отслеживание расследований;

- оценка соответствия выбора аудита.

11. Расследования:

- управление расследованиями;

- отчеты о расследованиях;

- отслеживание затрат расследования.

12. Апелляции:

- управление апелляционным процессом.

13. Международное сотрудничество:

- выдача транснациональных гарантий по транзиту (выпуск транснациональных транзитных облигаций);16

- оформление транснациональных транзитных гарантий (облигаций);17

- G2G обмен информацией о разрешениях (международный уровень);

14 AEO compliance feed to risk management.

15 Оценка уровня достоверности УЭО.

16 Multinational transit bond issuance.

17 Multinational transit bond clearance.

- транзитные гарантии (многонациональные);

- &23 обмен информацией об оценке рисков (международный).

14. Управление качеством:

- отслеживание торговой статистики;

- отслеживание ключевых показателей эффективности;

- данные для проектирования операций и рабочих процессов.

15. Системная поддержка:

- многоязычные данные;

- многоязычные экраны;

- функции безопасности для отслеживания системных изменений;

- повторно используемые данные;

- юридически обязательная публичная информация.

2.3. Технологическая сеть Всемирной таможенной организации.

Изучая вопрос применения ИКТ в контексте института цифровой (электронной) таможни, стоит отметить, что 16 июня 2014 г. ВТамО объявила о запуске своей новой технологической сети (Те^ [22]. В значительной степени основанная на бывшем Банке данных ВТамО по передовым технологиям [23], TeN стремится стать ведущим технологическим центром для таможенных и других пограничных ведомств, поставщиков технологических решений, международных организаций и всех других соответствующих заинтересованных сторон в управлении границами [24].

ВТамО пригласила компании зарегистрировать на этом ресурсе [25] свою продукцию бесплатно, что дает им широкую известность среди членов ВТамО и других пограничных ведомств. Те, кто заинтересован в присоединении к Те^ должны подключиться к вебстранице сети и создать учетную запись. Как только их запрос подтверждается, они получают логин и пароль для доступа и управлению корпоративной информацией и информацией о продукте.

Благодаря этой платформе таможенные администрации могут искать и просматривать информацию о новейших технологических решениях и продуктах, доступных на рынке. Новая платформа также включает в себя два отдельных дискуссионных форума, которые не доступны для широкой публики. Первый ограничивается таможенными и другими пограничными учреждениями, что позволяет им обмениваться мнениями о технологическом опыте и будущих разработках. Помимо контролирующих органов, второй дискуссионный форум также приветствует зарегистрированные компании, предоставляя пользователям и поставщикам возможность взаимодействовать [24].

По сути, технологическая сеть TeN является единственной коммуникационной платформой для таможенных и других пограничных ведомств, технологических компаний, международных организаций и соответствующих заинтересованных сторон для обмена опытом и информацией о технологиях, связанных с управлением границами. Анализируемая платформа полезна, поскольку помогает оперативно ознакомиться с ИКТ решениями, реализуемыми в различных государствах-членах ВТамО. Справочно отметим, что партнерами технологической платформы ВТамО являются 32 международных организации.

На сегодняшний день в этой базе данных ИКТ решений представлены разработки 48 стран. При этом система позволяет группировать ИКТ решения по следующим направлениям:

- обнаружение делящихся веществ;

- системы таможенного оформления;

- системы управления рисками;

- считывание документов/ их подтверждение;

- оборудование для сканирования;

- оборудование для тестирования и обнаружения;

- оборудования для отслеживания;

- разведывательная система;

- инструменты/безопасное оборудование;

- технологии, поддерживающие стандарты.

Нельзя не отметить, что технологическая сеть (Те^ удобна в использовании и является прекрасным источником для изучения готовых разработок, ИКТ решений в области таможенного администрирования. По нашему мнению, этот инструмент, созданный на платформе ВТамО, эффективен для развития института цифровой таможни.

ВЫВОдЫ. На основании вышеизложенного сформулируем выводы.

1. Применение информационных систем и технологий в таможенном администрировании позволяет упростить и ускорить совершение таможенных операций; существенно сокращает их сроки, а также затраты на передачу, хранение, обработку информации; автоматизирует отдельные процессы, касающиеся взаимодействия участников ВЭД с таможней, а также таможни с другими контролирующими органами.

2. Исследование научных публикаций позволило систематизировать следующие подходы к понятию информационных технологий:

- система методов и способов, сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники [14; 11].

- организационно-технический термин, обозначающий весь комплекс новейших взаимосвязанных и взаимозависимых технологий, при помощи которых снимается информация с объектов управления, ведется сбор, переработка и передача информационных потоков [14].

- процессы, методы поиска, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [8;43].

- приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [7].

- ресурсы, необходимые для обработки, хранения и распространения информации.18

- комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию, для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств, с целью достижения оптимальных парламентов объекта управления [9;12].

- направление совершенствования деятельности таможенных органов [10; 329].

- система средств и методов работы с информацией для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [11; 81].

- система методов, программных и технических средств, объединенных в целостную технологическую систему для целенаправленного сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и пре-

18 ISO/IEC 38500:2008.

доставления пользователю документированной информации [13; 74].

- автоматизированная система средств, использующих определенную совокупность методов сбора, обработки (анализа), оценки и защиты социально-правовой информации, в процессе выработки проектов управленческих решений [11].

- информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных понятий:

• методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники;

• методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием;

• практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [12; 113].

3. В нашем понимании ИКТ - это комплексный инструмент управления, система методов и способов, сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации. Это средство для принятия решений таможенной администрацией. В этой связи ИКТ сложно назвать таможней или цифровой таможней.

4. До настоящего момента инструменты ВТамО не содержат определение понятия «электронная таможня» и «цифровая таможня». Руководство ВТамО по информационным технологиям для руководителей [4] не содержит определение понятия «информационные технологии» или «информационные коммуникационные технологии».

Если ВТамО фактически отождествляет цифровую таможню с ИКТ, то, есть ли для этого основания? Что на самом деле следует понимать под цифровой таможней? Можно ли утверждать, что вышеперечисленные определения (см. пункт 2 выводов) являются цифровой таможней? Охватывает ли «цифровая таможня» понятие «информационно-технические средства», «инфраструктура ИКТ» и «информационно-программные средства»?

На сегодняшний день международное таможенное сообщество не представило какую-либо позицию, которая позволяет нам однозначно ответить на поставленные вопросы. Для нас очевидна необходимость формирования понятийного аппарата в анализируемой области, а также разработка самостоятельного инструмента ВТамО по цифровой таможне, а также модернизация ныне действующих инструментов Организации в части развития института цифровой таможни.

Перечисленные вопросы, безусловно, следует озвучить на заседаниях рабочих органов ВТамО, в компетенции которых находятся вопросы развития института цифровой таможни и информационных коммуникационных технологий.

5. В информационных технологиях объектом воздействия (предметом) и результатом (продуктом труда) является информация, а орудием труда - информационно-технические средства» (средства вычислительной техники и связи) [14; 11]. В свою очередь под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [6; пункт 1 статьи 2].

6. Применение информационных систем и технологий в таможенном регулировании позволяет решать множество задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования (упрощение и ускорение таможенных операций и таможенного контроля; применение СУР; накопление информации об

экономических операторах; ведение для таможенных целей баз данных и реестров субъектов, осуществляющих внешнеторговые операции и оказывающие услуги в области ВЭД; осуществление информационного обмена между таможенными органами и другими контролирующими ВЭД органами государственной власти, а также зарубежными таможенными администрациями [12; 113].

7. Институт ИКТ в России регулируется множеством правовых инструментов (28), среди них можно выделить ряд методических рекомендаций, которые, на наш взгляд, представляют интерес для развития ИКТ в сфере таможенного администрирования.19

8. В рамках исследования передовой практики таможенного регулирования в государствах-членах ВТамО в области развития ИКТ интерес представляют разработки специалистов таможенной службы России. В частности ими выделены показатели, которые планируется достичь в рамках реализации основных направлений развития ИКТ на перспективный период до 2030 г. [15; приложение № 1, № 2.].

9. Инфраструктура ИКТ включает следующие элементы:

- средства вычислительной техники с установленными информационно-программными средствами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средства информационной безопасности;

- средства коммутации, управления и передачи информации, объединенных линиями связи и каналами передачи данных;

- системы бесперебойного гарантированного электроснабжения;

- системы поддержания температурно-влажностного режима, комплексных систем безопасности (управление доступом, охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение);

- системы пожаротушения, которые обеспечивают реализацию функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела и функций, обеспечивающих деятельность таможенных органов, предоставление государственных услуг [15; 112].

10. Можно выделить базовые принципы основных направлений развития ИКТ на долгосрочную перспективу:

- улучшение институциональных условий при минимальном прямом регулировании;

- определение приоритетов государственной поддержки;

- создание научно-технологического задела и новой высокотехнологичной продукции по перспективным направлениям развития ИКТ [15].

11. Российскими исследователями выделяется около 12 типов таможенных информационных технологий. К относительно новым информационным технологиям в области таможенного дела относят

- электронное декларирование;

- предварительное информирование;

- удаленный выпуск;

19 По подготовке планов информатизации государственных органов, включая форму плана информатизации государственного органа; по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах; по подготовке отчетов о выполнении планов информатизации государственных органов, включая форму отчета о выполнении планов информатизации государственных органов; для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению учета и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

- автоматическая регистрация и автоматический выпуск таможенных деклараций;

- электронное декларирование процедуры транзита [17; 258].

12. В 2010 г. было проведено функциональное картографическое исследование с целью инвентаризации функциональных элементов систем ИКТ для таможенной очистки на границе. Данная инвентаризация учитывает ключевые функции хорошо зарекомендовавших себя продуктов, а также новые типы систем в процессе разработки. В результате был создан «Инструмент картирования решений ИКТ на границе» [26]. Одним из 38 решений ИКТ Инструмента является «электронная таможня».

13. Рассматриваемый инструмент выделяет 15 функций (блоков), которые по решению таможенной администрации могут быть автоматизированы: управление информацией; операции, предшествующие импорту; декларации, оформление и проверка; управление рисками; уполномоченный экономический оператор; доходы; транзит; правоохрана; декларирование; аудит; расследования; апелляции; международное сотрудничество; управление качеством; системная поддержка.

Перечисленные позиции (функции) детализированы на 87 субпозиций (характеристик), в том числе и для электронной таможни. Инструмент картирования решений ИКТ на границе представляет научно-практический интерес и заслуживает особого внимания в рамках исследования вопроса о формировании института цифровой таможни.

14. ВТамО администрирует технологическую сеть (TeN), которая является хорошим ресурсом, где аккумулирована актуальная информация о разработках, ИКТ решениях в области таможенного администрирования. В научно-практическом аспекте данный инструмент ВТамО можно назвать ведущим технологическим центром для таможенных и других пограничных ведомств, поставщиков технологических решений, международных организаций и всех других соответствующих заинтересованных сторон в управлении границами. Технологическая сеть может быть использована в качестве информационного ресурса для развития института цифровой таможни.

Список литературы:

1. Мозер С.В. Доклады, научные публикации, проекты. URL: http://customs-academy.net/?p=3817.

2. Белоусова Т.И. Информационные технологии как инструмент реализации задач таможенного администрирования // Проблемы современной науки образования. - 2014. - № 2 (20). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21962037 (дата обращения: 10.05.2019).

3. Чарушников Е.О., Белоусов Ю.Л. Повышение эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий // Инновационная экономика и общество. - 2016. - № 2 (12). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26586495 (дата обращения: 10.05.2019).

4. IT Guide for Executives. World customs Organization. June, 2018. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facili-tation/instrument-and-tools/tools/it-guide-for-executi-ves.aspx (дата обращения: 12.04.2019).

5. Даниелян А.А., Любкина Е.А., Ханов Р.М. Влияние развития информационных технологий на требования к персоналу в таможенных органах // NOVAUM.RU. -2018. - № 11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 32505993 (дата обращения: 09.05.2019).

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// ИПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 12.05.2019).

7. «ГОСТ 34.003-90. Межгосударственный стандарт. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3399) из информационного банка «Строительство» // СПС КонсультантПлюс.

8. Гончаров С.Б., Алибеков С.Т. Правовые аспекты внедрения информационных технологий в таможенном регулировании Евразийского экономического союза // Наука и знание: Конкурентоспособность общества, науки и бизнеса в условиях мировых интеграционных процессов. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. Новороссийск, 13-14 апреля 2017 г. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 29294059 (дата обращения: 10.05.2019).

9. Аксенов И.А. Информационные технологии в таможенной деятельности: учебное пособие. - Владимир, 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25759994 (дата обращения: 09.05.2019).

10. Барандеев Т.А. Информационные технологии в таможенном деле // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы международной научно-практической конференции, отв. ред. И.А. Сушко-ва. 2016. Издательство: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (Саратов). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26363124 (дата обращения: 09.05.2019).

11. Воронов А.М. Информационные технологии в деятельности таможенных органов: организационно-правовое обеспечение // Вестник Российской таможенной академии. - 2008. - № 2. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=12000713 (дата обращения: 09.05.2019).

12. Горбенко В.М., Малахова С.М. Применение информационных технологий, как одного из направлений совершенствования таможенного администрирования // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 4-1 (13). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27470139 (дата обращения: 09.05.2019).

13. Сергеева И.А., Петрова Ю.О. Управление деятельностью таможенных органов на основе применения информационных технологий // Actualscience. -2017. - № 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 28314536 (дата обращения: 09.05.2019).

14. Лепа Т.П. Информационные технологии в таможенной сфере. - Иркутск, 2016. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26794393 (дата обращения: 12.05.2019).

15. Саенко В.В., Куштапин С.А., Гарбуз В.В., Черных В.В., Зыбина Е.В. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации // Транспортное дело России. Издательство: Редакция газеты «Морские вести России». - 2015. - № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23887560 (дата обращения: 09.05.2019).

16. Плетухина А.А., Хвостова И.П. Роль информационных технологий в таможенной сфере // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития.- 2016. -

№ 28-2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26095444 (дата обращения: 10.05.2019).

17. Полухин И.В., Форикова А.О. Применение информационных технологий при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза // Логистические системы в глобальной экономике.- 2017. - № 7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 29095752 (дата обращения: 10.05.2019).

18. Border ICT Solutions Mapping Tool. URL:http://ict-solutions.wcoomdpublications.org/border_survey.php (дата обращения: 11.05.2019).

19. Information and Communications Technology Procurement. Best Practices Guide for Customs Administrations. USAID. May 2011. URL: http://ictsolutions.wcoomd-publications.org/USAID_ICT_Procurement_Guide_for_Cu stoms.pdf (дата обращения: 11.05.2019).

20. Intrasoft International. URL: https://ecustoms.intra-soft-intl.com/contact (дата обращения: 11.05.2019).

21. SIVECO Romania. URL: http://www.siveco.ro/en (дата обращения: 11.05.2019).

22. The WCO Technology Network (TeN). URL: https://ten.wcoomd.org/ (дата обращения: 12.05.2019).

23. WCO's Databank on Advanced Technology. See Stefan Aniszewski. WCO Technology and Innovation Forum: Background Paper. WCO Research Paper № 4. November 2009. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/ wco/public/global/pdf/topics/research/research-paper-series/technology.pdf?la=en (дата обр.: 12.05.2019).

24. The WCO introduces its Technology Network/ World Customs Organization. 16 June 2014. URL: http://www. wcoomd.org/en/media/newsroom/2014/june/the-wco-introduces-its-technology-network.aspx (дата обращения: 12.05.2019).

25. The WCO Technology Network (TeN). URL: https://ten.wcoomd.org/ (дата обращения: 12.05.2019).

26. Border ICT Solutions Mapping Tool. URL:http://ict-solutions.wcoomdpublications.org/border_survey.php (дата обращения: 11.05.2019).

Рецензия

на статью Мозера Сергея Владимировича «Информационные коммуникационные технологии и электронная (цифровая таможня) Всемирной таможенной организации»

Представленная на рецензирование статья Мозера С.В. посвящена исследованию вопроса взаимосвязи электронной (цифровой) таможни Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) и информационных коммуникационных технологий.

На сегодняшний день большинство исследований таможенной проблематики в той или иной степенью связаны с информационными коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), механизмом «единого окна», оптимизацией таможенных операций, а также цифровой таможней. Эти же вопросы крайне актуальны для таможенного блока Евразийской экономической комиссии, которая занимается совершенствованием таможенного администрирования в Евразийском экономической союзе.

Стоит отметить, что ВТамО фактически отождествляет цифровую таможню с ИКТ. Так, отдельный раздел об институте цифровой таможни содержится в «Руководстве ВТамО по информационным технологиям для руководителей». Несмотря на это отсутствует определение понятия «цифровая таможня», не выделены её характеристики, признаки. Существующие подходы, разработки ВТамО к цифровой таможне не позволяют дать понятный ответ на вопрос, что есть

цифровая таможня, и каким образом она взаимосвязана с ИКТ.

Перечисленное доказывает актуальность научно-исследовательского материала Мозера С.В.

Автором в комплексе исследуются и систематизируются различные подходы к понятию ИКТ; выделена их инфраструктура, а также базовые принципы основных направлений развития на долгосрочную перспективу. Здесь же дается общая характеристика Инструмента картирования решений ИКТ на границе. Особый интерес представляет классификация (детализация) субпозиций (характеристик) анализируемого инструмента для электронной таможни. В дополнение к этому Мозер С.В. затрагивает вопросы функционирования Технологической сети Всемирной таможенной организации.

Научная статья Мозера С.В. обращена к широкому

кругу специалистов, деятельность которых связана с развитием правового института цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

Полученные в рамках исследования С.В. Мозера выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению на заседании рабочих органах ВТамО, а также в экспертной работе ЕЭК.

Статья С.В. Мозера представляет научный и практический интерес и заслуживает опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия Д.К.Секербаева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 77,35%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.