Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ НА ОСНОВЕ ПОДХОДОВ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ НА ОСНОВЕ ПОДХОДОВ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ВТАМО / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Задача. Исследовать существующие подходы Всемирной таможенной организации (ВТамО) по совершенствованию таможенного регулирования для формирования теоретических основ правового института цифровой таможни. Выводы. Представленная статья раскрывает актуальные вопросы развития института цифровой таможни во ВТамО. На основе изучения рабочих материалов Политической комиссии ВТамО 2015 года автором классифицируются предложения, видения по созданию цифровой таможни. Данная классификация рекомендуется как фундамент для последующего создания теоретических основ анализируемого института таможенного права. Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение. Приведенная в статье классификация актуальных вопросов формирования цифровой таможни, а также соответствующие пояснения представляют интерес для проводимой в Евразийской экономической комиссии в настоящий момент работы по созданию правовой концепции цифровой таможни в государствах-членах ЕАЭС. Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является одной из первых публикаций на пространстве ЕАЭС по проблематике цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CUSTOMS REGULATION: FORMATION OF THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DIGITAL CUSTOMS INSTITUTE BASED ON APPROACHES OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

Purpose. Investigate the existing approaches of the World Customs Organization (WCO) to improve customs regulations to form the theoretical foundations of the legal institution of digital customs. Design/methodology/approach. The presented article reveals the current issues of the development of the digital customs institution in the WCO. Based on a study of the working materials of the 2015 WCO Policy Commission, the author classifies proposals and visions for the creation of digital customs. This classification is recommended as groundwork for the subsequent creation of the theoretical foundations of the analyzed institution of customs law. Practical meaning. The classification given in the article of topical issues of digital customs formation, as well as corresponding explanations, are a matter of interest to the work currently underway at the Eurasian Economic Commission to create a legal concept for digital customs in Eurasian Economic Union (EEU) Member states. Social implications. The introduction of the digital customs institution into the law of the EEU and customs regulation in general is aimed at optimizing customs operations and simplification of trade procedures. Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO activities and is one of the first publications in the EEU on digital customs issues within the framework of the WCO activities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ НА ОСНОВЕ ПОДХОДОВ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

13. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

13.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ НА ОСНОВЕ ПОДХОДОВ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

©Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики; старший научный сотрудник

Место работы: Евразийская экономическая комиссия; НИИ Российской таможенной академии

moser-info@yandex.ru

Аннотация

Задача. Исследовать существующие подходы Всемирной таможенной организации (ВТамО) по совершенствованию таможенного регулирования для формирования теоретических основ правового института цифровой таможни. Выводы. Представленная статья раскрывает актуальные вопросы развития института цифровой таможни во ВТамО. На основе изучения рабочих материалов Политической комиссии ВТамО 2015 года автором классифицируются предложения, видения по созданию цифровой таможни. Данная классификация рекомендуется как фундамент для последующего создания теоретических основ анализируемого института таможенного права.

Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение. Приведенная в статье классификация актуальных вопросов формирования цифровой таможни, а также соответствующие пояснения представляют интерес для проводимой в Евразийской экономической комиссии в настоящий момент работы по созданию правовой концепции цифровой таможни в государствах-членах ЕАЭС. Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является одной из первых публикаций на пространстве ЕАЭС по проблематике цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Политическая комиссия ВТамО, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня.

На сегодняшний день в теории международного, административного и таможенного права отсутствуют фундаментальные теоретические исследования, которые формализуют, раскрывают, характеризуют институт электронной или цифровой таможни в рамках таможенного регулирования. Для целей организации работы Экспертной группы ЕЭК по подготовке первоначального документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни»1 нами были исследован значительный массив научных публикации по вопросу развития института электронной таможни. Если брать российский сегмент науки в области таможенного дела, то, как правило, такие исследования идут в фарватере нормативного регулирования Федеральной таможенной службы, а выводы и рекомендации за редким исключением не апеллируют к зарубежному опыту таможенного администрирования или правовым инструментам и средствам Всемирной таможенной организации в рас-

1 В рамках работы тематического блока «Электронная таможня» ра-

бочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Ос-

новных направлений развития механизма «единого окна» в системе

регулирования внешнеэкономической деятельности.

сматриваемой области. В свою очередь научные разработки института цифровой таможни практически отсутствуют.

Мы не утверждаем безапелляционно, что внешние подходы и предложения к развитию института электронной или цифровой таможни обязательно идеальны. Мы исходим из тезиса, что для формирования и модернизации данного института необходимо обратиться к существующему многообразию правовых инструментов, подходов, мнений, позиций, вариантов, которые предлагаются международным таможенным сообществом в анализируемой области. И с учетом этого сформировать свой эталон, модель, в том числе региональную модель, концепцию, программу мероприятий развития института цифровой или электронной таможни. Следует подчеркнуть, что государства-члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в рамках совершенствования таможенного администрирования развивают институт электронной таможни, но не цифровой. Иное не вытекает из анализа нормативных правовых актов таможенных администраций наших стран, рабочих материалов ЕЭК, а также аналитики в СМИ.

Несмотря на это обстоятельство, на экспертном уровне происходит понимание того, что электронная таможня - это эво-

люционный этап, предшествующий цифровой таможне, умной таможне. Причем каждый из этапов характеризуется набором особенностей, характеристик, решений - правовых, организационных, технических, технологических. В этом контексте возникает ряд вопросов. Например, в Стратегии развития российской таможни до 2030 года речь должна идти об «электронной» или «цифровой таможне»? Возможно, удобно не замечать разделение упомянутых эволюционных этапов и выдвигать тезис, что электронная и цифровая таможня - одно и то же явление. Ибо в противном случае потребуется серьезная работа по внесению соответствующих изменений, как минимум, на нормативном уровне. А, возможно, что «игра» слов просто не стоит затрат, несмотря на то, что ещё в 2014г. Всемирная таможенная организация (далее - ВТамО) подняла проблематику создания института цифровой таможни2. По нашему мнению, большую часть вопросов можно было бы снять при наличии фундаментальных теоретических разработок, теории права, где рассматривается правовой институт электронной и цифровой таможни. К сожалению, такие комплексные теоретические и практические исследования за некоторыми исклю-

3

чениями отсутствуют.

Указанные обстоятельства определяет актуальность настоящей статьи.

В ранее опубликованном исследовательском материале были классифицированы актуальные вопросы института цифровой таможни во ВТамО4. Напомним, что затронутая проблематика совершенствования таможенного регулирования была рассмотрена на уровне Политической комиссии ВТамО (далее - ПК) 7 - 9 декабря 2015 г. в Пуна-Кана (74-е заседание). Упомянутая классификация представляет собой сформированную автором группировку (21 пункт) мнений, подходов, видения экспертов высокого уровня на заседании ПК по отдельным темам в рамках исследования вопроса формирования института цифровой таможни в государствах-членах ВТамО5.

В целях разработки теоретических основ института цифровой таможни, которая является важным инструментом совершенствования таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС, рассмотрим предметно каждый из выделенных элементов в комплексе.

1. Понятийный аппарат. Анализ материалов заседания Политической комиссии позволяет сделать вывод о подходах к формированию понятийного аппарата цифровой таможни. Обратим внимание, что понятийный аппарат это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаи-

2 См. Мозер С.В. Совершенствование таможенного регулирования: о стратегической концепции цифровой таможни Всемирной таможенной организации // Пробелы в российском законодательстве. — № 4. - 2019 г.

3 См. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (дата обращения: 24.06.2019).

4 См. Мозер С.В. Классификация актуальных вопросов института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки. - № 3.- 2019 г. URL: http://customs-academy.net/ ?p=12638 (дата обращения: 29.06.2019).

5 Среди них проблематика понятийного аппарата, цифровизация таможни, как результат цифровой революции, как явление и процесс; таможенное дело и цифровая таможня; практические аспекты реализации института цифровой таможни; механизм управления, таможенное администрирование в контексте развития цифровой таможни; таможенные операции (бизнес-процессы) в рамках цифровой таможни; система управления рисками (СУР) и цифровая таможня; субъектный состав правоотношений в рамках цифровой таможни и др.

мосвязи и процессы6. В любом исследовании, на наш взгляд, важно определиться с точным толкованием какого-либо понятия, несущим в себе чёткий, фиксированный смысл7. Понятие -это одна из основных форм человеческого мышления, которая отражает в общих чертах суть явлений и предметов окружающего нас реального мира, выделяя среди них как общие, так и специфические признаки, и закрепляя полученный опыт в определениях (дефинициях)8. В нашем случае таким понятием является «цифровая таможня». Мы полагаем, что прежде чем проводить дискуссии о темах раскрывающих содержание цифровой таможни, принципиально важным является определение «цифровой таможни», которое содержит четкий фиксированный смысл этого явления. Несмотря на то что, этот вопрос глубоко не затрагивался на заседании ПК, из всего обилия материалов мы выделили следующий подход, который несколько позже позволит нам сформировать варианты определения:

цифровая таможня является всеобъемлющим средством (англ. enabler - фактор, пособник)9, способствующим объединению различных ключевых и возникающих вопросов таможни в повестке дня ВТамО, таких как электронная коммерция, оценка эффективности и обмен информацией10.

Обратим внимание, что для данного случая цифровая таможня выступает средством, которое фактически объединяет актуальные вопросы таможенного администрирования, находящиеся на повестке дня ВТамО. Например, если апеллировать к словам К. Микурия, генерального секретаря ВТамО, озвученным в ходе 74-го заседания ПК, то понятие «цифровая таможня» можно толковать как средство, которое среди прочего касается (1) управления изменениями, (2) административно-правовых (организацион-ных) вопросов функционирования современной таможни, а также (3) использования цифровых технологий11.

Важно также понять, что цифровая таможня не отождествляется на 100% с информационными коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), равно как и инструментами, средствами, которые разработаны международным таможенным сообществом по линии ИКТ. В то же время, в понятийном контексте, отсутствуют ответы на вопрос о цифровой таможне как системе, и какие элементы ее формируют. Таким образом, продолжается формирование подходов к формированию понятийного аппарата цифровой таможни в рамках функционирования различных рабочих органов ВТамО.

2. Цифровизация таможни. Делегаты ПК, дискутируя о проблематике цифровизации современной таможни, затронули вопрос взаимосвязанности и способах преодоления цифрового разрыва. По их мнению цифровизация должна рассматриваться как часть «интегрированной таможенной» системы. При этом цифровая таможня представляет собой средство, а не

6 Что такое понятийный аппарат? URL: http://fb.ru/article/379693/chto-takoe-ponyatiynyiy-apparat (дата обращения: 19.03.2019).

7 Что собой представляет определение. URL: https://vchemraznica.ru /chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

8 Что собой представляет понятие. URL: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

9 Comprehensive enabler for.

10 Item 251. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016. - P. 50.

11 Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. - P. 78. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (дата обращения: 24.06.2019).

самоцель, и цель должна состоять не в том, чтобы оцифровать существующие бюрократические процессы, а в первую очередь проанализировать их для достижения наилучшего возможного результата (Item 235; Doc.SP0550E1a). Другими словами, речь идет об оптимизации бизнес-процессов (таможенных операций) современной таможни.

В теории управления термин цифровизация используется в разных значениях. По мнению Т. Серых, цифровизация - это применение прорывных технологий, трансформирующих операционные процессы и бизнес модели за счет замещения или дополнения человека на базе использования продвинутой аналитики, искусственного интеллекта, мобильных и носимых устройств, роботизации и интеграционных технологических платформ12. Этот же автор считает, что цифровизация предполагает постоянный процесс совершенствование и трансформацию бизнеса (в нашем случае таможенного администрирования - прим. автора) путем поиска, пилотирования и внедрения новых прорывных решений. П. Боровков разделяет три главных термина: атоматизация, цифровизация и цифровая трансформация бизнеса. По его мнению, (1) автоматизация - это перевод существующих в бизнесе процессов «как есть» на базу компьютерных вычислений, электронного хранения и обмена данными. В свою очередь, (2) цифровизация - это изменение бизнес-процессов компании «как надо» таким образом, чтобы они больше соответствовали новым инструментам и технологиям цифровой экономики. Наконец, под (3) цифровой трансформацией бизнеса следует понимать изменение всей бизнес-модели: стратегии, процессов, организационной структуры, финансов, продаж, логистики для наиболее эффективного использования возможностей цифровой экономики13. А. Тарасов обращает внимание, что цифровая трансформация -прежде всего, означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Он полагает, что, ключевой процесс цифровой трансформации стратегическое управление данными14.

Считается, что решение является цифровым, если оно основано на одной из групп технологий:

1. Продвинутая аналитика (продвинутая аналитика и большие данные).

2. Искусственный интеллект (например, компьютерное зрение, речевой интерфейс).

3. Роботизация (роботы и дроны).

4. Мобильные и носимые устройства (мобильные решения, носимые технологии, например, электронные таможенные пломбы).

5. Интеграционные технологические платформы (промышленный интернет вещей, облачные технологии, электронное взаимодействие и социальные сети, ускоренные/ квантовые вычисления, распределнные реестры данных (block chain). Обратим внимание, что приведенные технологии могут, как дополнять человека, так и его замещать. Первое относится к

12 Татьяна Серых. Accenture. Цифровизация. III конференция «Технологии в области разведки и добычи нефти», 2017. - Слайд 11. URL: http://techneft.ru/images/doc/sekcii/06_informatizaciya/8_accenture.pdf (дата обращения: 19.03.2018).

13 Павел Боровков. Что такое цифровизация? 21 декабря 2018г. URL: http://platforum.online/poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (дата обращения: 19.03.2018).

14 Александр Тарасов. Что такое цифровизация? 21 декабря 2018г.

URL: http://platforum.online/poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (дата обращения: 19.03.2018).

технологиям продвинутой аналитики, а также мобильным и носимым устройствам, а второе связано с искусственным интеллектом и роботизацией (См. Т. Серых).

Если это перенести на язык таможенного администрирования, то процессу цифровизации таможни, а тем более, создание модели цифровой таможни, требуется исследование следующих элементов в одной системе координат:

- Применение прорывных (цифровых) технологий.

- Трансформация операционных процессов (таможенных операций).

- Оптимизация бизнес-процессов (таможенных операций).

- Бизнес-модели.

- Продвинутая аналитика.

- Искусственный интеллект.

- Мобильные и носимые устройства.

- Автоматизация.

- Роботизация.

- Интеграционные технологические платформы.

- Модель цифровой таможни и её варианты.

Мы полагаем, подходы, изложенные в докладе Т. Серых о цифровизации, следует преломить сквозь призму формирования института цифровой таможни. В частности, можно выделить следующие факторы успеха в цифровизации для таможенного дела:

1. Выстраивание гибкой и эффективной систему управления в таможне согласно методологии гибкого управления цифровыми проектами.

2. Эффективное привлечение должностных лиц таможенных органов, которые непосредственно работают «на земле» и распространение инновационной культуры внутри таможни.

3. Развитие цифровой экосистемы в таможенной службе: выстраивание системы работы с различными участниками экосистемы в рамках таможенных правоотношений.

Примечание: понятия «экосистема» и «платформы» объединяются общим понятием «технологическая среда обитания», в раках которой пользователь может создавать для себя нужное ему дружественное окружение (технологическое, инструментальное, методическое, документальное, партнерское и т.п.) с тем, чтобы решать уже классы задач15.

4. Развитие новых компетенций в сфере современных (прорывных) цифровых технологий:

- Продвинутая аналитика.

- Искусственный интеллект.

- Роботизация.

- Мобильные и носимые устройства.

- Интеграционные и технологические платформы (см. Т. Серых).

5. Применение новых организационных и управленческих подходов:

- Создание выделенной организационной единицы для управления цифровой трансформацией.

- Дизайн мышление.

- Гибкие интеграционные подходы к реализации проектов.

- Новые подходы к разработке и поддержке решений.

6. Привлечение, удержание, мотивация и развитие цифровых талантов (создание ценностей и культуры, направленные на привлечение, удержание и мотивацию таможенников другого типа).

7. Генерализация идей, развитие и реализация инициатив: создание рабочей группы (консультативного органа) при таможне по вопросам ее цифровизации.

15 См. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски //Власть и экономика № 10 , 2018. - С.47. URL: https://sziu.ranepa.ru/ images/nauka/UK_D0I/10_18/Khalin_10_18.pdf (дата обращения: 18.03.2019).

3. Таможенное дело (таможенное администрирование) и цифровая таможня. Делегаты, участвовавшие в заседании Политической комиссии, рассмотрели тематику использования новых технологий, в том числе с точки зрения таможенного дела, а не с точки зрения информационных технологий (далее - ИТ, 1Т). Для данного случая речь идет о системе управления в таможне и решении кадровых вопросов16. Тем не менее, это обстоятельство дает основание выделить таможенное дело в отдельную группу вопросов в рамках формирования института цифровой таможни. Справочно отметим, что в узком смысле под таможенным делом понимают совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу17. На сегодняшний день термин «таможенное дело» в праве ЕАЭС не используется18.

Следующим важным вопросом, который касается таможенного дела (таможенного администрирования), можно назвать необходимость разработки методики оценки эффективности и, соответственно, показателей эффективной деятельности цифровой таможни. Эта тема была косвенно затронута на 74-м заседании ПК в рамках дискуссий делегатов. Другими словами, интерес представляют рекомендации международного таможенного сообщества, например, в части организации управления таможенным делом сквозь призму института цифровой таможни, а также соответствующие показатели, которые его характеризуют.

На сегодняшний день какие-либо методические, научно-практические разработки международных экспертов в анализируемой области отсутствуют. И мы полагаем, что работа в этом направлении должна быть активизирована минимум по линии Подкомитета управления информацией ВТамО с последующим доведением результатов работы в адрес Постоянного технического комитета, Политической комиссии и Совета ВТамО.

4. Механизм управления, таможенное администрирование в контексте развития цифровой таможни. Отдельный блок вопросов, который привлек внимание делегатов 74-го заседания ПК, - механизм управления в контексте формирования института цифровой таможни. В публикациях, посвященных

16 Ввести должность (назначить) руководителя по данным или руководителя по технологиям,

17 Таможенное дело. URL: https://ш.wikipedia.org/Таможенное_дело (дата обращения: 19.03.2019).

18 Однако в исследуемом контексте (не вдаваясь в научные дискуссии) для данного случая мы объединяем это понятие, в том числе, с деятельностью таможенных органов в сфере таможенного регулирова-

ния, которое включает в себя установление порядка и условий переме-

щения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и

использования на таможенной территории Союза или за ее пределами,

порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами (пункт 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/ itia_12042017 (дата обращения: 19.03.2018).

цифровизации организации, прежде всего, рекомендуют проведение всестороннего исследования. Руководителю необходимо владеть информацией о влиянии новых концептуальных подходов и технологий на бизнес-процессы в рамках цифровизации. Нужно знать текущие мощности и возможности, результаты работы, требующие изменений, а также то целевое состояние организации, при котором могут быть достигнуты требу-

19

емые результаты . Разрыв между текущими возможностями и целевым состоянием превращается в «дорожную карту», которая может быть реализована исходя из приоритетов бизнес-и операционной деятельности. По мнению Р. Сиварамана, в процессе цифровизации возникает ряд вопросов:

- субъекты, которые инициируют цифровую трансформацию;

- чего можно достичь посредством цифровизации организации;

- цели цифровизации;

- оцифровка бизнес-процессов - это цифровой проект или что-то большее;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с чего начинать;

- лица, ответственные за концептуализацию и выполнение;

- где находится организация сегодня с точки зрения возможностей;

- что можно выполнить самостоятельно, и в каких случаях требуется привлечение внешних специалистов;

- как обеспечить гибкость больших экосистем;

- как воспользоваться технологической эволюцией, связанной со слоями технических архитектур, и избежать при этом ловушки проприе-

20-1

тарности ?

Поскольку таможня - это организация, со свойственными ей механизмами управления, перечисленная тематика, на наш взгляд, может рассматриваться сквозь призму организации ее деятельности. Возвращаясь к заседанию ПК, перечислим интересные тезисы по данному направлению цифровизации таможни:

С формированием института цифровой таможни страны-члены ВТамО смогут пересмотреть стратегию развития таможенной службы в организационном и оперативном плане.

Таможенные администрациям следует развиваться в направлении цифровой таможни, а в части автоматизации таможня должна идти в ногу с экономическими операторами.

Внедрение института цифровой таможни содействует быстрому таможенному оформлению товаров, а также оперативному решению вопросов, связанных с правоохранительной деятельностью таможенных органов.

При решении проблематики развития цифровой таможни все вопросы, связанные с использованием прогрессивных технологий необходимо решать при активном участии сотрудников таможни и лицами, в компетенции которых находятся вопросы политики организации, а не только специалистами IT.

Управление процессом развития цифровой таможни необходимо осуществлять не специалисту в области ИТ, а руководителю, который имеет опыт работы в таможенной сфере.

Создание цифровой таможни предполагает изучение опыта органов государственного управления в части использования технологий при взаимодействии с экономическими операторами (Items 247, 249; Doc.SP0550E1a).

19 Раджив Сивараман. Что такое «цифровизация» предприятия? URL: http://ua.automation.com/content/chto-takoe-cifrovizacija-predprijatija (дата обращения: 19.03.2018).

20 Проприетарное, частное или собственническое программное обеспечение (англ. proprietary software) - программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободы ПО (речь именно о свободе, а не просто открытости ПО) // Словарь Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf /ruwiki/1108255 (дата обращения: 19.03.2018).

В рамках формирования института цифровой таможни следует рассмотреть вопрос государственно-частного партнерства для решения проблемы приобретения ИКТ (при ограниченных финансовых ресурсах).

Таможенным администрациям необходимо рассмотреть вопрос о разработке новых планов обеспечения бесперебойного функционирования.

Глобальная таможенная сеть (GNC), играет важную роль в развитии института цифровой таможни. Она позволила разработать глобальные стандарты, которые содействуют созданию цифровой таможни.

Важным аспектом формирования института цифровой таможни является управление изменениями.21 Справочно: в теории управления «управление изменениями» означает возможность провести их в адекватные сроки, достичь поставленных целей, снизить сопротивление изменениям, повысить к ним адаптацию работников. В стратегическом контексте «управление изменениями» означает включение постоянных изменений в практику управления настолько, чтобы они стали привычными и ожидаемыми для всего персонала организации, а их временное отсутствие вызывало бы тревогу и беспокойство 22.

5. Таможенные операции (бизнес-процессы) в рамках цифровой таможни. Не менее интересным и важным блоком мы называем позиции делегатов ПК по модернизации таможенных операций (бизнес-процессов) в рамках развития цифровой таможни. Среди них следующие:

Необходимо пересмотреть таможенные операции ввиду развития передовых информационных технологий.

Технологию не следует рассматриваться как единственное решение проблем таможенного администрирования (Item 248; Doc.SP0550E1a).

Перед автоматизацией существующей таможенных операций (бизнес-процессов) требуется анализ, действительно ли этот процесс необходим в его нынешнем виде, или его можно упростить, или вообще отказаться от него. По нашему мнению, данный тезис успешно сопрягается с концепцией оптимизацией бизнес-процессов в рамках построения механизма «единого окна».

Формирование института цифровой таможни предполагает оптимизацию таможенных операций (бизнес-процессов).

Таможенные администрации преследуют разные цели при внедрении автоматизации или информационных технологий.

В современных условиях развития таможенного регулирования гармонизация таможенных операций в рамках цифрови-зации таможни является важным направлением развития таможенного дела.

Высокие затраты и сложность обеспечения финансирования для обновления систем и автоматизированных таможенных операций (бизнес-процессов) являются одной из проблем развития института цифровой таможни.

Эффективная автоматизация таможенных операций (бизнес-процессов), включают «единое окно», исследование времени выпуска, управление рисками и обмен информацией.

Создание цифровой таможни предполагает формирование долгосрочного видения автоматизированной системы электронного оформления.

Совершенствование таможенного администрирования в рамках развития института цифровой таможни предусматривает использование интеллектуального анализа данных для определения объектов контроля.

Совершенствование таможенных операций (бизнес-процессов) в рамках цифровизации таможни должно учитывать развитие института электронных платежей и цифровой подписи.

При совершении таможенных операций с использованием ИКТ важно обратить внимание на гибкость и индивидуальный подход при предоставлении услуг23.

6. Система управления рисками (СУР) и цифровая таможня. Система управления рисками наряду с механизмом «единого окна» связывается с автоматизацией (таможенных операцией).

Для целей управления рисками необходимо использовать большие данные. В этом контексте актуальны вопросы управления информацией и её оптимизация.

7. Субъектный состав правоотношений в рамках цифровой таможни. Для понимания цифровой таможни как комплексного правового явления очень важно определить сферу ее охвата, которая включает среди прочего субъектный состав. Повторимся, по нашему мнению, цифровая таможня это не только ИКТ. Анализ материалов ВТамО позволяет сделать вывод, что это также и механизм, среда, административный режим, в котором охватываются различные участники таможенные правоотношений, равно как и сферы государственного регулирования в контексте таможенного администрирования. Соответственно, для построения модели цифровой таможни необходимо, как отмечено выше, определиться с её сферой охвата. Среди озвученных позиций делегатов ПК на предмет субъектного состава мы выделяем следующие:

Создание цифровой таможни предполагает взаимодействие с правительственными и внешнеторговыми операторами, особенно тогда, когда это касается проектов «единого окна».

Наличие взаимосвязи и обмена информацией между заинтересованными таможенными администрациями является важным элементом построения цифровой таможни.

Взаимодействие с операторами и органами государственной власти может осуществляться посредством мобильных технологий.

Не должно быть никаких юридических ограничений на передачу данных другими государственными органами, например, налоговым службам.

Рассуждая о сфере охвата цифровой таможни нельзя не обратиться к опыту Евразийского экономического союза, а также таможенного блока Евразийской экономической комиссии, эксперты которого при активном участии государств-членов ЕАЭС разработали эталонную модель единого окна. Так, в 2015г. был подготовлен План мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. В рассматриваемом документе определена сфера охвата эталонной модели24.

Change management. 22 Управление изменениями в организации. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/upravlenie-izmeneniyami.html (дата обращения: 19.03.2018).

23 Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. - P. 88. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (дата обращения: 24.06.2019).

24 Kadyrkulov M.A., Mozer S.V. Improvement of instruments of customs administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrkulov,S.V. Mozer.

Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. - P.170.

URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018/11/ Kadyrku-lov-Mozer_Kyoto.pdf

Эталонная модель национального механизма «единого окна» (далее - эталонная модель) является инструментом упрощения процедур международной торговли с целью оптимизации государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и создания условий для осуществления электронных операций и электронной коммерции)25.

Эталонная модель охватывает:

1. Сферы государственного регулирования: сфера таможенного, валютного, налогового, таможенно-тарифного, нетарифного, технического регулирования, сфера применения санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитар-ных мер, сфера регулирования финансовых услуг

(банковских, страховых), транспорта и перевозок, охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;

2. Виды деятельности: внешнеторговая, деятельность по предоставлению транспортных и логистических услуг, финансовых услуг (банковских, страховых), а также деятельность в сфере таможенного дела;

3. Субъекты26.

Как видно, определение сферы охвата позволило экспертам ЕЭК и стран Союза четко обозначить круг субъектов и правоотношений с их участием, сферы государственного регулирования, а также виды деятельности. Мы полагаем, что аналогичный подход необходимо учесть в Концепции цифровой таможни.

25 См. Раздел 5. Плана мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года № 19. Collection of regulatory legal acts to implement and develop the «Single Window» mechanism in the member states of the Eurasian Economic Union for 20142015. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr /edinoe_ okno/Documents/Сборник_НПА_англ_All_2.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

26 государственные органы государств-членов: в области таможенного дела, налогообложения, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; государственные органы государств-членов, осуществляющие: выдачу разрешительных документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, транспортный контроль, санитарный, ветери-нарно-санитарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор), контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, экспортный, радиационный, валютный и другие виды государственного контроля;

организации, уполномоченные на выдачу разрешительных документов, в том числе торгово-промышленные палаты, органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие работу в области оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Союза;

заинтересованные лица: юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли); уполномоченные экономические операторы; транспортно-экспедиторские, логистические компании, перевозчики, экспресс-перевозчики; администрации воздушных портов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска; банки и страховые организации; патентные организации (патентные поверенные), операторы почтовой связи и иные организации (пункт 7 раздела 5 Плана мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года № 19. Collection of regulatory legal acts to implement and develop the «Single Window» mechanism in the member states of the Eurasian Economic Union for 2014-2015. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno /Documents/Сборник_НПА_англ_All_2.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

8. Инструменты, используемые для обеспечения функционирования цифровой таможни. Согласно Толковому словарю Ожегова, инструмент - это средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь27. В нашем случае, под инструментами мы понимаем средства, используемые для обеспечения функционирования цифровой таможни или, по-другому, реализации концепции развития цифровой таможни.

Среди инструментов, которые были озвучены на 74-м заседании Политической комиссии ВТамО в контексте цифровой таможни, мы выделяем единое окно (на национальном и региональном уровне), модель данных, большие данные, интеллектуальный анализ данных, облачные хранилища, система управления рисками, мобильные телефоны. К инструментам, используемым для обеспечения функционирования цифровой таможни, мы, безусловно, относим прорывные информационные-коммуникационные технологии.

9. Технологии, содействующие развитию цифровой таможни в системе таможенного администрирования. Под информационными технологиями мы понимаем процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов28. Соответственно под информационными таможенными технологиями следует понимать те же элементы (явления) в рамках таможенных правоотношений. Отметим, что таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий таможенных органов, декларантов и иных заинтересованных лиц, а также информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия29. Добавим, что в информационных системах таможенных органов содержится упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), которую именуют информационными ресурсами таможенных органов. Среди тезисов, позиционированных делегатами Политической комиссии ВТамО по проблематике использования перспективных информационных технологий в рамках института цифровой таможни, выделим следующие:

Страны-члены ВТамО не имеют одинаковый уровень развития или одинаковый доступ к информационным технологиям.

Цифровые технологии и инструменты в настоящее время являются частью трудовой жизни людей и их социальной жизни.

Технология не может рассматриваться как единственное решение проблем таможенного администрирования (Item 248; Doc.SP0550E1a).

Новые технологии представляют собой как возможность, так и проблему с точки зрения взаимосвязанности.

Мобильные технологии (и их приложения) в сфере таможенного администрирования должны предоставлять доступ ко всему спектру услуг; среди их характеристик - большая гиб-

27 Толковый словарь Ожегова. Академик. URL: https://dic.academic.ru /dic.nsf/ogegova/74770 (дата обращения: 21.03.2019).

28 Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) // Информационный правовой портал Гарант. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 20.03.2019).

29 Пункт 1 ст. 365 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017 (дата обращения: 21.03.2019).

кость и индивидуальный подход к пользователю, способность оперативно взаимодействовать с таможенными сетями.

Назначение мобильных технологий - обеспечивать сближение таможенных органов с экономическими операторами и органами государственной власти, контролирующими внешнеторговые операции.

Актуальными вопросами цифровой таможни в рамках информационных таможенных технологий делегаты ВТамО выделили следующие:

- использование аналитики и искусственного интеллекта.

- развитие механизма «единого огна».

- автоматизация таможенных операций.

- удаленная обработка данных на границе.

- дистанционное управление.

- функциональная (оперативная) совместимость30.

- использование мобильных приложений ИКТ для связи подразделений таможни по вопросам таможенного администрирования посредством мобильных телефонов.

- применение портативных компьютеров сотрудниками пограничных служб.

- использование печатей, радио маяков для обнаружения и отслеживания перемещаемых товаров.

- сканеры.

- беспилотные летательные аппараты.

- биометрия и технология распознавания лиц.

- новые технологии в области таможенного администрирования, связанные с безопасностью.

Информационные таможенные технологии необходимо вводить в систему таможенного администрирования, прежде всего, с точки зрения организации таможенного дела, а не с точки зрения ИТ.

Организацией работы (управлением) в таможне по применению информационных таможенных технологий должен руководитель, имеющий опыт работы в таможенной сфере, а не в области информационных технологий (Item 247; Doc.SP0550E1a). Из этого вытекает вывод, что информационные таможенные технологии производны от механизмов управления в таможне, задач, поставленных перед таможенной службой, а также администрируемых таможней таможенных операций (бизнес-процессов).

При разработке информационных технологий (для таможенных целей) необходимо проводить консультации с крупными IT компаниями о том, как технологии могут использоваться при решении различных таможенных задач. Очень важно объединить знания и ноу-хау.

10. Единое окно и цифровая таможня, их связь и соотношение в сфере таможенного дела. В рамках 74-го заседания Политической комиссии был затронут вопрос применения механизма «единого окна» в контексте формирования института цифровой таможни. До настоящего дня отсутствуют какие-либо научно-практические суждения о соотношении цифровой таможни и единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Например, интересны ответы на вопросы: что первично, а что вторично (цифровая, электронная таможня) или механизма «единого окна»? Является ли цифровая таможня механизмом «единого окна», но только в рамках таможенных правоотношений? Если да, то почему ограничивают понимание цифровой таможни (как комплексного явления) только информационными таможенными технологиями? Переходя к практическим аспектам заседания ПК перечислим тезисы делегатов по анализируемому вопросу:

30 Interoperability of technology.

Единое окно является важным проектом в контексте формирования института цифровой таможни.

Единое окно является технологией, которая уже существует и доступна многим таможенным администрациям государств-членов ВТамО. Важно создание среды «единого окна» как на национальном, так и на региональном уровне.

На сегодняшний день области, в которых используется эффективная автоматизация, включают «единое окно», управление рисками и обмен информацией.

Региональная интеграция, включая принятие регионального «единого окна», может не подходить для всех стран-членов ВТамО или всех регионов.

При формировании института цифровой таможни разработчики могут столкнуться с отсутствием политической воли и финансовыми ограничениями (прецедент «единого окна»).

11. Безопасная цепь поставки товаров и институт уполномоченного экономического оператора. Одной из важных проблем, которой уделяется внимание на заседаниях практически всех рабочих органов ВТамО, - безопасная цепь поставки товаров. Заседание Политической комиссии не стало исключением. Дискутируя по вопросу развития цифровой таможни, делегаты призвали международное таможенное сообщество уделить внимание цифровой торговле на более широком уровне, охватывающем всю цепь поставки товаров. В рамках обсуждений была поднята тема развития института уполномоченного экономического оператора. Среди прочего был затронут вопрос общей взаимосвязи между программами «Доверенные операторы» (УЭО), обменом информацией и необходимой поддержкой институционального развития.

12. Региональная интеграция и цифровая таможня. Тематика создания цифровой таможни коснулась вопроса региональной интеграции. В частности, делегаты ПК подчеркнули, что в контексте Глобальной таможенной сети (GNC) важно разработать стратегию, которая позволила бы всем членам региона участвовать в региональной интеграции. Как отмечено выше, GNC играет важную роль в развитии института цифровой таможни и позволяет разработать глобальные стандарты, которые содействуют созданию цифровой таможни. Наряду с этим представители ВТамО обратили внимание на гармонизацию данных на региональном уровне, а также обсудили развитие механизма «единого окна» на региональном уровне.

13. Правовые вопросы организации функционирования цифровой таможни. Для формирования института цифровой таможни наряду с наличием политической воли и финансовых ресурсов требуется серьезная правовая основа. Данная тема актуальна и для региональных объединений. Данная проблематика была проанализирована делегатами ВТамО. Применительно к цифровой таможне, не должно быть никаких юридических ограничений на передачу данных другими государственными органами, например, налоговыми службами. По мнению экспертов, некоторые разработки, такие как электронная подпись и электронные коносаменты, не создают проблем с технологической точки зрения, но иногда возникают проблемы, когда речь заходит об их юридической приемлемости.

14. Институциональное развитие, кадровые вопросы. Проведение эффективной кадровой политики является важным аспектом функционирования современной таможни. В этом контексте не остается в стороне и вопрос институционального развития, по-другому, наращивания потенциала. На 74-м заседании Политической комиссии данные вопросы были рас-

смотрены в рамках формирования института цифровой таможни. С эту группу вошли следующие позиции делегатов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свете создания цифровой таможни следует наращивать потенциал для обучения сотрудников таможни завтрашнего дня.

Вопросы, связанные с использованием новых информационных технологий в таможенном деле, необходимо решать непосредственно сотрудникам, а не только специалистами по информационным технологиям.

Для таможенных администраций может быть полезным ввести должность руководителя по данным31 или руководителя по технологиям32, для наблюдения как можно использовать новые технологии, но с точки зрения таможенного дела, а не с точки зрения ИТ.

Работой в области применения информационных технологий в таможне должно руководить лицо, имеющее опыт работы в таможенной сфере, а не IT.

Для обеспечения развития института цифровой таможни необходимо ввести должность высокоспециализированного персонала - аналитика данных. Помимо этого рекомендуется введение должности целевых экспертов.

Человеческие ресурсы и обучение персонала для повышения квалификации - еще один ключевой фактор, который требует значительных усилий со стороны таможенных администраций (Item 253; Doc.SP0550E1a).

15. Проблемные вопросы внедрения института цифровой таможни. Анализ проблемных вопросов развития института цифровой таможни на момент 74-го заседания ПК ВТамО позволил сформировать следующее видение:

Отсутствие соответствующей законодательной базы для поддержки цифровой таможни.

ИКТ являются дорогостоящими с точки зрения, как приобретения, так и обслуживания оборудования.

Высокие затраты и сложность обеспечения финансирования для обновления информационных систем и автоматизированных процессов (таможенных операций, бизнес процессов).

Наличие «цифрового разрыва»33 и в связи с этим проблематика совместимости информационных систем34.

Проблема кибербезопасности (безопасность данных, конфи-денциаль-ность), целостности данных, сокращения времени (периода) между запросом данных и их фактическим получением. Аналитика данных среди прочего выступает в качестве ключевого решения возникающих проблем.

Потенциальная угроза безопасности, создаваемая облачным хранилищем.

В таможенных администрациях государств-членов ВТамО разные уровни внедрения, применения и владения новыми информационными технологиями.

Проблематика гармонизация данных на региональном уровне особенно в контексте «единого окна». Наряду с этим необходимо обеспечить высокое качество данных, своевременное их получение.

16. Дополнительные темы для концепции цифровой таможни. Делегаты ПК предложили включить следующие темы в концепцию цифровой таможни:

- Дематериализация таможни (включить в тематику реформа и модернизация).

- Управление изменениями и мошенничество в сфере коммерции.

31 Chief Data Officer.

32 Chief Technology Officer.

33 «Digital divide».

34 Compatibility of systems.

- Функциональная (оперативная) совместимость технологий.35

- Вопросы безопасности и электронная коммерция.

- Цифровая торговля и безопасная цепь поставки товаров.

- Повышение доверия в рамках тематики «Модернизация и реформа».

17. Роль Всемирной таможенной организации в формировании института цифровой таможни. ВТамО должна выполнять функцию мониторинга, а также распространять передовой опыт.

В заключении отметим, что приведенная систематизация подходов Политической комиссия ВТамО в 2015г. к созданию института цифровой таможни может стать основой как для практических аспектов формирования Концепции цифровой таможни в государствах-членах ЕАЭС, так и развития теоретических основ цифровой таможни. В любом случае данный анализ приближает нас к пониманию цифровой таможни как комплексного правового явления, а опыт ВТамО подлежит дальнейшему исследованию для целей совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,98%.

Список литературы:

1. Боровков Павел. Что такое цифровизация? 21 декабря 2018г. URL: http://platforum.online/poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (дата обращения: 19.03.2018).

2. Мозер С.В. Классификация актуальных вопросов института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки. - № 3. - 2019 г. URL: http://customs-academy.net/?p=12638 (дата обращения: 29.06.2019).

3. Мозер С.В. Совершенствование таможенного регулирования: о стратегической концепции цифровой таможни Всемирной таможенной организации // Пробелы в российском законодательстве. - № 4.

- 2019 г. URL: http://customs-academy.net/?p=3817 (дата обращения: 29.06.2019).

4. Сивараман Раджив. Что такое «цифровизация» предприятия? URL: http://ua.automation.com/content/chto-takoe-cifrovizacija-predprijatija (дата обращения: 19.03.2018).

5. Татьяна Серых. Accenture. Цифровизация. III конференция «Технологии в области разведки и добычи нефти», 2017. URL: http://techneft.ru/images/doc/sekcii/06_informatizaciya/8_accenture.pd f (дата обращения: 19.03.2018).

6. Тарасов Александр. Что такое цифровизация? 21 декабря 2018г. URL: http://platforum. online /poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (дата обращения: 19.03.2018).

7. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Власть и экономика № 10, 2018. URL: https://sziu.ranepa.ru /images/nauka/UK_D0I/10_18/Khalin_10_18.pdf (дата обращения: 18.03.2019).

8. Kadyrkulov M.A., Mozer S.V. Improvement of instruments of customs administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrkulov,S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018/11/Kadyrkulov-Mozer_Kyoto.pdf

' Interoperability of technology.

9. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (дата обращения: 24.06.2019).

10. Таможенное дело. URL: https://ru.wikipedia.org/ Таможен-ное_дело (дата обращения: 19.03.2019).

11. Управление изменениями в организации. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/upravlenie-izmeneniyami.html (дата обращения: 19.03.2018).

12. Что такое понятийный аппарат? URL: http://fb.ru/article /379693/chto-takoe-ponyatiynyiy-apparat (дата обращения: 19.03.2019).

13. Что собой представляет понятие. URL: https://vchemraznica.ru /chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

14. Что собой представляет понятие. URL: https://vchemraznica.ru /chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

15. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016.

16. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569 /itia_12042017 (дата обращения: 19.03.2018).

17. План мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года № 19. Collection of regulatory legal acts to implement and develop the «Single Window» mechanism in the member states of the Eurasian Economic Union for 2014-2015. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr /edinoe_okno/Documents/Сборник_НПА_англ_All_2.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

18. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) // Информационный правовой портал Гарант. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 20.03.2019).

19. Словарь Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki /1108255 (дата обращения: 19.03.2018).

20. Толковый словарь Ожегова // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/74770 (дата обращения: 21.03.2019).

РЕЦЕНЗИЯ

В своевременных условиях евразийской интеграции государства-члены ЕАЭС активно сотрудничают по линии совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли. Отдельное направление такого взаимодействия - развитие института цифровой таможни. На сегодняшний день страны ЕАЭС развивают национальные системы информационных коммуникационных технологий, а также внедряют в правоприменительную практику современные инструменты таможенного регулирования, которые сопряжены с институтом цифровой таможни. В рамках нормотворческой деятельности специалисты таможенного блока Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) обращаются к международному опыту и теоретическим разработкам в области таможенного дела.

Применительно к институту цифровой таможни следует отметить, что на теоретическом уровне он не формализован, отсутствуют исследования на уровне монографий. Очевиден разрыв между теорией, социальным запросом (таможня и участники ВЭД) и правоприменительной практикой в части формирования института цифровой таможни. В контексте приводимых консультаций по проблематике развития цифровой таможни актуальным вопросом является изучение зарубежного опыта и, прежде всего, Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО).

В статье Мозера С.В. анализируются актуальные вопросы развития института цифровой таможни во ВТамО, классифицируются предложения, видения по её созданию. Не вызывает сомнения, что представленная классификация может быть применена в качестве базы для последующего создания теоретических основ института цифровой таможни.

Сформированные Мозером С.В. выводы и предложения заслуживают внимания и представляют научно-практический интерес для экспертов ЕЭК, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного администрирования и, в частности, развитием механизма «единого окна» и цифровой таможни.

Статья обращена к широкому кругу специалистов, вовлеченных в процесс исследования проблематики модернизации института цифровой таможни, а также развитием международного таможенного права.

Полученные в рамках исследования выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению на экспертном уровне в ЕЭК.

Научно-исследовательская статья С.В. Мозера заслуживает опубликования в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».

Советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия, канд. юрид. наук

Д.А. Авдонин

IMPROVEMENT OF CUSTOMS REGULATION: FORMATION OF THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DIGITAL CUSTOMS INSTITUTE BASED ON APPROACHES OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

©Mozer Sergei V., PhD in law, Deputy Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation; Senior Researcher

Work place: Eurasian Economic Commission; Research Institute of the Russian Customs Academy

moser-info@yandex.ru

Annotation

Purpose. Investigate the existing approaches of the World Customs Organization (WCO) to improve customs regulations to form the theoretical foundations of the legal institution of digital customs.

Design/methodology/approach. The presented article reveals the current issues of the development of the digital customs institution in the WCO. Based on a study of the working materials of the 2015 WCO Policy Commission, the author classifies proposals and visions for the creation of digital customs. This classification is recommended as groundwork for the subsequent creation of the theoretical foundations of the analyzed institution of customs law.

Practical meaning. The classification given in the article of topical issues of digital customs formation, as well as corresponding explanations, are a matter of interest to the work currently underway at the Eurasian Economic Commission to create a legal concept for digital customs in Eurasian Economic Union (EEU) Member states.

Social implications. The introduction of the digital customs institution into the law of the EEU and customs regulation in general is aimed at optimizing customs operations and simplification of trade procedures.

Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the WCO activities and is one of the first publications in the EEU on digital customs issues within the framework of the WCO activities.

Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, WCO Policy Commission, e-Customs, digital Customs, customs regulation, customs administration, international customs law, customs.

Reference list:

1. Borovkov Pavel. What is digitalization? December 21, 2018. URL: http://platforum.online/poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (date of the request: 19.03.2018).

2. Mozer Sergei. Classification of topical issues of the digital customs institution at the World Customs Organization // Social and political sciences. - № 3 (June). - 2019. URL: http://customs-academy.net/?p=12638 (date of the request: 29.06.2018).

3. Mozer Sergei. Improvement of customs regulation: on the strategic concept of digital customs of the World Customs Organization // Gaps in Russian legislation. - № 4. - 2019. URL: http://customs-academy.net/?page_id=10398 (date of the request: 29.06.2019).

4. Rajiv Sivaraman. What is the «digitalization» of the enterprise? URL: http://ua.automation.com/content/chto-takoe-cifrovizacija-predprijatija (date of the request: 19.03.2018).

5. Tatyana Serykh. Accenture. Digitization. III Conference «Technologies in the field of oil exploration and production», 2017. URL: http://techneft.ru/images/doc/sekcii/06_informatizaciya/8_accenture.pd f (date of the request: 19.03.2018).

6. Tarasov Alexander. What is digitalization? December 21, 2018. URL: http://platforum.online/poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (date of the request: 19.03.2018).

7. Khalin V.G., Chernova G.V. Digitization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks // Power and Economy № 10, 2018. URL: https://sziu.ranepa.ru /images/nauka/UK_DOI/10_18/Khalin_10_18.pdf (date of the request: 18.03.2019).

8. Kadyrkulov M.A., Mozer S.V. Improvement of instruments of customs administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrkulov,S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018/11/Kadyrkulov-Mozer_Kyoto.pdf (date of the request: 18.03.2019).

9. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (date of the request: 24.06.2019).

10. Customs business. URL: https://m.wikipedia.org/TaMoweHHoe_ge^o (date of the request: 19.03.2019).

11. Management of changes in the organization. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/upravlenie-izmeneniyami.html (date of the request: 19.03.2018).

12. What is the conceptual apparatus? URL: http://fb.ru /article/379693/chto-takoe-ponyatiynyiy-apparat (date of the request: 19.03.2019).

13. What is the definition? URL: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (date of the request: 19.03.2019).

14. What is the term. URL: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (date of the request: 19.03.2019).

15. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016.

16. Customs Code of the Eurasian Economic Union. Annex 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union. Legal portal of the Eurasian Economic Union. URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017 (date of the request: 19.03.2018).

17. Action Plan on implementation the Main Directions for Development of the «Single Window» Mechanism in the System of Regulation of Foreign Economic Activity. Approved by the Decision № 19 of the Supreme Eurasian Economic Council of May 8, 2015// Collection of regulatory legal acts to implement and develop the «single window» mechanism in the member states of the Eurasian Economic Union for 2014-2015. URL: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Doc uments/C6opHMK_HnA_aHm_All_2.pdf (date of the request: 20.03.2019).

18. Federal Law of July 27, 2006 №. 149-03 № «On Information, Information Technologies and Information Protection» (with amendments and additions) // Legal Information Portal Garant. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (date of the request: 20.03.2019).

19. Dictionary Academician. URL: https://dic.academic.ru /dic.nsf/ruwiki/1108255 (legislation. - № 4. - 2019. http://customs-academy.net/?page_id=10398 (date: 19.03.2018).

20. Ozhegov Tolklovy Dictionary // Academician. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/74770 (date of the request: 21.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.